Научная статья на тему 'Подготовительные меры создания организационно-экономического механизма обеспечения роста эффективности функционирования отраслей сферы услуг'

Подготовительные меры создания организационно-экономического механизма обеспечения роста эффективности функционирования отраслей сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТРАСЛИ СФЕРЫ УСЛУГ / ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM / RESOURCE POTENTIAL / EFFICIENCY OF ACTIVITY OF BRANCH OF SPHERE OF SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ерохина Людмила Ивановна

Формируется состав мер по разработке организационно-экономического механизма обеспечения роста эффективности функционирования отраслевых составляющих сферы услуг в перспективном периоде времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ерохина Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATORY MEASURES INSTITUTION-ECONOMIC INSTRUMENTS FOR HIGH EFFICIENCY OF THE SERVICE INDUSTRIES

Formed part of measures to develop the organizational and economic mechanism to ensure high efficiency of the industry was equal to the service sector in the prospective period of time.

Текст научной работы на тему «Подготовительные меры создания организационно-экономического механизма обеспечения роста эффективности функционирования отраслей сферы услуг»

ном, авиационном, энергетическом, транспорта и дорожного строительства, информатизации и связи.

И все бы хорошо, если бы не одно «но». Взаимодействие между производителями и образовательными учреждениями осуществляется на основе вертикальной интеграции и в большей степени носит формальный характер. Формирующийся образовательный кластер имеет узкоотраслевую направленность, что не позволяет эффективно и системно решать проблемы регионального социально-экономического развития. Другими словами, мы из одной крайности уходим в другую. На наш взгляд, было бы более целесообразно создание инновационного образовательно-производственного кластера, который способствовал бы реализации интересов всех участников данного кластера, концентрации усилий и ресурсов, возможности разработки и достижения стратегических целей как участников, так и региона в целом.

Благодаря реализации модели инновационного образовательно-производ-ственного кластера в Республике Татарстан возможно решение проблемы кадрового обеспечения всех сфер производства товаров и услуг на принципиально новом уровне с учетом инновационных преобразований экономики региона. Результатом модернизации кадрового ресурса при помощи инновационного обра-зовательно-производственного кластера будут изменение качества жизни населения республики и его экономический рост в силу применения программ непрерывного образовательного процесса, который максимально учитывает требования реального сектора экономики на современном этапе.

Литература

1. Маршалл А. Основы экономической науки. М.: Эксмо, 2008. 832 с.

2. ПисьмакВ. Новые формы организации инновационного процесса // Экономист. 2003. № 9. С. 53-65.

3. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2000. 635 с.

4. Филиппов П. Кластеры конкурентоспособности // Эксперт. Северо-Запад, 2003. № 43. С. 16-19.

ДЖУМАЕВА РИММА АЛИМЖАНОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и предпринимательской деятельности, Казанский государственный технологический университет, Россия, Казань (dzuma67@mail.ru).

DZHUMAEVA RIMMA ALIMZHANOVNA - candidate of economics sciences, assistant professor of management and entrepreneurship, Kazan State Technology University, Russia, Kazan.

УДК 338.46

Л.И. ЕРОХИНА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ СОЗДАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОСТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕЙ СФЕРЫ УСЛУГ

Ключевые слова: организационно-экономический механизм, ресурсный потенциал, эффективность деятельности отрасли сферы услуг.

Формируется состав мер по разработке организационно-экономического механизма обеспечения роста эффективности функционирования отраслевых составляющих сферы услуг в перспективном периоде времени.

L.l. EROKHINA

PREPARATORY MEASURES INSTITUTION-ECONOMIC INSTRUMENTS FOR HIGH EFFICIENCY OF THE SERVICE INDUSTRIES

Key words: organizational-economic mechanism, resource potential, efficiency of activity of branch of sphere of services.

Formed part of measures to develop the organizational and economic mechanism to ensure high efficiency of the industry was equal to the service sector in the prospective period of time.

Включение в процесс формирования организационно-экономического механизма такого ответственного этапа, как соблюдение роста уровня эффектив-

ности ресурсопотребления в течение устанавливаемого менеджментом периода времени, требует решения ряда таких задач, как: самостоятельный расчет или выбор из рекомендуемых определений уровней обобщающего и частных показателей эффективности процесса оказания услуг, производства продукции отраслевыми составляющими сферы услуг; соблюдение сопоставимости стоимостных показателей экономических и финансовых результатов, затрат по временным периодам расчета с целью повышения уровня объективности динамики изменений как показателей результативности, затрат, так и уровней эффективности использования отдельных видов ресурсов, их совокупности; определение возможности ресурсного и организационного потенциалов обеспечивать планируемые темпы роста эффективности используемых ресурсов в установленном менеджментом периоде средне-, долгосрочного развития [3].

Непосредственно соблюдение роста уровня эффективности ресурсопотребления в отраслевой или локальной составляющей сферы услуг, на наш взгляд, может быть обеспечено как организационно-экономическими мерами в рамках мониторинга и контроля за изменениями уровней эффективности за ряд лет, так и посредством мер и действий в обобщающей стратегии экономического роста и осуществляемых функциональных (частных) стратегий. При этом отклонения от планово-расчетных величин эффективности процесса оказания услуг сопутствующим им видам производимой продукции должны устраняться экстенсивными или интенсивными способами использования ресурсного потенциала, внедрением технических, технологических, организационных и информационных новшеств.

Следует отметить, что соблюдение планово-расчетных и фактических уровней использования ресурсов в течение устанавливаемого периода времени развития локальной или отраслевой социально-экономической системы сферы услуг позволяет менеджменту свой организационный потенциал использовать в той наиболее полной мере, которая сопутствует сложившимся условиям и возможностям в стремлении достигать оптимальных значений экономических результатов и затрат, эффективности использования всех видов ресурсов, участвующих в процессах оказания услуг, производства продукции.

Установление и обоснование содержательной формы функционального назначения организационно-экономического механизма повышения (соблюдения темпов роста) эффективности функционирования отраслевых составляющих сферы услуг на начальной стадии его разработки, в свою очередь, требуют конкретизации аналогичных назначений отдельных видов и в целом ресурсного, организационного потенциалов, что позволяет не только определить свойства и применимость того или иного ресурсного, организационного потенциалов в процессе оказания потребителям услуг, но и конкретизировать его общее функциональное назначение, осуществление которого, как нам представляется, придает тому или иному виду ресурса характер индивидуальности потребления, специфическую форму влияния на качественные и количественные показатели оказываемых услуг, производимой продукции.

Так, например, для такой составляющей ресурсного потенциала, как основные фонды, функциональное назначение состоит в физическом прямо и опосредованном участии в технологических процессах оказания услуг или производства продукции для придания им свойств, соответствующим сложившимся вкусам и предпочтениям их потребителей. Целевая направленность основных фондов отраслевых или локальных составляющих сферы услуг, имеющей тесную связь с функциональным назначением основных фондов, дополняет и объединяет интегральную характеристику функциональной полезности посредством целевого стремления данной ресурсной составляющей к обеспечению качественных параметров услуги, изготавливаемой продукции, соответствующих требованиям конкретных контингентов потребителей.

Формулирование функционального назначения всему ресурсному потенциалу, участвующему в процессе оказания услуг как взаимодействующему составу материально-технических, оборотных активов, трудовых и информационных ресурсов для соблюдения сбалансированности объемов потребляемых ресурсов и достижения качественных характеристик услуги (комплекса услуг), необходимых для потребителей, по нашему мнению, выражает обобщенное сущностное представление о функциональных возможностях ресурсного потенциала. При этом располагаемый ресурсный потенциал отраслевой составляющей сферы услуг свое функциональное назначение выражает не только возможностями сохранять свою способность участвовать в индивидуальном или комплексном процессах оказания услуг и сопутствующем для них производстве продукции, но и реализацией этих возможностей для обеспечения потребителей услугами и продукцией требуемого качества и объема услуг, продукции, равновесного сложившемуся спросу на рынке.

Следует отметить, что сформулированные в логико-вербальной форме функциональные назначения и целевая направленность отдельных видов ресурсов и в целом ресурсного потенциала субъекта хозяйствования, отраслевой составляющей сферы услуг в рамках начально-подготовительной стадии создания организационно-экономического механизма повышения уровня использования ресурсного потенциала являются не только конкретизированной формой потенциальных свойств, возможностей и направленности применения отдельных видов и совокупности ресурсного обеспечения эффективно функционирующего процесса оказания услуг, производства продукции, позволяющей менеджменту ориентироваться в диапазоне ресурсных потенциальных возможностей, объеме и интенсивности их реализации для соблюдения адекватности качества и стоимостных объемов оказания услуг исходя из располагаемого ресурсного потенциала, но и фактором функционального и целенаправленного влияния ресурсного потенциала на достижение той динамики изменения во времени обобщающего и частных уровней ресурсопотребления отраслевой составляющей сферы услуг, которая соответствует установленным на планово-расчетной основе уровням эффективности.

В процессе целевой и функциональной ориентации отраслевой социально-экономической системы сферы услуг в рамках организационно-экономического механизма способствования росту ее эффективности деятельности, в условиях существенных изменений состояния макросреды во времени исследование сложившихся условий, использование действенного инструментария (состава способов и методов соблюдения целевой направленности отраслевой социально-экономической системы сферы услуг в составе осуществляемых организационных, экономических, финансовых и инновационных мер, реализуемых стратегий экономического роста, повышения эффективности процесса оказания услуг) должно проявляться как в усилении влияния на экономическую, социальную результативность технологических составляющих текущего, перспективного и стратегического управления, так и в соединении технологических элементов системы управления текущим функционированием в единый взаимодействующий комплекс, в целом отражающий целевую ориентацию социально-экономической системы на достижение максимально возможных экономических и социальных результатов в установленных временных периодах [1].

Единство целевой ориентации отраслевой или локальной составляющей сферы услуг может быть достигнуто в том случае, если предпринимаемые организационные и экономические меры в технологических элементах всех видов управления выступают взаимодействующим и взаимодополняющим комплексом, направленным на последовательное, а в ряде случаев и на дифференцированное, выполнение необходимых мер, использование способов и методов для достижения целевых установок результативности и эффективности процесса оказания услуг.

Так, например, организационно-экономическими мерами в составе технологических элементов управления перспективным развитием отраслевой составляющей сферы услуг выступают:

- определение по установленным временным периодам на прогностической основе экономико-математическими или экспертными методами среднесрочных экономических результатов, обеспечение достижения которых в условиях влияния негативных факторов внешней среды должно выполняться на основе взаимодействия технологических элементов системы стратегического управления долгосрочным развитием экономических видов деятельности сферы услуг;

- формирование состава технологических элементов каждого из видов управления с установлением их влияния на экономические, социальные результаты, эффективность процесса оказания услуг;

- определение последовательности или избираемой приоритетности взаимодействия технологических составляющих интегрированных видов управления процессом оказания услуг, обеспечивающих адекватность плановорасчетных и фактических результатов функционирования отраслевой социально-экономической системы сферы услуг;

- принятие мер корректировки во взаимодействии технологических составляющих системы управления в случае возникающих отклонений в достижении поставленной целевой установки.

Следует отметить, что начальная стадия создания механизма повышения эффективности деятельности отраслевой составляющей сферы услуг в своем использовании организационно-экономических, инновационных, финансовых и иных мер, методов и способов должна руководствоваться подготовительными действиями и работами по созданию механизма и их реализации в текущем и перспективном периодах времени [2]. При этом размеры ресурсообес-печения предпринимаемых мер, методов и способов их осуществления для достижения необходимых уровней эффективности процессов оказания услуг, производства продукции должны дифференцироваться в зависимости как от величины целевых установок перед отраслевой социально-экономической системой, так и от условий ее функционирования во внешней среде.

Подготовительные меры формируемого организационно-экономического механизма повышения эффективности функционирования отраслевых составляющих сферы услуг по определению последовательности и вариантности комплексного сочетания элементного взаимодействия отраслевой социально-экономической системы на индивидуальной или совокупной основе, в соответствии с нашими представлениями, должны быть синхронизированы с теми воздействиями макро-, микросред, которые возникают в установленном интервале или в неопределенном времени. При этом в зависимости от числа и направленности факторных воздействий должен изменяться объем ресурсов, участвующих в комплексных мерах в рамках стратегий по противодействию негативному факторному влиянию.

Составляемые методические рекомендации об использовании различных сочетаний взаимодействия элементов в отраслевой социально-экономической системе на начально-предварительной стадии создания организационноэкономического механизма должны учитывать наиболее вероятные изменения состояния внешней среды с тем, чтобы элементное взаимодействие системы могло быть рационализировано как различным объемом использования ресурсов, так и их комплексным использованием или индивидуальным сочетанием, соответствующих целевой направленности отраслевой социально-экономической системы на достижение максимально возможных экономических результатов, эффективности осуществления процесса оказания услуг.

Литература

1. Селиванов В.В. Механизм целевой ориентации как инструментарий сбалансированного экономического роста промышленного предприятия: Препринт. СПб.: Диалог, 2008.

2. Фокина М.Л. Анализ результативности и формирование механизма стратегического управления развитием учреждений и отраслей культуры. СПб.: Диалог, 2009.

3. Шлёнскова ЕС. Стратегическое управление социально-экономическим развитием сферы услуг: теоретические и концептуальные положения. СПб.: Диалог, 2010.

ЕРОХИНА ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА - старший преподаватель, Мурманский институт экономики, Россия, Мурманск (britrus@yandex.ru).

EROKHINA LYUDMILA IVANOVNA - senior teacher, Murmansk Institute of Economics, Russia, Murmansk.

УДК 332.252:338.439.02

Э.Г. КУЗНЕЦОВА

ЛИЧНОЕ ПОДВОРЬЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИСТОЧНИК ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ

Ключевые слова: личное подсобное хозяйство (ЛПХ), крестьянское (фермерское) хозяйство, производительность труда, государственная поддержка, кооперирование, продовольственная безопасность.

Рассмотрены вопросы ошибочности проводимой в сельском хозяйстве земельной реформы, мало-эффективности фермерства и устойчивости личных подсобных хозяйств (ЛПХ) населения. Отмечено сокращение производства продовольственных ресурсов из-за низкой производительности труда в сельском хозяйстве. Обоснована необходимость функционирования ЛПХ как дополнительного источника продовольствия. Приведено отличие между товарным и потребительским характером ЛПХ. Подчеркнута необходимость вмешательства государства в регулирование развития ЛПХ как малой формы сельскохозяйственного производства в интересах обеспечения продовольственной безопасности.

E.G. KUZNETSOVA PERSONAL FARMSTEAD AS THE MAJOR SOURCE OF FOOD RESOURCES

Keywords: Personal part-time farm (PP-TF), a country (farmer) economy, labor productivity, state support, cooperation, food safety.

In article questions of an inaccuracy of land reform spent in agriculture, ineffective farming and stability of personal part-time farms (PP-TF) the population are considered. Curtailment of production of food resources because of low labor productivity in agriculture is marked. Necessity of functioning PP-TF as additional source of the foodstuffs is proved. Difference between commodity and consumer character PP-TF is made.

Necessity of intervention of the state for regulation of development ЛПХ as small form of agricultural production in interests of maintenance of food safety is underlined.

С 1991 г. в стране началась земельная реформа под лозунгом: «Только ферма накормит Россию». С тех пор ликвидированы колхозы и совхозы. В деревне возникла многоукладное^: индивидуальные предприниматели, фермерские хозяйства, сельхозкооперативы, крупные холдинги. Государство при этом упразднило в селе системы заготовок, снабжения, сбыта, ремонта и строительства, а крестьянин остался в стороне от происходящих процессов, он не был втянут в реформу. Крестьян автоматически превратили в фермеров. Однако юридически в качестве собственников земли оформлено только 14% всех крестьян. Фермеры производят всего 7-9% всей сельскохозяйственной продукции страны.

Целью работы является обоснование необходимости разработки научно-методических подходов к повышению эффективности личных подсобных хозяйств (ЛПХ).

Для того, чтобы достичь поставленной цели, сформулированы следующие задачи: проанализировать причины утраты Россией продовольственной безопасности; выявить причины существования ЛПХ в современных условиях; обосновать необходимость развития ЛПХ как объективной закономерности в общественном воспроизводстве; доказать необходимость государственной поддержки ЛПХ в интересах обеспечения продовольственной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.