Научная статья на тему 'Функциональная ориентация планирования развития социально-экономических систем сферы услуг'

Функциональная ориентация планирования развития социально-экономических систем сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
250
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ялунер Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функциональная ориентация планирования развития социально-экономических систем сферы услуг»

Е В. ЯЛУНЕР

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ СФЕРЫ УСЛУГ

Функциональная ориентация планирования перспективного развития конкретной социально-экономической системы в своей содержательной основе должна, по нашему мнению, включать не только стремление достичь ею устанавливаемых на прогностической основе экономических и социальных результатов посредством реализации комплекса ресурсообеспеченных мер экономического, финансового, инновационного, маркетингового, структурноорганизационного характера, но и нейтрализовывать, нивелировать существенные влияния негативных факторов внешней и внутренней сред, достигать намеченной цели на основе принципов планомерности и пропорционального развития в той мере их соблюдения, которая возможна в рамках взаимодействия функции планирования с другими элементами в системе управления социально-экономическим развитием предприятия, отрасли и в целом народного хозяйства.

Пропорциональное и планомерное развитие социально-экономической системы, развивающейся на основе осуществления индикативного (рекомендательного, ориентированного) плана, возможно в условиях сочетания текущего, перспективного и стратегического планирования, их системного взаимодействия на различных уровнях управления развитием социальноэкономических систем (предприятие, отрасль, комплекс, национальная экономика). При этом планированию в условиях значительного влияния факторов нестабильной внешней среды в неопределенном времени должна отводиться координирующая роль по согласованному осуществлению комплексных мер и действий в рамках конкретной социально-экономической системы для достижения наибольшей результативности и эффективности производства продукции, оказания услуг.

Вместе с этим достижение той пропорциональности развития социальноэкономической системы, которое возможно в условиях значительных изменений во внешней среде, может быть выражено не только в обеспечении соответствующих темпов роста объемов выпускаемой продукции, оказания услуг, снижения затрат, позволяющих сохранять необходимый для профессиональных участников рынка уровень конкурентоспособности, занимаемое (приоритетное, лидирующее) место на рынке, но и в организации взаимосогласованной деятельности всех структурных составляющих национальной экономики, отрасли, подразделений предприятия. При этом взаимосогласованность и рационализация сложившихся отношений должны регулироваться как органами управления, так и рынком.

Планирование своей функциональной направленностью должно быть ориентировано на решение таких задач пропорциональности развития, как

определение и регламентация соответствующего уровня и характера сопод-чиненности, первостепенности инвестирования, выпуска тех или иных видов продукции, оказания услуг, выполнения работ, предпочтительности и пре-имущественности развития отдельных структурных составляющих, ресурсных потенциалов социально-экономических систем.

Необходимость инновационного и инвестиционного развития хозяйствующих субъектов, структурных составляющих производственной и социальной сферы народного хозяйства, определяющих уровни их конкурентоспособности, эффективности использования ресурсов, качество услуг, усложнение и развитие производственных взаимосвязей между структурными составляющими, предприятиями народного хозяйства, в условиях перехода к развитому рынку в существенной мере зависит от: действенности и значимости плановорасчетных обоснований достижения наибольших экономических и социальных результатов, минимальных расходов, идущих на потребление трудовых, финансовых, информационных ресурсов, основных фондов, материальных элементов оборотных фондов; повышения степени планомерности процессов производства продукции, оказания услуг, выполнения работ в соответствии с целевой ориентацией развития в средне-, долгосрочном периоде времени.

Повышение роли планирования в деятельности структурных составляющих народного хозяйства, предприятий в значительной мере зависит от степени соблюдения индикативности и ответственности менеджеров в процессе реализации составленных планов на текущий и перспективный (средне-, долгосрочный) периоды времени за достижение планово-расчетных экономических и социальных результатов, уровней эффективности и использования ресурсов, от степени рационализации механизмов стимулирования труда, организации производства, процесса оказания услуг.

Наряду с этим доминирующая роль функции планирования в системе управления структурными составляющими, предприятиями сферы услуг заключается в том, что составление и реализация планов призваны обеспечить пропорциональное, сбалансированное развитие хозяйствующих субъектов, структурных составляющих сферы услуг, а также равновесное состояние складывающегося на рынке спроса и предложения на услуги, работы, продукцию различных отраслевых составляющих социальной сферы. При этом обеспечение соответствующей планомерности развития структурных составляющих, хозяйствующих субъектов сферы услуг, по нашему мнению, в значительной степени зависит также от разнообразия и рационального сочетания методов планирования и использования трудовых и материальнотехнических ресурсов, от планово-расчетного обоснования определяемых величин экономических и социальных результатов, эффективности деятельности предприятий, отраслевых составляющих сферы услуг.

Соблюдение функциональной направленности перспективного планирования хозяйствующих субъектов сферы услуг в условиях значительного негативного влияния факторов нестабильной внешней среды возможно на основе не только устанавливаемых объемов потребления всех видов ресурсов, необходи-

мых для обеспечения процесса оказания потребителям услуг, изготовления продукции, но и определения, соблюдения минимальных размеров (норм) потребления ресурсов, приходящихся на оказание одной индивидуальной или комплексной услуги, единицы изготавливаемой продукции, выступающих важным фактором влияния на повышение эффективности использования всех видов ресурсов. В противном случае формируемый индикативный план с требованиями соблюдения принципов пропорциональности, планомерности и сбалансированности текущего функционирования и перспективного развития предприятий, структурных составляющих сферы услуг лишается своей функциональной направленности, целевой ориентации на достижение установленных (необходимых) экономических и социальных результатов в условиях транзитивной (переходной) экономики, влияния негативных факторов внешней среды. При этом цена достижения планово-расчетных результатов, объемов потребляемых ресурсов может быть непомерно высокой.

Функциональная ориентация планирования в системе управления структурными составляющими и предприятиями в сфере услуг на соблюдение сбалансированности, планомерности и пропорциональности развития в перспективном периоде времени может быть в достаточной мере обеспечиваться на основе такого использования трудовых, материально-технических и иных ресурсов, при котором в динамике за ряд временных периодов (лет) достигается рост соотношений экономических результатов к затратам, способствующий не только интенсификации, повышению обобщающей эффективности производства продукции, оказания услуг, но и росту уровня конкурентоспособности организационно-правовых структур сферы услуг. В свою очередь, достижение высокой планово-расчетной результативности в сфере услуг, на наш взгляд, возможно при соблюдении нормативного потребления трудовых и материально-технических ресурсов, оказывающего положительное влияние как на увеличение экономических результатов, так и на снижение темпов роста затрат.

Планово-расчетная функциональная ориентация структурных составляющих и предприятий сферы услуг, таким образом, должна на основе необходимого ресурсообеспечения обеспечивать такой экономический результат (стоимостной объем оказанных услуг, производства продукции, прибыль), динамика роста которого опережает темпы увеличения суммарных затрат на потребление всех видов ресурсов. В этой связи недостаточно аргументированной выступает позиция ряда ученых-экономистов, считающих, что пропорциональность, планомерность и сбалансированность процесса оказания услуг, производства продукции в социальной сфере, результативность деятельности возможны в основном на базе экстенсивного роста объемов основных и оборотных фондов, лучшего их использования [1].

Однако, как нам представляется, правомерность постановки проблемы увеличения среднегодовых объемов основных фондов, материальных элементов оборотных фондов и эффективности их использования не исключает, а, скорее всего, требует интенсификации процесса оказания услуг, производства продукции в социальной сфере, ее структурных составляющих, на предприятиях.

В то же время следует отметить, что функциональная ориентация планирования в системе управления социально-экономическими системами может учитывать на определенной стадии развития (например, на стадии обновления, модернизации и реконструкции основных фондов) существенное увеличение объемов ресурсных потенциалов. Но по мере повышения эффективности производства темпы прироста основных и оборотных фондов могут достигнуть тех оптимальных объемов, при которых стоимостные результаты текущей деятельности и перспективного развития структурных составляющих и хозяйствующих субъектов сферы услуг по темпам роста и абсолютным значениям в динамике во времени будут опережать темпы увеличения стоимостных объемов ресурсных потенциалов.

Вместе с этим в функциональной ориентации планирования следует учитывать то обстоятельство, что увеличение обобщающего уровня эффективности использования всех видов имеющихся ресурсов в перспективном периоде времени еще не выступает свидетельством рационального соотношения результатов и затрат в сложившихся условиях негативного влияния факторов внешней среды, так как оптимальность данных соотношений весьма условна исходя из соблюдения установленных норм и нормативов потребления всех видов располагаемых ресурсов, их соответствия организационноэкономическим, инновационным, техническим возможностям хозяйствующих субъектов сферы услуг экономить трудовые и материально-технические ресурсы при планируемом увеличении темпов роста стоимостных объемов оказания услуг, производимой продукции.

Нормативная функциональная ориентация планирования в системе управления перспективным развитием структурных составляющих, предприятий социальной сферы, в соответствии нашими представлениями, отражает в определенной мере формируемый субъектом управления балансовый уровень соответствия планируемого стоимостного объема оказания услуг, производимой продукции располагаемым ресурсным потенциалам.

Кроме того, балансовое, нормативное соответствие экономических результатов и ресурсного обеспечения в перспективном периоде определяется исходя из сложившейся потребности в оказании услуг, выпуске продукции на рынках услуг, товаров, необходимости приведения в равновесное состояние спроса и предложения. При этом для функциональной ориентации планирования достигать наибольших экономических результатов и на нормативной основе - наименьших затрат в перспективном периоде важной базой для планово-расчетных обоснований является фактический стоимостный объем оказанных услуг, производства товаров в социальной сфере, плановые приросты к которому как реально достижимые величины возможны в перспективном периоде на основе соблюдения норм и нормативов потребления ресурсов, дифференцируемых по мере изменения технического, инновационного и организационно-экономического уровней ресурсных потенциалов, хозяйствующих субъектов в целом и структурных составляющих сферы услуг.

Пропорциональная, сбалансированная и планомерная функциональная направленность планирования, как нам представляется, должна быть подчинена ориентации на достижение таких экономических результатов, нормативное регулирование которых отвечало бы стремлению хозяйствующих субъектов, структурных составляющих сферы услуг эффективно использовать ресурсы.

Логико-вербальное изложение функциональной ориентации планирования текущей деятельности и перспективного развития предприятий, структурных составляющих сферы услуг предоставляет возможность разноуровневым органам управления социальной сферой повышать степень объективности и значимости планово-расчетных обоснований достижения устанавливаемых на прогностической основе уровней эффективности ресурсопотребления, экономических результатов.

Функциональная ориентация планирования на достижение устанавливаемых экономических, социальных и иных результатов, на наш взгляд, может быть обеспечена также на основе повышения уровня их объективности. Основным инструментарием планово-расчетных обоснований достижения в перспективном периоде экономических результатов, эффективности используемых ресурсов в сфере услуг выступает социально-экономическое прогнозирование, в соответствии с которым происходит перенесение сложившихся тенденций развития хозяйствующего субъекта или в целом структурной составляющей сферы услуг из ретроспективного (прошлого) периода в будущее.

Прогнозные оценки, полученные экономико-математическими методами, уровень своей адекватности фактических величин прогнозным (плановорасчетным) подтверждают, как правило, статистическими параметрами значимости созданной прогностической модели (уравнения), практическое использование которой в формируемом плане перспективного развития хозяйствующего субъекта или структурной составляющей сферы услуг состоит в том, чтобы прогнозируемые значения экономических результатов или эффективности деятельности после согласования с ресурсным обеспечением на перспективный период принять за плановые или после некоторых корректив оценок прогноза принять решение об утверждении их как ориентиров достижения экономических результатов, эффективности использования ресурсов, численные значения которых находятся в диапазоне экономически приемлемых величин.

В этой связи следует отметить то, что прогнозные оценки экономических и иных результатов перспективного развития хозяйствующих субъектов, структурных составляющих сферы услуг в своей точности и объективности соответствуют сложившимся тенденциям ретроспективных изменений, фактически действовавшим или сопоставимым ценам, избранному интервалу времени, в рамках которого осуществлялся прогноз. Точность оценок прогноза экономических результатов и эффективности использования всех видов ресурсов предприятия, структурной составляющей социальной сферы зависит также и от соотношения числа членов динамического ряда и оценок прогноза во времени.

По нашему мнению, функциональная ориентация планирования развития социально-экономических систем сферы услуг должна соответствовать точности прогнозных оценок их экономических результатов и эффективности ресурсопотребления на среднесрочный период (2-3 года), так как ошибки прогноза в долгосрочном периоде (5-6 лет) значительно возрастают при отсутствии статистической пропорциональности членов динамического ряда и оценок прогноза. В том случае, если состав членов динамического ряда находится с количеством оценок прогноза в пропорции 2:1 при высокой статистической значимости прогностического уравнения, то такой прогноза может служить базой для повышения объективности планово-расчетных обоснований достижения необходимых экономических результатов, уровней эффективности развития структурных составляющих сферы услуг в перспективном периоде времени.

Вместе с этим следует учитывать, что объективность функциональной ориентации планирования на достижение поставленной цели, экономических результатов и уровней эффективности использования ресурсных потенциалов зависит от комплекса различных факторов, прямо или опосредованно влияющих на точность плановых оценок экономического и социального развития хозяйствующих субъектов, структурных составляющих сферы услуг. Такими факторами, например, наряду с вышеизложенными, выступают изменения: внешней и внутренней среды, связанной со значительными колебаниями конъюнктуры рынка услуг; нормативно-правовых регламентаций; уровней конкурентоспособности профессиональных участников рынка услуг, товаров предприятий социальной сферы; каналов сбыта услуг, продукции, материально-технического обеспечения; степени диверсификации продукции, объема заемных средств с целью финансирования инвестиционного проекта, эмиссии акций, облигаций.

Поэтому адекватность расчетных экономических показателей, установленных в текущем (один год) или перспективном (2-5 лет) планах социальноэкономического развития структурной составляющей, предприятий сферы услуг исходя из оценок прогноза, не может быть полностью соблюдена без учета и рационализации взаимодействия текущего, перспективного и стратегического планов, в своей функциональной направленности ориентированных не только на учет возможных и при этом существенных влияний факторов, но и на их нивелирование, нейтрализацию и локализацию в случае значительных изменений состояния внешней и внутренней среды.

Функциональная ориентация и роль планирования в системе управления отраслевыми составляющими и предприятиями сферы услуг в существенной мере зависит от взаимодействия с такими функциями управления социальноэкономическими системами, как организация, регулирование, контроль и учет. Каждая из функций, имея индивидуальную ориентацию на достижение конкретных экономических, социальных и иных результатов в системе управления структурными составляющими сферы услуг народного хозяйства, одновременно во взаимодействии с другими функциями управления направлена в системном единстве на достижение основной цели - обеспечения эко-

номического роста и повышения эффективности производства продукции, оказания услуг в текущей деятельности и перспективном развитии структурных составляющих сферы услуг.

Так, например, функциональная ориентация организации процесса оказания услуг, производства продукции на предприятии сферы услуг связана с рационализацией взаимодействия персонала с основными и оборотными фондами - материально-техническими составляющими деятельности хозяйствующего субъекта. При этом взаимодействие всех видов ресурсного потенциала организационно-правовой структуры сферы услуг на основе предпринимаемых мер в рамках функции организации производства продукции, оказания услуг должно обеспечивать достижение планово-расчетных экономических и иных показателей в перспективном периоде.

В то же время следует отметить, что реализуемый комплекс экономических, социальных, маркетинговых и инновационных мер в составе функции планирования определяет реальности достижения экономических результатов только во взаимодействии с другими функциями управления.

В этой связи целесообразно разделять цели системы управления предприятием сферы услуг и непосредственно цели самого хозяйствующего субъекта, представляющего собой социально-экономическую систему. Основная целевая ориентация социально-экономической системы, на наш взгляд, может быть выражена таким критериальным определением, как максимизация экономических результатов и минимизация затрат на потребление всех видов ресурсов в процессе оказания потребителям индивидуальных или комплексных услуг, производства продукции. В то же время основные экономические результаты как выходные характеристики данной системы могут быть выражены в стоимостной или натуральной форме.

В рационализированной системе управления текущей деятельностью и перспективным развитием предприятий и структурных составляющих сферы услуг выходными параметрами выступают приросты управляемости, экономических результатов за счет рационализации взаимодействия элементов данной системы. Целью функционирования данной системы управления являются повышение уровня управляемости социально-экономической системы, соблюдение ею целевой ориентации на достижение тех экономических результатов, которые соответствуют критериальной направленности данной системы (например, достижения оптимального стоимостного объема оказания потребителям услуг, реализации продукции, соответствующего нормативному потреблению ресурсов).

Однако роль функции планирования в системе управления организационно-правовой структурой сферы услуг, на наш взгляд, состоит в том, чтобы обеспечить сбалансированность, пропорциональность и планомерность социально-экономического развития посредством реализации комплекса инновационных, технических, экономических, социальных, маркетинговых, финансовых и иных мер, направленных на достижение тех темпов экономического роста и эффективности использования ресурсов, которые сохраняют или

расширяют занимаемое (обыкновенное для массовых профессиональных участников или приоритетное, лидирующее) место на определенном сегменте рынка хозяйствующим субъектом, повышают его уровень конкурентоспособности, выпускаемой им продукции, оказываемых услуг.

Поэтому функциональная ориентация и роль планирования в системе управления развитием структурных составляющих сферы услуг, на наш взгляд, могут быть идентифицированы с достижением социально-экономической системой тех экономических результатов, которые на ресурсообеспеченной, сбалансированной и прогностической основах устанавливаются в текущем и перспективном планах.

Осуществлению функциональной ориентации планирования, его целенаправленности и повышению значимости в условиях негативного влияния факторов внешней и внутренней среды на структурные составляющие сферы услуг должны способствовать уточнение и классификационное отнесение тех или иных отраслевых составляющих сферы услуг в соответствующие интегрированные по характеру оказания услуг группы.

В экономической литературе нет единства с определением понятий социальная сфера, сфера услуг, сфера сервиса. На наш взгляд, это синонимичные понятия, несмотря на некоторые статистические и смысловые отличия друг от друга. Так, например, Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат) статистические данные о развитии народного хозяйства разделяет и относит к производственной и социальной сферам, выделяя в них различные структурные составляющие и комплексы, именуемые отраслями [3]. При этом к основным структурным составляющим (отраслям) социальной сферы Госкомстат относит: транспорт (грузовой и пассажирский); связь; оптовую, розничную торговлю и общественное питание; информационно-вычислительные обслуживание; жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания; здравоохранение; физическую культуру и социальное обеспечение; образование; культуру и искусство; науку и научное обслуживание; финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение; управление.

Однако в перечне отраслей социальной сферы Госкомстата отсутствуют такие структурные составляющие, как туристско-экскурсионный, санаторнокурортный, гостиничный комплексы. Поэтому, на наш взгляд, идентифицируя понятия социальная сфера и сфера услуг, в целях повышения уровня функциональной ориентации планирования в составе системы управления структурными составляющими (отраслями) сферы услуг, сближая их на синонимичной основе, следует уточнить отраслевую принадлежность тех или иных структурных составляющих, несколько детализировать обобщающие группы отраслей и дать единую группировку комплексов и отраслей.

В целом к сфере услуг (социальной сфере) можно отнести такие отраслевые (комплексные) составляющие, как: пассажирский транспорт; телекоммуникационный комплекс; торгово-закупочный комплекс; общественное питание;

гостиничный, санаторно-курортный, туристско-экскурсионный комплексы; спортивно-оздоровительный комплекс; научно-инновационный комплекс; финансово-кредитный комплекс; жилищно-коммунальный комплекс; непроизводственное бытовое обслуживание; культурно-досуговый комплекс; информационно-вычислительное обслуживание; здравоохранение; образование.

Каждая из структурных составляющих сферы услуг, в свою очередь, должна быть детализирована по соответствующим подотраслям в целях отнесения каждой из них к классификационным отраслевым группам сферы услуг. Так, например, в состав структурной составляющей сферы услуг (социальной сферы) входят такие ее подотраслевые группы, как образование: дошкольное, общее, основное общее, среднее (полное) общее; начальное, среднее специальное, высшее профессиональное; послевузовское профессиональное; дополнительное.

Культурно-досуговый комплекс сферы услуг (социальной сферы) в свой состав при этом должен включать все виды кинозрелищных, театральных, библиотечных, цирковых, зоопарковых, музыкальных, эстрадно-развлекательных, музейных услуг. Уточнение подотраслевого состава необходимо и в финансово-кредитном комплексе, являющемся одним из основных в составе объектов и комплексов рыночной инфраструктуры, включающем в себя банковские, страховые, доверительные услуги, пенсионное обеспечение, услуги, оказываемые товарной, фондовой и валютной биржами.

Что же касается понятия «сфера сервиса», то автор присоединяется к мнению тех ученых-экономистов, которые относят данные виды услуг к под-отраслевым видам бытового обслуживания населения [2]. В то же время выделение жилищно-коммунальных, бытовых услуг непроизводственного характера в сфере услуг как сервисных свидетельствует об интегрированной ориентации данной отрасли, включающей в себя широкий спектр бытовых услуг, оказываемых гражданам, например, в таких хозяйствующих субъектах, как парикмахерские, почта, бани, водные бассейны, солярии, мастерские по ремонту обуви, одежды, электроники, бытовой техники.

Данный комплексный вид отрасли сферы услуг может быть назван сферой сервисных услуг (сервисного обслуживания), но он не может быть по своей содержательной сущности и комплексной направленности оказываемых услуг идентифицирован со сферой услуг, так как является ее интегрированной структурной составляющей.

Вместе с этим, несмотря на предлагаемую нами идентифицированность и синонимичность применения понятий социальная сфера и сфера услуг, для целей уточнения функциональной ориентации планирования в системе управления структурными составляющими (отраслями) и предприятиями сферы услуг отраслевую размерность и общественную предназначенность социальной сферы, как нам представляется, следует рассматривать несколько шире содержательной наполненности сферы услуг.

Более широкое трактование социальной сферы народного хозяйства по сравнению со сферой услуг связано с тем, что в социальной сфере не только

оказываются все виды услуг для индивидуумов в рамках народного хозяйства, но и выполняются работы, производится продукция, жизненно необходимые для охраны общественного порядка, социального обеспечения, защиты экономических интересов граждан за рубежом и в своей стране. Некоторые из указанных работ, услуг, видов продукции социальной сферы могут быть отнесены к отраслевым и подотраслевым составляющим сферы услуг (например, к услугам управления федерального, регионального и муниципального характера).

В то же время другие виды работ, услуг и продукции неотраслевой направленности, характерные для жизнеобеспечения социума (охрана окружающей среды, деятельность по социальному обеспечению, реализация комплекса мер по экономической, социальной и иной безопасности), по нашему мнению, могут быть отнесены к социальной сфере. Но так как данные виды услуг, работ не рассматриваются сгруппированными по конкретной отраслевой принадлежности, можно синонимизировать оказание статистически учитываемых объемов услуг, одинаковых по соразмерности социальной сферы и сферы услуг.

Литература

1. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования / Петров А.Н., Демидова Л.Г., Климов С.М. и др. СПб.: Знание, 2000.

2. Мозголина Л.В. Ресурсный потенциал сферы сервисного обслуживания: Препринт. СПб.: Изд-во «Нестор», 2004.

3. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2003. Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2003.

ЯЛУНЕР ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА - кандидат экономических наук, доцент Санкт-Петербургской академии сервиса и экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.