Научная статья на тему 'Интегральное и оптимальное планирование экономических результатов деятельности предприятий сферы услуг'

Интегральное и оптимальное планирование экономических результатов деятельности предприятий сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
354
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегральное и оптимальное планирование экономических результатов деятельности предприятий сферы услуг»

Г.Н. АНДРЕЕВА

ИНТЕГРАЛЬНОЕ И ОПТИМАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ

Стратегическая ориентация отраслевых (структурных) составляющих сферы услуг на достижение наибольших (высоких) экономических результатов (стоимостного объема оказываемых услуг и производимой продукции в течение года) в сложившихся организационно-экономических условиях их функционирования под влиянием факторов неустойчивых макро-, микросред, как нам представляется, стоит перед дилеммой установления на планово-расчетной основе того экономического результата, который может быть в текущем и перспективном периодах времени соответствовать: не только действующим тенденциям социально-экономического, финансово-инвестиционного, инновационного развития, но и наступившим факторным негативным влияниям внешней среды; максимальному значению стоимостного объема оказываемых услуг, выпускаемой продукции, определяемому экономико-математическими методами при условии конкретного учета, используемого ограниченного ресурсного потенциала отрасли.

Достижение планово-расчетного экономического результата деятельности той или иной отрасли сферы услуг, в соответствии со сложившимися социальноэкономическими, инновационными и финансово-инвестиционными тенденциями (на прогностической основе, но с учетом изменяющихся ресурсных и иных внутренних возможностей, корректирующих оценку прогноза экономического результата на текущий и среднесрочный периоды времени), на наш взгляд, возможно в том случае, если небольшие и при этом постоянные влияния факторов внешней среды соответствуют, как в количественном, так и в качественном отношении, сложившимся ретроспективным и текущим тенденциям развития.

Однако вариант достижения планового экономического результата конкретной отраслью сферы услуг может быть в значительной степени неадекватным фактическому развитию отрасли при переносе на среднесрочный период времени ретроспективных тенденций, если влияние негативных факторов внешней и внутренней сред будет более существенным, чем в прошлый период. При этом ни прогнозные оценки среднесрочного достижения отраслью сферы услуг экономического результата, ни их корректировки и последующее установление планово-расчетных индикативных (рекомендательных) значений экономического результата развития отрасли в определенном периоде времени не могут удовлетворять в необходимой точности и значимости разноуровневых субъектов управления отраслевой составляющей сферы услуг, ее хозяйствующих субъектов, так как изменяющаяся конъюнктура рынка услуг, товаров, нормативно-правовая регламентация в налоговой, бюджетной, таможенной, финансово-кредитной отраслях могут в существенной степени повлиять на экономическую результативность текущего функционирования и перспективного (средне-, долгосрочного) развития отрасли, учреждений и организаций сферы услуг.

Планирование достижения наибольшего экономического результата и эффективности использования ресурсов в структурной составляющей, хозяйствующих субъектах сферы услуг с учетом сложившихся тенденций социальноэкономического, инновационного и финансово-инвестиционного развития на перспективный период времени может быть в достаточной мере для субъекта

управления значимым и адекватным фактическим условиям в том случае, если в процесс планирования будут включены основные процедуры формирования обобщающей и частных стратегий, учитывающих наибольшую вероятность изменений внутренней и внешней сред в планируемом периоде времени [1].

Каждая из создаваемых и реализуемых стратегий в процессе планирования социально-экономического развития отраслевой составляющей сферы услуг должна быть функционально ориентирована на противодействие негативным факторам макро-, микросред по совокупности влияния на экономические, финансовые, инновационные и социальные процессы в отраслевой составляющей сферы услуг, а также в ее отдельных индивидуальных и корпоративных хозяйствующих субъектах или только на отдельные процессы.

Соединение в планово-расчетном обосновании ресурсообеспеченной возможности достигнуть наибольший стоимостный объем оказанных потребителям услуг прогнозных оценок и технологии стратегического планирования, включающей формулирование и обеспечивающей менеджерами хозяйствующих субъектов и в целом отраслей сферы услуг стремление персонала к осуществлению стратегического видения, предназначения (миссии), цели, реализации обобщающей и частных стратегий, на наш взгляд, является необходимым, так как среднесрочные прогнозные оценки экономического результата отрасли или отдельного хозяйствующего субъекта сферы услуг, трансформированные в планово-расчетные посредством коррекции от изменения объемов ресурсопотребления, конъюнктуры на рынке услуг и других влияний макросреды, могут соответствовать в перспективном периоде времени фактическим экономическим результатам.

В этой связи необходимо отметить, что соединение прогнозных оценок экономического результата и эффективности использования ресурсов структурной составляющей или хозяйствующего субъекта сферы услуг с технологией стратегического планирования, в соответствии с нашими представлениями, выступает не только действенным инструментом интегрального планирования (текущего, перспективного и стратегического), определяющего реальные возможности достижения намеченной экономической, финансовой результативности в средне-, долгосрочном периоде времени в условиях нестабильно функционирующих мак-ро-, микросред, но и инструментом противодействия негативным влияниям факторов внешней и внутренней сред, поэтапного осуществления стратегической цели.

Итогом интегрального планирования, завершающего конечный этап достижения наибольшей экономической результативности отрасли или хозяйствующего субъекта сферы услуг, должно быть соответствие плановых и фактических значений того экономического результата (стоимостного объема оказанных потребителям услуг, реализованной продукции, прибыли), который для субъекта управления отраслью, предприятием сферы услуг в условиях эффективного использования имеющихся видов ресурсов и нивелирования, нейтрализации негативных воздействий макро-, микросред на процесс оказания услуг являлся наибольшим (максимальным).

В этой связи автор считает целесообразным с организационно-технологической точки зрения осуществления интегрального планирования поставить такие вопросы, как: «Является ли максимумом экономической результативности итоговое значение в рамках завершения интегрального планирования развития средне, долгосрочного периода структурной составляющей или хозяйствующего субъекта сферы услуг?», «Все ли ресурсные составляющие процесса оказания услуг, производства продукции хозяйствующих субъектов, отрасли сферы услуг эффективно использовались в период интегрального планирова-

ния?», «Каким образом в интегральном планово-расчетном обосновании принимался наибольшим экономический результат?», «Определялась ли целевая функция максимизации экономического или финансового результата деятельности отрасли, хозяйствующих субъектов сферы услуг и какие количественные значения и ценовые параметры включались в нее?».

Ответы на поставленные вопросы могут в определенной мере раскрыть субъективный механизм обоснований достижения наибольшего экономического или финансового результата в перспективном периоде времени и предоставить возможность повысить уровень обоснованности, адекватности достигаемых экономических результатов максимально возможным в организационно-экономических условиях текущей деятельности и перспективного развития отраслевой составляющей, хозяйствующего субъекта и в целом сферы услуг народного хозяйства.

Повышение уровня обоснованности достижения наибольшего результата из всех возможных вариантов социально-экономического развития отраслевой составляющей, хозяйствующего субъекта социальной сферы, на наш взгляд, возможно на основе пересмотра на инновационной основе норм и нормативов использования ресурсов. Рационализация нормативной базы в хозяйствующих субъектах и в конкретной отрасли сферы услуг предоставляет возможность субъекту управления процессом оказания услуг, производством продукции более объективно определить изменения в стоимостном экономическом результате отраслевых или индивидуальных социально-экономических систем сферы услуг, исходя из складывающихся нормативных ограничений на потребление трудовых, материально-технических, финансовых ресурсов. При этом удовлетворение потребности в тех или иных ресурсах в условиях нестабильной внешней и внутренней сред возможно и при сокращении объемов их прироста. Изменение норм и нормативов потребления ресурсов в существенной мере может отразиться в планировании экономических результатов текущей деятельности и перспективного развития отраслей и хозяйствующих субъектов сферы услуг, объемов инвестирования в технические, технологические новшества, в обновление и модернизацию основных фондов, совершенствование методов и обоснованности планирования, организации процессов оказания услуг, производства продукции [2].

Уровень обоснованности интегрального планирования достижения наибольших экономических результатов текущей деятельности и перспективного развития отраслей и хозяйствующих субъектов сферы услуг, в соответствии с нашими представлениями, может быть существенно повышен на основе как экономического анализа ретроспективной деятельности отраслей и отдельных хозяйствующих субъектов сферы услуг и последующего принятия комплексных мер по результатам анализа с целью устранения, нейтрализации сложившихся негативных тенденций и недопущения их развития в плановом периоде времени, так и составления оптимального плана достижения экономической результативности в текущем и перспективном периодах времени. При этом следует иметь в виду то, что основные количественные величины экономического результата формируемого оптимального плана деятельности отрасли, хозяйствующего субъекта сферы услуг в течение конкретно устанавливаемого в расчетах периода времени характеризуют потенциальные возможности и резервы структурных составляющих и хозяйствующих субъектов сферы услуг по эффективному использованию имеющихся ресурсов и являются тем экономическим максимумом, к достижению которого они должны стремиться в своей текущей деятельности и перспективном социально-экономическом развитии, организовывая взаимодействие в процессе

оказания услуг, производства продукции труда персонала, основные и оборотные фонды, финансовые и информационные ресурсы.

В целом поэтапное выполнение оптимального плана, на наш взгляд, состоит в реализации конкретных мер по устранению факторов, негативно влияющих на рассчитанную экономико-математическим методом потенциально возможную максимальную экономическую результативность деятельности отраслевой составляющей или хозяйствующего субъекта сферы услуг, в постоянном стремлении достичь предельных (оптимальных) значений.

В то же время достичь максимально возможного экономического результата в текущей деятельности и перспективном развитии отраслевой составляющей хозяйствующим субъектом сферы услуг, на наш взгляд, невозможно, не устранив факторы, снижающие целевую функцию оптимизации при их участии в оптимальном планировании. Поэтому оптимальное планирование экономического результата отрасли, учреждения, организации сферы услуг может выступать той информацией о потенциальных возможностях субъектов хозяйствования, достижение которых возможно на основе реинжиниринговых изменений в организации и планировании развития процесса оказания услуг, производства продукции.

В качестве методических положений составления оптимального плана достижения максимального экономического результата предприятием сферы услуг экономико-математическим методом линейного программирования может быть представлено формирование условий и непосредственно само решение задачи оптимизации экономического результата деятельности учреждения (хозяйствующего субъекта) сферы услуг [3].

Так, например, телекоммуникационный хозяйствующий субъект для выполнения годового объема телекоммуникационных услуг располагает / видами телекоммуникационных систем (/=1, 2, 3, ..., т) с эффективными фондами времени их функционирования А, установленными нормами времени функционирования а/ (в часах) каждого из / видов телекоммуникационных систем, нормами потребления р видов материалов и энергии Ьр (р=1, 2, 3, ..., £), нормами потребления труда персонала, обслуживающего телекоммуникационные системы (сп/) на одну у-ю оказанную комплексную телекоммуникационную услугу телекоммуникационных систем (/'-1, 2, 3, ..., п).

Методические положения последовательного составления оптимального плана по оказанию телекоммуникационных услуг потребителям, на наш взгляд, могут быть выражены такой программой оказания телекоммуникационных услуг, при которой использование ресурсного потенциала хозяйствующего субъекта отвечало бы требованиям оптимальности.

В задаче формирования оптимального плана предполагается полное потребление материалов и энергии в соответствии с установленными нормами, допускаются ограничения по видам потребления других ресурсов, расходуемых на осуществление процесса оказания комплексных телекоммуникационных услуг (в единицах) X/ (искомые переменные).

Экономико-математическое решение задачи составления оптимального плана оказания потребителям телекоммуникационных услуг возможно на основе таких равенств и неравенств ресурсопотребления, как:

а11Х1 + а12х2 + ... + а1пхп < А1 а21Х1 + а22Х2 + ... + а2пХп < А2

ат1Х1 + ат2Х2 + ■■■ + атпхп < Ат

Ь11х1 + Ь12Х2 + ... + Ь1пХп < В1

bL1x1 + aL2X2 + ... + aLnxn < Bp

cn1x1 + cn2X2 + ■■■ + cnnxn < Cn

В том случае, если стоимость комплексной телекоммуникационной услуги равна gj (тыс. руб.), то максимальный годовой объем оказываемых потребителям телекоммуникационных услуг примет вид равенства:

max Z(x) = gx + g2X2 + ... + gnXn, где max Z(x) - линейный функционал, стремящийся к максимуму.

Введя в приведенные выше равенства и неравенства дополнительные переменные xn+1, xn+2, ..., xn+m с коэффициентом, равным единице, получим целевую функцию, отражающую реально существующие взаимосвязи потребления материально-технических и трудовых ресурсов, каждый из которых, таким образом, ставится в зависимость от наличия и размеров других ресурсов. При этом дополнительные переменные характеризуют объемы возможного недоиспользования ресурсов, участвующих в процессе оказания телекоммуникационных услуг.

Наличие системы линейных уравнений с взаимодействующими между собой ресурсами с целевой функцией максимизации стоимостного объема оказания телекоммуникационных услуг предоставляет возможность хозяйствующему субъекту в условиях неустойчивой макросреды принимать обоснованные плановые решения на текущий и среднесрочный периоды времени по интенсификации процесса оказания телекоммуникационных услуг, повышению эффективности использования ресурсного потенциала.

Литература

1. Афонин И.В. Управление развитием предприятия. Стратегический менеджмент, инновации, инвестиции, цены: учеб. пособие / И.В. Афонин. М.: Дашков и Ко, 2002.

2. Гейдт А.А. Стратегическое планирование социально-экономического развития народнохозяйственного дорожно-транспортного комплекса / А.А. Гейдт. СПб.: Северная звезда, 2004.

3. Львов Д.С. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Д.С. Львов. М.: Экономика, 2005.

АНДРЕЕВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА - кандидат технических наук. Соискатель ученой степени кандидата экономических наук Балтийской академии туризма и предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.