Научная статья на тему 'Взаимодействие функций стратегического управления процессами оказания управленческо-мобилизационных услуг и услуг профессионального образования'

Взаимодействие функций стратегического управления процессами оказания управленческо-мобилизационных услуг и услуг профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие функций стратегического управления процессами оказания управленческо-мобилизационных услуг и услуг профессионального образования»

В.И. ГАСУМЯНОВ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФУНКЦИЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ОКАЗАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКО-МОБИЛИЗАЦИОННЫХ УСЛУГ И УСЛУГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с нашими представлениями, понятие «управление» применительно к процессу оказания управленческо-мобилизационных и сопутствующим им профессионально-образовательных услуг может быть выражено в логико-вербальной форме как «воздействие на текущую деятельность и перспективное развитие государственного мобилизационного резерва комплексом мер, работ и действий экономического, социального, финансового, инновационного, структурно-организационного характера в рамках функций планирования, регулирования, организации, контроля и учета, методов экономического, социально-психологического, административно-распорядительного, кластерного ориентирования государственного резерва материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации на достижение необходимых результатов в виде устранения последствий чрезвычайных ситуаций в социально-экономических системах, приведения в состояние равновесности между спросом и предложением стратегических видов сырья, материалов, товаров, топливно-энергетических ресурсов на рынке».

При этом взаимодействие на рационализированной основе должно быть как между всеми факторами управленческих влияний на достижение всех необходимых видов результативности, так и между элементными составляющими каждого из факторных воздействий. Т.е. взаимодействие предпринимаемых субъектом управления процессом оказания услуг государственного мобилизационного резерва комплексных мер, методов, способов и функций для достижения поставленной цели и основных результатов экономического и социального характера должно быть рационализировано в такой степени, чтобы влияние того или иного фактора на конечный обобщающий результат - установление равновесности в условиях чрезвычайных ситуаций между возникшим спросом и предоставлением управленческо-мобилизационных услуг - могло бы осуществляться на основе дифференциации применения факторов управленческих воздействий, на их различном сочетании и уровне ресурсообеспеченности, ранжирования факторов (элементных составляющих управления) воздействия и выделения наиболее доминирующих по силе влияния на той или иной стадии оказания управленческо-мобилизационных услуг.

Так, например, при ликвидации последствий чрезвычайных происшествий восстановление относительной равновесности между спросом и предложением на рынках сырья, топливно-энергетических ресурсов должно осуществляться на основе рационального сочетания мер экономической, финансовой, социальной и материально-технической направленности, предпочесть на стадиях устранения последствий чрезвычайных происшествий меры одной или нескольких направленностей [2].

В качестве иллюстрации приоритетности применения мер определенной направленности в чрезвычайной ситуации можно привести сложившееся состояние со снабжением продовольствием российской армии в сентябре-октябре 1917 г., когда заготовки продовольствия превышали по объемам (млн пудов) таковые за аналогичный период 1916 г., но вывоз по железным дорогам значительно отставал от заготовок в отсутствие запасов продовольствия. Первоочередное решение продовольственной проблемы для армии при этом

затруднялось медленной во времени выгрузкой вагонов из-за непомерных требований рабочих, их забастовок, недостатка паровозов, установления на некоторых железнодорожных направлениях паровозными бригадами 24часового отдыха, забитости вагонами некоторых узловых станций.

В создавшейся чрезвычайной ситуации для разрешения продовольственного кризиса, сложившегося на фронте, необходим был комплекс государственных управленческо-мобилизационных услуг по организации и повышению эффективности функционирования производства, транспорта, процессов обмена и распределения продовольствия. Отсутствие же равновесности в сложившемся спросе и предложении государственных управленческо-мобилизационных услуг, обеспечивающих продовольствием армию, граждан тыла, при наличии в стране избытков зерна и других жизненно необходимых продуктов поставил население городов и крестьян, армию и тыл на грань гражданской войны.

Вместе с этим в различном сочетании, в зависимости от характера создавшихся чрезвычайных ситуаций, должны быть использованы и методы государственного управления запасами материальных ценностей, предназначенных для мобилизационных нужд, потребителей, находящихся в условиях наступивших последствий чрезвычайных ситуаций. При этом доминирование экономических и финансовых методов над социально-психологическими и кластерными, в соответствии с нашими представлениями, должно определяться как исполнительными органами власти федерального и регионального уровней, так и субъектом управления территориального или федерального государственного мобилизационного резерва.

Однако наиболее важным и значимым фактором рационализации управления процессом оказания управленческо-мобилизационных услуг населению и услуг профессионального образования персоналу государственного мобилизационного резерва, по нашему мнению, выступает взаимодействие функций планирования, организации, регулирования, контроля и учета в составе системы управления процессами оказания материализованных управленческо-мобилизационных услуг населению, испытывающему последствия наступившей чрезвычайной ситуации, и профессионально-образовательных услуг персоналу государственного мобилизационного резерва.

Следует отметить в этой связи, что система управления государственным мобилизационным резервом, наряду с текущим (оперативным, годовым), перспективным (средне-, долгосрочным) управлением, должна включать и стратегическое управление, которое по своей функциональной предназначенности существенно отличается от текущего и перспективного управления тем, что своими комплексными мерами ориентировано на противодействие влиянию негативных факторов внешней и внутренней сред. А перспективное и текущее управление процессами оказания управленческо-мобилизационных и профессионально-образовательных услуг в основном направлено на последовательное достижение экономических, финансовых и социальных результатов в процессах оказания основных (управленческо-мобилизационных) и сопутствующих профессионально-образовательных и иных услуг исходя из экстраполяции действующих тенденций в объемах и качестве оказания услуг.

В каждом из видов управления процессами оказания управленческо-мобилизационных услуг такие функции, как планирование, организация, регулирование, прогнозирование, контроль и учет наполняются конкретным составом мер, действий и работ, соответствующих функциональной предназначенности каждой из функций. Так, например, функция планирования реализует комплекс экономических, финансовых, инновационных, маркетинговых и иных мер, дейст-

вий, направленных на достижение соответствующих рыночным условиям планомерности и пропорциональности развития отраслевого комплекса - государственного резерва материальных ценностей, предназначенных для использования в неотложных работах при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. При этом функция перспективного планирования предусматривает не только объемы (натуральные и стоимостные) материальных ценностей государственного мобилизационного резерва, но и сложившиеся тенденции наступления чрезвычайных ситуаций, масштаб их последствий, время и объемы оказания управленческо-мобилизационных услуг, вероятность возникновения экономических, экологических, военных, техногенных и иных чрезвычайных ситуаций в средне-, долгосрочном периодах времени во взаимосвязи с социально-экономическим развитием народного хозяйства, его основных отраслей и комплексов, территориально-административных образований (регионов).

Текущее планирование свою функциональную предназначенность претворяет в реализации комплекса различных ресурсообеспеченных мер по оказанию управленческо-мобилизационных услуг гражданам определенных территорий, отраслей, комплексов, корпоративных хозяйствующих субъектов, находящихся в условиях наступивших последствий чрезвычайных ситуаций (происшествий).

Кроме того, текущее планирование как функция управления процессами оказания управленческо-мобилизационных услуг гражданам (населению), профессионально-образовательных и других сопутствующих услуг персоналу государственного мобилизационного резерва направлено на: достижение в течение кратковременного периода равновесности спроса и предложения управленческо-мобилизационных услуг; хранение и обслуживание материальных ценностей государственного резерва; установление норм и нормативов использования материальных ценностей в чрезвычайных ситуациях, необходимой номенклатуры резервируемых материальных ценностей, норм их накопления, объема неснижае-мого запаса государственного резерва; увеличение объемов и номенклатурных позиций закладки материальных ценностей в государственный резерв.

Функция стратегического планирования в системе управления процессами оказания населению в условиях наступления чрезвычайных ситуаций управленческо-мобилизационных услуг и профессионально-образовательных услуг персоналу государственного мобилизационного резерва, в соответствии с нашими представлениями, своей специфической функциональной предназначенностью (миссией) ориентирована на противодействий в основном значительному воздействию негативных факторов внешней (макро) среды на процесс приведения в состояние равновесности предложения и спроса на управленческо-мобилизационные услуги для населения территориальных образований, работников отраслей, комплексов, хозяйствующих субъектов. При этом стратегическое планирование развития государственного мобилизационного резерва должно предусматривать полный комплекс ресурсообеспеченных мер в составе оказываемых материализованных управленческо-мобилизационных услуг в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также готовность их оказать в любом месте территории страны.

В этой связи необходимо отметить, что функциональное предназначение государственного мобилизационного резерва является одним из элементов составления стратегического плана его социально-экономического развития этой отраслевой комплексной составляющей народного хозяйства. Поэтому объективно сформулированная миссия (предназначение) государственного мобилизационного резерва в рамках стратегического плана его долгосрочного развития выступает основой для формирования всех остальных разделов

плана, планово-расчетных обоснований достижения государственным мобилизационным резервом необходимых результатов экономического, социального и иного характера в условиях наступления чрезвычайных ситуаций, а также преддверием формирования стратегической цели.

Таким предназначением для государственного мобилизационного резерва выступает постоянная направленность на обеспечение и готовность удовлетворить мобилизационные нужды Российской Федерации, осуществить неотложные работы и ресурсообеспеченный комплекс мер различного характера в процессе устранения последствий чрезвычайных ситуаций посредством оказания материализованных управленческо-мобилизационных услуг индивидуальным и корпоративным хозяйствующим субъектам, административно-территориальным образованиям и комплексам, отраслям народного хозяйства в целях стабилизации экономики и социальных условий при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия в случае значительных нарушений равновесности между спросом и предложением на товарном рынке или рынке услуг.

Формулирование стратегической цели развития государственного мобилизационного резерва, на наш взгляд, должно наряду с приведением содержательных логико-вербальных характеристик о направленности его долгосрочного развития, включать конкретные ориентиры (рубежи) достижения экономических и социальных результатов как в условиях наступления последствий чрезвычайных ситуаций, так и во время их отсутствия.

Такой целью в стратегическом плане социально-экономического развития государственного мобилизационного резерва может выступать: «Создание такого объема запаса материальных ценностей, достижение высокого уровня профессионализма персонала, ресурсного потенциала, которые бы обеспечивали приведение в равновесное состояние предложение и спрос на управленческо-мобилизационные услуги в случаях наступления последствий чрезвычайных ситуаций как на муниципальном, региональном, отраслевом уровнях, так и на уровне народного хозяйства».

В приведенном выше логико-вербальном определении стратегической цели развития государственного мобилизационного резерва материальных ценностей целесообразна ориентация данной отраслевой социально-экономической системы на достижение к определенному периоду времени средне-, долгосрочной перспективы количественных и качественных идентификаторов развития, включающих объемы накопления, размещения, хранения, обновления и выпуска из государственного резерва материальных ценностей [1].

Важно отметить также и то, что функция стратегического планирования развития государственного мобилизационного резерва в системе управления процессами оказания управленческо-мобилизационных услуг и сопутствующих им услуг профессионально-образовательной и иной направленности выполняет роль инструментария, на ресурсообеспеченной основе гарантирующего в условиях нестабильности внешней среды, постоянного влияния ее негативных факторов на функционирование административно-территориальных и муниципальных образований, отраслей, комплексов, индивидуальных и корпоративных хозяйствующих субъектов устранение последствий негативных воздействий внешней и внутренней сред в целях стабилизации функционирования территориальных и народнохозяйственных социально-экономических систем в чрезвычайных ситуациях, в результате которых нарушается снабжение основными видами сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия, посредством оказания организационно-правовым структурам, территориальным образовани-

ям, отраслям социальной и производственной сфер, гражданам материализованных управленческо-мобилизационных услуг [3].

Наряду с этим система стратегического управления отраслевым комплексом государственно-мобилизационных услуг в целях рационализации элементного взаимодействия доминирующую роль предоставляет стратегическому планированию. Поэтому в экономической литературе основные элементы формирования систем стратегического управления и планирования, как правило, идентифицированы и в основном базируются не на широком включении в систему, например, такого элементного состава, как комплексные мероприятия, методы и способы воздействия на достижение необходимых экономического, социального результатов, а на последовательном формулировании стратегического видения, предназначения (миссии), стратегической цели, выполнении анализа функционирования макро-, микросред, формирования состава обобщающей и функциональных стратегий.

Литература

1. Голубев Г.М. Стратегическое управление инвестированием в основной капитал региона. Монография. СПб.: Издательский дом «Герда», 2005.

2. Зверев Д.С. Стратегическое управление развитием проектного инвестирования предприятий торговли: Монография. СПб.: ООО «Изд-во «Диалог», 2005.

3. Петров А.Н., Демидова Л.Г., Перекатов Б.А. Стратегическое планирование и управление: Учебное пособие. Ч. 2. СПб.: Изд-во СПбУЭиФ, 1999.

ГАСУМЯНОВ ВЛАДИСЛАВ ИВАНОВИЧ родился в 1969 г. Кандидат экономических наук, докторант Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. Заместитель руководителя Федерального агентства по государственным резервам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.