Научная статья на тему 'Формирование рационального механизма стратегического развития социальной сферы'

Формирование рационального механизма стратегического развития социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алёшева Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование рационального механизма стратегического развития социальной сферы»

С.А. АЛЕШЕВА

ФОРМИРОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Стратегическое развитие структурных составляющих и в целом социальной сферы в перспективном периоде времени в существенной степени зависит от функционирования создаваемой субъектом управления структурными составляющими социальной сферой системы стратегического планирования и ее механизма, обеспечивающего запуск и рациональное взаимодействие элементов данной системы, ориентированное на достижение необходимых (оптимальных) экономических и социальных результатов в создавшихся организационноэкономических условиях функционирования внутренней среды и влияния факторов неустойчивой макросреды [5, 6, 10].

Механизм стратегического развития социальной сферы по своей функциональной предназначенности, составу своих элементов, входящих в процессор системы стратегического планирования, обеспечивает рациональное взаимодействие ее элементных составляющих для достижения такой поставленной цели, как «Достичь наибольших экономических и социальных результатов, в долгосрочном периоде времени, противодействуя негативным влияниям макро-, микросред комплексом мер и действий в рамках обобщающей и функциональных стратегий».

Формирование механизма стратегического развития отдельных структурных составляющих и в целом социальной сферы субъектом стратегического планирования, по нашему мнению, должно осуществляться в соответствии с конкретной целью и направленностью его действия.

Отсутствие же целевых установок со стороны субъекта стратегического планирования развития отраслевой или иной социально-экономической системы, а также представлений о функциональной предназначенности механизма стратегического развития социальной сферы может привести к ситуации, когда процесс планирования будет формальным актом, направленным на повышение объема планово-расчетной информации о текущем функционировании и возможных экономических темпах перспективного развития [2, 4, 9].

В качестве основной цели механизма стратегического развития социальной сферы, как нам представляется, может выступать такая ее логико-вербальная форма, как «Обеспечение процесса стратегического планирования развития структурных составляющих социальной сферы посредством рационального взаимодействия элементов механизма, являющихся основой процессора системы стратегического планирования».

Функциональная предназначенность элементного формирования механизма стратегического развития социальной сферы, на наш взгляд, заключается в запуске и поддержании на должном уровне элементного взаимодействия системы стратегического планирования развития структурных составляющих и в целом социальной сферы в перспективном периоде времени.

Представленная логико-вербальная форма функциональной предназначенности понятия «механизм стратегического развития» не может выступать предназначением (миссией) какой-либо структурной составляющей социальной сферы, так как ориентирована только на запуск и на поддержание требуемого уровня функционирования системы стратегического планирования.

Вместе с тем, механизм стратегического развития социальной сферы и ее структурных составляющих должен на организационном и инновационном уровнях осуществлять реализацию свойственных стратегическому планированию технологических процедур и правил, позволяющих создавать такую систему планового противодействия влиянию негативным факторам внешней среды, которая взаимодействием своих элементов позволяет достичь в перспективном периоде времени необходимых (оптимальных, желаемых) экономических и социальных результатов.

Кроме того, механизм стратегического развития отраслевых (структурных) составляющих социальной сферы должен обеспечивать: согласование взаимодействия всех видов планово-расчетного и стратегического планирования развития социальной сферы и ее комплексов; целенаправленное воздействие на систему стратегического планирования разноуровневых органов планирования развития социальной сферы, ее структурных составляющих (рисунок).

На наш взгляд, формирование механизма стратегического развития социальной сферы, ее структурных составляющих должно основываться на установленной цели функционирования механизма запуска и поддержания на требуемом уровне состояния системы стратегического планирования, формулирования функциональной предназначенности механизма стратегического развития социальной сферы в долгосрочном периоде времени (блоки 1,2, рисунка). Такого рода требование к создаваемому механизму стратегического развития социальных комплексов должно быть тесно связано с идентификацией, а также экономической и организационной

целесообразностью создания и использования механизма стратегического развития социально-экономических систем в перспективном периоде времени [6, 8]Действительно, вполне уместна постановка вопроса о том, необходим ли механизм стратегического развития той или иной социально-экономической системы со своей функциональной предназначенностью ввода в действие (запуска) и поддержания системы стратегического планирования на уровне, позволяющем последовательно достигать поставленной цели? Может быть, данному механизму стратегического развития соответствует вариант начального и последующего самообеспечения рационального взаимодействия элементов самой системы стратегического планирования?

В соответствии с нашими представлениями, механизм обслуживания системы стратегического планирования (запуска и поддержания системы в требуемом состоянии) необходим потому, что сама система стратегического планирования, имея своими взаимодействующими элементами все виды ресурсов, взаимодействующие в процессе их потребления в целях противодействия влиянию негативных факторов неустойчивой внешней среды и на этой основе сохраняя темпы положительных экономических изменений структурных составляющих социальной сферы, не может организационно, инновационно и процедурнотехнологически обеспечить свое элементное взаимодействие.

В то же время вхождение элементного состава механизма стратегического развития социальных комплексов отдельным блоком в состав процессора системы стратегического планирования выступает компромиссным вариантом самообеспечения рационального взаимодействия элементов системы стратегического планирования развития отраслевых составляющих социальной сферы в перспективном периоде времени [1, 8]. При этом нахождение механизма обеспечения стратегического развития в процессоре системы стратегического планирования не лишает его индивидуальности и востребованности в нем как инструмента организационного, инновационного и процедурно-технологического

Механизм стратетнче* кого развития с тр}тктлрных составляющих и в целом социальной сферы

1. Определение цели функционирования механизма системы стратегического планирования разбития социальной сферы

2. У становление функциональной предназначенности механизма стратегического развития социальной сферы

Гене- Установ- Получение Формулиро- Разра Контроль

риро- ление результа- вание стра- ботка за осуще-

вание миссии тов анали- тегической и ствлением

страте- (предна- за состоя- цели долго- реа- стратегий,

гиче- значения) ния макро-, срочного лиза- их коррек-

ского социаль- микросред развития ция тировка

виде- ного ком- социального стра- и замена

ния плекса комплекса тега и

3. Реализация технологических процедур и соблюдение правил создания системы стратегического планирования развития социальной

сферы

4. Согласование взаимодействия видов планирования

Текущее (1 год)

Перспективное (2-5 лет)

Страте гичес кое

5. Обеспечение целенаправленности воздействия на систему стратегического плаинровалня плановых органов, методов нреслрсообес-

печенных мер

Реализация компетенций разноуровневых органов планирования развития социальной сферы, ее структурных составляющих

Полное или индивидуальное использование методов планирования

Реализация ресурсообеспеченных мер в составе обобщающей и функциональных (частных) с трате гай

■\

У

б. Запуск и поддержание на требуемом уровне состояния системы стратегического планирования развития структурных составляющих и в целом социальной сферы

Схема элементного состава и целенаправленного функционирования механизма ст ратепме с кого планирования раз в игия структурных (отраслевых) составляющих и в целом социальной сферы

обеспечения начала и последующего функционирования на ресурсообеспеченной основе системы стратегического планирования, развития социальных комплексов.

Реализация технологических процедур и правил создания системы стратегического планирования развития социальной сферы (блок 3, рисунок) может быть претворена посредством выполнения таких последовательных процедур создания системы стратегического планирования, как стратегическое видение, установление миссии социального комплекса, получение результатов анализа состояния макро-, микросред, разработка и реализация обобщающей и функциональных стратегий, контроль их воплощения в текущей деятельности и перспективном развитии отраслевого комплекса социальной сферы возможна корректировка и замена состава функциональных стратегий, не оказывающих должного противодействия влиянию негативных факторов внешней и внутренней сред.

Генерирование ведущими менеджерами отраслевой составляющей социальной сферы стратегического видения экономического и социального состояния своей отрасли должно в максимальной степени исходить не только из экстраполяционных представлений менеджеров о сложившемся состоянии социального комплекса в долгосрочном периоде времени (6-8 лет), но и из оптимистических представлений, основанных на варианте благополучного развития отраслевого комплекса социальной сферы.

Следует отметить, что в экономической литературе рядом авторов стратегическое видение характеризуется «мысленным путешествием от известного к неизвестному, созданием будущего путем монтажа известных факторов, надежд, мечтаний, опасностей и возможностей» [12].

Однако такое эмоциональное на уровне художественного вымысла представление понятия «стратегическое видение», на наш взгляд, не дает научного объяснения его генерирования и роли в технологических процедурах стратегического планирования.

Стратегическое видение развития объекта стратегического планирования, в соответствии с нашими представлениями, это логико-вербальная форма оптимистического экспертного долгосрочного прогноза состояния социальноэкономической системы, учитывающего развитие ресурсного потенциала и возможных изменений макро-, микросред.

Роль профессионально генерируемого экспертами-менеджерами на прогностической основе стратегического видения экономического, финансового или иного состояния социального комплекса, его ведущих хозяйствующих субъектов заключается не только в его привлекательной информационности будущего состояния социального комплекса для персонала и потребителей услуг, продукции, структурной составляющей социальной сферы, но и при наличии убежденности работников социального комплекса в том, что представленное для них восприятие стратегического видения действительно осуществимо в будущем, так как последовательное достижение ранее поставленных среднесрочных целей экономической, социальной и финансовой направленности является одним из этапов выполнения количественных и качественных установок по результативности в долгосрочном развитии [2, 3, 7].

Функциональное предназначение (миссия), формируемое в логиковербальной форме, как одно из звеньев технологических процедур составления и осуществления стратегического планирования (блок 3, рис. 2.1) выражает перспективную направленность на оказание комплекса основных и сопутст-

вующих им высокого качества услуг потребителям на основе роста инновационного уровня и диверсификации услуг.

Формулирование миссии структурной составляющей социальной сферы в комплексе с другими технологическими процедурами не должно быть второстепенным, незначительным элементом по влиянию на объект планирования. Логико-вербальное содержание предназначения (миссии) отраслевой составляющей социальной сферы должно отражать объективные направления развития и виды деятельности объекта стратегического планирования в перспективном периоде. При этом эту миссию должно оценить и разделять большинство персонала хозяйствующих субъектов социального комплекса, убежденность и участие которых в реальном выполнении данной миссии может способствовать росту производительности труда и укреплению социальнопсихологического климата в отраслевой составляющей социальной сферы.

Литература

1. Алешева С.А. Диверсификация как одна из стратегий повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта в современных условиях / С.А. Алешева // Качество и конкурентоспособность в XX в.: Материалы I Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2002.

2. Бейсенбаев А.А. Создание системы стратегического планирования социально-экономического развития регионов: теоретические и концептуальные положения: монография / А.А. Бейсенбаев. СПб.: Диалог, 2005.

3. Бискультанов К.М. Основные этапы стратегического планирования развития предприятия / К.М. Бискультанов / Сб. научных трудов «Проблемы управления развитием социальноэкономических систем». Вып. 16. СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2003. С. 16-19.

4. Газалов Б.В. Стратегическое планирование деятельности хозяйствующих субъектов социального обслуживания: препринт / Б.В. Газалов. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.

5. Глухов В.В. Направления совершенствования механизма государственной поддержки хозяйствующих субъектов кинематографии / В.В. Глухов / Межвузовский сб. науч. трудов «Проблемы управления развитием социально-экономических систем». Вып. 19. СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2005. С. 29-31.

6. Данилов К.В. Рациональный механизм предупреждения и противодействия кризисным ситуациям на предприятиях сферы услуг: брошюра / К.В. Данилов. СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2003.

7. Забелин К.В. Основы стратегического управления: учеб. пособие / К.В. Забелин, Н.К. Моисеева. М.: Изд-во «Информационно-внедренческий центр “СаркетинГ», 1998.

8. Ким Ю.М. Механизм стратегического управления развитием хозяйствующего субъекта в сфере услуг: препринт / Ю.М. Ким. СПб.: Нестор, 2002.

9. Кураков В.Л. Стратегические основы социально-ориентированной модели развития Чувашского государственного университета / В.Л. Кураков // Стратегические направления социальноэкономической политики в регионах Российской Федерации: науч. труды докторантов, аспирантов и соискателей. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2003. С. 103-117.

10. Кураков В.Л. Методологические основы и механизм реформирования социальной сферы / В.Л. Кураков, Н.В. Березина. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2002.

11. Петров А.Н. Государственное регулирование социального развития региона / А.Н. Петров, В.Л. Кураков. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2002.

12. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учебник для вузов / А.А. Томпсон, А.Дж. Крикленд. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1998.

АЛЁШЕВА СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА родилась в 1977 г. Окончила Чувашский государственный университет. Автор 13 научных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.