Научная статья на тему 'Методология формирования сети общественных организаций на примере росто-досааф'

Методология формирования сети общественных организаций на примере росто-досааф Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / СЕТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / СТРАТЕГИЯ / METHODOLOGY / A NETWORK OF SOCIAL ORGANIZATIONS / STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Якубов К. Е.

Как известно, разработка стратегий управления непосредственно связана с установлением высокой объективности, обоснованности, предназначенности или функционального назначения, а вместе с этим и целевой ориентации сети общественных организаций на примере РОСТО-ДОСААФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FORMING ASSOCIATIONS AT THE EXAMPLE OF THE ROSTODOSAAF

As is known, the development of management strategies is directly related to the establishment of high objectivity, reasonableness, or has a functional purpose, and with it, and the task orientation of the network of community organizations in the example of the ROSTO -DOSAAF.

Текст научной работы на тему «Методология формирования сети общественных организаций на примере росто-досааф»

МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЕТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ РОСТО-ДОСААФ

Якубов К.Е., соискатель ИЭСО

Как известно, разработка стратегий управления непосредственно связана с установлением высокой объективности, обоснованности, предназначенности или функционального назначения, а вместе с этим и целевой ориентации сети общественных организаций на примере РОСТО-ДОСААФ.

Ключевые слова: методология, сеть общественных организаций, стратегия.

METHODOLOGY FORMING ASSOCIATIONS AT THE EXAMPLE OF THE ROSTO-DOSAAF

Yakubov K., IESO, the competitor

As is known, the development of management strategies is directly related to the establishment of high objectivity, reasonableness, or has a functional purpose, and with it, and the task orientation of the network of community organizations in the example of the ROSTO -DOSAAF.

Keywords: methodology, a network of social organizations, strategy.

Как показывает анализ соответствующей литературы, обоснование целевой ориентации РОСТО-ДОСААФ исходит как из самого содержания, медико-спортивного и спортивно-туристского обслуживания местных, межрегиональных и иностранных потребителей такого рода услуг, так и из логических и аргументированных предначертаний, опытно-интуитивных представлений руководителей, главных специалистов-методистов и тренеров и ведущих управленцев (менеджеров спорта высших достижений) о развитии физкультурно-спортивного комплекса на средне- и долгосрочную перспективу.

Действительно, в реальной практике руководитель спортивнопатриотической организации действует довольно успешно на основании интуитивной стратегии, которая заменяет ему формальное планирование. Однако, имеющиеся исследования в этой сфере научного знания свидетельствуют, что интуитивная стратегия не всегда бывает успешной, особенно в тех случаях, когда:

• увеличиваются размеры и (или) меняется структура физкультурно-оздоровительной или спортивной организации;

• разрастается аппарат управления;

• существенно изменяется внешняя среда.

Поскольку в современных условиях функционирование общественных организаций на примере РОСТО-ДОСААФ сопровождается подобного рода изменениями, то ориентация последних на интуитивную стратегию не дает желаемых результатов.

В рамках диссертационного исследования сформулированы предложения по совершенствованию методологии формирования системы стратегического управления региональным физкультурноспортивным комплексом. В частности, показано, что в настоящее время на региональном уровне существуют следующие естественные ограничения сферы применения стратегии развития регионального физкультурно-спортивного комплекса:

1. Естественное существование того, что может быть выделено как значимый опыт в той области спортивной практики, которую наметили к рассмотрению и из которой этот опыт необходимо извлечь.

2. Существование того, что выделено как важный опыт в наших первых представлениях и описаниях, после того как проделана работа по выделению интересующего нас объекта изучения из всего многообразия мирового опыта.

3. Существование опыта в процессе изучения и сопоставления его с опытом других стран в организующих понимание схемах, образцах и средствах оценки.

4. Существование опыта в процессе обобщения, когда, зафиксированный в наших текстах, он уже теряет связь с изученными образцами спортивной практики, откуда он был извлечен. На этом этапе решающими моментами становятся научные данные и объективно зафиксированные образцы изучаемой деятельности, а также прогнозируемый уровень достижений в изучаемых образцах мировой спортивной практики.

5. Существование опыта в качестве описанного образца в интересах будущих инноваций, в том числе в качестве нормативно заданного соответствующими правомочными органами руководства спортом.

6. Наконец, существование опыта в «живом» функционирова-

нии в тех областях спортивной практики стран СНГ, куда он был перенесен. Ведь, очевидно, это уже будет некоторое новое, адаптированное к условиям функционирования и развития другой страны существование привлеченного зарубежного опыта.

На взгляд автора, формируемая система управления региональными общественными организациями на примере РОСТО-ДОСА-АФ должна решать комплекс оперативных задач на региональном уровне, направленных на достижения цели всей Федеральной целевой программы:

• наличие целей, то есть, повышение интереса молодежи к занятиям физической культурой и спортом;

• развитие физкультурно-спортивной инфраструктуры;

• расширение использования эффективной системы спортивнопатриотического воспитания;

• внедрение новых научных и методических разработок в области спорта;

• развитие материально-технической базы физкультуры и спорта.

Для этого в масштабах регионального отделения РОСТО-ДО-

СААФ должны быть структурно обозначены следующие элементы:

1. Организация обслуживания населения в процессе занятий физической культурой оздоровительной направленности в различных формах.

2. Проведение спортивно-зрелищных мероприятий по месту жительства.

3. Организация и проведение соревнований различного уровня в спорте высших достижений.

4. Подготовка специализированных профессиональных кадров через системы высшего и среднего образования и повышения квалификации.

5. Производство и реализация товаров физкультурно-оздоровительного и туристического назначения, их прокат.

6. Производство оборудования, снаряжения, инвентаря для спорта высших достижений.

7. Специализация маркетинговой и управленческой деятельности по всем структурам РФСК.

8. Развитие всех направлений спортивной науки.

9. Информационное обеспечение на всех уровнях и др.

Рациональность взаимодействия элементов системы стратегического управления, в соответствии с нашими представлениями, может проявляться в конкретизации и оптимизации направленности действия каждого из них, в отсутствии дублирования друг друга, в совместно направленных мерах на достижение основной цели и высокого уровня эффективности стратегического управления. В работе сформулированы основные требования, предъявляемые к региональному отделению РОСТО-ДОСААФ при формировании системы стратегического управления:

• территориальная близость: население получает услуги без привязки к конкретному месту оказания услуги, услуга предоставляется там, где удобно моледежи;

• раскрытие информации: состав мероприятий, сроков оказания и квалификации специалистов является доступным для населения;

социальная ответственность: создаваемое региональное отделение РОСТО-ДОСААФ должно предоставлять населению региона

разнообразные возможности для занятий физкультурой и спортом;

• квалификация: инструкторы, тренеры и обслуживающий персонал участники отношений имеют уровень квалификации позволяющий достичь социально-экономического эффекта в результате оказания услуг;

• независимость: регион, спортивные организации и население должны быть независимыми друг от друга в части получения социально-экономического эффекта.

Экономическая эффективность финансирования инвестиционных программ и проектов по развитию РОСТО-ДОСААФ и соответствующей инфраструктуры должна определяться отношением суммарных или интегральных стоимостных результатов к затратам при условии достижения желаемой, планово-расчетной нормы дохода на размеры осуществленного инвестирования в него средств.

Бюджетная эффективность в процессе достижения сформулированной автором обобщающей стратегии управления развитием сети РОСТО-ДОСААФ для федерального, регионального или местного бюджетов может быть выражена финансовыми результатами (мультипликативным эффектом) инвестирования средств в спортивную деятельность, полученными благодаря предоставленного объектам его управления льготного режима, воспроизводства трудовых ресурсов через поддержание уровня трудоспособности и повышения общественного здоровья в результате физического совершенствования, оздоровления различных групп населения и профилактики заболеваний.

В экономической литературе существуют отличающиеся по своему содержанию и направленности точки зрения на формирование стратегии функционирования и развития объекта управления. Так, например, сущность стратегии определяется как инструмент менеджера для выполнения стратегических и финансовых задач1. Данная точка зрения, на наш взгляд, не может быть в достаточной мере объективной и обоснованной, так как не определяет набор мер, способов и процедур формирования и использования стратегии в практической деятельности организационно-правовых структур и других социально-экономических систем.

Не наполняет конструктивным содержанием и такое определение стратегии функционирования социально-экономического образования, как «набор целенаправленных действий и реакций на непредвиденное развитие событий и усиливающуюся конкурентную борьбу»2. Такое предназначение формируемой стратегии, по нашему мнению, не раскрывает ни характера действия, ни конкретной ориентации на достижение желаемых и реальных результатов стратегии.

Раскрытие содержания стратегии управления, как «определение долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей»3, по нашим представлениям, не соответствует полностью стратегической ориентации объекта управления на конкретизацию целей его развития, сформированных не на сложившихся тенденциях деятельности, а устанавливаемых исходя из условий применения соответствующего комплекса мер, позволяющих достигать высокой результативности в соответствии с направленностью и диверсифицированными видами деятельности хозяйствующего субъекта.

Ряд других авторов предлагают формирование набора стратегий управления в зависимости от уровней диверсификации или узкопро-фильности функционирования хозяйствующего субъекта4.

Так, например, диверсификационная организационно-правовая

структура имеет свои классификационные признаки, исходя из стратегий корпоративного, делового, функционального, операционного характера, относимые соответственно на хозяйствующий субъект в целом, на его отдельный вид деятельности, на функциональное направление определенной сферы деятельности (каждая сфера деятельности при этом имеет такие свои стратегии, как финансовая, производственная, маркетинговая и другие), на линейные и функциональные подразделения организационно-правовых структур. Для узкопрофильных хозяйствующих субъектов предлагается меньшая, так называемая пирамида разработки стратегий управления, лишенная ее вершины - корпоративная стратегия5.

На наш взгляд, формируемая стратегия управления организационно-правовой структурой или, в данном исследовании, учреждениями территориально-окружного и районированного образования -это комплекс предпринимаемых управленческой структурой мер и действий по обоснованию целесообразности избираемых направлений, корректировки развития и адаптации объекта управления к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды в перспективном (стратегическом) периоде времени.

Разработка стратегий управления в экономической литературе имеет широкий диапазон классификационных признаков по уровням принятия управленческих решений, по стадиям жизненного цикла отрасли объекта управления, уровня интенсификации, ресурсопотребления и активности занятия лидирующих мест на тех или иных сегментах рынка, которые нередко в силу неопределенности устанавливаемых признаков не представляют возможности одноразового отнесения их к какому-либо признаку.

Поэтому некоторые ученые-экономисты классифицируют их исходя из глобальной направленности стратегий к соответствующим конкурентным преимуществам (стратегии оптимизации затрат, фокусирования, дифференцирования, инноваций, быстрого реагирования); принадлежности к стратегиям управления портфелем сфер бизнеса (стратегии связанной и несвязанной диверсификации, изменения курса, реструктуризации, международной диверсификации); факторов, зависящих от внешних и внутренних условий, а также наступательного или оборонительного характера принимаемых мер по достижению желаемого и планируемого реального результата деятельности в стратегический период (стратегии вертикальной интеграции, отраслевых лидеров, конкуренции на различных этапах жизненного цикла отрасли объекта стратегического управления); рассмотрения и обоснования целесообразности формирования в системе управления глобальных, портфельных и функциональных стратегий.

В соответствии с нашими представлениями, любые классификационные признаки, соответствующие формируемым и реализуемым стратегиям управления, могут быть оправданы и целесообразны в тех случаях, когда наполненность соответствующими действиями и мерами приводит реализуемые стратегии поэтапно как в текущий, так и в стратегический периоды времени к достижению запланированных результатов.

Кроме того, важно отметить в данном случае и то, что в процессе стратегического управления формируемые стратегии при постоянстве их соблюдения и реализации управленческих мер в каждый из ответственных для достижения реальных результатов периодов времени развития хозяйствующего субъекта (физкультурно-спортивного комплекса) должны быть осуществлены с ориентацией на их продолжение, возможную корректировку, реконструкцию некоторых

1 Берлин С. И. Экономический потенциал рекреационной зоны Краснодарского края: социально-экономическое состояние и прогноз развития. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. - 57 с.; Богданов С.С., Петров А.Н., Сигов В.И. Стратегия социально-экономического развития районных центров России. - М.: Пресс-сервис, 1997.-152 с.; Виноградов П. А. О современной концепции развития физической культуры и спорта // Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта / Сост. В.И.Жолдак, В.Г.Камалетдинов. -Челябинск, 1997.-С. 15-35.

2 Дымченко А.С., Криворучко Л.В., Татулян А.А. Современные подходы к деятельности санаторно-курортных организаций в целях становления рыночных отношений. //Курорты, экономика, бизнес: Материалы научно-практической конференции 12-13 апреля 1999 г. Часть 3 - СПб, 2000. - С. 122-125.; Концепция развития международного туризма в Москве до 2005 года. - М., Туринфо, № 5 от 15 декабря 1995.; Кузин В. В. Предпринимательство в зарубежном спорте. - М., 1993.

3 Мескоп М. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 1992. - 304 с.; Постановление Госстандарта России «Об утверждении положения о системе сертификации ГОСТ Р» от 17.03.1998 г. №11.

4 Алешин В. В., Кузьмичева Е.В., Переверзин И. И. Менеджмент зарубежных стадионов и спортивно-оздоровительных центров. - М., 1997.; Берлин С. И. Экономический потенциал рекреационной зоны Краснодарского края: социально-экономическое состояние и прогноз развития. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. - 57 с. ; Видеман Макс Р. Управления проектной средой // Мир управления проектами. - М, 1994. - С. 47-61.

5 Воронин С.Э., Филлипов С.С. Правовая информация в управлении физкультурно-спортивными организациями: Монография. - СПб., 2000. - 206 с.; Джексон Грейсон младший. Карла О’Делл. Американский менеджмент на пороге XXI века. - М.: Экономика, 1992. - 382 с.

стратегических составляющих, а может быть и на изменение их направления.

Поэтому излагаемые в экономической литературе точки зрения на возможность формирования большого разнообразия стратегий управления, на наш взгляд, могут иметь реальное место в зависимости как от состояния и условий влияния факторов внешней среды (например, таких факторов, как экономический, финансовый и социальный кризисы, устойчивость благоприятных природно-климатических условий), происходящих изменений внутри организационно-правовой или регионально-территориальной структуры (реструктурирование, потеря финансовой устойчивости, уменьшение своей доли услуг, работ на соответствующем рынке), так и специфики деятельности каждого из объектов стратегического управления, его территориальной, отраслевой принадлежности, уровня диверсификации видов деятельности.

В то же время, необходимо отметить и то, что каждому из объектов стратегического управления, независимо от вышеизложенных причин и условий деятельности, должны быть присущи стратегии управления обобщающего характера, свойственные в целом системе управления, и стратегии управления функциональной направленности, являющиеся неотъемлемой частью осуществления стратегических мер по каждой из функций управления.

Обобщающая (комплексная, интегральная) стратегия управления РОСТО-ДОСААФ, по нашему мнению, должна включать в себя все составляющие результативностей социально-экономического, инновационного, экологического, маркетингового и иного характера. При этом совмещение обобщающей стратегии в своем критериальном качественно-определяющем развитие РОСТО-ДОСААФ ориентире не может математически точно отражать совокупную результативность или направленность количественного достижения частными стратегиями, определяющими реализацию основных функций управления. Обобщающая стратегия поэтому, на наш взгляд, не может выступать интегральным показателем в полном понимании объективизации ее создания, скорее всего она может быть сформирована логико-вербальной последовательностью учета особенностей и традиционных направлений развития физкультурно-спортивного комплекса. Комплексный же учет количественных и качественных составляющих обобщающей стратегии физкультурно-спортивного комплекса при необходимости их соединения в одном совокупном выражении стратегии управления, по нашему мнению, возможен аддитивным путем6.

Обобщающая стратегия управления РОСТО-ДОСААФ, должна быть в отличие от цели стратегического управления не только сформулирована в виде самостоятельного элемента стратегического управления, но и конкретно и объективно определять количественные и качественные рубежи достижения его обобщающей (комплексной) результативности в стратегическом периоде времени.

В качестве обобщающей стратегии развития РОСТО-ДОСААФ конкретного Субъекта Федерации такого как г. Москва, по нашему мнению, мог бы выступать, например, такой комплексный и критериальный ориентир достижения поставленной цели, как мировая конкурентоспособность физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг на основе предоставления физкультурно-спортивному комплексу льготного режима на стратегический период 2005-2010 годов, создания и внедрения кардинально новых физкультурно-оздоровительных и спортивно-медицинских технологий и инноваций реабилитации и рекреации спортсменов, сохранения и содействия развитию благоприятных природно-климатических условий для индивидуальных, командных и массовых видов спорта посредством принятия и выполнения экологических программ и проектов.

При этом возможны и модификации обобщающей стратегии, ориентированные на завоевание статуса спортивно-оздоровительного региона (федерального или окружного значения).

Более того, обоснованность и аргументированность принимаемой обобщающей стратегии управления развитием физкультурноспортивного комплекса территориально-окружного и районированного образования должны не только отражать взаимосвязь между устойчивым ростом количества систематически занимающихся физической культурой и массовыми видами спорта, объемом финансовых средств, направляемым на выполнение экологических, социально-экономических, инновационных программ и проектов в соответствии со стратегической целевой спортивно оздоровительной ори-

ентацией региона, но и социально-экономической результативностью и эффективностью достижения стратегической цели - физического совершенствования и повышения уровня здоровья населения и реализация международной спортивной политики.

Экономическая эффективность финансирования инвестиционных программ и проектов по развитию физкультурно-спортивного комплекса и соответствующей инфраструктуры должна определяться отношением суммарных или интегральных стоимостных результатов к затратам при условии достижения желаемой, планово-расчетной нормы дохода на размеры осуществленного инвестирования в него средств.

Бюджетная эффективность в процессе достижения сформулированной автором обобщающей стратегии управления развитием физкультурно-спортивного комплекса для федерального, регионального или местного бюджетов может быть выражена финансовыми результатами (мультипликативным эффектом) инвестирования средств в физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, полученными благодаря предоставленного объектам его управления льготного режима, воспроизводства трудовых ресурсов через поддержание уровня трудоспособности и повышения общественного здоровья в результате физического совершенствования, оздоровления различных групп населения и профилактики заболеваний.

Важно также и то, чтобы обоснование и высокий уровень аргументации о целесообразности реального достижения сформулированной выше обобщающей стратегии управления развитием физкультурно-спортивного комплекса сопровождались детальными расчетами маркетинговых исследований о возможностях значительного наращивания и реализации объемов физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, получения конкретных объемов прибыли, инвестирования свободных денежных средств в собственные проекты и программы различных организационно-правовых структур физкультурно-спортивного комплекса, их территориально-окружного и районированных объединений.

Вместе с этим, обоснование целесообразности достижения результативных ориентиров обобщающей стратегии управления развитием физкультурно-спортивного комплекса, как нам представляется, должно давать реальную картину о росте бюджетных поступлений, объемов финансовых средств для участников инвестирования в физкультурно-оздоровительную и спортивную сферу.

Обобщающая стратегия управления развитием физкультурноспортивного комплекса конкретного территориально-окружного и районированного образования, на наш взгляд, должна быть также согласована и на внутрирегиональном уровне. Необходимость придерживаться данной рекомендации связана не только с интересами конкретного субъекта федерации (например г. Москвы, входящего в Центральный федеральный округ), федеральных органов управления экономикой, физической культурой, спортом и туризмом Российской Федерации, но и с социально-экономическими интересами других федеральных округов и входящих в них субъектов федерации, таких, как г. Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области и др. Хотя в данном случае физкультурно-спортивные комплексы последних выступают конкурентами г. Москвы, взаимосогласованность о принятии каждым из них стратегических решений на федеральном уровне и между собой, по нашему мнению, является оправданной, так как предоставляет данным физкультурно-спортивным комплексам возможность проявить не только готовность к наиболее полному использованию имеющихся видов спортивно-рекреационных ресурсов, подключения к процессу потенциального ресурсопотребления, но и к реальному достижению основной стратегической цели реинжинирингового развития каждого из физкультурно-спортивного комплексов.

Таким образом, проведенный анализ сущности и роли стратегического управления показывает, что рациональное формирование и результативность стратегий управления развитием физкультурноспортивного комплекса могут быть обеспечены на основе объективного установления назначения (миссии), его целевой ориентации, определения и обоснования направлений стратегического управления, объективизации и реализации обобщающей и функциональных стратегий в текущем функционировании, ориентации на достижение высокой результативности, эффективности управления развитием физкультурно-спортивного комплекса в стратегическом периоде.

6 Петров А.Н., Демидова Г.Л., Климов СМ. Основы стратегического А планирования. - СПб.: Знание, 1998. - 237 с.; Попов А. Н. Экономика физической культуры и спорта: Учеб. пособие. - Челябинск, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.