Научная статья на тему 'Особенности механизма управления региональным спортивно-туристским комплексом'

Особенности механизма управления региональным спортивно-туристским комплексом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
249
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ / УПРАВЛЕНИЕ / СПОРТИВНО-ТУРИСТСКИЙ КОМПЛЕКС / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / ОСОБЕННОСТИ / MECHANISM / MANAGEMENT / SPORTS AND TOURIST COMPLEX / MANAGEMENT PRACTICES / ESPECIALLY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фалеев Д. А.

В статье автором показаны элементы механизма управления региональным спортивно-туристским комплексом, выявлены и обоснованы его особенности и экономические методы его управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE MECHANISM OF MANAGEMENT OF REGIONAL SPORTS AND TOURIST COMPLEX

In the article the author shows the elements of the mechanism of management of regional sports and tourist complex, established and developed its characteristics and methods of economic management.

Текст научной работы на тему «Особенности механизма управления региональным спортивно-туристским комплексом»

дый агент-эксперт выполняет задание, координируя свое действие через агента-координатора. Результатом работы системы являются согласованные экспертные оценки, на основании которых принимается решение о необходимости выполнения оперативных изменений бизнес-процесса. В случае необходимости оперативных изменений агент-руководитель формирует дальнейшие задания аген-там-экспертам, каждый агент-эксперт выполняет задание, координируя свое действие через агента-координатора. Агент-исполнитель последовательно выполняет операции из сформированного набора.

Основные функции агентов в системе следующие. Агент-руководитель: предоставляет набор процедур для облегчения работы руководителя рабочей группы; принимает решения о необходимости оперативных изменений, определяет и формирует набор диаграмм, определяет и формирует операций, выполняет почтовые функции в распределенной среде. Агент-координатор: обеспечивает выполнение пошагового алгоритма принятия решения, поддерживает целостность баз данных системы на групповом уровне и вносит в них необходимые изменения, подготавливает диалоговые формы для информационного обмена. Агент-эксперт: поддерживает выполнение текущего шага задания, готовит сообщение агенту-координатору, поддерживает целостность локальных баз данных, выполняет почтовые функции в распределенной среде. Агент-исполнитель выполняет сформированные операции по оперативному управлению изменениями бизнес-процесса. Схематично процесс взаимодействия агентов представлен на рис.1.

Литература:

1. Андреев В., Батищев С., Ивкушкин К., Минаков И., Ржевский Г., Сафронов А., Скобелев П. Принципы построения открытых мультиагентных систем для поддержки процессов принятия решений // Тр. 4 Междунар. конф. по пробл. упр. и моделир. сложи, систем. - Самара. -17-24 июня 2002. - С. 127 -140.

2. Андреев В., Виттих В., Батищев С, Ивкушкин К., Минаков И., Ржевский Г., Сафронов А., Скобелев П. Методы и средства создания открытых мультиагентных систем для поддержки процессов принятия решений // Известия Академии наук. Теория и системы управления. - 2003. - № 1.

3. Виттих В.А., Скобелев П.О. Мультиагентные модели взаимодействия для построения сетей потребностей и возможностей в

открытых системах // Автоматика и телемеханика. 2003. №1.

4. Городецкий В.И. Многоагентные системы: современное состояние исследований и перспективы применения// Новости искусственного интеллекта. 1996. №1.

5. Поспелов Д.А. Мультиагентные системы - настоящее и будущее// Информационные технологии и вычислительные системы. 1998.№1.

6. ШвецовА.Н.,ЯковлевС.А.Распределенныеинтеллектуаль-ныеинформационные системы.- СПб.:Изд-воСПбГЭТУ«ЛЭТИ», 2003.

7. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. - СПб.: Полрадис, 1993.

8. Distributed Artificial Intelligence / Ed. by M. N. Hunhs. - Los Altos: Morgan Kaufmann, 1987. - 390 p.

9. Distributed artificial intelligence: theory and praxis / Ed. by N. M. Avouris and L. Gasser. - Dordrecht; Boston: Kluwer Academic, 1992.

- 235 p.

10. http://www.fipa.org/

11. Kornfeld W. A., Hewitt C. E. The Scientific Community Metaphor / IEEE Transactions on Systems Man, and Cybernetics, SMC-11(1):24-33, January 1981.

12. Lenat D.B. AM: An Artificial Intelligence Approach to Discovery in Mathematics as Heuristic Search. PhD thesis, Stanford University, 1976.

13. Lenat D.B. On automated scientific theory formation: a case study using the AM program / Machine Intelligence. - Vol. 9, 1977. - P. 251-256.

14. Lesser V.R., Corkill D.D. The Distributed Vehicle Monitoring Testbed: A Tool for Investigating Distributed Problem Solving Networks / AI Magazine. - 4(3), 1983. - P. 15-33.

15. Lesser, V.R. and Wileden, J.C. Issues in the Design of Tools for Distributed Software System Development / Software Development Tools, W.E. Riddle and R. Fairley (eds.), Springer-Verlag. 1980.

16. Ndumu D., Collos J., Owusu G., Sullivan M. ZEUS: A Toolkit for Building Distributed Multi-Agent Systems II AgentLink News. - 1999.

- January 1999. - P. 6-9.

17. Readings in distributed artificial intelligence / Ed. by A. H. Bond and L. Gasser. San Mateo: Morgan Kaufmann, 1988. - 649 p.

18. Shoham Y. Agent-Oriented programming / AI. - 60, 1993. -P.51- 92.

ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ СПОРТИВНОТУРИСТСКИМ КОМПЛЕКСОМ

Фалеев Д.А., соискатель МГИИТ

В статье автором показаны элементы механизма управления региональным спортивно-туристским комплексом, выявлены и обоснованы его особенности и экономические методы его управления.

Ключевые слова: механизм, управление, спортивно-туристский комплекс, методы управления, особенности

FEATURES OF THE MECHANISM OF MANAGEMENT OF REGIONAL SPORTS AND TOURIST COMPLEX

Faleev D., The applicant, MGIIT

In the article the author shows the elements of the mechanism of management of regional sports and tourist complex, established and developed its characteristics and methods of economic management.

Keywords: mechanism, management, sports and tourist complex, management practices, especially

Используемые в экономической литературе термины «механизм регулирования» или планирования, управления каким-либо объектом или процессом, как правило, характеризуются набором различных мер и процедур воздействия, ориентированных на достижение поставленных целей перед объектом управления, планирования или регулирования.

Такой подход к определению механизма управления, на наш взгляд, не может быть в должной мере рациональным, действенным и целенаправленным, так как не представляет собой обоснованно и последовательно соединенные элементы, взаимодействие которых должно быть подчинено реализации функций управления и предпринимаемых мер воздействия на управляемый объект (физкультурно-оздоровительный и спортивный комплекс), причем как

со стороны внешних органов управления и территориально-районированного образования, так и каждой организации, предоставляющей рекреантам физкультурно-оздоровительные, спортивнозрелищные и иного характера услуги.

Если говорить о механизме управления спортивно-туристским комплексом, то он должен включать в свой состав не только взаимодействующие элементы в виде методов, способов и функций управления, но и стратегии, процедуры корректировки в процессе их реализации, достижения результативности функциональных и обобщающей стратегий управления развитием конкретного территориально-районированного образования субъекта федерации и федерального округа (рисунок 1).

Рис. 1. Механизм управления развитием спортивно-туристским комплексом

Особенностью механизма управления спортивно-туристского комплекса, по нашему мнению, является то, что управление в периоде (5-8 лет) как таковое не представляется возможным, так как воздействие на перспективное, стратегическое его развитие возможно только в сочетании с текущим и перспективным управлением спортивно-туристским комплексом, по сути дела, выступающим проводниками системы управления.

Вместе с тем, действие каждого из элементов механизма управления осуществляется не отдельно в обозначенном периоде времени, а начинается в текущем управлении, соединяющем все виды функциональных воздействий на спортивно-туристский комплекс с регулированием отклонений от стратегических ориентиров, оп-

ределяющих достижение как обобщающей, так и функциональных стратегий1.

В этом случае механизм управления спортивно-туристского комплекса, на наш взгляд, представляет собой:

• разработку и направленное внедрение нормативно-правовых и административно-распорядительных актов федеральных, окружных региональных (краевых, областных) и местных органов управления социально-экономическим развитием территориально-районированного образования спортивно-туристского комплекса в соответствии со своими компетенциями;

• применение методов и способов, процедур по реальному достижению результативности управления спортивно-туристским ком-

1 Криворучко В.И., Бондаренко В.Н., Криворучко Л.В., Белоножкин Ю.Н. Рыночный механизм управления санаторно-курортной сферой. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 176 с.; Постановление Госстандарта России «Об утверждении положения о системе сертификации ГОСТ Р» от 17.03.1998 г. №11.

плексом; осуществление функций стратегического планирования, регулировании, программирования, организации, контроля и учета;

• принятие и соблюдение в процессе оперативного, текущего управления стратегий различной направленности, целей и предназначенности (миссии) спортивно-туристского комплекса;

• разработку и применение мер по реализации функций и стратегий управления спортивно-туристским комплексом.

Рациональность взаимодействия элементов механизма управления, в соответствии с нашими представлениями, может проявляться в конкретизации и оптимизации направленности действия каждого из них, в отсутствии дублирования друг друга, в совместно направленных мерах на достижение основной цели и высокого уровня эффективности управления. В этой связи необходимо отметить то, что, в частности, важная группа элементов управления представляет внешние и внутренние нормативно-правовые и административно-распорядительные воздействия на функционирование и развитие спортивно-туристского комплекса территориально-районированного образования посредством краевых, областных и местных законов, постановлений, инструкций, положений, приказов, распоряжений, которые регламентируют организационные, финансовые, экономические и иные действия в рамках соблюдения гражданского, налогового, законодательства, четко разграничивая при этом уровни компетенции.

На федеральном уровне такого рода воздействиями на спортивно-туристские комплексы субъектов федерации и территориально-районированных образований, определяющими компетенцию органов управления их развитием в целом в стране и на уровне регионов, на наш взгляд, могут выступать:

• принятие и контроль за осуществлением нормативно-правовых актов, указов, положений о развитии спортивно-туристских комплексов, эффективном использовании физкультурно-оздоровительных и спортивных рекреационных ресурсов федерального, регионального и местного значения;

• создание и реализация социальных целевых программ федерального, окружного и регионального уровня по физкультурно-оздоровительной направленности, внедрению основ здорового образа жизни и развитию молодежного, олимпийского движения и спорта высших достижений повышению объемов и качества оказываемого населению комплекса физкультурно-оздоровительных, спортивно-зрелищных и других сопутствующих услуг;

• определение нормативов финансового содержания и инновационного развития учреждений спортивно-туристского комплекса независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности;

• осуществление контроля за соблюдением медико-оздоровительных спортивно-туристских и иных стандартов качества оказываемых физкультурно-оздоровительных и спортивно-зрелищных услуг всем категориям городского и сельского населения;

• координация деятельности органов управления спортивнотуристских обслуживанием населения на федеральном, окружном региональном и муниципальном уровнях;

• проведение экспертизы, выполнения национальных стандартов предприятия, добровольная сертификация физкультурно-оздоровительных, спортивных и других сопутствующих услуг.

Уровень рационализации механизма управления. спортивно-туристского комплекса в существенной мере зависит как от федерального, так и от регионального (краевого) и местного органов его управления. При этом, рамками разграничения компетенции спортивно-туристского комплекса могли выступать его воздействия на:

• формирование задач и направлений деятельности, развития функциональных подразделений (министерств, комитетов, департаментов, отделов) системы управления спортивно-туристским комплексом субъектов федерации и местного самоуправления;

• координацию деятельности спортивно-туристского комплекса и спортивного туризма в области изучения, разработки, добычи, проектов использования, охраны и защиты природных рекреационных ресурсов физкультурно-оздоровительной и спортивно-туристской направленности;

• участие в разработке и реализации федеральных региональных, краевых и областных целевых программ развития массовой физической культуры, молодежного и спорта высших достижений на территории Российской Федерации и на всех уровнях его функционирования, в структурно-организационном реформировании спортивно-туристского комплекса;

• разработка национальных стандартов предприятий, проведение мониторинга и соблюдения правил при оценке физкультурнооздоровительных, спортивных услуг, услуг в сфере организации физиологического питания, реабилитации и восстановления спортсменов, соблюдения ориентации на достижение высокой результативности функциональных и обобщающей стратегий управления спортивно-туристского комплекса;

• разработку и реализацию отраслевых корпоративных и муниципальных программ по физическому оздоровлению и массовым видам спорта, юношеского, детского, спорта инвалидов и другим направлениям социальной спортивно-туристской политики государства.

Оперативно функционирующими и своевременно реагирующими на внешние управленческие воздействия и влияющими на деятельность и развитие учреждений и организаций спортивно-туристского комплекса являются органы муниципального и местного самоуправления, к компетенции которых можно отнести такие основные меры, рационализирующие взаимодействие элементов анализируемого механизма как:

• планирование, организация, регулирование и контроль менеджмента спортивно-туристских организаций и учреждений, независимо от вида собственности и ведомственной принадлежности;

• составление и соблюдение собственного бюджета, установление размеров затрат на оказание гражданам комплекса социальных и жизненно необходимых физкультурно-оздоровительных, спортивных, спортивно-зрелищных услуг, на содержание, ремонт и модернизацию, реконструкцию и замену оборудования спортивно-туристских комплексов, оздоровительного, физкультурно-профилактического, спортивно-тренирующего, развлекательного и иного назначения;

• разработка и реализация местных программ социально-экономического развития сети спортивно-туристских учреждений и организаций, расширение сферы и увеличение объектов организованного и неорганизованного занятий физической культурой и массовых видов спорта с соблюдением высокого качества обслуживания всех возрастных и профессиональных групп городского и сельского населения.

Использование в качестве основных взаимодействующих элементов в механизме управления спортивно-туристским комплексом экономических, социальных, нормативно-правовых, административно-распорядительных методов дает возможность определить как основные направления достижения намечаемых ориентиров результативности в стратегическом периоде, так и соответствующие приемы, действия, меры, в конечном итоге реализующиеся в функциях текущего, перспективного и стратегического управления.

В соответствии с комплексным подходом, экономические методы управления должны способствовать не только достижению экономического роста спортивно-туристского комплекса, его учреждений, и организаций, но и определять оптимальный комплекс мер, стратегий, реализация которых может результативно оправдывать в целом его развитие. В основе применения данных методов управления, как нам представляется, должны быть положены:

• результативные решения проблем ценообразования за оказываемые физкультурно-оздоровительные, спортивно-зрелищные, спортивно-туристские и другие услуги;

• разработка, внедрение и соблюдение стандартов предприятий, оказывающих физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги гражданам;

• оптимальные решения в осуществлении затрат на ресурсопотребление;

• ориентация персонала спортивно-туристских и туристско-спортивных организаций на повышение уровня заинтересованности в достижении намечаемых (ожидаемых) экономических результатов (роста объемов оказания услуг, получения прибыли, повышения заработной платы, отчислений на социальные программы и др.);

• установление льготных, дифференцированных налоговых ставок по отношению к открывающимся или устойчиво функционирующим спортивно-туристским, спортивно-туристским организациям, а в целом и ко всему спортивно-туристскому комплексу;

• развитие предпринимательских видов деятельности, позволяющих своими результатами укреплять материально-техническую базу спортивно-туристских организаций, физкультурных и туристских клубов, спорт сооружений и других объектов массовой физической культуры и спорта;

• система стимулирования персонала при выполнении запланированных объемов работ, оказанных услуг, применения санкций за несоблюдение ими стандартов физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, спортивно-медицинских технологий оздоровления различных возрастных и профессиональных категорий населения;

• рационализация цен на коммунальные услуги, энергоносители, снижение тарифов на землепользования и др.

Социальные методы управления спортивно-туристским комплексом, взаимодействуя с экономическими, административными, правовыми и взаимодополняя друг друга, должны быть направлены на:

• стимулирование труда работников оздоровительной физической культуры и спорта высших достижений, обеспечение растущего размера их заработной платы и мер социальной защиты;

• охрану и создание благоприятных социально-психологических, санитарно-гигиенических, спортивно-технических условий труда педагогического, тренерского и технического персонала;

• повышение степени информированности педагогического и тренерского состава о новых способах, технологиях и методах оздоровления средствами физической культуры и спорта, о социально-экономическом развитии учреждений, организаций, клубов и спортивных обществ спортивно-туристского комплекса.

Вместе с этим, социальные методы управления спортивно-туристского комплекса, выполняя роль доминирующего направления общего комплекса приемов и мер по социальному удовлетворению

нужд персонала физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений, должны побуждать его к повышению производительности труда, оказанию физкультурно-оздоровительных, спортивнозрелищных и спортивно-туристских услуг высокого качества, а также служить объединителем профессиональных, экономических, социальных и иных интересов на основе деловой активности и творческого отношения к труду.

Литература:

1. Алешин В. В., Кузьмичева Е.В., Переверзин И. И. Менеджмент зарубежных стадионов и спортивно-оздоровительных центров. - М., І997.;

2. Анисимов О. С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. - М.: Экономика, І99І. - І20 с.;

3. Богданов С.С., Петров А.Н., Сигов В.И. Стратегия социально-экономического развития районных центров России. - М.: Пресс-сервис, І997.-І52 с.

4. Криворучко Л.В., Абрамян Х.С., Нелюбин Д.В. Совершенствование стратегии управления спортивно-туристским комплексом// Материалы научно-практической конференции «Туризм и социально-экономическое развитие территорий», 7-S июля 2004 г.

5. Криворучко В.И., Бондаренко В.Н., Криворучко Л.В., Белоножкин Ю.Н. Рыночный механизм управления санаторно-курортной сферой. - М.: Финансы и статистика, 2003. - І7б с.;

6. Постановление Госстандарта России «Об утверждении положения о системе сертификации ГОСТ Р» от І7.03.І998 г. №ІІ.

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СТРАТЕГИЙ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Малышев Н.Г., президент Московского университета им. С.Ю. Витте, д.т.н., профессор, член-корреспондент РАН Бубнов Г.Г., вице-президент Московского университета им. С.Ю. Витте, д.э.н., профессор

В данной статье на примере ведущих иностранных компаний - «МакДональдс», «Туи», «Скарлет», «Ашан», специализирующихся на различных видах экономической деятельности, - показан порядок использования некоторых стратегий повышения конкурентоспособности современных предприятий в различных условиях.

Ключевые слова: предприятие, конкурентоспособность, стратегия, конкурентные преимущества.

EXPERIENCE OF APPLICATION OF STRATEGY OF INCREASE OF COMPETITIVENESS OF THE FOREIGN ENTERPRISES

Malyshev N., The president of the Moscow university of S.Yu. Vitte, Doctor of Engineering, professor, corresponding member of the Russian

Academy of Sciences

Bubnov G., The vice-president of the Moscow university of S.Yu. Vitte, Doctor of Economics, Professor

In this article on the example of the leading foreign companies - «McDonald’s», «TUI», «Scarlet», «Auchan», specializing on different types of economic activity, - is shown an order of use of some strategy of increase of competitiveness of the modern enterprises in various conditions.

Keywords: enterprise, competitiveness, strategy, competitive advantages.

В связи с тем, что в последнее время можно наблюдать бурное развитие стратегий, направленных на повышение международной конкурентоспособности, представляется целесообразным исследование передового опыта зарубежных компаний различной сферы бизнеса по применению данного инструмента в своей практике, в том числе при осуществлении ими выхода на рынки сбыта других стран. Кроме того, представляется важным оценить влияние применяемых стратегий на возможность повышения международной конкурентоспособности зарубежных компаний-производителей.

Конкурентоспособность компании - это способность использовать сильные стороны компании и концентрировать усилия в той области производства товаров или услуг, где она может занять лидирующие позиции на внутреннем и внешнем рынках. Это также способность компании конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичной продукции посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей1.

К основным факторам, определяющим конкурентоспособность промышленной компании, относятся: общая стратегия фирмы, кон-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

цепция продукта, сбытовая политика, наличие материальных, трудовых и финансовых ресурсов, репутация компании, престиж торговой марки или бренда, инновационный потенциал и другие.

Количественными параметрами конкурентоспособности являются доля рынка, показатели прибыли компании, уровень продаж, число постоянных клиентов. Помимо этого при функционировании на внешних рынках компании сталкиваются с пятью факторами, влияющими на конкурентоспособность, согласно теории М. Портера: борьба с существующими конкурентами на внешнем рынке, угрозы со стороны новых конкурентов, методы взаимодействия с местными поставщиками, возможности потребителей сделать выбор, угрозы со стороны альтернативных продуктов2.

Далее следует рассмотреть, как при выходе на рынки сбыта других стран зарубежные компании с помощью стратегий повышения собственных конкурентных преимуществ оперируют количественными параметрами в сторону повышения их конкурентоспособности. Хотя в открытом доступе примеров применения данных стратегий зарубежными компаниями не так много, тем не менее, среди них есть возможность отобрать для анализа наиболее

1 См.: Маркетинг. Словарь / Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш., Поршев А.Г., Райзберг Б.А. - М.: НПО «Экономика», 2000.

2 См.: Портер М., Майкл Э. Конкуренция: Пер. с англ. М.: ИД «Вильямс», 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.