Научная статья на тему 'Модели концепций рекреации, ее фундамента и функций, сущность и соотношение рекреационного и туристского пространств, курорта, дестинации и кластера'

Модели концепций рекреации, ее фундамента и функций, сущность и соотношение рекреационного и туристского пространств, курорта, дестинации и кластера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3973
428
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТИ ТУРИСТОВ / РЕКРЕАЦИЯ / ТУРИЗМ / КОНЦЕПЦИЯ / МОДЕЛЬ / РЕКРЕАЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ / УСЛУГИ / ПРОСТРАНСТВО / ДЕСТИНАЦИЯ ТУРИЗМА / КЛАСТЕР ТУРИНДУСТРИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глущенко Виталий Васильевич

Рассматриваются актуальные аспекты рекреации и туризма, моделей концепций рекреации: коммерческой, технологической, социокультурной и политэкономической; разработаны варианты кортежа моделей фундамента и функций рекреации, представления рекреации как системы; даны авторские определения рекреационного туристского пространства и его типов; раскрыты сущность и соотношение рекреационного и туристского пространств, курорта, дестинаций туризма и кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модели концепций рекреации, ее фундамента и функций, сущность и соотношение рекреационного и туристского пространств, курорта, дестинации и кластера»

МОДЕЛИ КОНЦЕПЦИЙ РЕКРЕАЦИИ, ЕЕ ФУНДАМЕНТА И ФУНКЦИЙ, СУЩНОСТЬ И СООТНОШЕНИЕ РЕКРЕАЦИОННОГО И ТУРИСТКОГО ПРОСТРАНСТВ, КУРОРТА, ДЕСТИНАЦИИ И КЛАСТЕРА

Г лущенко Виталий Васильевич

доктор технических наук, профессор кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса Сочинского государственного университета, Действительный член РАЕН по отд. АСОНИКА

Аннотация: рассматриваются актуальные аспекты рекреации и туризма, моделей концепций рекреации: коммерческой, технологической, социокультурной и

политэкономической; разработаны варианты кортежа моделей фундамента и функций рекреации, представления рекреации как системы; даны авторские определения рекреационного туристского пространства и его типов; раскрыты сущность и соотношение рекреационного и туристского пространств, курорта, дестинаций туризма и кластера.

Ключевые слова: потребности туристов, рекреация, туризм, концепция, модель,

рекреационные функции, услуги, пространство, дестинация туризма, кластер туриндустрии.

MODEL CONCEPTS RECREATION, ITS FOUNDATION AND FUNCTIONS

THE ESSENCE AND THE RATIO OF RECREATION AND TRAVEL SPACES, RESORTS,

DESTINATIONS AND CLUSTER

Abstract: the paper considers relevant aspects of recreation and tourism, models, concepts recreation: commercial, technological, socio-cultural and political economy; provide options tuple models of the Foundation and recreation functions, representation of recreation as a system; given the author's definition of the recreational tourist space and its types; the essence and the ratio of recreational and tourist spaces, resorts, destinations and tourism cluster.

Keywords: requirements of tourists, recreation, tourism, concept, model, recreational functions, services, space, destination tourism, travel industry cluster.

Преамбула. В расширенном воспроизводстве. являющейся одним из главных условий эффективного развития экономики, важное место принадлежит рекреации. Из весьма трудноперечислимого множества толкований термина рекреация, остановимся на наиболее адекватных теме данной работы. Рекреация это: 1) расширенное воспроизводство сил человека: физических,

интеллектуальных, эмоциональных; 2) понятие, охватывающее все виды отдыха, в том числе санаторно-курортное лечение, туризм и т.д.; 3) место отдыха [2].

Потребности общества в простом и расширенном воспроизводстве его социально-трудового и социально-культурного потенциала являются

рекреационными потребностями общества, а потребности в восстановлении и развитии физических и психических сил человека в его физическом, интеллектуальном и духовном совершенствовании являются рекреационными потребностями человека.

Под потребностями в общем случае понимаются потребности человека во всем необходимом для его жизнедеятельности. Фундаментальные

теоретические определения иерархии (пирамиды) потребностей были сформулированы еще в 1943 г. американским ученым психофизиологом русского происхождения А. Маслоу [1], который выделил основные потребности человека и распределил по ступеням пирамиды от низших к высшим.

Эти исследования, их эволюция в связи с ростом благосостояния общества продолжаются многими зарубежными и отечественными учеными. Иерархия потребностей - это подразделение потребностей по их важности (настоятельности) для человека на две основные группы: элементарные (физиологические, основанные на биологических функциях человеческого организма); социальные, как потребности более высокого уровня. По степени настоятельности внутри этих групп имеются деления. Так, например, в первом случае - это жилище, пища, одежда, а во втором - это передвижение, получение информации о мире, воспитание детей и т.д. Такова общая суть иерархии потребностей, с учетом которой, полагаем, и целесообразно рассматривать вопросы, излагаемые в данной работе.

1. Модели концепций рекреации. В общем случае концепция - это определённый способ понимания и трактовки каких-либо явлений, система взглядов, основная точка зрения на явления в мире, в природе, в обществе, руководящая идея для их освещения и система путей решения выбранной задачи в достижении поставленной цели. Концепция определяет стратегию действий и поэтому какая-либо модель концепции рекреации - это конкретизация в части рекреации идеи с большой буквы, замысел

формирования этой модели и одновременно отражение стратегия определенных действий, с использованием в последних практически всех составляющих организационно-хозяйственного механизма.

В настоящее время выделяются несколько основных моделей концепций рекреации, которые используются в научной и практической деятельности. Их отличие состоит, прежде всего, в сущности принципа, которым руководствуются в той или иной концепции, то есть, образно говоря, “печки от которой танцуют”. Так, с начала 90-гг. 20 в. во всей экономике России во главе угла стал принцип получения прибыли, с постулатом, что рынок решит все остальные проблемы развития общества. Это в полной мере относится и к деятельности организаций, т.е. экономических агентов в сфере рекреации, и которые находятся в различных туристических пространствах.

Так, ныне отчетливо просматривается модель концепции рекреации коммерческая, которая превалирует и широко используется агентами экономическими, рассматривающих и использующих сферу рекреации только как место деятельности с единственной целью - получение прибыли. Такая концепция, к сожалению, лежит и, в определенной степени, в основе отношения к рекреации и властных структур различного уровня, что вполне объяснимо острой необходимостью пополнять муниципальные, региональные и федеральные бюджеты. Но этот подход, помимо, конечно, и инфляционных процессов и дороговизны проезда, влияет, в конечном счете, на стоимость набора услуг в путевках, их доступность и, как следствие, наличие сезонности в загрузке санаторно-курортных учреждений (СКУ) и гостиничных предприятий (ГП).

Свое место занимает и модель концепции рекреации технологическая, рассматривающая рекреацию как систему технологических приемов по оказанию или производству рекреационных услуг. Этой концепции уделяют серьезное внимание, как в бизнесе, так и при подготовке в высшем, среднем и

начальном профессиональном образовании специалистов для предприятий и организаций туристкой индустрии, функционирующих в рекреациях.

Далее, значимой является модель концепции рекреации социокультурная, рассматривающая рекреацию как социокультурное явление отдыха и оздоровления гараждан, с ориентацией на рост доступности к нему населения, а также к историко-культурным ценностям, находящихся в сфере рекреации. Эта концепция в настоящее время начинает постепенно все более быть в центре внимания и укреплять свои позиции, хотя и очень медленно, в сравнении с доступностью зарубежных мест отдыха и, прежде всего, по причине дороговизны в России транспортных расходов потребителей, стоимости проживания и других услуг и т.д.

Однако, наиболее обширной в общеэкономическом плане, на наш взгляд, является модель концепции рекреации политэкономическая. Она носит общегосударственный характер, поскольку рассматривает рекреацию с точки зрения полезности для граждан РФ (лечение, оздоровление, развитие физических сил, познания и культурного уровня), т.е. восстановления сил человека в системе расширенного воспроизводства рабочей силы или иначе человеческого капитала. Последнее, как известно, означает воспроизводство способности к труду, обладателем которой является индивидуум-человек, являющийся главной производительной силой.

Здесь, полагаем, будет нелишним напомнить, что в широком общеэкономическом смысле воспроизводство рабочей силы означает такие фундаментальные аспекты, как: развитие физических и духовных способностей человека; способность к воспроизводству своих “заместителей”, т.е. детей; развитие знаний и опыта человека и передача усвоенных приемов, методов и навыков в работе, достигнутого уровня мастерства (квалификации) от поколения к поколению.

Современное российское государство, как только позволила экономическая

ситуация, особенно, начиная с послания Федеральному собранию РФ в 2006 г. Президента России В.В. Путина, осуществляет различные весьма крупные и масштабные общероссийские и региональные Целевые Программы, социально-экономический характер которых, направлен на сбережение граждан страны и их преумножение.

Рассмотрев кратко суть моделей концепций рекреации, отметим, что они в принципе не противоречат друг другу, могут эффективно использоваться интегрировано, но при условии, что правовой и финансовый механизмы государства и субъектов будет стимулировать бизнес структуры подходить к своей миссии с общенациональных приоритетов российского государства.

2. Сущность и соотношение понятий рекреация, рекреационное пространство, туристское пространство, курорт, дестинация, кластер.

2.1. Рекреация. Как было уже отмечено выше, рекреация в нашем случае рассматривается в двух аспектах. Прежде всего, рекреация - это восстановление физических и духовных сил человека или как расширенное воспроизводство сил человека с использованием всех видов отдыха, в том числе санаторнокурортного лечения и т.д. Во втором аспекте рекреация - это место отдыха, что в широком понимании - это пространство, а в узком смысле, понимается конкретный объект, где турист получает основные рекреационные услуги, т.е. санаторий, пансионат и т.д.

Применительно к нашему случаю, рекреация, т.е. восстановление сил человека, осуществляется в определенном и известном территориальном пространстве, занимаемое каким-либо рекреационным объектом [2] или без последнего, но служащее восстановлению сил человека, представляя собой определенные ширь, глубину, простор и т.д.

Рекреационным объектом является: а) любое ограниченное по площади место, обладающее особо привлекательными свойствами для отдыха людей. В числе таких мест первостепенными являются: лечебно-природные или просто природные, используемые для отдыха участки: прибрежной полосы моря с его

частью, отведенной под пляж, аналогично озера или реки; степные, лесные или горные массивы; с памятниками природы; с расположениям на них природно-артефактных объектов (курортные парки, терренкуры и др.), артефактных лечебных учреждений, развлекательных и познавательных объектов различного происхождения и поэтому, в этом случае, имеем рекреационное туристское пространство, типы которых могут быть различными; б) участки земли, выделенные муниципальными образованиями, под парки культуры и отдыха, спортивные площадки, садовые и дачные участки, для организации любительских видов охоты и рыбной ловли и т.д. Названные здесь и др. участки земли, выделяются в установленном порядке, как предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма населения, и они носят статус рекреационного назначения земли. В данном случае имеем уже другой вид рекреационного пространства, то есть, это рекреационное пространство для пользования жителями муниципальных образований, иначе говоря, это рекреационное муниципальное пространство. Соответственно этому на рекреационных землях запрещается какая-либо деятельность, препятствующая использованию их по целевому назначению.

Таким образом, рекреационное пространство в одном случае, это часть социального пространства, используемого для рекреационной деятельности и которое формируется в результате деятельности туристов и организаторов отдыха, а в другом - территория, пригодная для организации рекреационной деятельности населения муниципальных образований. Но в целом рекреационное пространство состоит из совокупности двух его типов, т.е. рекреационное туристское пространство и рекреационное муниципальное пространство, последнее может расширяться до регионально-муниципального пространства.

Рекреационное место и в том и другом случаях выступает как элементарная единица рекреационно-географического пространства,

обладающая всеми его качествами, рассматриваемая как нечто целостное,

однородное и неделимое [2]. На землях рекреационного туристского назначения располагаются организации и предприятия туристской индустрии для организации массового и индивидуального отдыха туристов и местного населения, в соответствии с рекреационными функциями развитыми и используемыми в той или иной рекреации. Эти организации и предприятия в таком случае являются рекреационными, а иные, хотя и действуют в рекреации, но не выполняют рекреационных функций, не являются таковыми.

Территориальная совокупность экономически взаимосвязанных

рекреационных организаций и предприятий, которые специализируются на обслуживании туристов, что позволяет наилучшим образом удовлетворить потребности последних в восстановлении сил, образует рекреационные район. Для удовлетворения потребностей туристов используются существующие природные ресурсы, объекты размещения (проживания) и питания, лечения, спортивные, познавательные и развлекательные комплексы рекреационного района и его экономические условия функционирования.

Совокупность рекреационных предприятий, организаций и учреждений, расположенных в пределах какой-либо региональной территории или страны в целом представляет собой рекреационную сеть [2]. Здесь, полагаем, нелишним будет заметить, что рекреационные ресурсы понятие значительно более широкое, чем курортные ресурсы, ибо они включают в себя не только последние, но обширный ряд других.

К рекреационным ресурсам, прежде всего, относятся компоненты природной среды, объекты хозяйственной деятельности, обладающие уникальностью, оригинальностью, эстетической привлекательностью, целебнооздоровительной значимостью, могущие быть использованы для организации различных видов рекреационных занятий. Последние составляют основу для разработки программ лечения и отдыха туристов. Для рекреации ее ресурсом являются не только компоненты природной среды, но и феномены социокультурного характера, которые, благодаря определенным свойствам

(качествам), могут быть использованы для организации рекреационной деятельности. Для рекреации важны и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, артефакты, которые обладают комфортными свойствами и потребительской стоимостью и могут быть использованы в рекреационных целях.

Особо следует подчеркнуть, что совокупность компонентов природных комплексов и объектов историко-культурного наследия, их уникальность, историческая или художественная ценность, оригинальность, эстетическая привлекательность и целебно-оздоровительная значимость формируют у туристов гармонию целостности познания мест отдыха и лечения, замечательных географических уголков нашей и других стран, что оказывает весьма благоприятное воздействие на эффективность поддержания и восстановления физического и духовного здоровья человека, осознанию своей принадлежности России - великой мировой державе.

2.2. Туристское пространство. Здесь, используем как отдельные определения, приведенные в [7,8], так и наши авторские соображения. Прежде всего, отметим, что туристское пространство является территориальногеографическим местом, в котором существуют туристские привлекательности в виде ресурсов, способных удовлетворить потребности в восстановлении физических и духовных сил человека. Туристское пространство условно можно подразделить на его типы, которые могут для туристов быть привлекательными и востребованными ими интегрировано или в отдельности. Рассмотрим ряд основных таких типов:

I. Природное туристское пространство - это по [8] территории привлекательные для туристов своей богатой нетронутой природой и особенно ее ландшафтами. Это позволяет туристам не только близко контактировать с природой, но и заниматься активным отдыхом, совершать походы прогулки, просто проводить время на чистом и свежем и поэтому целебной силы воздухе.

Сюда, прежде всего, относят [13] особо охраняемые природные территории- участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе

биосферные; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады; ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты [13].

II. Рекреационное туристское пространство. В широком понятии рекреационное туристское пространство, это все то, что обеспечивает или непосредственно способствует восстановлению физических и духовных сил туристов на определенной территории, имеющей в установленном порядке рекреационное назначение, выполняющие по отношению к туристам основные рекреационные функции (лечебно-оздоровительные, физкультурно-спортивные, познавательные, развлекательные), удовлетворяющие тем самым потребности туристов. Следовательно, рекреационное туристское пространство состоит из нескольких типов пространств: а) лечебно-оздоровительное пространство, б) физкультурно-спортивное пространство, в) познавательное пространство, г) развлекательное пространство.

Лечебно-оздоровительное пространство - включает находящиеся в лечебно-оздоровительных местностях: а) курорты, состоящие из санаторнокурортных учреждений: санатории, пансионаты с лечением, лечебницы, ванные корпуса, бюветы, курортные галереи, курортные парки. лесопарки и терренкуры; б) базы и пансионаты отдыха, гостиницы, мотели, кемпинги и

другие срества размещения и отдыха туристов; в) рестораны, кафе, закусочные, столовые

Физкультурно-спортивное пространство - физкультурные, спортивнотренажерные залы в здравницах и гостиницах, спортивные комплексы, спортивные площадки, бассейны, стадионы и пр. спортивные сооружения и объекты.

Познавательное пространство - музеи исторические, краеведческие, художественные и другие, библиотеки, памятники истории, культуры, архитектуры, дворянские и иные усадьбы, дачи, выставочные центры, галереи, выставочные залы, остатки материальной культуры прошлых эпох, сакральные объекты (церкви, храмы, монастыри, старинные кладбища, часовни, могилы известных людей), достопримечательные места, явления и памятники природы и т.д. Особо здесь выделяются [8] этнокультурные центры, этнические деревни, этнические парки, центры и мастерские ремесел, народные художественные промыслы. Все это крайне важно для многонациональной России.

Развлекательное туристское пространство - театры, цирки, кинотеатры, концертные залы, клубы, танцевальные площадки, шоу-площади, ипподромы (скачки лошадей), аттракционы в парках культуры и отдыха и т.д.

III. Туристское пространство в крупных городах и населенных пунктах - включают в себя, имеющие привлекательности для туристов, дестинации туризма, т.е. направления туризма и места их реализующие: спортивные, познавательные, развлекательные, деловые и множество других, . с размещением туристов в отелях, гостиницах и т.д., с организацией питания в ресторанах, кафе и т.п. в месте размещения, с полным пансионом или полупансионом или без таковых.

Особый вид туристского пространства в крупных городах или иных могут образовывать специализированные медицинские клиники для лечения людей, на их основе развивается т.н. медицинских туризм.

IV. Событийное туристское пространство - по [8] это особый тип туристского пространства, предлагающий комплексный туристский продукт, основанный на событийном календаре территории. Включает: выставки, фестивали, ярмарки, форумы, слеты, спартакиады, конкурсы, юбилеи, театральные сезоны, и др. события

V. Мифологическое туристское пространство - по [8] это также особый

тип туристского пространства, основанный на искусственно созданных туристских аттракциях на основе мифологизации территории. Основой для формирования мифологического пространства являются: легенды, эпос,

народные предания, художественный вымысел, устное народное творчество, рассказы очевидцев о мистических событиях и места (благоприятные и «гиблые места»).

Сервис-бытовое обеспечение туристских пространств - присутствует в каждом пространстве и способствует удовлетворению самых разнообразных потребностей туристов, не относящихся прямо к услугам организаций выполняющих основные рекреациннные функции в каждом виде пространств указанных выше.

2.3. Курорт (нем. кигоГ; - от киг - лечение и оН - место, местность), лечебное место или место лечения. С точки зрения туристского пространства курорт - это тип лечебного пространства, входящее в рекреационное туристское пространство, но занимающий свое особое место в сбережении и умножении народа Отечества.

Наиболее используемые и распространенные современные толкования понятия курорт: 1) освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры [12]; 2) территория,

располагающая природными лечебными факторами и необходимыми условиями для их применения с лечебно-профилактическими целями, признанная

курортом законом России о здравоохранении в установленном порядке. В таком понятии курорт является государственной собственностью [2].

Здесь необходимо подчеркнуть, что из сказанного выше, помимо всего важного, также актуально иметь в виду, что курортом лечебно-оздоровительная местность или часть ее становится только после ее целевого освоения и признания ее курортом в установленном нормативными актами порядке. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований [12]. Для организации вне курорта рекреационно-туристского и иного отдыха в этой или иной местности какого-либо признания не требуется.

Курорты имеют и используют природные лечебно-оздоровительные ресурсы, т.е. источники минеральных вод, лечебные грязи, благоприятный климат, а также инженерно-технические системы: здания для проживание и технологические с необходимым инженерным оборудованием; гидротехнические - питьевые галереи, бюветы; курортные парки. Кроме этого используются и медико-организационных ресурсы. Все это является основой для создания лечебно-профилактических учреждений - санатории, курортные поликлиники и другие учреждения для лечения и курортного отдыха, оказания медицинской (санаторно-курортной) помощи больным различного профиля.

Под курортной местностью понимается местность с природными лечебными курортными факторами (климат, минеральные воды, лечебные грязи и др.), благоприятными для укрепления здоровья, лечения и профилактики заболеваний. Территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная округом санитарной (горно-санитарной) охраны носит наименование курортный регион, как например, таковым является курортный регион Кавказские Минеральные Воды (КМВ). Далее, совокупность всех

выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов, лечебнооздоровительных местностей, а также курортов и курортных регионов образует курортный фонд Российской Федерации.

Курорты подразделяются на курорты: а) местного значения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления; б) регионального значения, находящиеся в установленном порядке в ведении органа государственной власти субъекта РФ; в) федерального значения, находящиеся в установленном порядке в ведении федеральных органов государственной власти [12].

Существует и такое значимое понятие, относящееся к курортам, как курортная зона. Под ней этот термин понимается двояко: 1) как синоним курортного региона, курортный район, т.е. группа курортов и курортных местностей, расположенных в непосредственной близости друг к другу; 2) как часть территории курорта, где располагаются санатории и другие санаторнокурортные и оздоровительные учреждения, использующие объекты

общекурортного назначения: досугово-развлекательного, курортный парк,

общекурортные медицинские объекты, водо- и грязелечебницы, питьевые галерея и бюветы, курортная поликлиника или больница, терренкур и пр.

2.4. Кластеры в туристкой рекреации и аспекты их моделирования. Переход современной России в начале 90-х гг. 20 в. на рыночную экономику и, соответственно этому, означал для организаций и предприятий, ныне составляющих туристическую индустрию, использование совершенно нового организационно-хозяйственного механизма, новых форм и методов

формирования набора услуг в путевках для туристов, продвижение их на рынке и т.д. Именно в этот сложный период начинали в нашей стране начали появляться ростки кластерной (групповой) кооперации здравниц городов-

курортов в продвижении своей продукции (услуг) на рынках, выставках-ярмарках и т.д. стали создаваться различные виды объединений здравниц, без потери ими прав юридического лица и самостоятельности в принятии решений. Это во многом позволило многим из них просто выжить в те не столь далекие

времена. Кроме этого, каждая здравница была вынуждена формировать свою агентскую сеть поставщиков продукции или услуг, требуемых для производства (оказания) основных рекреационных услуг. По сути дела, их формирование и теперь уже многолетний опыт деятельности, подтвердил практическое значение такого рода малых кластеров той или иной здравницы (санатория, пансионата, лечебницы и т.д.).

Разработанная Майклом Портером теория кластеров стала еще одной из общепризнанных концепций в области экономических профессиональных знаний и ныне его кластерная модель в России также, как и за рубежом, используется как действенный инструмент развития различных сфер

экономики. М. Портер говорит, что “кластеры - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций”, он также подчеркивает, что “кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Географические масштабы кластера могут варьироваться от одного города или штата до страны или даже соседствующих стран” [4].

Применительно к рекреации. т.е. к восстановлению сил людей, исходя из вышесказанного, определим наше авторское понимание - рекреационный кластер представляет собой, объединенных экономическим интересом, группу географически локализованных, в определенном рекреационном туристском пространстве, предприятий и организаций туристской индустрии, агентов-поставщиков им различной продукции, услуг и/или товаров для производства основных рекреационных услуг, а также и непосредственно оказывающих туристам услуги различного назначения, которые все, вместе взятые, взаимодополняют друг друга в удовлетворении потребностей туристов.

Такой подход при наличии должного выработанного целеполагания в формировании моделей рекреационных кластеров, как полагаем, будет способствовать достижению положительного результата в конкурентоспособности отдельных фирм туриндустрии и других агентов и, следовательно, кластера, в который они входят, в целом.

При моделировании рекреационных кластеров следует учитывать некоторые отличительные особенности, присуще кластерам вообще, которые отмечают, в частности, и ряд исследователей [7,9,14,15]. К ним относятся:

1) территориальная локализация основного состава участников кластера;

2) наличие крупной организации, могущей быть лидером в определении долговременной хозяйственно-экономической, инновационной и иных направлений общей стратегии кластера; 3) устойчивость хозяйственных связей экономических агентов - участников кластера, наличие при этом доминирующего значение этих связей для большинства участников кластера; 4) долговременность координации взаимодействия участников кластера в осуществлении производственных программ, инновационных процессов, систем управления, контроля качества и т.д. Но из названных выше свойств, территориальная локализации является и одним из основных признаков кластера и его отличием от иных моделей взаимодействий экономических агентов.

Кластеры в любых сферах экономики, как правило, формируются там, где необходимо “прорывное” продвижение в использовании достижений науки, техники и технологии производства продукции (услуг). И успех в этом позволит обеспечить участникам кластера качественно новый выход рынки и занять на них более прочные позиции. Кластеры, в этом случае, большей частью определяются, в основном, как сети тесно взаимосвязанных экономических агентов, объединенных друг с другом в производственную цепочку создания конечного продука и добавленной стоимости. Все эти аспекты важно учитывать при разработке самой идеи сформировать тот или иной рекреационный кластер.

В идентификации кластеров, как объектов исследования, могут

использоваться различные подходы, но здесь, общим является то, что кластеры, группируются, с учетом степени межотраслевой (междуагентной) циркуляции продукции (услуг), профессиональных знаний и обмен опытом деятельности.

В рекреационном туристском пространстве действуют как сугубо рекреационные организации и предприятия туристской индустрии, так и экономические агенты, оказывающие и междуагентные услуги и услуги непосредственно конечному потребителю. Исходя из этого, полагаем, что вышесказанное вполне применимо и в этом случае. При моделировании рекреационного кластера необходимо также учитывать возникновение и дальнейшее наличие внутри кластера определенных связей [14]. Это и вертикальные связи типа поставщик/потребитель и горизонтальные связи кооперационного характера, а также связи и иного характера. Примером кооперационной связи в рекреации, как месте отдыха, может быть общая база потребления лечебно-оздоровительных ресурсов, совместное пользование или эксплуатация общекурортных объектов (источники, лечебные парки, терренкур, учреждения культуры т.д.).

Как уже отмечалось, кластеры, могут быть в различных комбинациях его участников. Однако, часть их исследователей и экспертов выделяют ряд основополагающих аспектов, полезных, на наш взгляд, как для разработки моделей кластеров, так и для выработки их участниками своих стратегий. Так, таковыми аспектами по в [14,15] приводятся: географический, который

означает, что построение пространственных кластеров, начинается, как и подчеркивает М. Портер, от сугубо местных и может осуществляться до глобальных; горизонтальный, который подчеркивает, что кластеры могут входить в более крупный кластер; вертикальный, который говорит, что в кластерах присуще и наличие смежных этапов в производственных процессах его участников; латеральный, который подчеркивает, что разные секторы, которые могут иметь общие возможности, способны обеспечивать

результативность за счет эффекта масштаба, в результате этого возникают новые комбинации кластеров; технологический, который говорит, что кластер, как совокупность отраслей, пользующихся одной и той же технологией (к примеру, биотехнологический кластер); фокусный, он определяет, что кластер участников сосредотачивается вокруг одного центра-экономического агента, могущего быть лидером кластера; качество предпринимательской сети, то есть всех участников кластера, но при этом важно не только действительность их сотрудничества, но и то, как им удается делать это результативно.

Завершая весьма краткий разговор о моделировании рекреационных кластеров, следует еще раз подчеркнуть, что последние представляют группы, как правило, родственных и смежных с ними организаций туриндустрии. В моделях такого рода могут быть кластеры, участники которых экономические агенты, выполняют рекреационные услуги, соответствующие основные рекреационным функциям или кластеры смешанного типа, в котором присутствуют и смежные предприятия и организации. При этом один из рекреационных агентов экономических, производитель основных рекреационных услуг, является лидером, т.е. выполняет роль концентратора или координатора совместных действий участников кластера.

В туристской индустрии и в множестве иных экономических агентов, участвующих рекреации, ныне, в определенной степени, наблюдаются продолжение развития тенденции к формированию различных моделей рекреационных кластеров. Это, прежде всего, кластеры санаторно-курортных учреждений (СКУ), спортивных организаций и гостиничных и других предприятий, обслуживающих особенно зимние виды спорта. Но, надо особо подчеркнуть, что сюда не относятся ассоциации, союзы, холдинги и корпорации и т.д. Ибо в последних, например, строгое корпоративное управление и субординация подчиненности, основанные, прежде всего на форме собственности. Особую группу, также представляют СКУ различных государственных структур, которых, как и холдинги, трудно относить к

“рыночным” организациям и всех их участие в различных туристских выставках больше дело имиджа и символики. Экономические агенты, участники кластера, могут быть участником не одного кластера, но только, как правило, кластеров разных направлений деятельности и тем самым не “противостоящих ” друг другу.

2.5. Дестинации туризма. Под этим термином подразумевается, как и при толковании понятия рекреация, целый ряд трактовок [9,16], которые в общем-то не противоречат друг другу. Но в нашем случае, будем понимать под термином дестинации туризма - направления туризма и места, имеющие объекты, для их реализации, которые выбираются туристами, исходя из имеющихся в них привлекательностей, которых нет в месте постоянного проживания, и при этом важна имеющаяся потребность в них туристов. На наш взгляд, это более адекватный глоссарий дестинации туризма, ибо здесь подчеркивается наличие и направлений и мест с объектами их реализующих, обеспечивающих достижение целей туризма, сущность которого, как известно, во временных выездах (путешествиях) граждан с постоянного места жительства в лечебнооздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода в стране пребывания [11].

3. Модели фундамента рекреации, основных рекреационных функций и рекреации как системы. Рекреация или воспроизводство сил человека (физических, интеллектуальных, эмоциональных) является сложным видом деятельности ее организаторов и индивидуумов, восстанавливающих свои силы в рекреационном туристском пространстве, также и в муниципальном пространстве. Последнее, в силу единства экономического пространства региона, как правило, расширяется, до регионально-муниципального. Как подчеркивают международные стандарты серии ИСО, результат деятельности эффективнее, если она рассматривается как процесс. В свою очередь, системный подход рассматривает процесс, наряду с объектом или явлением, как

систему. Последняя, как известно, это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. Под моделью понимается логическое или математическое описание компонентов или функций, отображающих существенные свойства системы, т.е. объекта. явления или процесса; Исходя из этих соображений, и будем рассматривать нижеизлагаемые аспекты.

3.1. Модель фундамента рекреации и основных рекреационных функций. Каждый процесс, объект или явление имеет свою основу или фундамент, обеспечивающий выполнение функций ему предназначенных. Основным элементом в фундаменте, например, туристской рекреации являются природные лечебные ресурсы - минеральные воды, морская вода, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха. Поэтому неслучайно общепринято классификацию курортов, т.е. мест лечения, осуществлять по их ведущему природному лечебному фактору. В соответствии с этим курорты делят на бальнеологические, грязевые и климатические, а в случае если они имеют несколько курортных факторов, то считаются, как например, курорт Кисловодск [3] климато-бальнеологическим. В других случаях курорты могут быть бальнео-грязевыми, климато-грязевыми, климато-бальнео-грязевыми.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И вполне логично то, что в основе модели фундамента туристской рекреации также необходимо положить основополагающий признак - ведущий природный лечебный фактор, а также наличие природных, природно-артефактных и артефактных достопримечательностей, учреждений культуры, искусства и т.д., что крайне важно и нужно для удовлетворения познавательных и развлекательных потребностей туристов.

Далее, в фундаменте туристской рекреации архиважной составляющими являются питьевая вода и электроэнергия, которые имеют несколько функций и на последнее не всегда обращают внимание исследователи рекреаций. Без

первой невозможна вообще жизнь человека и всего живого, она является компонентой в составе пищи и напитков для людей, а в здравницах еще и в водолечении пациентов, а также обеспечивает санитарно-гигиенические нужды лечащихся. Это говорит о том, что вода имеет свойство многофункциональности, которое присуще и электроэнергии. Последняя обеспечивает не только наличие освещения, т.е. возможность проживания в объектах размещения, но она также является и компонентой электро-, тепло-.лечения, затем является источником энергии для работы приводов подавляющего большинства устройств, оборудования, аппаратов, машин и т.д. Помимо этого, важнейшим отличительной характеристикой воды и электроэнергии является то, что они, после их поставки в лечебнооздоровительное учреждение или ГП свой жизненный цикл продолжают. Первая, как компонента в приготовлении пищи и процедурах водолечения, вторая в электро-, теплолечении и световых шоу-программах.

Следующей составляющей частью фундамента туристской рекреации являются здания и сооружения: а) для проживания туристов; б) технологические для приготовления и приема пищи, осуществления лечебных и оздоровительных процедур; в) физкультурно-спортивные; г) культурноразвлекательные; д) познавательно-просветительные и т.д. Далее это

дороги и транспорт. Все перечисленное в данном абзаце, входит в то, что обычно называют инфраструктурой, которую здесь подробно не рассматривается. Но, все же полагаем, что уместно подчеркнуть, что относительно к назначению рекреационных функций, в данном случае эти основные и оборотные средства служат средствами производства рекреационных услуг (т.е. производства определенного вида продукции) проживания, питания, лечения и т.д. Другое дело, что это же самое, но в структуре экономики, например, какого-либо муниципального образования типа города-курорта, имеет именно инфраструктурное назначение, со всеми вытекающими для этого случая следствиями.

Однако же, продолжим далее основную тему. Здесь, отметим, что, безусловно, важнейшей составляющей фундамента рекреации является рабочая сила или трудовые ресурсы: рабочие хозтехобслужиания, специалисты средней и высшей квалификации. Все они - это часть экономически активного, трудоспособного населения, проживающего в городах и поселках, находящихся в рекреационных пространствах и/или рядом с ними и работающего в организациях, оказывающих рекреационные и иные услуги туристам.

Представим концептуальную модель фундамента туристской рекреации (ФТР) в виде следующего кортежа:

< Плр, Д, Вп, Э, ЗиСЖ, ЗиСТ, ДиТ, Рс, >, где: Плр- природные лечебные ресурсы, включая и природно-климатический фактор; Д -достопримечательности природные, природно-артефактные и артефактные; Вп - вода питьевая; Э -электроэнергия; ЗиСЖ - здания и сооружения для проживания туристов; ЗиСТ - здания и сооружения лечебного, спортивного, развлекательного, познавательного, технологического назначения; ДиТ - дороги и транспорт; Рс - рабочая сила или трудовые ресурсы (рабочие хозтехобслужиания, специалисты средней и высшей квалификации).

При наличии вышеприведенной концептуальной модели фундамента туристской рекреации могут успешно создаваться и эффективно функционировать различные санаторно-курортные учреждения (СКУ), гостиничные предприятия (ГП), организаций общепита (ресторанного бизнеса) (ОПиРБ), развлечений (ОР) и познавательных (ОП). Все эти организации и предприятия, являются агентами экономическими, как физическими, так и юридическими лицами. Они самостоятельно составляют бизнес- планы и действуют согласно им при выполнении функций в своем роде деятельности, в нашем случае, в сфере рекреации. Агенты экономические структурируются на агентов внутренних .

По аналогии, но сделав корректировку, учитывающую регионально-

муниципальную специфику предназначения, запишем кортеж концептуальной модели фундамента регионально-муниципальной рекреации (ФРМР):

< Пр, Дпр, ЗиСТ, Вп, Э, ДиТ, Рс >, где: Пр- природные ресурсы регионально-муниципального рекреационного назначения: целебные источники; местности и земли, отведенные под рекреацию: лесопарки, озера, реки, заповедники, парки культуры и отдыха, участки под садовыми товариществами и дачами, площадками спортивными и детскими, прудами (озерами) и т.д.); Дпр -достопримечательности в ведении региона или муниципалитетов (природные, природно-артефактные и

артефактные); Э -электроэнергия; Вп - вода питьевая; ЗиСТ - здания и сооружения регионального или муниципального значения лечебного (санатории, больницы, клиники, детсады), спортивного (спортзалы, плавбассейны, стадионы), развлекательного (клубы, кинотеатры, театры, концертные залы), познавательного (учебные заведения, библиотеки, музеи) профиля, учреждения которые в них располагаются в ряде случаев оказывают услуги не только местному населении, но и туристам; ДиТ - дороги и транспорт; Рс - рабочая сила или трудовые ресурсы (рабочие хозтехобслужиания, специалисты средней и высшей квалификации).

Фундамент регионально-муниципальной рекреации (ФРМР) обеспечивает создание и функционирование с целью восстановления сил человека различных муниципальных или региональных учреждений (или их филиалов. подразделений) здравоохранения, образования, культуры искусства и т.д. Кроме этого, также важна роль и различных некоммерческих организаций и обществ, таких как садовых, охотников и рыболовов и др., в которых местное население оздоравливает себя, занимаясь активным отдыхом.

При исследовании рекреации большей частью в научной литературе выделяют три основных рекреационных функции, обеспечивающих восстановление сил человека или воспроизводство человеческого капитала. Это лечебная, спортивная и развлекательная [2]. Но на наш взгля, более адекватно

выделять, основные рекреационные функции (ОРФ), которые по [5,6] можно представлять (как нами уже выше в тексте так и делалось) следующими моделями четырех групп, кортеж которых с учетом иерархии потребностей человека следующий:

<Фло, Ффс, Фрв, Фпз>, где функции: Фло - лечебно-оздоровительная; Ффс - физкультурно-спортивная; Фрв - развлекательная; Фпз - познавательная.

Последние две группы функций, зачастую, в научной литературе объединяют, и называют, как было принято в недалеком прошлом, вместе, как историко-культурная функция или как, уже отмечено выше, только развлекательная [2]. Но, полагаем, что более конкретно эти функции все же представлять отдельными группами вышеназванными автором, что отражает сами цели туризма [11]. Правда на практике, экскурсоводами и другими культурно-массовыми работниками здравниц, осуществление услуг функций этих направлений на практике и идет, зачастую, тесно примыкая, друг к другу, что вполне удобно для туристов. Но здесь, нами имеется в виду то, что потребности человека все-таки разные, несмотря на некоторую общность в технологиях некоторых услуг их удовлетворяющих. Такое определение нами основных рекреационных функций более четко отражает их определенную принадлежность, не только к туристской, но и к регионально-муниципальной рекреации. Совокупность обоих видов рекреации и представляет в целом восстановление сил человека или иначе воспроизводство человеческого капитала страны.

3.2. Концептуальная модель рекреации как системы. В основе какой-либо модели лежат основополагающие признаки. Поэтому при рассмотрении аспектов формирования концептуальной модели рекреации как системы будем исходить из типа фундамента рекреации и его ведущего ресурса. Если, к примеру, речь идет о туристской рекреации, находящейся в конкретной лечебной местности, то это, прежде всего, ее природные лечебные ресурсы,

которые и определяют тип ее фундамента, а исходя из этого определятся ведущие лечебно- оздоровительные и иные функции, методы, приемы и т.д.. Совокупность всего этого и наличие природных, природно-артефактных и артефактных достопримечательностей и учреждений осуществляющих основные рекреационные функции, наличие услуг сервисно-бытового направления и дает концептуальную характеристику рекреации. Это крайне важно и нужно не только для выбора привлекательностей туристами и удовлетворения потребностей последних, но и для экономических агентов оказывающих рекреационные и другие услуги, для их бизнес ориентации.

Помимо туристских рекреаций в лечебных местностях, особую значимость, интерес и внимание также представляют наши города-столицы Москва, С-Петербург, а также республиканские, краевые и областные центры. Многие из них это своего рода туристические Мекки, куда, как и прежде, идут потоки туристов для удовлетворения своих потребностей в лечении, в услугах познавательного и развлекательного характера, а также и других видов и профилей услуг туриндустрии и иных отраслей. И здесь проявляется роль, которую играют дестинации, т.е. направления туризма и места с объектами в них, могущие своей привлекательностью и способностью удовлетворять потребности конечных потребителей-туристов.

На само существование и эффективность рекреации влияют ряд факторов, из которых выделим четыре основных. Это, прежде всего, 1) природноклиматический фактор, который выше нами включен в фундамент рекреации;

2) территориально -географический фактор; 3) геополитический фактор; 4) социально-экономический фактор (в регионе, стране, мире).

Исходя из системных позиций концептуальную модель, рекреацию как систему (РС) представим как совокупность двух систем (подсистем): 1) рекреация туристская; 2) рекреация регионально-муниципальная.

Концептуальную модель рекреационной туристской системы опишем следующим образом:

РТС= {Фтр; ОРФ(Фло, Ффс, Фрв, Фпз); Т; ТГФ; ГПФ; СЭФ, СВ},

где: Фтр - фундамент туристской рекреации (кортеж составляющих фундамент см. выше); ОРФ - основные рекреационные функции: Фло - лечебно-

оздоровительная, Ффс- физкультурно-оздоровительная, Фрв - развлекательная, Фпз - познавательная; Т - туристы - конечные потребители рекреационных и иных услуг в рекреации; ТГФ - территориально -географический фактор; ГПФ - геополитический фактор; СЭФ - социально- экономические факторы; СВ -системное время, т.е. время существования системы, которое зависит от наличия для этого определенных условий, факторов, организационноэкономического механизма и т.д.

Концептуальная модель регионально-муниципальной рекреационной система опишется так:

РМРС= {Фрмр; ОРФ(Фло, Ффс, Фрв, Фпз); МЖ; ТГФ; ГПФ; СЭФ, СВ}, где: Фрмр - фундамент регионально-муниципальной рекреации (кортеж

составляющих фундамент см. выше); ОРФ - основные рекреационные функции: Фло - лечебно-оздоровительная, Ффс- физкультурно-оздоровительная, Фрв -развлекательная, Фпз - познавательная; МЖ - местные жители - конечные потребители услуг данной рекреации; ТГФ - территориально -географический фактор; ГПФ - геополитический фактор; СЭФ - социально-экономические факторы; СВ - системное время, т.е. время существования системы, которое зависит от наличия для этого определенных условий, факторов, организационноэкономического механизма и т.д.

Данную модель РМРС при необходимости можно легко расчленить и представить ее уже в виде двух моделей: системы региональной рекреации; системы муниципальной рекреации. Это во многом зависит от наличия крупных объектов, комплексов и курортов регионального или муниципального значения, других аспектов и факторов, требующих такого деления.

В общем виде обобщенную концептуальную модель рекреационной системы можно так описать:

РС= {РТС, РМРС},

Эту запись несложно представить и в развернутом виде, не допуская одноименных повторений обозначений, которые есть в обоих моделях рекреации.

В заключении подчеркнем еще несколько важных аспектов. Рекреация (восстановление или воспроизводство сил человека) как система не является из-за своей сути какой-либо структурой, входящей как подсистема в систему управления региональных или федеральных уровней. Она не относится и к какому-либо классу кибернетических экономических систем, т.е. систем с управлением, где есть многоступенчатая иерархическая структура, уровни которой являются также сложными, вероятностными и динамическими видами управления. Другое дело, что властные органы контролируют исполнение агентами экономическими и иными, действующих в сфере рекреации, законодательных и нормативных актов, направляя их деятельность, в нужное правовое русло и государство также создает еще и необходимые условия для туристской деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов в целом в масштабах страны [11].

Далее, отметим, что вышесказанное здесь в полной мере относится и к кластерам. Они, состоя в основном из участников - агентов экономических (первичных экономических систем экономики государства), строго говоря, не являются в кластерной совокупности каким-либо видом предприятия или организации, т.е. экономической системой.. Последняя, как известно, помимо определенной конкретной формы собственности, это вероятностная, динамическая система, имеющая два блока: блок управления и блок производства (охватывающий процессы производства и реализации услуг-продукции, материально-технического снабжения и т.д.).

Поэтому если говорить о моделях создаваемых кластеров с каким-либо управлением кластером, то значит вести речь о формировании новой экономической системы, т.е. организации, предприятии или т.п. Но в этом

случае некорректно использование самого термина кластер, который ко всему прочему, подразумевает и виртуальный (децентрализованный) характер взаимодействия агентов экономических, использование при этом ими не управление, а управленческие отношения между собой, основанных на экономически выгодном для каждого участника кластера взаимодействия на договорной основе и на реординации, т.е. обратной связи.

В целом данная работа, ее методические и методологические подходы как полагаем, должны послужить делу приращения знаний в области моделирования в сфере рекреации и туризма, а также будет способствовать повышению компетентности и успеху ученых и специалистов в этой деятельности в трех основных направлениях идущей технологической революции - извлечение и формализации знаний, поддержка принятия решений и освоение достижений научно-технической революции, что в свою очередь, безусловно, скажется на повышении качества и доступности рекреационных услуг на только туристам, но и широким слоям населения.

Литература

1. Маслоу А.Х. Мотивация и личность. Изд. 3-е. - СПб: Питер, 2013.

2. Криворучко В.И. и др. Рекреация / Экология, курорты, здоровье, туризм. Словарь-справочник. - М.: Медицина, 1997.

3. Глущенко В.В. Курорты Кавказских Минеральных Вод: Кисловодск. -Ставрополь: Ставропольское кн. изд-во, 1984.

4..Портер Майкл Э. Конкуренция: Пер. с англ. - М: Изд.дом «Вильямс», 2005.

5. Глущенко В.В. Функциональная востребованность междуагентных услуг как основа иерархической типизации агентов в моделировании их виртуальной сети в рекреации / Управление экономическими системами: Электронный научный журнал, 2013. № 8. Ц^: http://www.uecs.ru

6. Глущенко В.В. Иерархия услуг, особенности их жизненного цикла и задачи моделирования сети агентов объекта туриндустрии в рекреациях / Труды Международной конференции и Российской научной школы.

ИННОВАТИКА- 2013. Часть I. - М.: Энергоатомиздат, 2013, С. 39-41

7. Баранова А.Ю. Туристское пространство как место взаимодействия предпринимательских структур. http://www. rusnauka.com>10_DN_2012/

Есопот^/13

8. Живая карта России http://www.rguts.ru/alive_russian_map

9. Серая Е.Н. Дестинация в системе региональных туристских кластеров / Проблемы современной экономики, № 2(46), 2013, С. 286 - 290

10. Праздничных А.Н. Кластерный подход - инструмент повышения конкурентоспособности региона // Современная конкуренция. № 3(15), 2009,

С. 63-69.

11. ФЗ “ Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” №

132-Ф3 от 24 ноября 1996 г. (в ред. от 01.07.2011 г. N 169-ФЗ).

12. ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах” от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ

13. ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях” № 33-ФЗ от 14 марта 1995 г.

14. Ферова И.С. Кластерные принципы организации производственного взаимодействия/ http://www. library.krasu.ru>ft/ft/_artides/0114673.pdf

15. Feser, E.J. Old and New Theories of Industry Clusters, in Steiner, M. Cluster and Regional Specialisation: On Geography, Technology and Networks, London: Pion.

16. Морозов М.А. Туристская дестинация и закономерности их развития: монография. - М.: МИГМТ, 2005.

17. http:// otherreferats. allbest.ru/ sport/00184121_0.html

18. http://www. tourbus.ru/

19. http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/3/markova.pdf

20. http://www.irkobl.ru/events/170623/

21. http://cyberleninka.ru/article/n7klasternyy-podhod-v-turizme

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.