Научная статья на тему 'Конкурентные преимущества водных туристских кластеров: зарубежный подход'

Конкурентные преимущества водных туристских кластеров: зарубежный подход Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
532
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДНЫЙ ТУРИЗМ / КЛАСТЕР / СЕРВИСНАЯ СРЕДА / МАРИНА / ИНФРАСТРУКТУРА / WATER TOURING / CLUSTER / SERVICE ENVIRONMENT / WATERSCAPE / INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Пучкин Алексей Михайлович

Природные туристские ресурсы на протяжении многих лет остаются одним из наиболее важных приоритетов при выборе тура. Большинство путешествий с целью отдыха и рекреации так или иначе интегрировано с использованием водных туристских ресурсов в различной форме: «песок и солнце», активный водный туризм, развлечения на воде, рыбалка и т.д. Несмотря на то, что ряд регионов Российской Федерации обладает значительными водными туристскими ресурсами, тем не менее водный, в т.ч. круизный, туризм остается одним из наименее развитых секторов туристской индустрии. Во многом это объясняется отсутствием аттрактивной инфраструктуры отдыха на воде. В статье рассмотрены особенности формирования сервисного пространства водных туристских кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Water touring competitive advantage: an overseas perspective

Natural tourist resources have long been a top priority with potential tourists. A vast majority of leisureand recreation-oriented tours presuppose a usage of water tourist resources: beach activities, active water touring, fishing, etc. A number of RF regions are rich in tourist water resources, however, water touring, including cruising, remains one of the least developed sectors of the tourist industry, which is largely accounted for by the attraction infrastructure shortage. The article considers the peculiarities of the water touring clusters' service space formation.

Текст научной работы на тему «Конкурентные преимущества водных туристских кластеров: зарубежный подход»

стр. 15 из 142

УДК 339.1 DOI: 10.12737/4093

КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ВОДНЫХ ТУРИСТСКИХ КЛАСТЕРОВ:

ЗАРУБЕЖНЫЙ ПОДХОД

Пучкин Алексей Михайлович, аспирант кафедры бизнес-технологий в туризме

и гостеприимстве, [email protected]

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

Природные туристские ресурсы на протяжении многих лет остаются одним из наиболее важных приоритетов при выборе тура. Большинство путешествий с целью отдыха и рекреации так или иначе интегрировано с использованием водных туристских ресурсов в различной форме: «песок и солнце», активный водный туризм, развлечения на воде, рыбалка и т.д. Несмотря на то, что ряд регионов Российской Федерации обладает значительными водными туристскими ресурсами, тем не менее водный, в т.ч. круизный, туризм остается одним из наименее развитых секторов туристской индустрии. Во многом это объясняется отсутствием аттрактивной инфраструктуры отдыха на воде. В статье рассмотрены особенности формирования сервисного пространства водных туристских кластеров.

Ключевые слова: водный туризм, кластер, сервисная среда, марина, инфраструктура

Ключевым природным туристским ресурсом наряду с климатическими ресурсами выступают реки, озера, моря и прочие водные природные ресурсы. Их наличие, состояние, интеграция в сферу туризма во многом определяют уровень развития туризма [2]. Регионы Российской Федерации обладают значительными водными ресурсами, ранее активно использовавшимися в туристских целях [5]. За рубежом наиболее известным видом кластеров являются морские кластеры, объединяющие разнообразные виды деятельности. Как правило, в состав морского кластера включают три сектора: традиционный, туристский и рыболовный. К традиционному сектору относят такие виды деятельности, как речное судоходство, морские агрегаты, оборудование, работы и услуги, флот и береговая охрана, оффшорные поставки, рекреационное и развлекательное судоходство, порты, кораблестроение, погрузочные работы.

Туристский сектор морского кластера образуют прибрежная и морская рекреация, туризм. В составе туристского сектора морского кластера принято выделять два направления: прибрежный туризм, т. е. туризм не далее 10 км от берега, и круизный туризм. Эти сектора являются активными создателями новых рабочих мест и поддерживают занятость населения [7].

стр. 16 из 142

Водный туризм предполагает географическую локализацию и концентрацию соответствующих компаний, т.е., по сути, складывается в качестве туристского кластера [8, 9]. Этому способствует необходимость сосредоточения около водных ресурсов предприятий определенных видов деятельности: марин, причалов, яхтенных портов, слипов и пр.

Рассмотрим ряд примеров развития морских туристских кластеров и определим пути становления их конкурентных преимуществ, важных в перспективе развития водного туризма в России.

Туризм на Мальте развивался традиционно с 1960-х годов как основной вид деятельности в стране, он стал существенным источником доходов в ВВП страны (до 73%). За развитие туризма на Мальте ответственно финансируемое правительством агентство Malta Enterprise [10, 11].

Изначально и до бума 1970-х годов туризм на Мальте был сосредоточен в сегменте «солнце и пляж». Основным стимулирующим бум фактором стало регулирование строительства, которое привело к росту объема турпотока и при этом к снижению расходов в расчете на одного туриста.

Начало 1980-х годов стало трудным периодом из-за высокой зависимости мальтийского туризма от британского рынка, где отмечался спад. В ответ на это были предприняты агрессивные маркетинговые усилия с целью дифференциации рынков: расширения географии туристских прибытий и целей прибытий. Туристам стали предлагаться культурный туризм, языковое обучение, подводное плавание, конференции и интенсив-туры.

С 2004 года Malta Tourism Authority (MTA) перешла от географического принципа в регулировании туризма к интенсификации развития семи сегментов туризма, акцентируя брендинг. Этими сегментами стали: туроператоры и отдых, конференции и

корпоративные мероприятия, языковое обучение, спортивный туризм (дайвинг), сельский и экологический туризм, культурно-исторический туризм, др. растущие сектора.

Роль MTA жизненно важна в координации усилий, определении стратегии и маркетинга турпродуктов Мальты. МТА сосредоточило усилия на ключевых направлениях: брендинг, обучение, гарантии качества и восстановление наследия. Выбор этих направлений обусловлен их приоритетным значением для повышения конкурентоспособности кластера в сравнении с основными конкурентами - островами Испании, Турцией, Кипром, Тунисом.

стр. 17 из 142

Новыми возможностями для развития мальтийского туризма признаны электронная торговля, комплексные турпродукты, инновационные турпродукты (экотуризм), а также технологические инновации, прежде всего технологии энергосбережения.

Пример развития туристского кластера Мальты показывает, что эксплуатация туристского ресурса «море и солнце» в настоящее время не может обеспечить стабильное развитие туризма. Потребителям становится важно сочетать разнообразные виды занятий и досуга. Их стремлением становится сокращение расходов, поэтому для достижения экономической эффективности морской кластер должен ориентироваться на массовый туризм. Важным условием становится эффективный маркетинг, прежде всего брендинг и системы сбыта турпродуктов.

В Литве занятость в морском кластере составляет 21600 чел. в традиционном секторе, 6300 - в туристском и 6600 - в рыболовном секторах [4]. По словам канцлера Министерства хозяйства Литовской Республики, интерес к туристскому потенциалу Литвы связан в основном с курортами, СПА и медицинским туризмом в стране. В связи с этим приоритет в регулировании туризма отдан медицинскому туризму и курортам, наряду с этим направлением стимулируются и другие сектора туризма и туристская инфраструктура.

Ядром потенциального кластера медицинского туризма в Литве являются 4 курорта (Бирштонас, Друскининкай, Неринга, Паланга) и 4 курортные территории:

-специфика Бирштонаса - лечебные минеральные воды и торф, уникальный ландшафт, обусловленный сформированными петлями, которые образует русло Нямунаса;

-особенность Друскининкай - лечение с применением минеральной воды и грязевых процедур, лечебный воздух, оздоровительный парк, многочисленные достопримечательности;

-Неринга находится на берегу Балтийского моря и Куршского залива и отличается живописными дюнами, побережьем и природой, включена в список объектов наследия ЮНЕСКО;

-в Паланге благодаря ее расположению на берегу Балтийского моря, где насыщенный йодом воздух дополняет лечебные свойства минеральной воды и лечебной грязи, имеется полноценный комплекс лечебных факторов, широко применяемых для санаторного лечения и оздоровления.

стр. 18 из 142

В курортах и курортных территориях Литвы - 352 учреждения коллективного проживания, 20305 мест. Учреждения предоставляют услуги в сфере курортного лечения, СПА и оздоровления, а также по организации активного досуга и развлечений.

Научно-образовательную базу туристского кластера образует организованный в 2008 году Курортологический центр Литвы. Создаются кластеры медицинских услуг (одонтологии, кардиологии, др.). Активную роль играет саморегулирование - в 2008 году образованы Национальная ассоциация курортов (член ЕСПО) и Национальная ассоциация СПА.

Из приведенного материала видно, что кластер Литвы также не предполагает единственной ориентации на пляжный отдых. Развитая курортная база обусловила выбор фокуса на развитие медицинского и оздоровительного туризма.

Туристский сектор в морском кластере Германии делят на две составляющие: рекреационное судоходство и прибрежный туризм. В среднем в год около 6,34 млн. чел. в Германии вовлечены в рекреационное судоходство. Причем оно развивается не только в морских регионах, но и на озерах.

В индустрии рекреационного судоходства в Германии принято выделять следующие сектора: новые суда, действующие суда, ремонт и обслуживание,

оборудование и аксессуары, услуги, фрахт, пристани для яхт (шлюпочные гавани). В каждом секторе работают от 15 до 2250 компаний [10, 11].

Однако рынок рекреационного судоходства во многом зависит от доходов и уровня экономической уверенности населения. Снижение спроса на внутреннем рынке немецкие агенты рынка услуг рекреационного судоходства компенсируют за счет экспортного предложения. Перспективными точками роста для индустрии рекреационного судоходства считаются:

-усиление клиентоориентированности сервиса;

-усиление стандартизации в производстве судов;

-введение системы сертификации для продавцов в секторе, введение новой квалификации «специалист по обслуживанию судов».

Прибрежный туризм развивается в трех землях Германии - Lower Saxony, Schleswig-Holstein, Mecklenburg-Vorpommern, а также в двух городах - Гамбурге и Бремене.

Интересно, что, в отличие от многих стран, водный туризм в Германии далек от ориентации на «солнце и пляж». Основа водного туризма - рекреационное судоходство, причем в уровне развития этого сегмента большую роль играет экспорт судов и услуг.

стр. 19 из 142

В состав тунисского туристского кластера включают образовательные институты, финансовые организации, поставщиков товаров и услуг, транспорт, туроператоров и турагентов, аттракторов (объекты показа), отели и авиалинии.

Министерство туризма, реализуя государственную политику в туризме, играют роль координатора развития туризма. Национальный туристский офис и его региональные офисы отвечают за контроль качества туристской инфраструктуры, организацию местных туристских событий, ярмарок и фестивалей, разрабатывают и реализуют маркетинговые и медиакампании для развития туристского сектора. Национальный туристский совет, объединяющий министров правительства Туниса под руководством премьер-министра, разрабатывает рекомендации по координации действий министерств для продвижения и развития туризма Туниса. Общественная организация Туристское земельное агентство учреждена правительством для управления использованием земельных ресурсов в районах туристских дестинаций. Агентство сыграло ключевую роль в развитии прибрежного туризма в 1970-х годах, развивая общественные и коммерческие зоны.

Общественное агентство по туристской статистике было организовано в 1998 году для централизованного сбора данных о туризме. Фонд развития конкуренции был создан для поддержки финансовых инициатив. В 1960-х годах тунисская инфраструктура была ограничена 91 отелем с мощностью на 2498 номеров, половина из которых находилась в столице Туниса. К концу 2003 года число отелей возросло до 800, а номерной фонд - до 222000 мест, но почти 70000 мест нуждались в реконструкции. В 2006 году число отелей достигло 825, они предлагали 231838 мест в более 11 городах, доход сектора составил 5,2% ВВП и 13% тунисского экспорта. В настоящее время в структуре размещения отели занимают 95%, виллы - 4,3% и апарт-отели - 0,7%. Дифференциация отелей достаточно низка - большинство из них курортного типа, 67% мест относятся к 3 или 4-х звездной категории, 5-ти звездные отели объединяют около 11% номерного фонда.

Международные цепи владеют около 33% номеров. Прибрежный туризм привлекает две категории инвестиций - в развитие отелей и индустрии развлечений. При росте мощности гостиничной индустрии уровень загрузки снизился с 52% 1990-2001 гг. до 42% в 2003 г., что обусловлено внешними факторами и терроризмом [10, 11].

Туризм в Тунисе исторически зависим от европейского рынка. За последние 5 лет имидж Туниса как экономичного туристского направления стал привлекать больше североафриканских туристов. Тунисский туризм стал выходить на новые рынки, такие как Чешская Республика, Польша, Канада, США, Япония, Иран, Китай.

стр. 20 из 142

В отличие от ряда других стран, тунисский туристский кластер не дифференцировал свое предложение, сосредоточившись исключительно на секторе «море и солнце». Развитие пляжного туризма предопределило стимулирование двух секторов -курортных пляжных отелей и индустрии развлечений. Успеху такого подхода способствовали три основных фактора. Во-первых, природно-климатические особенности Туниса (климат, длинный сезон). Во-вторых, ориентация на создание и поддержку имиджа экономичной, бюджетной туристской дестинации. В-третьих, создание достаточно мощной туристской индустрии и инфраструктуры, способной поддерживать низкие цены.

Анализ зарубежного опыта развития конкурентных преимуществ водных туристских кластеров позволяет сделать следующие выводы.

1. Выбор стратегии специализации на пляжном туризме возможен при наличии

длинного пляжного сезона и соответствующих климатических факторов, развитой туристской индустрии, обеспечивающей низкие цены в сравнении с основными конкурентами. Учитывая природно-климатические особенности большинства регионов Российской Федерации, использование такой стратегии не представляется

целесообразным (за исключением Краснодарского края).

2. Альтернативой специализации выступает стратегия дифференциации, которая предполагает дополнение пляжного туризма специфическими турпродуктами (активного, образовательного, культурно-исторического, оздоровительного, круизного и иных видов туризма). Большую роль в стратегии дифференциации играет маркетинг и, прежде всего, брендинг. Учитывая размещение водных ресурсов Российской Федерации, целесообразно рассматривать, прежде всего, возможности развития круизного и трансграничного водного туризма в северо-западном регионе [1, 3, 6].

3. Развитие водных туристских кластеров предполагает формирование досуговой индустрии, экскурсионных маршрутов и программ. Зачастую развитие соответствующих направлений деятельности требуют значительных инвестиций, это, прежде всего, относится к производству и обслуживанию яхт и других судов.

4. Развитие водного туризма предполагает формирование особого сервисного пространства, включающего возможность ночевок вне судна, ремонта и сервисного обслуживания судна, активного отдыха, экскурсионных программ, развлечений и т.д.

стр. 21 из 142

Литература

1. Бейдык А.А., Новосад Н.А. Иностранный (въездной) круизный туризм на северо-западе России // Псковский регионологический журнал. - 2010. - №9.

2. Вапнярская О.И., Платонова Н.А., Федулин А.А. Разработка рейтинга регионов Российской Федерации по уровню развития туризма // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - 41(272).

3. Кропинова Е.Г., Митрофанова А.В. Подходы калининградских исследователей к районированию для целей туризма и рекреации // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2010. - №1.

4. Мишкинис Г. Перспективы развития литовских курортов и медицинского

туризма. [Электронный ресурс]: URL: http://www.sanatoria.ru/text.php?id=382 (дата

обращения: 6.12.2012).

5. Плис В.В. География водного туризма в России // Современные научные

исследования и инновации. - 2012. - № 3. [Электронный ресурс]. URL:

http://web.snauka.ru/issues/2012/03/10339 (дата обращения: 22.10.2013)

6. Степанова С.В., Чубиева И.В. Стратегические подходы к управлению туризмом в муниципальных образованиях Республики Карелия // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2009. - № 5.

7. An exhaustive analysis of employment trends in all sectors related to sea or using sea resources. Country report - Germany C3135 / August 2006. ECOTEC Research & Consulting Tina Weber. Priestley House. 12-26 Albert Street. Birmingham. B4 7UD. United Kingdom.

8. Nordin S. Tourism Clustering & Innovation - Paths to Economic Growth & Development // European Tourism Research Institute/ Mid-Sweden University/ SE-831 25 Ostersund, Sweden.

9. Novell M., Schmitz B., Spencer, T. Networks, Clusters and Innovation in Tourism: the UK Experience // Tourism Management, Vol. 27, 2006.

10. The Tunisian Tourism Cluster. The Microeconomics of Competitiveness. Harvard University, May 2008.

11. Tourism Cluster Competitiveness and Sustainability: Proposal for a Systemic Model to Measure the Impact of Tourism on Local Development // http://www.scielo.br/pdf/bar/v2n2/v2n2a05.pdf (дата обращения 1.05.2013).

стр. 22 из 142

WATER TOURING COMPETITIVE ADVANTAGES: AN OVERSEAS PERSPECTIVE

Puchkin Aleksei Mikhailovich, post-graduate student at the Department of Business Technologies in Tourism and Hospitality, [email protected]

Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation

Natural tourist resources have long been a top priority with potential tourists. A vast majority of leisure- and recreation-oriented tours presuppose a usage of water tourist resources: beach activities, active water touring, fishing, etc. A number of RF regions are rich in tourist water resources, however, water touring, including cruising, remains one of the least developed sectors of the tourist industry, which is largely accounted for by the attraction infrastructure shortage. The article considers the peculiarities of the water touring clusters’ service space formation.

Key words: water touring, cluster, service environment, waterscape, infrastructure

References

1. Beidyk, A.A., and Novosad, N.A, Inostrannyi (v’’ezdnoi) kruiznyi turizm na severo-zapade Rossii [Foreign (inbound) cruise travels in North-West Russia]. Pskovskii regionologicheskii zhurnal [Pskov Regionology Journal]. - 2010. - №9.

2. Vapnianskaia, O.I., Platonova, N.A., and Fedulin, A.A. Razrabotka reitinga regionov Rossiiskoi Federatsii po urovniu razvitiia turizma [On developing a tourism development raiting framework for RF regions]. Regional’naia ekonomika: teoriia i praktika [Regional economy: theory and practice].. - 2012. - 41(272).

3. Kropinova, E.G., and Mitrofanova, A.V. [Podhofy kaliningradskikh issledovatelei k raionirovaniiu dlia teselei turizma i rekreatsii [Modern tourism zoning approaches of Kalinigrad researchers]. Izvestiia Tul’skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki [Tula State University’s Bulletin. Humanities]. - 2010. - №1.

4. Mishkinis, G. Perspektivy razvitiia litovskikh kurortov i meditsinskogo turizma [Lithuanian resort and medical tourism: development prospects]. Retrieved on December 6, 2012 from http://www.sanatoria.ru/text.php?id=382.

5. Plis, V.V. Geografiia vodnogo turizma v Rossii [Russian water touring geography]. Sovremennye nauchnye issledovaniia i innovatsii [Modern scientific research and innovation]. -2012. - № 3. Retrieved on January 22, 2014 from http://web.snauka.ru/issues/2012/03/10339.

6. Stepanova, S.V., and Chubieva, I.V. Strategicheskie podkhody k upravleniiu turizmom v munitsipal’nykh obrazovaniiakh Respubliki Kareliia [Strategic approaches to tourism management in Karelian municipal entities]. Ekonomicheskie i sotsal’nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and social changes: facts, trends and forecast]. - 2009. - № 5.

стр. 23 из 142

7. An exhaustive analysis of employment trends in all sectors related to sea or using sea resources. Country report - Germany C3135 / August 2006. ECOTEC Research & Consulting Tina Weber. Priestley House. 12-26 Albert Street. Birmingham. B4 7UD. United Kingdom.

8. Nordin S. Tourism Clustering & Innovation - Paths to Economic Growth & Development // European Tourism Research Institute/ Mid-Sweden University/ SE-831 25 Ostersund, Sweden.

9. Novell M., Schmitz B., Spencer, T. Networks, Clusters and Innovation in Tourism: the UK Experience // Tourism Management, Vol. 27, 2006.

10. The Tunisian Tourism Cluster. The Microeconomics of Competitiveness. Harvard University, May 2008.

11. Tourism Cluster Competitiveness and Sustainability: Proposal for a Systemic Model to Measure the Impact of Tourism on Local Development // http://www.scielo.br/pdf/bar/v2n2/v2n2a05.pdf (дата обращения 1.05.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.