Научная статья на тему 'Современная инфраструктура как одно из важных условий для развития туризма'

Современная инфраструктура как одно из важных условий для развития туризма Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2888
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / TOURISM / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / DOMESTIC TOURISM / ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / INBOUND TOURISM / КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / CULTURAL TOURISM / АВТОТУРИЗМ / AUTO TOURISM / ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE / ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ / TOURIST RESOURCES / ТУРПРОДУКТ / TOURIST PRODUCT / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / CULTURAL AND HISTORICAL HERITAGE / ТУРИСТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / TOURIST ORGANIZATION / КОЛЛЕКТИВНЫЕ СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ / COLLECTIVE ACCOMMODATION FACILITIES / МУЗЕЙ / МУЗЕЕФИКАЦИЯ / MUSEUM / MUSEUMIFICATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кузнецова Наталия Федоровна

Для обеспечения устойчивого развития и повышения конкурентоспособности регионов России необходимо более эффективно использовать потенциал туризма. Роль туризма в структуре мировой экономики постоянно растет. Он вносит значительный вклад в ВВП многих стран мира. А в России за последние 25 лет произошло значительное снижение этого показателя с 54,1% в 1990 г. до 5,7% в 2015 г. Хотя РФ обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом. Одним из факторов низкой конкурентоспособности России на мировом рынке туристских услуг является низкий уровень развития туристской инфраструктуры. В данной статье рассматриваются некоторые аспекты состояния инфраструктуры как одного из основных условий для развития внутреннего и въездного туризма на примере Республики Хакасия. Разнообразные ресурсы позволяют здесь развивать многие виды туризма: рекреационный, пляжный, культурно-познавательный, сельский, активно-спортивный, этнический, экологический и др. За 2013 2015 гг. в Хакасии наблюдается рост потока российских и зарубежных туристов. Выросли объемы платных туристских услуг организаций республики, платных услуг гостиниц и подобных средств размещения, налоговые поступления от туристской отрасли в бюджет Хакасии. В эти годы отмечается количественный рост объектов туристской инфраструктуры: коллективных средств размещения, санаторно-оздоровительных учреждений, музеев, визит-центров, а также совершенствование информационной инфраструктуры и системы навигации к объектам туристского показа, чему способствовали принятые в республике целевые программы в сфере туризма. В статье делается вывод, что для активизации как въездного, так и внутреннего туризма в Хакасии еще недостаточно развитая инфраструктура. Ее состояние не соответствует многим существующим стандартам в туризме. Значительная доля материально-технической базы туризма нуждается в модернизации. Необходимо обратить внимание на комплексное развитие туристской инфраструктуры. В республике остаются актуальными вопросы создания конкурентоспособных туристских брендов, более активного продвижения турпродуктов, дальнейшего развития системы навигации, проектирования и формирования автотуристского кластера в Хакасии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN INFRASTRUCTURE AS AN IMPORTANT CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF TOURISM

It is necessary to use tourism potential more effectively to ensure sustainable development and competitiveness increase of the regions of Russia. The tourism role is permanently growing in the world economy structure. It significantly contributes to GDP of many countries in the world. However, the Russian indicator has considerably decreased for the last 25 years from 54,1% in 1990 to 5,7% in 2015. This is despite the fact that the Russian Federation has a high record of the tourist and recreational potential. One of the factors of low competitiveness of Russia in the world tourist market is the low level of the tourist infrastructure development. This article considers some aspects of the infrastructure facilities as one of the key conditions for the internal and entrance tourism development as illustrated by the case of the Republic of Khakassia. Various resources of the republic allow to develop many types of tourism on its territory: recreational, coastal, educational, rural, athletic, ethnic, ecological, etc. Khakassia has shown growth in the flow of the Russian and foreign tourists for the period from 2013 to 2015. It caused the growing amount of paid tourist services of the entities, paid services of the hotels and other lodging facilities, tax revenues from the tourist industry to the budget of Khakassia. The amount of tourist infrastructure objects is growing these years: lodging facilities for groups, health and leisure institutions, museums, visit centers. One can also observe the improvement of the information infrastructure and the navigation system to the tourist sights that got possible due to the republic target programs in the sphere of tourism. The article concludes that the infrastructure for the improvement of both entrance and internal tourism on the territory of Khakassia is still insufficiently developed. It does not conform to many existing standards in tourism. The considerable part of the material and technical resources needs upgrade. It is necessary to pay attention to complex development of the tourist infrastructure. It is still urgent for the republic to develop competitive tourist brands, to actively promote tourist products, to further develop the systems of navigation, design and formation of the automobile tourists cluster in Khakassia.

Текст научной работы на тему «Современная инфраструктура как одно из важных условий для развития туризма»

УДК 338.48

СОВРЕМЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЫХ УСЛОВИЙ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

© 2016

Кузнецова Наталия Федоровна, кандидат исторических наук, зам. директора по научной работе Хакасский государственный университет, Абакан (Россия)

Аннотация. Для обеспечения устойчивого развития и повышения конкурентоспособности регионов России необходимо более эффективно использовать потенциал туризма. Роль туризма в структуре мировой экономики постоянно растет. Он вносит значительный вклад в ВВП многих стран мира. А в России за последние 25 лет произошло значительное снижение этого показателя с 54,1% в 1990 г. до 5,7% в 2015 г. Хотя РФ обладает высоким турист-ско-рекреационным потенциалом. Одним из факторов низкой конкурентоспособности России на мировом рынке туристских услуг является низкий уровень развития туристской инфраструктуры. В данной статье рассматриваются некоторые аспекты состояния инфраструктуры как одного из основных условий для развития внутреннего и въездного туризма на примере Республики Хакасия. Разнообразные ресурсы позволяют здесь развивать многие виды туризма: рекреационный, пляжный, культурно-познавательный, сельский, активно-спортивный, этнический, экологический и др. За 2013 - 2015 гг. в Хакасии наблюдается рост потока российских и зарубежных туристов. Выросли объемы платных туристских услуг организаций республики, платных услуг гостиниц и подобных средств размещения, налоговые поступления от туристской отрасли в бюджет Хакасии. В эти годы отмечается количественный рост объектов туристской инфраструктуры: коллективных средств размещения, санаторно-оздоровительных учреждений, музеев, визит-центров, а также совершенствование информационной инфраструктуры и системы навигации к объектам туристского показа, чему способствовали принятые в республике целевые программы в сфере туризма. В статье делается вывод, что для активизации как въездного, так и внутреннего туризма в Хакасии еще недостаточно развитая инфраструктура. Ее состояние не соответствует многим существующим стандартам в туризме. Значительная доля материально-технической базы туризма нуждается в модернизации. Необходимо обратить внимание на комплексное развитие туристской инфраструктуры. В республике остаются актуальными вопросы создания конкурентоспособных туристских брендов, более активного продвижения турпродуктов, дальнейшего развития системы навигации, проектирования и формирования автотуристского кластера в Хакасии.

Ключевые слова: туризм, внутренний туризм, въездной туризм, культурно-познавательный туризм, автотуризм, инфраструктура, туристские ресурсы, турпродукт, культурно-историческое наследие, туристская организация, коллективные средства размещения, музей, музеефикация

MODERN INFRASTRUCTURE AS AN IMPORTANT CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF TOURISM

© 2016

Kuznetsova Nataliya Fedorovna, candidate of history sciences, Deputy Director for Research of the Institute of Economics and Management Khakass State University of N.F. Katanov, Abakan (Russia)

Abstract. It is necessary to use tourism potential more effectively to ensure sustainable development and competitiveness increase of the regions of Russia. The tourism role is permanently growing in the world economy structure. It significantly contributes to GDP of many countries in the world. However, the Russian indicator has considerably decreased for the last 25 years from 54,1% in 1990 to 5,7% in 2015. This is despite the fact that the Russian Federation has a high record of the tourist and recreational potential. One of the factors of low competitiveness of Russia in the world tourist market is the low level of the tourist infrastructure development. This article considers some aspects of the infrastructure facilities as one of the key conditions for the internal and entrance tourism development as illustrated by the case of the Republic of Khakassia. Various resources of the republic allow to develop many types of tourism on its territory: recreational, coastal, educational, rural, athletic, ethnic, ecological, etc. Khakassia has shown growth in the flow of the Russian and foreign tourists for the period from 2013 to 2015. It caused the growing amount of paid tourist services of the entities, paid services of the hotels and other lodging facilities, tax revenues from the tourist industry to the budget of Khakassia. The amount of tourist infrastructure objects is growing these years: lodging facilities for groups, health and leisure institutions, museums, visit centers. One can also observe the improvement of the information infrastructure and the navigation system to the tourist sights that got possible due to the republic target programs in the sphere of tourism. The article concludes that the infrastructure for the improvement of both entrance and internal tourism on the territory of Khakassia is still insufficiently developed. It does not conform to many existing standards in tourism. The considerable part of the material and technical resources needs upgrade. It is necessary to pay attention to complex development of the tourist infrastructure. It is still urgent for the republic to develop competitive tourist brands, to actively promote tourist products, to further develop the systems of navigation, design and formation of the automobile tourists cluster in Khakassia.

Keywords: tourism, domestic tourism, inbound tourism, cultural tourism, auto tourism, infrastructure, tourist resources, tourist product, cultural and historical heritage, tourist organization, collective accommodation facilities, museum, museu-mification

Для обеспечения устойчивого развития и повышения конкурентоспособности регионов России необходимо более эффективно использовать и развивать их социально-экономический потенциал, в т.ч. потенциал сферы услуг и, в частности, туризма. Об этом свидетельствует принятие в России в 2011 г. Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 годы».

Роль туризма в структуре мировой экономики неуклонно возрастает. В 2014 г. на международный туризм (туризм и международные пассажирские перевозки) приходилось 29% мирового экспорта услуг и 6,1% общего экспорта товаров и услуг. За 2015 г. по сравнению с 2014 г. международные туристские прибытия выросли

на 4,4% [1]. Туризм в мире в качестве статьи экспорта находится на 5 месте после нефти, изделий химической, пищевой промышленности и автомобилестроения, но находится на первом месте во многих развивающихся странах с теплым климатом и удобным морским побережьем. В 2015 г. по общему вкладу туризма в ВВП в первую пятерку мира входили Мальдивские острова (96,5%), Макао (71,2%), Сейшельские острова (62,1%), Антигуа и Барбуда (57,1%) и Вануату (47,3%).

Туризм вносит немалый общий вклад и в ВВП многих развитых стран, причем не всегда с жарким климатом и теплым морем: Исландии (27,2%), Греции (18,5%), Новой Зеландии (17,4), Португалии (16,4%), Испании (16%), Австрии (15,2%), Великобритании (11,2%),

Австралии (10,8%), Италии (10,2%), Швеции (9,6%), Франции (9,1%), Германии (8,9%), США (8,2%) и др.

А в России за последние 25 лет произошло значительное снижение этого показателя с 54,1% в 1990 г. до 5,7% в 2015 г. [2]. Хотя РФ обладает «высоким турист-ско-рекреационным потенциалом» [3]. Но, как отмечается в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 годы», одним из основных факторов, сдерживающих рост конкурентоспособности России на мировом рынке туристских услуг и препятствующих реализации ее туристского потенциала, является слабо развитая, а в ряде регионов отсутствующая обеспечивающая инфраструктура туристских объектов; низкий уровень развития туристской инфраструктуры (недостаточность, а в ряде регионов отсутствие средств размещения туристского класса и объектов досуга, неудовлетворительное состояние многих туристских объектов показа, отсутствие качественной придорожной инфраструктуры практически на всех автомагистралях страны) [3].

В России необходимо повысить качество туристского направления [4-11]. На 103 сессии Исполнительного совета Всемирной туристской организации в мае 2016 г. было определено, что это «результат процесса, который подразумевает удовлетворение всех потребностей в туристских продуктах и услугах, требования и ожидания потребителя по приемлемым ценам в соответствии с взаимно приемлемыми условиями договоров и при учете лежащих в их основе негласных факторов, таких как безопасность, гигиена, доступность, коммуникации, инфраструктура, социальные блага и услуги» [12].

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты состояния инфраструктуры как одного из основных условий для развития внутреннего и въездного туризма, которые мало изучены на примере Республики Хакасия.

Одним из регионов России, привлекательных для зарубежных и внутренних туристов, является Республика Хакасия, которая входит в состав Сибирского федерального округа. Приоритетным направлением развития туризма в Хакасии является развитие внутреннего и въездного туризма. Внутренний туризм в России в целом и в Сибири, в частности, становится все более актуальным в связи с нестабильной политической ситуацией и террористической опасностью в традиционных местах отдыха мира: в Египте, Турции, Тунисе, Индонезии, Таиланде, странах Западной Европы и др.

На территории Хакасии для развития въездного и внутреннего туризма имеются богатые ресурсы: наличие благоприятных природно-климатических условий, разнообразного культурно-исторического наследия, природных памятников и парков, заповедников и заказников, рек и целебных озер, уникальных природных ландшафтов (степи, горы, тайга и др.), охотничьих угодий и др.

Имеющиеся ресурсы позволяют здесь развивать многие виды туризма: рекреационный, пляжный, культурно-познавательный, сельский, событийный, активно-спортивный, этнический, экологический и др.

За последние годы в Хакасии наблюдается рост потока туристов. При численности населения на 01.01.2016 г. 536,8 тыс. человек [13] общий объем туристского потока в Республике Хакасия за 2013-2015 гг. вырос на 30%, с 401 тыс. до 518 тыс. человек, в т.ч. зарубежных туристов стало больше на 43%, с 2,8 тыс. до 4 тыс. [14]. В 2013 г. въездной туризм в Хакасии был представлен гражданами 61 страны мира, из которых подавляющее большинство приходилось на представителей стран азиатского (63,4%) и европейского (20,8%) континентов. Их целью в основном были культурно-познавательный (38,9 %), активно-спортивный (30 %) и рекреационный (24 %) туризм. Чаще всего это были поездки на короткий срок -1-3 дня (51 %), на 4 - 7 дней - 35 % и лишь 14% туристов приезжали на длительный срок - от 8 до 28 дней [15].

Благодаря наличию лечебных озер, помимо учтен-

ных российских и иностранных туристов, в Хакасии ежегодно нарастает поток неорганизованных отдыхающих, что доказывает востребованность внутреннего туризма. В 2009 г. в республике проводился мониторинг туристской активности на озерах (Шира, Иткуль, Тус, Беле, Шунет, Матарак, Киприно) муниципального образования Ширинский район. Численность отдыхавших на турбазах и в палаточных городках в летний сезон 2009 г. достигла 820 тыс. человек. При проведении второго мониторинга в 2010 г. было зафиксировано 785 тыс. человек. В связи с жаркой погодой в июне - начале августа 2016 г. по приблизительным оценкам на озерах указанного района отдохнули около 1 млн. человек из Хакасии и соседних регионов. Загрузка средств размещения на указанных целебных озерах составила 100%.

За 2014 - 2015 гг. на туристском рынке Хакасии с 7 до 8 увеличилось количество туроператоров, с 47 до 48 - турагентств. На территории республики действует 1 общественное объединение туристских предприятий -Ассоциация развития туризма «Сибирь» [16].

Объем платных туристских услуг организаций республики за 2013 - 2015 гг. вырос на 10%, со 108 559,2 тыс. до 118 900,0 тыс. руб. Объем платных услуг гостиниц и подобных средств размещения за 2013 - 2014 гг. увеличился на 15%, с 222 000,8 тыс. руб. в 2013 г. до 255 500,0 тыс. руб. в 2014 г. А в 2015 г. в связи с кризисом он снизился на 8% до 238 400,0 тыс. руб. Налоговые поступления от туристской индустрии в консолидированный бюджет Хакасии выросли на 15%, с 113767 тыс. руб. в 2013 г. до 130 248 тыс. руб. в 2015 г.

В республике отмечается также количественный рост объектов туристской инфраструктуры. Этому способствовали республиканская целевая программа «Развитие туризма в Республике Хакасия на 2006-2010 годы», а также государственная программа «Развитие туризма в Республике Хакасия на 2011-2016 гг.». В 2014 г. была принята государственная программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Хакасия (2015-2020 годы)», утвержденная постановлением Правительства Республики Хакасия от 31.10.2014 №2 558. Одной из ее задач является развитие инфраструктуры и материально-технической базы туризма в Республике Хакасия [17].

Важным звеном инфраструктуры для эффективного развития туризма являются коллективные средства размещения. Как видно из таблицы 1 [18], за 2002 - 2015 гг. их количество увеличилось в 3,3 раза, с 16 до 53.

Таблица 1 - Коллективные средства размещения в республике Хакасия

2002 2009 2010 2013 2014 2015

Количество коллективных средств размещения 16 19 20 46 51 53

В последние годы в Республике Хакасия были построены новые гостиницы: «Бизнес-отель Азия», «Чалпан», «Анзас», «Персона», «Колибри», «Борус», «Золотая империя», спорт-отель «Гладенькая», Дом отдыха «Бегущая по волнам» и др. Проведены реновации гостиниц, построенных еще в советские годы. Это «Хакасия», «Сибирь», «Дружба», «Меридиан», «Абакан», «Дружба», «Парк-отель», «Кантегир», спортивно-развлекательный комплекс «Жарки» и др. В 2015 г. в Таштыпском районе при краеведческом музее появился юрточно-гостиничный комплекс.

Но, несмотря на эти позитивные изменения, большинство отелей Хакасии относятся к некатегорийным. До 2016 г. в Хакасии была лишь одна гостиница с государственным сертификатом о присвоении категории «3 звезды» - это отель «Саяногорск». В 2016 г. категорий-ных гостиниц в республике стало уже 4. В 2016 г. отель «Саяногорск» подтвердил свой статус уже повторно, новый «Бизнес-отель Азия» получил категорию 4 звезды

и вошел в федеральный перечень туристских объектов, а отели «Анзас» и «Чалпан» получили официальный статус трехзвездочных гостиниц. Это может способствовать увеличению притока иностранных туристов, которые привыкли к определенным стандартам проживания. Но при этом необходимо учитывать специфические потребности к условиям проживания туристов с Дальнего Востока, в частности, из Китая, которых становится все больше.

Огромным резервом для увеличения туристского потока в Хакасии являются внутренние туристы. Сегодня в России постепенно начал развиваться новый формат отдыха - отдыха с семьей внутри страны. Поэтому и в Хакасии необходимо создавать условия для семейного отдыха. Потребителями таких услуг в основном являются представители среднего класса, многие из которых уже имеют опыт зарубежного отдыха. На выбор средств размещения семьи влияют 2 важных фактора: ценовое предложение и качество предоставляемых услуг. Но часто как в России, так и в Хакасии, соотношение цены и качества средств размещения далеко от оптимального. Нередко при невысокой комфортности стоимость средств размещения сравнительно высока. При среднедушевых доходах населения в России - 30 224,5 руб., а в Хакасии - 20 648,7 руб. [19] оплатить проживание в течение нескольких дней семьи из 3-4 человек в стандартном двухместном номере стоимостью от 2000 и до 4800 руб. в сутки, например, в отеле г. Абакана весьма затруднительно.

Для развития рекреационного туризма в республике существует санаторно-оздоровительный комплекс. С 1995 г. количество организаций отдыха Хакасии выросло с 17 до 26 в 2010 г., а затем оно сократилось до 20 в 2014 г. Из них в 2014 г. насчитывалось 5 санаториев и пансионатов с лечением, 4 санатория-профилактория и 11 баз отдыха и туристских баз с общим количеством мест размещения 2872 единиц (в.ч. 500 детских), в которых лечились и отдыхали 38,9 тыс. человек (см. таблицу 2). Самые известные из них ОАО «Курорт «Озеро Шира», детский санаторий «Озеро Шира», Федеральное бюджетное учреждение Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации «Туманный» и др.

Таблица 2. Организации отдыха Хакасии (на конец года) [20]

1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Всего санаторно-курортных организаций и организаций отдыха. еД- 17 12 12 14 14 13 15 26 25 23 25 20

В них лечилось и отдыхало, тыс. 19,2 213 30,1 30,9 32,1 29,6 28,9 54,5 50,4 48,0 39,9 33,9

Из общего числа организаций санаториии 3 3 5 6 6 6 6 3 3 8 6 5

Из них детские санаторнии санаторно- оздоровительные лагеря круглогодичного 1 1 1 3 3 3 3 3 3 3 2 3

Санатории-профилактории 13 5 4 4 4 4 4 6 б 6 7 4

Базы отдыха, туристские базы и другие организации отдыха 1 3 3 4 4 3 5 12 11 9 12 11

Количество этих объектов - это лишь небольшая доля от возможной емкости рынка. Причем во многих учреждениях преобладает устаревшее лечебное и реабилитационное оборудование, номерной фонд часто не отвечает современным требованиям, почти нет системы питания «шведский стол». А цена путевок сопоставима с зарубежным морским отдыхом или даже дороже.

Широкое распространение в регионе получили объекты размещения типа туристических баз и баз отдыха без лечения, многие из которых не учтены в Статрегистре. Сегодня на территории Республики Хакасия находится по приблизительным оценкам более 136

130 таких баз, из них две трети функционируют только в летний период. Среди них есть современные базы отдыха. Это «Беле-холл», «Снежный барс», «Золотая звезда», «Мираж», «Оленье Озеро», «Княжий двор» и др. Но все-таки большинство таких объектов построены без официальной проектной документации, определенной художественной концепции, не имеют санитарно-гигиенических удобств, организованной системы питания, развлечений. Кроме того, зачастую они построены на землях сельскохозяйственного назначения или дачных кооперативов. Неопределенность с собственностью целебных озер и земельных участков вокруг них также препятствует развитию курортной и туристской инфраструктуры.

Начиная с 2015 г. Госкомтуризм Хакасии для поддержки субъектов малого предпринимательства в сфере сельского и спортивного туризма начал проводить конкурсы по выделению предпринимателям грантов (субсидий). В 2015 г. по одному гранту получили 2 предпринимателя: 500 тыс. руб. для строительства гостевого дома в с. Казановка (Аскизский район) и 918 тыс. руб. на строительство физкультурно-оздоровительной базы отдыха «Пристань» в пос. Майна (г. Саяногорск) [21].

В 2016 г. инвестиционный проект республики «Создание туристско-рекреационного кластера «Поднебесье» вошел в перечень мероприятий ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Общий объем инвестиций за 2016-2018 гг. составит 600 млн. рублей, в т.ч.: 70% или 420 млн. руб. приходится на объекты туристской инфраструктуры, а 30% или 180 млн. руб. - на объекты обеспечивающей инфраструктуры. В результате близ пос. Балыкса Аскизского района будет создана современная туристская инфраструктура: горнолыжный комплекс, гостиницы, гостевые дома, школа горнолыжного катания, все условия для рыбалки, охоты, сбора дикоросов, сплавов по реке, пеших походов, катания на квадроциклах и т.д.

Важная роль в развитии туризма отводится информационной инфраструктуре. Туристические фирмы, возможно из-за опасения низких доходов, слабо продвигают внутренний турпродукт. Россияне до сих пор мало знают о туристско-рекреационных ресурсах собственной страны, а особенно ее отдаленных сибирских регионов. По данным опроса Фонда «Общественное мнение» в 2011 г. 39% россиян никогда не были в туристической поездке по РФ [22]. Хотя по итогам опроса 1600 человек в 130 населенных пунктах 46 субъектов РФ Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в ноябре 2015 г. две трети россиян (67%) считают, что российским властям необходимо сосредоточить свои усилия на развитии внутреннего туризма [23].

С целью продвижения республиканских туристских продуктов на международный и федеральный рынок, размещения информации о туристических объектах Хакасии, проведения консультаций об имеющихся туристских ресурсах в 2012 г. было создано Государственное бюджетное учреждение «Туристский информационный центр Хакасии» (ТИЦ РХ). За 2014 год 136 899 человек посетили официальный сайт ТИЦ РХ - http://www.turism19.ru. В 2015 г. в республике была разработана и введена в действие новая информационная платформа - туристский портал khakassia.travel. сегодня востребованный потребителями. В 2015 г. его посетили 156 866 раз. Более полутора тысяч человек получили консультационные услуги Туристского информационного центра. Но в основном это жители республики, только 215 из них - жители других регионов Российской Федерации, а 39 - иностранные граждане.

Для сведения туристов на сайте Государственного комитета по туризму РХ размещены реестры природных ресурсов и объектов культурного наследия, туристских маршрутов и пляжей Хакасии. 104 активных маршрута АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 3(16)

имеют паспорт и согласованы с главным управлением МЧС РФ по Республике Хакасия.

В целях продвижения туристских продуктов республики за ее пределами Государственным комитетом по туризму Хакасии стали размещаться рекламные статьи в журналах туристской направленности: «Отдых по-сибирски» (г. Новосибирск), «Туризм. Туристические ресурсы России» (г. Москва), «Живописная Россия» (г. Москва) и др. Журналистами Хакасии и Москвы по специальному заказу были сняты видеофильмы о Хакасии. В рамках соглашения о социально-экономическом и культурном сотрудничестве между Правительством Санкт-Петербурга и Республики Хакасия на 2014-2017 годы социальная реклама о туристских возможностях Хакасии была размещена в метрополитене указанного мегаполиса.

В 2014 г. на издание наглядно-демонстрационных плакатов, буклетов, справочников, CD-дисков, календарей, проспектов и сувениров указанным комитетом было израсходовано 875,0 тыс. руб., а в 2015 г. - 604 тыс. руб. [24].

Ежегодно специалисты комитета по туризму принимают участие в международных и всероссийских туристских выставках-ярмарках: «ITB» (г. Берлин, Германия), «Интурмаркет» (ITM) (г. Москва), INWETEX-CIS TRAVEL MARKET (г. Санкт-Петербург), «ТУРСИБ» (г. Новосибирск), «Енисей» (г. Красноярск) и др., где они представляют турпродукты Хакасии.

Узнаваемости республики в России и мире, продвижению ее турпродуктов способствует ежегодно проводимый в Хакасии с 2011 г. международный культурно-туристский форум «Историко-культурное наследие как ресурс социокультурного развития», получивший поддержку Президента и Правительства РФ.

Но, вместе с тем, в Хакасии до сих пор нет ни одного туристического, узнаваемого в мире и России, бренда. Поэтому здесь предстоит еще большая работа по созданию конкурентоспособных брендов, отражающих тур-продукты Хакасии. Кроме того, необходимо активнее рекламировать турпродукты республики на русском и иностранных языках в Интернете, на федеральных и региональных телеканалах, в других СМИ, в общественном транспорте. Для этого надо создать новые промо-фильмы, презентации в форме 3D о туристических ресурсах и маршрутах Хакасии, в т.ч. выходного дня. Но все эти мероприятия требуют гораздо более значительных финансовых вложений, чем были до этого.

В настоящее время все большую популярность среди российских семей приобретает автомобильный туризм. Особенно это актуально в летний период для жителей соседних регионов: Красноярского края, Кемеровской, Томской, Новосибирской, Иркутской областей, республик Бурятии и Тувы, которые приезжают в Хакасию для пляжного отдыха на озерах Ширинского района, а также с целью культурно-познавательного туризма. Для развития данного вида туризма важно наличие навигации с указанием местоположения туристских объектов. Постепенно такая работа ведется и в Хакасии. В 20082009 гг. на изготовление и установку информационных знаков (досок) с описанием туристических достопримечательностей Хакасии на трех языках, а также указателей и надписей в Ширинском и Усть-Абаканском районах было выделено 148,6 руб. В 2014 г. на установку 12 туристско-информационных знаков к 3 объектам туристского показа в Аскизском районе было израсходовано 152,0 тыс. рублей, в 2015 г. - 145,31 руб. [24]. В будущем эта важная работа ждет своего продолжения в других муниципальных образованиях Хакасии. Кроме того, требуют создания другие элементы инфраструктуры для автотуризма: мотели, парковки для легкового и пассажирского автотранспорта, станции техобслуживания и автозаправочные станции, учреждения общественного питания, магазины придорожной торговли, туалеты и др., что будет основой автотуристского кластера._

В развитии культурно-познавательного туризма важная роль принадлежит музеям. В 2015 г. в Республике Хакасия работали 25 музеев различного уровня подчинения, из них: 2 республиканских и 23 муниципальных [25]. Надо отметить, что во всех муниципальных образованиях республики есть свой музей. В 2016 г. в Абакане был открыт новый, крупнейший в Сибири республиканский музейно-культурный центр. В этом центре под одной крышей будут соединены не только музей, но и выставочные залы, ресторан, концертный зал и т.п. А в музее центральное место занимает Зал уникальных каменных изваяний, для сохранения которых были созданы все необходимые условия.

Но музеи республики недостаточно интегрированы в культурно-познавательные туристские маршруты. Экспозиции многих музеев технически, физически и морально устарели и не привлекательны для туристов. Причем в стационарных музеях находится лишь небольшая часть объектов археологического наследия. Большая часть ценных археологических памятников находятся вне музеев, на открытой природе, часто в труднодоступных местах. Они не обладают внешней зрелищ-ностью и наглядностью, поэтому часто непривлекательны и непонятны для туристов.

Поэтому в Хакасии в качестве одного из путей сохранения памятников культурно-исторического наследия, особенно археологического, повышения их привлекательности и обеспечения доступности для туристов избрали музеефикацию. Результатом музеефикации археологических памятников Хакасии стали созданные и успешно функционирующие сегодня 10 музеев под открытым небом [25]. Но ни в одном из них нет предприятий общественного питания, хотя некоторые из них находятся достаточно далеко от населенных пунктов.

В последние годы в мире активно развивается экологический туризм. Хакасия имеет огромный потенциал для его развития, поскольку здесь располагаются государственный заповедник «Хакасский», 6 государственных природных заказников, 5 памятников природы, природный парк «Хакасский». Но сами по себе они не обладают аттрактивностью, их еще необходимо сделать туристским объектом. Такой положительный опыт имеет заповедник «Хакасский». В 2009 г. в г. Абакане на его базе был открыт музей природы. В 2012 - 2014 гг. территории заповедника были открыты 3 визит-центра: «Озеро Иткуль» в Ширинском районе, «Малый Абакан» близ г. Абаза в Таштыпском районе и «Оглахты» в Боградском районе. Визит-центры, имея собственную инфраструктуру, знакомят туристов не только с природными памятниками, местной флорой и фауной, но и с археологическими и этнологическими объектами, наскальным искусством - петроглифами. Для туристов предоставляются пешеходные или велосипедные экскурсии, экологические тропы, гостевые домики. Указанный музей и визит-центры стали эколого-истори-ко-просветительскими центрами Хакасии.

Разнообразный туристский потенциал республики сегодня используется недостаточно эффективно. Хотя в сфере туризма растет конкуренция со стороны других регионов Сибири. Для активизации туризма в Хакасии еще недостаточно развитая инфраструктура. Ее состояние не соответствует стандартам в туризме. Актуальны вопросы сертификации гостиничных комплексов. В оформлении гостиниц редко используется хакасский национальный колорит, нет ни одной гостиницы в этническом стиле. Практически отсутствует, за редким исключением, практика создания льготных условий для инвестиций при строительстве коллективных средств размещения. Значительная доля материально-технической базы туризма нуждается в модернизации. Необходимо обратить внимание на комплексное развитие туристской инфраструктуры, которое включала бы в себя не только строительство новых коллективных средств размещения, но и всю обеспечивающую инфраструктуру: специальный

транспорт, предприятия общественного питания, развлекательные комплексы, объекты туристского показа и др. Требования к размещению новых туристских комплексов должны учитывать как масштабы туристского спроса по разным видам туризма, так и возможности туристского предложения, т.е. наличие туристских ресурсов, кадровое обеспечение и т.п. Остаются актуальными в республике вопросы создания конкурентоспособных туристских брендов, более активного продвижения тур-продуктов, дальнейшего развития системы навигации, проектирования и формирования автотуристского кластера в Хакасии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Барометр международного туризма ЮНВТО (UNWTO). Т. 13. Июнь 2015. Статистическое приложение [Электронный ресурс] // URL: http:// mkt.unwto.org. ru (дата обращения 12.08.2016).

2. Мировой атлас данных. Мировая и региональная статистика, национальные данные, карты и рейтинги [Электронный ресурс] // URL: http://knoema.ru/atlas/ topics (дата обращения: 12.08.2016).

3. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 годы» [Электронный ресурс] // URL: http:// fcp.economy.gov.ru/cgi-in/cis/fcp.cgi/Fcp (дата обращения: 15.08.2016).

4. Овчаров А.О. Статистические методы систематизации туристской информации // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 1 (29). С. 137-142.

5. Башкуева Е.Ю. Санаторно-курортный сегмент туристского рынка республики Бурятия: состояния и проблемы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 57-60.

6. Марченко О.А. Формирование инновационных туристических кластеров как конкурентного преимущества регионального развития туризма // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 134-136.

7. Зиганшин И.И., Овчаров А.О., Рысаева М.А. Влияние экономических санкций на развитие российского туризма // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 1 (33). С. 17-25.

8. Любонько Т.В. Кластерный подход в развитии туристических дестинаций // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 127-130.

9. Артеменко О.Н. Региональный туризм как инструмент развития территории // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 2 (26). С. 11-17.

10. Башкуева Е.Ю. Состояние и проблемы санаторно-курортного сегмента туристского рынка республики Бурятия // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 49-53.

11. Курченков В.В., Фетисова О.В., Матина Е.С. Особенности формирования туристского кластера в регионе // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2015. № 2 (40). С. 81-87.

12. Управление качеством - ключ к конкурентоспособности турнаправлений [Электронный ресурс] // Официальный сайт Всемирной туристской организации (UNWTO) // URL: http://media.unwto.org/ru/ press-release/2016-07-01/upravlenie-kachestvom-klyuch-k-konkurentosposobnosti-turnapravlenii (дата обращения: 15.08.2016).

13. Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по республике Хакасия [Электронный ресурс] // URL: http://hakasstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/hakas-stat/ru/statistics (дата обращения: 22.08.2016).

14. Официальный сайт Государственного комитета по туризму Республики Хакасия [Электронный ресурс] // URL: http://gkt19.ru/aboutus/otchety-o-deyatelnosti.html; http://r-19.ru/authorities/the-state-committee-for-tourism-of-the-republic-of-khakassia/docs/otchet-o-deyatelnosti/

(дата обращения: 22.08.2016).

15. Государственная программа Республики Хакасия «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Хакасия (2015-2020 годы) [Электронный ресурс] // URL: http://gkt19.ru/aboutus/khakasiya-tourism-development-program.htm (дата обращения: 15.08.2016).

16. Официальный сайт Государственного комитета по туризму Республики Хакасия [Электронный ресурс] // URL: http://gkt19.ru/aboutus/otchety-o-deyatelnosti.html; http://r-19.ru/authorities/the-state-committee-for-tourism-of-the-republic-of-khakassia/docs/otchet-o-deyatelnosti/ (дата обращения: 22.08.2016).

17. Государственная программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Хакасия (20152020 годы)» [Электронный ресурс] // URL: http://gkt19. ru/aboutus/khakasiya-tourism-development-program.htm (дата обращения: 15.08.2016).

18. Составлено автором на основании годовых отчетов о деятельности государственного комитета по туризму республики Хакасия // URL: http://r-19.ru/ authorities/the-state-committee-for-tourism-of-the-republic-of-khakassia/docs/otchet-o-deyatelnosti/ (дата обращения: 22.08.2016).

19. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] // URL: www.gks.ru (дата обращения: 27.08.2016).

20. Здравоохранение Республики Хакасия-2014. Статистический сборник. Отв. за выпуск О.Г. Сугака. -Абакан: ЦИИУ Хакасстата, 2015. - С. 53 - 55.

21. Официальный сайт Государственного комитета по туризму Республики Хакасия [Электронный ресурс] // URL: http://gkt19.ru/aboutus/otchety-o-deyatelnosti.html; http://r-19.ru/authorities/the-state-committee-for-tourism-of-the-republic-of-khakassia/docs/otchet-o-deyatelnosti/ (дата обращения: 22.08.2016).

22. Официальный сайт Фонда «Общественное мнение» [Электронный ресурс] // URL: http://fom.ru/ Mir/10027 (дата обращения: 20.08.2016).

23. Официальный сайт ВЦИОМ [Электронный ресурс] // URL: http://www.wciom.ru

24. Официальный сайт Государственного комитета по туризму Республики Хакасия [Электронный ресурс] // URL: http://gkt19.ru/aboutus/otchety-o-deyatelnosti.html; http://r-19.ru/authorities/the-state-committee-for-tourism-of-the-republic-of-khakassia/docs/otchet-o-deyatelnosti/ (дата обращения: 22.08.2016).

25. Официальный сайт Министерства культуры Республики Хакасия [Электронный ресурс]. URL: http:// culture19.ru/ (дата обращения: 23.08.2016).

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №16-02-00150

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.