Научная статья на тему 'Туризм - стратегический фактор развития Черноморского региона'

Туризм - стратегический фактор развития Черноморского региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
382
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / INTERNATIONAL TOURISM / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / REGIONAL DEVELOPMENT / КРУИЗНЫЙ РЫНОК / CRUISE MARKET / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / "ЗЕЛЕНАЯ" ЭКОНОМИКА / "GREEN" ECONOMY / МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / INTERNATIONAL INTEGRATION / ЧЕРНОМОРСКИЙ РЕГИОН / BLACK SEA REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Нездойминов С.Г.

В статье рассмотрены роль туризма в реализации основных направлений социально-экономического развития причерноморских регионов Украины и России, а также проблемы модернизации туристско-рекреационного потенциала Крыма и приморских регионов России. Выделены факторы, которые сдерживают конкурентоспособность морских курортов региона. Проведены исследования направлений и динамики развития туристического спроса. Обоснованы перспективы регионального развития в контексте стратегии «зеленой» экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourism as the Strategic Factor of Development of Territories in the Black Sea Region

In article are considered a tourism role in realization of the main directions of social and economic development of the Black Sea regions of Ukraine and Russia. Problems of modernization of tourist and recreational capacity of the Crimea and seaside regions of Russia are static zed. Problems of modernization of tourist and recreational capacity of the Crimea and seaside regions of Russia are static zed. Factors and the reasons which constrain competitiveness of sea resorts of the region are allocated. Researches of the directions and dynamics of development of tourist demand are conducted. Prospects of regional development in a paradigm context of “green economy” are proved.

Текст научной работы на тему «Туризм - стратегический фактор развития Черноморского региона»

ЭКО. - 2014. - №2

НЕЗДОЙМИНОВ С.Г.

Туризм - стратегический фактор развития Черноморского региона

С.Г. НЕЗДОЙМИНОВ, кандидат экономических наук, Одесский национальный экономический университет. E-mail: 2072945@gmail.com

В статье рассмотрены роль туризма в реализации основных направлений социально-экономического развития причерноморских регионов Украины и России, а также проблемы модернизации туристско-рекреационного потенциала Крыма и приморских регионов России. Выделены факторы, которые сдерживают конкурентоспособность морских курортов региона. Проведены исследования направлений и динамики развития туристического спроса. Обоснованы перспективы регионального развития в контексте стратегии «зеленой» экономики.

Ключевые слова: международный туризм, региональное развитие, круизный рынок, конкурентоспособность, «зеленая» экономика, международная интеграция, Черноморский регион

Вклад туризма в развитие регионов

Причерноморские регионы Украины и России имеют диверсифицированный портфель активов для развития международного туризма: привлекательные пейзажи, исторические и культурные памятники мирового значения в туристских центрах, морские курорты Крыма и Краснодарского края, прибрежные туристические территории Черного и Азовского морей. Вклад туристического сектора в ВВП Украины составляет около 2%.

Специалистами Всемирного совета по туризму прогнозируется 4%-й темп ежегодного прироста ВВП до 2022 г. и соответственное увеличение средств, направляемых на отдых и рекреацию. Но мировой рынок туристско-рекреационных услуг характеризуется ростом конкуренции, что объясняется насыщением многих секторов (например, пляжного отдыха) и реализацией стратегических планов туристской экспансии многих стран. В этой ситуации черноморские регионы Украины и России вынуждены формировать стратегии развития рекреационно-курортных территорий Черноморского региона, которые помогут увязать в единое целое ресурсы и возможности государства, регионов, бизнеса, снизить риски

инвесторов, согласовать интересы и поднять конкурентоспособность отечественных курортов Черноморского региона. В частности, на III Международном Черноморском экономическом форуме (Ялта-2012) в очередной раз рассматривались проекты, направленные на повышение конкурентоспособности Черноморского региона. Участники форума отмечали, что туристическая отрасль должна стать флагманом для развития Крыма в ближайшие десятилетия, причем Крым должен бороться за европейского туриста.

Развитие туристического сектора Черноморского побережья Крыма и России

На протяжении последних десятилетий туризм демонстрирует непрерывный рост и углубление диверсификации. По данным Всемирной туристской организации, в 2012 г. объем международных прибытий в мире возрос более чем на 4% и составил 1035 млрд чел. При этом показательно, что самые высокие темпы роста расходов туристов за границей среди десяти ведущих региональных рынков - у стран с формирующейся рыночной экономикой - Китая (+42%) и России (+31%)1.

Но пока для миллионов российских и украинских туристов более привлекательной остается Турция со своей программой «всё включено». У жителей Москвы, Петербурга и Екатеринбурга, Киева и Харькова, Одессы турецкие курорты годами держат пальму первенства. Количество россиян, отдыхающих в Турции, выросло за 2005-2011 гг. с 1,9 млн до 3,1 млн человек. В предпочтениях украинских туристов также лидировали курорты Турции (3,7 млн украинских туристов) и Египта, хотя спрос на эти направления по сравнению с 2011 г. несколько снизился.

Переломный момент в развитии рынка выездного туризма на юге России и Украины наступил в середине 2000-х годов, когда крупнейшие российские туроператоры - Pegas Turistic, Anex Tour и Coral Travel - развернули масштабную экспансию во всех регионах. У местных туроператоров, развивавших чартеры в Турцию ещё с середины девяностых, не

1 В 2013 году продолжится активный рост международного туризма. URL: http://media.unwto.org/ru/press-release/2013-0129/

было возможностей на равных конкурировать с такими гигантами, поэтому им пришлось переквалифицироваться в субагенты.

На туристическом рынке России сложилась своя «большая тройка» туроператоров - Coral Travel, Pegas Turistik и Tez Tour, у каждого из них обороты превышают 1 млрд долл., а вместе они контролируют более 70% всего выездного туристического рынка России и около 60% рынка стран СНГ. Все они являются туроператорами, основанными с участием турецкого капитала. Ближайший по масштабу бизнеса к ним конкурент - ВАО «Интурист» - отстает на порядок, хотя и получил мирового гиганта туриндустрии Thomas Cook в стратегические инвесторы.

Еще один российский туроператор Anex Tour - игрок поменьше, но также с корнями из Турции. А если рассмотреть массовый сегмент выездного туризма - без индивидуальных туров и европейского направления туристского потока, то эти операторы контролируют 92% российского рынка выездного курортно-оздоровительного туризма2.

Что же сдерживает стратегическое развитие въездного туризма и туристско-рекреационного потенциала Черноморского побережья Крыма? На его территории функционирует более 4 тыс. отелей и 560 здравниц (из них 170 - государственных), но доходы от туриндустрии Крыма занимают в бюджете республики менее 6%.

На территории Автономной Республики Крым сконцентрировано около 30% туристско-рекреационных ресурсов Украины, однако их вовлечение в рекреационную деятельность незначительно. Достаточно высокий уровень урбанизации природных систем за счет роста техногенной нагрузки, повлекший ухудшение экологического и санитарного состояния ту-ристско-рекреационных территорий, снижает конкурентоспособность курортов Черноморского региона. Естественные природные ландшафты составляют лишь 25-30% вместо положенных для устойчивого развития рекреационной территории 50-60%. Сельскохозяйственные угодья, занимая свыше 70%, более чем в 1,5 раза превышают норму; площадь, занятая объектами активной рекреации, - только 20%.

2 Феерический маркетинг. URL: http://expert.ru/2012/

Разрушение уникальной флоры и фауны природных ландшафтов при отсутствии системных мер по их защите и восстановлению приводит к изъятию из рекреационного оборота значительной части территорий. Результаты экологической экспертизы (в рамках программы ЕС) показали, что часть курортных территорий региона не соответствуют международным стандартам Европейского экологического сертификата.

Недостаточным является и бюджетное финансирование территорий. Например, на содержание и развитие городской инфраструктуры в госбюджете Украины на 2012 г. было предусмотрено всего 9,5 млрд грн (200 грн на каждого жителя). В странах Евросоюза этот показатель выше в среднем в 150 раз. Так, по данным Ассоциации городов Украины, на содержание и развитие городской инфраструктуры в Дании тратится в расчете на одного жителя в 310 раз больше, чем в Украине, в Швеции - в 220 раз, в Польше - в 28 раз, в Литве -в 23 раза. Местное самоуправление Крыма с годовым бюджетом в 200 грн на одного человека без поддержки государства и бизнеса вряд ли сможет компенсировать долги по коммунальным тарифам и сделать курортные города и территории красивыми, чистыми и удобными для проживания, обучения, лечения, туризма и отдыха. Необходимо научиться получать доходы, зарабатывая не только на налоговых отчислениях санаторно-курортной и гостиничной сферы, а и на развитии потребительского рынка, который создает туристский поток. По экспертным оценкам, в Крыму туристский поток может генерировать доход в размере 6 млрд долл.

Недостатки деловой среды и регулирования ведут к низкой деловой активности отечественных и зарубежных инвесторов в сфере туризма и индустрии гостеприимства. Стать конкурентоспособными украинским и российским курортам мешает и отсутствие единой политики хотельеров и «Росту-ризма» в отношении сценария дальнейшего развития морских курортов Причерноморья, отсутствие государственно-частного сотрудничества.

Еще одна проблема - отсутствие общей политики российских и украинских курортов в продвижении регионального турпродукта и сотрудничества с туристическими компаниями в регионах России. Региональные власти и ассоциации

туроператоров и гостиниц не заботятся об организации рекламных и информационных туров, не привлекают к сотрудничеству туроператоров с большим опытом работы в сегменте зарубежного туризма. А обеспечить максимальную наполняемость за счет самостоятельных туристов, без посредничества турфирм, невозможно. В целом на отдых внутри страны россияне и украинцы тратят куда больше, чем на зарубежные туры: оборот внутреннего туризма в России достигает 16 млрд долл3. Но большинство крупных туристических компаний специализируются на выездном туризме, а не на внутреннем рынке. Поэтому российскими специалистами прорабатывается возможность роста деловой активности на региональном туристическом рынке с помощью механизмов кластерного развития отрасли на территории Азово-Черноморского побережья России.

На территории Краснодарского края, по данным Департамента комплексного развития курортов и туризма в регионе, в настоящее время зарегистрировано 326 туроператоров и агентов. Количество предприятий, оказывающих услуги в сфере рекреации, еще выше. В туристско-рекреационной сфере региона и взаимосвязанных с ней отраслях сформировалась конкурентная среда, создающая основу для развития туристско-рекреационного кластера, который рассматривается региональными властями и специалистами как один из приоритетных вариантов развития экономики в крае. В перспективе сеть зарубежных офисов российских операторов кластера может стать источником формирования потока зарубежных туристов в регион.

Российским и украинским туроператорам причерноморских территорий необходимо учитывать динамику рынка в других регионах и открывать свои представительства в крупных российских и украинских городах. При запуске франчайзинговой или филиальной сети в регионах и работе с турагентствами финансовые, рекламные, технологические функции у туроператора должны работать централизованно, что значительно оптимизирует непроизводственные затраты. Для появления надежды на двусторонний обмен туристами с зарубежными туроператорами необходимо снижение цен

3 Бельтюкова И. Как создать турфирму. URL: http://www.votur.ru/

на услуги в средствах размещения региональных черноморских курортов не менее чем на 30%, при одновременном повышении экологических, сервисных характеристик инфраструктуры и качества обслуживания туристов. Государственным органам для этого надо не просто точечно поддерживать туристическую индустрию региона, а провести структурную перестройку секторальной экономики и «зеленую» модернизацию курортной отрасли.

Комплексный подход к созданию современной туристической отрасли Черноморского региона Украины и России требует совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей правоотношения в области санаторно-курортного и туристского комплекса, и налогообложения, решения вопросов собственности, системы государственного регулирования и поддержки туристской деятельности. Для этого необходимы корректировка сертификации средств размещения, внедрение стандартов туристского обслуживания, урегулирование вопросов землепользования на пляжах Крыма и Азо-во-Черноморского побережья, Краснодарского края, а также управления береговой морской зоной - формирование реестров курортных и экскурсионных объектов, природных лечебных факторов, проведение экспертных исследований состояния экологической обстановки на курортных территориях. Стратегия развития черноморских курортов Украины и России будет более эффективной за счет формирования на межрегиональном уровне стратегических альянсов региональных властей и туроператоров, предприятий индустрии гостеприимства. Такие альянсы, основывающиеся не на текущей выгоде, а на крупных перспективных целях и интересах, способны обеспечивать эффективное функционирование и устойчивое развитие новых формирований, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

С этой точки зрения интересен опыт рыночных трансформаций курортов Болгарии. В стране был создан Союз бальнеологии и СПА-туризма, который позиционирует Болгарию на международном рынке не только как пляжное, но и как бальнео-, спа- и оздоровительное направление, чтобы обеспечить круглогодичный турпоток. Официальный сайт Союза функционирует на нескольких языках, в том числе

и на русском. Издан каталог участников Союза на русском языке - там представлена информация о «термальных» регионах Болгарии, гостиницах. При этом Союз не дает рекламу отелей, а продвигает Болгарию как страну, где можно отдыхать и лечиться круглый год.

Развитие круизной индустрии

Для социально-экономического развития черноморских регионов Украины и России важную роль играет развитие международного круизного туризма. Темпы роста мировой круизной индустрии превышают средние для международного туризма в целом. Исследование World Travel Monitor прогнозирует, что через год международный въездной туристский поток увеличится на 2-3% (до 20,9 млн человек)4. Отмечается рост валового круизного продукта. Так, европейская кру-изная индустрия генерировала в 2010г. доход в размере 35,2 млрд евро (в 2009 г. - 34,1 млрд евро). При этом прямые производственные затраты круизных компаний составили 14,5 млрд евро.

На последней международной конференции Cruise Shipping Miami-2012 в США Черноморский регион оказался в числе самых обсуждаемых с точки зрения дальнейшей глобализации и перспектив круизного бизнеса. Впервые совместно со всеми круизными черноморскими портами украинские и российские порты выступали под единым брендом - Cruise Black Sea, что должно было подчеркнуть отсутствие конкуренции между ними в этой сфере. Ведь при рекламировании Одессы, Ялты, Севастополя, Феодосии, Сочи, Батуми, Бургаса, Несебра, Варны и Констанцы Черное море позиционируется как круизный субрегион и круизный продукт. Проект поддержан турецкими кру-изными портами Стамбул и Синоп, а также Керченским морским портом, который намерен принимать круизы.

Логистика круизного бизнеса подразумевает, что при посещении определенного региона судно должно зайти в максимальное количество портов, имеющих туристскую привлекательность. Борьба за клиентов заставляет круизные компании искать новые маршруты и рынки сбыта своих услуг.

4 Круизная индустрия растет более высокими темпами по сравнению с мировым туризмом. URL: http://www.tourprom.ru/news/

Черноморский регион получает новые перспективы, так как станет частью круизных маршрутов Средиземноморского кру-изного рынка, который характеризуется в последние годы бурным ростом. В результате перегруппировки западными операторами круизных линий в 2010 г. Ялтинский, Одесский, Севастопольский и Феодосийский морские порты вместе взятые приняли около 180 круизных кораблей, а уже в 2012 г. только один Одесский порт принял 121 круизное судно. Пассажиропоток прибывших морем составил 61 273 человек, что на 10 044 туристов больше, чем в 2011г.5 Число круизных линий, направляющих свои теплоходы в Черное море с заходом в Одессу, остается стабильно высоким - 33 из 48 мировых круизных компаний. Из них три линии (FTI Cruises, Peace Boat, Passat Kreuzfahrten GmbH) впервые вышли на черноморский рынок Украины.

По оценке руководителя компании Р. Wild International Питера Уайльда, в среднем один европейский турист, выходя на берег в порту судозахода, тратит примерно до 100 евро в день. Например, если в 2011г. Одессу посетили 184 тыс. круизных пассажиров, то туристы потенциально могли потратить в городе приема порядка 18,4 млн евро. Подобные инвестиции, по подсчетам компании P.Wild International, могут генерировать региону доходы около 45,74 млн евро в год за счет туристического обслуживания6.

Компания Royal Caribbean International планирует организовывать кольцевые черноморские круизы и круизы в Средиземноморье, с посадкой иностранных туристов в украинских портах (в частности, в Ялте). Российская круизная компания «Инфлот Круз энд Ферри», создавшая в начале 2011 г. дочернее подразделение в Украине, также объявила о планах развития круизного туризма. Компания будет эксклюзивно продвигать круизы испанского оператора Pullmantur с заходами в черноморские порты России и Украины. Российский порт Сочи после реконструкции позволит принимать одновременно до пяти круизных пассажирских судов, в том числе два лайнера длиной более 300 м (3,5 тыс. пассажиров).

5 Итоги круизного сезона в Одесском порту. URL: http://www.blacksea-cruises.com/

6 Уайльд П. Тенденции в развитии круизного рынка. URL: http:// portsukraine.com/node/2580

Сейчас разрабатываются и новые речные круизные маршруты с заходами в порты Азовского и Черного морей. Планы реконструкции морского порта в Сочи предусматривают его преобразование в международный центр обслуживания морских пассажирских и круизных перевозок, а также яхтин-га. Расчетный пассажирооборот - 960 тыс. человек в год. Стоимость проекта оценивается в 24,3 млрд руб. На Черноморском побережье власти Краснодарского региона уже начали создавать сеть современных яхтенных марин (первые две в Сочи - в Имеретинской долине и Центральном районе, затем в Геленджике, Анапе и Туапсинском районе).

Нарастающие экологические проблемы, неравномерное развитие территорий, разрушение традиционного уклада природопользования, эскалация локальных конфликтов дают основания для поиска нового «зеленого» вектора развития индустрии туризма в Черноморском регионе.

Сохранение природной среды

Как отмечают российские специалисты, разработка и внедрение «зелёных» технологий является важным элементом в строительстве объектов Олимпийских игр Сочи-2014, которое ведёт ГК «Олимпстрой». Работы проводятся в соответствии с международными «зелёными» стандартами в строительстве, на основе которых были разработаны «Дополнительные экологические требования и рекомендации к олимпийским объектам». Кроме того, ГК «Олимпстрой» разработала Корпоративный олимпийский «зеленый» стандарт, в котором установлены требования экологической и энергетической эффективности, ресурсосбережения, устойчивого природопользования при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации спортивных и рекреационных объектов7.

На реализацию нового «зеленого» курса мировой экономики, по подсчетам UNEP, потребуется около 750 млрд долл. в ближайшие два года, т. е. примерно 1% от объема мирового ВВП. Именно эта сумма позволит создать критическую массу

7 Лыжин Д. Устойчивое потребление и производство как основа «зеленой» экономики России. URL: http://www.riss.ru/index.php/analitika/

«зеленой» инфраструктуры, достаточную для закладки фундамента глобальной «зеленой» экономики. Эти цели в причерноморских регионах могут быть достигнуты как с помощью прямых инвестиций, так и посредством льготного налогообложения для «зеленых» производств и инвестиций в сооружение экологических отелей при большей налоговой нагрузке на загрязняющие рекреацию секторы производства, создания условий для взаимовыгодного межрегионального и пограничного экономического сотрудничества, реализации совместных программ развития транспортных узлов России и Украины8.

В рамках подготовки чемпионата Европы по футболу 2012 г. значительные «зеленые» инвестиции были направлены в инфраструктуру туризма: в транспорт (7600 млн долл.), гостиничную индустрию (3,2 млрд долл.) и в развитие спорта (1,1 млрд долл.)9. Тем не менее туристско-рекреационная инфраструктура причерноморских регионов Украины и России еще не соответствует современным международным стандартам туристских услуг. Поэтому при формировании программ развития курортов и туризма необходимо учитывать следующие процессы, характерные для глобализации международного туризма и способствующие формированию единого черноморского регионального рынка туризма:

• реализация совместных программ и образование глобальных альянсов туроператоров и гостиничных корпораций;

• развитие информатизации различных секторов индустрии туризма через сеть Интернет;

• нарастание конкурентной борьбы на мировом и региональных рынках;

• внедрение в практику туризма инновационной парадигмы как фактора конкурентоспособности регионального тур-продукта.

8 Сидорова А.В., БлиновА.О. Внешнеэкономическое сотрудничество России и Украины на современном этапе. URL: http://ecotrends.ru/archive/591-edition-12/617-2011-12-05

URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/15978/

9 Украина. Туризм. URL: http://www.east-invest.eu/en/Investment-Promotion/ ukraine-2/

* * *

В современных условиях глобализации международной экономики и регионального туризма особую роль в повышении конкурентоспособности территорий Черноморского региона играет государственная политика, задачей которой является продвижение национального и регионального туристского продукта и развитие туристско-рекреационной инфраструктуры.

Устойчивое развитие морских курортных регионов Юга России и Автономной Республики Крым, повышение конкурентоспособности санаторно-курортной и рекреационной отрасли может быть обеспечено рядом факторов: ценовой политикой, гарантиями и качеством сервиса, качеством окружающей среды и систем управления предприятиями.

Каждый регион должен объективно оценить свои конкурентные позиции с целью разработки эффективных мер для привлечения инвестиций через социально-экономические проекты и программы. В таких условиях развитие сотрудничества между причерноморскими регионами России и Украины в сфере международного круизного туризма может стать важным дополнением к мерам, которые предпринимаются в рамках региональных политик национальных государств, стимулировать торгово-экономические связи, научный, культурный и гуманитарный обмен. Развитие туризма в причерноморских регионах государств обусловливает выход региональной экономики на новый вектор привлечения «зеленых» инвестиций для модернизации инфраструктуры туристских территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.