Научная статья на тему 'Стратегические подходы к развитию инфраструктуры водного туризма'

Стратегические подходы к развитию инфраструктуры водного туризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
4365
633
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДНЫЙ ТУРИЗМ / КЛАСТЕР / СТРАТЕГИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА / WATER TOURISM / CLUSTER STRATEGY / INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Пучкин Алексей Михайлович

Водные объекты одни из наиболее известных и востребованных туристских ресурсов. Водные ресурсы лежали в основе становления и развития многих туристских дестинаций, в настоящее время они остаются одной из наиболее аттрактивных категорий первичных туристских ресурсов. За рубежом накоплен значительный опыт развития различных видов туризма, связанных с эксплуатацией водных ресурсов. Российская Федерация обладает многочисленными и разнообразными водными туристскими ресурсами, поэтому водный туризм - одно из перспективных направлений развития туризма во многих регионах России. Этот вид туризма имеет богатую историю развития. Как часть спортивного туризма, водный туризм динамично развивался во времена СССР. Большую роль в его развитии сыграли детско-юношеские спортивные школы гребли, парусного и иных видов водного спорта. Были разработаны водные туристские маршруты различной сложности. Однако сегодня созданная тогда инфраструктура уже не соответствует требованиям развития новых форм водного туризма, таких как, например, яхтинг. Развитие инфраструктуры водного туризма в соответствии с современными техническими и технологическими требованиями требует подготовки и реализации капиталоемких проектов. Вместе с тем зарубежный опыт показывает высокую доходность водного туризма, а также его аттрактивность для различных категорий туристов. В отечественной литературе ощущается недостаток исследований, связанных с развитием индустрии водного туризма, с реализацией системного подхода к его развитию. Ключевым, по мнению автора, аспектом выступает выбор стратегического подхода к развитию инфраструктуры водного туризма. Поскольку специфика водного туризма обусловливается совокупностью и качеством водных ресурсов в границах региона или дестинации, автором рассмотрены основы стратегических подходов к развитию инфраструктуры водного туризма на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WATER TOURISM INFRASTRUCTURE STRATEGIC DEVELOPMENT METHODS

Water resources are one of the most famous and required tourist resources. They are a basis of many tourist destinations formation and development. Today the water resources are one of the most attractive categories among the primary tourist resources. Abroad it accumulates a great experience of the difference water tourism type. Russian Federation has great amount of the difference water tourists resources, on this reason, the water tourism is one of the future tourism development trends in various Russian regions. This kind of tourism has a great developing history. During the USSR time the water tourism had a dynamic development as a part of sport tourism. A great role in its developing had played the children sports school of rowing, sailing and other water sports. However, the infrastructure, use to be created, does not correspond to the modern water tourism forms requirements, such as yachting, for example. The water tourism infrastructure development in accordance with the modern technical and technological demands requires the capital capacity projects preparation and implementation. Anyway, the foreign experience shows the water tourism high profitable, as well as its attractiveness for different tourists categories. It exist a lack of domestic studies, connected with water industry development, and realization of a system method to its developing. According to the author opinion, the key aspect is a choise of the strategic method to the water tourism infrastructure. The author regarded the basis strategy methods to the water tourism infrastructure development at the regional level, due to water tourism specification, stipulated for water resources quality and aggregate, within the region or destination limit.

Текст научной работы на тему «Стратегические подходы к развитию инфраструктуры водного туризма»

УДК 339.1

DOI: 10.12737/6690

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВОДНОГО ТУРИЗМА

Пучкин Алексей Михайлович, аспирант кафедры бизнес-технологий в туризме и гостеприимстве, pam-work@mail.ru

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

Водные объекты одни из наиболее известных и востребованных туристских ресурсов. Водные ресурсы лежали в основе становления и развития многих туристских дестинаций, в настоящее время они остаются одной из наиболее аттрактивных категорий первичных туристских ресурсов. За рубежом накоплен значительный опыт развития различных видов туризма, связанных с эксплуатацией водных ресурсов. Российская Федерация обладает многочисленными и разнообразными водными туристскими ресурсами, поэтому водный туризм - одно из перспективных направлений развития туризма во многих регионах России. Этот вид туризма имеет богатую историю развития. Как часть спортивного туризма, водный туризм динамично развивался во времена СССР. Большую роль в его развитии сыграли детско-юношеские спортивные школы гребли, парусного и иных видов водного спорта. Были разработаны водные туристские маршруты различной сложности. Однако сегодня созданная тогда инфраструктура уже не соответствует требованиям развития новых форм водного туризма, таких как, например, яхтинг. Развитие инфраструктуры водного туризма в соответствии с современными техническими и технологическими требованиями требует подготовки и реализации капиталоемких проектов. Вместе с тем зарубежный опыт показывает высокую доходность водного туризма, а также его аттрактивность для различных категорий туристов. В отечественной литературе ощущается недостаток исследований, связанных с развитием индустрии водного туризма, с реализацией системного подхода к его развитию. Ключевым, по мнению автора, аспектом выступает выбор стратегического подхода к развитию инфраструктуры водного туризма. Поскольку специфика водного туризма обусловливается совокупностью и качеством водных ресурсов в границах региона или дестинации, автором рассмотрены основы стратегических подходов к развитию инфраструктуры водного туризма на региональном уровне.

Ключевые слова: водный туризм, кластер, стратегия, инфраструктура

Природные туристские ресурсы на протяжении многих лет остаются одним из наиболее важных приоритетов при выборе тура. Водные туристские ресурсы, как правило, отличаются высокой аттрактивностью. Отдых на воде всегда был и остается одним из наиболее востребованных видов рекреации. Большинство путешествий с целью отдыха и рекреации так или иначе интегрировано с использованием водных туристских ресурсов в различной форме: «песок и солнце», активный водный туризм, развлечения на воде, рыбалка и т.д. Рекреационная активность, связанная с водными туристскими ресурсами, в

плане размещения тяготеет к береговой линии. Виды деятельности и отдыха, ориентированные на использование водных пространств, в свою очередь, стимулируют предоставление различных услуг активного, оздоровительного, рекреационного и др. видов туризма. По оценкам экспертов, водный туризм может служить фактором экономического роста и устойчивого развития регионов, связанных с водными артериями. Эта гипотеза была доказана при проведении комплексного географического анализа Волжского водного пути и разработки картосхем его медико-биологической и ландшафтно-эстетической ценности рекреационного потенциала, исходя из природных и историко-культурных рекреационных ресурсов данной территории [6].

Очевидно, что в сфере водного туризма невозможно создание полноценного туристского продукта на основе искусственной аттракции [1], развитие этого вида туризма базируется исключительно на природных ресурсах. А.Г. Полянский предложил выделять 5 классов водных объектов с точки зрения туристско-рекреационной деятельности [7]:

— объекты 1 класса являются пригодными для туризма без каких-либо ограничений, как правило, это крупные водные объекты, на которых возможны практически все виды отдыха;

— объекты 2 класса считаются ограниченно пригодными для туризма, это чаще реки средних размеров и озера площадью несколько десятков гектаров, поскольку на таких объектах невозможно использования моторные средства передвижения;

— объекты 3 класса являются выборочно пригодными, их основное отличие -дискомфортность для купания, но при этом могут подходить для рыбалки, охоты, катания на весельных средствах передвижения, организации зеленых стоянок;

— объекты 4 класса мало пригодны для водного туризма, как правило, это малые водные объекты, они могут использоваться в качестве мест остановки в однодневном походе или ночевки в многодневном;

— объекты 5 класса не пригодны для отдыха, такое свойство водные объекты могут приобретать в результате негативного антропогенного воздействия.

Однако даже объекты 1—3 класса могут качественно различаться, что предполагает развитие различных видов рекреационной активности и развитие соответствующей инфраструктуры. Учитывая фактор различного состава и качества водных туристских ресурсов, а также прилегающей территории, в зависимости от рекреационной

привлекательности природно-территориального комплекса (ПТК), С.В. Ахматов предложил выделять пять групп видов туристско-рекреационной деятельности [2]:

— пляжно-купальный отдых;

— отдых с использованием судов, в т.ч. отдых на парусных судах, отдых на весельных лодках и отдых на лодках с подвесными моторами;

— рыболовство, в т.ч. рыболовство с лодки, с берега, на льду;

— охота, в т.ч. на водоплавающую птицу;

— экстремальные виды спорта, в т.ч. виндсерфинг, дайвинг (включая подводную охоту), кайтинг, скейтрейсинг.

Данный подход позволяет достаточно эффективно определять географические зоны развития того или иного вида рекреационной деятельности, а при возможности их комплексов. Следствием становится возможность целевых усилий по формированию соответствующей инфраструктуры. Для определения стратегических подходов к развитию водного туризма ключевое значение приобретает единый подход к трактовке содержания и видов водного туризма.

Водный туризм долгое время считался одним из видов спортивного туризма, и, соответственно, сводился к преодолению маршрута по водной поверхности, а к видам водного туризма относили сплав по рекам, рафтинг, парусный туризм, морской каякинг [5]. В настоящее время упомянутые виды чаще относят к экстремальным видам водного отдыха. Но в этом случае они дополняются такими экзотическими видами, как дайвинг, подводная фото- и обычная охота. Кроме того, развитие благосостояния населения, транспортной индустрии, прежде всего, маломерного судостроения, привели к развитию значительной сферы «неэкстремального» водного туризма. Это, прежде всего, круизы, яхтинг, в т. ч. морской, оздоровительный и пр. виды туризма с использованием водных туристских ресурсов. Поэтому в настоящее время нецелесообразно рассматривать водный туризм исключительно как часть активного и тем более спортивного туризма.

Существует иное определение, трактующее водный туризм как вид туризма, при котором отдых осуществляется на воде с использованием байдарок, лодок, катамаранов, теплоходов и других плавательных средств [9]. В этом случае нет жесткой привязки водного туризма к спортивному, но вводится другое ограничение - водный туризм понимается буквально как отдых на воде, т. е. на плавательных средствах. Но тогда, например, рыбалка с берега, пляжный отдых, дайвинг не будут считаться водным туризмом.

Сходная трактовка определяет водный туризм как водные походы по водоемам (рекам, озерам, водохранилищам и т.п.) на туристских судах, и в ней утверждается, что все виды водного туризма (рафтинг, каякинг, сплавы на различных водных судах -плотах, катамаранах, байдарках, каноэ) можно отнести, скорее, к спортивному туризму [11].

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что все три подхода основываются на высокоинтенсивной эксплуатации водных ресурсов, предполагают высокую активность туриста. Сложно спорить, что в такой трактовке водный туризм приближается к спортивному.

Другие эксперты рассматривают водный туризм как часть активного туризма и относят к этой категории продолжительные путешествия на туристских или прогулочных судах с целью отдохнуть, пообщаться с природой и пройти какой-либо определенный маршрут по регионам с прекрасными пейзажами [10].

Примечательно в этом определении понятие «водный туризм» распространяется на путешествия на «прогулочных судах с целью отдохнуть, пообщаться с природой». Это значительно расширяет перечень видов деятельности, которые можно отнести к водному туризму. Развитие туристской деятельности на воде образует множество разнообразных видов туризма. Интересную классификацию регионального водного туризма предложил коллектив авторов [3]:

— по способу организации они выделяли самодеятельный и организованный;

— по продолжительности — выходного дня и многодневный;

— по видам водного туризма — водно-спортивный (водно-моторный, парусный, гребля, водные лыжи), промысловый (охота, рыбалка), круизный (транспортный, экскурсионно-прогулочный, туристский), купально-пляжный и экстремальный (дайвинг и кладоискательство).

Если первые две группировки можно распространить на все виды туризма, то специфическая третья группировка, безусловно, основана на региональных особенностях эксплуатации водных туристских ресурсов. Эксперты ассоциации водного туризма выделяют два основных сегмента водного туризма: центральный и смежные сегменты (рис. 1).

Смежные сегменты спроса

• Пляжный отдых •Зимний водный спорт

• Кэмпинг-туризм у воды

Центральные сегменты спроса

Рыбалка

Байдарки

Серфинг

Дайвинг

Мотолодочный спорт Парусный спорт Туристический яхтинг Хаусботы

Смежные сегменты спроса

Речные круизы Морские круизы Экскурсионный флот Рестораны и гостиницы на воде Корабли-музеи

Рисунок 1 - Сегменты спроса водного туризма [8]

Определенные возражения вызывает отнесение к смежным сегментам круизных услуг. Круизы чаще являются самодостаточным видом отдыха. Рассматривая классификационные подходы к систематизации водного туризма, следует отметить, что авторы объединяют в рамках одной типологии признаки общего и специального характера. Используя этот подход, следует систематизировать предлагаемые типологии водного туризма следующим образом (табл. 1).

Таблица 1 - Обобщенная классификация водного туризма

Общие признаки Вид водного туризма Специальные признаки Вид водного туризма

Географический Региональный Морской

Национальный Ландшафт Речной

Внутренний Озерный

Тип Въездной Полярный

Выездной Цель Спортивный (активный), в т.ч.

Дети с родителями охота

Молодежь рыбалка

Экономически активные парусный

Возраст туристов молодые туристы яхтенно -катерный

Экономически активные Познавательный, в т.ч.

туристы среднего возраста научный

Туристы третьего возраста фототуризм

Категория В пределах страны, в т.ч. внутренний и въездной кинотуризм

Международный (въездной и выездной) туры на места катастроф, сражений, захоронений

Групповой Экстремальный, в т.ч.

Число участников Семейный приключенческий

Индивидуальный дайвинг

Способ организации Организованный каякинг

Неорганизованный, в т.ч. рафтинг

самодеятельный парусный

Срок Краткосрочный Рекреационный, в т.ч. оздоровительный

Общие признаки Вид водного туризма Специальные признаки Вид водного туризма

Среднесрочный экологический

Долгосрочный пляжный

Тип предложения Групповой Развлекательный, в т.ч.

Индивидуальный событийный

Мобильность Активный экзотический

Пассивный концептуальный

Финансирование Коммерческий кладоискательский

Социальный круизный

Интенсивность Постоянный

Сезонный

Размещение Стационарный

Подвижной

В классификации использованы 12 общих критериев, из которых:

— возраст туристов определяет возрастную структуру отдыхающих, что помогает определить состав услуг, оказанию которых должна способствовать соответствующая инфраструктура;

— географический признак связан с протяженностью водной дестинации, следует отметить, что большинство водных маршрутов имеют региональный или межрегиональный характер;

— категория и тип туризма как признаки классификации соответствуют рекомендациям ЮНВТО;

— мобильность определяет возможности туриста к передвижениям во время отдыха;

— способ организации определяет долю услуг, приобретенных с помощью туроператорской деятельности;

— срок пребывания туристов влияет, прежде всего, на требования к услугам размещения;

— тип предложения характеризует структуру предложения туроператоров и турагентов;

— финансирование определяет коммерческую ориентацию водного туризма;

— число участников характеризует спрос на предложения туроператоров и турагентов;

— интенсивность определяет, насколько сильно влияние сезонности;

— размещение означает частоту перемещений туристов во время пребывания в дестинации/на маршруте.

К специальным признакам классификации нами отнесены два - ландшафт и цель туриста. Ландшафт определяет, где, вокруг каких по географическому признаку туристских водных ресурсов, развивается туризм. Цель - признак классификации, по которому наиболее разнообразны виды водного туризма: это и путешествия с наиболее популярной задачей рекреации, познавательными и развлекательными целями, а также спорт и экстрим.

Каждый из упомянутых видов туризма подразумевает формирование инфраструктуры туризма со специфическими элементами. Д.Ф. Василиха утверждает, что региональная инфраструктура туризма представляет собой совокупность материальных объектов, обладающих материальными и нематериальными свойствами, использование которых дает возможность максимально полно удовлетворить потребности туристов и экономики туризма [3].

В связи с этим очевидно, что состав, структура и размещение объектов инфраструктуры водного туризма будут зависеть от совокупности туристскорекреационных видов деятельности, осуществляемых на определенной территории. Причем, приоритетное значение, по нашему мнению, будут иметь виды водного туризма, выделяемые по специальным признакам. Вообще, как позволяет заключить анализ научной и практической литературы, в развитии водного туризма целесообразно выделить четыре сектора, которые представляют его типологию (рис. 2).

Круизный водный туризм - наиболее известный вид путешествий по водным пространствам. Известны морские, речные круизы, круизы познавательного, делового и развлекательного характера. Как правило, круизы осуществляются на достаточно крупных судах, которые нуждаются в соответствующем техническом и бытовом обслуживании в портах захода и на стоянках.

Активный водный туризм также известен и популярен достаточно давно. Следует подчеркнуть, что в последнее время динамично развивается такое его направление, как яхтинг. Развитие маломерного судостроения, повышение уровня и качества жизни населения, а также ряд других предпосылок делают яхтинг все более доступным и популярным видом отдыха. Как показывает практика, яхтинг требует формирования особой береговой причальной инфраструктуры. Наиболее часто она принимает форму марин, где объединяются возможности технического обслуживания, стоянки и/или хранения яхт, торговли, размещения и т. д. Поскольку яхта управляется зачастую не профессиональной командой, то большее значение приобретают вопросы безопасности

плавания и навигации, облегчения различного рода формальностей, особенно в случае использования международных водных путей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

< Круизный ' Г АКТИВНЫЙ 1

•Развл ек,1 тельные •Дайвинг

круизы •Каякинг, рафтинг, пр.

•Кул ьтурно- сплавы

познавательные круизы •Рыбалка & охота

•Экологические круизы •Парусный

•Круизы до места киносъемок, катастроф, •Яхтенно-катерный

^сражений, захоронений^ 1 J

У Ч.

< Событийный ’ < Рекреационный '

•Фестивали, праздники, и •Оздоровительный

пр. •Приключенческий •Пляжный

туризм, вт.ч. кл а д о и ск ател ь ск и й

Рисунок 2 - Типология водного туризма

Круизный и активный водный туризм - классические виды водного туризма, они осуществляются в подавляющем большинстве случаев с использованием плавательных средств и непосредственно на воде. Два оставшихся сегмента - событийный и рекреационный водный туризм предполагают проживание туриста чаще на суше, но в непосредственной близости от воды.

Событийный водный туризм - относительно новое направление развития водного туризма. К этой категории нами отнесено проведение мероприятий различного характера, но связанных с водными туристскими ресурсами или проводящиеся в непосредственной близости к ним. Также сюда включен приключенческий водный туризм, поскольку с организационной точки зрения каждое приключение является объектом тщательного планирования и реализации.

Пляжный и оздоровительный туризм - традиционные виды туризма. Многие исследователи не согласны с отнесением этих видов к категории водного туризма. Однако автор придерживается противоположной позиции, поскольку с точки зрения потребления туристских ресурсов эти виды отдыха наиболее интенсивны. Анализ указанных четырех сегментов водного туризма показывает, что они отличаются интенсивностью

использования водных туристских ресурсов. Активный и круизный относятся к видам туризма, которые интенсивно используют водные туристские ресурсы, в т.ч. для размещения, перемещения, охоты и рыбалки, спортивных занятий. Более того, ряд видов активного туризма предполагает востребованность подводного пространства. Такая высокая интенсивность эксплуатации предполагает не только развитие инженерной инфраструктуры для судов, но и определение предельной нагрузки, мониторинг состояния, мероприятия по защите и сохранению природных водных ресурсов. Пляжный и рекреационный менее интенсивно используют водные пространства. Поэтому основная инфраструктура сосредоточена на береговой линии.

Выделение указанных четырех сегментов водного туризма осуществлено с целью определения особых требований к развитию инфраструктуры водного туризма. Очевидно, что все указанные виды водного туризма обусловливают особые требования к наличию и качеству инфраструктуры, в т.ч. по следующим позициям:

— экологическая чистота, санитарно-гигиеническое состояние воды, состояние дна акваторий и водоемов;

— чистота, комфорт, оборудование пляжей;

— причальная береговая инфраструктура;

— навигационно-гидравлическое обеспечение.

Подчеркнем, что создание подобных условий и удовлетворение указанных требований невозможно без научного сопровождения. Это обстоятельство, а также насыщенность сервисного пространства водного туризма, его географическая локализация обусловливают закономерное спонтанное формирование локальной географической концентрации туристских компаний: гостиниц, марин, услуг проката, при возможности -дайвинга и т.д. Эта концентрация впоследствии становится основой для развития туристских кластеров водного туризма (водных туристских кластеров). Многие эксперты утверждают, что вообще водный туризм предполагает географическую локализацию и концентрацию соответствующих компаний, т. е., по сути, складывается в качестве туристского кластера [12]. Этому способствует необходимость сосредоточения около водных ресурсов объектов причальной инфраструктуры: марин, причалов, яхтенных портов, слипов и пр.

Таким образом, становится возможным определить состав современных подходов к развитию водного туризма и соответствующей инфраструктуры (рис. 3).

Рисунок 3 - Стратегические подходы к развитию инфраструктуры водного туризма

Стратегические подходы к развитию водного туризма и соответствующей инфраструктуры возможно разделить по двум критериям. По критерию принципа организации они делятся на кластерный и комплексный. Реализация кластерного подхода предполагает формирование водного туристского кластера с необходимой инфраструктурой, значимое место в котором занимают научные, исследовательские, образовательные институты. Кластерный подход зачастую реализуется применительно к маршруту и объекту водного туризма, отличается активным брендингом.

Комплексный подход не предполагает целевое формирование кластера. В рамках этого подхода складывается туристско-рекреационный комплекс с преимущественным развитием водного туризма. В этом случае не появляется единый бренд территории, но постепенно дестинация в целом начинает ассоциироваться у туристов с водными направлениями отдыха. Зачастую становится возможным говорить о появлении подкомплекса водного туризма в туристско-рекреационном комплексе региона.

Вне зависимости от выбранного организационного принципа подход к развитию водного туризма может означать высоко- или низкоинтенсивное использование водных природных туристских ресурсов. Сам выбор зависит, прежде всего, от качества водных ресурсов. Следствием такого выбора будет определение туристской специализации и соответствующей инфраструктуры.

Выбор определенного подхода или их сочетания означает формирование на региональном уровне соответствующей инфраструктуры водного туризма.

Литература:

1. Артемьева, О.А., Вапнярская, О.И., Платонова, Н.А. Особенности спроса на туристские продукты, основанные на искусственной аттракции // Маркетинг услуг. - 2010.

- №3.

2. Ахматов, С.В. Геоэкологическая оценка рекреационного потенциала озер бассейна реки Чуя (Горный Алтай): автореф. канд. геогр. наук: 25.00.36. - Томск, 2012.

3. Бузякова, И.В., Бармин, А.Н., Иолин, М.М., Мельникова, Е.А. Оценка аквальных комплексов для развития различных видов водного туризма в Астраханской области // Проблемы региональной экологии и природопользования. Естественные науки.

- 2011. - №2 (35).

4. Василиха, ДФ. Стратегическое управление развитием региональной инфраструктуры туризма: автореф. канд. экон. наук: 08.00.05. - СПб., 2012.

5. Калихман, А.Д., Колчевников, М.Ю. Спортивные походы на плотах. - М.: Физкультура и спорт, 1985.

6. Григорьев, В.Н. Водный туризм. - М.: Профиздат, 1990.

7. Кокина, Ю.В. Комплексная оценка рекреационного потенциала Волжского водного пути для развития круизного туризма: автореф. канд. геогр. наук: 25.00.24. -Нижний Новгород, 2012.

8. Полянский, А.Г. Вопросы рекреационной классификации водных объектов // Проблемы экологии в современном мире в свете учения В. И. Вернадского: материалы Междунар. конф. 3 - 4 июня 2010 г.. - В 2-х т. - Т. 2 / гл. редактор В.М. Юрьев; Администрация Тамб. обл. [и др]. - Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р.Державина, 2010. - С. 202 - 207.

9. Потапов, В. Обзор Европейской индустрии водного туризма. Перспективы России и Липецкого региона [Электронный ресурс]: URL: // www.awtour.ru (дата обращения: 05.04.2014).

10. URL:http://mancompanv.ru/encvclopedia/tourism/types of tourism/detail.php?ELEMENT ID=5184 (дата обращения: 10.02.2014).

11. URL:http://sam-turizm.ru/water-tourism.html (дата обращения: 28.03.2014).

12. URL:http://www.allturportal.ru/vidtur vodn.php (дата обращения: 05.04.2014).

13. Nordin, S. Tourism Clustering & Innovation - Paths to Economic Growth & Development // European Tourism Research Institute/ Mid-Sweden University/ SE-831 25 Ostersund, Sweden; Novell M., Schmitz B., Spencer, T. Networks, Clusters and Innovation in Tourism: the UK Experience // Tourism Management, Vol. 27, 2006.

THE WATER TOURISM INFRASTRUCTURE STRATEGIC DEVELOPMENT METHODS

Puchkin Alexei Mikhailovich, post graduate student of Business Technology tourism and hospitality, pam-work@mail.ru

Russian State University of Tourism and Service Moscow, Russian Federation

Water resources are one of the most famous and required tourist resources. They are a basis of many tourist destinations formation and development. Today the water resources are one of the most attractive categories among the primary tourist resources. Abroad it accumulates a great experience of the difference water tourism type. Russian Federation has great amount of the difference water tourists resources, on this reason, the water tourism is one of the future tourism development trends in various Russian regions. This kind of tourism has a great developing history. During the USSR time the water tourism had a dynamic development as a part of sport tourism. A great role in its developing had played the children sports school of rowing, sailing and other water sports. However, the infrastructure, use to be created, does not correspond to the modern water tourism forms requirements, such as yachting, for example. The water tourism infrastructure development in accordance with the modern technical and technological demands requires the capital capacity projects preparation and implementation. Anyway, the foreign experience shows the water tourism high profitable, as well as its attractiveness for different tourists categories. It exist a lack of domestic studies, connected with water industry development, and realization of a system method to its developing. According to the author opinion, the key aspect is a choise of the strategic method to the water tourism infrastructure. The author regarded the basis strategy methods to the water tourism infrastructure development at the regional level, due to water tourism specification, stipulated for water resources quality and aggregate, within the region or destination limit.

Key words: water tourism, cluster strategy, infrastructure

Reference:

1. Artemeva, O.A., .Vapnyarskaya, O.I., Platonova, N.A. Osobennosti sprosa na turistskie produkty, osnovannye na iskusstvennoi attraktsii // Marketing Services. - 2010. - №3.

2. Ahmatov, S.V. Geoekologicheskaya otsenka rekreatsionnogo potentsiala ozer basseyna reki Chuya (Gorny Altay): avtoref. cand. geogr. nauk: 25.00.36. - Tomsk, 2012.

3. Buzyakova, I.V., Barmin, A.N., .Iolin, M.M., .Melnikova, E.A. Otsenka akvalnyh kompleksov dlja razvitija razlichnuh vidov vodnogo turizma v Astrahanskoy oblasti // Problemy regionalnoy ekologii I prirodopolzovaniya. Estestvennye nauki. - 2011. - №2 (35).

4. Vasiliha, D.F. Strategicheskoe upravlenie Razvitie regionalnoy infrastruktury turizma: Author. cand. ehkon. nauk: 08.00.05. - SPb., 2012.

5. Kalihman, A.D., Kolchevnikov, M.Y. Sportivnye pohody na plotah. - M.: .Fizkultura i sport, 1985.

6. Grigorev, V.N. Vodny turizm. - M.: Profizdat, 1990.

7. Kokina, Y. Kompleksnaya otsenka rekreatsionnogo potentsiala Volzhskogo vodnogo puti dlja razvitija kruiznogo turizma: Author cand. geogr. nauk: 25.00.24. - Nizhny Novgorod 2012.

8. Polyansky, A.G. Voprosy rekreatsionnoy klassifikatsii vodnyh obektov // Problemy ekologii v sovremennom mire v svete ucheniya VI. Vernadskogo: materialy Intern. Conf. 3 - 4 iyunya 2010 - v 2 -h t. - T. 2 / Cl. redaktor VM Yurev; Administratsiya Thumb. region. [and others]. - .Tambov: .Izdatelsky The house TSU. GRDerzhavin, 2010. - S. 202-207.

9. .Potapov, V. Obzor .Evropeyskoy .industrii vodnogo turizma. Perspektivy Rossii i Lipetskogo regiona. [Electronic resource]: URL: // www.awtour.ru (date accessed: 04.05.2014).

10. URL: http: //mancompany.ru/encyclopedia/tourism/types_of_tourism/detail.php?

ELEMENT_ID = 5184 (the date of circulation: 10.02.2014).

11. URL: http: //sam-turizm.ru/water-tourism.html (date accessed: 28.03.2014).

12. URL: http: //www.allturportal.ru/vidtur_vodn.php (date accessed: 04.05.2014).

13. Nordin, S. Tourism Clustering & Innovation - Paths to Economic Growth & Development // European Tourism Research Institute / Mid-Sweden University / SE-831 25 Ostersund, Sweden; Novell M., Schmitz B., Spencer, T. Networks, Clusters and Innovation in Tourism: the UK Experience // Tourism Management, Vol. 27, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.