ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
DEVELOPMENT PROCESSES OPTIMIZATION OF INTERNAL AND ENTRANCE TOURISM IN RUSSIAN FEDERATION
УДК 338.48
ЛАВРОВА Татьяна Анатольевна
профессор кафедры экономической теории и экономической политики Санкт-Петербургского государственного экономического университета, доктор экономических наук, доцент, [email protected]
LAVROVA, Tatyana Anatolievna
Professor at the Economic Theory and Economic Policy Department, the Saint-Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, Associate Professor, [email protected]
Аннотация.
В статье рассмотрены особенности развития внутреннего и въездного туризма, определены основные структурные элементы и характеристики индустрии туризма. Особое внимание уделено вопросам изменения туристских потоков, влиянию внешних и внутренних факторов на развитие туризма и его значение для экономики страны. Рассмотрены показатели развития внутреннего и выездного туризма за период с 2010 по 2014 г. Серьезное внимание уделено характеристике туристско-рекреационных зон Российской Федерации и целевым индикаторам развития въездного и внутреннего туризма на период с 2011 до 2018 г. В статье предложены мероприятия по оптимизации развития туризма в современных условиях.
Ключевые слова: внутренний туризм, въездной туризм, индустрия туризма, туристско-рекреационная зона, оптимизация развития туризма, туристский поток.
Abstract.
The article considers the development features of internal and entrance tourism; it defines basic structural elements and descriptions of the tourism industry. The special attention is payed to the questions of the tourist streams change, to external and internal factors influencing on development of tourism and its value for the economy of the country. It also considers the indexes of development of internal
© Лаврова Т. А., 2016.
and abroad tourism between 2010 and 2014. The article gives special attention to description of tourist-recreational zones of the Russian Federation and to a special purpose indicators of inbound and internal tourism development between 2011 and 2018. This paper offers measures to optimize the tourism development in modern terms.
Key words: domestic tourism, entrance tourism, the tourism industry, tourist and recreational zone, the optimization of the tourism development, tourist flow.
Туризм в настоящее время стал одним из ведущих направлений социально-экономической, культурной и политической деятельности большинства стран мира. В сфере туризма тесно переплетены интересы культуры, транспорта, безопасности, гостиничного бизнеса и многие другие. Для постоянного роста международного туристского потока разрабатываются новые туристские продукты, возводятся новые и реставрируются устаревшие объекты культурно-исторического наследия, развиваются традиционные виды туризма и появляются новые, такие как сельский, экологический, событийный, экстремальный и др. Международный туризм развивается поступательно и достаточно высокими темпами. С развитием туризма увеличиваются и доходы от туристской деятельности.
«За 1980-2014 гг. численность международных туристов увеличилась в 38 раз, а по-
ступления от этого вида услуг возросли почти в 428 раз. В 2014 г. число международных туристических прибытий в мире достигло более 1,1 млрд человек. По прогнозам экспертов UNWTO, количество международных поездок с целью туризма будет с каждым годом увеличиваться и к 2030 г. достигнет около 2 млрд посещений. Для многих стран сфера туризма является крупным источником валютных поступлений» [1, с. 124]. На рисунке 1 представлена динамика доходов от продажи туристских услуг с 2010 до 2014 г. в масштабах мировой экономики.
Как видно из представленной схемы, в 2014 г. выручка от продажи туристских услуг составила 1 234 млрд долл., или 25 % от общего объема экспорта услуг. Следовательно, туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира.
Рисунок 1
Доходы от продажи туристических услуг с 2010 по 2014 г., млрд долл. [1]
Цели туристских путешествий разнообразны, но все цели можно обобщить в пять основных групп по целевому назначению. В таблице 1 представлена структура туристских поездок по целевому назначению.
Таблица 1
Структура международных туристских поездок по целевому назначению
№ п/п Вид туристской поездки Удельный вес, %
1 Поездка с целью отдыха и досуга 52
2 Деловые поездки 14
3 Путешествия с оздоровительными целями 16
4 Поездки для встреч с друзьями и близкими 11
5 Поездки с прочими целями 7
Всего 100
Источник: выполнено автором на основе [2].
Как видно из таблицы 1, в структуре международных туристских поездок 52% приходится на поездки с целью отдыха и досуга, 14% составляют деловые поездки, 16% - это путешествия с оздоровительными целями, 11% - поездки для встреч с друзьями и близкими, 7% составляют поездки с прочими целями [2].
Рассматривая показатели развития международного туризма, создается впечатление, что во всех странах и регионах мира туризм является важнейшим направлением развития экономики. Однако развитие туризма осуществляется неравномерно в результате серьезного влияния внешних и внутренних факторов.
Проанализируем особенности развития туризма в Российской Федерации в условиях санкционного давления и кризисных явлений в экономике. По данным Всемирной туристской организации, Россия занимает одно из ведущих мест в мире в сфере международного туризма.
На рисунке 2 представлена динамика международных прибытий в Россию за 2010-2014 гг.
Из представленных данных видно, что с 2010 г. количество международных прибытий в Россию с каждым годом растет. За 2014 г. Россия приняла более 29 млн иностранных гостей (9-е место в мире). В рейтинге доходов Россия, к сожалению, не вошла в десятку лидеров, заработав 11,8 млрд долл. [3].
Рассматривая особенности развитии туризма в России, стоит отметить, что с «открытием границ» в постсоветское время туристская отрасль в России характеризовалась очень большим размахом выездного туризма, в первую очередь пляжно-оздоровительного и экскурсионного туризма. Ежегодно несколько миллионов граждан России посещали
35 30 25 20 15 10 5 0
2010
2011
2012
2013
2014
Количество туристов,
20,3
22,7
25,7
28,4
29,8
Рисунок 2
Динамика международных прибытий в Россию за 2010-2014 гг., млн чел. [3]
иностранные государства. Курорты Турции (Анталия и др.) и Египта (Шарм-аш-Шейх, Хургада и др.) фактически стали новыми «всероссийскими курортами» вместо ранее популярных Черноморского побережья Кавказа и Крыма, который с 1992 по 2014 г. был в составе Украины. Однако начиная с 2014 г. выездной поток граждан Российской Федерации стал постепенно сокращаться. Сокращение выездного туристского потока было связано с кризисными явлениями в экономике, такими как снижение покупательной способности населения, девальвация рубля, влияние внешних санкций, банкротства ряда туроператорских компаний и ряда других причин. В результате выездной туристский поток стал постепенно сокращаться.
За первые 9 месяцев 2015 г. за границу выехали всего 9,9 млн человек. Для сравнения, за первые 9 месяцев 2014 г. за рубеж с целью туризма выехали 14,6 млн человек. Уменьшение туристического потока составило рекордные 31% [4].
На рисунке 3 представлено количество граждан РФ, выехавших с туристскими целями за рубеж с 2010 по 2014 г.
Как видно из диаграммы, число российских туристов, выезжающих из страны с туристскими целями, стабильно увеличивалось с 2010 г. в среднем на 10% ежегодно и достигло максимального значения в 2013 г., составив 18, 292 млн человек. По данным за 2014 г. можно заметить резкое сокращение выездного туристского потока, который составил 17,6 млн человек, что на 700 тыс. человек, или на 3,4% меньше, чем в 2013 г.
Роль внутреннего туризма в России в результате воздействия внешних и внутренних факторов, таких как снижение платежеспособности населения, изменения курса валюты, закрытие туристских направлений, усиление террористической угрозы, увеличение количества мигрантов в европейских странах, стала возрастать. Также стоит отметить, что на развитие внутреннего туризма повлияло присоединение Крыма к России в 2014 г. Полуостров Крым чрезвычайно богат природными достопримечательностями, историческими памятниками множества народов и эпох, является признанным центром пляжного, спортивного и лечебно-оздоровительного туризма. Как сообщила генеральный директор компа-
Рисунок 3
Количество граждан РФ, выехавших за рубеж на период с 2010 по 2014 г., млн чел. [4]
нии «Travel.ru» Марина Колесник, «в 2010 г. количество внутренних туристов составляло 32,1 млн человек. По итогам 2015 г. рост показателей организованного внутреннего туризма в России достиг 41,5 млн человек» [5].
Следовательно, прирост внутренних туристов за период с 2010 по 2015 г. составил 29,3%. При явном увеличении спроса на услуги внутреннего туризма заметно отстает развитие инфраструктуры индустрии гостеприимства в целом и обновление санаторно-курортного комплекса страны в частности. В настоящее время в России туристская индустрия постоянно совершенствуется, осуществляется строительство современных гостиничных комплексов, разработка новых туристских направлений, новых видов туризма.
В самых живописных и востребованных туристами регионах России создаются туристско-рекреационные зоны, которые предполагают благоприятные условия для организации туристского бизнеса [6]. В таблицах 2-6 представлены основные туристско-рекреационные зоны Российской Федерации и их характеристики.
Согласно утвержденной правительством федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на период 2011-2018 годы» планируется повысить конкурентоспособность отечественного туристского рынка, создать условия для развития туристской инфраструктуры, привлечь инвестиции в отрасль. Мероприятия федеральной целевой программы направлены также на повышение эффективности продвижения национального туристского продукта на внутреннем и международном рынках, совершенствование системы подготовки кадров. Примером тому является г. Сочи, который по результатам проведенной к 0лимпиаде-2014 комплексной модернизации инфраструктуры в прошедшие новогодние каникулы стал одним из абсолютных лидеров России по практически 100-процентной загрузке средств размещения. Также нельзя не принять во внимание то, что одной из важнейших задач федеральной целевой программы по развитию туризма было увеличить до 2018 г. внутренний туристский поток
Таблица 2
Туристско-рекреационная зона «Европейский север»
Название рекреационного района Название территорий, включенных в район Виды туризма
Кольско- Карельский район Мурманская область, Республика Карелия Экологический туризм; охота и рыбалка; спортивный (альпинизм, скалолазание, водный); горнолыжный туризм; туры на снегоходах, оленях и собачьих упряжках; культурно-познавательный (экскурсионный) туризм; морские арктические круизы; приключенческий туризм; сельский туризм
Русский Север Архангельская, Вологодская обл., Республика Коми, Ненецкий АО Культурно-познавательный (экскурсионный) туризм; религиозный туризм; охота и рыбалка; экологический туризм; лечебно-оздоровительный туризм; сельский и этнографический туризм; водный туризм (речные сплавы); речные и морские круизы; событийный и приключенческий туризм
Источник: составлено автором на основе данных [7].
Таблица 3
Туристско-рекреационная зона «Центр»
Название рекреационного района Название территорий, включенных в район Виды туризма
Верхневолжский Тверская, Ярославская, Костромская, Нижегородская, Кировская обл., республики Чувашия, Марий Эл, Культурно-познавательный (экскурсионный) туризм; отдых в пансионатах и на базах отдыха; круизы по реке Волге и яхтинг; охота и рыбалка; лечебно-оздоровительный туризм; религиозный туризм; экологический туризм; спортивный туризм (водные, пешие, конные, велосипедные и лыжные туры); приключенческий туризм; событийный туризм
Западный континентальный Псковская, Новгородская обл. Культурно-познавательный (экскурсионный) туризм; лечебно-оздоровительный туризм; летний и зимний отдых в пансионатах и на базах отдыха; религиозный туризм; экологический туризм; событийный туризм; детский туризм
Западный морской Калининградская обл. Пляжный (рекреационно-оздоровительный) туризм; лечебно-оздоровительный (бальнеологический) туризм; культурно-познавательный (экскурсионный, событийный) туризм; водный туризм; экологический и агротуризм; деловой, конгресс и У1Р-туризм; круизный туризм; комплексные туры с посещением Польши и Литвы
Ленинградский Ленинградская обл. Культурно-познавательный (экскурсионный) туризм; деловой туризм; пляжный отдых на берегу Финского залива; водный туризм (круизный, яхтенно-катерный, дайвинг, походы на байдарках, ялах, рафтах); активные туры (горнолыжный, конный туризм, скалолазание, прыжки с парашюта); лечебно-оздоровительный туризм; охота и рыбалка; сельский туризм; автобусные туры; детский отдых; событийный туризм
Среднее Поволжье Ульяновская, Самарская, Саратовская обл., Республика Татарстан Культурно-познавательный (экскурсионный) туризм; экологический туризм; лечебно-оздоровительный отдых; сельский и этнографический туризм; охота и рыбалка; круизный туризм; религиозный туризм; событийный туризм; спортивный туризм (яхтинг, водный, спелеотуризм, горнолыжный, велосипедный и конный); отдых в пансионатах и на базах отдыха
Уральский Пермская, Свердловская, Оренбургская, Челябинская обл., Республика Башкортостан, Удмуртия Горнолыжный туризм; спелеотуризм; водный туризм; пешеходный туризм; приключенческий туризм; экологический туризм; конный туризм; охота и рыбалка; лечебно-оздоровительный туризм; культурно-познавательный (экскурсионный) туризм
Центральный Город Москва, Московская, Владимирская, Смоленская, Брянская, Калужская, Тульская, Ивановская и Рязанская обл. Культурно-познавательный (экскурсионный) туризм; религиозный туризм; лечебно-оздоровительный туризм; событийный туризм; этнографический туризм; экологический туризм; отдых в санаториях и домах отдыха; спортивный туризм (речные сплавы, велосипедные и конные маршруты, яхтинг и др.); речные круизы (по рекам Оке и Волге); охота и рыбалка; сельский туризм
Источник: составлено автором на основе данных [7].
Таблица 4
Туристско-рекреационная зона «Юг России»
Название рекреационного района Название территорий, включенных в район Виды туризма
Азовский Ростовская обл., Краснодарский край Пляжный туризм; детский туризм; лечебно-оздоровительный туризм; активный отдых на побережье; экологический туризм; культурно-познавательный (экскурсионный)
ГорноКавказский Карачаево-Черкессия, Адыгея, Кабардино-Балкария, Северная Осетия - Алания, Ингушетия, Чеченская Республика и горный район Краснодарского края Горнолыжный туризм; экологический туризм; спортивный туризм (альпинизм, треккинг, дельтапланеризм, конный и водный туризм); лечебно-оздоровительный туризм; приключенческий отдых; культурно-познавательный (экскурсионный) туризм; отдых в лагерях и на базах отдыха; потенциально возможен этнографический
Кавказско-Черноморский Западный Кавказ, Черноморское побережье Краснодарского края Курортно-оздоровительный туризм; пляжный туризм; детский туризм; спортивный туризм (горнолыжный, дельтапланеризм и т. д.); экологический туризм; культурно-познавательный (экскурсионный) туризм; этнографический туризм
Каспийский Побережье Каспийского моря от Сулака до южных границ Республики Дагестан Культурно-познавательный (экскурсионный); пляжный; лечебно-оздоровительный; этнографический; горный туризм и альпинизм
Нижнее Поволжье Астраханская, Волгоградская обл. Экологический туризм; круизы по р. Волге и Дону, прогулки на яхтах; отдых на турбазах и базах отдыха, охота и рыбалка; пляжный отдых; конные маршруты; культурно-познавательный (экскурсионный) туризм
СевероКавказский Ставропольский край, часть Краснодарского края, юг Ростовской обл. Лечебно-оздоровительный туризм; экологический туризм; культурно-познавательный (экскурсионный) туризм; спортивный туризм (горные, водные, пешие конные маршруты); приключенческий туризм; этнографический туризм; охота и рыбалка
Источник: составлено автором на основе данных [7].
до 40 млн человек. Как уже было отмечено, эта В конце 2015 г., в связи с закрытием попу-
задача была выполнена в 2015 г. В таблице 7 представлены основные индикаторы развития внутреннего и въездного туризма за период с 2011 по 2018 г.
лярных у туристов зарубежных туристических направлений, в России появился дополнительный потребительский спрос, удовлетворение которого и является первоочередной задачей
Таблица 5
Туристско-рекреационная зона «Юг Сибири»
Название рекреационного района Название территорий, включенных в район Виды туризма
Амурско-Дальневосточный Амурская область, юг Хабаровского края, Еврейская АО, Приморский край, Сахалинская область с Курильскими островами Экологический туризм; охота и рыбалка; культурно-познавательный (экскурсионный) туризм; лечебно-оздоровительный туризм; активный туризм (сплавы по рекам, дайвинг, серфинг, парашютизм, кайтинг, горные лыжи, сноуборд, конно-спортивный, спелеотуризм); этнографические туры; круизы по р. Амур; детский туризм; комбинированные туры с посещением Китая
Байкальский Иркутская область, Забайкальский край, Республика Бурятия Летний отдых в пансионатах, на турбазах, базах отдыха и в палаточных кемпингах на побережье оз. Байкал; круизы по Байкалу; пляжный отдых; охота и рыбалка; яхтинг и дайвинг; детский отдых; лечебно-оздоровительный туризм; спортивный туризм (водный, пешеходный, горный, спелеотуризм, горнолыжный спорт); экологический туризм; культурно-познавательный (экскурсионный) туризм; этнографический туризм; религиозный туризм; комбинированные туры с посещением Монголии и Китая
Обско-Алтайский Тюменская, Омская, Курганская, Томская, Новосибирская обл., Алтайский край Экологический туризм; культурно-познавательный (экскурсионный) туризм; лечебно-оздоровительный туризм; охота и рыбалка; этнографический туризм; горнолыжный туризм; спортивный туризм (пешие, конные и маршруты на верблюдах, водный туризм, велотуризм, спелеотуризм, альпинизм, туры на снегоходах); приключенческий туризм; летний и зимний отдых в домах отдыха
Саянский Часть Красноярского края, республики Хакасия и Тыва Лечебно-оздоровительный туризм; спортивный туризм (горнолыжный, пешие, водные, конные и спелеологические маршруты); культурно-познавательный (экскурсионный) туризм; экологический туризм; охота и рыбалка
Источник: составлено автором на основе данных [7].
на 2016 г. Для экономики страны целесообразно развивать внутренний и въездной туризм, так как это источник валютных поступлений. Программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018)» предусматривает развитие системы мульти-язычной навигации, информационного обеспечения туристов, оборудование парковок
для туристских автобусов в транспортно-пере-садочных узлах и в непосредственной близости от объектов туристского показа и др.
Основными туристическими направлениями как у российских, так и у иностранных граждан являются столицы - Москва и Санкт-Петербург, а также южные направления -Краснодарский край и Крым.
Таблица 6
Туристско-рекреационная зона «Азиатский Север»
Название рекреационного района Название территорий, включенных в район Виды туризма
Камчатский Камчатский полуостров и Командорские острова Треккинг - пешеходный туризм; восхождения на вулканы и горные вершины; сплавы на рафтах по горным и равнинным рекам, совмещенный со спортивно-любительской рыбалкой; дайвинг; рыболовный туризм и охота; конные туры; этнографические туры в поселения коренных народов Севера; экстремальный горнолыжный туризм, спуски с вулканов с применением вертолетов; экологический туризм - наблюдение природы, флоры и фауны, орнитологические и зоологические туры, фотосафари; туры на собачьих упряжках; вертолетные экскурсии из Петропавловска-Камчатского в Долину гейзеров, к Карымскому вулкану, в природный парк Налычево, облет вулкана Горелый; экскурсии и морские экспедиции на Командорские и Курильские острова
Калымско-Чукотский О. Врангеля Экологический туризм; этнографический туризм; охота и рыбалка; спортивный туризм; морские круизы
Обско-Путоранский Обский (равнинный) и Путоранский (горный) подрайоны экологический туризм; сельский туризм; активный зимний туризм (горнолыжный, сноуборд, кайтинг и др.), спортивный (велосипедный, лыжный, водный, пеший, конный, спелеологический) туризм, авто и мототуры; приключенческий туризм (туры на лошадях, оленьих и собачьих упряжках); лечебно-оздоровительный туризм; культурно-познавательный (экскурсионный) туризм; событийный туризм; этнографический туризм; охота и рыбалка; сбор лесных дикоросов; речные экскурсии и круизы
Якутский Республика Саха (Якутия) Экологический туризм; охота и рыбалка; отдых на базах отдыха; этнографический туризм; событийный туризм; спортивный туризм (водный)
Источник: составлено автором на основе данных [7].
Практически во всех туристических городах России актуальна проблема соотношения цены и качества в сфере размещения. В крупных городах функционируют отели международных операторов, которые предоставляют своим гостям высокий сервис, однако и цены выше среднего. Что касается отечественных гостиниц, их ценовая политика больше до-
ступна населению, но и сервис не на достаточно высоком уровне.
Кроме совершенствования инфраструктуры размещения, необходимо разработать новые интересные маршруты, а также продумать новые виды туризма на территории нашей страны. Россия богата природно-климатическими ресурсами для развития, например,
Таблица 7
Целевые индикаторы развития внутреннего и въездного туризма
№ п/п Наименование индикатора Единица измерения Ожидаемый результат 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
1 Численность граждан РФ, размещенных в коллективных средствах размещения млн чел. 35 31.5 31.9 32.5 33 33.5 34 34.5 35
2 Численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения млн чел. 8,7 4.1 4.6 5.4 6.1 6.7 7.4 8 8.7
3 Площадь номерного фонда коллективных средств размещения тыс. м2 16192 14421 14619 14927 15180 15433 15686 15939 16192
4 Инвестиции в основной капитал средств размещения (гостиницы, места для временного проживания) млн руб. 23815,5 20109 20523 21168 21697.5 22227 22756.5 23286 23815.5
5 Количество койко-мест в коллективных средствах размещения тыс. ед. 1452 1305 1321 1347 1368 1389 1410 1431 1452
6 Количество лиц, работающих в коллективных средствах размещения тыс. чел. 573,5 521 527 536 543.5 551 558.5 566 573.5
7 Количество лиц, работающих в туристских фирмах тыс. чел. 48 41 42 43 44 45 46 47 48
8 Объем платных туристских услуг, оказанных населению млрд руб. 178 101 110 123 134 145 156 167 178
9 Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения млрд руб. 220,5 126 136 153 166.5 180 193.5 207 220.5
О с
ч
ч ф
3
1-Н
■О
о ф
3
(Л
о
(Л о о м
0) 3
о.
т
о о
3
о 3 о"
а
ф <
ф о
тз
3 ф
3
(Л о
о ф
1-Н <
0)
3
о.
1-Н
3-
ф
<
(Л
о
4
3-
ф
(Л о с
1-Н
о"
3
"О
СП <
"О ~1
О т;
о т;
0
1
о
о
"О
I >
ы
IV) о
Источник: [6].
экологического туризма. Популярным видом туризма в последнее время также стал сельский туризм. Иностранным гостям очень полюбился данный вид туризма, поэтому туроператорам стоит активно разрабатывать новые программы сельского туризма в различных регионах России.
Въездной туристский поток в Россию по итогам девяти месяцев 2015 г. стал рекордным за последние семь лет. По данным Рос-стата, Россию за этот период посетили почти 20,7 млн человек, что на 8% больше по сравнению с 2014 г. В десятке стран, граждане которых чаще других указывали «туризм» в качестве цели путешествия в Россию, на первом месте Китай: в 2015 г. - 583,6 тыс. человек. Также в тройке лидеров по этому показателю, как и в 2014 г., - Германия и США (319 и 153 тыс. туристов соответственно). На последующих местах расположились Турция, Израиль, Великобритания, Республика Корея, Италия, Испания и Франция [9].
При этом структура въездных туристских потоков постепенно меняется. Количество путешественников, прибывающих в Россию из стран Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки, растет.
В 2015 г. наибольший прирост относительно аналогичного периода 2014 г. дал Иран, который впервые вошел в топ-20 стран-лидеров международных прибытий в Россию. Количество туристов из Аргентины выросло на 28%, из Тайваня - на 23%, из Китая - на 21%, из Гонконга - на 18%, из Республики Корея -на 13%. Туристический трафик из Европы и Северной Америки, напротив, уменьшается, начиная с середины 2014 г. Так, например, если туристские потоки из Германии, США, Италии в этом году изменились незначительно по сравнению прошлым годом, то снижение трафика из Нидерландов, Чехии, Швеции, Литвы и Дании составило от 20 до 49% [9].
Крупным туристским дестинациям, среди которых Москва, Санкт-Петербург, Казань, Сочи, Крым и др., необходимо принять во внимание, что в последнее время лидирующие позиции по въездному туризму в Россию занимает Китай. Многие сетевые отели уже начали продвигать свои услуги в данном на-
правлении, стали принимать на работу персонал, знающий китайский язык, переводить информационные бюллетени.
Въездной и внутренний туризм в России представлен большим разнообразием его видов. Наиболее активно развиваются экологический, спортивный, экстремальный, горнолыжный, познавательный, деловой, лечебно-оздоровительный, круизный, рыболовный и охотничий, событийный и гастрономический виды туризма. Популярен также индивидуальный и детско-молодежный отдых. Разнообразие ландшафтов позволяет развивать множество видов туризма. У России есть курорты на южном Черном и северном Балтийском морях, что делает ее пригодной для пляжного отдыха, лечения и оздоровления на море. «В настоящее время все больше внимания уделяется развитию услуг лечебно-оздоровительного направления. Одной из современных форм данного направления являются различные БРЛ-услуги БРЛ-центров или фитнес-центров, также вспомогательные услуги в индустрии гостеприимства в виде формирования БРЛ-отелей» [10].
Крайний Север предоставляет уникальный шанс наблюдать воочию северное сияние или отправиться в этнический тур к северным народам знакомиться с их культурой, традициями и обрядами. Наличие гор на нашей территории открывает практически безграничные возможности для всех видов горного туризма, таких как альпинизм, спелеотуризм, различные пешие походы, горнолыжный туризм, дельтопланеризм и т. д. Также достаточно развито курортное лечение в местах, где есть источники минеральных вод.
Полноводные, широкие и протяженные реки Волга, Енисей и Лена просто созданы для организации по ним круизов, рыбной ловли, сплавов на плотах, катамаранах и лодках по бурлящим горным рекам. Моря северо-запада России является одним из направлений нашего круизного туризма. Многочисленные озера, как правило, чисты, очень живописны и привлекают большое количество туристов.
Высокую популярность набирает маршрут «Золотое кольцо», проект которого сейчас является примером успешных инвестиционных
вложений. На данном маршруте расположено порядка 5000 памятников культурного наследия, пятая часть всех музеев России. В Ярославской области будут развивать гастрономический туризм. Пользуется повышенным спросом у туристов уникальный мраморный каньон, находящийся в Рускеалу (Карелия), где можно взять напрокат лодки или заняться дайвингом. Виды уникальных скал, высота которых варьируется от 55 до 600 метров, поразят туриста недалеко от Красноярска в заповеднике «Столбы». Это идеальное место для любителей походов и скалолазания, а также тех, кто изучает флору и фауну. Оружейная столица России - Тула. Обязательны к посещению музей оружия, музей самовара, а в качестве бонуса - поездка в Ясную Поляну.
Как отметил Е. А. Байков в статье «Инновационные аспекты развития культурно-познавательного туризма в современных условиях», «массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны. Одним из важнейших направлений развития туризма является его культурно-познавательный вектор, который отнесен экспертами ООН к наиболее популярным видам туризма на ближайшие 20 лет. Его философия - личное открытие человеком исторических мест и памятников, восприятие великого художественного наследия, эстетическое переживание и духовное обогащение, возвышенное отношение к подлинникам мировой цивилизации» [11, с. 59].
В качестве важнейшей рекомендации по оптимизации развития внутреннего и въездного туризма следует отметить необходимость развития системы государственного регулирования и поддержки туристской деятельности. Для обеспечения эффективного развития системы государственного регулирования и поддержки туристской деятельности в России автором рекомендуется реализация следующих мероприятий:
• совершенствование законодательства в вопросах развития туризма, упрощение визовых процедур, таможенного и пограничного контроля;
• государственное регулирование ценообразования в сфере туризма;
• обеспечение безопасности в сфере туризма, формирование системы обязательного страхования туристов во время путешествий с туристскими целями;
• улучшение качества обслуживания туристов в соответствии с требованиями технических, нормативных, правовых актов и стандартов;
• совершенствование подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере туризма в соответствии с потребностями региональных туристских рынков;
• разработка стратегии экспорта туристских услуг и развитие новых форм международного сотрудничества в сфере туризма;
• разработка рекламно-информационных материалов о туристско-рекреационном потенциале субъектов РФ, издание их массовым тиражом и размещение в сети Интернет;
• участие в крупных российских и международных выставках, проведение презентаций туристских возможностей в различных регионах России, рекламных кампаний в средствах массовой информации;
• создание общей базы данных по туризму, которая содержала бы информацию о турах и экскурсиях, номерном фонде и средствах размещения; привлечение инвестиций для реконструкции и строительства туристских объектов;
• проведение мониторинга регионов страны в интересах углубленного изучения турист-ско-рекреационного потенциала и выявления территорий и объектов туристского интереса;
• расширение перечня и объемов оказания дополнительных услуг;
• применение новых технологий в строительстве туристско-гостиничных комплексов и иных объектов туриндустрии;
• развитие пассажирских перевозок на автомобильном и железнодорожном транспорте.
В заключение можно отметить, что отечественный туризм получает огромный импульс к своему дальнейшему развитию. Однако, несмотря на огромный туристско-рекреационный потенциал, в России доходы от туристской индустрии составляют всего
1,5% от объема ВВП. В настоящее время уже наметилась тенденция к увеличению туристического потока, однако для страны с таким потенциалом это все равно весьма скромные показатели.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что для оптимизации развития внутреннего и въездного туризма в любом отдельно взятом регионе страны, необходимо выявить и в кратчайший период решить основные проблемы, тормозящие процесс совершенствования туризма в России, активизировать процесс развития новых видов и туристских направлений, осуществить корректировку региональ-
ных концепций развития туризма, обеспечить учет мировых практик и опыта в области формирования туристско-рекреационных комплексов, что в итоге позволит сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей экономики. Во многом это связано с экономической и политической ситуацией, также не исключается значение присоединения Крыма и реконструкция Сочи. Федеральное агентство по туризму разработало целую программу по развитию внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации, и ее мероприятия уже начали приносить положительные результаты в области развития туристской индустрии.
Список литературы
1. Статистический ежегодник. UNWTO. International Trade Statistics 2014. С. 124.
2. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 31 мая 2014 года № 941-р. Раздел 2.
3. Статистический ежегодник. UNWTO. Tourism Highlights 2015. С. 6.
4. Официальный сайт Ростуризма. URL: http://www.russiatourism.ru/ (дата обращения: 25.05.16).
5. В России - бум внутреннего туризма. Статья. Компания Travel.ru. URL: http://www. travel.ru/news/2015/08/20/235510.html (дата обращения: 30.05.16).
6. Официальный сайт Федеральные Целевые программы России. URL: http://fcp. economy.gov.ru (дата обращения: 30.05.16).
7. Туризм в России. URL: http://sokolov33.ru/index.php/rekreazija/yugsib-2/ (дата обращения: 30.05.2016).
8. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 г.). URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp. cgi/Fcp/ViewFcp/View/2015/361/ (дата обращения: 31.05.2016).
9. «Россию в 2015 году посетило рекордное число туристов // Деловая газета «Взгляд». URL: http://vz.ru/news/2015/12/22/785263.html/ (дата обращения: 31.05.2016).
10. Лаврова Т. А., Сорвина Т. А. Тенденции и особенности развития предприятий SPA-индустрии // Петербургский экономический журнал. 2015. № 2. С. 92-97.
11. Байков Е. А. Инновационные аспекты развития культурно-познавательного туризма в современных условиях // Петербургский экономический журнал. 2014. № 2. С. 58-65.