Научная статья на тему 'Стратегическое развитие отрасли физической культуры и спорта'

Стратегическое развитие отрасли физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2875
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / МИССИЯ / РЕСУРСЫ / ЦЕЛИ / ЗАДАЧИ / РЕЗУЛЬТАТЫ / СПОРТСООРУЖЕНИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / УСЛУГИ / МЕРОПРИЯТИЯ / РЕКЛАМА / ОПТИМИЗАЦИЯ / СТРАТЕГіЯ / ПЛАНУВАННЯ / УПРАВЛіННЯ / МіСіЯ / РЕСУРСИ / МЕТА / ЗАВДАННЯ / РЕЗУЛЬТАТИ / СПОРТ СПОРУДИ / ФіНАНСУВАННЯ / ПОСЛУГИ / ЗАХОДИ / ОПТИМіЗАЦіЯ / STRATEGY / PLANNING / MANAGEMENT / MISSION / RESOURCES / TARGETS / TASKS / RESULTS / SPORT BUILDINGS / FINANCES / SERVICES / EVENTS / ADVERTISING / OPTIMIZATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иванов А. В., Иванченко Ю. Н.

Для успешного развития отрасли физической культуры и спорта необходима научно обоснованная стратегия развития. Стратегия развития должна учитывать приоритетные направления для всех составляющих отрасли и их особенности. В качестве конкретных мероприятий можно предложить расширение старых и использование новых источников финансирования, расширение сети спортсооружений, привлечение детей и молодежи к занятиям спортом, проведение масштабных социальных программ и акций, реформирование и оптимизация структуры управления отраслью физической культурой и спортом. Завершающим этапом разработки стратегии является внедрение программно-целевого планирования в спортивные организации и отрасль в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The strategy of development of sport and physical culture

The development of sport industry needs scientifically based strategy. This strategy must include the priority directions for all components and their peculiarities. As concrete events we can propose to enlarge old and use new financial sources, increase the quantity of sport buildings, attract children and young people to make physical activity, organize extensive social programs, provide the reforms and optimization of sport industry management. The final step of making the strategy is to introduce the goal-oriented planning into the sport organizations and the sphere of sport and physical culture on the whole.

Текст научной работы на тему «Стратегическое развитие отрасли физической культуры и спорта»

СТРАТЕГИЧЕСКОЕРАЗВИТИЕ ОТРАСЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫИ СПОРТА

Иванов А.В., Иванченко Ю.Н.

Донецкий национальный технический университет

Аннотация. Для успешного развития отрасли физической культуры и спорта необходима научно обоснованная стратегия развития. Стратегия развития должна учитывать приоритетные направления для всех составляющих отрасли и их особенности. В качестве конкретных мероприятий можно предложить расширение старых и использование новых источников финансирования, расширение сети спортсооружений, привлечение детей и молодежи к занятиям спортом, проведение масштабных социальных программ и акций, реформирование и оптимизация структуры управления отраслью физической культурой и спортом. Завершающим этапом разработки стратегии является внедрение программно-целевого планирования в спортивные организации и отрасль в целом.

Ключевые слова: стратегия, планирование, управление, миссия, ресурсы, цели, задачи, результаты, спортсооружения финансирование, услуги, мероприятия, реклама, оптимизация.

Анотація. Іванов О.В., Іванченко Ю.М. Стратегічний розвиток галузі фізичної культури та спорту. Для

успішного розвитку галузі фізичної культури та спорту необхідна обґрунтована з наукової точки зору стратегія розвитку. Стратегія розвитку повинна враховувати пріоритетні напрямки для всіх складових галузі та їх особливості. У якості конкретних заходів можна запропонувати поширення старих та використання нових джерел фінансування, збільшення кількості спортивних споруд залучення дітей та молоді до занять спортом, проведення масштабних соціальних програм і акцій, реформування і оптимізація структури управління галуззю фізичної культури та спорту Кінцевим етапом розробки стратегії є впровадження програмно-цільового планування в спортивні організації та галузь в цілому.

Ключові слова: стратегія, планування, управління, місія, ресурси, мета, завдання, результати, спорт споруди, фінансування, послуги, заходи, реклама, оптимізація.

Annotation. Ivanov A.V., Ivanchenko Y.N. The strategy of development of sport and physical culture.The

development of sport industry needs scientifically based strategy. This strategy must include the priority directions for all components and their peculiarities. As concrete events we can propose to enlarge old and use new financial sources, increase the quantity of sport buildings, attract children and young people to make physical activity, organize extensive social programs, provide the reforms and optimization of sport industry management. The final step of making the strategy is to introduce the goal-oriented planning into the sport organizations and the sphere of sport and physical culture on the whole.

Key words: strategy, planning, management, mission, resources, targets, tasks, results, sport buildings, finances, services, events, advertising, optimization.

Введение.

Значимость развития физической культуры и спорта Украины определяется проблемами в состоянии здоровья нации и необходимостью физического воспитания как элемента национальной безопасности и самостоятельности государства Под физической культуройи спортом мы понимаем всю отрасль народного хозяйства, связанную с предоставлением физкультурно-спортивных услуг, услуг их дополняющих и сопутствующих, спортивных товаров, а также вся совокупность отношений, которая складывается между людьми по поводу потребления физкультурнэспортивных услуг. Всю отрасль физической культурыи спорта можно разделить на три основные составляющие: массовый спорт или спорт для всех, спорт высших достижений и профессиональный спорт.

В связи с тем, что отрасль физической культуры и спорта относительно недавно перешла из государственногосектора в сектор рыночной экономики, то и отечественные исследования ведутся в этом направлении недавно, а, следовательно, пока не имеют под собой прочной методической и научной базы. Поэтому, имеет смысл воспользоваться наработками зарубежных авторов (в частности американских), а также российских исследователей, которые представляют интерес по причине общего спортивного прошлого и очевидного прогресса в спорте России в последнее время. Интересными представляются исследования Р.А. Пилояна, В.В. Кузина, И.И. Переверзина, М.И. Золотова М.Е Кутепова С.И. Гуськоваи других авторов,

имеются наработки как в области государственногоуправления, так и внутреннего менеджмента организаций отрасли физической культурыи спорта.

Работа выполнена по плану НИР Донецкого национального технического университета. Формулирование целей работы.

Целью данной статьи является выделение стратегически важных направлений развития всех составляющих отрасли физической культурыи спорта. Стратегия развития физической культурыи спорта включает в себя несколько компонентов:

1. Формирование миссии - общего, генерального направления деятельности

2. Разработка целей и задач по осуществлению выбранной миссии.

3. Обеспеченность ресурсами для осуществления целей и задач.

4. Определение желаемого результата, конечного состояния

Результаты исследо вания.

Рассмотрим каждую из составляющих стратегии подробней.

Миссия определяет основную цель, то ради чего существует организация. Миссия обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и конкретных задач.

Формулировка миссии для развития сферы физической культурыи спорта должна содержать:

• задачи развития отрасли для всех ее основных составляющих, то есть массового и профессионального спорта, спорта высших достижений;

• задачи по развитию всех основных групп услуг отрасли;

• отражать позицию организаций, функционирующих в отрасли по отношению к внешней среде, потребителям, друг другу.

Миссия должна иметь подробное воплощение в виде перечня целей и задач. Таким образом, миссию отрасли физической культурыи спорта можно сформулировать как «повышение уровня здоровья населения». Это возможно за счет: увеличения количества занимающихся физической культурой и спортом; предоставления разнообразных и доступных всем слоям населения физкультурноспортивных услуг, укрепления материальной базы отрасли (ремонт существующих строительство новых спортсооружений; полноценного финансирование отрасли; повышения квалификации работников занятых в сфере физической культурыи спорта.

Стратегия развития физической культурыи спорта базируется на сочетании успешного роста всех составляющих этой сферы, а именно: массового спорта, спорта высших достижений и профессионального спорта.

В общих чертах для массового спорта стратегические направления развития должны предусматривать увеличение количества занимающихся физической культурой и спортом; привлечение к массовым, регулярным занятиям всех слоев населения, независимо от уровня доходов, социального положения, возраста и др.; повышение общего уровня здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, снижение смертности, повышение рождаемости; популяризация спорта, выработка правильного здорового образа жизни; ориентация молодежи и детей на занятия спортом; увеличение спортивно-оздоровительных центров и клубов до количества, отвечающего потребностям населения; возможность проведения гибкой ценовой политики на предоставляемые физкультурно-оздоровительные услуги; создание сети муниципальных физкультурнооздоровительных клубов; удовлетворение потребностей и интересов населения в области физической культурыи спорта путем предоставления высококачественных и разнообразных физкультурноспортивных услуг.

Для профессионального спорта стратегическими направлениями являются: получение прибыли за счет предоставления зрителям спортивно-зрелищного продукта высокого качества; повышения уровня национальных чемпионатов по видам спорта; участие в международных турнирах и соревнованиях; развитие новых видов спорта, усовершенствование правил проведения соревнований, расширение спортивного календаря.

Для спорта высших достижений стратегия развития заключается в: совершенствовании мастерства спортсменов, завоевание ими наград, установление рекордов и др.; развитии и финансировании на должном уровне детского и юношеского спорта, ведь он является базисом для достижения будущих спортивных успехов; создании благоприятных материальных условий для подготовки действующих спортсменов; развитии новых видов спорта, увеличение количества соревнований; создании социальных программ по защите спортсменов, ветеранов спорта.

После того, как мы определили миссию развития отрасли физической культурыи спорта, цели и задачи, необходимо определить, какие ресурсы необходимы для их осуществления. Можно выделить следующие группы ресурсов [1]:

1. Финансовые ресурсы внутренние включают доходы от реализации товаров и услуг, внереализационные доходы доходы от проведения спортивных мероприятий, прочие внутренние доходы внешние финансирование из государственных муниципальных бюджетов налоговые льготы, спонсорские взносы, добровольные пожертвования, другие внешние источники.

2. Трудовые ресурсы включает подготовкуи переподготовку повышение квалификации различных групп специалистов, задействованных в отрасли физической культурыи спорта.

3. Научно-информационные ресурсы развитие информационных сетей; горизонтальный и вертикальный обмен информацией между физкультурн(-спортивными организациями; проведение международных, национальных, местных конференций, конгрессов, семинаров; проведение научных исследований, укрепление научной базы; накопление статистики, создание базы данных и банка моделей для отрасли; широкое привлечение СМИ к вопросам развития физической культурыи спорта.

4. Основные и оборотные фонды: ремонт и модернизация существующих спортсооружений строительство новых спортсооружений с учетом потребностей населения и достижения среднеевропейских норм; обеспечение необходимым инвентарем, оборудованием экипировкой и другое

Для осуществления стратегии развития физической культуры и спорта могут быть проведены следующие мероприятия, которые разделим на такие приоритетные направления:

1. Рост финансирования отрасли физической культуры и спорта за счет расширения старых и использования новых источников.

Французским министерством молодежи и спорта было проведено исследование источников финансирования и назначений спортивных фондов. В исследовании участвовали 12 стран Европы. В

результате исследования определены пять основных источников финансирования. В общественном секторе: государство через различные министерства, региональные и местные органы власти. В частном секторе: население, корпорации и средства массовой информации. Тенденции прослеживаются следующие: доходы населения являются самым крупным источником финансирования За ним следуют дотации местных органов власти. Государство и корпорации значительно от них отстают. И, кроме того, частное субсидирование является более значимым, чем общественное [2]. Конкретной мерой в этом направлении может стать финансирование сферы физической культуры и спорта за счёт игорного бизнеса. В странах с развитой рыночной экономикойигорный бизнес вообще, и лотереи в частности, на протяжении десятилетий с успехом используются как важнейший источник финансирования развития спорта [3]. Данная практика вполне применима в Украине, где в последнее время растёт число спортивных тотализаторов Задача государства создать законодательную базу и механизм использования спортивных лотерей и тотализаторов на развитие спорта. Повышение доходов можно осуществить за счет использования нетрадиционных источников получения дохода которые становятся все более популярными в США и Европе. В последнее время спортивные менеджеры столкнулись с необходимостью изыскивать новые источники доходов, так как расходы на спорт постоянно растут. В связи с этим появились такие инновационные направления повышения доходов команд [4]:

- покупка лицензии на места (PLS - permanent seat licenses). PLS дает болельщикам право на приобретение сезонных билетов взамен авансового платежа;

- «роскошные) места (LS - luxury seating). LS - это самые предпочтительные места на стадионе, которые как правило включают в себя предоставление дополнительных услуг;

- «именные» права. Крупные корпорации приобретают право на наименование стадионов своим именем;

- корпоративное спонсорство. Явление не новое, однако, в последнее время, получившее новый виток развития, особенно в Европе и Южной Америке. Всплеск активности в инвестировании спорта был инициирован такими крупными транснациональными корпорациями как Nike, Coca-cola и др.;

- лицензирование. Продажа прав фирмам на использование атрибутики лиги или клуба на своей продукции.

Также расширение финансирования возможно за счет привлечения дополнительных инвестиций: со стороны спонсоров; со стороны иностранных инвесторов, что вполне осуществимо в рамках проведения Евро-2012 в Украине

2. Расширения сети спортивных сооружений и доведение их количества до уровня, отвечающего социальным нормам и показателям.

Для формирования сети физкультурноспортивных сооружений соответствующей запросам населения можно воспользоваться алгоритмом, представленным в таблице 1 [5].

Таблица і

Алгоритм определения потребности в спортсооружениях

Этапы Цели

і этап - выработка стратегии развития физической культурыи спорта, постановка приоритетных целей и задач. Определение альтернативных направлений развития, выбор оптимального, разработка конкретных мероприятий по достижению поставленных целей, определение показателей.

2 этап - проведение маркетингового исследования потребностей населения в занятиях спортом. Определение характеристик спроса населения, определение уровня общественного здоровья, определение предпочтений по видам спорта, наличию дополнительных и сопутствующих услуг, качеству, цене, времени и месту предоставления услуг Оценка отношения населения к существующей сети спортивных сооружений мотивирующие и тормозящие факторы для занятий физической активностью.

з этап - составление реестра физкультурно-спортивных организаций, их площадок, оборудования, инвентаря. Определение количественных и качественных показателей существующих физкультурнэспортивных сооружений их принадлежность к ведомствам, определение форм собственности. Характеристика состояния площадок, оборудования и инвентаря, их соответствие санитарным нормам и технике безопасности. Возможность расширения, реконструкции и модернизации Возможности для оказания дополнительных и сопутствующих услуг. Количественная и качественная оценка персонала.

4 этап - выявление соответствия спроса населения и нормативов. Определения влияния пропаганды здорового образа жизни, выявление негативных социальных тенденций. Оценка восприятия различными группами населения занятий физической культуройи спортом. Определение баланса между, потребностями организма в физической активности, спросом, нормативами в сфере физической культурыи существующим предложением

5 этап - анализ соответствия сети спортивных сооружений особенностям экологии, равномерность распределения Корректировка схем размещения физкультурнвспортивных сооружений в соответствии с требованиями экологии, безопасности, спросом. Контроль равномерности распределения спортивных сооружений.

б этап - определение недостатка/избытка спортивных сооружений площадок, их оборудования и инвентаря. Определение приоритетов в развитии сети спортивных сооружений а также территорий для размещения площадок, приобретение/перераспределение инвентаря и оборудования

7 этап - разработка программы строительства, реконструкции, модернизации муниципальных спортсооружений и стимулирование инвестиционной активности в отрасли. Создание благоприятных условий для формирования отвечающей требованиям населения сети физкультурнв спортивных сооружений для организованных и неорганизованных занятий спортом при взаимодействии государственногои частного секторов рынка физкультурнвспортивных услуг. Мотивация и поддержка частной инициативы, создание благоприятного инвестиционного климата.

Необходимовести учет спортивных сооружений по следующим показателям:

• показатели площадей физкультурнвспортивных сооружений на 10 тыс. населения;

• показатели обеспеченности населения в физкультурнвспортивных сооружения?;

• единовременная пропускная способность;

• необходимые площади материально-спортивной базы на 10 тыс. населения по трем основным типам спортсооружений: спортивные залы, плоскостные сооружения, плавательные бассейны.

Используя данные полученной площади определенного типа спортивного сооружения и его среднего размера (спортивный зал - 400 кв.м., плавательный бассейн - 200 кв.м., плоскостные сооружения - 540 кв.м.), определяется количество спортивных сооружений необходимое городу для обеспечения минимальной двигательной активности населения:

Е = Ч*Н/10 000, где

Е - единовременная пропускная способность физкультурноспортивных сооружений для обеспечения минимальной активности населения;

Ч - численность населения города;

Н - норматив единовременной пропускной способности

3.Привлечение детей и молодежи к занятиям физической культурой и спортом

Как уже говорилось в предыдущих разделах, особое внимание должно уделяться детскому и юношескому спорту, который закладывает моральные и физические основы для дальнейшего правильного и здорового образа жизни и передачи ценностей спорта следующим поколениям Одним из действенных приемов привлечения детей и молодежи к занятиям спортом является увеличение учебной нагрузки по предмету «Физическое воспитание» в образовательных учреждениях всех уровней, а также введение факультативных занятий по видам спорта. Но вопрос учебной нагрузки - это лишь часть глобальной проблемы физического воспитания в учебных заведениях Украины Спортивные здания и сооружения принадлежащие школам и вузам, в подавляющем большинстве требуют капитального ремонта и реконструкции. Отсутствует законодательная база для создания спортивных клубов при высших учебных заведениях. К сожалению, организационно-законодательный хаос в области студенческогоспорта происходит на фоне резкого ухудшения состояния здоровья детей и молодёжи К примеру, в Донецком национальном техническом университете число студентов обучавшихся в специальных медицинских группах кафедры физвоспитания и спорта за период с 1990-1991 по 2002-2003 гг. выросло с 239 до 1108 человек, а освобождённых по справкам ВКК с 74 до 157 человек. Исходя из вышесказанного логично реализация следующего стратегического направления развития физической ку льтурыи спорта.

4. Социальные программы, реклама.

Г осударство должно проводить согласованные и направленные на повышение уровня здоровья населения социальные программы. Необходима постоянная социальная реклама физической культуры и спорта как средств борьбы с болезнями и вредными привычками, средств достижения физической привлекательности и гармонии с самим собой, средств проявления спортивных способностей и талантов, самоутверждения и реализации лидерских качеств. Также необходимо внедрение программ по привлечению к занятиям всех половозрастных и социальных групп населения. Необходимы программы по поддержке инвалидов и ветеранов спорта. Рассмотрим зарубежный образец создания подобных программ. Так, по инициативе французского правительства в 1975г. был создан национальный центр подготовки (ИНСЕП), где проходят круглогодичнуюцентрализованную подготовку 953 спортсмена национальной сборной команды по 23 видам спорта. Спортсмены тренируются в условиях олимпийского лагеря 25-30 часов в неделю так же, как в наших училищах олимпийского резерва (УОР), с тем отличием, что УОР дают только среднее образование, а в ИНСЕП высшее, то есть спортсмены получают ещё и профессию. При этом планом подготовки каждого спортсмена предусматривается обучение медицинское обеспечение социальные условия и лишь затем -режим тренировочного процесса [6]. Подобный опыт, адаптированный к нашим современным условиям, может быть с успехом применён на уровне страны, региона и города.

5.Оптимизация структуры управления отраслью. Усиление роли муниципалитетов в управлении отраслью физической культуры и спорта.

Как уже говорилось выше, существующая структура управления не является оптимальной в силу ряда объективных факторов Так, например, российские специалисты Р. А. Пилоян и А. Д. Суханов в своей статье

«Модель раздельного управления спортом для всех и спортом высших результатов» предлагают управление этими двумя сферами спорта возложить на различные государственные органы, что повысило бы эффективность управления каждой сферой за счет концентрации усилий и средств [7]. Идея представляется вполне прогрессивной. Тем более, что исследования, проведенные на базе регрессионного анализа подтверждают, что цели развития массового спорта и спорта высших результатов в рамках одной организации являются взаимоисключающими. Поэтому представляется целесообразным применение структуры раздельного управления спортом, но с поправками и дополнениями на украинскую действительность

Также международной тенденцией является усиление роли муниципалитетов в развитии сферы физической культурыи спорта. Именно местные органы власти должны отвечать за развитие сети спортивных сооруженийи др. Зарубежный опыт доказывает, что такая схема работает очень эффективно. Сегодня тяжело найти европейскую страну, где бы муниципалитеты не занимались осуществлением на своей территории соответствующей политики в области физической культурыи спорта. Это является следствием не только принятых местным правительством законодательных актов, а и эволюции общества, что все больше склоняется к активному и здоровому образу жизни. Велика роль муниципальных органов в финансировании физической культуры и спорта. По нашему мнению средства, которые выделяются из государственного бюджета должны идти на содержание государственных спортивных органов, проведение спортивных мероприятий национального и международного масштаба, строительство сооружений национального значения, подготовку кадров, проведение научно-исследовательской деятельности. Средства же местных органов власти надо тратить на развитие спорта для всех, частично на спорт высших достижений, строительство и эксплуатацию спортивных сооружений муниципального значения. На данный момент местные органы власти не имеют финансового фундамента для воплощения подобных финансовых схем в жизнь. Именно в таком положении необходимо четкое распределение направлений финансирования и зон ответственности разных органов управления сферой физической культуры и спорта, которое может быть обеспечено при модели раздельного управления спортом. То есть, правильная структура власти будет источником правильного финансирования, когда оба направления спорта, и массовый и спорт высших достижений, будут управляться соответствующими органами, которые будут ставить перед ними адекватные задачи и цели и финансировать их согласно этим целям.

Выводы.

Универсальным методом стратегического управления развитием отрасли физической культуры и спорта является, на наш взгляд, внедрение программно-целевого планирования в спортивные организации и отрасль в целом. Целевая комплексная программа развития физической культурыи спорта представляет собой документ, содержащий комплекс взаимосвязанных плановых заданий и программно-методических, организационных и социально-экономических мероприятий, согласованных по исполнителям, ресурсам и срокам, реализация которых обеспечивает эффективное решение приоритетных проблем развития физической культурыи спорта [8].

Рекомендуется внедрить программно-целевое планирование во всех физкультурноспортивных организациях, объединенные целевые комплексные программы которых решали бы задачи, поставленные в целевой комплексной программе города, региона, страны в целом: комплексное развитие физической культурыи спорта; подготовкаквалифицированных спортсменов; физическое воспитание детей и молодежи; подготовка трудоустройствои повышение квалификации физкультурныхкадров; научные исследования по важнейшим проблемам физической культуры и спорта, расширение информационной базы, программнометодическое обеспечение

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем стратегического развития отрасли физической культурыи спорта.

Литература

2. Золотов М.И. Экономика массового спорта / М.: Физическая культура 2005г.

3. Бюллетень спортивной информации "Клиринг Хаус"

4. Кузин В.В., Золотов М.И., Кутепов М.Е. Возможности финансирования спорта за счет игорного бизнеса // Теория и практика физической культуры - 1999г. - №4.

5. Lisa Pike Masteralexis “Principles and practice of sport management”, An Aspen Publication, Gaithersburg, Maryland, 1998.

6. Золотов М., Платонова Н., Вапнярская О. Экономика массового спорта под редакцией В. Кузина, М: Физическая культура, 2005.

7. Савин В.Н. Родословная французской модели // Спорт для всех. - 1996г. - №1-2.

8. Пилоян Р. А. Модель раздельного управления спортом для всех и спортом высших результатов / Т еория и практика физической культуры - 1999. - N 12. - с. 26,39-42.

9. Переверзин И.И. Искусство спортивного менеджмента, М: Советский спорт, 2004

Поступила в редакцию 03.04.2008г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.