Научная статья на тему 'Направления совершенствования стратегического планирования в сфере физической культуры и спорта в рыночных условиях'

Направления совершенствования стратегического планирования в сфере физической культуры и спорта в рыночных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1392
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СФЕРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / УСЛУГИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ХАРАКТЕРА / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / STRATEGIC PLANNING / DIRECTIONS OF PERFECTION / SPORTS SPHERE / THE PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ротенберг Роман Борисович

Раскрыты основные теоретические положения и направления совершенствования процесса стратегического планирования деятельности субъектов хозяйствования в сфере физической культуры и спорта в современных экономических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIRECTIONS OF PERFECTION OF STRATEGIC PLANNING PROCESS IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS SPHERE

The article describe the theoretical bases and directions of perfection of strategic planning of physical culture and sports organizations economical and social activity in the modern economical situation.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования стратегического планирования в сфере физической культуры и спорта в рыночных условиях»

УДК 333.02.005.51:796/799

Р.Б. РОТЕНБЕРГ

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

Ключевые слова: стратегическое планирование, сфера физической культуры и спорта, услуги физкультурно-спортивного характера, физкультурно-спортивные организации.

Раскрыты основные теоретические положения и направления совершенствования процесса стратегического планирования деятельности субъектов хозяйствования в сфере физической культуры и спорта в современных экономических условиях.

R.B. ROTENBERG

THE DIRECTIONS OF PERFECTION OF STRATEGIC PLANNING PROCESS IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS SPHERE

Key words: strategic planning, directions of perfection, sports sphere, the physical culture and sports organizations.

The article describe the theoretical bases and directions of perfection of strategic planning of physical culture and sports organizations economical and social activity in the modern economical situation.

В современных экономических условиях эффективное управление деятельностью субъектов хозяйствования различных составляющих народнохозяйственного комплекса включает как оперативные реакции на текущее изменение их окружения, так и стратегическое видение сферы деятельности рассматриваемых организаций в процессе дальнейшего развития. Это, в свою очередь, требует формирования определенного плана действий на стратегическую перспективу, позволяющего хозяйствующему субъекту стабилизировать свое функционирование в настоящее время, определить направления развития в будущем, а также в некоторой степени сгладить возможные негативные воздействия факторов внешней среды.

Специалисты в своих работах, посвященных повышению эффективности субъектов хозяйствования сферы услуг, указывают, что стратегическое планирование является неотъемлемой составляющей управления, однако общепризнанной сущностной трактовки данного управленческого процесса в настоящий момент не существует [1]. Ряд экономистов указывает, что стратегическое планирование должно осуществляться посредством выделения деятельности субъекта управления по формированию плана действий в стратегической перспективе развития организации, в процессе реализации которого обеспечивается оптимальное распределение и использование материальных, трудовых, финансовых ресурсов, с наименьшими издержками. Другие исследователи понимают под стратегическим планированием не только составление, но и реализацию комплекса или программы мер, ориентируясь, в основном, не на затраты и издержки, а на полученные результаты. На наш взгляд, необходимость оценки как затрат на реализацию управленческих воздействий, так и их результативности в долгосрочной перспективе позволяет охарактеризовать стратегическое планирование как системный механизм управления организацией на стратегическом уровне, который представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения при условии рационального использования имеющихся в распоряжении субъекта хозяйствования материально-технических, финансовых, трудовых и временных ресурсов.

При этом, по нашему мнению, одним из условий повышения эффективности функционирования хозяйствующих субъектов сферы физической культуры и спорта является разработка стратегического плана управления организациями

рассматриваемой структурной составляющей социальной сферы на основе рыночных инструментов, позволяющей рационализировать процесс текущей деятельности и перспективного развития организационно-правовых структур. Автор отмечает, что стратегическое планирование деятельности объектов рассматриваемого отраслевого комплекса осуществляется посредством планирования мероприятий в рамках выбранной для данного вида организаций стратегии развития на рынке услуг физкультурно-спортивного характера.

Формирование стратегического плана должно быть ориентировано на достижение определенных показателей объема оказания услуг физической культуры и спорта населению, рост уровня конкурентоспособности организаций рассматриваемого отраслевого комплекса, вследствие чего субъекты хозяйствования и составляющие инфраструктуры могут преодолеть сложившиеся в настоящее время негативные тенденции в процессе своей деятельности на основе повышения качества обслуживания населения, обеспечения стабильного рост объемов реализации физкультурно-спортивных услуг в стратегической перспективе.

В процессе формирования стратегического плана организациями сферы физической культуры и спорта в условиях рынка включенные в него процессы текущего, среднесрочного и долгосрочного планирования необходимо скоординировать таким образом, чтобы они подчинялись единой целевой ориентации деятельности субъекта хозяйствования в долгосрочной перспективе. Автор отмечает целесообразность установки сроков реализации стратегических планов не менее чем пять лет, что требует от субъекта управления адекватной оценки рыночной ситуации в перспективе. При этом необходимо отметить, что стратегический план на основе использования рыночных инструментов в данной структурной составляющей сферы услуг должен обеспечивать не только рост экономических показателей развития физкультурно-спортивных организаций, но и достижение ими определенной социальной эффективности, в том числе посредством развития данного отраслевого комплекса на национальном уровне.

По мнению автора, в процессе разработки рационального плана на стратегическом уровне в современных условиях хозяйствования обоснованными представляются модификация структур управления организациями отрасли, адаптация их к применению рыночных инструментов хозяйствования. Однако используемые в настоящее время организационные структуры хозяйствующих субъектов физической культуры и спорта не дают возможности полноценно реализовать имеющийся потенциал и привлекать новые ресурсы, прежде всего финансовые. Новые условия функционирования требуют изменения структур управления, переориентации их на использование рыночных способов хозяйствования при повышении эффективности развития учреждений сферы физкультурно-спортивных услуг.

В современных условиях функционирования национальной экономической системы организациям отрасли действенный стратегический план необходим не столько для развития, сколько для выживания и должен быть представлен набором разнообразных мер и процедур воздействия, способствующих достижению поставленных перед физкультурно-спортивными организациями целей, адекватных сложившейся экономической ситуации. На взгляд автора, такой план развития для организаций рассматриваемого отраслевого комплекса, ведущих свою деятельность на рынке услуг физкультурно-спортивной направленности с разнообразной спецификой деятельности, различиями в состоянии материальнотехнической базы и финансовой устойчивости, с содержательной стороны представляет собой не только последовательность определенных мероприятий, но и их взаимосвязь и взаимодействие, способствующие повышению эффективности функционирования субъекта хозяйствования.

По мнению автора, формируемый стратегический план развития хозяйствующих субъектов на рынке услуг физкультурно-спортивного характера должен быть основан на ряде принципов.

Во-первых, необходимо рациональное сочетание стратегического, тактического и оперативного планирования деятельности субъекта хозяйствования в сфере физической культуры и спорта, подразумевающее разграничение и определение масштабов, сроков проведения, а также соответствующих исполнителей и ответственных за реализацию планируемых мероприятий.

Во-вторых, совершенствование процесса стратегического планирования неотъемлемым образом должно быть взаимосвязано с прогнозированием социально-экономических процессов в сфере физической культуры и спорта на микро- и макроэкономическом уровнях. Это дает возможность сформировать адекватные долгосрочные цели предприятия в целом и рационально сориентировать деятельность его подразделений на основе оценки демографических изменений на целевом рынке, динамики цен на услуги физкультурно-спортивной направленности и сопутствующие им товары, обеспечить интеграцию других отраслевых комплексов сферы услуг.

В-третьих, требуется мониторинг стратегического плана посредством использования показателей экономической и социальной эффективности. Данное направление совершенствования управления взаимосвязано с первым принципом, так как индикаторы стратегического плана необходимо в значительной степени конкретизировать при переходе на тактический и оперативный урони планирования.

Рассматривая показатели социально-экономического характера, отметим, что их целесообразно разделить на несколько групп. Первую группу показателей, по нашему мнению, можно охарактеризовать как объемные и нормативные показатели материального, финансового и трудового обеспечения физкультурно-спортивных организаций, например, такие, как сумма средств, выделяемых из государственного бюджета либо бюджета предприятия для развития хозяйствующих субъектов рассматриваемой отрасли.

Формируя вторую группу индикаторов эффективности, отметим, что они характеризуют экономическую сторону деятельности субъектов хозяйствования физической культуры и спорта. В зависимости от назначения такие показатели могут быть плановые и фактические, при этом они подразделяются на натуральные и стоимостные. Натуральными показателями можно признать такие, как площади спортивных залов, длина беговых дорожек, плавательных бассейнов, наличие того или иного количества тренажеров и прочее. К стоимостным показателям функционирования следует отнести балансовую стоимость оборудования физкультурно-спортивной организации, размер ее доходов и прибыли.

Отметим, что показатели также целесообразно разделить на количественные и качественные. Например, к качественным показателям следует отнести те, которые отражают общие результаты функционирования субъектов хозяйствования отрасли, характеризуют степень эффективности использования основных и оборотных средств рассматриваемых хозяйствующих субъектов. К ним можно отнести, например, пропускную способность или заполняемость (в зависимости от специфики деятельности) организаций отрасли. Целесообразно разделить показатели данной группы на директивные и расчетные: директивные показатели утверждаются вышестоящей инстанцией (в случае государственного управления хозяйствующим субъектом) либо на уровне руководства субъектов хозяйствования сферы физической культуры и спорта, к ним можно отнести такие показатели, как объем капиталовложений из централизованных фондов, фонд заработной платы, плановую прибыль; расчетные индикаторы используются для обоснования планов и контроля эффективности функционирования физкультурно-спортивных предприятий и учреждений.

Следующая группа социально-экономических показателей, на наш взгляд, характеризует экономическую и социальную отдачу функционирования организаций отрасли, то, как их функционирование влияет на снижение заболеваемости населения, рост производительности труда, на экономику физической культуры и спорта региона и страны в целом. По нашему мнению, при принятии решений в процессе стратегического планирования, в настоящее время указанные показатели находят ограниченное применение. Отметим, что для перспективного развития сферы услуг Российской Федерации в целом данная группа показателей будет являться основной и, как следствие, требующей постоянного мониторинга со стороны как руководства субъектов хозяйствования, так и органов государственного управления.

Автор считает, что все указанные показатели находятся во взаимозависимости, что позволяет судить о степени социальной и экономической эффективности функционирования физкультурно-оздоровительных и спортивнозрелищных предприятий только при их комплексном использовании, что, в свою очередь, требует создания системы мониторинга индикаторов в рассматриваемой структурной составляющей социальной сферы.

В-четвертых, рыночные условия хозяйствования подразумевают активное использование комплекса маркетинговых средств в процессе планирования и реализации стратегии развития организации в сфере физической культуры и спорта. Отметим, что согласованность планирования и маркетинга в процессе управления субъектами хозяйствования, реализующих населению услуги физкультурно-спортивного характера, требует принятия управленческих решений с учетом не только запросов целевых потребителей, но и долговременных интересов общества. На наш взгляд, такая согласованность реализуется путем определения различных групп потребителей, отражающих многообразие их интересов и потребностей в услугах физкультурно-спортивных организаций. Согласно представлениям автора, услуги данных субъектов хозяйствования имеют различную социальную значимость. Поэтому в процессе стратегического планирования требуется учитывать различные направления развития их деятельности в современных условиях, которые определяются возможностями осуществления предприятиями физкультурно-спортивного сегмента сферы услуг мероприятий как социально значимых, так и ориентированных на получение прибыли.

При этом, на наш взгляд, несмотря на то, что представленные принципы позволят субъекту управления в значительной степени повысить эффективность всех видов планирования деятельности организаций в рассматриваемой структурной составляющей национальной экономики они будут недостаточно эффективны без использования современных рыночных инструментов в процессе социально-экономического развития.

Отметим, что при рационализации стратегического планирования необходима ориентация не только на ресурсные возможности субъекта хозяйствования, но и учет влияния совокупности факторов внешней среды, которые оказывают на него воздействие в процессе реализации услуг физкультурно-спортивного характера. К ним необходимо отнести конкурентов хозяйствующих субъектов сферы физической культуры и спорта на рынке спортивно-зрелищных и физкультурнооздоровительных услуг, которыми являются различные организации, предоставляющие услуги рассматриваемого вида, при этом в зависимости от выбранной стратегии развития хозяйствующего субъекта их влияние может быть различным. При реализации активной и масштабной стратегии захвата целевых рынков услуг физкультурно-спортивной направленности конкурирующие предприятия будут воздействовать на деятельность субъекта управления в большей степени, тогда как при планировании и последующем выполнении стратегии выживания, актуальной для многих организаций отрасли в настоящее время, процесс реализации

услуг ограниченной номенклатуры на определенном сегменте рынка будет менее подвержен воздействию остальных участников рынка.

Анализируя такой компонент внешней среды, как поставщики, необходимо отметить, что они будут играть значительную роль в деятельности субъектов хозяйствования отрасли, так как процесс реализации услуг в большой степени зависит от регулярности поставок и соблюдения планируемых объемов поставок ресурсов, особенно топливно-энергетических и других, которые непосредственно обеспечивают процесс реализации услуг населению, а также от степени определенности информации в области затрат на данные поставки, оказывающие влияние на функционирование предприятий в сфере физической культуры и спорта.

На наш взгляд, в рассматриваемой подсистеме национальной экономики необходим мониторинг воздействия демографических факторов, который требуется в связи с тем, что их влияние определяет структуру потенциальных и реальных потребителей физкультурно-спортивных услуг. Кроме того, также оказывают воздействие на потребительские предпочтения в сфере услуг физкультурно-спортивного характера и возможности хозяйствующих субъектов в области их реализации географические факторы, так как природные условия могут не позволить реализовать ряд услуг населению.

В процессе анализа внешней среды выделим технико-технологических факторы, формирующие представление о современных механизмах реализации услуг физической культуры и спорта и характеризующиеся применением передовых технологий при реализации комплекса услуг физкультурно-спортивных организаций. Отметим, что эта группа факторов непосредственным образом влияет на формирование плановых критериев оценки качества услуг. Автор считает целесообразным указать, что требуется максимально подробно изучить воздействие социально-культурных факторов, которые оказывают значительное влияние на особенности физкультурно-спортивных услуг, создаваемых и используемых населением различных территориальных образований. При этом необходима оценка влияния федеральных, региональных и местных органов управления сферой физической культуры и спорта. Законодательная база в области взаимодействия данных органов управления и хозяйствующих субъектов физкультурно-спортивного характера определяет возможности их стратегического развития при реализации новых видов услуг.

Проводя анализ экономических факторов в секторе физкультурно-спортивных услуг, отметим, что они влияют на объемы реализации услуг данной категории и эффективность стратегических мер организационно-экономической деятельности хозяйствующих субъектов на рынке. Выделим также налоговое и финансово-инвестиционное законодательство в сфере услуг физической культуры и спорта, которое оказывает значительное воздействие на формирование финансовой и производственной ресурсной базы организаций отрасли, что непосредственным образом влияет на саму стратегию их развития на основе рыночных инструментов, требующую определенных финансовых средств, и, как следствие, возможности стратегического планирования затрат и прибыли предприятий данной подсистемы социальной сферы.

Рассматривая политические и международные факторы, формирующие отношение общества к физкультурно-спортивным услугам и характеризующие состояние рынка данных услуг в мире, отметим, что они определяют основные тенденции развития сферы потребления физической культуры и спорта в целом, что требует от руководства субъектов хозяйствования отрасли в процессе стратегического планирования ориентироваться на данные тенденции, предлагать потребителям услуги, адекватные запросам потребителей.

Отметим, что наряду с влиянием указанных компонентов внешней среды эффективная реализация сформированных планов развития хозяйствующих

субъектов в сфере физической культуры и спорта стратегического, тактического и оперативного уровней невозможна без повышения эффективности механизмов обеспечения их финансовыми ресурсами. По нашему мнению, действующие в Российской Федерации механизмы инвестирования средств в рассматриваемой структурной составляющей национальной экономики недостаточно эффективны, при этом нерациональное расходование имеющихся в распоряжении физкультурно-спортивных организаций финансовых ресурсов по причине недостаточно эффективного использования рыночных инструментов в процессе производства и реализации услуг спортивно-зрелищного и физкультурно-оздоровительного характера, а также сопутствующих им товаров в еще большей степени оказывает негативное влияние на развитие организаций рассматриваемой подсистемы национальной экономики в долгосрочной перспективе.

Таким образом, рационализация стратегического планирования деятельности организаций рассматриваемой структурной составляющей народнохозяйственного комплекса должна быть основана на формировании эффективной стратегии их развития, включающей в себя повышение экономической и социальной результативности функционирования хозяйствующих субъектов в сфере физической культуры и спорта в условиях рынка на основе ряда принципов перспективного развития, мониторинга разнонаправленных факторов внешней среды, а также расширенного использования рыночных инструментов в процессе последующей реализации стратегических планов.

Литература

1. Андреева Г.Н. Стратегическое планирование и оптимизация экономического результата деятельности отраслевой составляющей сферы услуг / Г.Н. Андреева // Вестник Чувашского университета. 2008. № 1. С. 355-360.

РОТЕНБЕРГ РОМАН БОРИСОВИЧ - соискатель ученой степени кандидата экономи-ческх наук, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Россия, Санкт-Петербург (fau@gukit.ru).

ROTENBERG ROMAN BORISOVICH - competitor of scientific degree of Economic Sciences candidate, St. Petersburg State University of Film and Television, Russia, St. Petersburg.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.