НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Серия филосоФия- Социология. Право.
ЩШ 2015. № 2 (199). Выпуск 31
УДК 796.062
СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ КОМПЛЕКСОВ
В статье обосновывается необходимость технологизации управления устойчивым развитием современных многофункциональных спортивных комплексов. Определяются тенденции развития отрасли физической культуры и спорта, а также проблемы, возникающие в процессе деятельности спортивных комплексов. Предлагается комплекс социальных технологий управления устойчивым развитием многофункциональных спортивных комплексов, включающий несколько смысловых блоков: технологии конструирования «образа будущего», технологии текущего функционирования, технологии рефлексии.
Ключевые слова: социальные технологии, технологизация управления, многофункциональный спортивный комплекс, физическая культура и спорт.
В настоящее время развитие сферы физической культуры и спорта рассматривается в качестве одного из важнейших направлений государственной социальной политики в России. В его общем контексте упор делается, прежде всего, на массовый, а не на элитный спорт. Даже при организации и проведении мега-мероприятий, связанных со спортом высших достижений, организаторы во главу угла ставят влияние мега-событий на популяризацию здорового образа жизни в целом и физической активности в частности, развитие инфраструктуры общественного пользования и создание долгосрочного наследия для всех1.
Для решения этих задач, в свою очередь, необходимо не только расширение сети объектов спортивной инфраструктуры, но и совершенствование практики менеджмента в существующих организациях спортивного профиля, образовательных учреждениях спортивной направленности, а также обеспечение устойчивого функционирования и развития существующих объектов спорта и спортивных сооружений, и прежде всего комплексных. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, развитие спортивно-оздоровительной инфраструктуры наиболее эффективно происходит именно в рамках современных многофункциональных спортивных комплексов. Строительство таких сооружений позволяет создать условия для наиболее полноценного и комплексного удовлетворения потребностей населения в услугах физической культуры и спорта.
В соответствии с современным Общероссийским классификатором объектов спорта, разработанным Министерством спорта РФ, многофункциональный спортивный комплекс - это объект спорта, имеющий в своём составе две и более спортивные зоны для занятий физической культурой и спортом. Наиболее характерным является наличие в комплексном объекте таких зон, как бассейн плавательный, площадка ледовая, зал спортивный универсальный2.
Современный многофункциональный спортивный комплекс независимо от организационно-правовой формы и формы собственности следует рассматривать как субъект хозяйствования и определенный пространственно-физический объект, где непосредственно проводятся практические занятия физической культурой и спортом; осуществляется специфический вид менеджмента, обеспечивающий функционирование и развитие спортивного сооружения, ведется экономическая деятельность по предоставлению по-
1 См. подробнее: Верхунова М.С. Устойчивое развитие и спорт: две стороны одной медали // Бюллетень Института устойчивого развития Общественной палаты РФ «На пути к устойчивому развитию России». 2013. № 63. С. 4.
2 Классификатор объектов спорта. URL: http://www.minsport.gov.rU/activities/economy/5/i726/ (дата обращения 20.12.2014).
В.В. КРИВЧЕНКОВ
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
e-mail: [email protected]
Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 2 (199). Выпуск 31
требителю соответствующих услуг. В то же время, любое спортивное сооружение функционирует и как особая социальная структура, организация, включающая коллектив работников, выполняющих социально-педагогическую деятельность по физическому воспитанию населения и развитию спорта высших достижений, оказывающих физкультур-но-спортивные и зрелищные услуги3.
В настоящее время деятельность физкультурно-спортивных учреждений осуществляется в рыночных условиях, когда происходит превращение сферы физической культуры и спорта, по сути, в сферу услуг, ее переориентация на потребителя, децентрализация управления отраслью, возрастает многообразие организационно-правовых форм физкультурных организаций и конкуренция между ними. Вместе с тем, в работе спортивно-оздоровительные комплексы часто сталкиваются с рядом проблем, связанных с неэффективным использованием имеющейся материально-технической базы, значительными эксплуатационными расходами, недостатком квалифицированных кадров (как менеджеров, так и специалистов - тренеров, инструкторов и т.д.), низким спросом со стороны граждан на спортивно-оздоровительные услуги, и др.
Данный вывод подтверждается результатами социологического исследования «Условия формирования и реализации физкультурно-оздоровительных интересов и потребностей населения в регионе», проведенного автором на территории Белгородской области в 2014 году. В исследовании принимали участие граждане, посетители и персонал ряда многофункциональных спортивных комплексов региона4. Так, среди проблем, возникающих в процессе профессиональной деятельности, работники спортивных комплексов указывают, в первую очередь, на недостаток финансовых ресурсов (42.18% опрошенных). Второй по значимости проблемой, с точки зрения респондентов, является невысокий спрос со стороны населения на спортивно-оздоровительные услуги (18.04%). Недостаточно эффективной респонденты считают и систему мотивации к профессиональной деятельности: на ее отсутствие сослались 15.12% опрошенных, а на отсутствие поддержки со стороны руководства - 11.67%. Отчасти проблемы в профессиональной деятельности респонденты связывают и с недостаточным уровнем профессиональной компетентности. Так, почти каждый двенадцатый указал на недостаток профессиональных знаний, навыков и недостаток опыта (8.75% и 8.49% соответственно).
Очевидно, что с учетом существующих проблем и тенденций развития сферы физической культуры и спорта, многообразием задач, полифункциональности и многоаспект-ности деятельности современных спортивных комплексов, требуется дифференциация и пересмотр традиционных управленческих решений и моделей менеджмента. Возникает необходимость более рационального использования трудового потенциала сотрудников, тренерского состава, создания условий для обеспечения непрерывного профессионального развития всех субъектов спортивного и образовательного процесса. Актуальным становится не только обеспечение стабильного функционирования, но и создание условий для гармоничного, устойчивого развития физкультурно-спортивных комплексов с учетом взаимосвязи производственных, финансовых, организационно-экономических, маркетинговых и социальных составляющих их деятельности.
Одним из инструментов обеспечения устойчивого развития организации в настоящее время являются социальные технологии, представляющие собой систему алгоритмически выстроенных, унифицированных процедур и операций организации людей, способствующих достижению целей управления. Необходимыми признаками этих операций являются целесообразность, сознательность действий, упорядоченность и планомерность, расчлененность и дифференцированность действий, рациональность, научный
3 См. подробнее: Мироненко В.В. Совершенствование системы управления услугами спортивных сооружений : автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2009. С. 9.
4 Социологическое исследование «Условия формирования и реализации физкультурно-оздоровительных интересов и потребностей населения в регионе» проведено автором на территории Белгородской области в 2014 году методом анкетирования. Включало опрос населения Белгородской области (N=500); опрос сотрудников многофункциональных спортивных комплексов Белгородской области (N=377); опрос посетителей спортивных комплексов (N=636).
Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 2 (199). Выпуск 31
подход и рефлексивность5. Применение социальных технологий, по мнению современных авторов, позволяет получать оптимальный социальный результат при наименьших управленческих издержках6.
Термин «социальные технологии» широко употребляется в научных кругах, однако понятие «социальных технологий» все еще можно считать методологически неустоявшимся. Это, безусловно, затрудняет процесс их конструирования и практического применения. В современной науке, как отмечает В.В. Щербина, «за социальную технологию часто принимают все средства регуляции поведения человека - от инструкции по оформлению кадров до методических рекомендаций в области социального планирова-ния»7. В то же время, большинство авторов настаивают: социальные технологии - интеллектуальный наукоемкий ресурс, использование которого требует особой технологической грамотности.
В целом, можно говорить о том, что социальная технология - это научно обоснованный оптимальный способ достижения общественных целей, суть которого состоит в предварительном, сознательном и планомерном расчленения сложных социальных процессов на формализованные процедуры и операции для получения конкретного социального результата. Применительно к управленческой деятельности в организации она, как правило, конструируется, апробируется и адаптируется для решения конкретного типа практических проблем, обусловленных состоянием ее основных элементов - целей, структуры, системы управления, особенностей персонала и материально-технического обеспечения8.
В свою очередь, технологизация есть сам процесс пооперационного осуществления социальными субъектами деятельности по реализации социальных технологий, при этом такая деятельность направлена на реконструкцию не только социальных структур и процессов, но и управленческой культуры самого субъекта деятельности, за счет приращения социально-технологических элементов. Можно согласиться с Р.М. Феденевой, констатирующей, что деятельность тем эффективнее, чем больше ее сущностные свойства соответствуют сущностным свойствам технологии (операциональность, экономичность, современность, интегративность, целостность, самообеспеченность методов, преобразующий характер, гарантия достижения и воспроизводимость результатов). Таким образом, сущность технологизации управления состоит в обеспечении всех функций управления свойствами технологии9.
Деятельность по управлению устойчивым развитием многофункциональных спортивных комплексов, по нашему мнению, может и должна быть технологизирована. Необходимость технологизации обусловлена:
во-первых, современными тенденциями изменения социально-экономического пространства России. К таким тенденциям можно отнести: институциональные преобразования (реорганизацию систем управления отраслями, в том числе отраслью физкультуры и спорта)10; фундаментальные трансформации в обществе и личности, главными из которых являются прагматизм, превращение знания в инструментальную ценность, элиминация иллюзий, обусловленных идеологическими смыслами, стремление планировать
5 Бабинцев, В.П. Теоретические основы исследования социальных технологий в управлении // Технологии управления социальной сферой региона. Курск, 2011. С. 17.
6 См. об этом: Иванов В.Н., Патрушев В.И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. М., 2001.
7 Щербина В.В. Проблемы технологизации социоинженерной деятельности // Социологические исследования. 1990. № 8. С. 79.
8 См. об этом: Социальные технологии управления обществом: региональный уровень / Под общ. ред. Я.А. Маргуляна. СПб., 2010.
9 См. об этом: Феденева Р.М. Технологизация как фактор совершенствования управленческой деятельности менеджеров образования ... дис. канд. пед. наук. Оренбург, 2000.
10 Скопин О.В. Институциональное развитие сферы физкультурно-оздоровительных услуг // Современные технологии управления. 2012. № 16. С. 44-52.
Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 2 (199). Выпуск 31
свою жизнь11; возрастание роли человеческого ресурса в хозяйственной сфере в общем и в управлении организацией, в ее успехах и жизнеспособности, в частности12;
во-вторых, многозадачностью спортивного комплекса, сложностью обеспечения его, так называемой, внешней и внутренней устойчивости. При этом под внешней устойчивостью следует понимать защищенное от неблагоприятных, дестабилизирующих факторов, стабильное функционирование комплекса во внешней среде (в данном случае в сфере физкультуры и спорта), а под внутренней - такое состояние структуры и внутриор-ганизационных процессов, при котором обеспечивается стабильно высокий результат функционирования. Безусловно, речь идет об устойчивом развитии, т.е. обеспечении внешней и внутренней устойчивости многофункционального спортивного комплекса в динамике.
Обострение конкуренции на рынке предоставления физкультурно-оздоровительных услуг, снижение у части населения нацеленности на активный образ жизни, утрату традиций развития профессионального спорта в системе спортивных учреждений можно отнести к факторам, негативно влияющим на внешнюю устойчивость многофункциональных спортивных комплексов. В свою очередь, типичные управленческие ошибки, такие, например, как отсутствие конкретных достижимых целей, непродуманность стратегии развития, низкая рефлексивность при принятии управленческих решений, неоптимальность использования ресурсов и т.д. препятствуют обеспечению его внутренней устойчивости.
Именно социальные технологии способны придать процессу управления устойчивым развитием качество «оптимальности». Так, например, Л.В. Сафонова пишет «поскольку смысл социальных технологий в сознательном применении их к социальной реальности, то сущность и назначение любой социальной технологии - оптимизировать управленческий процесс, сделать его более технологичным, исключая те виды деятельности и операции, которые не являются необходимыми для получения социального результата. Следовательно, использование технологий в сфере услуг - это главный ресурс, позволяющий снизить затраты на управление повысить эффективность управленческого воздействия»13.
Особенностью технологизации деятельности многофункциональных спортивных комплексов будет выступать необходимость применения системного подхода к проектированию и внедрению социальных технологий, что подразумевает систематическую деятельность, нацеленную на одновременное поступательное и сбалансированное развитие всех сегментов функционирования физкультурно-оздоровительного комплекса. В самом общем виде речь идет о трех сегментах, в рамках которых многофункциональным спортивным комплексом решаются различные задачи. Первые два сегмента подразумевают реализацию условно внешней миссии рассматриваемой организации, а именно нацелены на оказание физкультурно-оздоровительных услуг населению и развитие профессионального спорта. Третий сегмент включает непосредственно организацию функционирования комплекса. Сбалансированно развивая перечисленные сегменты, многофункциональный спортивный комплекс обретает внешнюю и внутреннюю устойчивость.
Социально-технологический подход к управлению устойчивым развитием многофункциональной спортивной организации предполагает конструирование и внедрение комплекса социальных технологий, которые в свою очередь могут быть систематизированы по различным основаниям. По нашему мнению, социальные технологии, потенциально применимые данном случае, можно объединить в несколько смысловых блоков: технологии конструирования «образа будущего»; технологии текущего функционирования; технологии рефлексии.
11 Дятченко Л.Я., Бабинцев В.П. Формирование социально-технологической культуры как теоретическая и праксеологическая проблема // СОЦИС. 2011. №7. С. 65.
12 Калачев И.В. Социальные технологии в управлении современной организацией // автореф. дис. ... к. социол. наук. Тюмень, 2004. С. 2.
13 Черкасова М.А., Сулейманова М.Г. Роль социальных технологий в повышении эффективности функционирования сферы услуг / / Бизнес в законе. 2010. №3. С. 199.
Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 2 (199). Выпуск 31
В первую очередь речь идет о «стратегическом блоке» - технологиях конструирования «образа будущего»: целеполагания, определения миссии комплекса, прогнозирования и проектирования перспектив развития. Необходимость технологизации, с нашей точки зрения, обусловлена сложностью перечисленных процессов и недооценкой значимости их результатов для эффективного функционирования российских организаций, в том числе многофункциональных спортивных комплексов.
Теоретико-методологические основы технологизации управленческих процессов стратегического уровня управления представлены в работах современных авторов14. Однако на практике формированию таких важных стратегических элементов, как правило, не уделяется должного внимания. Как уже отмечалось, это связано с наукоемкостью заявленных технологий. Так, например, социальное прогнозирование не сводится только к выбору вариантов развития или экстраполяции существующих тенденций в будущее. В его основе лежит разработка научно обоснованных суждений о вероятных изменениях во внутренней и внешней среде организации, что требует от кадров соответствующей квалификации. Кроме того, важность определения миссии организации и других стратегических ориентиров зачастую недооценивается ее администрацией. У современных российских организаций (не только в сфере физкультуры и спорта), крайне редко имеется опыт по определению собственной миссии как совокупности материальных и духовных ценностей, ожидаемых от достижения определенного «желаемого» состояния. Это, по нашему мнению, снижает не только их конкурентоспособность, но и препятствует построению эффективной модели внутреннего менеджмента (например, механизмов мотивации персонала). Особенно это относится к организациям сферы физкультуры и спорта не являющимся юридически и финансово самостоятельными. В этом случае определение стратегических приоритетов развития происходит, как правило, вышестоящей организацией в рамках традиционной механистической модели менеджмента, возможности которой в современных динамичных условиях крайне ограничены.
Во-вторых, речь идет о «тактическом блоке» - технологиях текущего функционирования. В данном случае, технологизация целесообразна вследствие необходимости обеспечения системного синхронного управления реализацией нескольких функций комплекса, а также установления баланса между социальными и экономическими целями его функционирования. В самом общем смысле многофункциональный спортивный комплекс, независимо от формы собственности, призван поддерживать и укреплять здоровье нации. Одной из его целей является повышение доступности и качества предоставляемых услуг. В то же время, эффективное функционирование комплекса невозможно без достижения определённого уровня рентабельности, что предполагает целью извлечение прибыли. В этом случае социальные приоритеты могут вступать в противоречие с экономическими, т.к. платность услуги может отрицательно сказываться на ее доступности.
Элементами технологий текущего функционирования, как и других социальных технологий, являются: анализ проблемной ситуации, формулирование конкретных задач, выбор оптимального способа решения поставленных задач, принятие решений и закрепление решений в программах и планах. При этом программирование нацелено на решение наиболее актуальных и значимых проблем, а социальное планирование поэтапно охватывает все элементы жизнедеятельности комплекса в рамках достижения им поставленных целей.
Технологии могут быть выстроены по данному алгоритму под конкретные задачи деятельности комплекса, независимо от их направленности - вовне или внутрь организации. Так, например, задача оказания услуг в сфере физкультуры и спорта ориентирована в первую очередь на потребителя. Такая задача является архисложной, ее техноло-гизация предполагает перевод актуальных потребностей клиентов многофункционального спортивного комплекса в технологическую цепочку специальных профессиональных действий, выстраиваемых строго в соответствии с целевыми установками, которые во-
14 См. например: Сафина Г.М. Формирование миссии как фактор развития организации // Симбирский научный вестник. 2012. №2(8). С.130-135; Кандаурова Н.В., Стрижак А.П. Основы управленческих программ руководителя спортивной школы // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. № 7 (101). 2013. С. 60-63 и др.
Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 2 (199). Выпуск 31
площаются в форму конкретного результата. В то же время, необходима декомпозиция поставленной задачи в зависимости от вида оказываемых комплексом услуг (услуги населению в рамках развития «спорта для всех»; услуги физического воспитания учащихся; развитие спорта высших достижений; услуги лечебно-оздоровительной рекреации, информационно-консультативные услуги и др.).
При этом каждая подзадача сама по себе является не только сложной, но и специфичной, во-первых, в зависимости от категории клиентов (в одном случае клиентами являются жители конкретной территории, а в другом - учреждения образования и воспитания); во-вторых, по набору и сложности необходимых процедур (в первом случае отправной точкой обеспечения доступности и качества услуг физкультурно-оздоровительного характера является проведение социального маркетинга, что требует использования комплекса качественных и количественных социологических методов, а во втором - уточнение социального заказа, что возможно в рамках простого административного взаимодействия с образовательными учреждениями); в-третьих, по методам, применяемым в рамках отдельных процедур и т.д.
Безусловно, в рамках данного блока технологизации подлежат и возможно менее сложные, но не менее важные задачи: формирование имиджа комплекса, его корпоративной культуры, обеспечение финансовой устойчивости, развитие материально-технической базы, формирование и развития кадрового потенциала и т.д. Кроме того, технологизации могут быть подвержены такие элементы функционирования комплекса в реальном времени, как мотивация исполнителей, координация и регулирование, текущий контроль. Примерами объектов технологизации в данном случае могут служить распределение задач между исполнителями и их ресурсное обеспечение; управление коммуникациями; управление профессиональным стрессом и др.
Отдельно необходимо отметить технологии управленческой рефлексии. Они предполагают не только оценку и сопоставление полученных результатов с запланированными, но и коррекцию управляющих воздействий и должны использоваться практически на каждом уровне управления - стратегическом, оперативном и тактическом.
Отчасти алгоритмы разработки подобных технологий представлены в научной литературе. Однако рассуждать о широком их внедрении, по нашему мнению, преждевременно. В ряде случаев барьером может выступать теоретическая и практическая непроработанность решаемых задач, т.к. некоторые элементы управленческой деятельности в современной социально-экономической ситуации представляются для российских организаций инновационными. Так, например, современная социально-экономическая ситуация вынуждает бюджетные организации применять инновационный для них предпринимательский подход, в то же время в коммерческом секторе все чаще успех связывают с применением новых для данного типа российских организаций ценностно-рациональных технологий управления.
Кроме того, на практике барьером для конструирования и эффективного внедрения социальных технологий чаще всего выступает низкий уровень социально-технологической грамотности руководства и персонала организаций, что сказывается на качестве разрабатываемых технологий и приводит к бессистемности решения задач их внедрения. Так, по данным упомянутого ранее социологического исследования, понятие «социальные технологии» в настоящее время знакомо только 34.48% работников многофункциональных спортивных комплексов Белгородской области. Остальные респонденты либо отрицательно ответили на вопрос (24.14%), либо затруднились с ответом (36.34%). При этом респонденты, имеющие представление о социальных технологиях, вероятно, видят и возможности их практического применения. Так, 40.85% работников многофункциональных спортивных комплексов связывают владение социальными технологиями с достижением профессионального успеха. Ожидаемо, что, как и в предыдущем случае, около 60% респондентов либо отрицательно ответили на вопрос о влиянии социально-технологических знаний на профессиональный успех, либо затруднились оценить степень их влияния.
По самооценке сотрудников спортивных комплексов (следует учитывать, что во многом она является недостаточно объективной и очевидно завышенной), лучше всего они владеют такими технологическими процедурами, как поддержание конструктивных
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Серия филосоФия- Социология. Право.
ЩШ 2015. № 2 (199). Выпуск 31
отношений с посетителями (по мнению 55.17% опрошенных) и доброжелательных отношений в коллективе (54.11%). Несколько меньшая доля опрошенного персонала спорткомплексов (41.11%) указала на хороший уровень владения технологиями рефлексии (оценки эффективности собственной деятельности). Технологическими процедурами «тактического блока» - разрешения конфликтов, постановки целей и задач, принятия решений, планирования мероприятий владеет еще меньшая доля сотрудников спортивных комплексов (39.52, 38.99, 37.14 и 35.28% соответственно). Наиболее низким, как и ожидалось, оказался уровень владения технологиями «стратегического блока». Так, процедурами прогнозирования и расчета ресурсов, необходимых для достижения целей, по самооценке хорошо владеет только примерно каждый пятый опрошенный работник; процедурами разработки стратегии развития, проектов и программ - каждый десятый.
Таким образом, повышение общего уровня социально-технологической культуры персонала многофункциональных спортивных комплексов следует рассматривать как одно из важнейших условий технологизации управления многофункциональными спортивными комплексами. Тем более, что почти половина работников (47.48%) однозначно заинтересована в освоении социально-технологических знаний, и только каждый пятый респондент не хотел бы получить дополнительные знания в области социальных технологий (вероятно, в первую очередь, это именно те сотрудники, которые не видят связи между уровнем социально-технологической культуры и профессиональными успехами).
В заключение отметим, что технологизация даст возможность придать системность управлению устойчивым развитием многофункционального спортивного комплекса, позволит обеспечить координацию и синхронизацию процессов во всех сегментах его деятельности, соответствие организационно-функциональной структуры комплекса и применяемых в процессе управления технологий стратегическим параметрам развития с учетом изменчивости внешних и внутренних факторов.
Список литературы
1. Верхунова М.С. Устойчивое развитие и спорт: две стороны одной медали / М.С. Верхунова // Бюллетень Института устойчивого развития Общественной палаты РФ «На пути к устойчивому развитию России». - 2013. - № 63. - С. 3-8.
2. Классификатор объектов спорта. Режим доступа: http: //www.minsport.gov.ru /activities/ economy/ 5/1726.
3. Мироненко В.В. Совершенствование системы управления услугами спортивных сооружений : автореф. дис. ... канд. экон. наук. - СПб., 2009.
4. Бабинцев В.П. Теоретические основы исследования социальных технологий в управлении /В.П. Бабинцев // Технологии управления социальной сферой региона. - Курск: ГОУ ВПО КГМУ Минздравсоцразвития России, 2011.
5. Иванов В.Н. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления / В.Н. Иванов, В.И. Патрушев. - М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2001. -327 с.
6. Щербина В.В. Проблемы технологизации социоинженерной деятельности / В.В. Щербина // Социологические исследования. - 1990. - № 8. - С. 79-86.
7. Социальные технологии управления обществом: региональный уровень / Под общ. ред. Я.А. Маргуляна. - СПб. : Издательство Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2010. -436 с.
8. Феденева Р.М. Технологизация как фактор совершенствования управленческой деятельности менеджеров образования : дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2000.
9. Скопин О.В. Институциональное развитие сферы физкультурно-оздоровительных услуг / О.В. Скопин // Современные технологии управления. - 2012. - № 16. - С. 44-52.
10. Дятченко Л.Я. Формирование социально-технологической культуры как теоретическая и праксеологическая проблема / Л.Я. Дятченко, В.П. Бабинцев / / СОЦИС. - 2011. - № 7. - С. 65-70.
11. Калачев И.В. Социальные технологии в управлении современной организацией : автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Тюмень, 2004.
12. Черкасова М.А. Роль социальных технологий в повышении эффективности функционирования сферы услуг / М.А. Черкасова, М.Г. Сулейманова // Бизнес в законе. - 2010. - №3. -С. 198-200.
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ рИ Серия филосоФия- Социология. Право.
ШР 2015. № 2 (199). Выпуск 31
13. Сафина Г.М. Формирование миссии как фактор развития организации / Г.М. Сафина// Симбирский научный вестник. - 2012. - №2(8). - С.130-135.
14. Кандаурова Н.В. Основы управленческих программ руководителя спортивной школы / А.П. Стрижак, Н.В. Кандаурова// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - № 7 (101). - 2013. - С. 60-63.
SOCIAL TECHNOLOGIES OF MANAGEMENT OF THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF MULTIPURPOSE SPORTS COMPLEXES
Need of technologization in management of modern multipurpose sports complexes sustainable development is proved in article. Tendencies of physical culture and sport development and also the problems arising in V. V. KRIVCHENKOV the course of activity of sports complexes are defined. The complex of so-
cial technologies for sustainable development of multipurpose sports com-Belgorod State National plexes management which is turning on some semantic blocks is offered:
Research University technologies of designing of "image of the future", technologies of the cur-
. . . . j rent functioning, technology of a reflection.
e-mail: [email protected] 0 OJ
Key words: social technologies, technologization of management, multipurpose sports complex, physical culture and sport.