ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА РАЗВИТИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Дьяков М.А., к.э.н., преподаватель МГИИТ Корчагин А.А., соискатель МГИИТ
В статье рассмотрен региональный проект развития физкультурно-спортивного комплекса и выявлены наиболее важные элементы организационно-управленческого взаимодействия при стратегическом управлении физкультурно-спортивным комплексом в Московской области.
Ключевые слова: проект, физкультурно-спортивный комплекс, регион.
FEATURES OF THE PROJECT DEVELOPMENT SPORTS COMPLEX REGIONAL
LEVEL
Diakov M., Ph.D., lecturer, MGIIT Korchagin A., the applicant, MGIIT
This article describes the development of a regional project sports complex and identified the most important elements of the organizational and administrative interaction with the strategic management of sports complex in Moscow Region.
Keywords: design, sports complex, region.
Основные целевые индикаторы и показатели реализации проекта развития физкультурно-спортивного комплекса на региональном уровне, по которым будет оцениваться эффективность его реализации, приведены в Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 -2015 годы». Для оценки социально-экономической эффективности реализации Программы используются показатели «число дней временной нетрудоспособности по всем причинам» и «расходы на физическую культуру и спорт (в расчете на душу населения)».
Факторами риска нарушения здоровья человека являются недостаток движения, несбалансированное питание, курение, употребление алкоголя и наркотиков, инфекционные заболевания, переохлаждение организма, недосыпание и отсутствие полноценного отдыха.
Повышение двигательной активности и закаливание организма являются основными компонентами регулярных занятий физической культурой и спортом, положительно влияющими на сохранение и укрепление здоровья человека, снижение уровня заболеваемости.
Выраженная тенденция к снижению среднего числа дней временной нетрудоспособности от всех причин будет свидетельствовать об эффективности реализации программных мероприятий.
Мероприятия Программы направлены на рост числа граждан, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, что приведет к увеличению расходов на физическую культуру и спорт как за счет роста расходов бюджетов всех уровней и роста частных инвестиций, так и за счет увеличения расходов граждан на физическую культуру и спорт (приобретение абонементов в спортивные клубы и секции, приобретение спортивной одежды и инвентаря).
Рост расходов на физическую культуру и спорт (в расчете на душу населения) будет свидетельствовать об изменении отношения граждан к своему здоровью, физической культуре и спорту.
Основной экономический эффект от реализации Программы выразится в сокращении расходов государства на оказание медицинской помощи и выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие снижения к 2015 году на 15 процентов среднего числа дней временной нетрудоспособности по всем причинам, а также в предотвращении экономического ущерба из-за недопроизводства валового внутреннего продукта, связанного с заболеваемостью, инвалидностью и смертностью населения.
Среди основных факторов, сдерживающих реализации проекта развитие физкультурно-спортивного комплекса и внутреннего спортивного туризма на региональном уровне выделяются следующие:
■ недостаточное количество физкультурно-спортивных комплексов и их запущенность в регионе;
■ неразвитая физкультурно-спортивная и туристская инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материально-технической базы, малое количество физкультурно-оздоровительных, спортивных организаций с современным
уровнем комфорта для занятий физическим совершенствованием, массовыми видами спорта, спортивного туризма;
■ невысокое качество обслуживания во всех секторах физкуль-турно-спортивной индустрии, особенно в малых городах и сельской местности из-за низкого уровня подготовки кадров, отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики, и базы;
■ несоответствие цены и качества оказываемых физкультурно-оздоровительных, спортивных, туристско-спортивных и сервисных услуг.
Для преодоления указанных негативных факторов в рамках реалтизаци регионального проекта развития физкультурно-спортив-ного, туристско-оздоровительного комплекса в регионе необходимо:
■ скорректировать действующее законодательство в части, касающейся развития физической культуры, массовых видов спорта, спорта высших достижений и спортивного туризма, в частности внесение изменений и дополнений в существующие нормативные правовые акты в смежных областях;
■ создание необходимых социально-экономических условий для успешного развития физкультурной, спортивно-тренировочной и туристско-оздоровительной инфраструктуры в регионе;
■ применения нормативных актов и стандартов качества для сертификации физкультурно-оздоровительных, спортивных и других сервисных услуг, в том числе регулирующих вопросы классификации физкультурно-оздоровительные и спортивные учреждения и организации различных форм собственности и ведомственной принадлежности.
Повышение качества оказываемых физкультурно-оздоровительных, спортивных и туристско-оздоровительных услуг должно осуществляться через:
■ разработку и внедрение современной классификации физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций и учреждений;
■ создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации спортивно-педагогических, тренерских и спортивно-медицинских кадров, включая разработку и внедрение современных интегрированных отраслевых образовательных стандартов, базирующихся на квалификационных требованиях к работникам физической культуры, массовых видов спорта, спорта высших достижений и спортивного туризма;
■ создание и реализацию учебных программ, соответствующих отраслевым потребностям и предусматривающих практическое обучение тренерского и спортивно-педагогического персонала, в том числе внутрифирменный тренинг;
■ реализацию специализированных программ повышения квалификации менеджеров высшего управленческого звена физкультурно-оздоровительного, спортивно-зрелищного и спортивно-туристического бизнеса;
■ поддержку перспективных прикладных исследований в области массовых видов спорта, физической культуры, спорта высших достижений, восстановительной и спортивной медицины в рамках средств, выделяемых на эти цели федеральными и региональными
Таблица 3.1 - Сравнительные данные по основным показателям системы стратегического управления региональным физкультурно-спортивным комплексом
Москва О S Татарстан Самарская область Санкт-Петербург Удмуртия Тамбовская область
Плотность занимающихся на объектах (тыс. чел. / объект) 0,97 1,51 0,99 1,16 1,33 0,83 1,47
Инструкторовооруженность (чел. /тыс. чел.) 0,37 0,7 1,2 0,9 0,6 3,36 2,8
Инструктроемкость (тыс. чел. / чел.) 2,7 1,3 0,8 1,1 1,7 2,9 0,35
Ассортиментоемкость по видам спорта 0,14 0,27 0,29 0,53 0,19 0,30 0,52
Коэффициент охвата 4,69 0,24 0,34 0,38 0,38 0,08 0,11
Возрастная структура 20-30 10-20 20-30 30-40 20-30 10-20 10-20
Финансовая доступность 0,4 0,2 0,3 0,25 0,35 0,15 0,05
Территориальная доступность 0,8 0,4 0,45 0,35 0,28 0,25 0,15
органами исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта.
В рамках рассмотрения проекта развития физкультурно-спортивного комплекса на региональном уровне разработана система стратегического управления региональным физкультурно-спортивным комплексом для Московской области. В частности, сформулирована система целевых показателей, позволяющая приблизить регион к показателям регионов-лидеров, а также предложена организационная структура системы стратегического управления региональным физкультурно-спортивным комплексом с учетом специфики Московской области. На основании проведенных преобразований в области повысится уровень обеспеченности населения не только спортивными объектами, но и инструкторами, а также материально-техническими средствами для занятий спортом. В настоящее время основные показатели Московской области выглядят следующим образом (таблица 1).
Используемые в таблице показатели имеют вполне определенный экономический смысл. В частности, ассортиментоемкость по видам спорта показывает средний уровень обеспеченностии спортивный инвентарем, который можно купить в торговых точках региона, применительно к тем видам спорта, которые культивируются в регионе. Например, в Москве из-за большого количества культивируемых видов спорта ассортиментоемкость очень низкая и составляет 14%.
Коэффициент охвата населения физкультурно-спортивными объектами позволяет оценить сколько человек реально занимается физкультурой и спортом. В частности, в Татарстане на 1000 человек спортом занимаются 34 человека.
Возрастная структура показывает какая возрастная группа доминирует в составе занимающихся физкультурой и спортом. Финансовая доступность показывает удельный вес населения, доходы которого позволяют оплачивать физкультурно-оздоровительные услуги. Например, в Московской области данный вес составляет 20%, что обусловлено, во-первых, высокими ценами, а, во-вторых, относительно низкими доходами. Территориальная доступность показывает вес населения, для которого существует реальная возможность добраться до физкультурно-спортивных объектов, например, в Тамбовской области такая возможность существует только у 15% населения.
Данные показатели свидетельствуют, что Московская область не является лидером по качеству физкультурно-спортивного комплекса, несмотря на осуществляемые инвестиции и реализацию нескольких региональных программ развития. По мнению авторов, данная ситуация обусловлена несколькими причинами:
■ во-первых, близость Москвы и высокая конкуренция столичных сооружений и центров оказания услуг;
■ во-вторых, высокая концентрация населения в нескольких муниципальных образованиях, и низкий финансовый уровень местного финансирования спортивной индустрии;
■ в-третьих, приоритет развития нескольких клубов мастеров, что практически не оставляет средств на целенаправленное развитие объектов для массового спорта;
■ в-четвертых, отсутствие регионального центра не позволяет строить единую систему стратегического управления в соответствии с классическими моделями.
В условиях кризиса целесообразно разработать проект развития, в рамках которого для повышения качества социально-экономического состояния регионального физкультурно-спортивного комплекса региона необходимо поставить и реализовать следующие количественные стратегические ориентиры на период до 2012 года:
1) довести уровень инструкторовооруженности до 1,8 чел. на тыс. занимающихся;
2) повысить ассортиментоемкость по видам спорта до уровня 0,45;
3) повысить коэффициент охвата спортивными объектами до
1,8;
4) повысить финансовую доступность до уровня 0,4;
5) повысить территориальную доступность до 0,6.
Для достижения поставленных целей разработаны следующие мероприятия в рамках региональной программы развития физкуль-турно-спортивного комплекса:
1) создать в подмосковных вузах кафедры для подготовки инструкторов по спорту и фитнесу;
2) предоставить налоговые субсидии организациям, привлекающим новых инструкторов в количестве, превышающем 15% списочной численности сотрудников;
3) провести тендер на предоставление земельных участков и сооружений для размещения магазинов по продаже спортивного инвентаря и оборудования;
4) снизить налоговые барьеры для развития новых спортивных объектов и повышения уровня конкуренции, что приведет к росту финансовой и территориальной доступности.
Оценка экономической эффективности проекта проводилась на основе сопоставления затрат и эффекта в следующем структурном составе:
1) затраты состоят из: во-первых, прямых инвестиций на создание кафедр; во-вторых, затрат на финансирование потерь бюджета от недополучения доходов, которое возникнет в результате предоставления налоговых субсидий и снижения налоговых барьеров; в-третьих, затраты на оформление конкурсной документации для проведения тендеров; в-четвертых, упущенная выгода от возможного коммерческого использования земельных участков и сооружений;
2) доходы состоят из: во-первых, снижения социальных выплат по болезни и снижению трудоспособности; во-вторых, налоговых поступлений от торговли спортивным инвентарем и оборудованием; в-третьих, от аренды помещений; в-четвертых, от снижения затрат на выплаты пособий по безработице в результате создания новых рабочих мест.