Научная статья на тему 'Особенности реализации проекта развития физкультурно-спортивного комплекса на региональном уровне'

Особенности реализации проекта развития физкультурно-спортивного комплекса на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
594
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС / РЕГИОН / DESIGN / SPORTS COMPLEX / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дьяков М. А., Корчагин А. А.

В статье рассмотрен региональный проект развития физкультурно-спортивного комплекса и выявлены наиболее важные элементы организационно-управленческого взаимодействия при стратегическом управлении физкультурно-спортивным комплексом в Московской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дьяков М. А., Корчагин А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE PROJECT DEVELOPMENT SPORTS COMPLEX REGIONAL LEVEL

This article describes the development of a regional project sports complex and identified the most important elements of the organizational and administrative interaction with the strategic management of sports complex in Moscow Region.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации проекта развития физкультурно-спортивного комплекса на региональном уровне»

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА РАЗВИТИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Дьяков М.А., к.э.н., преподаватель МГИИТ Корчагин А.А., соискатель МГИИТ

В статье рассмотрен региональный проект развития физкультурно-спортивного комплекса и выявлены наиболее важные элементы организационно-управленческого взаимодействия при стратегическом управлении физкультурно-спортивным комплексом в Московской области.

Ключевые слова: проект, физкультурно-спортивный комплекс, регион.

FEATURES OF THE PROJECT DEVELOPMENT SPORTS COMPLEX REGIONAL

LEVEL

Diakov M., Ph.D., lecturer, MGIIT Korchagin A., the applicant, MGIIT

This article describes the development of a regional project sports complex and identified the most important elements of the organizational and administrative interaction with the strategic management of sports complex in Moscow Region.

Keywords: design, sports complex, region.

Основные целевые индикаторы и показатели реализации проекта развития физкультурно-спортивного комплекса на региональном уровне, по которым будет оцениваться эффективность его реализации, приведены в Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 -2015 годы». Для оценки социально-экономической эффективности реализации Программы используются показатели «число дней временной нетрудоспособности по всем причинам» и «расходы на физическую культуру и спорт (в расчете на душу населения)».

Факторами риска нарушения здоровья человека являются недостаток движения, несбалансированное питание, курение, употребление алкоголя и наркотиков, инфекционные заболевания, переохлаждение организма, недосыпание и отсутствие полноценного отдыха.

Повышение двигательной активности и закаливание организма являются основными компонентами регулярных занятий физической культурой и спортом, положительно влияющими на сохранение и укрепление здоровья человека, снижение уровня заболеваемости.

Выраженная тенденция к снижению среднего числа дней временной нетрудоспособности от всех причин будет свидетельствовать об эффективности реализации программных мероприятий.

Мероприятия Программы направлены на рост числа граждан, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, что приведет к увеличению расходов на физическую культуру и спорт как за счет роста расходов бюджетов всех уровней и роста частных инвестиций, так и за счет увеличения расходов граждан на физическую культуру и спорт (приобретение абонементов в спортивные клубы и секции, приобретение спортивной одежды и инвентаря).

Рост расходов на физическую культуру и спорт (в расчете на душу населения) будет свидетельствовать об изменении отношения граждан к своему здоровью, физической культуре и спорту.

Основной экономический эффект от реализации Программы выразится в сокращении расходов государства на оказание медицинской помощи и выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие снижения к 2015 году на 15 процентов среднего числа дней временной нетрудоспособности по всем причинам, а также в предотвращении экономического ущерба из-за недопроизводства валового внутреннего продукта, связанного с заболеваемостью, инвалидностью и смертностью населения.

Среди основных факторов, сдерживающих реализации проекта развитие физкультурно-спортивного комплекса и внутреннего спортивного туризма на региональном уровне выделяются следующие:

■ недостаточное количество физкультурно-спортивных комплексов и их запущенность в регионе;

■ неразвитая физкультурно-спортивная и туристская инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материально-технической базы, малое количество физкультурно-оздоровительных, спортивных организаций с современным

уровнем комфорта для занятий физическим совершенствованием, массовыми видами спорта, спортивного туризма;

■ невысокое качество обслуживания во всех секторах физкуль-турно-спортивной индустрии, особенно в малых городах и сельской местности из-за низкого уровня подготовки кадров, отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики, и базы;

■ несоответствие цены и качества оказываемых физкультурно-оздоровительных, спортивных, туристско-спортивных и сервисных услуг.

Для преодоления указанных негативных факторов в рамках реалтизаци регионального проекта развития физкультурно-спортив-ного, туристско-оздоровительного комплекса в регионе необходимо:

■ скорректировать действующее законодательство в части, касающейся развития физической культуры, массовых видов спорта, спорта высших достижений и спортивного туризма, в частности внесение изменений и дополнений в существующие нормативные правовые акты в смежных областях;

■ создание необходимых социально-экономических условий для успешного развития физкультурной, спортивно-тренировочной и туристско-оздоровительной инфраструктуры в регионе;

■ применения нормативных актов и стандартов качества для сертификации физкультурно-оздоровительных, спортивных и других сервисных услуг, в том числе регулирующих вопросы классификации физкультурно-оздоровительные и спортивные учреждения и организации различных форм собственности и ведомственной принадлежности.

Повышение качества оказываемых физкультурно-оздоровительных, спортивных и туристско-оздоровительных услуг должно осуществляться через:

■ разработку и внедрение современной классификации физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций и учреждений;

■ создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации спортивно-педагогических, тренерских и спортивно-медицинских кадров, включая разработку и внедрение современных интегрированных отраслевых образовательных стандартов, базирующихся на квалификационных требованиях к работникам физической культуры, массовых видов спорта, спорта высших достижений и спортивного туризма;

■ создание и реализацию учебных программ, соответствующих отраслевым потребностям и предусматривающих практическое обучение тренерского и спортивно-педагогического персонала, в том числе внутрифирменный тренинг;

■ реализацию специализированных программ повышения квалификации менеджеров высшего управленческого звена физкультурно-оздоровительного, спортивно-зрелищного и спортивно-туристического бизнеса;

■ поддержку перспективных прикладных исследований в области массовых видов спорта, физической культуры, спорта высших достижений, восстановительной и спортивной медицины в рамках средств, выделяемых на эти цели федеральными и региональными

Таблица 3.1 - Сравнительные данные по основным показателям системы стратегического управления региональным физкультурно-спортивным комплексом

Москва О S Татарстан Самарская область Санкт-Петербург Удмуртия Тамбовская область

Плотность занимающихся на объектах (тыс. чел. / объект) 0,97 1,51 0,99 1,16 1,33 0,83 1,47

Инструкторовооруженность (чел. /тыс. чел.) 0,37 0,7 1,2 0,9 0,6 3,36 2,8

Инструктроемкость (тыс. чел. / чел.) 2,7 1,3 0,8 1,1 1,7 2,9 0,35

Ассортиментоемкость по видам спорта 0,14 0,27 0,29 0,53 0,19 0,30 0,52

Коэффициент охвата 4,69 0,24 0,34 0,38 0,38 0,08 0,11

Возрастная структура 20-30 10-20 20-30 30-40 20-30 10-20 10-20

Финансовая доступность 0,4 0,2 0,3 0,25 0,35 0,15 0,05

Территориальная доступность 0,8 0,4 0,45 0,35 0,28 0,25 0,15

органами исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта.

В рамках рассмотрения проекта развития физкультурно-спортивного комплекса на региональном уровне разработана система стратегического управления региональным физкультурно-спортивным комплексом для Московской области. В частности, сформулирована система целевых показателей, позволяющая приблизить регион к показателям регионов-лидеров, а также предложена организационная структура системы стратегического управления региональным физкультурно-спортивным комплексом с учетом специфики Московской области. На основании проведенных преобразований в области повысится уровень обеспеченности населения не только спортивными объектами, но и инструкторами, а также материально-техническими средствами для занятий спортом. В настоящее время основные показатели Московской области выглядят следующим образом (таблица 1).

Используемые в таблице показатели имеют вполне определенный экономический смысл. В частности, ассортиментоемкость по видам спорта показывает средний уровень обеспеченностии спортивный инвентарем, который можно купить в торговых точках региона, применительно к тем видам спорта, которые культивируются в регионе. Например, в Москве из-за большого количества культивируемых видов спорта ассортиментоемкость очень низкая и составляет 14%.

Коэффициент охвата населения физкультурно-спортивными объектами позволяет оценить сколько человек реально занимается физкультурой и спортом. В частности, в Татарстане на 1000 человек спортом занимаются 34 человека.

Возрастная структура показывает какая возрастная группа доминирует в составе занимающихся физкультурой и спортом. Финансовая доступность показывает удельный вес населения, доходы которого позволяют оплачивать физкультурно-оздоровительные услуги. Например, в Московской области данный вес составляет 20%, что обусловлено, во-первых, высокими ценами, а, во-вторых, относительно низкими доходами. Территориальная доступность показывает вес населения, для которого существует реальная возможность добраться до физкультурно-спортивных объектов, например, в Тамбовской области такая возможность существует только у 15% населения.

Данные показатели свидетельствуют, что Московская область не является лидером по качеству физкультурно-спортивного комплекса, несмотря на осуществляемые инвестиции и реализацию нескольких региональных программ развития. По мнению авторов, данная ситуация обусловлена несколькими причинами:

■ во-первых, близость Москвы и высокая конкуренция столичных сооружений и центров оказания услуг;

■ во-вторых, высокая концентрация населения в нескольких муниципальных образованиях, и низкий финансовый уровень местного финансирования спортивной индустрии;

■ в-третьих, приоритет развития нескольких клубов мастеров, что практически не оставляет средств на целенаправленное развитие объектов для массового спорта;

■ в-четвертых, отсутствие регионального центра не позволяет строить единую систему стратегического управления в соответствии с классическими моделями.

В условиях кризиса целесообразно разработать проект развития, в рамках которого для повышения качества социально-экономического состояния регионального физкультурно-спортивного комплекса региона необходимо поставить и реализовать следующие количественные стратегические ориентиры на период до 2012 года:

1) довести уровень инструкторовооруженности до 1,8 чел. на тыс. занимающихся;

2) повысить ассортиментоемкость по видам спорта до уровня 0,45;

3) повысить коэффициент охвата спортивными объектами до

1,8;

4) повысить финансовую доступность до уровня 0,4;

5) повысить территориальную доступность до 0,6.

Для достижения поставленных целей разработаны следующие мероприятия в рамках региональной программы развития физкуль-турно-спортивного комплекса:

1) создать в подмосковных вузах кафедры для подготовки инструкторов по спорту и фитнесу;

2) предоставить налоговые субсидии организациям, привлекающим новых инструкторов в количестве, превышающем 15% списочной численности сотрудников;

3) провести тендер на предоставление земельных участков и сооружений для размещения магазинов по продаже спортивного инвентаря и оборудования;

4) снизить налоговые барьеры для развития новых спортивных объектов и повышения уровня конкуренции, что приведет к росту финансовой и территориальной доступности.

Оценка экономической эффективности проекта проводилась на основе сопоставления затрат и эффекта в следующем структурном составе:

1) затраты состоят из: во-первых, прямых инвестиций на создание кафедр; во-вторых, затрат на финансирование потерь бюджета от недополучения доходов, которое возникнет в результате предоставления налоговых субсидий и снижения налоговых барьеров; в-третьих, затраты на оформление конкурсной документации для проведения тендеров; в-четвертых, упущенная выгода от возможного коммерческого использования земельных участков и сооружений;

2) доходы состоят из: во-первых, снижения социальных выплат по болезни и снижению трудоспособности; во-вторых, налоговых поступлений от торговли спортивным инвентарем и оборудованием; в-третьих, от аренды помещений; в-четвертых, от снижения затрат на выплаты пособий по безработице в результате создания новых рабочих мест.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.