Научная статья на тему 'Проблемы организации физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства'

Проблемы организации физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1305
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гаврилов Дмитрий Николаевич, Пухов Дмитрий Николаевич

В статье рассматриваются проблемы организации физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства. Обосновывается необходимость внедрения на муниципальном уровне организационной структуры клубов физической культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ORGANIZATION OF SPORTS AND RECREATION ACTIVITIES WITH AN ESTIMATED RESIDENCE

In the article, the problems of the organization of sports and recreation activities with the population by place of residence. The necessity of implementation at the municipal level, the organizational structure of physical culture clubs.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства»

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С

НАСЕЛЕНИЕМ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

Гаврилов Дмитрий Николаевич кандидат педагогических наук, доцент Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, г Санкт-Петербург, Россия

Пухов Дмитрий Николаевич Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, г Санкт-Петербург, Россия

PROBLEMS OF ORGANIZATION OF SPORTS AND RECREATION ACTIVITIES WITH

AN ESTIMATED RESIDENCE

Gavrilov Dmitriy Nikolaevich the candidate of pedagogical sciences, associate professor Saint-Petersburg scientific research Institute physical culture

Saint-Petersburg, Russia

Pukhov Dmitriy Nikolaevich Saint-Petersburg scientific research Institute physical culture

Saint-Petersburg, Russia

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы организации физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства. Обосновывается необходимость внедрения на муниципальном уровне организационной структуры - клубов физической культуры.

Summary. In the article, the problems of the organization of sports and recreation activities with the population by place of residence. The necessity of implementation at the municipal level, the organizational structure of physical culture clubs.

Актуальность. В настоящее время экспериментально доказана тесная взаимосвязь между оптимальной физической нагрузкой и показателями здоровья и физической работоспособностью человека. Наиболее эффективной профилактикой заболеваний является соблюдение основных принципов здорового образа жизни и дозированная физическая нагрузка.

В России имеется социальный заказ на формирование навыка здорового образа жизни (ЗОЖ) у населения страны. Он подкрепляется постановлением правительства Российской Федерации № 302 от 15 апреля 2014 года - «Об утверждении новой редакции государственной программы «Развитие физической культуры и спорта» и Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. В одном и разделов программы предусмотрено обеспечить увеличение доли российских граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в общей численности населения с 22,5% в 2012 году до 40% в

2020 году. Выполнение этой грандиозной задачи требует от специалистов больших усилий и творческого подхода.

Во-первых, необходимо создание организационных структур, способных осуществлять физкультурно-оздоровительную работу с населением по месту жительства. Пока таких структур нет или они созданы энтузиастами в единичном количестве.

Во-вторых, организация и проведение физкультурно-оздоровительной работы с большим количеством людей требует постоянных, обусловленных законом ассигнований.

В-третьих, организационная структура (клуб, центр или другая форма) должна иметь специальное помещение (не сарай, не гараж, не подвал).

В-четвертых, должна быть налажена система подготовки инструкторов оздоровительной физической культуры (ОФК), их нужно очень много.

В-пятых, все вышеперечисленные направления работы должны быть прописаны в законах и подзаконных актах и иметь юридическое обоснование.

В-шестых, должны быть теоретически и экспериментально обоснованы организационные структуры занятий ОФК с населением, программы занятий ОФК, программы проведения семинаров и курсов подготовки инструкторов ОФК.

Рядом авторов (Переверзин И.И., Кустенов М.Е., Кузин В.В., 2001) отмечают, что в начале XXI века в связи с разрушением управленческой вертикали власти в сфере физической культуры стоит вопрос развития клубной системы для оказания физкультурно-оздоровительных услуг населению.

Отсутствие нормативно-правовой базы и управленческой системы в сфере физической культуры снизили уровень государственного регулирования ОФК и спорта в стране (Аристова Л.В., 2000).

Клубная форма организации физкультурно-спортивной работы типична для многих стран. Имеется отечественный и зарубежный опыт клубной работы. Вначале следует отметить многообразие клубов. Их можно классифицировать по форме собственности, целевому назначению, организационно-правовым признакам.

В отличие от футбольных, хоккейных, баскетбольных коммерческих клубов речь идет о физкультурно-оздоровительных бюджетных организациях.

Эти клубы (которых еще очень мало) на основе государственного финансирования должны организовывать и проводить физкультурно-оздоровительную работу с населением по месту жительства.

Так, например, в муниципальном образовании «Малая Охта» Красногвардейского района Санкт-Петербурга, при численности населения 62 тысячи человек занятия ОФК необходимо организовать и проводить с 15 -20 тысячами человек. Отсюда рассчитываются количество спортивных залов, площадок, зон здоровья в парках и скверах. Можно посчитать необходимое количество инструкторов ОФК. Если это будет физкультурно-оздоровительный клуб муниципалитета, то он должен иметь не только помещение для тестирования и проведения агитационно-пропагандисткой работы, но и несколько спортзалов, плоскостных спортивных сооружений - площадок на улице, зеленых зон в парках.

Штатное расписание физкультурно-оздоровительного спортивного клуба определяется его масштабом. Помещения для спортивного клуба может выделять администрация муниципалитета, руководство спортивного учреждения.

Где бы не проводились занятия физической культурой, они требуют определенных средств для оплаты руководителям занятий, аренды помещений, использования оборудования и инвентаря.

Сразу отметим, что ссылка ряда авторов публикаций на источники финансирования для работы физкультурно-оздоровительного клуба в виде спонсорства, пожертвований и редких подарков не следует рассматривать как надежную форму финансовой поддержки. В данном случае мы рассматриваем бюджетную форму физкультурно-оздоровительного клуба. Занятия в платных организациях - фитнес-клубах, бассейнах для большей части населения являются недоступными по причинам экономического кризиса и нищенских зарплат работников бюджетных сферы.

В законодательных документах предусмотрено финансирование физкультурно-оздоровительной работы в муниципалитетах. На практике это составляет 4 - 6 % от общего бюджета - суммы крайне недостаточные. Если говорить о создании физкультурно-оздоровительных клубов в муниципальном образовании

«Малая Охта» Красногвардейского района Санкт-Петербурга, то их должно быть не меньше пяти, а даже на работу одного клуба средства не выделяются.

Важнейший вопрос финансирования физкультурно-оздоровительной работы следует решать в законодательном порядке в масштабе всей страны.

Особую проблему составляют подбор помещений, площадок и оборудования для занятия физкультурно-оздоровительных клубах. Для этой цели могут использоваться физкультурно-спортивная база школ, колледжей, ВУЗов, стадионов, манежей, бассейнов, но для их использования должен быть договор и особенно правовое обоснование по использованию спортивной базы.

Формы организации занятий оздоровительной физической культурой в Российской Федерации отличаются разнообразием и свидетельствуют о поиске оптимального пути решения этой сложной задачи. Так в Санкт-Петербурге созданы районные центры физической культуры и спорта, взявшие на себя обязанности исчезнувших спортивных обществ. Поскольку каждый район Санкт-Петербурга по количеству проживающего в нем населения равняется областному центру, то охватить своим вниманием всех жителей района «центр физической культуры и спорта» не может. Центры проводят соревнования, организуют секционную работу, в поле их деятельности могут быть тысячи людей, а нужно организовать работу с десятками и сотнями тысяч. Просматривается недостаток муниципального звена, где каждый житель мог бы найти занятие физической культурой по интересам.

«Причинами, мешающими заниматься физической культурой по месту жительства, являются: отсутствие условий (финансирование, спортсооружения) -34%; состояние здоровья - 20%; отсутствие мотивации - 17%; психологические комплексы - 8%» (Аронов Г.З.,2002 г.).

Имеется интересный опыт организации и управления массовой физической культурой в Липецкой области. Эту функцию осуществляет Информационно-аналитический центр развития физической культуры и спорта области.

В Омске муниципальные органы могут предоставлять работникам предприятий и организаций физической культуры и спорта льготы и социальные гарантии, и компенсации. Органы местного самоуправления могут осуществлять строительство физкультурных и спортивных объектов.

В Екатеринбурге имеется практика государственно-общественного управления клубом по месту жительства. Его особенностью является участие в управлении

родительского комитета клуба, органов детского самоуправления и Союза партнеров. Пензенская область имеет опыт внедрения во все образовательные учреждения положения о школьном спортивном клубе, разработанное на областном уровне и заключающееся в придании ему статуса органа самоуправления спортивной жизни школы. Данный проект реализуется в настоящее время в 416 учреждениях области.

В Курганской области 26 муниципальных образований, только в 5 из них действуют спорткомитеты как самостоятельные структурные подразделения Администраций районов.

В Тюменской области осуществляют деятельность центры физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства. Основная функция данных структурных образований заключаются в создании условий и сопровождении физкультурно-спортивной деятельности населения в свободное от учебы или работы время.

Большой интерес представляет зарубежный опыт управления массовым спортом. Он свидетельствует о том, что территориальный принцип разделения управленческих функций позволяет четко разграничить компетенцию и ответственность государственных и территориальных органов управления. На государственном уровне выполняются основные функции управления, а территориальные и местные органы управления ориентированы на развитие массового спорта и спорта для всех, которые за рубежом являются синонимом (Вапнярская О.И.,2003 г.).

В Германии осуществляется система территориального управления массовым спортом. «При этом в разных землях (территориальных единицах) массовым спортом управляют разные министерства. Так в землях Баден-Вюртенберг, Передняя Померания, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия за развитие спорта отвечает министерство по делам культуры, в Баварии, Бранденбурге, Гессене - министерства по делам образования, науки и искусства, по вопросам образования и спорта, по делам женщин, труда и социального порядка. Вопросами массового спорта осуществляет правительства земель совместно с федеральным правительством, национальными спортивными организациями, городами, общинами и коммунами. На основании региональных особенностей и интереса населения в услугах массового спорта в регионах организация его различна, но приоритеты остаются неизменными: школьный спорт, подготовка преподавателей физического воспитания, спорт для всех, в том числе женщин, пожилых и инвалидов, строительство и содержание спортсооружений, помощь спортивным клубам и командам. Значительную роль в формировании финансовых ресурсов для массового спорта приобрела система налогообложения. Приобретение статуса общественно полезной организации предполагают налоговые льготы. Более 5,5 миллионам немцам, добровольно работающим в области спорта, ежегодно снижаются суммы налогов в размере 2400 марок на каждого» (Вапнярская О.И.,2003

г.)].

Во Франции министерство по делам молодежи и спорта свои полномочия осуществляет через 25 своих отделений и 199 муниципальных департаментов спорта. На местах руководство осуществляется в 22 регионах, 90 департаментах и 36 тысячах коммун. В большинстве из них имеются Дома спорта или муниципальные спортивно-оздоровительные центы. В этих ассоциациях деятельность координируют муниципальные отделы спорта. Ряд авторов отмечает, что роль местных органов

власти сосредоточена на трех направлениях: строительство и модернизация спортсооружений, организация различных видов физической активности разных групп населения, финансирование.

Таблица 1

Обеспечение ресурсами массового спорта за рубежом (по Золотову М.И., Вапнярской О.И.)

Государственный уровень

Региональный уровень

Местный уровень

Управление спортом высших достижений

Соблюдение приоритета спорта для всех

Формирование требований к подготовке кадров

Распределение доли

государственного

бюджета

Разработка налоговых льгот

Пропаганда спорта, в том числе спорта для всех

Соблюдение приоритета спорта для всех

Координация спортивного движения

Финансирование ФКС

Обеспечение материальной базы спортивных сооружений

Участие в затратах на трудовые ресурсы

Пропаганда спорта, в том числе спорта для всех

Управление спортом для всех

Обеспечение материально-технической базы организованных и неорганизованных занятий физической активностью

Привлечение трудовых ресурсов, в том числе на общественных началах

Выделение субсидий

спортивным

организациям

Предоставление коммунальных услуг

Следует отметить, что государственные источники финансирования в развитых странах Европы составляют 20 - 40% суммы местных бюджетов, а доля финансовых поступлений региональных, муниципальных и местных органов управления в сумме составляют 95% бюджетных средств в Великобритании, 98% - в Германии, 85% - в Финляндии, 77% - во Франции, 90% - в Швеции (Вапнярская О.И.,2003 г.).

Спортивным организациям и муниципалитетам кроме прямой финансовой помощи предоставляются льготные кредиты на строительство и приобретение спортивных сооружений. Финансовая помощь может составлять от 75 до 90% от суммы расходов (Вапнярская О.И.,2003 г.).

Также существуют проекты, объединяющие различных специалистов для разработки и внедрения программ занятий физической культуры с населением. Например, проект «Импала», объединяющий действия ученых и политиков из 12 стран европейского союза. Цель этого проекта состоит в создании местной

инфраструктуры для физической активности в свободное время в странах-участницах (РиКеп А.,2014).

Основными звеньями государственного регулирования массовой физической культуры следует признать муниципальные органы самоуправления и общественные спортивные организации. Передача полномочий в сфере физической культуры от федеральных органов власти муниципальным органам самоуправления и спортивным общественным организациям позволит эффективно организовать работу физкультурно-оздоровительной направленности с населением по месту жительства.

Для организации и проведения регулярных занятий с населением по месту жительства считать целесообразным разработку и внедрение в учебных заведениях, на предприятиях, на спортивных сооружениях, в социальных центрах муниципального образования физкультурно-оздоровительных клубов. Предназначение физкультурно-оздоровительного клуба будет заключаться в организации и проведении занятий оздоровительной и адаптивной физической культурой с населением по месту жительства, тестировании физического состояния и выдачи рекомендаций по двигательному режиму, создании базы данных о занимающихся, разработка и внедрение методических пособий, подготовку инструкторов для занятий ОФК, проведение лекционной пропаганды по основам ЗОЖ (рисунок 1).

Рисунок 1. Структура физкультурно-оздоровительного клуба

Структура физкультурно-оздоровительного клуба предполагает наличие следующих объектов и оборудования: помещение для тестирования и консультаций; спортивный зал для занятий физической культурой; раздевалки, туалеты и душевые комнаты; лекционный зал для теоретических занятий и проведения научно-практических конференций; компьютер, принтер, программное обеспечение для тестирования и создание базы данных; приборы для тестирования; спортивный инвентарь и оборудование для занятий различными видами двигательной активности.

В любом случае необходимо иметь спортивный зал и кабинет для тестирования.

Подобную работу физкультурно-оздоровительного клуба необходимо начинать с согласования с главой муниципалитета о выделении помещений и оплаты штатных должностей соответствующих специалистов (педагог, медицинский работник, оператор).

Наличие приборов для тестирования физического состояния занимающихся обусловлено технологией диагностики психофизического состояния. Одним из вариантов набора тестов и измерений может быть предлагаемая батарея тестов, состоящая из антропометрических измерений, оценки физических качеств, функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной системы и психоэмоциональной сферы.

Для измерения этих показателей необходимы ростомер, весы, тонометр, спирометр, динамометры кистевые, пульсометры (секундомеры), таймер, сантиметровая лента, линейки, тумба для измерения гибкости (гимнастическая скамейка), цветные карты Люшера, бланки для оценки уровня тревожности, коврики для выполнения двигательного задания лежа на спине, стулья, столы.

При проведении тестирования с использованием компьютерных систем необходим компьютер, принтер, компьютерная программа. Наличие приборов и оборудования может быть увеличено или уменьшено в зависимости от выбора батареи тестовых испытаний. Объем помещений для занятий (спортзал) и других целей определяется в соответствии с санитарными нормами. Чаще всего приходится довольствоваться уже имеющейся спортивной базой. Спортивный инвентарь приобретается под реальные условия - помещение, педагоги, место, финансовые возможности и т.д. Лыжный инвентарь, коньки, велосипеды желательны, а инвентарь для занятий в спортивном зале просто необходим.

На наш взгляд физкультурно-оздоровительный клуб должен быть в каждом муниципальном образовании

Штатное расписание физкультурно-оздоровительного клуба зависит от масштаба центра и объема работы. Если физкультурно-оздоровительный клуб создан при учебном заведении, небольшом предприятии, то можно ограничится преподавателем - инструктором, умеющим проводить тестирование и владеющего педагогическим мастерством для проведения занятий. Второй сотрудник должен быть медицинским работником. Он осуществляет вместе с педагогом врачебно-педагогическое сопровождение занятий и помогает проводить тестирование.

Если физкультурно-оздоровительный клуб имеет районный или городской масштаб, то штатное расписание может включать руководителя центра (директора), 2-3 и более инструкторов (педагогов), врача, медицинскую сестру, бухгалтера, администратора, оператора для помощи в проведении тестирования с использованием компьютерных технологий, заведующего складом спортивного

инвентаря. Штатное расписание составляется с учетом объема работы и финансовых возможностей организации.

Практика организации работы по созданию физкультурно-оздоровительного клуба в муниципальных образованиях «Малая Охта» и «Пороховые» Красногвардейского района Санкт-Петербурга выявила следующие проблемные ситуации:

- потребность в большем количестве помещений и площадок для проведений занятий оздоровительной физической культуры (спортивных залов, площадок);

- нехватка инструкторов оздоровительной физической культуры (ОФК);

- недостаток спортивного инвентаря и специального оборудования для занятий ОФК (гимнастические палки, ковры, гантели, мячи, и т.д.);

- отсутствие целевого финансирования для организации и проведения занятий ОФК с населением по месту жительства;

- отсутствие организационной структуры на муниципальном уровне для координации данной работы;

- недостаточное использование СМИ в пропаганде здорового образа жизни, в том числе занятий ОФК.

Самой серьезной проблемой оказалась нехватка инструкторов оздоровительной физической культуры. Установлено, что привлечь к работе инструкторами ОФК можно только пенсионеров с профильным физкультурным образованием и людей, имеющих собственный опыт занятий в различных группах, но при этом не имеющих специальных знаний и навыков проведения занятий. В этой связи была организована подготовка инструкторов ОФК в виде семинара, который включал раздел теоретических знаний по психологии, педагогике и медицине, обучение методическим навыкам и педагогическую практику, зачет по знаниям и навыкам. Недостаток спортивного инвентаря и специального оборудования для занятий ОФК (гимнастические палки, коврики, гантели, мячи, и т.д.) обуславливает необходимость финансирования на его приобретения. Мы столкнулись с проблемой приобретения в муниципальных образованиях, поскольку специальной статьи расхода на инвентарь не предусмотрено. Поэтому средства изыскивались в благотворительных фондах и специальных социальных программах.

В отечественной практике организации массовой спортивной работы по месту жительства существовал опыт выделения денежных средств за счет отчисления трех процентов от оплаты коммунальных услуг жильцов домов. В настоящее время этого источника финансирования нет. Целевые расходы на спортивно-массовую работу в муниципалитетах ориентированы на общественные фонды, что не гарантирует устойчивого финансирования.

Знакомство с основами здорового образа жизни происходит в основном через телевизионные программы, интернет, журналы и газеты. Однако, передач и публикаций подобной направленности недостаточно. В практике работы были предприняты шаги по созданию соответствующего информационного поля за счет регулярных тематических публикаций в муниципальных и районных газетах, телевизионных программ. В этой связи представляется наиболее эффективным создание специальной тематической телевизионной передачи по основам здорового образа жизни, организованной на районном или городском телевизионном канале.

Заключение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обобщение опыта и результаты собственных исследований позволяют утверждать, что физкультурно-оздоровительный клуб, как организационная структура, совмещает в себе функции пропаганды физической культуры, здорового образа жизни, организатора и руководителя самих занятий ОФК, АФК, ЛФК, подготовки инструкторов и издания методической литературы.

Данная структура комплексно решает весь блок вопросов по вовлечению в регулярные занятия физической культурой различных социальных групп населения, осуществляя эту работу по месту жительства. Эта структура наименее затратная и в то же время эффективная по результатам работы.

Штатное расписание и структура физкультурно-оздоровительного клуба определяются масштабом работы и финансовыми возможностями. Опыт работы КМЦ Липецкой области (информационно-аналитический центр развития физической культуры и спорта Липецкой области), Сургута, Саратова, Рязани, Санкт-Петербурга и многих других регионов РФ, несмотря на различные названия и специфику местных условий, подтверждают эффективность работы подобных центров и необходимость их повсеместного создания.

,_а

Сп

Список литературы

1. Филиппов, С.С. Спортивный клуб школы: этап становления: Монография / С.С. Филиппов, Т.Н. Карамышева. - М.: Советский спорт, 2012. -176 с.

2. Филиппов, С.С. Анализ коммерческой физкультурно-спортивной организации как социальной системы / С.С.Филиппов, Н.И.Антонова // Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта. - Вып. 5 (87), СПб, 2012.

3. Гаврилов, Д.Н. Движение, здоровье, образ жизни: методическое пособие / Д.Н.Гаврилов, А.В.Малинин. - СПб.: Петрополис, 2010. - 187 с.

4. Федотова, Г.Г. Физкультурно-оздоровительная работа по местожительству населения: состояние, проблемы, пути решения [Электронный ресурс]/Г.Г. Федотова

// Материалы Всероссийской научно-практической интернет-конференции с международным участием: Медико-социальные аспекты формирования здорового образа жизни: новые взгляды и решения. - Саранск, 2012. - Режим доступа http://www.conference-mgpi.ru/1/1-3-Fedotova.html. - (Дата обращения 21.03.2015).

5. Бондаренко, М.П. Совершенствование процесса организации деятельности физкультурно-оздоровительных клубов Волгограда: монография / М.П. Бондаренко, М.П. Лях. - Волгоград: ФГОУ ВПО «Волгоградская ГАФК», 2012. - 90 с.

6. Вапнярская, О.И. Зарубежный опыт управления массовым спортом / О.И. Вапнярская, М.И. Золотов // Менеджмент в России и за рубежом. - №3. - М., 2012. - С. 1-5.

щ

References

1. Filippov, S. S. Sports club schools: stage of development: Monograph / S. S. Filippov, T. N. Karamysheva. - M.: Soviet sport, 2012. - 176 p.

2. Filippov, S. S. Analysis of commercial sports organization as a social system / S. S. Filippov, N. And.Antonova // scientific notes of University named after P. F. Lesgaft. - Vol. 5 (87), Saint-Petersburg, 2012.

3. Gavrilov, D. N. Movement, health, lifestyle: methodical manual / D. N. Gavrilov, A.V. Malinin. - SPb.: Petropolis, 2010. - 187 p.

4. Fedotov, G. G. Physical exercise at domicile population: status, problems and solutions [Electronic resource] / G. G. Fedotov // Materials of all-Russian scientific-practical Internet-conference with international participation: Medical social aspects of a healthy lifestyle: new views and decisions. - Saransk, 2012. - Access mode http://www.conference-mgpi.ru/1/1 -3-Fedotova.html. - (21.03.2015).

5. Bondarenko, M. P. Improvement of the process of organizing the activities of sports and recreation clubs in Volgograd: monograph / M. P. Bondarenko, M. P. the Pole. -Volgograd: FGOU VPO "Volgograd GAFK", 2012. - 90 S.

6. Vapniarka, O. I. Foreign experience of management of mass sport / Vapniarka O. I., Zolotov M. I. // Management in Russia and abroad. - No. 3. - M., 2012. - S. 1-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.