УДК 336.58
Казак Анатолий Николаевич
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и туристского бизнеса Гуманитарно-педагогическая академия КФУ им. В.И.Вернадского
(филиал в г. Ялта)
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ В КРЫМУ
Статья посвящена анализу нынешнего состояния и перспектив развития системы спортивно-оздоровительных центров в Крыму. Улучшение состояния физической культуры и спорта в нашей стране и в Крыму, в частности, требует комплексного и системного подхода. Необходимо сделать акцент как на изменении базовых социальных ценностей и образа жизни граждан, так и на создании оптимальных условий для регулярных занятий физической культурой. Разработка стратегии является оптимальным решением проблемы в условиях реформирования бюджетного процесса, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами и переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования.
Ключевые слова: спортивно-оздоровительные центры, массовый спорт, спорт высоких достижений, экономика сферы обслуживания.
Jel classification code: L 830
Anatoly Kazak
PhD, Associate Professor
Department of Management and tourism Business Humanities and Education
Academy CFI them. Vernadsky( branch in Yalta)
FUTURE DEVELOPMENT OF SPORT CENTERS IN CRIMEA
This article analyzes the current state and prospects of development of fitness
centers in the Crimea. Improvement of physical culture and sport in our country and in
Crimea, in particular, requires a comprehensive and systematic approach. It is
necessary to focus on changing the basic social values and way of life of citizens and
on the creation of optimal conditions for regular physical training. Developing a
81
strategy is the optimum solution in terms of reforming the budget process to shift the focus from cost management to control the results and go mainly to program-target method of budget planning.
Keywords: fitness centers, mass sports, sports of high achievements, economy of public sector.
Jel classification code: L 830
Во всем мире признано, что занятия физической культурой и спортом являются не только средством поддержания и укрепления здоровья, профилактики различных заболеваний и вредных привычек, но и важным фактором предупреждения асоциального и противоправного поведения молодежи, и в частности, распространения наркомании. Физкультурно-спортивная профилактическая деятельность должна предусматривать проведение активных профилактических мероприятий, направленных на:
- развитие личностных ресурсов, обеспечивающих формирование у детей, подростков и молодежи социально-нормативного стиля с преобладанием ценностей духовного и телесного здоровья;
- формирование личной позиции и активности в достижении спортивных результатов, успешного и ответственного поведения в борьбе за спортивные показатели, как личные, так и командные;
- применение инновационных спортивных технологий, обеспечивающих освоение ценностей физической культуры и спортивного стиля жизни;
- развитие эффективных форм и способов организации и проведения позитивно-ориентированной физкультурно-спортивной деятельности.
Очевидно, что развитие физической культуры и спорта в нашей стране и в
Крыму, в частности, требует комплексного и системного подхода. Как путем
изменения базовых социальных ценностей и образа жизни граждан, так и путем
создания оптимальных условий для регулярных занятий физической культурой,
без которых негативная ситуация, связанная с состоянием здоровья населения и
82
социальной демографией еще более усугубится. Разработка стратегии, является оптимальным решением проблемы в условиях реформирования бюджетного процесса, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами и переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования.
Привлечение большинства населения к занятиям физической культурой, а также успехи на международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, ее военной и политической мощи. О необходимости повышенного государственного внимания к вопросам формирования потребности в занятиях физической культурой у широких масс граждан свидетельствует социально-демографическая статистика. Показатели здоровья и физической подготовки детей, молодежи, призывников, рост алкоголизма и наркомании говорят об остроте проблемы развития массового спорта. По данным международных организаций, Российская Федерация находится на 103-м месте в мире по показателю ожидаемой продолжительности жизни (71 год). В то же время в Австралии, Великобритании и других развитых странах, где реализуются стратегические программы в области физической культуры, показатель ожидаемой продолжительности жизни приближается к 80 годам.
Многолетние научные исследования показывают, что по сравнению с людьми, не занимающимися спортом, люди активно и регулярно занимающиеся спортом, в 1,5 раза меньше страдают от утомляемости; в 2 раза реже болеют заболеваниями органов пищеварения; в 2,5 раза реже — гипертонической болезнью, в 3,5 раза реже — хроническим тонзиллитом, в 2 раза реже — гриппом. Как результат, люди, активно занимающиеся спортом, в 2,3 раза реже пропускают работу по состоянию здоровья.
Несмотря на повышение в последнее время бюджетного финансирования физической культуры и спорта, направленность и объем государственных и муниципальных расходов далеки от оптимальных. Так, средняя сумма израсходованных на физическую культуру и спорт средств, приходящихся на 1
человека в год, составила в 2014 году в Российской Федерации — 258,5 рублей, в то время как, например, в Италии она составляет в рублевом эквиваленте около 1550 рублей, а в Великобритании — 2200 руб.
В свое время в трудовом законодательстве была целая статья, регулирующая формы использования физической культуры и спорта. Организация занятий физической культурой и спортом рассматривалась как составная часть научной организации труда, снятия утомления, как профилактика профессиональных заболеваний.
Имеющийся зарубежный опыт показывает, что в Италии налоговым законодательством в обязательном порядке предусматривается отчисление 0,5% от суммы подоходного налога физических лиц на различные общественно-полезные нужды по выбору граждан, что позволило существенно увеличить налоговые отчисления граждан на деятельность спортивных клубов, организацию спортивных секций. В Германии существенную роль при формировании финансовых резервов, предназначенных для развития массовой физической культуры и спорта, играет местная система налогообложения, которая представляет клубам, имеющим статус общественно-полезной организации, налоговые льготы.
Общая ситуация сегодняшнего состояния физической культуры и спорта в Крыму характеризуется следующими факторами.
Во-первых, низкий процент населения, занимающегося физической культурой и спортом. В нашей стране он составляет чуть больше 12%, в экономически развитых странах он достигает 40-50%. Зарубежный опыт показывает, что эффективность средств физической культуры и спорта в профилактической деятельности по охране и укреплению здоровья, в борьбе с наркоманией, алкоголизмом, курением и правонарушениями, особенно среди молодежи, исключительно высока.
Во-вторых, сокращение на полуострове числа спортивных сооружений. В 90-е годы многие предприятия в процессе приватизации или под предлогом невозможности содержания спортивных объектов продали их либо
перепрофилировали. В настоящее время серьезной проблемой продолжает оставаться отсутствие современных спортивных сооружений для занятий физической культурой по месту жительства. Повсеместно возводятся новые здания и микрорайоны, но спортивные сооружения для занятий детей и взрослого населения не строятся. Следует отметить, что в некоторых областях имеет место низкая обеспеченность спортивными сооружениями по сравнению с государственными нормативами.
В-третьих, слабой стороной физической культуры и спорта является физкультурно-спортивная и оздоровительная работа с населением по месту жительства. К одним из недостатков физической культуры и спорта относится отсутствие системы развития студенческого спорта. Существовавшая стройная система студенческого спорта была разрушена еще в годы «перестройки» и нуждается в скорейшем воссоздании на новом этапе развития. Поэтому студенческому спорту следует уделять особое внимание.
Так же можно отметить недостаточную работу по пропаганде ценностей физической культуры и спорта в средствах массовой информации, отсутствие целенаправленной работы по физическому воспитанию в образовательных учреждениях с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, недостаточные условия для развития детско-юношеского спорта. К одной из проблем относится отсутствие устойчивой мотивации и материальной заинтересованности специалистов высокой квалификации, работающих в отрасли «Физической культуры и спорта».
Благодаря принятому в последние годы в Российской Федерации комплексу мер по поддержке развития физической культуры и спорта, решений о поддержке спортивных организаций и других проектов удалось преодолеть тенденцию неуклонного снижения потенциала отрасли.
Решение поставленных в этих документах задач возможно только на основе развитой спортивной инфраструктуры с применением современных методологических решений. При этом область физической культуры и спорта
многогранна, охватывает различные сферы деятельности, отличающиеся содержанием реализуемых внутри них мероприятий и целевыми аудиториями.
Из таблицы 1 мы видим количественное состояние спортивных сооружений полуострова. На сегодняшний день около 98% (2480) спортивных сооружений Республики Крым нуждаются в проведении реконструкции и капитальном ремонте. Необходимо строительство новых сооружений, которые должны отвечать и международным и российским стандартам. Это всего порядка 19-ти объектов, подготовка проектно-сметной документации по которым начнется в 2015 году, а ввод в эксплуатацию произойдет в последующем, вплоть до 2020 года. Таблица 1
Спортивные сооружения Республики Крым на 2015год
(по данным органов самоуправления муниципальных образований)
Всего В том числе:
стадионы с трибунами плоскостные спортивные сооружения спортивные залы плавательные бассейны
Республика Крым 2531 46 1345 694 12
городские округа
Симферополь 57 9 5 249 103 5
Алушта 46 1 20 13 -
Армянск 59 2 29 6 1
Джанкой 54 1 27 14 -
Евпатория 109 1 73 14 3
Керчь 117 3 60 42 1
Кр аснопер екопск 30 1 13 8 -
Саки 111 2 47 35 —
Судак 27 18 9 -
Феодосия 67 1 31 28 -
Ялта 61 1 24 30 -
муниципальные районы
Б ахчис ар айский 206 1 146 29 -
Белогорский 40 3 3 32 -
Джанкойский 161 104 29 -
Кировский 67 1 34 20 -
Красногвард ейский 121 7 69 43 2
Кр аснопер екопский 48 5 25 18 -
Ленинский 110 1 62 28 -
Нижнегорский 53 4 27 22 -
Первомайский 95 1 72 18 -
Р аз д ол ьненский 83 1 63 19 -
Сакский 134 2 76 56 -
Симф ер ополь ский 74 1 29 44 -
Советский 44 1 24 19 -
Черноморский 35 - 20 15 -
На основе исследования современного состояния и деятельности спортивно-оздоровительных комплексов выявлены причины, сдерживающие их развитие. К ним относятся:
- отсутствие единой информационно-технической базы массового спорта;
- отсутствие обоснованных приоритетов формирования материально -технической базы регионов;
- слабая государственная поддержка в области развития спортивно-оздоровительных комплексов;
- отсутствие возможности использования спортивных сооружений учебных заведений и опыт тренерской работы преподавателей для развития массового спорта в стране и др.
Широкомасштабная приватизация без поддержки физкультуры как социально-значимой сферы жизни человека привела к перепрофилированию и закрытию большого числа спортивно-оздоровительных комплексов, а также к неравноценному соотношению основной и дополнительной непрофильной деятельности, осуществляемой спортивными организациями.
С технической (конструктивной) точки зрения спортивно-оздоровительные центры (СОЦ) представляют специально оборудованные инженерно-строительные объекты, располагающиеся самостоятельно или входящие в комплексные сооружения и предназначенные для проведения учебно-тренировочных, физкультурно-оздоровительных занятий, спортивных соревнований и других физкультурно-массовых мероприятий. Исследуемые объекты являются составляющей инфраструктуры отдельно взятого вида спорта и включают как действующие сооружения, так и находящиеся на реконструкции и капитальном ремонте, отвечающие правилам соревнований по видам спорта, имеющие паспорта или учетные карточки (плоскостные спортивные сооружения), зарегистрированные в установленном порядке.
Спектр видов СОЦ на территории РФ широк (см. рис. 1):
Рис. 1. Виды спортивно-оздоровительных сооружений Помимо приведенной выше классификации физкультурно-спортивные сооружения следует отнести к одной из пяти категорий, установленных в РФ (табл. 2).
Таблица 2
Классификация спортивно-оздоровительных центров по категориям
Категория сооружения Назначение СОЦ Виды СОЦ
Высшая Учебно-тренировочная работа спортсменов высшей квалификации — членов национальных команд страны по видам спорта; проведение соревнований по международным правилам Базы подготовки национальных команд, учебно-тренировочные базы республиканских центров олимпийской подготовки по видам спорта; стадионы, включающие в себя спортивные арены с футбольными полями, принятые соответствующими комиссиями представителей ФИФА и УЕФА и др.
Первая Учебно-тренировочная работа спортсменов высшей квалификации; проведение международных и республиканских соревнований Хоккейные коробки с искусственным льдом; спортивные залы универсального использования размером 42 х 24 х 8, с деревянным или синтетическим покрытием; все лыжные спортивные трамплины; все конькобежные дорожки и др.
Вторая Учебно-тренировочная работа спортсменов массовых разрядов; проведение национальных и региональных соревнований по видам спорта (чемпионаты и первенства страны, области, города) Специализированные ванны для водного поло; трассы спортивные: легкоатлетические, кроссовые, лыжные, для ориентирования, велосипедные; базы, в состав которых входит лыжный стадион и др.
Третья Массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные занятия или массовые соревнования Все бассейны, независимо от размеров, не имеющие залов для сухого плавания; все лыжные базы; площадки спортивные, площадки для ручных игр и др.
Четвертая Физкультурно-оздоровительная работа Физкультурно-оздоровительные сооружения (помещения)
Для оценки масштаба СОЦ необходимо их ранжировать по степени убывания площади. Наиболее масштабной учетной единицей является спортивно-оздоровительный комплекс, представляющий группу спортивных корпусов (возможно и вместе с открытыми плоскостными сооружениями), объединенных общностью территории.
Анализируя функционирование СОЦ, следует отметить диверсификацию и широкий профиль оказываемых ими спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг. В идеале спортивно-оздоровительный центр стремится занять все рыночные ниши для максимизации прибыли. Каждый вид услуг как процесс двигательной активности человека диктует определенную специфику организации спортивной зоны.
В целях анализа эффективности использования СОЦ все зоны необходимо сегментировать по назначению следующим образом (таблица 3):
1) основные зоны — предназначены для непосредственного проведения в них учебно-тренировочных, физкультурно-оздоровительных занятий, спортивных, культурно-зрелищных и общественных мероприятий;
2) дополнительные зоны — включают сопутствующие услуги, не относящиеся к физкультурно-спортивной сфере (например, деятельность, связанная с розничной торговлей; деятельность, направленная на организацию питания посетителей, относится к общественному питанию);
3) вспомогательные (технические) зоны, необходимые для обслуживания занимающихся, посетителей, зрителей, а также для обеспечения эксплуатации спортивно-оздоровительного центра.
Таблица 3
Сегментирование функциональных зон спортивно-оздоровительных _центров
Основные зоны Вспомогательные зоны Дополнительные зоны
- залы для групповых занятий; - тренажерная зона; - зона для занятий игровыми видами спорта; - учебно-тренировочная зона; - зона бассейна - зона рецепции; - административно-управленческая зона; - помещения медицинского обслуживания; - зона раздевалок; - зона душевых кабин; - зона отдыха и другие - СПА; - сауна; - массажный кабинет; - косметический кабинет; - фитнес-бар; - солярий; - спортивный магазин и др.
Можно отметить, что в наиболее развитых в спортивном отношении странах бюджетное финансирование развития физической культуры и спорта от ВВП составляет от 1,5 — до 3 %, в России — 0,17 — 0,2%, т.е. примерно в 10 раз меньше.
Говоря о финансовом обеспечении, отметим, что в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года предусматривается снижение территориальной дифференциации в развитии физической культуры и спорта за счет сбалансированного подхода на основе учета социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В Стратегии обращается внимание и на развитие спортивной индустрии, в том числе и спортивно-зрелищной. К сожалению, вопросы предоставления платных услуг сегодня в стране решаются неэффективно. В то время как, например, в Австрии доходы от спортивно-оздоровительных услуг составляют около 2% от ВВП, в Швейцарии — 1,8%, в нашей стране этот показатель составляет всего 0,06%. Для расширения предоставления спортивно-оздоровительных услуг в Стратегии планируется разработка комплекса мер по развитию малого предпринимательства, частно-государственного партнерства в
области физической культуры и спорта.
90
Целесообразно реализовать механизм государственно-частного партнерства (ГЧП), по нетиповым схемам соглашений, в соответствии с которыми должны заключаться концессионные соглашения в отношении объектов массовой физической культуры и спорта. К примеру, в Дании и Шотландии механизм ГЧП представлял из себя передачу новому собственнику муниципальных активов, при условии их дальнейшей модернизации и последующей арендой муниципалитетом, при этом сохранялась возможность обратного выкупа через определенный срок по фиксированной цене. Для частных компаний-участников обеспечивался режим налоговых льгот на весь период работы проекта.
В нашей стране инструменты ГЧП в основном применяются для осуществления крупных инфраструктурных проектов, хотя, мы считаем, что использование зарубежного опыта по привлечению частных инвестиций по схеме государственно-частного партнерства для создания и реконструкции спортивных оздоровительных центров могло бы позволить построить новые и значительно модернизировать имеющиеся спортивные объекты в Крыму (таблица 4).
Таблица 4
Реестр инвестиционных проектов, реализующихся на территории
Республики Крым
Реквизиты Наименование инвестора, Краткое описание Планиру-
инвест- инвестиционным проект инвестиционного проекта емым
соглашени объем
я (номер, инвестици
дата) й, млн. руб-,
Алушта
№26 ООО «КЭСИ» Модернизация оздоровитель 201 897
от Модернизация оздоровитель но-спортивного лагеря
24.07.2015 но-спортивного лагеря «Икар» и создание на его базе Центра восточной медицины «Икар» и создание на его базе Центра восточной медицины, на земельном участке ориентировочной площадью 3,0261 га
Евпатория
№36 ООО «АРЕНА-КРЫМ» Строительство спортивных 180 000
от сооружении: стадиона
16.10.2015 Строительство и эксплуатация многофункционального спортивного комплекса «Арена-Крым» с легкоатлетическим ядром, многофункционального рекреационно-гостиничного комплекса с сопутствующей инфраструктурой на земельных участках ориентировочной площадью 5,6 га, расположенным по адресу: Российская Федерация, Республика Крым, г. Евпатория, ул. Интернациональная 162-б
Саки
№42 от 09.11.2015 ООО «СПОРТ ИНВЕСТ» Строительство спортивно-оздоровительного комплекса «Нельсон» с аквапарком Строительство спортивно-оздоровительного комплекса «Нельсон» с аквапарком на земельном участке общей площадью 3,3 га 403 406
Черноморский район
№34 от 08.10.2015 ООО «Экстрим Крым» Extreme Крым — территория экстремальных удовольствий Строительство спортивно-развлекательного комплекса, комплексного кемпинга с разным уровнем комфорта и условий размещения, школы парусного спорта, дайвцентра, спортивных объектов для экстремальных видов спорта. Строительство предполагается на земельном участке ориентировочной площадью 4 га, расположенном по адресу: Черноморский р-он, Оленевское сельское поселение, мыс Тарханкут. 10 950
В федеральную программу развития физической культуры и спорта в Крымском федеральном округе вошли 8 объектов для массового спорта и 2 федеральных спортивно-тренировочных центра за счет средств федерального бюджета.
В перечень вошли Крымское высшее училище олимпийского резерва, Центр подготовки сборных команд Крыма и Симферополя, Дворец спорта в Евпатории, Детско-юношеская школа олимпийского резерва по пулевой стрельбе, Региональный спортивно-тренировочный центр «Авангард», Центр подготовки сборных команд Республики Крым «Спартак».
Республике нужны трансформерные многофункциональные спортивные комплексы с количеством посадочных мест около 8 тысяч, способные принять первенство мира по любому из видов спорта. Кроме того, образовательные программы, программы, связанные с развитием культуры тоже требуют такого сооружения. За последние 20 лет в Крыму было создано единственное новое спортивное сооружение — Национальный центр паралимпийской и дефлимпийской подготовки и реабилитации инвалидов в Евпатории, строительство которого финансировалось из госбюджета Украины.
Сумма средств на эти цели составляет 2,4 млрд. руб., а также на реконструкцию спортивных объектов предусмотрена аналогичная сумма. Всего по республиканской программе развития физкультуры и спорта затраты составляют 17,4 млрд. руб., из которых 4,9 млрд.руб. должны поступить из федерального бюджета и 12,5 млрд. руб. — из республиканского.
Программа по развитию спорта в Крыму и г. Севастополь рассчитана на 5 лет. Этого периода достаточно для полной интеграции спортивного и любительского спорта в жизнь России. Многие учебные заведения Крыма и Севастополя уже приглашены к участию в универсиадах и крупных спортивных мероприятиях по всей России. Образовательные элементы новой программы будут внедрены в систему школьного образования. Будут построены десятки новых спортивных объектов и реконструированы уже существующие.
Также было принято решение вести работу по выявлению пустующих помещений — цокольных этажей и пристроек к зданиям, которые могут отлично подойти для создания спортивных секций в микрорайонах. Два-три таких объекта в каждом микрорайоне дадут возможность подросткам тренироваться по месту жительства, что называется, в шаговой доступности. В настоящее время проводится инвентаризация, и выявленные объекты, подходящие для организации в них спортивных секций, станут хорошим дополнением к основной программе.
План реализации проектов разделён на четыре этапа: краткосрочные, которые будут реализованы до 31 декабря 2015 года, среднесрочные,
рассчитанные на 2015-2017 годы, а также проекты крупного капиталовложения (до 2020 года) и проекты капитального строительства (до 2025 года). В таблице 4 приведен реестр ряда инвестиционных проектов, реализующихся на территории Республики Крым.
Литература
1. Вапнярская О.И., Золотов М.И. Зарубежный опыт управления массовым спортом. / Управление за рубежом. // Менеджмент в России и за рубежом. — 2008. — №3. — http://www.mevriz.rU/articles/2003/3/1119.html
2. Галкин В.В. Экономика спорта и спортивный бизнес : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. — М. : Кнорус, 2006. — 318 с. : ил. — Библиогр. в конце кн. и в подстроч. прим.
3. Казак А.Н., Курч В.А. Социальные эффекты осуществления крупных инвестиционных проектов/ А.Н.Казак, В.А.Курч / Гуманитарные науки. — КГУ, Ялта 2012. -№ 242 — С.43-44
4. Путилина С.С. Спонсорство физической культуры и спорта // Физ. воспитание и спорт. тренировка. — 2011. — № 1 (1). — С. 148-152.
5. Экономика физической культуры и спорта: Учебное пособие /под ред. В.У.Агеевца, Р.М.Орлова. — С.Пб.ГАФК, 2000.
6. Чеснова Е.Л., Лебедев В.И. Предпринимательство в сфере физической культуры и спорта: учебно-методическое пособие. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. — 113 с. http://window.edu.ru/resource/078/76078
7. Фарберова О.Е. Роль российского предпринимательства в индустрии спорта // Культура физ. и здоровье. — 2012. — № 4. — С. 70-72.
8. Шевченко А. А. Социально-экономические предпосылки развития туристско-рекреационных кластеров в Крымском и Южном федеральных округах// Крымский научный вестник. — №4 — 2015 г., Том 1. «Экономические науки», с. 249-259. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://krvestnik.ru/pub/2015/09/ShevchenkoAA1.pdf
References
1. Vapnjarskaja O.I., Zolotov M.I. Zarubezhnyj opyt upravlenija massovym sportom. / Upravlenie za rubezhom. // Menedzhment v Rossii i za rubezhom. — 2008. — №3. — http://www.mevriz.ru/articles/2003/3/1119.html (in Russian)
2. Galkin V.V. Jekonomika sporta i sportivnyj biznes : ucheb. posobie dlja studentov vyssh. ucheb. zavedenij. — M. : Knorus, 2006. — 318 s. : il. — Bibliogr. v konce kn. i v podstroch. prim. (in Russian)
3. Kazak A.N., Kurch V.A. Cocial'nye jeffekty osushhestvlenija krupnyh investicionnyh proektov/ A.N.Kazak, V.A.Kurch / Gumanitarnye nauki. — KGU, Jalta 2012. -№ 242 — S.43-44 (in Russian)
4. Putilina S.S. Sponsorstvo fizicheskoj kul'tury i sporta // Fiz. vospitanie i sport. trenirovka. — 2011. — № 1 (1). — S. 148-152. (in Russian)
5. Jekonomika fizicheskoj kul'tury i sporta: Uchebnoe posobie /pod red. V.U.Ageevca, R.M.Orlova. — S.Pb.GAFK, 2000. (in Russian)
6. Chesnova E.L., Lebedev V.I. Predprinimatel'stvo v sfere fizicheskoj kul'tury i sporta: uchebno-metodicheskoe posobie. — Tomsk: Izd-vo Tomskogo politehnicheskogo universiteta, 2010. — 113 s. http://window.edu.ru/resource/078/76078 (in Russian)
7. Farberova O.E. Rol' rossijskogo predprinimatel'stva v industrii sporta // Kul'tura fiz. i zdorov'e. — 2012. — № 4. — S. 70-72. (in Russian)
8. Shevchenko A. A. Social'no-jekonomicheskie predposylki razvitija turistsko-rekreacionnyh klasterov v Krymskom i Juzhnom federal'nyh okrugah// Krymskij nauchnyj vestnik. — №4 — 2015 g., Tom 1. «Jekonomicheskie nauki», s. 249-259. [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://krvestnik.ru/pub/2015/09/ShevchenkoAA1.pdf (in Russian)