Научная статья на тему 'Теоретические основы местного самоуправления и развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании'

Теоретические основы местного самоуправления и развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5144
1231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / MUNICIPALITIES / SPORTS AND SPORTING ACTIVITIES / LOCAL GOVERNMENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Аллянов Ю. Н., Белогорцева Ю. А., Киртбая И. В.

В статье рассматриваются теоретические основы развития физической культуры в муниципальном образовании. Проанализированы основные проблемы и перспективы развития спорта. Выявлена роль муниципального образования в спорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Аллянов Ю. Н., Белогорцева Ю. А., Киртбая И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASIS OF LOCAL GOVERNMENT AND THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE MUNICIPALITY

The article discusses the theoretical basis for the development of physical culture in the municipality. The main problems and prospects of the development of sport have analyzed. The role of the municipality in the sport has revealed.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы местного самоуправления и развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аллянов Ю.Н.,к.п.н., доцент, заведующий кафедрой «Физическое воспитание» ФГОБУ ВПО «Финансовый Университет при

Правительстве РФ»

Белогорцева Ю.А., студентка факультета «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовый

Университет при Правительстве РФ» Киртбая И.В.,бакалавр факультета «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовый Университет при

Правительстве РФ»

В статье рассматриваются теоретические основы развития физической культуры в муниципальном образовании. Проанализированы основные проблемы и перспективы развития спорта. Выявлена роль муниципального образования в спорте.

Ключевые слова: муниципальные образования, физкультурно-спортивная деятельность, органы местного самоуправления.

THEORETICAL BASIS OF LOCAL GOVERNMENT AND THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE MUNICIPALITY

Allyanov Y., Ph.D.,associate professor,Physical education chairholder, Financial University under the Government of the Russian Federation Belogortseva Y., student of the State and municipal management faculty, Financial University under the Government of the Russian

Federation

Kirtbaya I., bachelor of the State and municipal management faculty, Financial University under the Government of the Russian Federation

The article discusses the theoretical basis for the development of physical culture in the municipality. The main problems and prospects of the development of sport have analyzed. The role of the municipality in the sport has revealed.

Keywords: municipalities, sports and sporting activities, local governments.

Физическая культура и спорт представляют собой сложную, комплексную и динамично развивающуюся сферу общественных отношений. В свою очередь система управления, существующая в отечественной физкультурно-спортивной сфере, охватывает широкий спектр физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг и определяет достижение цели — высокой социально-экономической результативности в текущем, среднесрочном и стратегическом периодах времени в плане качественного улучшения состояния здоровья и физического совершенствования населения, первую очередь, подрастающего поколения.

Управление физической культурой и спортом в России характеризуется такими основными признаками как комплексность и целостность, которые, в свою очередь, обусловлены сформировавшейся в годы реформ системой организации государственного, муниципального и общественного управления физкультурно-спортив-ной деятельностью в стране.

На всех уровнях управления материализуются идеи и принципы учета социальных и эколо-гических аспектов в экономической деятель-ности - начиная от разработки и внедрения государственных и национальных программ и стандартов, построения систем управления в крупнейших бизнес-корпорациях и закан-чивая формированием новых моделей обще-ственного и личного поведения. Спорт в этом смысле не стал исключением, получая все большее признание и находя ши-рокое применение в качестве инструмента раз-вития. Благодаря относительно низкой стои-мости и высокой отдаче спорт занял прочную позицию среди доступных средств гу-манитар-ного развития и миротворчества, занимая су-щественное место в программах развития ООН, некоммерческих организаций (НКО) и органов власти различного уровня.

Традиционно спорт рассматривается как возможность проявления высших способностей человека в гармонии с окружающей природой. Многие виды спорта непосредственно зависят от состояния природной среды. Кроме того, непосредственная подготовка к проведению круп-ных спортивных мероприятий, таких как Олимпийские Игры, чемпи-онаты мира и континентов, требующая значительных ресурсов и созда-ния соответствующей инфраструктуры, может оказывать существенное воздействие на состояние природы, социальной и экономической сфе-ры.

Концепция олимпийского движения с момента его зарождения в Древней Греции и до наших дней имеет богатое мировоззренческое со-держание, которое наряду с демонстрацией безграничных физических возможностей человека, несет в себе гуманистические идеи утверждения человеческого досто-инства, миролюбия и объединения людей.

Олимпийское движение последовательно превращает Игры в

при-мер успешной реализации концепции устойчивого развития и средство распространения знаний и информации о необходимости бережного отношения к окружающей среде и учете социальных и экологических аспектов при подготовке и проведении крупнейших спортивных собы-тий.

Спорт играет важную роль в продвижении социальной ин-тег-рации, охраны окружающей среды и экономического развития в различных географических, культурных и политических контекстах. Спорт является мощным инструментом для укрепления социальных свя-зей и сетей, продвижения бережного отношения к природе, а также рас-пространения идеалов мира, братства, солидарности, ненасилия, тер-пимости и справедливости. Согласно Международной рабочей группе по спорту на благо мира и развития, спорт рассматривается как дея-тельность, в наибольшей степени способствующая:

■ личностному развитию;

■ укреплению здоровья и профилактике заболеваний;

■ продвижению гендерного равенства;

■ социальной интеграции и развитию социального капитала;

■ созиданию мира и предотвращению / разрешению конфликтов;

■ помощи /восстановлению после чрезвычайных событий и нормали-зации жизни;

■ экономическому развитию;

■ коммуникациям и социальной мобилизации.

Роль спорта как важного инструмента для укрепления мира и соци-ального развития подчеркивается в нескольких ключевых документов ООН, в том числе - в Декларации тысячелетия 2000 года, в итоговом до-кументе Всемирной встречи на высшем уровне 2005 года и документах Совещания на высшем уровня по результатам достижения ЦРТ в 2010 году. Эти документы отражают растущее признание спорта в качестве одного из базовых прав человека, с одной стороны, и в качестве важно-го инструмента, интегрирующего воедино все аспекты устойчивого раз-вития, с другой.

Сфера физической культуры и спорта делится на две большие части: профессиональный спорт (спорт высших достижений) и массовая физическая культура и спорт. В общем контексте развития упор всегда делается на массовый, а не элитный спорт. Даже при организации и проведении мега-мероприя-тий, связанных со спортом высших достижений, организаторы и другие заинтересованные стороны во главу угла ставят влияние мега-событий на популяризацию здорового образа жизни в целом и физической ак--тивности в частности, развитие инфраструктуры общественного поль-зования и создание долгосрочного наследия для всех. Профессиональным спортом занимаются федеральные и региональные

96 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №1 2014 |

органы государственной власти, массовой физической культурой и спортом - органы местного самоуправления.

На муниципальном уровне регулирование вопросов развития физической культуры и спорта осуществляет соответствующее структурное подразделение администрации - Комитет по физической культуре и спорту.

Основными задачами комитета являются:

1. Обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта на территории городского округа.

2. Организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий на территории городского округай.

Основные функции комитета:

1. Определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта с учетом местных условий и возможностей в городском округе, принятие и реализация местных программ развития физической культуры и спорта.

2. Популяризация физической культуры и спорта среди различных групп населения городского округа.

3. Организация проведения муниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на территории городского округа, а также организация физкультурно-спортив-ной работы по месту жительства граждан.

4. Утверждение и реализация календарных планов физкультурных и спортивных мероприятий городского округа.

5. Организация медицинского обеспечения официальных физкультурных и спортивных мероприятий в городском округе.

6. Содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении на территории городского округа официальных физкультурных и спортивных мероприятий.

7. Участие в разработке и реализации планов и программ комплексного социально-экономического развития городского округа в части развития физической культуры и массового спорта.

8. Разработка предложений по усилению роли физической культуры и спорта в укреплении здоровья населения, организации досуга детей, подростков и молодежи, и профилактике негативных социальных явлений среди них, осуществление физической подготовки граждан допризывного и призывного возраста к военной службе.

9. Ведение в установленном порядке реестра физкультурных и спортивных организаций ведущих свою деятельность на территории городского округа, заключение договоров о совместной деятельности со спортивными организациями, включенными в реестр, на приоритетной основе.

10. Утверждение порядка формирования спортивных сборных команд городского округа, осуществление их обеспечения.

11. Осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами городского округа.

В настоящее время разработана целая система управления физической культурой и спортом, в которой задействованы как федеральные, так и региональные и местные органы властные структуры. Отрабатываются принципы взаимодействия с общественными организациями и федерациями по различным видам спорта. Решающую организационную функцию в этом процессе выполняет Совет при ПрезидентеРФ по физической культуре и спорту.

Местное самоуправление рассматривается как специфический уровень власти, организационные формы которой вырабатываются самим населением, как сферой гражданской самостоятельности и общества по активности населения. Как власть народа местное самоуправление является элементами гражданских обществ. В отличие от других институтов гражданского общества местное самоуправление тесно взаимодействует с государством и его органами, которые передают ему часть своих функций. Этим определяется уникальность местного самоуправления, сложная и противоречивая совокупность всех взаимоотношений государства, гражданского общества, местного самоуправления.

Полномочия органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта:1

В целях решения вопросов местного значения по обеспечению условий для развития на территориях муниципальных образований физической культуры и массового спорта, организации проведения

официальных физкультурных мероприятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований к полномочиям органов местного самоуправления относятся:

1) определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта с учетом местных условий и возможностей, принятие и реализация местных программ развития физической культуры и спорта;

2) популяризация физической культуры и спорта среди различных групп населения;

3) организация проведения муниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства граждан;

4) утверждение и реализация календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований;

5) организация медицинского обеспечения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований;

6) содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении на территориях муниципальных образований официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;

7) утверждение порядка формирования спортивных сборных команд муниципальных районов и городских округов, их обеспечение;

8) участие в организации и проведении межмуниципальных, региональных, межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнований и учебно-тренировочных мероприятий спортивных сборных команд Российской Федерации и спортивных сборных команд соответствующего субъекта Российской Федерации, проводимых на территориях муниципальных образований;

9) оказание содействия субъектам физической культуры и спорта, осуществляющим свою деятельность на территориях муниципальных образований;

10) осуществление иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставами муниципальных образований полномочий.2

В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области физической культуры и спорта устанавливаются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Для улучшения создания условий развития физической культуры и спорта создаются местные и региональные спортивные федерации. Местная спортивная федерация создается и действует в целях развития определенного вида или определенных видов спорта на территориях муниципального района, городского округа, внутригородского муниципального образования города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга. По одному виду спорта на территории субъекта Российской Федерации соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан аккредитовать только одну региональную спортивную федерацию. Государственная аккредитация осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и по согласованию с общероссийской спортивной федерацией по соответствующему виду спорта.

Следует отметить, что спортивным клубам могут оказывать содействие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления посредством:

1) строительства, реконструкции, ремонта спортивных сооружений и иных объектов спорта;

2) передачи в безвозмездное пользование или долгосрочную аренду на льготных условиях помещений, зданий, сооружений, являющихся собственностью Российской Федерации или субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственностью;

3) обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием;

1Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ"О физической культуре и спорте в Российской Федерации" 2 Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. Ю29-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

ТЯАШРОЯТ ВиБШБББ Ш ЯШ81А | №1 2014 | 97

4) оказания иной поддержки в порядке и в случаях, которые установлены нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации или муниципальными правовыми актами.

Порядок утверждения положений (регламентов) об официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях муниципального образования, требования к содержанию этих положений (регламентов) устанавливаются органами местного самоуправления.

На современном этапе развития органы местного самоуправления создают условия для развития физической культуры и спорта по месту жительства и месту отдыха граждан, в том числе путем привлечения специалистов в области физической культуры и спорта.

Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления совместно с общественными объединениями инвалидов способствуют интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему физической культуры, физического воспитания и спорта посредством физкультурно-спортивных организаций.

Физическая культура и спорт являются универсальным средством укрепления здоровья, профилактики асоциального поведения населения, в работе органов местного самоуправления основное внимание следует уделить тем направлениям физкультурно-спортивной деятельности, которые обеспечат максимальное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Такими направлениями являются: организация физкуль-турно-спортивной работы с населением по месту жительства; развитие материально-спортивной базы дворовых территорий; привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганда здорового образа жизни.3

Настоящая система организации массовой физической культуры по месту жительства населения, сохранившаяся с советских времен, неэффективна в новых социально-экономических условиях.

Основная нагрузка в организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства приходится на детско-подростковые клубы, которые в большинстве случаев ориентированы на организацию досуга детей и подростков, используя самые различные формы занятий, в которых физическая культура и спорт - далеко не на первом месте. При этом, организацией физкультурно-спортивной работы с населением зрелого и пожилого возраста практически никто не занимается.

В настоящее время необходимы поиск, апробация и внедрение новых решений, направленных на создание оптимальной структуры и условий для развития самых разнообразных форм организации физкультурно-спортивной работы, пользующихся интересом и спросом всех возрастных категорий населения.

Однако к отрицательному моменту в деятельности органов местного самоуправления по развитию массовой физической культуры и спорта следует отнести отсутствие специализированных клубов, либо секций для занятия спортом инвалидов. Также отсутствуют специализированные секции для занятий спортом людей пожилого возраста.

Администрация муниципального образования должна и может обеспечить, чтобы секции функционировали с 9.00-21.00 часа, поскольку для подростков, краткое неудобное время работы секций на сегодняшний день тоже существует. Необходимо проведение массовых спортивно-оздоровительных мероприятий. За счет управления от муниципалитетов должны стать активнее местные СМИ, которые сегодня не дают информацию, связанную с физкультурой и спортом. Местная администрация может принимать меры по расширению ДЮСШ, спортивных залов, уже оснащённых спортинвентарем, может так же привлекать квалифицированных тренеров и специалистов, но самое главное, что муниципалитеты должны создать нормативно- правовую базу.

В настоящее время Конституция Российской Федерации гарантирует самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий (ст. 3 Конституции РФ), чётко закрепленных в законо-

дательстве компетенции местного самоуправления, в рамках которых органы местного самоуправления действуют независимо от органов государственной власти.

Одним из вопросов местного значения является создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;

Законодательные основы, а также интересы и потребности населения, определяют приоритетные направления деятельности муниципальных органов управления по развитию физической культуры и спорта:

- физическая культура и спорт по месту жительства;

- детский спорт и подготовка спортивных резервов;

- спортивно-массовые мероприятия;

- пропаганда физической культуры, здорового образа жизни.

Реализация таких направлений как спорт высших достижений

ипрофессиональный спортдолжны осуществляться совместно с органами государственной власти.

Важной составляющей, обеспечивающей организацию физ-культурно-спортивной работы с населением по месту жительства является состояние материально-спортивной базы дворовых территорий. Главное сегодня - не столько количество спортивных площадок, сколько их качество, обеспечивающее привлекательность для самостоятельных занятий детей, подростков, молодежи и людей зрелого возраста. Только новые, оригинальные дворовые спортивные сооружения как летнего, так и зимнего типа, способны удовлетворить потребности и интересы наибольшего количества людей в организации активного досуга. В новых социально-экономических условиях строительство спортивных площадок и их реконструкция могут осуществляться не только за счет бюджетных средств разного уровня, но и за счет привлеченных средств инвесторов.

Актуальной проблемой является организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. В настоящее время отсутствует система работы с населением по месту жительства, существует ведомственная разобщенность и непрофессиональный подход. Такое состояние физической культуры по месту жительства - бесперспективно. Для решения данной проблемы необходимо под юрисдикцией управления физической культуры и спорта создать муниципальные центры физкультурно-оздоровительной работы с населением в каждом административном округе. Основной задачей центров станет осуществление муниципальной политики в области физической культуры по месту жительства, приобщение как можно большего количества людей к активному досугу, спортивным занятиям и участию в соревнованиях. Это и есть реальная форма организации физкультурно-оздоровительной работы, обеспечивающая доступность, бесплатность и массовость.

Дляразвитие детского спорта и подготовки спортивных резер-вовнеобходимо:

1. Создать единую систему управления муниципальными учреждениями дополнительного образования спортивного профиля;

2. Разработать минимальные муниципальные нормативы и стандарты обеспечения детских спортивных школ;

3. Обеспечить инвестиционную привлекательность учреждений дополнительного образования;

4. Усовершенствовать критерии оценки профессионального мастерства тренеров-преподавателей, создать эффективную систему стимулирования труда, подготовки и переподготовки специалистов детско-юношеских спортивных школ.

Основным критерием оценки эффективности проводимых мероприятий является их социальная значимость. Необходимо уделить особое внимание проведению соревнований по доступным, популярным среди населения видам спорта на новом качественном уровне. Зрелищность спортивных мероприятий будет способствовать привлечению людей к занятиям физической культурой и спортом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пропаганда физической культуры и спорта среди населения города невозможна без участия средств массовой информации. Следует вести активную информационно-пропагандистскую кампанию, используя широкий спектр разнообразных средств, настой-

3 Бутова Т.В., АюржанаеваД.З. Организация финансирования развития инфраструктуры (на примере государственного партнерства)/ /Вестник Академии.2013.№2. С. 110-112

4Филатова Т., Рагулина Ю., Новиков В. Стратегия развития городской агломерации: особенности, проблемы, перспективы. Самоуправление. 2013. №7-8. С. 12-16

5«Закон и право», под редакцией Костюкова А.Н., 2007 - с. 601

98 ТЯАШРОЯТ ВиБШБББ Ш ЯШБТА | №1 2014 |

чиво формируя в массовом сознании понимание жизненной необходимости физкультурно-спортивных занятий, ценности собственного здоровья.

Роль местного самоуправления в развитии данного направления заключается в объединении усилий всех уровней власти, создании предпосылок для привлечения бизнеса в сферу спорта.4 В развитии профессионального спорта следует идти по пути создания клубов посредством объединения усилий спортивных команд и спортивных школ. Это позволит создать эффективную систему управления и обеспечит поступательное развитие. Муниципальное право России: учебник для студентов вузов.5 Для повышения роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни важен весь комплекс организационных, структурных, правовых, финансовых и научно - методических мер. В то же время они должны корреспондироваться с экономическими, социальными и политическими реалиями дня и возможностями государства и общества.

Осуществление мер и мероприятий, будет способствовать:

- укреплению здоровья и снижению заболеваемости населения;

- организации рационального проведения досуга;

- эффективному использованию средств физической культуры и спорта в деятельности по предупреждению наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений в молодежной среде;

- поддержанию высокой работоспособности и творческого долголетия жителей;

- патриотическому воспитанию и подготовке подрастающего поколения к защите Родины;

- достойному выступлению спортсменов на международных соревнованиях, в том числе Олимпийских и Параолимпийских играх;

- эффективной социальной и физической реабилитации инвалидов;

- созданию новой идеологии освещения в средствах массовой информации вопросов физической культуры, спорта и здорового образа жизни.

Таким образом, главное в управлении отраслью физическая культура и спорт - это решение политических задач управления, в силу большого многообразия форм собственности объектов физической культуры и спорта, которые надо объединять единой политикой, а также затраты на физическую культуру и спорт - это инвестиции в здоровье человека, определяющее качество трудовых ресурсов страны.

Литература:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-Ф3 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"

2. Бутова Т.В., Аюржанаева Д.З. Организация финансирования развития инфраструктуры (на примере государственного партнер-ства)//Вестник Академии. 2013. №2. С. 110-112

3. «Закон и право», под редакцией Костюкова А.Н., 2007 - с. 601

4. Рагулина Ю. Моделирование процессов разработки и принятия управленческого решения // Микроэкономика. 2008. Т.2. с. 4-9

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭКСПАНСИИ КНР В

АРКТИЧЕСКИЙ РЕГИОН

Белый Г.В., аспирант Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета

(РГГУ), e-mail: [email protected]

Цель статьи - провести анализ основных направлений деятельности Китая по закреплению своих позиций в Арктике. Интерес к Арктике обусловлен, во-первых, наличием в регионе обширных запасов нефтегазовых ресурсов, объемы которых намного превосходят запасы других известных месторождений данных видов топлива, а, во-вторых, многократно меньшей протяженностью арктического транспортного маршрута вдоль российского побережья в северных широтах по сравнению с традиционным морским путем через Суэцкий канал. Закрепление позиций в Арктике является составной частью внешней политики Пекина и отражением его амбиций относительно превращения КНР из регионального лидера в мирового.

Ключевые слова: Арктический совет, Северный морской путь, «Сюэлун», Индерлея, Суэцкий канал, нефтегазовые ресурсы.

MAIN AREAS OF CHINA'S ECONOMIC EXPANSION IN THE ARCTIC REGION

Belyi G., The post-graduate student, Institute of Economics, Management and Law, Russian State University for the Humanities,

e-mail: [email protected]

The purpose of the article - to analyze the main activities in China to consolidate its position in the Arctic. Interest in the Arctic due to, firstly, the presence in the region of vast oil and gas reserves, the volumes of which are far superior to other stocks known deposits of these fuels, and, secondly, many times less than that of the Arctic transport route along the Russian coast in northern latitudes compared to traditional sea through the Suez Canal. Securing positions in the Arctic is part of Beijing's foreign policy and a reflection of his ambitions about turning China from a regional leader in the world.

Keywords: the Arctic Council, the Northern Sea Route, Xu L^g (Snow Dragon), Inderlee, Suez Canal, oil and gas resources.

В настоящее время экспертами отмечается возросший интерес неарктических стран к многочисленным залежам природных ресурсов, которые содержит в себе акватория Северного Ледовитого океана. По подсчетам специалистов, в данном регионе находится около трети всех мировых запасов нефти и газа, что превращает Арктику потенциальной главной сырьевой базой планеты. По предположениям Геологической службы США, там находится около 30% неразведанных запасов природного газа и 13% нефти, а также золото, серебро, никель, хром, титан, вольфрам, уголь и алмазы [2].

Кроме того, через арктические воды пролегает наиболее короткий путь, связывающий Азию с Европой - одним из приоритетных регионов осуществления своей внешнеэкономической политики. Свободный ото льдов в летнее время российский Северный морской путь открывает Китаю, как стране-экспортёру, «новые врата в Европу и Северную Америку». По экспертным оценкам, путь из Шанхая в Гамбург вдоль российского побережья на 6 400 км короче традиционного маршрута через Малаккский пролив и Суэцкий канал. Специалистами отмечается также, что из-за нападений пи-

ратов страховые взносы за проход через Аденский залив выросли в десять раз. Важность поиска наиболее оптимальной с точки зрения времязатратности транспортной артерии обусловлена тем фактом, что между Европой и бурно развивающейся Восточной Азией осуществляется наибольшее число контрактов, связанных с грузоперевозками [6].

Приведенные два обстоятельства и обуславливает заинтересованность данных государств в закреплении своих позиций в северных широтах, которая выражается в финансировании различных исследовательских программ в арктическом регионе, а также наращивании своих транспортных мощностей. О своих арктических стратегиях уже заявили Республика Корея и руководство Евросоюза, о планируемых мерах по изучению арктического региона высказались должностные лица Индии и Японии. Но наибольшую активность на данном направлении проявляет Пекин, для которого получение частичного контроля над арктическими широтами позволит реализовать амбиции укрепления своего международного статуса и превращения уже не в регионального, но в одного из ми-

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №1 2014 | 99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.