УДК ееее
С.П.ФРОЛОВ Д. А. ПЕГАНСКИЙ Ю. В. ВОРОЖКО
Департамент по делам молодежи, физической культуры и спорта администрации города Омска
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МАССОВОГО СПОРТА: КОНЦЕПЦИЯ, ЗАДАЧИ И ПУТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
В статье рассматривается концепция муниципальной политики Администрации города Омска в сфере физической культуры и спорта. Анализируется проблема совершенствования муниципальной системы подготовки спортивных резервов на примере школы высшего спортивного мастерства.
Согласно федеральному закону Российской Федерации от 06.10.2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения I относится «обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий...» [1].
Вместе с тем, основные направления деятельности по реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере физической культуры и массового спорта определяются непосредственно муниципальными органами власти исходя из потребностей населения, имеющихся ресурсов и установленных приоритетов социально-экономического развития.
Таким образом, в современных условиях существенно возрастает роль концептуального, стратегического и научно обоснованного подхода к реализации полномочий органов местного самоуправления и сфере физической культуры и спорта, позволяющего максимально удовлетворять потребности на-I селения, рационально использовать ресурсы и про! водить планомерную политику в среднесрочном пе-| риоде [2].
| Важнейшей задачей современной спортивной | политики является разработка механизмов и техноло-| гий, позволяющих наиболее эффективно использовать ! потенциал спорта как социального института для решения актуальных и сложных проблем: физичес-I кого и духовного оздоровления молодежи, развития ! культуры, образования, экономики, в целях станов-| ления и стабилизации гражданского общества, I снижения социальной напряженности и, в конечном | счете, улучшения качества жизни россиян [3]. ! Управлением по делам молодежи, физической !1 культуры и спорта Администрации города Омска ме-
тодом экспертной оценки разработана «Концепция муниципальной политики Администрации города Омска на периоддо 2010 года» (далее — Концепция), которая определяет цель, задачи, приоритетные направления и принципы реализации политики Администрации города Омска по развитию на территории города физической культуры и массового спорта.
Разработка концепции была обусловлена:
1) потребностью населения города Омска в доступных формах и средствах физической культуры и спорта;
2) необходимостью принятия мер по оздоровлению населения, увеличению продолжительности жизни и повышению работоспособности населения г. Омска;
3) необходимостью совершенствования механизма реализации полномочий органов местного самоуправления города Омска по обеспечению условий для развития физической культуры и массового спорта.
Концепция устанавливает цель муниципальной политики - повышение качества жизни населения города Омска посредством развития физической культуры и массового спорта.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи муниципальной политики в сфере физической культуры и спорта в городе Омске:
1) создание условий для привлечения максимального количества населения к занятиям физической культурой и спортом;
2) разработка и внедрение современных технологий организации физкультурно-спортивной работы;
3) развитие физкультурно-оздоровительной инфраструктуры;
4) пропаганда здорового образа жизни, физической культуры и спорта среди населения;
5) совершенствование системы подготовки спортивного резерва;
6) осуществление взаимодействия с немуниципальными организациями физкультурни-спортив-ног'о профиля;
7) совершенствование нормативно-правовой оазы в сфере физической культуры и спорта:
8) развитие материально-технической базы;
9) развитие кадрового потенциала муниципальных учреждений физической культуры и спорта;
10) улучшение качества, увеличение объемов и видов физкультурно-оздоровительных услуг, предоставляемых муниципальными физкультурно-сиор гивными учреждениями населению города.
В качестве основных приоритетных направлений муниципальной политики являются:
1) физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства;
2) детско-юношеский спорт в системах муниципальных общеобразовательных учреждений и муниципальных образовательных учреждений физкуль-турно-спортивной направленности;
3) развитие массовых видов спорта;
4) совершенствование системы предоставления физкультурно-оздоровительных услуг населению города Омска;
5) осуществление взаимодействия по развитию физической культуры и спорта на территории города Омска с организациями всех форм собственности физкультурно-спортивного профиля.
Реализация современной муниципальной политики основывается на следующих принципах;
1) использование программно-целевого метода при реализации приоритетных направлений муниципальной политики путем разработки и утверждения в установленном порядке общегородских целевых программ и планов в сфере физической культуры и массового спорта в соответствии с действующим законодательством;
2) обеспечение устойчивого развития физической культуры и массового спорта в контексте социальных, экономических и экологических факторов;
3) привлечение общественности для обсуждения эффективности реализации муниципальной политики.
Концепция прошла установленный порядок согласования и была утверждена постановлением мэра Омска от 10 июля 2006 года № 211 -п «О Концепции муниципальной политики Администрации города Омска в сфере физической культуры и массового спорта на период до 2010 года». [4].
Повышение роли местного самоуправления в развитии физической культуры и спорта в целях решения основных вопросов социально-экономического развития города, непосредственно зависит от способности муниципальных органов исполнительной власти эффективно управлять имеющимися ресурсами.
Одним из приоритетных направлений концепции муниципальной политики Администрации города Омска в сфере физической культуры и массового спорта на период до 2010 года, утвержденной постановлением мэра Омска от 10 июля 2006 года № 21 1-п, является развитие детско-юношеского спорта в системах муниципальных общеобразовательных учреждений и муниципальных образовательных учреждениях физкультурно-спортивной направленности (спортивных школах).
Муниципальная система воспитания спортсменов высокого класса города Омска представлена
сетью образовательных учреждений физкультурно-спортивного профиля, включающей н себя школу высшего спортивного мастерства (далее - ШВСМ), IV специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, 13 детско-юношеских школ и 3 детско-юношеских клуба (центра) физической подготовки. Общий охва т занимающихся составляет более 33 тыс. человек. Кроме этого, согласно с татистическим данным, более 18000 омских школьников посещают спортивные секции на базах общеобразовательных учреждений. В обеспечении учебно-тренировочного процесса задействовано около 1500 специалистов.
Организации учебно- тренировочного процесса способствуют также муниципальные спортивные комплексы, предосгавллющие спортивным школам свою базу для зпнятчй.
Таким образом, актуальность совершенствования муниципальной системы подготовки спортивных резервов путем повышения роли школы высшего спортивного мастерства города Омска состоит в необходимости эффективного решения приоритетных задач социально-экономического развития города Омска при условии рационального использования муниципальных ресурсов.
На наш взгляд, в состоянии рыночной экономики переходного периода, и как следствие — ограниченного финансирования и слаборазвитой собственной спортивной материально-технической базы, стратегия развития ШВСМ должна в первую очередь представлять собой комплекс мероприятий организационно-управленческого характера, направленных на усиление факторов, всесторонне обеспечивающих подготовку высококвалифицированных спортсменов.
В муниципальной системе подготовки спортивных резервов города Омска такими факторами являются: учебно-тренировочный процесс, материально-техническая база, медико-биологические, финансово-экономические, организационно-правовые составляющие, информационная поддержка, кадровая и инвестиционная политика (схема 1).
На наш взгляд, основными задачами совершенствования учебно-тренировочного процесса должны стать: повышение качества учебно-тренировочных занятий в муниципальных учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивного профиля; обеспечение контроля и координации деятельности муниципальных спортивных школ всех типов; изучение передового зарубежного и отечественного опыта в сфере спортивных достижений, разработка и внедрение современных методик тренировки, обеспечение учебно-методическими материалами тренерско-преподавательских кадров.
Несомненно, повышению качества учебно-тренировочного процесса будет способствовать организация школой высшего спортивного мастерства ежегодных плановых проверок муниципальных спортивных школ, экспертиза годовых планов работы учреждений дополнительного образования детей, анализ и обобщение работы по итогам учебного и календарного года, выработка рекомендаций по улучшению деятельности учебно-тренировочного процесса и других видов основной деятельности указанных учреждений. Достоверную динамику работы спортивных школ позволит выявить анализ статистических наблюдений по форме N9 5-ФК.
Одной из эффективных форм контроля является проведение смотров-конкурсов на лучшую постановку работы среди спортивных школ.
ФАКТОРЫ
муниципальной системы подготовки спортивных резервов города Омска
Схема 1
Система многолетней подготовки
спортивных резервов: Современное учебно-методнческое обеспечение; Сеть муниципальных спортивных школ
У чебно-трени ровоч ны й Кадровая политика
процесс
- Система подготовки л повышения квалификации тренерско-преподавательского состава;
- Привлечение высококвалифицированных специалистов.
Обеспечение
медицинского контроля
за здоровьем
занимающихся;
Фармакологическая и
медико-биологическая
поддержка учебно-
грепировочиого
процесса;
Система
оздоровительных мероприятий.
Нормативно-правовое обеспечение н социальная защита интересов юных спортсменов;
Взаимодействие со СМИ по пропаганде спортивных достижений воспитанников спортивных школ.
Финансовое обеспечение учебно-тренировочного процесса и участия в соревнованиях; Вознаграждения основного и стимулирующего характера; Инвестирование основных направлений деятельности спортивных школ.
- Учебно-тренировочная база;
- Спортивный инвентарь и оборудование;
- Спортивная экипировка:
- Собственная материально-техническая база ШВСМ.
Для координации и контроля деятельности муниципальных физкультурно-спортинных образовательных учреждений концепцией и реализацией предусмотрено создание и обеспечение работы городского учебно-методического Совета руководителей спортивных школ.
Не менее важной, на наш взгляд, в муниципальной политике Администрации города Омска в сфере физической культуры и спорта должна ст ать организация работы по определению потребностей муниципальных спортивных школ в учебно-методической литературе, оказанию помощи в ее приобретении, а также укрепление связей с ведущими российскими издателями спортивной учебно-методической и научной литературы.
Для выполнения этих и других функций по разработке и внедрению современных методик и технологий учебно-тренировочного процесса имеет смысл создание городского учебно-методического центра, с приглашением ведущих специалистов Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.
Другим, немаловажным фактором муниципальной системы подготовки спортивных резервов, является кадровая политика. Роль школы высшего спортивного мастерства стоит сосредоточить на решении задач подготовки и повышения квалификации тренерско-преподавательского состава муниципальных спортивных школ и привлечения высококвалифицированных специалистов по вопросам подготовки спортсменов высокого класса.
Как убедительно свидетельствуют первые результаты практики реализации концепции, многие проблемы позволит преодолеть организация и проведение мониторинга кадрового обеспечения муниципальных учреждений дополнительного образования; организация и проведение смотроЕ-конкурсов среди тренерско-преподавательского состава; изучение потребностей и разработка предложений по подготовке молодых специалистов; подготовка пред-
ложений по тематическим планам курсов повышения квалификации работников спортивных школ; организация и проведение семинаров по основным аспектам учебно-тренировочного процесса и прочих видов основной деятельности спортивных школ.
Приглашение высококвалифицированных специалистов СибГУФК и других учреждений, открытие проблемных лабораторий для выработки индивидуальных рекомендаций по организации учебно-тренировочного процесса учащихся ШВСМ должно стать предметом особой заботы специалистов Школы высшего спортивного мастерства.
Школа высшего спортивного мастерства не имеет собственной учебно-тренировочной базы и не обеспечена бюджетными средствами на приобретение спортивного оборудования, инвентаря и экипировки. Однако с момента зачисления спортсменов в состав учащихся решение задач по материально-техническому обеспечению будет возложено на муниципальное учреждение дополнительного образования. В сложившейся ситуации усилия ШВСМ необходимо будет направить на поиск возможностей предоставления муниципальной учебно-тренировочной базы и заключения договорных отношений с руководителями немуниципальных спортивных сооружений.
Стратегией развития должны стать мероприятия по привлечению спонсорских средств на приобретение необходимого оборудования, инвентаря и спортивной экипировки.
Отдельной задачей является разработка мероприятий по укреплению собственной материально-технической базы Школы высшего спортивного мастерства, включающей оборудование учебно-методического центра и других специализированных помещений административно-хозяйственного и физкультурно-оздоровительного назначения.
Здоровье занимающихся спортом высших достижений является одной из наивысших ценностей системы дополнительного образования. Кроме этого,
современные требования к медико-биологическому сопровождению спортивной тренировки обусловливают задачи по квалифицированному обеспечению медицинского контроля за здоровьем занимающихся; применению схем фармакологической поддержки учебно-тренировочного процесса и специального питания спортсменов.
Полагаем, особо следует обратить внимание на разработку мероприятий по оздоровлению занимающихся, предполагающих как организацию восстановительных мер собственными силами, так и поиск возможностей организации оздоровительных сборов на базах других учреждений.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности Школы высшего спортивного мастерства должно содержать мероприятия по разработке нормативных документов: положения о проблемных лабораториях, учебно-методическом центре и совете, проекты смотров-конкурсов, планы тематических проверок спортивных школ.
На наш взгляд, должно активно проводиться изучение и применение действующего законодательства в сфере физической культуры, спорта. Школа высшего спортивного мастерства обязана обеспечивать правовое регулирование отношений учащихся-договорников с другими физкультурными организациями. При этом важное значение имеет юридическое оформление отношений между учреждением и юными спортсменами.
Информационная поддержка учащихся должна предусмотреть регулярную организацию пресс-конференций, освещение материалов об учащихся средствами массовой информации, организацию собственного интернет-сайта или открытие страницы на сайте управления по делам молодежи, физической культуры и спорта.
Факторы финансово-экономического характера ставят задачи по привлечению дополнительных источников денежных средств на обеспечение высококачественного учебно-тренировочного процесса и участия в соревнованиях, установления вознаграждения основного (заработной платы) и стимулирующего (премиального фонда) тренерам и другим специалистам за обеспечение эффективной подготовки спортсменов и собственно спортсменам за высокие спортивные достижения, инвестирования основной деятельности ШВСМ.
Для выполнения поставленных задач необходимо применить комплекс мероприятий, эффективно использующий маркетинговые возможности ШВСМ и ее воспитанников:
— следует предусмотреть размещение рекламы спонсоров на спортивной форме учащихся и во время проведения соревнований как предложение по рекламному продукту. В связи с этим необходимо представить этот продукт на рынке рекламы, возможно во взаимодействии с рекламными компаниями г. Омска;
— изучить спрос на эксклюзивные возможности ШВСМ, такие как право интервью с выдающимися
спортсменами, участие чемпионов в рекламных кампаниях;
— внедрить средства и методы современного менеджмента в практику работы учреждения.
Другой доходной статьей основной деятельности учреждения может стать оказание консультативных и физкультурно-оздоровительных услуг. Научно-исследовательские и проблемные лаборатории, ведущие специалисты по вопросам спортивной тренировки и медико-биологического обеспечения, занимающиеся исследовательской деятельностью (при определенных условиях), могут оказывать консультативные услуги на платной основе не только другим физкульгурно-спортивным организациям, но и населению. На наш п тляд, следует изучить возможности открытия книжного магазина «Центр спортивной книги».
Таким образом, новизна концептуального и программного обеспечения муниципальной современной политики Администрации города Омска в сфере физической культуры и спорта состоит в определении главных направлений ее совершенствования, что не требует особых материальных затрат и дополнительного бюджетного финансирования. Они направлены, прежде всего, па повышение эффективности руководства ресурсами посредством комплекса организационно-управленческих решений.
Библиографический список
1. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 года No 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления d Российской Федерации».
2. Нормативное правовое и программпо-методическое обеспечение сферы физической культуры и спорта: Документы и материалы (1999-2004 годы) /Аит.-сост. Г1.Л.Рожков, П.А.Ииноградов, В.П.Моченой. - 2-е изд., иенр. и доп. — М : Советский спорт, 2005. - 1280 с.
3. Паршиков, Л.Т. Спортивная школа как социальпо-педа-гогическая система: социальное проектирование: Монография. — М.: «Советский спорт», 2003. — с.4.
4. Постановление мэра Омска от 10 июля 2006 года № 211-п «О Концепции муниципальной политики Администрации города Омска в сфере физической культуры и массового спорта на период до 2010 года».
ФРОЛОВ Сергей Петрович, директор департамента по делам молодежи, физической культуры и спорта администрации города Омска.
ПЕГАНСКИЙ Денис Анатольевич, начальник отдела нормативно-программного и организационно-кадрового обеспечения департамента но делам молодежи, физической культуры и спорта администрации города Омска.
ВОРОЖКО Юрий Викторович, кандидат исторических наук, доцент Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.
Статья поступила в редакцию 10.11.06. © Фролов С. П., Пеганский Д. А., Ворожко Ю. В.