УДК 351.855.3:796
Пакулина И.С.,
старший преподаватель кафедры экономики и финансов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат экономических наук (Российская Федерация, г. Орёл)
СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СПОРТА В РЕГИОНЕ
В статье доказывается, что создание современной системы, эффективного управления развитием, спорта в регионе должно базироваться, на концепции развития. спорта для. всех. На основе анализа зарубежного опыта выявлены, источники, финансирования, спорта в регионе. Определены. муниципальные приоритеты, развития. спорта.
Ключевые слова: социальная сфера, управление развитием спорта, регион, эффективное управление, финансирование, муниципалитет, приоритет..
Создание современной системы эффективного управления развитием спорта является актуальной научной проблемой, так как этот вид экономической деятельности играет важную роль в эффективном функционировании регионального социального комплекса. Спорт является одной из важных составляющих жизни любого современного государства. Достижения в области спорта не только поднимают престиж России и ее регионов, приносят прибыль спортсменам и их федерациям, создают дополнительные рабочие места, но и пропагандируют здоровый образ жизни, что напрямую влияет на трудоспособность населения. По мнению ряда специалистов, общепризнанным является тот факт, что сфера физической культуры и спорта, особенно массовый спорт или спорт для всех, призвана решать многие социально-экономические проблемы региона, такие как объединение общества, отвлечение молодежи от пагубных привычек, профилактика заболеваний, увеличение средней продолжительности жизни и ее качествен-
ного уровня. Поэтому, обладая неоспоримой социальной значимостью, спортивные услуги являются архиважными объектами государственного регулирования.
Вопросы совершенствования системы управления развитием спорта разрабатывали такие авторитетные ученые, как Т.М. Антонова1, М.М. Бака2, В.И. Бураков3, Г.Р. Гостев4, Ю.Ф. Курамшин5, С.Н. Литвиненко6, Л.П. Матвеев7, Р.А. Пилоян, А.В. Починкин8, А.С. Соколов9, В.И. Сысоев, В.П. Шихов10 и др. Однако авторы не показали, каким образом можно привлечь к спортивно-оздоровительным занятиям различные социальные группы населения. Предлагаемые ими подходы к государственному регулированию спортивно-оздоровительных занятий населения копируют технологии управления развитием спорта высших достижений, опираются на административные рычаги управления, при этом отсутствует теоретико-технологическое обоснование концепции управления развитием спорта для всех, создания современной системы эффективного управления развитием спорта в регионе.
Целями проведенного исследования явились следующие: 1) доказать, что создание современной системы эффективного управления развитием спорта в регионе должно базироваться на концепции развития спорта для всех; 2) на основе анализа зарубежного опыта выявить источники финансирования спорта в регионе; 3) определить муниципальные приоритеты развития спорта.
В XXI веке в мировом спортивном движении укрепляется возникший в конце XX века такой самостоятельный социальный феномен, как спорт для всех, представляющий собой спортивно-оздоровительные занятия различных групп и слоев населения в соответствии с собственными потребностями и интересами. Мировое сообщество признает, что соответствующие возможности для занятий спортом, предоставленные всем, могут как улучшить физическое и ментальное здоровье человека с минимальными затратами, так и привести к значимому социальному развитию общества. Благодаря концепции спорта для всех количество физически активных граждан
достигает в развитых европейских странах 40 — 70%. В то же время всего лишь 6 — 8% населения России вовлечено в спортивно-оздоровительные занятия.
В последние годы была проведена большая работа по реорганизации органов управления физической культурой и спортом РФ, значительно увеличился объем финансирования физкультурно-спортивной сферы. Однако усилия по модернизации сложившейся системы управления физической культурой и спортом положительно отражаются в основном на развитии спорта высших достижений. В то же время развитие общедоступного спорта остается на низком уровне и не соответствует потребностям общества.
Создание современной системы эффективного управления развитием спорта для всех в РФ представляет собой не только важную организационно-финансовую, но и научную проблему, нуждается в теоретико-методологической разработке и обосновании. Концепция развития спорта для всех должна лечь в основу создания современной системы эффективного управления развитием спорта в регионах РФ.
Анализируя систему управления физической культурой и спортом в России, можно отметить, что в период 1917—1949 гг. основное внимание уделялось развитию массового рабочего движения рекреаци-онно-оздоровительной направленности, критиковался так называемый «рекордсменский уклон». В послевоенный период политическое руководство страны приняло решение о необходимости участия российских спортсменов на престижных международных соревнованиях, причем на «первых ролях». Все было подчинено безудержной гонке за превосходством на мировой спортивной арене. Такого рода уклон в руководстве спортивным движением рано или поздно неизбежно вступает в острое противоречие с объективно необходимыми тенденциями дифференцированного развития спорта в обществе.
Тем временем развитие спорта для всех в Европе и мире обусловило значительный рост численности физически активного населения, достигающего 40 — 70% от общего количества жителей. Вопросами координа-
ции и развития спорта для всех занимаются такие авторитетные международные организации, как Организация Объединенных Наций, Всемирная Организация Здравоохранения, Детский Фонд ЮНИСЕФ, Международный Олимпийский Комитет, Совет Европы, Ассоциация международных спортивных федераций, Международный Совет по спортивной науке и физическому воспитанию, Международная конфедерация рабочего спорта, Международная Федерация спорта для всех, организация TAFISA, национальные федерации спорта для всех. Международное сообщество рассматривает спорт для всех не только как средство физического оздоровления наций, но и как способ решения многих социальных, экономических, политических проблем, как инструмент образования и развития в широком понимании.
В Европейской хартии спорта указывается, что спорт для всех представляет собой различные виды и формы физической активности, которые осуществляются эпизодически или регулярно с целью укрепления здоровья, отдыха, развлечения, общения, самосовершенствования, участия в соревнованиях на основе собственных потребностей и интересов индивида11 [11].
Концепция спорта для всех опирается на представления, что спорт имеет собственные ценности, практическое освоение которых оказывает многостороннее положительное влияние на физическое, психическое и социальное здоровье личности. Спорт для всех как социокультурный феномен входит в общее пространство физической культуры и может рассматриваться с позиции теории физической культуры.
Анализ отечественных систем и программ развития массового спорта и оздоровительной физической культуры показывает, что предлагаемые подходы к государственному регулированию спортивно-оздоровительных занятий населения регионов России копируют технологии управления спортом высших достижений, опираются на административные рычаги управления, предусматривают государственную ответственность за физическое состояние граждан, стремятся к единообразию и унификации видов и форм
спортивно-оздоровительной деятельности по всей территории РФ. В то же время управление развитием спорта для всех за рубежом опирается в большей степени на личную заинтересованность граждан в собственных спортивно-оздоровительных занятиях, на вовлечение различных негосударственных организаций в эти процессы, активное участие муниципалитетов.
По нашему мнению, должна произойти переориентация спортивных менеджеров с вопроса «Как тренировать молодых спортсменов, чтобы достичь высоких результатов?» на вопрос «Кто эти люди, которым нужно помочь открыть для себя спорт?».
Подводя итоги научно-теоретического анализа, можно резюмировать, что разработка теоретико-методологических основ управления развитием спорта для всех должна ответить на следующие ключевые вопросы:
— каков характер взаимосвязи между спортом высших достижений и спортом для всех?
— каковы социально-экономические условия формирования мотивации спортивно-оздоровительной деятельности?
— какие принципы и механизмы необходимо применять при разработке государственной политики в сфере развития спорта в России?
Не соответствует современным условиям существующая система государственного управления физической культурой и спортом. Жесткое планирование, ограниченное число видов спорта, отбор двигательно одаренных детей и разработка ориентированных на них методик подготовки, отсутствие организационных схем работы со взрослым населением и пенсионерами, другими целевыми группами — все это не может помочь развитию спорта для всех.
Для успешного управления развитием спорта для всех в России необходимо сменить существующую парадигму взглядов на характер взаимосвязи элитного и массового спорта, когда массовый спорт рассматривается в контексте подготовки спортсменов высшей квалификации. Новая парадигма определяется признанием социальной самоценности спорта для всех как средства улуч-
шения качества жизни отдельного индивида и общества в целом, вне зависимости от целей развития спорта высших достижений.
Важным вопросом является финансирование развития физической культуры и спорта, анализ зарубежного опыта.
Наши исследования источников финансирования физической культуры и спорта в развитых странах ЕС и Америки показывают совершенно иное положение дел, чем в РФ. Во-первых, денежных средств на физкультуру и спорт выделяется во много раз больше. Во-вторых, внебюджетное финансирование этой отрасли многократно превышает бюджетное финансирование физкультуры и спорта.
Наше исследование выявило, что пока наибольший объем финансовых средств следует привлекать из госбюджета, на втором месте следует бизнес. Далее следует с небольшими вариациями игорный бизнес и местные бюджеты. Финансовые вложения населения опрошенные нами эксперты поставили на последнее место, так как основная масса населения РФ не в состоянии оплачивать не только развитие, но и услуги в сфере физической культуры и спорта из-за низкого материального обеспечения.
В Швейцарии финансовые вклады населения через оплату услуг физической культуры и спорта более чем в 200 раз больше объема средств, ежегодно поступающих в отрасль из государственного и местных бюджетов. На втором месте по финансированию физкультуры и спорта в этой стране находятся кантоны (200 млн. франков) и коммуны (700 млн. франков), которые в совокупности более чем в 12 раз превышают объемы финансирования физической культуры и спорта из федерального бюджета. В Швейцарии с 1938 года функционирует специальная фирма Спорт-Тото, 75% чистого дохода которой перечисляется кантонам для обязательного использования этих средств на строительство спортивных сооружений, приобретение спортивного инвентаря и оборудования, на развитие массовых видов спорта и т.д., а 25% чистого дохода выделяется Швейцарскому спортивному союзу. Третье место в Швейцарии по финансированию физкультуры и спорта занимают фирмы и средства
массовой информации. Они вкладывают в 6 раз больше средств, чем их поступает из государственного и местных бюджетов.
В Швеции соотношение источников финансирования физической культуры и спорта выглядит следующим образом: коммуны выделяют 3,5 млрд. крон, что в 1000 раз превышает государственные вклады, вклады фирм в 70 раз больше (2,25 млрд. крон), а вклады населения в 20 раз больше (7,65 млрд. крон) государственных. Кроме того, в этой стране отрасль физической культуры и спорта получает выгоду от использования труда безработных и добровольцев. Безработные, а их около 10 тыс. человек, получают 5 — 6 тыс. крон в месяц, тогда как штатный работник обычно получает вдвое больше. В Италии управление спортивным бюджетом осуществляет КОНИ. Причем 80% бюджетных поступлений составляют доходы от футбольного тотализатора «То-токальчо». Государство на развитие физической культуры и спорта выделяет всего лишь 1500 млрд. лир из бюджета (0,13%), что в 11 раз меньше затрат населения. Регионы и провинции на развитие физической культуры и спорта выделяют 1% своих ежегодных бюджетов, в то время как поступления от спортивных лотерей в эту сферу составляют 930 млрд. лир.
Футбольный бизнес в Италии занимает особое положение и входит в число крупнейших отраслей экономики страны. Правительство Италии уже давно рассматривает футбол как отрасль экономики, которая не требует особых капиталовложений, а даже приносит государственной казне внушительный доход.
В экономически развитых странах мира игорный бизнес в различных формах является одним из важнейших источников финансирования физкультуры и спорта. Особенно заслуживает внимания опыт использования игорного бизнеса для финансирования физической культуры и спорта Финляндии. Наиболее крупными компаниями игорного бизнеса в этой скандинавской стране, имеющими исключительные права, являются Оу Veikaus АЬ, Ассоциация игральных автоматов и Ассоциация пари на скачках.
Закон Финляндии о лотереях содержит нормы, регламентирующие использование
прибыли компаний, занимающихся игорным бизнесом. Компания Veikaus играет ключевую роль в финансировании национальной культуры, Ассоциация игральных автоматов поддерживает сферу социального благосостояния, а Ассоциация пари на скачках — национальное коневодство и спортивные соревнования по конному спорту.
Функционирование и дальнейшее развитие физической культуры и спорта в условиях рыночной экономики предполагает постоянный поиск дополнительных источников финансирования, инновационных инструментов ведения конкурентной борьбы, осуществления рыночной коммуникации. Одним из таких комплексных средств является спонсорство. Причем доля спонсорских вкладов в спорт значительно отличается в разных странах и зависит во многом от социально-экономических условий, вида спорта, его развития и уровня проводимого мероприятия.
В развитых странах спонсорство рассматривается как один из важнейших инструментов материального обеспечения развития физической культуры и спорта. Эта отрасль постоянно расширяется и обновляется. Физкультурно-спортивные организации уже практически не в состоянии без многосторонней и многообразной поддержки проводить крупные спортивные соревнования, такие как Олимпийские игры и чемпионаты мира по отдельным видам спорта. Сейчас спортивные рекорды ставятся профессионалами спорта, требуя значительных экономических вложений в подготовку спортсменов, поэтому дорого оплачиваются. Также значительных вложений требует происходящая «профессионализация» физкуль-турно-спортивных организаций, где труд добровольцев вытесняется трудом специально подготовленных кадров. Все это требует использования разнообразных источников финансирования и материального обеспечения физической культуры и спорта.
Теоретический анализ литературных источников выявил, что наиболее значительная доля в финансировании физической культуры и спорта в развитых странах приходится на население. То, что именно потребители оплачивают большую часть расходов на занятия физической культу-
рои и спортом, в условиях рыночной экономики выглядит вполне логичным.
В Швеции 66% всей суммы на развитие физической культуры и спорта поступает за счет потребления этой сферы сервисного обслуживания населением.
Вторым по значимости источником финансирования физической культуры и спорта — после расходов населения — в подавляющем большинстве европейских стран являются местные бюджеты, которые выделяют на функционирование и развитие этого вида деятельности значительно больше средств, чем государственный бюджет. Финансирование физической культуры и спорта в Португалии осуществляется в основном региональными и местными бюджетами — 25 млрд. эскудо, тогда как государственный бюджет выделяет ежегодно 17,3 млрд. эскудо, а игорный бизнес — 2,6 млрд. эскудо.
Во Франции основная нагрузка при финансировании физической культуры и спорта ложится на плечи местных органов: регионов, департаментов и коммун, которые ежегодно на развитие физкультуры и спорта выделяют, по нашим меркам, громадную сумму — около 30 млрд. франков.
Так называемый общий «спортивный бюджет» пяти ведущих французских телеканалов (TF-1, Antenne -2, FR -3, Canal + и La -5) составляет ежегодно в среднем 1,3 млрд. франков, 65% которого используется для приобретения прав на трансляции. Работу на общественных началах в физкуль-турно-спортивных организациях осуществляют около 1 млн. человек.
Государственный бюджет является второстепенным источником финансирования физической культуры и спорта. Государственное устройство оказывает заметное влияние на объемы средств, выделяемых из федерального бюджета на функционирование и развитие физической культуры и спорта, а именно: децентрализованные государства с федеративным устройством финансируют отрасль в значительно меньших объемах, чем другие.
Четвертым по значимости источником финансирования физической культуры и спорта являются фирмы. Фирмы различных европейских стран в разных формах
участвуют в финансировании физической культуры и спорта, выступая в качестве спонсоров либо выделяя средства на развитие «корпоративного спорта» и т.п.
Фирмы и средства массовой информации Швейцарии выделяют на финансирование физкультуры и спорта в 6 раз больше, чем государственные и местные бюджеты. Затраты средств массовой информации на приобретение прав трансляции спортивных соревнований расцениваются как незначительные в связи со следующим обстоятельством: наличие трех языковых зон в Швейцарской Конфедерации препятствует созданию единого зрительского спортивного рынка, так как жители каждой из зон отдают предпочтение различным видам спорта. В Швеции 13% расходов на физическую культуру и спорт финансируется фирмами.
Если в экономически развитых странах с рыночной экономикой в качестве общей тенденции выступает превалирование частных источников финансирования физической культуры и спорта над государственными, то в России несколько иное положение. В России быть главным спонсором физкультуры и спорта, как принято в высокоразвитых государствах мира, население еще не может.
Вероятными источниками финансирования физической культуры и спорта в России являются:
— государственный и региональные бюджеты (70%);
— финансовые вливания крупного, среднего и малого бизнеса (15%);
— развитие игорного бизнеса в различных формах (8%);
— 5% — телевидение и 2% — население.
В связи с инновационным развитием
экономики России укрепляется материальная база регионов за счет налоговых поступлений, что открывает новые возможности для развития спорта для всех на муниципальном уровне.
Состав инновационной системы управления развитием спорта для всех включает в себя государственное и общественное регулирование, инновационные технологии и механизм саморазвития, обусловленный потребностью личности в собственных
спортивно-оздоровительных занятиях. Инновационные технологии вовлечения различных социальных групп населения в спортивно-оздоровительные занятия опираются на личностно ориентированный подход и включают в себя организацию массовых доступных соревнований для всех желающих, а также физкультурное воспитание и образование населения.
Признание муниципальных органов управления физической культурой и спортом в качестве основного звена государственного регулирования спорта для всех позволяет эффективно развивать физкуль-турно-спортивную сферу городского сообщества.
Для развития спорта для всех в регионах России необходимы:
— разнообразие видов спорта и физической активности,
— учет местных особенностей,
— условия для проявления общественных инициатив,
— гибкое планирование,
— государственная протекционистская поддержка.
Для этих задач более адекватной является схема управления, в которой важную роль играют органы местного самоуправления (муниципалитеты).
В соответствии с концепцией проходящей в настоящее время в РФ административной реформы муниципальная власть должна рассматриваться как важнейший инструмент общегосударственной политики, обладая при этом определенной самостоятельностью, основанной на принципах местного самоуправления. В сферу компетенции органов местного самоуправления входит обеспечение условий для развития на территории муниципалитета массовой физической культуры и спорта. Муниципалитеты находятся ближе к повседневным нуждам людей и способам удовлетворения этих нужд, обладают большей гибкостью и мобильностью в решении местных проблем и в улучшении качества жизни городского сообщества. Поэтому именно муниципальные органы управления физической культурой и спортом (городские и районные спорткомитеты) должны взять на себя ответственность за развитие массовой
физической культуры и спорта для всех в муниципальных образованиях. Чтобы система управления была жизнеспособной, необходимо освободить муниципальные органы управления физической культурой и спортом от задач по развитию спорта высших достижений, которые они выполняют в настоящее время в значительной мере в ущерб развитию спорта для всех.
Важным слагаемым муниципальной спортивной политики является организация спортивно-оздоровительной работы по месту жительства:
— строительство дворовых спортивных площадок и сооружений в жилых микрорайонах,
— обеспечение площадок муниципальными тренерами и организация их работы,
— организация в микрорайонах спортивных соревнований дворовых команд, а также спортивных праздников,
— привлечение к работе на дворовых спортивных площадках добровольных помощников-волонтеров, взрослых и подростков.
Механизм саморазвития спорта для всех базируется на двух принципах, совместное и взаимосвязанное действие которых необходимо для достижения общего результата:
— соревновательный — организация массовых соревнований для всех желающих,
— образовательно-воспитательный — организация физкультурного образования и воспитания различных групп населения.
Общественное регулирование спорта для всех осуществляется за счет широкого привлечения физкультурно-спортив-ных объединений, федераций, клубов, имеющих различный статус. По сути дела эти люди являются волонтерами — добровольными помощниками. Во всем мире движение спортивных волонтеров очень развито. Когда государство берет на себя миссию организовать физкультурно-оздоровительные занятия для разных групп населения, это является дорогостоящей и неэффективной управленческой технологией. В то же время за счет деятельности общественных физкультурно-спортив-ных организаций могут появляться «самодеятельные» физкультурники.
Муниципальные органы управления физической культурой и спортом должны поддерживать спортивные федерации, которые в состоянии функционировать самостоятельно и нуждаются только в минимальных бюджетных средствах, которые являются базовыми для проведения физкультурно-спортивного мероприятия, «стоящего» намного дороже. Предлагаемая схема значительно отличается от традиционной схемы работы спорткомитетов по календарным планам. Отсутствие планового финансирования заставляет федерации активизировать деятельность по нахождению источников самофинансирования, в конечном счете повышая эффективность их деятельности.
Управление физкультурно-спортивной сферой в современных условиях включает в себя поиск и привлечение к финансированию спорта для всех внебюджетных средств. Так, спорт высших достижений обладает значительным «рекламным» потенциалом. Соответствующие возможности можно выявить и в сфере спорта для всех, устанавливать партнерские отношения с городскими предприятиями спортивной индустрии, поскольку появление новых «физкультурников» означает расширение емкости соответствующего рынка товаров и услуг.
Проведенное исследование позволило нам сформулировать следующие выводы.
1. Федеральные органы управления физической культурой и спортом должны оптимизировать систему управления развитием массовой физической культуры и оздоровительного спорта за счет разграничения полномочий по развитию спорта высших достижений и спорта для всех между органами управления физической культурой и спортом разных уровней. Развитие спорта высших достижений должно находиться в сфере государственного управления, развитие спорта для всех — в сфере муниципального управления, при этом органы муниципального управления физической культурой и спортом необходимо освободить от обязанностей по развитию спорта высших достижений. Роль федеральных органов управления в развитии спорта для всех является стратеги-
ческой и должна быть направлена на решение следующих проблем:
— признать социальную ценность спорта для всех вне зависимости от целей развития спорта высших достижений в качестве приоритетного направления государственной спортивной политики,
— проводить статистический учет и анализ показателей спорта для всех муниципальных образований,
— активизировать процесс научного поиска и научно-технических разработок, информационное обеспечение, выпуск соответствующих научных журналов, проведение конференций и семинаров по тематике спорта для всех,
— координировать подготовку и переподготовку кадров для работы в сфере спорта для всех.
2. Органы управления физической культурой и спортом регионов России должны являться «точкой сопряжения» развития спорта высших достижений и спорта для всех на конкретной территории через решение следующих проблем:
— развитие детско-юношеского спорта,
— поддержка и развитие спортивной базы,
— участие в формировании расходов местных бюджетов по статье «Физическая культура и спорт»,
— законодательная поддержка развития спорта для всех на данной территории,
— научно-методическая поддержка развития спорта для всех.
3. Структурная организация спорта в регионе представляет собой разнообразные формы спортивно-оздоровительных организаций: общественные объединения, региональные, муниципальные, ведомственные, коммерческие, частные организации. Государственная поддержка их деятельности осуществляется на конкурсной основе в соответствии с принципом «пусковых средств», т.е. минимальных бюджетных средств, необходимых для организации спортивно-оздоровительной деятельности, которая стоит намного дороже за счет спонсорских средств, собственных усилий общественных кадров, других привлеченных средств.
4. Инновационная технологии развития спорта в регионе включают в себя:
— организацию массовых соревнований для всех в качестве вовлекающего механизма в спортивно-оздоровительные занятия,
— информационно-агитационную поддержку с использованием средств массовой информации, Интернета, проведением спортивно-зрелищных шоу, использованием спортивно-оздоровительной атрибутики,
— организацию спортивно-оздоровительной работы по месту жительства, строительство и реконструкцию дворовых спортивных площадок,
— организацию различных форм спортивно-оздоровительной работы для различных целевых групп,
— взаимодействие развития спорта для всех и социальной политики, особое внимание к социально уязвимым группам (социально неблагополучным детям и подросткам, женщинам, пенсионерам, инвалидам),
— привлечение внебюджетных средств,
— подготовка и привлечение добровольных помощников-волонтеров.
5. Муниципальная политика спорта для всех должна иметь социально ориентированный характер и увязываться с муниципальной социальной политикой по следующим направлениям:
— сохранение хорошего физического состояния пожилых граждан с помощью средств оздоровительной физической культуры и спорта для всех, что снижает нагрузку на соответствующие службы социальной помощи;
— приобщение к практике спорта детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, что может служить важнейшим средством социализации социально неблагополучных детей и подготовки их к полноценной взрослой жизни;
— активизация спортивно-оздоровительных занятий для инвалидов в целях их социальной и физической реабилитации.
6. Муниципальные органы управления физической культурой и спортом должны развивать виды и формы спорта для всех в соответствии с местными климатическими, культурными и другими особенностями муниципальных образований. Муниципальная спортивная политика должна включать следующие направления:
— организацию взаимодействия органов управления физической культурой и спортом с физкультурно-спортивными организациями разных форм собственности, в том числе общественными,
— учет особенностей планирования и контроля спорта для всех,
— использование бюджетного финансирования спорта для всех в качестве «пусковых средств» с привлечением дополнительных источников финансирования,
— организацию спортивно-оздоровительной работы по месту жительства,
— внедрение новых форм массовых соревнований и оздоровительно-рекреационных мероприятий, нетрадиционных видов спорта и активного отдыха,
— организацию работы со средствами массовой информации, использование возможностей Интернета,
— подготовка общественных инструкторов по спорту, поддержка их деятельности,
— сочетание социальной и спортивной политики при разработке социально ориентированных спортивно-оздоровительных программ.
1 Антонова Т.М. Развитие основ советской системы физического воспитания: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / ГЦОЛИФК. Л., 1986. 22 с.
2 Бака М.М. Организационно-методические основы развития физической культуры и спорта в республике (на материале Украинской ССР): Автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / ГЦОЛИФК. М., 1990. 32 с.
3 Бураков В.И. Развитие физической культуры в Сибири (1960 — 1985 гг.): Автореф. дис. ... д-ра ист. наук / Томский гос. универ. им. В.В. Куйбышева. Томск, 1999. 53 с.
4 Гостев Г.Р. Организационные, социально-экономические и правовые аспекты развития физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации (на примере Воронежской области): Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / ВНИИ физич. культуры и спорта. М., 2002. 24 с.
5 Курамшин Ю. Ф. Спортивные высшие достижения, их социокультурные ценности и антиценности: теоретико-методологический аспект. СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2002. 47 с.
6 Литвиненко С.Н. Педагогическая система управления развитием спорта для всех: Автореф. ... дис. ... доктора пед. наук. Спец. 13.00.04; Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. СПб., 2006. 42 с.
7 Матвеев Л.П. Размышления о спорте // Спортивный менеджмент. 2004. № 1. С. 16 — 21.
8 Починкин А.В. Становление и развитие профессионального коммерческого спорта в России: дис. ... доктора пед. наук: 13.00.04. Малаховка, 2006. 330 с.
9 Соколов А.С. Основные направления деятельности местных органов власти в развитии физической культуры и спорта в зарубежных странах и России: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / ВНИИФК. М., 1998. 22 с.
10 Шихов В.П. Организационно-экономические основы разработки стратегии развития физической культуры и спорта в регионе: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. СПб., 1998. 131 с.
11 Спортивная хартия Европы [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/ Рге88^А/1996Ш/р14-17.Мт
Pakulina I.s., e-mail: [email protected]
Senior lecturer of the department of economics and finance of the Russian Academy of National Economy and Civil Service under the President of the Russian Federation, Candidate of Economic Sciences (Russian Federation, Orel).
creation of a modern system of effective management of sport
development in the region
It is proved in the article that the creation of a modern system of effective management of sport development in the region must be based on the concept of the development of sport for all. On the basis of the analysis of foreign experience
the sources of sport funding in the region are identified. Municipal sport development priorities are identified.
Key words: social sphere, sports development management, region, effective management, financing, the municipality, the priority.