ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УДК 37:796
Гурьянова Марина Петровна
доктор педагогических наук, профессор Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, г. Москва
Малинин Владимир Михайлович
Заслуженный учитель Российской Федерации, кандидат педагогических наук guryanowamp@yandex.ru, malininvm@mail.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НОВАЦИЯ В СФЕРЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
В статье представлена муниципальная модель деятельности социального педагога физкультурно-оздоровительной сферы, основанная на результатах многолетней опытно-экспериментальной работы в г. Нерехта и Не-рехтском муниципальном районе Костромской области и представляющая собой экспериментальный образец для апробации и внедрения в массовую образовательную практику.
Ключевые слова: здоровье детей, физкультурно-оздоровительная сфера, муниципальная модель, социальный педагог, социальный педагог физкультурно-оздоровительной сферы.
Потребность массовой практики в появлении социального педагога физкультурно-оздоровительной сферы обусловлена необходимостью преодоления существующего сегодня противоречия между устойчивой динамикой ухудшения показателей здоровья школьников, их физического развития, состояния физической подготовленности и потенциальными возможностями школьной физической культуры, реализация которых позволит при минимальных финансовых вложениях, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми и семьями в социуме, по месту жительства, достигать существенных результатов в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного и школьного возраста.
В современной России физическое воспитание детей в структуре дошкольного, школьного, дополнительного образования приобретает особо важное значение. Результаты многочисленных практико-ориентированных исследований по данной проблеме (В.В. Находкин, 2003, В.М. Малинин, 2009; Ю.И. Якунин, 2002. и др.) убедительно доказывают: грамотно организованное школьное физическое воспитание может стать фактором сохранения и укреплении здоровья детей в период их обучения в школе, развития у них внутренней мотивации к регулярным занятиям физической культурой и спортом, привычки к двигательной активности, формирования потребности в здоровом и активном образе жизни.
Проведённое многолетнее исследование в г. Нерехта и Нерехтском районе Костромской области позволило определить предназначение социального педагога физкультурно-оздоровительной сферы в муниципальном образовании. Этого нового специалиста педагогического профиля мы рассматриваем как руководителя физкультурно-оздоровительной работы с детьми и семьями в муниципальном районе, организатора крупных социально-спортивных проектов физкультурно-оз-
доровительной направленности, методиста по физкультуре и спорту районного уровня.
Социальный педагог физкультурно-оздоровительной сферы - специалист высшей квалификации, решающий задачи по созданию в районе целостной системы физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми дошкольного и школьного возраста и их родителями. Реализация этой системы на практике, как показал практический опыт в Нерехтском районе Костромской области, будет способствовать достижению устойчивых позитивных результатов в сохранении и укреплении здоровья детей. Социальный педагог физкультурно-оздоровительной сферы - управленец, обладающий широкими полномочиями организатора физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми и семьями, координатора этой работы в поселениях муниципального района. Он работает при активной поддержке администраций муниципального района, глав городских и сельских поселений, в тесном сотрудничестве с представителями власти, государственных структур, общественности, бизнеса.
Сфера профессиональной деятельности социального педагога физкультурно-оздоровительного профиля - образовательное пространство формирования здоровья подрастающего поколения в районе. Место его работы - администрация муниципалитета с подчинением непосредственно Главе администрации муниципального района. В ходе исследования установлены и другие возможные варианты его рабочих мест - Центр психолого-медико-социального сопровождения детей, Комитет по делам молодёжи, Комитет по образованию, НКО.
Деятельность социального педагога физкультурно-оздоровительной сферы нацелена на: а) создание условий для: проведения в районе инновационной практики по организации и развитию физкультурно-оздоровительной работы с детьми и семьями в образовательных организациях (детские сады, общеобразовательные школы, учреждения допол-
© Гурьянова М.П., Малинин В.М., 2015
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3
161
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
нительного образования детей), способствующей вовлечению детей, их родителей в физкультурнооздоровительную деятельность в социуме; б) на реализацию здоровьесберегающей функции физкультурно-оздоровительной, спортивной работы в образовательных организациях и в социуме; в) на активизацию социально-педагогических ресурсов социума в дальнейшем совершенствовании массовой физической культуры и семейного спорта в городских и сельских поселениях района; г) на развитие в поселениях муниципального района необходимой физкультурно-спортивной инфраструктуры.
Как специалист социальной сферы, социальный педагог данного профиля не дублирует работу специалистов различных ведомств: комитетов по физической культуре и спорту, по делам молодёжи, по образованию, работников ДЮСШ, представителей общественных структур по вопросам физкультуры и спорта, а дополняет и расширяет их работу.
В круг его должностных обязанностей входят осуществление мониторинга состояния здоровья детей, их физической подготовленности, физического развития; создание условий для здорового образа жизни детей и семей; поиск и внедрение эффективных педагогических моделей и технологий оздоровления детей средствами физической культуры и спорта; поддержка инициатив граждан в области физкультуры и спорта, оздоровления детей; разработка и реализация крупных проектов физкультурно-оздоровительной направленности; проектирование и моделирование инфраструктуры физкультурно-спортивной работы в образовательных организациях и в социуме; осуществление информационной политики муниципального образования в области физкультуры и спорта; ведение сайта о спортивной жизни детей и семей района; осуществление межведомственного взаимодействия в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми и семьями в каждом из поселений района.
В сфере пристального внимания и профессиональной ответственности социального педагога физкультурно-оздоровительной сферы решение таких стратегических социально-воспитательных задач, как: обеспечение преемственности поколений; сохранение, поддержание сформировавшихся в районе традиций в области физического воспитания детей; преемственности спортивного мастерства спортсменов различных поколений; воспитание ответственного отношения родителей к здоровью детей; воспитание у подрастающего поколения ценностного отношения к своему здоровью; обеспечение процесса организация досуговой занятости детей средствами физкультуры и спорта; организация профилактической работы с подростками девиантного поведения, профилактика вредных привычек у детей и подростков.
В числе основных направлений его профессиональной деятельности - реализация нестандартных подходов к решению вопросов, связанных со спортивно-оздоровительной деятельностью, с организацией массовых занятий физкультурой и спортом с детьми и семьями в районе; создание в районе системы спортивных праздников и спортивных соревнований детей, в том числе совместно с родителями; налаживание учебного, внеурочного, учебно-тренировочного процесса в образовательных организациях, в детских, детско-родительских коллективах поселений; содействие в создании физкультурно-спортивной инфраструктуры в поселениях района.
Профессиональная деятельность социального педагога физкультурно-оздоровительной сферы нацелена на реализацию Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации», создание системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, с вовлечением в неё семьи, как одного из самых важных факторов успеха в развитии массовой физической культуры и спорта в России в целом. Этот специалист проводит экспертную оценку эффективности действующих в поселениях систем физкультурнооздоровительной деятельности с детьми и семьями, помогает выявлять резервы её совершенствования. Он поддерживает широкий фронт волонтёрского движения и посильные добровольные пожертвования жителей района - пользователей спортивной инфраструктуры района.
Социальный педагог физкультурно-оздоровительной сферы организует в районе работу по новому комплексу «ГТО», в контексте корректной PR-пропаганды, тренировочного процесса при подготовке к сдаче нормативов и сезонной деятельности во время принятия нормативов.
Основными задачами его текущей деятельности являются: создание условий для оздоровления детей в образовательных организациях средствами физической культуры и спорта; развитие в районе оздоровительных видов спортивной деятельности; содействие позитивному семейному воспитанию посредством приобщения родителей (бабушек, дедушек) к активным занятиям физической культурой и спортом; содействие формированию активного здорового образа жизни детей и родителей; расширение и углубление семейных традиций совместных занятий физической культурой и спортом детей и родителей; разработка и содействие реализации на практике семейных форм физкультурно-оздоровительной деятельности; создание условий для обеспечения высокого любительского уровня занятий физкультурой и спортом детей и родителей.
В числе крупных проектов физкультурно-оздоровительной направленности, реализуемых под руководством этого специалиста, могут быть социально-спортивный проект «Город лыжный»; спор-
162
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
Педагогическая новация в сфере здоровья детей
тивные лагеря для детей, детей и родителей в каникулярное время; районный смотр-конкурс «Семья спортивная»; районный ежегодный туристический слёт; семейные туристические маршруты по городам России.
В ходе исследования уточнены и конкретизированы функции и содержание физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми и семьями в городских и сельских сообществах. В числе основных функций, которые выполняет социальный педагог физкультурно-оздоровительной сферы, диагностико-аналитическая, воспитательная, организаторская, координационная, профилактическая, прогностическая.
Реализуя диагностико-аналитическую функцию, он выступает организатором мониторинга здоровья детей, вместе с работниками здравоохранения проводит анализ учёта групп здоровья детей, учёта хронических заболеваний детей после ежегодных медицинских осмотров, анализ двигательной активности детей дошкольного и школьного возраста, проживающих в районе; анализирует также стартовый уровень реализации проектов физкультурно-оздоровительной направленности. В процессе реализации воспитательной функции, социальный педагог создаёт условия для положительных влияний на сознание, поведение, образ жизни детей, формирует у них позитивные интересы в области физкультуры и спорта, способствует развитию мотивации к здоровому образу жизни.
В ходе выполнения организаторской функции социальный педагог становится организатором подготовки и проведения массовых спортивных праздников и соревнований для детей и их родителей, чествования спортивных семей и ветеранов спорта. В процессе реализации координационной функции, он обеспечивает координацию деятельности спортивных инструкторов муниципалитета, координацию работы всех социальных институтов муниципалитетов, занимающихся развитием массовой физической культуры и спортивной подготовкой школьных команд. В ходе выполнения профилактической функции социальный педагог содействует созданию ситуаций, благоприятных для профилактики у детей, учащейся молодёжи вредных привычек, девиантного, асоциального, криминального поведения. Выполняя прогностическую функцию, он прогнозирует тенденции, векторы развития физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми и семьями в районе.
Понятно, что одному социальному педагогу физкультурно-оздоровительной сферы без опоры на сообщество заинтересованных людей комплекс таких сложных задач воспитательного, образовательного, социального, оздоровительного характера не осуществить. Социальными партнёрами этого специалиста выступают администрации внутри муниципалитета; специалисты органов здраво-
охранения, комитетов по физической культуре и спорту, по образованию, по делам молодёжи, по социальной защите населения; работники ДЮСШ, школ и детских садов, подростковых клубов по месту жительства, спонсорские организации, добровольные общества, классные руководители, воспитатели групп продлённого дня, социальные педагоги, социальные работники, педагоги-психологи, волонтёры, общественные объединения, инструкторы по физической культуре, тренеры-общественники, участковые врачи, фельдшеры ФАПов.
В ходе исследования разработаны виды и формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми и семьями по месту жительства. В числе основных видов такой физкультурно-оздоровительной работы определены: тренировки, подготовка к соревнованиям и спортивным праздникам, участие в спортивных мероприятиях, подготовка детей к сдаче нормативов нововведённого комплекса ГТО. В числе основных форм - кружки для самых маленьких, секции, физкультурно-оздоровительные занятия для детей разного возраста, занимающихся в спортивных секциях МОУ ДОД ДЮСШ, включая занятия по основным видам (баскетбол, плавание, прыжки на батуте, настольный теннис); занятия вспомогательными (сопутствующими) видами спорта (прыжки со скакалкой, пляжный бадминтон, стритбол, волейбол, мини-футбол); занятия прикладными видами спорта (метание ножей и топоров, стрельба из лука); турниры и спортивные праздники, семейные старты, семейные спортивные праздники, уличный баскетбол, волейбол; межшкольные соревнования, комплекс ГТО, эстафеты, спортивные игры, походы, велопробеги, клубы выходного дня, лыжные занятия и походы, туристические походы выходного дня и др.
Социальный педагог осуществляет контроль за проведением организаторами физкультурно-оздоровительной работы с детьми и семьями этой работы в поселениях. Он контролирует реализацию на занятиях основных принципов физкультурнооздоровительной работы, в числе которых безопасность (профилактика травматизма, оптимальные нагрузки, защита от солнца, соблюдение питьевого режима); методически грамотные правильные, адекватные погоде, возрасту и подготовленности учащихся задачи на каждое занятие (каждую форму занятий); смена видов деятельности; учет возрастных и психофизиологических особенностей детей; музыкальное оформление занятия (при целесообразности такового). Он помогает организаторам этой работы в поселениях сбалансировать реализацию различных видов и форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми и семьями по месту жительства, создать условия для учебных занятий и тренировок в поселении; организовать привлечение человеческих и материальных ресурсов социума к улучшению этой работы.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3
163
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Заметим, что инфраструктура физкультурно-оздоровительной работы с детьми и семьями в районе предполагает комплекс спортивных объектов для занятий физкультурой и спортом детей и родителей. Так, в городе Нерехта Костромской области акцент сделан на развитие лыжного спорта как фитнеса для здоровья. В этой связи в состав спортивной инфраструктуры города входят лыжная гостиница в центре города (проживание, питание, спортивная база, каток, баня, прокат лыж, коньков); а также комплекс благоустроенных лыжных трасс: каскад спринтерских трасс, профессиональные категорийные трассы ДЮСШ, лыжные трассы для классического и конькового хода, для новичков и профессионалов, которые используются и для массового катания, и для тренировок, и для соревнований.
Инфраструктура физкультурно-оздоровительной работы с детьми и семьями в поселениях по месту жительства может включать в каждом поселении туристические маршруты, спортивные площадки (баскетбольная, волейбольная, площадка футбольных полей), лыжные трассы, парковую лыжню, лыжные прокатные базы, катки, хоккейные площадки, необходимый спортивный инвентарь. Поэтому в сферу деятельности социального педагога физкультурно-оздоровительной работы с детьми и семьями входит помощь руководителям поселений в обеспечении строительства и модернизации спортивных площадок, футбольных полей, хоккейных площадок, лыжных трасс.
Одним из направлений деятельности социального педагога физкультурно-оздоровительной сферы может быть организация летних лагерей физкультурно-оздоровительной направленности.
В условиях недостатка финансирования социальной сферы важным направлением деятельности социального педагога становится работа по привлечению необходимого финансирования спортивных программ муниципалитетов. Фандрайзинг и предварительный PR имеют едва ли не решающее значение для эффективной организации физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми и семьями. PR и фандрайзинг - две взаимосвязанные области, важные для осуществления любого спортивного проекта. Чем эффективнее социальный педагог будет информировать общественность о проделанной работе, тем большая вероятность того, что дальнейшие спортивные акции, проекты будут поддержаны населением.
Социальный педагог физкультурно-оздоровительной сферы призван помогать организаторам работы в сельских поселениях выявлять и учитывать специфику физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми и семьями в конкретном поселении с целью последующего использования на практике её положительных факторов. Так, например, в сельском социуме важна опора на естествен-
ные источники оздоровления сельской среды; на двигательный и моторный опыт, приобретаемый детьми в процессе домашнего труда, выполнения различных действий в обыденной жизни в саду, огороде, в быту. Для малочисленной школы приемлемы интегрированные уроки физической культуры с разновозрастным составом учащихся.
Сегодня крайне необходима разработка Профессионального стандарта социального педагога физкультурно-оздоровительной сферы. Инициатором его разработки может выступить и Министерство образования и науки РФ, и Министерство физкультуры и спорта РФ, и Министерство здравоохранения РФ.
Социальный педагог физкультурно-оздоровительной сферы фактически осуществляет социально-педагогические услуги физкультурно-оздоровительной направленности, которые могут включать такие, как:
- социально-педагогический мониторинг состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности ребёнка, диагностика его интересов, склонностей, потенциальных возможностей в занятиях конкретным видом спорта;
- обучение конкретным формам спортивнофизкультурного досуга, способам правильных занятий спортом;
- организация помощи детям в овладении тем или иным видом спортивной деятельности; детям с ослабленным здоровьем - в овладении оздоровительной гимнастикой; детям-инвалидам - в обучении навыкам самообслуживания, общения, развития физических способностей, направленных на физическое развитие личности;
- организация социально-педагогической помощи детям в преодолении вредных привычек, различного рода зависимостей (к азартным играм, к употреблению наркотиков, к алкоголю, табакокурению); отказа от образования, воспитания; конфликтных ситуаций, дискриминации в школе, по месту жительства; а также организация помощи в гармонизации отношений с родителями, со сверстниками; в предотвращении неблагополучия детей, жестокого обращения родителей, взрослых с детьми;
- организация воспитательной помощи детям в овладении современными технологиями оздоровления;
- организация досуга (спортивные праздники, прогулки на лыжах, экскурсии и другие культурные мероприятия);
- организация помощи родителям в получении основ физического воспитания детей, оздоровления детей средствами физкультуры и спорта;
- педагогическое консультирование родителей по вопросам физического воспитания детей, особенно детей с проблемами в развитии, в поведении, в состоянии здоровья; а также по гармонизации детско-родительских отношений;
164
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
Педагогическая новация в сфере здоровья детей
- педагогическая коррекция поведения детей, имеющих различные отклонения в развитии, поведении, состоянии здоровья средствами физической культуры и спорта;
- осуществление мер ранней профилактики семейного неблагополучия, неблагополучия детей.
В процессе исследования разработаны критерии эффективности профессиональной деятельности социального педагога физкультурно-оздоровительной направленности. В их числе следующие. На уровне личностного развития: увеличение двигательной активности детей, возрастание роли родителей в укреплении здоровья детей, развитие семейных форм занятий физкультурой, расширение образовательной поддержки родителям в контексте воспитания у детей интереса к занятиям физкультурой и спортом, наличие в семьях спортивного инвентаря для занятий физическими упражнениями, овладение учителями современными педагогическими технологиями оздоровления учащихся.
На уровне поселений: создание предпосылок для устойчивого углубленного сотрудничества на системной основе государственных структур, общественности в физкультурно-оздоровительной работе с детьми и семьями; создание и развитие на современном уровне спортивной инфраструктуры в сельских поселениях; насыщение спортивной жизни поселений спортивными праздниками, соревнованиями и массовыми физкультурно-оздоровительными мероприятиями; реализация спортивных проектов при массовой поддержке населения муниципалитета.
Деятельность социального педагога физкультурно-оздоровительной сферы будет способствовать укреплению и сохранению здоровья детей, взрослых; существенному снижению заболеваемости учащихся; активизации спортивной жизни района; созданию условий для здорового образа жизни; развитию в районе массовости физической культуры и спорта; выравниванию условий физического воспитания детей в образовательных организациях района; инвестированию населения в физическую культуру и спорт; формированию у детей и взрослых здорового образа жизни; развитию волонтёрского движения в районе; увеличению числа пользователей возможностями спортивной инфраструктуры; расширению числа сторонников здорового образа жизни; созданию в районе атмосферы содружества, общих интересов детей и взрослых, увлечённых физкультурой и спортом.
На основе анализа научных исследований и массовой практики нами были определены критерии оценки эффективности системы физкультурно-оздоровительной работы сельской школы как базового звена этой работы в социуме. В первую группу критериев входят следующие: состояние здоровья учащихся, уровень их физической активности, физической подготовленности, фи-
зического развития личности, развития основных физических качеств личности; уровень знаний в области физической культуры и спорта, поддержания здоровья; степень сформированности нравственно-волевых качеств личности, устойчивости к вредным привычкам, потребности в физической нагрузке. Ко второй группе критериев можно отнести такте как: положительная динамика здоровья школьников; снижение общего уровня заболеваемости, массовость занятий учащихся физкультурой и спортом, рост спортивного мастерства школьников, качество уроков физической культуры, их оздоровительная направленность, охват детей занятиями физической культурой и спортом, соответствие материально-технической базы для занятий физкультурой и спортом современным требованиям к образовательному процессу, ориентация учащихся на выбор профессий в области физкультуры и спорта.
В ходе исследования разработаны организационно-управленческие условия эффективности работы социального педагога физкультурно-оздоровительной сферы, включающие: нормативноправовое закрепление статуса социального педагога, закрепление его должностных обязанностей на муниципальном уровне; широкое информирование общественности о предназначении специалиста нового профиля.
Сформулируем предложения по повышению эффективности физкультурно-оздоровительной работы с детьми и семьями в условиях городского и сельского поселений.
1. Разработка Профессионального стандарта социального педагога физкультурно-оздоровительной сферы.
2. Принятие Государственной Думой РФ закона о развитии на территориях России массовой физкультуры и спорта, предусматривающего бесплатное выделение земли под лыжные трассы и базы - ФОКи, освобождение муниципалитетов от налогов на землю, выделение субсидий на строительство лыжных трасс, спецтехнику (ретраки, бураны и т. д.).
3. Активизации работы Министерства образования и науки РФ, субъектов РФ по распространению инновационного регионального опыта организации лучших практик физкультурно-оздоровительной работы с детьми и семьями в социуме.
Библиографический список
1. Гурьянова М.П. Социальный педагог в сельской России. - М.: Изд-во «Современное образование», 2014. - 248 с.
2. Гурьянова М.П. Становление и развитие института социальных педагогов в сельской местности России // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Юве-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3
165
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
нология. Социокинетика. - 2012. - Т 18. - № 1. -
Ч. 1. - С. 130-135.
3. Малинин В.М. Физкультурно-оздоровительная работа в сельской школе. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 192 с.
4. Малинин В.М. Развитие системы физкультурно-оздоровительной деятельности сельской школы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009.
5. Находкин В.В. Педагогические условия формирования нравственно-волевых качеств у подростков в процессе физкультурно-спортивной деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед.наук. - Якутск, 2003.
6. Якунин Ю.И. Формирование здорового образа жизни сельских старшеклассников средствами и методами физической культуры: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2002.
УДК 796.01
Рудин Максим Владимирович
кандидат педагогических наук, доцент
Булавкина Татьяна Александровна
кандидат педагогических наук, доцент
Калоша Александр Иванович
кандидат педагогических наук, доцент
Шкуричева Елена Викторовна
Брянский государственный университет им. акад. ИГ. Петровского fizvoss@bk.ru, tabul90@yandex.ru, kaloschaai@yandex.ru, alena.shkuri4eva@yandex.ru
ЛИЧНОСТНЫЕ КОНСТРУКТЫ КАК ПОКАЗАТЕЛИ СУЩНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В данной статье проводится анализ сущности личностных конструктов для студентов факультета физической культуры, обосновываются возможности спортивно-оздоровительной деятельности, раскрываются содержание и результаты опытно-экспериментальной работы. Здесь также обсуждаются результаты констатирующего эксперимента по выявлению динамики сущности восприятия физической культуры как культурного феномена будущими педагогами физической культуры. Внимание акцентируется на определении когнитивного компонента социокультурного опыта личности. Используется метод репертуарных решеток для выявления личностных конструктов и анализ соответствий для их анализа.
Ключевые слова: личностные конструкты, когнитивные конструкты, спортивно-оздоровительная деятельность, физическая культура.
Высшее образование является одной из самых мощных систем культурного формирования личности и одновременно ее образа жизни. Нынешние студенты ФФК БГУ в скором будущем, в своей профессиональной деятельности, работая в школе, должны будут формировать физическую культуру у детей. Для того, чтобы эффективно воспитывать физическую культуру у детей, необходимо самим будущим педагогам осознать, что для них является физической культурой. Такое осмысление личностью и превращает ее (личность) из пассивного потребителя сообщаемых знаний в творца собственной физической культуры, открывает наибольшие возможности для ее развития.
Цель исследования. Личностная и индивидуальная физическая культура наиболее сложна для изучения и представляет особый интерес в силу того, что именно личности влияют на дальнейшее развитие феномена физическая культура и являются ее носителями в обществе. С целью выявления отличий восприятия студентами факультета физической культуры педагогического вуза окружающей действительности с акцентом на физическую культуру и учебно-профессиональную деятельность было проведено настоящее исследование.
Методы исследования. Основным методом является метод репертуарных решеток и метод математической статистики.
Выделяется целый ряд объективных компонентов физической культуры личности: знания, умения, навыки, физическая подготовленность, физическое развитие и здоровье, работоспособность, реальная или декларируемая включенность в физкультурно-спортивную деятельность, насыщенность, или интенсивность этой деятельности и т.д. К субъективным элементам физической культуры можно отнести нормы личности, ценности, потребности, мотивы, установки, интересы, традиции и т.д. Как объективные, так и субъективные элементы физической культуры личности обладают культурной вариабельностью, но для психолого-педагогического анализа поведения личности в рамках физической культуры в большей степени важны субъективные компоненты.
Концептуализация субъективного компонента физической культуры личности позволяет измерить ее. В настоящем исследовании акцентируется внимание на определении когнитивного компонента социокультурного опыта личности в области физической культуры (в отличие от большинства исследователей физической культуры, выделяющих в качестве когнитивного компонента - зна-
166
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21 © Рудин М.В., Булавкина Т.А., Калоша А.И., Шкуричева Е.В., 2015