Научная статья на тему 'Развитие системы принятия решений в стратегическом управлении региональным отраслевым комплексом'

Развитие системы принятия решений в стратегическом управлении региональным отраслевым комплексом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС / MANAGEMENT SOLUTION / STRATEGY / STRATEGIC MANAGEMENT / REGIONAL CENTER / SPORTS COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дьяков М.М.

В статье показано, что в настоящее время региональные власти используют при разработке стратегии в основном финансовые показатели, что существенно снижает возможность объективной оценки хода реализации стратегии. По мнению автора, в процессе стратегического управления должна измеряться степень достижения целей регионального отраслевого комплекса через систему поддержки формирования и принятия решений. В рамках данная система она рассмотрена на примере физкультурно-спортивного комплекса региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION SUPPORT SYSTEM FORMATION AND DECISION-MAKING IN THE STRATEGIC MANAGEMENT OF REGIONAL BUSINESS UNIT

The article shows that the current regional authorities use when developing a strategy in key financial indicators, which greatly reduces the possibility of an objective assessment of the implementation of the strategy. According to the author, in the process of strategic management should be measured by the degree of achievement of the objectives of the regional industrial complex through the formation and support decision-making. As part of this system, it is considered by the example of sports complex in the region.

Текст научной работы на тему «Развитие системы принятия решений в стратегическом управлении региональным отраслевым комплексом»

сферы безопасности радиосвязи// Безопасность информационных технологий. - 2012. - № 1. - С. 33-36.

10. Ломакин М.И., Ниязов Р.А. Оценка инновационного потенциала сотрудника проектной группы предприятия// Наука и бизнес: пути развития. - 2013. - № 11. - С. 95-99.

11. Ломакин М.И. Экономические механизмы развития информационной инфраструктуры предприятия // Транспортное дело России. - 2011. -№4. - С.175-179.

12. Ломакин М.И., Коровайцев А.А., Сухов А.В. Информационно-энтропийный подход к оценке метрологического ресурса средств измерений // Измерительная техника. - 2014. - №6. - С. 14-18.

13. Дрогобыцкая К.С., Докукин А.В., Ершов А.С. Современные социально-информационные факторы совершенствования цепей создания ценности // Транспортное дело России, 2013. - № 4.

14. Докукин А.В., Борцова Д.Э. Нормативно-управленческие резервы качества комплексных товарно-сервисных предложений на потребительском рынке // Транспортное дело России, 2012. - № 6-2.

15. Докукин А.В., Дрогобыцкий А.И. Эволюция организационных структур повышения качества управления инновационными компаниями // Транспортное дело России, 2011. - № 4.

16. Докукин А.В., Ершова Т.Б., Коновалов В.А., Стреха А.А. Основы разработки стандартов информационной безопасности // Стандарты и качество, 2008. - № 8. - С. 46-48.

17. Стреха А.А., Бурый А.С. Информационно-коммуникационное обеспечение организационных процессов // Транспортное дело России, 2012. - № 6-2.

18. Сухов А.В., Стреха А.А. Сетевая структура как основополагающее свойство организации информационных процессов в современном информационном обществе // Транспортное дело России, 2012. - № 6-2.

19. Стреха А.А., Нуштаев А.И. Современные методы оценки факторов формирования и развития бенчмаркинга // Транспортное дело России, 2012. - № 6-1.

20. Сухов А.В., Стреха А.А. Информационные процессы в экономической деятельности как драйверы развития информационного общества // Транспортное дело России, 2012. - № 6-2.

21. Стреха А.А., Квасницкий В.Н. Государственное регулирование информационных бизнес-процессов в современном информационном обществе // Транспортное дело России, 2012. - № 6-2.

22. Стреха А.А. Анализ динамики развития информационных процессов в сфере экономики и организации бизнеса // Транспортное дело России, 2012. - № 6-2.

23. Квасницкий В.Н., Стреха А.А. Совершенствование комплекса информационно-коммуникационного обеспечения ведения бизнеса как фактор получения конкурентного преимущества // Транспортное дело России, 2012. - № 6-2.

24. Алякин А.А., Стреха А.А. Основные стратегии внедрения информационных систем на отечественных промышленных предприятиях // Транспортное дело России, 2011. - № 12.

25. Ломакин М.И. Экономические механизмы развития информационной инфраструктуры предприятия // Транспортное дело России, 2011. - № 4.

УДК 338.2

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНЫМ ОТРАСЛЕВЫМ КОМПЛЕКСОМ

Дьяков М.М., к.э.н., доцент ГЭТИ

В статье показано, что в настоящее время региональные власти используют при разработке стратегии в основном финансовые показатели, что существенно снижает возможность объективной оценки хода реализации стратегии. По мнению автора, в процессе стратегического управления должна измеряться степень достижения целей регионального отраслевого комплекса через систему поддержки формирования и принятия решений. В рамках данная система она рассмотрена на примере физкультурно-спортивного комплекса региона.

Ключевые слова: управленческое решение, стратегия, стратегическое управление, региональный комплекс, физкультурно-спортивный комплекс.

APPLICATION SUPPORT SYSTEM FORMATION AND DECISION-MAKING IN THE STRATEGIC MANAGEMENT OF REGIONAL BUSINESS UNIT

Dyakov M., Ph.D., associate professor of HETI

The article shows that the current regional authorities use when developing a strategy in key financial indicators, which greatly reduces the possibility of an objective assessment of the implementation of the strategy. According to the author, in the process of strategic management should be measured by the degree of achievement of the objectives of the regional industrial complex through the formation and support decision-making. As part of this system, it is considered by the example of sports complex in the region.

Keywords: management solution, strategy, strategic management, regional center, sports complex.

На конкретных объектах осуществляется оценка достижения значений конкретных показателей и расчет эффективности проведенных мероприятий, которые были реализованы в рамках региона для достижения целей. Таким образом, не только оценивается уровень выполнения заданий, но и ресурсоемкость мероприятий, что позволяет корректировать программу в рамках системы стратегического управления региональным физкультурно-спортивным комплексом. Это возможно только при наличии измеримых показателей, описывающих результаты регионального физкультурно-спортивного комплекса в формальных количественных терминах.

Для решения поставленных задач целесообразно использовать систему поддержки формирования и принятия решений (СПФПР), которая не только позволяет выбрать наилучшее решение, но и сформировать перечень стратегических альтернатив для выбора. Контроль текущей ситуации осуществляется на основе схемы контроля с обратной связью (рисунок 1). Для этого автором предложен набор показателей, удовлетворяющий следующим требованиям:

■ во-первых, достаточное количество показателей;

■ во-вторых, понятность результатов анализа;

■ в-третьих, измеримость и сравнимость показателей;

■ в-четвертых, актуальность показателей в течение заданного периода.

При этом в предлагаемой системе, по мнению автора, необходимо решить несколько основных проблем:

■ создание в региональном физкультурно-спортивном комплексе объективных условий для качественных изменений различных характеристик оказания услуг;

■ формирование приемлемой системы показателей;

■ формирование системы поддержки формирования и принятия решений.

В настоящее время основные элементы регионального физкультурно-спортивного комплекса, как объекта стратегического управления, целесообразно для целей измерения и конкретизации источников бюджетного финансирования разделять на соответствующие портфели с использованием следующих показателей:

■ характер актива;

■ объем собственных средств;

■ бюджетный эффект;

Рис. 1. Принципиальная схема контроля перевода регионального

состояния

■ сроки использования;

■ возможности использования по направлениям спортивных услуг;

■ количество работников;

■ доля в общем бюджетном портфеле.

Данные показатели выбраны в связи с тем, что они наиболее полно отражают не только количественные и качественные характеристики каждого элемента регионального физкультурно-спортивного комплекса, но и позволяют оценить степень его участия в совокупном социально-экономическом эффекте в масштабах региона, что является очень важным фактором с точки зрения выделения бюджетного финансирования. В соответствии с ФЦП в настоящее время предусмотрено разбиение отечественной физкультуры и спорта на два направления: массовый спорт и спорт высших достижений. Автором предложена следующая классификация уровней занятия спортом (таблица 1):

■ спорт профессиональный (спорт высших достижений);

■ спорт любительский (спорт, направленный на достижения без профессионального участия), в том числе коллективы физкультуры, детские спортивные школы;

■ организованная физическая культура (регулярные непрофессиональные занятия физическими упражнениями), в том числе фитнес, детские спортивные секции;

физкультурно-спортивного комплекса из одного качественного в другое

■ неорганизованная физическая культура (нерегулярные занятия физическими упражнениями).

Одним из важных условий реализации стратегии развития регионального физкультурно-спортивного комплекса является формирование финансово-экономического фундамента его деятельности. Фундамент представляет собой систему факторов экономической стабильности и стратегических приоритетов регионального физкультурно-спортивного комплекса. В качестве одного из основных итогов создания системы стратегического управления региональным физкультурно-спортивным комплексом может стать достижение регионального социально-экономического баланса (рисунок 2).

Внастоящее время на региональном уровне существуют следующие естественные ограничения сферы применения стратегии развития регионального физкультурно-спортивного комплекса:

1. Естественное существование того, что может быть выделено как значимый опыт в той области спортивной практики, которую наметили к рассмотрению и из которой этот опыт необходимо извлечь.

2. Существование того, что выделено как важный опыт в наших первых представлениях и описаниях, после того как проделана работа по выделению интересующего нас объекта изучения из всего многообразия мирового опыта.

Таблица 1. Особенности уровней занятия физкультурой и спортом

Удельный объем финансирования на 1 занимающегося Степень охвата Уровень использования объектов

спорт профессиональный Высокий Персональная Частый, регулярный

спорт любительский Средний Групповая Умеренный, регулярный

организованная физическая культура Низкий Массовая Редкий, регулярный

неорганизованная физическая культура Отсутствует Сплошная Редкий, нерегулярный

Источники бюджетных доходов Спорт высших достижений

• Источник 1 • Клуб 1

• Источник 2 • Клуб 2

• Источник 3 • Клуб 3

• Источник 4 • Клуб 4

текущие затраты бюджета самофинансирование и развитие

^оборотные средства региона ^ликвидные активы

^единый инвестиционный фонд ^обеспечение высокой надежности

^федеральный финансовый резерв ^маркетинг и продвижение

Финансирование

Новые секции

• Секция 1;

• Секция 2;

• Секция 3;

• Секция 4.

Рис. 2. Система стратегического управления региональным физкультурно-спортивным комплексом

ТКЛШРОЮ" БШШБББ Ш КШБТЛ | №5 2014 | 195

3. Существование опыта в процессе изучения и сопоставления его с опытом других стран в организующих понимание схемах, образцах и средствах оценки.

4. Существование опыта в процессе обобщения, когда, зафиксированный в наших текстах, он уже теряет связь с изученными образцами спортивной практики, откуда он был извлечен. На этом этапе решающими моментами становятся научные данные и объективно зафиксированные образцы изучаемой деятельности, а также прогнозируемый уровень достижений в изучаемых образцах мировой спортивной практики.

5. Существование опыта в качестве описанного образца в интересах будущих инноваций, в том числе в качестве нормативно заданного соответствующими правомочными органами руководства спортом.

6. Наконец, существование опыта в «живом» функционировании в тех областях спортивной практики стран СНГ, куда он был перенесен. Ведь, очевидно, это уже будет некоторое новое, адаптированное к условиям функционирования и развития другой страны существование привлеченного зарубежного опыта.

На взгляд автора, формируемая система стратегического управления региональным физкультурно-спортивным комплексом должна решать комплекс оперативных задач на региональном уровне, направленных на достижения цели всей Федеральной целевой программы:

■ наличие целей, то есть, повышение интереса населения к занятиям физической культурой и спортом;

■ развитие физкультурно-спортивной инфраструктуры;

■ расширение использования эффективной системы физического воспитания;

■ внедрение новых научных и методических разработок в области спорта высших достижений;

■ развитие материально-технической базы физкультуры и спорта.

Для этого в масштабах регионального физкультурно-спортивного комплекса должны быть структурно обозначены следующие элементы:

1. Организация обслуживания населения в процессе занятий физической культурой оздоровительной направленности в различных формах.

2. Проведение спортивно-зрелищных мероприятий по месту жительства.

3. Организация и проведение соревнований различного уровня в спорте высших достижений.

4. Подготовка специализированных профессиональных кадров через системы высшего и среднего образования и повышения квалификации.

5. Производство и реализация товаров физкультурно-оздоровительного и туристического назначения, их прокат.

6. Производство оборудования, снаряжения, инвентаря для спорта высших достижений.

7. Специализация маркетинговой и управленческой деятельности по всем структурам РФСК.

8. Развитие всех направлений спортивной науки.

9. Информационное обеспечение на всех уровнях и др.

Причем во всех указанных элементах регионального

физкультурно-спортивного комплекса производится совершенно конкретный продукт, почти во всех случаях принимающий товарную форму. Также необходимо учитывать, что в соответствии с Программой: «После окончания строительства спортивные сооружения будут переданы субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по согласованию. Указанные спортивные сооружения не подлежат приватизации и перепрофилированию. Такое обременение будет закреплено в договорах о передаче построенных спортивных объектов на баланс»1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рациональность взаимодействия элементов системы стратегического управления, в соответствии с нашими представлениями, может проявляться в конкретизации и оптимизации направленности действия каждого из них, в отсутствии дублирования друг друга, в совместно направленных мерах на достижение основной цели и высокого уровня эффективности стратегического управления. Автором сформулированы основные требования, предъявляемые к региональному физкультурно-спортивному комплексу при формировании системы стратегического управления:

■ территориальная близость: население получает услуги без привязки к конкретному месту оказания услуги, услуга предоставляется там, где удобно населению;

■ раскрытие информации: состав мероприятий, обоснование их стоимости, сроков оказания и квалификации специалистов является доступным для населения;

■ социальная ответственность: создаваемый региональный физкультурно-спортивный комплекс должен предоставлять населению региона разнообразные возможности для занятий физкультурой и спортом;

■ квалификация: инструкторы, тренеры и обслуживающий персонал участники отношений имеют уровень квалификации позволяющий достичь социально-экономического эффекта в результате оказания услуг;

■ независимость: регион, спортивные организации и население должны быть независимыми друг от друга в части получения социально-экономического эффекта.

Экономическая эффективность финансирования инвестиционных программ и проектов по развитию физкультурно-спортивного комплекса и соответствующей инфраструктуры должна определяться отношением суммарных или интегральных стоимостных результатов к затратам при условии достижения желаемой, планово-расчетной нормы дохода на размеры осуществленного инвестирования в него средств.

Бюджетная эффективность в процессе достижения сформулированной автором обобщающей стратегии управления развитием физкультурно-спортивного комплекса для федерального, регионального или местного бюджетов может быть выражена финансовыми результатами (мультипликативным эффектом) инвестирования средств в физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, полученными благодаря предоставленного объектам его управления льготного режима, воспроизводства трудовых ресурсов через поддержание уровня трудоспособности и повышения общественного здоровья в результате физического совершенствования, оздоровления различных групп населения и профилактики заболеваний.

Литература:

1. Махов А.С., Степанова О.Н.Основные объекты, цели и задачи управления развитием адаптивного спорта в России // Адаптивная физическая культура. 2014. № 2 (58). С. 17-18.

2. Першина С.В.Проблемы стратегического планирования и управления в организациях сферы физической культуры и спорта // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2013. № 26. С. 74-78.

3. Самургашев В.В.Методы решения некоторых задач управления и принятия решений в социально-экономических системах физкультуры и спорта // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. 2008. № 4. С. 69-74.

1 ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.