Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА В БССР (1921–1941 гг.)'

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА В БССР (1921–1941 гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1668
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / спорт / структура физического воспитания / спортивные организации / общественные организации / physical training / sports / structure of physical training / sports organizations / NGOs

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — М. Е. Абраменко

В статье исследуется история становления системы физического воспитания и спорта в БССР (1921–1941 гг.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — М. Е. Абраменко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PHYSICAL TRAINING AND SPORTS SYSTEM IN BSSR (1921–1941)

The paper dwells upon the history of the development of physical training and sports system in BSSR (1921–1941).

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА В БССР (1921–1941 гг.)»

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ

УДК 796/799(476)<<1921-1941>>

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА В БССР (1921-1941 гг.)

М.Е. Абраменко

Гомельский государственный медицинский университет

В статье исследуется история становления системы физического воспитания и спорта в БССР (1921-1941 гг.).

Ключевые слова: физическая культура, спорт, структура физического воспитания, спортивные организации, общественные организации.

DEVELOPMENT OF PHYSICAL TRAINING AND SPORTS SYSTEM IN BSSR (1921-1941)

M.E. Abramenko

Gomel State Medical University

The paper dwells upon the history of the development of physical training and sports system in BSSR (1921-1941).

Key words: physical training, sports, structure of physical training, sports organizations, NGOs.

Сегодня, в эпоху демографического кризиса в стране, переживаемого чернобыльского посттравматического синдрома, напряженной общественно-политической ситуации на пространстве СНГ перед славянскими народами как никогда остро стоит проблема выживаемости с точки зрения восстановления полноценного генетического потенциала.

Важным средством исправления положения является координальное изменение взгляда на формирование здорового образа жизни, определяющего на фоне имеющихся факторов риска здоровье человека. Тема в здравоохранении не новая, неоднократно пережитая и испытанная, и самое главное, имевшая результаты.

Мы не разделяем того мнения, что в этот период времени все материальные и нематериальные факторы, воздействующие на образ жизни людей, однозначно носили фатальный, трагический и безысходный характер. Кстати, такая чрезмерно культивируемая точка зрения сама по себе является дополнительным раздражителем психоэмоционального характера. Да и движение с постоянно повернутой обратно, в прошлое, головой чревато угрозой нового падения.

В рассматриваемый период развития страны было осуществлено немало полезного по упрочнению здоровых основ жизни народа, что представляет интерес и для сегодняшних государственных структур, общественных объединений и формирований.

Эффективным средством развития самодеятельности и активности людей, оздоровления и повышения физических кондиций населения в целом всегда являлись физическая культура и спорт.

Еще в начале ХХ века реформа армии, развитие физкультурного и спортивного движения вызвало учреждение в 1912 г. в правительстве России должности главнокомандующего за физическим развитием народонаселения Российской империи. При нем был создан Временный Совет из представителей отдельных ведомств и спортивно-гимнастических обществ.

Однако в учебных заведениях еще не сложилась единая система физического воспитания. Практически не было вовлечено в физкультурное движение сельское население. Значительные изменения в формировании и развитии основ системы физического воспитания произошли в первые годы Советской власти.

Декретом Совнаркома в декабре 1917 г. была учреждена Государственная комиссия по народному правлению, а в ее составе образован отдел школьной медицины и гигиены. Наряду с медицинским обслуживанием и охраной здоровья школьников отдел занимался постановкой физического воспитания в школе [1]. Хотя теперь организация физического воспитания в школах была регламентирована законодательно, внедрение его в образовательный процесс проходило очень тяжело. Примерно только в 60% школ и то в крупных городах проводились занятия по физической культуре. Имела место недооценка этого предмета со стороны части учителей.

В дальнейшем вооруженная борьба с интервентами вынудила руководство страны сосредоточить главное внимание на вопросах укрепления Красной Армии и подготовки масс к вооруженной защите.

Уже в 1919 г. органами Всеобуча (Всеобщее военное обучение трудящихся) в крупных городах были организованы военно -спортивные клубы. Восстановились спортивные кружки, работавшие до революции. В Гомеле работали кружки «Спорт», «Единение», в Минске — «Сокол» и «Маккаби», в Витебске — «Субботник» и «Олимп».

В первой половине 1923 г. активность Всеобуча в области физической культуры и спорта постепенно стала уменьшаться, и в том же году организация прекратила свое существование. Развитие этого вида досуга молодежи стало делом комсомольских и профсоюзных органов.

После окончания гражданской войны структуру управления физической культурой потребовалось перестроить. В июне 1923 г. Советское правительство приняло постановление о создании Высшего совета физической культуры при ВЦИК РСФСР, как органа, объединяющего и организующего деятельность различных учреждений в деле физического воспитания населения.

По примеру Российской федерации был создан высший совет физической культуры и в Беларуси, а также аналогичные советы при исполкомах Советов рабочих и крестьянских депутатов.

Высший совет физкультуры республики стал энергично устанавливать связь с окружными и районными советами, оказывать им помощь. Во многих городах развернулось строительство спортивных пло-

щадок. Повсеместно проводились «недели физкультуры», имевшие большое пропагандистское значение. Быстро росло количество кружков. В Витебске, например, в начале 1924 г. было 26 спортивных кружков, а к концу года их стало 56 [2]. Такой же рост участников физкультурного движения наблюдался и в других городах.

В августе 1924 г. в Минске состоялся первый Всебелорусский праздник физической культуры. Празднику предшествовали соревнования в районах и окружные праздники физической культуры, вызвавшие большой интерес общественности.

Начало 20-х годов отмечено взрывом новаторских идей и предложений в социально-гуманитарной сфере знаний. В синтезе биологических, социологических, психологических и других подходов начала развиваться педология — наука о развитии ребенка, которая с 1936 года в СССР была запрещена. В этот период получило хождение немало непроверенных идей и в организации физического воспитания. На поверхность выплеснулись дискуссии по вопросу формирования, содержания, общественной роли новой физической культуры. Так, часть педагогической общественности считала, что традиционная гимнастика, требующая от занимающегося известного напряжения сил, должна преобразоваться: включать лишь минимум нетрудных движений, разминку. Свою позицию они объясняли тем, что «эксплуатация и нездоровый образ жизни прошлого поколения ослабил организм рабочих и их детей» [3]. Поэтому нагрузка, связанная с гимнастикой, квалифицировалась ими как подрыв здоровья. В связи с этим метание снарядов, атлетика, футбол, бокс и борьба были изгнаны из ряда учебных заведений. Родившийся так называемый «порядок физического воспитания согласно нормам» исключал возможность практической тренировки организма.

Специфическую форму поиска развития физкультуры представлял созданный под эгидой Пролеткульта Комитет художественного физического воспитания. Действительное физическое воспитание, утверждали апологеты этого направления, основывается на художественном переживании в процессе работы. Буржуазная система упражнений классической гимнастики была отброшена, и вместо нее вводились сти-

лизованные формы эмоционально выражавшихся рабочих движений (загребание угля, пиление, строгание). Зрелищные демонстрации такой физкультуры больше походили на балет.

Эксперименты закончились, когда профсоюзы летом 1925 г. в Москве провели демонстрацию физкультурников, на которой треть участников не выполнила отнюдь не напряженные установленные спортивные нормативы.

Из предшествующего периода развития физического воспитания и спорта были сделаны необходимые выводы.

Была определена организационная структура физкультурного движения: обязательное привлечение населения через государственные учреждения и добровольное самодеятельное участие граждан в работе спортивных кружков и секций.

В ходе становления этой структуры ликвидировались различные надуманные организационные формы (Российский союз красных организаций физкультуры, театрализованные гимнастические кружки при самодеятельности рабочих клубов), различные «новшества» в организации системы физического воспитания (педологические извращения в системе Наркомпроса, запрещение детских соревнований, закрытие кружков бокса, футбола и снарядовой гимнастики, рекордсменский уклон и т.д.).

Меры по совершенствованию форм и методов развития физкультурного движения продолжались. В 1925 г. ЦИК БССР утвердил «Положение о советах физкультуры БССР», в котором значительно расширялись их полномочия.

Высший совет физической культуры БССР организовал научно-технический комитет, оказывавший значительную методическую помощь окружным и районным советам физической культуры. Научно - технический комитет издавал специальный бюллетень, проводил работу по организации врачебного контроля. Комитетом организовывались научно-методические исследования, проводилось большое количество недель физкультуры в целях оздоровления. На базе центральной детской амбулатории были организованы наблюдения за физическим развитием детей.

Постепенно стал преодолеваться ведомственный разнобой и параллелизм в организации физкультурной работы.

Так, в профсоюзной среде в Беларуси физкультура стала развиваться с весны 1926 г. До этого времени работа носила эпизодический, случайный характер. При Центральном правлении Медсантруда было создано Бюро физкультуры, которое произвело закупку спортинвентаря и организовало работу 9 групп физкультурников при лечебных учреждениях Минска [4]. Но уже в конце 20-х годов участие профсоюзных организаций в физкультурной и спортивной работе значительно возросло. К этому времени материальные возможности профсоюзных организаций значительно расширились. На смену спортивным кружкам стали приходить коллективы физической культуры. Прототипами в деле их создания служили общество физкультурников органов внутренних дел «Динамо» (1923 г.) и общество физкультурников промкооперации «Спартак» (1935 г.).

В 1931 г. по инициативе ВЛКСМ в стране был введен комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО), который был положен в основу работы физкультурных организаций. Введение комплекса в практику работы был встречен молодежью с большим энтузиазмом. На основе комплекса ГТО были пересмотрены и усовершенствованы государственные программы физического воспитания. Позже он был дополнен 2-й степенью, что дало возможность вовлекать в движение детей пионерского возраста.

Весной 1932 г. по инициативе комсомола развернулось соревнование физкультурных организаций по подготовке значкистов ГТО. К концу года в республике их было уже 42,6 тыс. человек. Специальная бригада Всесоюзного совета физической культуры, изучавшая опыт работы в БССР по организации подготовки значкистов комплекса ГТО, отметила, что «физкультурная организация республики вышла на первое место в стране по выполнению контрольных цифр, что содействовало общему росту физкультурного движения [5]. Работа по подготовке значкистов ГТО развернулась не только в городах, но и во многих сельских организациях.

В конце 20-х годов физическое воспитание включается в учебные планы педагогических и медицинских вузов. В июне 1929 г. СНК РСФСР ввел физическое воспитание как обязательный предмет в вузы

республики, а с 1930 г. оно является обязательным во всех вузах страны. В университетах и институтах созданы кафедры физического воспитания и спорта. Студенты стали заниматься лыжами, боксом, стрелковым спортом, гимнастикой, волейболом и баскетболом.

Благодаря помощи и поддержке государства, общественных организаций физическая культура постепенно охватывала все новые слои населения.

В 1934 г. ЦК КП(б)Б принял постановление «О физкультурном движении в БССР», которое определило конкретные пути улучшения спортивно-массовой работы, повышения спортивно-технических достижений белорусских физкультурников. Местным органам власти, профсоюзным и комсомольским организациям предписывалось больше внимания уделить физкультурной работе в трудовых коллективах. Во исполнение этого постановления, например, в Речице на спичечной фабрике «Х-й Октябрь» в 1935 г. открылись школа парашютного спорта и планерный кружок. В кружке занималось 65 юношей и девушек. В 1936 г. в Речице на предприятиях имелась 31 первичная организация Осавиахима. На Гомельском паровозовагоноремонтном заводе в заводской организации Осавиахима насчитывалось 1775 человек — более 50% всех работников, 246 рабочих являлись «ворошиловскими стрелками». В 1936 г. из рабочих завода было подготовлено без отрыва от производства 28 летчиков и парашютистов [6].

К 1935 г. в Беларуси функционировало 2146 коллективов физической культуры [7].

Развитие физкультурного движения было бы невозможно без создания соответствующей материальной базы.

В феврале 1934 г. ВЦСПС утвердил план капиталовложений на спортивное строительство в СССР в размере 11,5 млн. рублей. Из них в Беларусь было направлено 400 тыс. рублей. На эти средства в 1934 г. строились водная станция для рабочих Могилевской швейной фабрики им. Володарского, стадион для железнодорожников в Минске, спортивная площадка и водная станция для рабочих Бобруйского фанерно-деревообрабатывающего комбината, 10 спортивных площадок в МТС и

совхозах, спортивный комплекс для рабочих Витебской швейной фабрики «Знамя индустриализации» [8].

В 1936 г. в республике функционировали 11 стадионов, более 400 комплексных площадок, около 300 футбольных полей, 137 баскетбольных и 954 волейбольных площадок, 97 лыжных станций, 57 спортивно-гимнастических залов и другие спортивные сооружения [9].

В целях улучшения руководства физкультурным движением постановлением ЦИК и СНК СССР от 21 июля 1936 г. был создан Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта при СНК СССР. Соответствующие комитеты были созданы в союзных республиках. В последующем в республике, как и во всем СССР, началась организация добровольных спортивных товариществ профсоюзов. В числе первых были созданы ДСО «Темп», «Пламя», «Локомотив». Это содействовало организационному укреплению физкультурного движения, делало физкультуру более доступной широким массам трудящихся. В основу работы ДСО были положены принципы демократического централизма.

В 1937 г. Минский техникум физической культуры был реорганизован в Белорусский институт физической культуры, что позволило вести подготовку физкультурных кадров на более современном и качественном уровне.

В 1940 г. самодеятельные физкультурные организации республики объединяли более 154 тыс. человек. На фабриках, заводах, в учебных заведениях, колхозах, совхозах и МТС функционировало 3295 коллективов физической культуры. В физкультурных организациях работало 1203 штатных физкультурных работника. Кроме того, на общественных началах в коллективах физической культуры вели работу 1565 общественных инструкторов, 1758 физоргов, сотни спортивных судей. В городах и селах были построены спортивные сооружения, стадионы, площадки, лыжные и водные станции. В Минске был открыт длинный плавательный бассейн. Широко развернулась торговля спортивным инвентарем и оборудованием. В институте, двух техникумах, школе тренеров готовились кадры специалистов [10]. Физическое воспитание прочно вошло в учебный процесс, осущест-

влялось по единым государственным программам в городе и на селе, оказывало благотворное влияние на здоровье людей.

Таким образом, в Беларуси были заложены основы советской системы физического воспитания, определены современные формы государственного руководства и организационного построения физкультурного движения, которое становилось все более массовым.

В условиях дефицита спортивных специалистов, слабой материальной базы, недостатка методик и форм работы спортивных обществ и организаций форсированное развитие физической культуры было возможно через централизованное государственное управление. Реально в тех обстоятельствах оно способно было объединить деятельность различных ведомств и общественных организаций в деле подготовки кадров, развитии научных исследований, форм и методов организации физкультурной работы, что и было реализовано на практике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Основные постановления, приказы и инструкции по вопросам физической культуры и спорта, — М.: Физкультура и спорт, 1959 — с.27.

2. Государственный архив Витебской области. Ф. 473, оп. 1, д. 1, л. 45.

3. Кун Ласло. Всеобщая история физической культуры и спорта — Москва: Радуга, 1982 — с.298.

4. Государственный архив общественных организаций Гомельской области. Ф. 423, оп. 1, д. 416, л. 770.

5. Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 4, оп. 4, д. 18, л. 37.

6. Якубовский В.Н. Деятельность профсоюзов БССР по повышению уровня жизни рабочего класса. 1926—1941 гг. — Мн.: АН БССР, 1986, — С.45.

7. Физическая культура и спорт в Белоруссии за годы советской власти. / Под ред. Могильного Н.В. — БГУ, 1958 — С. 49.

8. НАРБ. Ф. 265, оп. 1, д. 4105, л. 4, 6, 7, 9.

9. Физическая культура и спорт в Белоруссии за годы советской власти. / Под ред. Могильного Н.В. — БГУ, 1958 — С. 95.

10. Кулинкович КА. Развитие физической культуры и спорта в БССР — Мн.: Беларусь, 1969 — С. 88.

Поступила 28.01.2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.