Научная статья на тему 'Спортивная жизнь иркутских рабочих в 30-40-е гг. Хх В. (на материалах Иркутского авиационного завода)'

Спортивная жизнь иркутских рабочих в 30-40-е гг. Хх В. (на материалах Иркутского авиационного завода) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
231
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ЖИЗНЬ / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ГТО / ОСОАВИАХИМ / АВИАМОДЕЛИРОВАНИЕ / SPORT LIFE / PHYSICAL MOVEMENT / TRP / OSOAVIAKHIM / AEROMODELLING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Горячкина Марина Олеговна

Рассматривается спортивная жизнь иркутских рабочих в 30-40-е гг. ХХ в. Представлена история физкультурного движения на примере спортивной жизни рабочих Иркутского авиационного завода, организация массовой физкультурной работы в стране и Иркутске, в частности, ее роль в формировании облика советского человека: физически крепкого, активного труженика, всегда готового встать на защиту своего Отечества. Обосновывается повышенное внимание к спорту стратегической необходимостью для страны. Спортивная жизнь иркутских рабочих представлена в следующей последовательности: образование первичной спортивной организации при авиазаводе - спортивного клуба, любимые виды спорта рабочих, сдача норм ГТО, общая физическая подготовка заводчан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Горячкина Марина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sports Life of Irkutsk Workers in the 30-40-s of the XX Century (on Materials of Irkutsk Aviation Plant)

The article considers the sports life of Irkutsk workers in the 30-40-s of the XX century. The study of the history of sports movement on the example of sports life of the workers of the Irkutsk aviation plant is of interest for modern people. Organization of mass sports activities in the country and Irkutsk in particular, played a great role in shaping Soviet man: a physically strong, active worker is always ready to defend his Fatherland. Workers of the Irkutsk aviation plant, despite the difficult conditions and selfless work, find time to exercise. This study argues increased attention to sport as strategic necessity for the country, so the military-sports training of workers has been given much attention from the side of party and trade Union structures. Sports life of Irkutsk workers is presented in the following order: education primary sports organization in aviation sports club, favourite sports of workers, filing rules TRP, General physical training of the workers

Текст научной работы на тему «Спортивная жизнь иркутских рабочих в 30-40-е гг. Хх В. (на материалах Иркутского авиационного завода)»

Исторические науки

УДК 950

Горячкина Марина Олеговна Marina Goryachkina

СПОРТИВНАЯ ЖИЗНЬ ИРКУТСКИХ РАБОЧИХ В 30-40-е гг. ХХ в. (НА МАТЕРИАЛАХ ИРКУТСКОГО АВИАЦИОННОГО ЗАВОДА)

SPORTS LIFE OF IRKUTSK WORKERS IN THE 30-40-S OF THE XX CENTURY (ON MATERIALS OF IRKUTSK AVIATION PLANT)

Рассматривается спортивная жизнь иркутских рабочих в 30-40-е гг. ХХ в. Представлена история физкультурного движения на примере спортивной жизни рабочих Иркутского авиационного завода, организация массовой физкультурной работы в стране и Иркутске, в частности, ее роль в формировании облика советского человека: физически крепкого, активного труженика, всегда готового встать на защиту своего Отечества. Обосновывается повышенное внимание к спорту стратегической необходимостью для страны.

Спортивная жизнь иркутских рабочих представлена в следующей последовательности: образование первичной спортивной организации при авиазаводе — спортивного клуба, любимые виды спорта рабочих, сдача норм ГТО, общая физическая подготовка заводчан

Ключевые слова: спортивная жизнь, физкультурное движение, ГТО, ОСОАВИАХИМ, авиамоделирование

История г. Иркутск тесно связана со строительством и развитием авиационного завода, расположенного в 7 км от центра города. Внешнеполитическая обстановка в мире в 1920-1930-е гг. потребовала принятия от советского правительства решения о создании национальной авиационной промышленности, которая смогла бы оснастить боевыми самолетами строевые части ВВС. В январе 1921 г. В.И. Ленин

The article considers the sports life of Irkutsk workers in the 30-40-s of the XX century. The study of the history of sports movement on the example of sports life of the workers of the Irkutsk aviation plant is of interest for modern people. Organization of mass sports activities in the country and Irkutsk in particular, played a great role in shaping Soviet man: a physically strong, active worker is always ready to defend his Fatherland. Workers of the Irkutsk aviation plant, despite the difficult conditions and selfless work, find time to exercise. This study argues increased attention to sport as strategic necessity for the country, so the military-sports training of workers has been given much attention from the side of party and trade Union structures. Sports life of Irkutsk workers is presented in the following order: education primary sports organization in aviation sports club, favourite sports of workers, filing rules TRP, General physical training of the workers

Key words: sport life, physical movement, TRP, OSOAVIAKHIM, aeromodelling

подписал декрет об учреждении комиссии по развитию воздухоплавания — это стало началом развития советской авиации. В соответствии с планами индустриализации и стратегическими задачами советской политики, в 1930-е гг. развернуто строительство двух авиационных заводов в Восточной Сибири — в Иркутске и Улан-Удэ. Тем самым закладывалась основа мощной промышленности, ориентированной на создание

летательных аппаратов различного назначения и класса. Темпы индустриализации требовали вовлечения огромного природного и человеческого потенциала сибирского региона.

Строительные работы по возведению корпусов завода начались в 1932 г. в тяжелейших условиях. Не хватало материалов, механизмов, транспорта. Остро стоял вопрос с рабочей силой. В декабре 1932 г. принято Постановление Главного Управления Авиационной промышленности «О военно-авиационном строительстве» [7], в соответствии с которым разрешалась вербовка рабочих из европейской части страны: Московской, Ярославской и Вологодской губерний. «Летом 1932 г. в Иркутск стали прибывать комсомольцы и активисты, направленные организациями для выполнения постановления бюро ЦК ВЛКСМ «О содействии военно-авиационному строительству» [9]. «В течение первых двух лет на завод приехали более 1300 комсомольцев и беспартийной молодежи» [19]. Пер-востроители столкнулись с большими трудностями, связанными с неустроенностью жилья, перебоями в поставке продуктов питания, одежды, жесткими климатическими условиями и отсутствием культурно-просветительской работы. Однако уже в 1933 г. на территории строительства, в районе жилой зоны, когда большинство за-водчан ютились в бараках и маленьких избах, появился заводской клуб «Аэроград». Даже вне производства советский человек подвергался постоянному контролю со стороны властей. Путем идеологической пропаганды советского образа жизни, массовой общественной работы и физкультурного движения трудящиеся всецело должны были соответствовать образу нового человека. Уже в одном из первых документов — постановлении Оргбюро ЦК РКП(б) 1926 г. «О задачах партии в области физической культуры» говорилось, что «физическую культуру необходимо рассматривать не только с точки зрения физического воспитания и оздоровления, а как одну из сторон культурно-хозяйственной и военной подготовки молодежи (стрелковый спорт и

проч.), как метод воспитания масс физическая культура развивает волю, настойчивость, хладнокровие» [12]. С этой целью на всех предприятиях создавались клубы и спортивные кружки. Учитывая специфику сибирского региона, в заводском клубе были организованы секции зимних видов спорта: лыжная, хоккейная, катание на коньках. Коньки фабричного производства купить было сложно, поэтому в большинстве случаев для детей работников завода изготавливали деревянные коньки вручную и привязывали их к валенкам. О популярности массового катания на коньках среди заводской молодежи свидетельствуют архивные документы, так «В новогоднюю ночь 1936 г. на залитом при заводе № 125 катке организован карнавал на льду...» [8].

Другим массовым видом спорта был лыжный. Уже зимой 1934 г. прошли первые соревнования по лыжным видам спорта среди заводских цеховых команд. Как сообщала заводская газета «Сталинец»: «Количество участников превысило 80 человек. Победу одержала команда цеха № 3 под руководством мастера А.М. Иванни-кова» [13], что составляло 4 % от общего количества работников завода.

В заводском клубе был открыт спортзал, где работали секции волейбола, баскетбола и очень популярной в 1930-50-е гг. акробатики. Работу физкультурного коллектива на предприятии возглавлял совет, состоящий из 15 человек. В каждом цехе избирался физорг. В комплекс обязанностей физорга входило не только личное участие в физкультурных мероприятиях завод-чан, но и проведение утренних физзарядок для рабочих цеха.

Участники и победители внутризаводских и городских соревнований всегда были в центре внимания. Их ставили в пример. Занятия физкультурой и спортом поощрялись не только морально, но и материально. Было принято отмечать активистов-производственников Почетными грамотами и ценными подарками. «Передовик цеха №7, слесарь и футболист П.А. Богатов в канун 1936 г. награжден велосипедом» [2, С. 130]. Этот пример показывает активную

идеологическую работу комсомольской организации на заводе, целью которой являлось формирование физически крепкого и морально надежного советского человека.

В1927 г. в стране организовано Общество Содействия Обороне, Авиационному и Химическому строительству — ОСАВИ-АХИМ. Это любительское военно-спортивное общество имело целью распространение авиационного дела среди широких слоев населения. Председатель первичной заводской организации «ОСАВИАХИМа» А. Сурков проводил активную работу среди заводчан по вовлечению в эту организацию. «Молодежь завода откликнулась на призывы активиста и сформировала команду тренирующихся и изучающих авиационное дело в составе А. Сушкова, А. Болотнянс-кого, И. Кладова, Л. Филипова » [3, С. 4]. При заводе в 1933 г. открыт аэроклуб, включающий кружки пилотов, парашютистов, авиамоделирования. Начальником клуба стал летчик-испытатель Н. В. Аме-тьевский. По окончании обучения в клубе кружковцам присваивался статус пилотов. Благодаря клубно-физкультурной деятельности на производстве, в повседневную жизнь заводчан внедрялись основы системы физического воспитания и знаний авиамоделизма, имеющие продолжение в последующие годы развития этого предприятия.

Важнейшую роль в укреплении физкультурного движения в стране сыграли комплексные спортивные нормы БГТО — ГТО, введенные в 1931 г. по инициативе ВЛКСМ. Всесоюзный физкультурный комплекс предполагал две части физкультурной работы: первая — БГТО «Будь готов к труду и обороне» включала обязательные нормы физического воспитания для школьников 6...15 лет. Вторая часть комплекса

— ГТО «Готов к труду и обороне» состояла из спортивных норм для старшего возраста

— 16.60 лет. ГТО включал систему физических упражнений и знания гражданской обороны. Главной целью такого движения стало «Достижение высокого уровня физической подготовленности советских граждан и необходимой готовности молодежи к службе в Вооруженных Силах СССР и

последующей трудовой деятельности» [6, С. 4]. Организацией поставленных задач занимались спортивные общества предприятий и профсоюзы. На всех производственных объединениях страны развернулась агитационная компания за сдачу нормативов ГТО: «Сдаешь ГТО — получаешь здоровье!», «От значка ГТО — к олимпийской медали!», «ГТО — путевка к будущим свершениям!» [6, С. 11-13]. Это направление физкультурно-идеологической работы приняло плановую основу. Для централизованной организации сдачи норм ГТО в 1934 г. в Приангарье создан спортивно-судейский комитет, куда поступали сведения о сдаче норм из всех предприятий города и области. При авиазаводе создана подготовительная группа для желающих сдать нормы ГТО, куда вошли рабочие самых разных возрастов: от учеников ФЗУ 17.18 лет до начальников цехов 40.50 лет. В комплекс норм ГТО входили: бег на различные дистанции (100.3000 м), прыжки в длину, метание гранаты, подтягивание на перекладине, бег на лыжах, плавание, стрельба из малокалиберной винтовки, выполнение нормативов по ориентированию на местности. Нормативы для мужчин и женщин были разные, учитывались особенности их физиологических возможностей. По данным архива авиазавода, «количество значкистов ГТО насчитывалось 382 человека, 249 юноши и 133 девушки, что составило 30 % от всей принятой молодежи на завод в 1933-1934 гг.» [18].

О значении занятий физкультурой и спортом в стране и на заводе, в частности, свидетельствуют массовые почины. Так, в периодическом издании завода за апрель 1935 г. сообщается: «Партийный комитет завода в 1935 г. внес инициативу коммунистам и комсомольцам цеха корпусных деталей и инженерно-конструкторскому центру о развертывании массового движения «Физическую культуру — в каждую бригаду, смену», и принял решение о совершенствовании физической культуры на заводе под девизом «Резервы — в действие» [14]. Отсюда следует вывод, что партийная организация воздействовала на молодежь заво-

да, требуя массовое включение населения в спортивную жизнь.

Помимо обязательных физкультурных нормативов, в повседневной жизни завод-чан состоялись и добровольные физкультурно-массовые мероприятия — это спортивные праздники, эстафеты, турниры. « В 1935 г. в Иркутске состоялась 2-я краевая спортокиада, в которой приняло участие более 2 тыс. человек, в финал вышли 362 человека, из них 59,7 % из числа рабочих, инженерно-технический состав — 13 %, школьников — 27 %» [14]. От завода в этом мероприятии участвовало 10 человек.

Приоритетным направлением в спортивной жизни заводчан были прыжки с парашютом. Недалеко от завода, около с. Боково, еще до строительства предприятия находился небольшой аэродром и парашютная вышка, где будущие иркутские пилоты и любители упражнялись в прыжках с парашютом. Причиной такого повышенного внимания к авиационному делу стала широкая агитационная кампания 1936 г. в стране под лозунгом: «Комсомолец — на самолет! От модели к планеру, от планера — на самолет!» [14].

В 1938-1940-е гг. характер физкуль-турно-спортивной работы изменился. Причиной стали события на международной арене. В конце 1930-х гг. Япония, Германия и Италия стали проводить агрессивную дипломатическую политику за передел мира, что заставило советское правительство сделать приоритетным развитие оборонно-массовых и военно-технических видов спорта среди широких слоев населения.

«В середине октября 1938 г. Иркутский обком ВКП(б) принял решение «Об организации систематической физкультурной и военной подготовки» [12, С. 121]. Для выполнения этого решения повсеместно в городе и области организовано обязательное проведения специальных часов для занятий в стрелковых тирах, военно-учебных пунктах. При авиационном заводе открылся кружок по обучению рабочих стрельбе — «Ворошиловский стрелок». Инструкторами стали работать профессиональные военные, входившие в особый гарнизон по охра-

не завода. Полный курс обучению стрельбе из малокалиберной винтовки предполагал освоение мастерства стрельбы на 1-ю и 2-ю степень (попадание в цель с расстояния 3, 5, 10 м.) По окончании рабочие получали звание курсанта и статус воина в запасе.

Летом-осенью 1940 г. международная обстановка в мире обострилась. Япония сосредоточила свои войска в Маньчжурии, вблизи советско-китайской границы. Советский Союз развернул усиленное обучение войск в соответствии с задачами войны. В апреле 1940 г. Городской Комитет физкультуры распорядился «о создании специальных военно-спортивных школ для молодежи с целью укрепления здоровья и овладения навыками самообороны на случай войны» [3, С. 10]. По этой причине развернулась агитационная работа среди старшеклассников и учащихся фабрично-заводского училища по физической самоподготовке к будущей службе в Красной Армии: «Каждый допризывник обязан ежедневно заниматься физкультурой, повышать свой образовательный и политический уровень. Призываем всех допризывников 1920-1921 гг. рождения иметь не менее трех значков ГТО, чтобы прийти в армию полноценным защитником своей Родины» [4].

О признании важности физкультуры и спорта говорят и всесоюзные мероприятия. Так, 21 июля 1940 г. впервые в стране отмечен День физкультурника. В Иркутске прошли массовые соревнования по бегу, борьбе, плаванию, метанию гранаты, прыжкам в длину и др. От авиазавода была представлена команда «Крылья Советов» (в послевоенный период переименованная в известную команду «Зенит»). Это стало еще одной, имевшей большую популярность среди жителей Иркутска — 2, формой организации досуга. «Заводчане занимали первые места в городских и областных соревнованиях по многим видам спорта, однако особое предпочтение отдавали футболу. На заводском футбольном поле постоянно кипели спортивные страсти и привлекали внимание в выходные дни огромного количества болельщиков» [15].

Год 1941 внес особые коррективы в развитие физкультурного движения. «Суровое время обязывает нас крепить тыл, готовить выносливое поколение для Красной Армии»

— печатала на первой полосе иркутская газета «Восточно-Сибирская правда»[4], тем самым настраивая молодых людей к суровым испытаниям. В ноябре 1941 г. решением особого совещания областного комитета ВЛКСМ объявлен месячник оборонной физкультурной работы и создания ячеек ОСОАВИАХИМа на всех предприятиях города. «Председатель областного отделения этой организации, передовик производства А. Богданов заострил внимание на необходимости усиления военно-лыжной подготовки молодежи для приобретения навыков ведения боевых действий в зимних условиях войны» [17]. Во всех районах города, в том числе и в Иркутске-2 прошли военно-лыжные соревнования, в ходе которых отличились три предприятия: завод им. Сталина ( Авиазавод) , железнодорожное депо и завод им. Куйбышева (завод тяжелого машиностроения). Многие спортсмены уходили на фронт очень хорошо подготовленными. В годы войны военно-спортивная работа велась наиболее тщательно. Легкоатлетические эстафеты, лыжные забеги, соревнования по стрельбе получили приоритетное направление среди молодежи 16... 18 лет

— представителей будущих послевоенных поколений.

После победы в войне дана высокая оценка значимости физкультурного движения в предвоенные годы. Физически крепкие воины имели огромные преимущества в ходе военных действий. Таким образом, военно-спортивные общества подготовили лучших бойцов в профессиональную армию.

Однако надо иметь в виду, что большая часть спортивных мероприятий и организаций создавалась не на добровольной, а принудительной основе. В сознании советских людей был создан образ успешного молодого человека, который прежде всего должен быть спортсменом и передовиком производства. Со временем образ «советского хорошего человека» изменился. Поми-

мо физической подготовки и общественной нагрузки, необходимыми качествами человека советской эпохи стали ум, нравственность и честность.

В послевоенный период характер физкультурного движения несколько изменился. Наряду с традиционными видами спорта широкое развитие получила гимнастика, волейбол, баскетбол и туризм. Рабочие авиационного завода в большинстве своем были люди приезжие. Их интересовали окрестные места, исторические памятники города, культура местных народов. «Туризм, как средство активного отдыха, идейно-политического, трудового и нравственного воспитания трудящихся, стал важнейшим фактором для укрепления здоровья и рационального использования свободного времени» [11, С. 91]. Заводчане в выходные дни выезжали на природу. Излюбленными местами отдыха стали небольшие острова и побережья Иркута, Ангары, Каи. «Несколько раз в год профком завода организовывал экскурсии на Байкал, где проводились пешие и конные туры к байкальским сопкам и местным достопримечательностям» [10].

Активисты и физкультурники завода стояли в авангарде создания детского оздоровительного лагеря «Сталинец», оснащенного спортивными сооружениями. В летние сезоны дети заводчан могли получить в лагере самую разнообразную спортивную подготовку. По воспоминаниям С.А. Курцевича: «Никогда не было проблем пристроить своих детей на лето в лагерь, для этого мы писали заявление в профком и были спокойны, что отдых получится на славу» [10].

Таким образом, занятия физкультурой и спортом были важнейшим элементом характеристики советского человека в 30-40-е гг. ХХ в. В связи с этим особое значение придавалось совершенствованию организованной физкультурной деятельности рабочих Иркутского авиационного завода. Спортивной жизнью были охвачены все социальные группы заводчан от младшего школьного возраста до ветеранов и пенсионеров. Многие понимали, что занятия спортом дают путевку в жизнь, способс-

твуют карьерному росту. Физически крепкие, спортивные люди вызывали доверие и доброжелательное отношение со стороны комсомольского и партийного руководства. Они представляли завод на городских и областных соревнованиях и одновременно становились лидерами производства, молодой сменой и новым образом советского трудящегося. Шли годы, на завод приходили дети первостроителей, которые по при-

Literatura-

1. Azerbaev Je.G. Irkutskij sport v XX veke: Literaturno-dokumentalnaya letopis. Irkutsk: Oblmashinform, 2000. 512 s.

2. Aksenov S.N. Irkutskij aviatsionnyj zavod. Istoriya stanovleniya 1932-1956: hronikalno-dokumentalnaya istoriya IAZ / S.N. Aksenov. Irkut: Izd-vo OOO «Tipografiya «IRKUT», 2009. 736 s.

3. Baka M. M. Gotov k zashhite Rodiny! ( Fizicheskaya podgotovka doprizyvnoj i prizyvnoj molodezhi). M.: Fizkultura i sport, 1986. 223 s.

4. Vostochno-Sibirskaya pravda. № 1129, 24 sentyabrya 1940 g.

5 Vostochno-Sibirskaya pravda. № 1309, 17 aprelya 1941 g.

6. Vsesojuznyj fizkulturnyj kompleks «Gotov k trudu i oborone». Rossijskij respublikanskij sovet DSO «Spartak» Metodicheskij kabinet. M., 1984 g. 45 s.

7. GAIO, F. 2279, Op. 1, D. 85, L. 50.

8. GAIO, F. 2280, Op. 2, D. 591, L. 80.

9. KPSS v rezoljutsiyah i resheniyah sezdov, konferentsij i plenumov CK (1898-1986). T. 5. 19281932. 9-e izd., dop. ispr. M.: Politizdat, 1985. S. 345.

10. Kurtsevich S.A. Vospominaniya, 1926 g.r. (Intervju).

11. Rogatin B.N. V nogu so vremenem. M.: Fizkultura i sport, 1986. 128 s.

12. Spravochnik partijnogo rabotnika. Vyp. 5. M.: Gosizdat. 1926 g. 293 s.

13. Stalinets. № 4, 1934 g.

14 Stalinets. №24 1935 g.

15 Stalinets. №17, 1940 g.

16. Stalinets. № 26, 1940 g.

17. Stalinets. №19, 1941 g.

18. Tekushhij arhiv, IAP, F. - VS, L. 24. S. 28.

19. Charkova A.A. Sibirskie kryliya: Ocherki o trudovom puti irkutskogo aviacionnogo zavoda. Irkutsk, 1983. S. 26.

меру отцов также занимались спортом. На иркутском авиационном предприятии по-прежнему есть своя спортивная команда, стадион и несколько спортивных секций. Однако изменилось отношение к спорту, как форме организации свободного времени. Если раньше занимались спортом по идеологической необходимости, то теперь по желанию, по личной инициативе каждого заводчанина.

- Literature

1. Azerbaev E.G. Irkutsk sports activities in the twentieth century: Literary-documentary chronicle. Irkutsk: Oblmashinform, 2000. 512 p.

2. Aksenov S.N. Irkutsk aviation plant. The history of the formation 1932-1956: chronicle-documentary history of the IAP / S.N. Aksenov. Irkutsk: Publishing house OOO «Printing «IRKUT», 2009.736 p.

3. Baka M.M. Ready to protect Russia! (Physical training of pre-conscription and conscription youth). M: physical education and sport, 1986. 223 p.

4. Vostochno-Sibirskaya Pravda. № 1129, September 24, 1940

5 Vostochno-Sibirskaya Pravda. № 1309, April 17, 1941

6. All-Union sports complex «Ready for labour and defense». The Russian national Council of voluntary sports society «Spartak» Methodical study. M., 1984 45 p.

7. GAIO, F. 2279, Op. 1, D. 85, 50 HP.

8. GAIO, F. 2280, Op. 2, D. 591, 80 HP.

9. The CPSU in the resolutions and decisions of congresses, conferences, plenums of the Central Committee (1898-1986). Vol. 5. 1928-1932. 9-th edition., additional Corr. M: Politizdat, 1985. P. 345.

10. Kurtsevich S.A. Memories, 1926) (Interview).

11. Rogatyn B.N. In step with the times. M: physical education and sport, 1986. 128 p.

12. Handbook of a party worker. Vol. 5. M: Gosizdat. 1926 293 p.

13. Stalinets. № 4, 1934.

14 Stalinets. №24 of 1935.

15 Stalinets. №17, 1940.

16. Stalinets. № 26, 1940.

17. Stalinets. №19, 1941.

18. Current archive, IAP, F. - VS, L. 24. P. 28.

19. Charkova A.A. Siberian wings: Essays on career at the Irkutsk aviation plant. Irkutsk, 1983. P. 26.

Коротко об авторе_

Горячкина М.О., аспирант, каф. «История Отечества», Восточно-Сибирская государственная академия образования, г. Иркутск, РФ 8-964-122-75-80

Научные интересы: проблемы повседневной жизни рабочих г. Иркутск в 30-50-е гг. ХХ в.

_ Briefly about the author

M. Goryachkinа, postgraduate, History of Motherland department, East Siberian State Academy of Education, Irkutsk, Russia

Scientific interests: problems of workers' everyday life, Irkutsk in the 30-50-s of the XX century

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.