Последней задачей является действие, то есть поступление на выбранную абитуриентом рабочую профессию или специальность. Здесь важен не только конечный результат — подача заявления, но и другие шаги абитуриента. К ним можно отнести регистрацию на офлайн-мероприятие и его посещение, вступление в группу техникума в социальной сети, звонок в приемную комиссию и т. п.
В этой связи главными инструментами сайта, побуждающими к действию, становятся все формы обратной связи и установления контакта с абитуриентом. Это кнопки интерактивного взаимодействия «Задай вопрос директору» или
Библиографический список
в чате Jivosite (вопрос переадресуется сотруднику приемной комиссии), сервис онлайн-подачи заявления, кнопки социальных сетей (рис. 7).
Информационная поддержка профориен-тационной работы с помощью инструментов официального сайта ПОО позволила привлечь в техникум достаточно большое количество абитуриентов. Результатом проделанной работы можно считать выполнение контрольных цифр приема и плана набора в целом. В прошлом учебном году на первый курс поступило 1075 человек. И в этом большую роль сыграл официальный сайт профессиональной образовательной организации.
1. Сташкевич, И. Р. Электронный ресурс «Виртуальная доска почета» как элемент профо-риентационной работы профессиональной образовательной организации [Текст] / О. В. Баша-рина, И. Р. Сташкевич // Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — № 1. — С. 82-86.
УДК 377 Л. А. Григорьева, преподаватель
Челябинского техникума текстильной и легкой промышленности (ЧТТЛП), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
СОЗДАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ С МЕНТАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ НАСТАВНИЧЕСТВА
В статье рассматриваются вопросы инклюзивного профессионального обучения студентов с ментальными особенностями развития. Излагаются проблемы трудоустройства данной категории обучающихся после приобретения ими профессиональных навыков. Рассмотрены пути решения существующей проблемы через создание швейно-трикотажной мастерской, где инвалиды с особенностями ментального развития будут работать в условиях наставничества.
Ключевые слова: профессиональное обучение, студенты с ментальными особенностями развития, трудоустройство инвалидов, наставничество, инклюзивное образование.
Сегодня проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогов, но и всей общественности.
В статье 2 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» введено понятие «инклюзивное образование», которое трактуется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Статья 79 закона целиком посвящена обучению лиц с ограничен-
ными возможностями здоровья, в частности, в ней сказано, что «профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся» [1].
В ГБПОУ «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности» обеспечивается профессиональное обучение студентов с нарушениями слуха, с особенностями ментального развития и со сложной структурой дефекта.
Инновационное развитие профессионального образования
Для успешной адаптации к образовательному процессу для данной категории обучающихся созданы специальные образовательные программы, к реализации которых в нашем учебном заведении мы привлекаем психологов, социальных педагогов, сурдопедагогов, сурдопереводчиков.
Говоря об инклюзивном профессиональном обучении, следует отметить, что оно подразумевает не только создание технических условий для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебное учреждение, но и специфику реализации учебно-воспитательного процесса. Он строится с учетом психофизических особенностей данной категории студентов, то есть включает в себя качественное психолого-педагогическое сопровождение профессионального обучения и создание особого морально-психологического климата в педагогическом и ученическом коллективе.
Особое внимание в процессе обучения необходимо уделять индивидуальной работе преподавателя, мастера производственного обучения со студентами с особенностями ментального развития [2].
Одним из методов, стимулирующих процесс обучения, является вовлечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в активную сферу деятельности — участие в творческих проектах, праздниках, классных часах по формированию положительных социально значимых качеств [3].
Начальным этапом в системе профессиональной подготовки обучающихся с особенностями ментального развития является ручной труд. Задача этого этапа заключается в изучении индивидуальных трудовых возможностей данной категории подростков. При организации и проведении занятий с элементами ручного труда мы создаем такие условия, чтобы преподаватель и обучающиеся находились в отношениях сотрудничества друг с другом, чтобы любой подросток с особенностями ментального развития оказался в ситуации успеха и испытал радость по поводу достигнутого результата, гордость в связи с преодолением трудностей. Таким образом, за два года профессиональной подготовки студенты с ограниченными возможностями здоровья получают прочные трудовые навыки [4].
Решение проблемы трудоустройства выпускников с особенностями ментального развития в Челябинском техникуме текстильной и легкой промышленности ставится в ряд основных ориентиров, определяющих направле-
ния деятельности техникума, в частности, его центра трудоустройства. На данный момент мы работаем над проектом «Рука об руку» по созданию специализированного предприятия, где инвалиды с особенностями ментального развития смогут в условиях наставничества заниматься производительным трудом.
Актуальность этого проекта обусловлена практически полным отсутствием возможности трудоустройства инвалидов данной категории.
Все государственные гарантии и программы по трудоустройству инвалидов сегодня сводятся к следующему: неработающая в подавляющем большинстве регионов система квотирования рабочих мест и программа временной занятости социально незащищенных слоев населения. В действующем виде обе программы не решают проблемы трудоустройства инвалидов с ментальными особенностями развития, потому что в их механизмах не заложена возможность создания специальных условий труда.
Если условно разделить людей с инвалидностью на группы в зависимости от того, какого рода услуги им требуются для успешного трудоустройства, то таких групп окажется три:
1) инвалиды, которым нужна только информационная помощь;
2) инвалиды, нуждающиеся в программах профессиональной и психологической подготовки;
3) инвалиды, у которые есть потребность в системе поддержки в процессе трудоустройства и дальнейшей работы.
Первая группа состоит из людей с инвалидностью, которые уже готовы к трудоустройству и работе. Все, что им требуется, — это информация об имеющихся вакансиях и, возможно, небольшие консультации по вопросам профессиональной ориентации и процессу трудоустройства (написание резюме, прохождение собеседования и т. д.).
Вторая группа включает людей с инвалидностью, не готовых на данный момент к трудоустройству вследствие негативного социального опыта, который включает в себя и невозможность получения полноценного образования в среде своих сверстников, и отказы работодателей в приеме на работу из-за инвалидности. Таким людям требуется серьезная психологическая поддержка и (или) специальное профессиональное обучение.
В третью группу входят люди с ментальной инвалидностью и со сложной структурой дефекта. Для успешного трудоустройства данной категории инвалидов необходима система
поддержки, осуществлять которую могут специально обученные специалисты-наставники.
На данный момент швейно-трикотажные предприятия не готовы принять в свой штат инвалидов и их наставников, но могут предоставить работу для выпускников техникума, имеющих особенный статус. Такие работники к порученному делу относятся ответственно, могут выполнять все виды ручных работ, что обеспечит их полную трудовую занятость [5].
Планируется производить изделия машинного и ручного вязания. Для успешной реализации продукции нужно проводить маркетинговые мероприятия:
- создать группы в социальных сетях с целью рекламы производства изделий машинного и ручного вязания, пошива;
- разместить объявления о привлечении к сотрудничеству предприятий, заинтересованных в рабочих руках;
- разработать сайт и оптимизировать его под основные запросы;
- создать инфраструктуру и предоставить работникам комфортные условия труда;
Библиографический список
- искать корпоративные заказы, например изготовление вручную предметов интерьера для кафе и ресторанов;
- принимать участие в ярмарках (например, HAND MADE ART);
- размещать свою продукцию в магазинах изделий ручной работы.
Для создания специализированных рабочих мест для инвалидов с ментальными особенностями развития необходимо дополнительное помещение, вязальное и швейное оборудование, мебель, что расценивается в 418 тыс. руб. При правильной организации и использовании дополнительных ресурсов срок планируемого возврата инвестиций составляет чуть больше двух лет.
Инвестиции в профессиональную реабилитацию инвалидов не только позволяют обеспечить их экономическую независимость и интеграцию в общество, но и экономически эффективны для государства, так как обеспечивают возврат вложенных средств и позволяют в последующем получать дополнительный доход за счет налогов в бюджет страны.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] : текст с изменениями и дополнениями на 2016 г. — М. : Изд-во «Эксмо», 2016. — 224 с.
2. Безюлева, Г. В. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью [Текст] : метод. рекомендации / Г. В. Безюлева, В. А. Малышева, И. А. Панынина. — М. : Центр НОУ ИСОМ, 2003.
3. Дорохова, Е. С. Формирование у обучающихся (воспитанников) толерантного отношения к различным социальным группам [Текст] / Е. С. Дорохова, Е. А. Джафарова ; под ред. проф. С. Г. Молчанова. — Челябинск : Энциклопедия, 2014. — 50 с.
4. Старобина, Е. М. Особенности профессиональной подготовки лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии [Текст] / Е. М. Старобина, Ю. В. Рысев // Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов. — М., 1998. — Вып. 5.
5. Шадриков, В. Д. Деятельность и способности [Текст] / В. Д. Шадриков. — М. : Логос, 1994.