Научная статья на тему 'Создание рабочих мест для инвалидов с ментальными особенностями развития в условиях наставничества'

Создание рабочих мест для инвалидов с ментальными особенностями развития в условиях наставничества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / СТУДЕНТЫ С МЕНТАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ / RETARTED STUDENTS / ТРУДОУСТРОЙСТВО ИНВАЛИДОВ / НАСТАВНИЧЕСТВО / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / JOB PLACEMENT OF INVALIDS / APPRENTICESHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Л. А.

В статье рассматриваются вопросы инклюзивного профессионального обучения студентов с ментальными особенностями развития. Излагаются проблемы трудоустройства данной категории обучающихся после приобретения ими профессиональных навыков. Рассмотрены пути решения существующей проблемы через создание швейно-трикотажной мастерской, где инвалиды с особенностями ментального развития будут работать в условиях наставничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPRENTICESHIP-LIKE JOB CREATION FOR INVALIDS WITH INTELLECTUAL DISABILITY

The paper analyses the problem of retarted students’ inclusive vocational training. The author discusses the problems of labour market entry by this group of graduates. The paper explores the ways of overcoming the existing problem by means of setting up the sewing and knitted-goods workshop where the intellectually disabled will work under the supervision.

Текст научной работы на тему «Создание рабочих мест для инвалидов с ментальными особенностями развития в условиях наставничества»

Последней задачей является действие, то есть поступление на выбранную абитуриентом рабочую профессию или специальность. Здесь важен не только конечный результат — подача заявления, но и другие шаги абитуриента. К ним можно отнести регистрацию на офлайн-мероприятие и его посещение, вступление в группу техникума в социальной сети, звонок в приемную комиссию и т. п.

В этой связи главными инструментами сайта, побуждающими к действию, становятся все формы обратной связи и установления контакта с абитуриентом. Это кнопки интерактивного взаимодействия «Задай вопрос директору» или

Библиографический список

в чате Jivosite (вопрос переадресуется сотруднику приемной комиссии), сервис онлайн-подачи заявления, кнопки социальных сетей (рис. 7).

Информационная поддержка профориен-тационной работы с помощью инструментов официального сайта ПОО позволила привлечь в техникум достаточно большое количество абитуриентов. Результатом проделанной работы можно считать выполнение контрольных цифр приема и плана набора в целом. В прошлом учебном году на первый курс поступило 1075 человек. И в этом большую роль сыграл официальный сайт профессиональной образовательной организации.

1. Сташкевич, И. Р. Электронный ресурс «Виртуальная доска почета» как элемент профо-риентационной работы профессиональной образовательной организации [Текст] / О. В. Баша-рина, И. Р. Сташкевич // Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — № 1. — С. 82-86.

УДК 377 Л. А. Григорьева, преподаватель

Челябинского техникума текстильной и легкой промышленности (ЧТТЛП), г. Челябинск, e-mail: [email protected]

СОЗДАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ С МЕНТАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ НАСТАВНИЧЕСТВА

В статье рассматриваются вопросы инклюзивного профессионального обучения студентов с ментальными особенностями развития. Излагаются проблемы трудоустройства данной категории обучающихся после приобретения ими профессиональных навыков. Рассмотрены пути решения существующей проблемы через создание швейно-трикотажной мастерской, где инвалиды с особенностями ментального развития будут работать в условиях наставничества.

Ключевые слова: профессиональное обучение, студенты с ментальными особенностями развития, трудоустройство инвалидов, наставничество, инклюзивное образование.

Сегодня проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогов, но и всей общественности.

В статье 2 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» введено понятие «инклюзивное образование», которое трактуется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Статья 79 закона целиком посвящена обучению лиц с ограничен-

ными возможностями здоровья, в частности, в ней сказано, что «профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся» [1].

В ГБПОУ «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности» обеспечивается профессиональное обучение студентов с нарушениями слуха, с особенностями ментального развития и со сложной структурой дефекта.

Инновационное развитие профессионального образования

Для успешной адаптации к образовательному процессу для данной категории обучающихся созданы специальные образовательные программы, к реализации которых в нашем учебном заведении мы привлекаем психологов, социальных педагогов, сурдопедагогов, сурдопереводчиков.

Говоря об инклюзивном профессиональном обучении, следует отметить, что оно подразумевает не только создание технических условий для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебное учреждение, но и специфику реализации учебно-воспитательного процесса. Он строится с учетом психофизических особенностей данной категории студентов, то есть включает в себя качественное психолого-педагогическое сопровождение профессионального обучения и создание особого морально-психологического климата в педагогическом и ученическом коллективе.

Особое внимание в процессе обучения необходимо уделять индивидуальной работе преподавателя, мастера производственного обучения со студентами с особенностями ментального развития [2].

Одним из методов, стимулирующих процесс обучения, является вовлечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в активную сферу деятельности — участие в творческих проектах, праздниках, классных часах по формированию положительных социально значимых качеств [3].

Начальным этапом в системе профессиональной подготовки обучающихся с особенностями ментального развития является ручной труд. Задача этого этапа заключается в изучении индивидуальных трудовых возможностей данной категории подростков. При организации и проведении занятий с элементами ручного труда мы создаем такие условия, чтобы преподаватель и обучающиеся находились в отношениях сотрудничества друг с другом, чтобы любой подросток с особенностями ментального развития оказался в ситуации успеха и испытал радость по поводу достигнутого результата, гордость в связи с преодолением трудностей. Таким образом, за два года профессиональной подготовки студенты с ограниченными возможностями здоровья получают прочные трудовые навыки [4].

Решение проблемы трудоустройства выпускников с особенностями ментального развития в Челябинском техникуме текстильной и легкой промышленности ставится в ряд основных ориентиров, определяющих направле-

ния деятельности техникума, в частности, его центра трудоустройства. На данный момент мы работаем над проектом «Рука об руку» по созданию специализированного предприятия, где инвалиды с особенностями ментального развития смогут в условиях наставничества заниматься производительным трудом.

Актуальность этого проекта обусловлена практически полным отсутствием возможности трудоустройства инвалидов данной категории.

Все государственные гарантии и программы по трудоустройству инвалидов сегодня сводятся к следующему: неработающая в подавляющем большинстве регионов система квотирования рабочих мест и программа временной занятости социально незащищенных слоев населения. В действующем виде обе программы не решают проблемы трудоустройства инвалидов с ментальными особенностями развития, потому что в их механизмах не заложена возможность создания специальных условий труда.

Если условно разделить людей с инвалидностью на группы в зависимости от того, какого рода услуги им требуются для успешного трудоустройства, то таких групп окажется три:

1) инвалиды, которым нужна только информационная помощь;

2) инвалиды, нуждающиеся в программах профессиональной и психологической подготовки;

3) инвалиды, у которые есть потребность в системе поддержки в процессе трудоустройства и дальнейшей работы.

Первая группа состоит из людей с инвалидностью, которые уже готовы к трудоустройству и работе. Все, что им требуется, — это информация об имеющихся вакансиях и, возможно, небольшие консультации по вопросам профессиональной ориентации и процессу трудоустройства (написание резюме, прохождение собеседования и т. д.).

Вторая группа включает людей с инвалидностью, не готовых на данный момент к трудоустройству вследствие негативного социального опыта, который включает в себя и невозможность получения полноценного образования в среде своих сверстников, и отказы работодателей в приеме на работу из-за инвалидности. Таким людям требуется серьезная психологическая поддержка и (или) специальное профессиональное обучение.

В третью группу входят люди с ментальной инвалидностью и со сложной структурой дефекта. Для успешного трудоустройства данной категории инвалидов необходима система

поддержки, осуществлять которую могут специально обученные специалисты-наставники.

На данный момент швейно-трикотажные предприятия не готовы принять в свой штат инвалидов и их наставников, но могут предоставить работу для выпускников техникума, имеющих особенный статус. Такие работники к порученному делу относятся ответственно, могут выполнять все виды ручных работ, что обеспечит их полную трудовую занятость [5].

Планируется производить изделия машинного и ручного вязания. Для успешной реализации продукции нужно проводить маркетинговые мероприятия:

- создать группы в социальных сетях с целью рекламы производства изделий машинного и ручного вязания, пошива;

- разместить объявления о привлечении к сотрудничеству предприятий, заинтересованных в рабочих руках;

- разработать сайт и оптимизировать его под основные запросы;

- создать инфраструктуру и предоставить работникам комфортные условия труда;

Библиографический список

- искать корпоративные заказы, например изготовление вручную предметов интерьера для кафе и ресторанов;

- принимать участие в ярмарках (например, HAND MADE ART);

- размещать свою продукцию в магазинах изделий ручной работы.

Для создания специализированных рабочих мест для инвалидов с ментальными особенностями развития необходимо дополнительное помещение, вязальное и швейное оборудование, мебель, что расценивается в 418 тыс. руб. При правильной организации и использовании дополнительных ресурсов срок планируемого возврата инвестиций составляет чуть больше двух лет.

Инвестиции в профессиональную реабилитацию инвалидов не только позволяют обеспечить их экономическую независимость и интеграцию в общество, но и экономически эффективны для государства, так как обеспечивают возврат вложенных средств и позволяют в последующем получать дополнительный доход за счет налогов в бюджет страны.

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] : текст с изменениями и дополнениями на 2016 г. — М. : Изд-во «Эксмо», 2016. — 224 с.

2. Безюлева, Г. В. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью [Текст] : метод. рекомендации / Г. В. Безюлева, В. А. Малышева, И. А. Панынина. — М. : Центр НОУ ИСОМ, 2003.

3. Дорохова, Е. С. Формирование у обучающихся (воспитанников) толерантного отношения к различным социальным группам [Текст] / Е. С. Дорохова, Е. А. Джафарова ; под ред. проф. С. Г. Молчанова. — Челябинск : Энциклопедия, 2014. — 50 с.

4. Старобина, Е. М. Особенности профессиональной подготовки лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии [Текст] / Е. М. Старобина, Ю. В. Рысев // Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов. — М., 1998. — Вып. 5.

5. Шадриков, В. Д. Деятельность и способности [Текст] / В. Д. Шадриков. — М. : Логос, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.