Научная статья на тему 'Особенности воспитательной работы с обучающимися-инвалидами и обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, в ПОО'

Особенности воспитательной работы с обучающимися-инвалидами и обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, в ПОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
806
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ИНВАЛИД / INVALID / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / DISABLED STUDENTS / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ / STUDENT'S SOCIALIZATION / СТИГМАТИЗАЦИЯ / STIGMATIZATION / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОДХОД / INCLUSIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шадчин И. В.

Коренные социально-экономические преобразования в стране, активизация социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества, развитие национальной системы образования обусловливают поиски путей совершенствования организации, содержания и методик воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Изменение подходов к воспитанию обучающихся-инвалидов направлено на формирование и развитие социально активной личности, обладающей навыками социально адаптивного поведения применительно к мобильной экономике. Одним из путей реализации данной задачи является инклюзивное образование. В статье рассматривается перечень ключевых вопросов, посвященных проблеме создания условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся с различными видами нарушений здоровья в профессиональных образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шадчин И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF VET EDUCATION OF INVALIDS AND PEOPLE WITH DISABILITIES

Key social and economic transformations in the country, active social policy in the field of society democratization and humanization, development of the national system of education cause looking for the ways to improve the organization, content and methods of disabled people education. Changes in the approaches to invalids’ education in the mobile economy are aimed at the formation and development of the socially active personality with the social adaptation skills. Inclusive education is one of the ways to solve this problem. The article analyses the key problems of creating the conditions for disabled students’ successful socialization and effective self-realization in the VET institutions.

Текст научной работы на тему «Особенности воспитательной работы с обучающимися-инвалидами и обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, в ПОО»

ет о более эффективной работе по социализации студентов на энергетическом отделении.

Проведенная нами диагностика позволяет утверждать, что в результате работы региональной инновационной площадки по теме

Библиографический список

«Организационно-педагогические условия социализации студентов в процессе образовательной деятельности ПОО» в техникуме созданы условия для успешной социализации студентов.

1. Социализация личности : формы и методы воспитательной работы в образовательных учреждениях [Текст] : материалы гор. науч.-практ. конф. 28-29 апр. 2005 г. — Казань ; Альметьевск : Таглимат, 2005. — 291 с.

2. Волович, А. С. Особенности социализации выпускников средней школы [Текст] : авто-реф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / А. С. Волович. — М., 1990. — 28 с.

3. Кириллова, М. И. Социализация младших школьников с нарушением речи в условиях общеобразовательной школы [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 13.00.01 / М. И. Кириллова. — Пятигорск, 2006. — 21 с.

4. Морозова, А. В. Управление процессом профессиональной социализации студентов ссузов в условиях модернизации институтов образования [Текст] / А. В. Морозова, Н. А. Фролова — Орел : ОРАГС, 2005. — 200 с.

5. Мудрик, А. В. Социализация человека [Текст] : учеб. пособие / А. В. Мудрик. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Академия, 2006. — 301 с.

6. Иваненков, С. П. Проблемы социализации современной молодежи [Текст] / С. П. Иваненков. — Оренбург : Димур, 1999. — 290 с.

УДК 376/377 И. В. Шадчин, зав. лабораторией Челябинского

института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: inclusive.chirpo@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ-ИНВАЛИДАМИ И ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ, В ПОО

Коренные социально-экономические преобразования в стране, активизация социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества, развитие национальной системы образования обусловливают поиски путей совершенствования организации, содержания и методик воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Изменение подходов к воспитанию обучающихся-инвалидов направлено на формирование и развитие социально активной личности, обладающей навыками социально адаптивного поведения применительно к мобильной экономике. Одним из путей реализации данной задачи является инклюзивное образование. В статье рассматривается перечень ключевых вопросов, посвященных проблеме создания условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся с различными видами нарушений здоровья в профессиональных образовательных организациях.

Ключевые слова: инклюзивное образование, инвалид, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, социализация обучающегося, стигматизация, толерантность, инклюзивный подход.

В наши дни развитие многоуровневой системы инклюзивного образования выделено в один из приоритетов социальной политики государства.

Одним из самых значимым международных документов в области защиты прав людей с различными видами нарушений здоровья является Конвенция о правах инвалидов (принята

резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г.). Конвенция трансформирует само понимание инвалидности, признавая, что инвалидность — эволюционирующее понятие. Инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими [1]. Таким образом, в конвенции признается, что человек является инвалидом не только в силу имеющихся у него ограничений здоровья, но и по причине тех общественных барьеров, которые препятствуют его успешной социализации.

Вслед за О. А. Ещеркиной под социализацией обучающегося будем понимать «... процесс его субъектного становления через присвоение и активное воспроизводство социального опыта, детерминированный социальной адаптацией (приспособление к окружающему социуму), социальной автономностью (реализация совокупных установок на себя) и социальной активностью (готовность к социально полезным действиям) и включающий в себя стадии пассивной социализации (пассивное поведение, неосознанное принятие или отвержение требований норм, правил общества), нормативной социализации (взаимодействие с окружающими, творческое освоение социокультурных норм и образцов), рефлексивной социализации (осознание, переживание окружающей реальности) и субъектной социализации (осознание окружающей среды как целостности, проявление субъектных свойств)» [2, с. 25].

Отношение общества к инвалидам показывает уровень готовности — как государства, так и отдельных граждан — идти по пути развития демократии и уважения прав человека. В статье 43 Конституции Российской Федерации провозглашается право каждого на образование. Принцип равноправия включает также запрещение дискриминации по состоянию здоровья [3].

Третьего мая 2012 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». Ратификация конвенции знаменует намерение государства создавать все необходимые условия для полноценной жизни инвалида, а также развивать систему инклюзивного образования [4].

В статье 2 закона «Об образовании в Российской Федерации» введено понятие «инклюзивное образование», которое трактуется как обеспечение равного доступа к образованию

для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [5]. Инклюзивное образование — не форма, а новое образование со своей философией, образование возможностей и свободного выбора.

В основе практики инклюзивного обучения и воспитания лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного обучающегося, и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого члена социума. Инклюзивное образование делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке индивидуальной программы воспитательной работы с каждым обучающимся.

Третьего февраля 2016 г. первым заместителем губернатора Челябинской области Е. В. Ре-диным утвержден Межведомственный комплекс мер по профессиональному образованию и (либо) профессиональному обучению в профессиональных образовательных организациях и организациях высшего образования Челябинской области и трудоустройству инвалидов до 2020 г. (далее — комплекс мер).

В рамках исполнения поручений Министерства образования и науки Челябинской области ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» (далее — институт) и региональные профессиональные образовательные организации участвуют в реализации основных направлений рассматриваемого комплекса мер.

Лабораторией инклюзивного образования института проводятся научно-практические семинары и вебинары для педагогических работников по различным аспектам проблемы внедрения инклюзивного подхода в педагогическую практику профессиональных образовательных организаций.

В 2016 г. институт осуществил повышение квалификации 25 руководящих и педагогических работников профессиональных образовательных организаций Челябинской области по программе дополнительного профессионального образования « Формирование условий доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья объектов и предоставляемых услуг в сфере образования» [6].

В 2016/17 уч. г. библиотекой-медиатекой института проведен цикл книжных выставок «Инклюзивное образование: миф или реальность?».

На интернет-странице лаборатории инклюзивного образования института, доступной по ссылке http://www.chirpo.ru/lab-inkl-obr, разме-

щены информационные материалы по широкому спектру вопросов, связанных с созданием безбарьерной среды в профессиональных образовательных организациях.

Система СПО является мощным средством социальной адаптации и социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для их успешного профессионального самоопределения и социализации через систему СПО предполагает разработку и реализацию мероприятий по профориентации, профессиональной адаптации, организации трудовой занятости и трудоустройству.

Главным критерием эффективности реализации мероприятий по обеспечению доступности СПО для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации будет являться ежегодное увеличение количества вовлеченных в систему СПО инвалидов и лиц с ОВЗ, увеличение доли обучающихся этой категории, завершивших обучение по образовательным программам СПО, увеличение числа трудоустроенных выпускников [7].

В профессиональных образовательных организациях Челябинской области реализуется комплекс мер, направленных на вовлечение об-учающихся-инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья в участие в конкурсах научно-технического творчества, научно-исследовательских работ, профессионального мастерства, олимпиадах, деловых играх и др.

Среди олимпиад, конкурсов, интеллектуальных и творческих состязаний, в которых принимают активное участие обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья профессиональных образовательных организаций Челябинской области, можно выделить:

- Всероссийский конкурс работ научно-технического творчества студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования (2014-2017 гг.);

- областной конкурс ученических и студенческих научно-исследовательских работ (20142017 гг.);

- Российская открытая конференция учащихся и студентов «Юность. Наука. Культура» (2014-2017 гг.);

- конкурсы профессионального мастерства среди студентов профессиональных образовательных организаций (2014-2017 гг.);

- чемпионат профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» (2015-2017 гг.).

Отметим тот факт, что в творческих состязаниях обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья показывают высокий уровень профессионализма, занимают призовые места, становятся дипломантами конкурсов и олимпиад.

18-19 ноября 2016 г. в Москве прошел II Национальный чемпионат по профессиональному мастерству для людей с инвалидностью «Аби -лимпикс». На чемпионат прибыли делегации из 63 регионов. Более 500 участников (51 школьник, 347 студентов, 106 специалистов) соревновались по 59 компетенциям (48 компетенций среди студентов и специалистов, 11 компетенций среди школьников). Чемпионат имел статус представительного форума, на котором обсуждались различные вопросы, связанные с инклюзивной культурой общества. В рамках деловой программы чемпионата состоялись круглые столы, Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие системы профессиональной ориентации и мотивации людей с инвалидностью к получению рабочих профессий через организацию системы конкурсов профессионального мастерства».

Третье призовое место в национальном чемпионате занял А. Болотов, студент ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова», выступавший в компетенции «Токарное дело на станках с ЧПУ».

Четвертую строчку в рейтинге занял Н. Ольховский, преподаватель ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», который состязался в компетенции «Разработка программного обеспечения».

Вовлечение обучающихся-инвалидов в культурно-массовые, зрелищные мероприятия также можно рассматривать как одно из условий успешной интеграции данной категории студентов профессиональных образовательных организаций в современный социум.

В ГБПОУ «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности» организован театр мод «Шармэ», в состав которого входят студенты с нарушением слуха. Театр мод выступает постоянным участником районного и городского этапов ежегодного фестиваля «Весна студенческая» в г. Челябинске. Студенты ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова», имеющие нарушения слуха, принимают активное участие в ежегодном конкурсе талантов «Дебют» (номинация «Жестовое пение») в г. Златоусте.

Нередко люди с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с таким явлением,

как стигматизация. Стигматизация — это процесс выделения или «клеймения» индивидов, навешивание социальных ярлыков на основании некоторых внешне обозначенных, символически выраженных признаков [8]. Стигма инвалидности связана с чувствами стыда и неполноценности.

Дестигматизация способствует освобождению от негативных эмоций, порожденных мифическими причинами, является условием преодоления социальной изоляции и адаптации к новым обстоятельствам жизни. Инвалидность не должна восприниматься как болезнь и становиться преградой для человека в реализации его потенциала.

Реформирование системы профессионального образования, провозглашение принципов гуманизма, индивидуализации обучения и личностного развития обратили внимание исследователей на изучение феномена толерантности в психолого-педагогическом аспекте.

На наш взгляд, наиболее полно психолого-педагогический смысл понятия «толерантность» как личностного феномена представлен в дефиниции, предложенной М. С. Мацковским. По его мнению, толерантность представляет собой определенное качество взаимодействия между субъектом и объектом толерантности, характеризуемое готовностью субъекта принимать социокультурные отличия объекта, включающие в себя внешние признаки, высказывания, особенности поведения [9].

Большинство имеющихся исследований посвящены процессу формирования толерантности студентов: 1) путем проведения тренин-говых упражнений; 2) в ходе развития толерантного сознания личности, формирования мотивационно-ценностного отношения студентов посредством бесед, семинаров [10].

Ю. И. Грачева предлагает следующие условия, соблюдение которых позволяет воспитывать толерантность студента:

- формирование у студентов представлений о толерантности осуществляется в процессе организации их работы с текстами, выполнения заданий, усложняющихся по мере расширения категориальных структур их мышления и обогащения его форм (монологичная и диалогичная);

- развитие у студентов эффектов со-понимания и со-чувствия осуществляется через использование преподавателем спонтанно возникающего или преднамеренно создаваемого контекста взаимодействия субъектов с различными взглядами, идеалами, ценностями;

- формирование у студентов опыта реализации бесконфликтного и ненасильственного взаимодействия, согласования различных позиций, диалогического взаимодействия осуществляется на монологическом и диалогическом уровнях общения в рамках «движения» значений и смыслов в пространстве отношений между субъектами с различными взглядами, идеалами, ценностями [11].

На наш взгляд, данный подход к проблеме формирования толерантности студентов является эффективным в современных условиях развития профессионального образования.

В настоящее время перед наукой стоит проблема изучения и выявления системы психолого-педагогических условий и средств формирования толерантности студентов в процессе их профессиональной подготовки.

Не менее важной проблемой является выявление возможностей досуговой деятельности (студенческая самодеятельность, волонтерское движение и др.) как одного из условий формирования толерантности студентов профессиональных образовательных организаций.

Как известно, досуговая среда является благотворной для неформального, добровольного взаимного общения, принятия людей друг другом, несмотря на их расовые, культурные, физиологические, религиозные и другие различия.

В настоящее время в профессиональных образовательных организациях функционируют центры профессиональной ориентации и психолого-педагогической адаптации обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

- центр психолого-педагогической адаптации, профориентации и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе ГБПОУ «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности»;

- служба допрофессиональной, профессиональной подготовки и трудоустройства инвалидов на базе ГБПОУ «Катав-Ивановский индустриальный техникум»;

- центр профессиональной ориентации и медико-психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова.

В 2013 г. на базе ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова» было создано Областное методическое объединение педагогических работников, осуществляющих профессиональное обучение инвалидов

и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования Челябинской области.

На заседаниях Областного методического объединения ежегодно рассматривается перечень наиболее актуальных вопросов, связанных с проблемой создания комплекса условий для успешной социальной интеграции студентов с различными нозологиями.

ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова» — одна из немногих профессиональных образовательных организаций, на протяжении длительного времени осуществляющих профессиональное образование глухих и слабослышащих студентов.

Для успешного обучения преподавателями колледжа создана специальная безбарьерная образовательная среда, организационно, методически, технически и технологически приспособленная к специальным потребностям лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая обеспечивает условия для освоения профессиональных образовательных программ, охрану здоровья, адаптацию. Эта среда полностью или частично компенсирует ограничение жизнедеятельности лиц (в общении, ориентации, обучении, трудоустройстве, самообслуживании) с ограниченными возможностями здоровья в получении образования, позволяя выступать им на рынке труда на равных конкурентных началах с другими специалистами.

Обязательным условием успешной подготовки обучающихся с нарушением слуха является использование мультимедийного оборудования, создание педагогами адаптированных наглядных опор-презентаций по всем темам изучаемых предметов. В учебном процессе используются технологии, учитывающие коммуникативные особенности данной категории студентов.

Также к услугам студентов — единая образовательная среда колледжа, представляющая

Библиографический список

собой виртуальную базу знаний, которая постоянно развивается и обновляется с учетом последних достижений в области образовательных и информационных технологий (мультимедийный словарь жестового языка, информационно-коммуникационные материалы, электронные пособия с элементами жестового языка и др.).

Воспитательная работа со студентами с ограниченными физическими возможностями построена таким образом, чтобы они, обучаясь в колледже, приобретали уверенность в себе, в своих знаниях, способностях, чтобы в будущем стать конкурентоспособными на рынке труда и в обществе.

Для осуществления реабилитации и профессиональной адаптации студенты с дефектами слуха и речи привлекаются к участию во всех мероприятиях колледжа.

Городской фестиваль прессы, выставка научно-технического творчества молодежи, Всероссийский инновационный форум «Евразийские ворота», конкурс исследовательских работ «Юность. Наука. Культура» — вот далеко не полный перечень мероприятий, дипломами ко -торых были удостоены творческие проекты глу -хих и слабослышащих студентов.

Таким образом, получение инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья качественного профессионального образования выступает одним из базовых условий их успешной социализации и самореализации в различных видах профессиональной деятельности.

В настоящее время одной из главных задач системы инклюзивного профессионального образования является преодоление социальной эксклюзии инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, создание социальных предпосылок для дестигматизации инвалидности, формирование установок толерантного отношения в обществе к людям с особыми потребностями.

1. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс] : [принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 дек. 2006 г.]. — Режим доступа: http://www.un.org/ru/ Ьосите^8/Ьес1_сото/сотоепйопзМ8аЬИ^.

2. Ещеркина, О. А. Организационно-педагогические условия социализации подростков в воспитательном пространстве гимназии [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / О. А. Ещеркина. — Волгоград, 2004. — 165 с.

3. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] : офиц. текст. — М. : Астрель, 2012. — 63 с.

4. Российская Федерация. Законы. О ратификации Конвенции о правах инвалидов [Электронный ресурс] : федер. закон № 46-ФЗ: [принят Гос. Думой 3 мая 2012 г]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/05/05/invalidi-dok.html.

5. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон № 273-ФЗ [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 2012 г.]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.

6. Шадчин, И. В. Инклюзивное образование как один из магистральных путей гуманизации общества [Текст] / И. В. Шадчин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 4 (12). — С. 99-104.

7. Романенкова, Д. Ф. Реализация мероприятий по обеспечению доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в Российской Федерации [Текст] / Д. Ф. Романенкова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 3 (11). — С. 25-30.

8. Липай, Т. П. Стигматизация в практике общеобразовательных школ [Текст] / Т. П. Липай // Социс. — 2009. — № 11. — С 142-144.

9. Мацковский, М. С. Толерантность как объект социологического исследования [Текст] / М. С. Мацковский // Межкультурный диалог : исследования и практика / под ред. Г. У. Солда-товой, Т. Ю. Прокофьевой, Т. А. Лютой. — М. : Центр СМИ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004. — С.43-49.

10. Резникова, И. Б. Формирование этнической толерантности у студентов вузов в условиях многонационального региона [Текст] : моногр. / И. Б. Резникова. — Владикавказ, 2007. — 158 с.

11. Грачева, Ю. И. Толерантность как личностное качество студента [Текст] / Ю. И. Грачева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2008. — № 2. — Самара : СНЦ РАН. — С. 109-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.