Научная статья на тему 'Создание новых рабочих мест на селе в условиях трансформации аграрных отношений'

Создание новых рабочих мест на селе в условиях трансформации аграрных отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
926
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шуваева С.А.

В статье рассмотрены основные принципы создания и сохранения рабочих мест в сельской местности в условиях аграрных преобразований. Исследованы организационно-экономические аспекты оценки рабочих мест, программные принципы управления проектом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание новых рабочих мест на селе в условиях трансформации аграрных отношений»

2. Печникова A.B., Макарова О.М., Стародубцева Е.Б. Банковские операции: учебник. - М.: ИД «ФОРУМ»; ИНФРА-М. 2009.

3. www.factorings.ru/news/331.

4. www.factorings.ru/static/factoring_history.

5. www.profiz.ru/se/6_09/faktoringovye_operacii.

6. www.ru.wikipedia.org/wiki.

7. www.raexpert.ru.

СОЗДАНИЕ НОВЫХ РАБОЧИХ МЕСТ НА СЕЛЕ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ АГРАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ

© Шуваева С. А*

Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь

В статье рассмотрены основные принципы создания и сохранения рабочих мест в сельской местности в условиях аграрных преобразований. Исследованы организационно-экономические аспекты оценки рабочих мест, программные принципы управления проектом.

В условиях аграрных преобразований повышение спроса на трудовые ресурсы предусматривает кардинальные меры по активизации процесса создания и сохранения рабочих мест на селе. Последние в условиях снижения инвестиций в экономику должны быть некапиталоемкими, в виде мелких промышленных и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию пунктов, транспортно-посреднических агрофирм и дорожно-строительных кооперативов, ассоциаций фермерских, крестьянских и личных подсобных хозяйств населения.

Срок окупаемости вновь созданного рабочего места в условиях дина -мичного развития рынка труда должен составлять не более 1-2 лет. При этом бизнес-планы конкретных предприятий, создающих рабочие места, должны оцениваться специалистами региональных служб занятости и территориального министерства труда. Условия финансирования и размеры предоставляемых кредитов должны устанавливаться в зависимости от результатов конкурсной экспертизы бизнес-планов хозяйств и организаций. Процентная ставка по кредитам должна составлять не более 8-10 % годовых.

При оценке рабочих мест необходимо обратить внимание на следующие критерии: конкретные данные о количестве созданных и сохраненных рабочих мест; рассчитанная стоимость 1 рабочего места с подтвержденным экономическим эффектом его функционирования; характер влияния программы на условия занятости (возможность расширения спроса на ра-

* Сотрудник международного отдела, аспирант.

бочую силу или сохранение рабочих мест, уровень высвобождения трудовых ресурсов, вероятность предложения рабочей силы и рабочих мест на рынке труда); влияние программы на снижение уровня безработицы, повышения занятости, производительности труда и объема производства на данном предприятии; способ и формы инвестирования программы; список потенциальных и фактических ее инвесторов [1, с. 57; 2, с. 92].

В целях стимулирования работодателей к созданию и сохранению рабочих мест (прежде всего для слабо защищенных категорий) необходимо на протяжении 1,5-2 лет полностью финансировать такие рабочие места из региональных фондов. Причем, в первый год не следует вообще облагать налогом прибыль, полученную в результате функционирования этих рабочих мест, а в дальнейшем - только 50 %. В противном случае, как показывает практика, у работодателей нет существенных стимулов в содействии занятости безработных лиц, особо нуждающихся в социальной защите: уровень трудоустройства на квотируемые рабочие места составляет в настоящее время менее 25 %.

Региональная программа по созданию и сохранению рабочих мест призвана обеспечить координацию долгосрочных и среднесрочных инвестиционных программ, региональных целевых программ, связанных со структурной перестройкой экономики, а также программ социально-экономического развития и содействия занятости населения, принимаемых региональными органами власти в целях повышения эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, направляемых на создание новых, а также сохранение и модернизацию существующих рабочих мест. Программа должна предусматривать повышение уровня и изменение структуры занятости населения на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики региона.

В соответствии с поставленной целью на региональном уровне необходимо решить следующие основные программные задачи [3, с. 116]:

- обеспечить решение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест и эффективного использования трудовых ресурсов во всех районах края (области), его отраслях и секторах, производственных и непроизводственных формированиях;

- осуществлять регулирование рынка труда и повышение конкурентоспособности рабочей силы в соответствии со сложившейся конъюнктурой;

- обеспечить формирование рациональной структуры занятости населения и эффективность использования вновь создаваемых рабочих мест;

- развивать профессиональную и территориальную мобильность трудовых ресурсов и создавать наиболее благоприятные условия для повышения уровня жизни населения;

- разработать мероприятия по повышению неполной (частичной) занятости населения, смягчению и предотвращению явной и скрытой безработицы;

- сформировать систему профессиональной подготовки и переподготовки рабочей силы и ее рационального распределения с учетом потребностей рынка труда.

Реализацию Программы следует осуществлять поэтапно. На первом этапе (в течение 1-2 лет) региональные службы занятости населения совместно с органами исполнительной власти на основе демографического прогноза:

- определяют общую потребность в рабочих местах с последующей корректировкой, исходя из социально-экономических тенденций развития региона; выявляют отраслевые и региональные приоритеты в развитии и сохранении рабочих мест;

- проводят социальную экспертизу разрабатываемых целевых инвестиционных программ; уточняют нормативно-правовую базу, ориентированную на формирование общих условий для создания и сохранения рабочих мест;

- разрабатывают механизм, обеспечивающий развитие профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов, а также меры повышения эффективности использования имеющихся производственных мощностей; формируют систему организации временных рабочих мест на базе общественных работ; разрабатывают механизм развития социального партнерства в области создания и сохранения рабочих мест.

В конце первого этапа реализации Программы необходимо осуществить целевую поддержку создания и сохранения рабочих мест для слабо защищенных категорий работников: женщин с малолетними детьми, молодежи, пенсионеров и инвалидов, безработных беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

На втором этапе (в последующие годы, обычно не более 1-2 лет) необходимо решить следующие задачи:

- разработать пакет целевых программ воспроизводства рабочих мест с учетом сложившейся ситуации на рынке труда и осуществить мероприятия по созданию банка данных о рабочих местах и потребности в них отраслей экономики региона и обеспечить рабочими местами незанятое население;

- создать условия для повышения качества рабочих мест (целесообразно изменить и дополнить налоговое законодательство региона в части стимулирования предприятий к модернизации рабочих мест, а также развить их инновационную деятельность;

- разработать систему мер по стимулированию ликвидации неэффективных рабочих мест.

Реализация указанной программы - одно из важнейших направлений повышения занятости трудовых ресурсов и составная часть работы по социально-экономическому развитию региона.

В процессе создания новых рабочих мест на селе особое внимание следует обратить на решение следующих основных задач [4]:

1. для предотвращения роста уровня безработицы и формирования эффективной структуры занятости сельского населения необходимо: разработать и приступить к реализации отраслевых, городских и сельских целевых программ воспроизводства рабочих мест с учетом сложившейся ситуации на рынке труда; осуществить мероприятия по созданию банка данных о рабочих местах и потребности в них отраслей экономики в городах и административных районах;

2. в целях создания условий для долговременной и эффективной занятости населения органам службы занятости необходимо составить перспективную схему изменения структуры занятости населения, исходя из социально-экономических тенденций, требований научно-технического прогресса и спроса со стороны населения региона. В этой связи надлежит разработать систему мер по стимулированию: ликвидации неэффективных рабочих мест и создания рабочих мест в перспективных отраслях экономики; высвобождения работников из низкорентабельных и депрессивных отраслей экономики, их профподготовки (переподготовки) и трудоустройства в развивающихся отраслях экономики.

Внедрение новых (дополнительных) рабочих мест должно учитывать следующую структуру затрат: оплата труда работников, создающих новое рабочее место - 15-20 % общих затрат; стоимость техники, материалов и оборудования - 70-75 %; стоимость топлива, электроэнергии - 5-10 %; затраты на обслуживание персонала, общепроизводственные и общехозяйственные расходы - 8-10 %; затраты на подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров - 2-3 %. Стоимость сохраненного рабочего места может включать в себя следующие статьи расходов: затраты на уход и дооборудование рабочего места, включая стоимость необходимых дополнительных материалов - 55-60 %; дополнительные расходы на профподготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров - 12-15 %; прочие расходы - 25-30 %.

Механизм управления реализацией основных мероприятий разработанной программы представляет собой сложную систему взаимосвязей между отдельными органами управления на уровне края (области), сельских административных районов и отдельных предприятий. Так, координация и ответственность за ее разработку возложена на органы службы занятости населения региона. Исполнением всех расчетных работ и формулированием целей и программных мероприятий заняты, прежде всего,

научные творческие группы из числа сотрудников вузов и других научно-исследовательских коллективов, согласующие свои разработки с соответствующими департаментами, отраслевыми управлениями и предприятиями.

Решению проблем занятости сельского населения и создания рабочих мест на селе в значительной мере будет способствовать реализация мер, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 г.».

При этом основное внимание следует уделить тем проблемам сельской занятости, решение которых предполагает следующие основные направле -ния: содействие развитию самозанятости и предпринимательской инициативы в аграрном секторе; организация профессионального обучения безработных граждан по профессиям, специальностям, ориентированным на занятость в сельскохозяйственном производстве, сфере бытового обслуживания, а также в народных промыслах; организация общественных работ в сельской местности в целях обеспечения потребности территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер; проведение ярмарок вакансий для сельских безработных; содействие в создании и сохранении рабочих мест на основе реализации принципов социального партнерства; учет механизма функционирования инновационной экономики.

Таким образом, управление занятостью сельского населения на региональном уровне предполагает комплекс мероприятий организационно-экономического, правового и социально-психологического характера. При этом регулирование социально-трудовой сферы в рамках рынка труда будет способствовать не только повышению занятости на селе, предотвращению масштабов и снижению уровня безработицы, но и сыграет важную роль в плане дальнейшего позитивного реформирования аграрных отношений, важнейшей составной частью которых является эффективное управление человеческими ресурсами в системе АПК.

Список литературы:

1. Аграрные отношения: теория, историческая практика, перспективы развития / И.Н. Буздалов, Э.Н. Крылатых, A.A. Никонов и др. - М.: Наука, 1993. - 270 с.

2. Золин И.Е. Рынок труда и регулирование занятости. - Н. Новгород: Изд-во ВАГС, 2008. - 205 с.

3. Сергиенко A.M. Социально-экономическое положение сельского населения на рынке / A.M. Сергиенко. - Барнаул-Новосибирск: АзБука, 2006. - 243 с.

4. Иванова В.Н., Безденежных Т.П. Управление занятостью населения на местном уровне. - М.: Финансы и статистика, 2002. - С. 49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.