УДК 331.5.024.54 А.С. Шарыпов
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
В статье освещаются вопросы регулирования рынка труда в сельской местности. Основные моменты регулирования вопросов занятости сельского населения отражены в концепции экономического развития экономики села с целью привлечения рабочей силы в сельскую местность, достижения уровня полной занятости сельского населения.
Ключевые слова: концепция, рабочая сила, занятость сельского населения, экономическая сила.
A.S. Sharypov
THE WAYS OF RURAL POPULATION EMPLOYMENT INCREASE
The issues of labour market controlling in a rural area are illustrated in the article. The most important points of controlling rural population employment issues are shown in the concept of economic development of the village economy in order to attract labour force in the rural area and to achieve full employment level for rural population.
Key words: concept, labour force, rural population employment, economic force.
Современный агропромышленный комплекс представляется как сложная агроэкономическая система, содержащая основополагающие и взаимосвязанные сферы - сельское хозяйство, отрасли промышленности, тесно связанные с агропромышленным производством, и социальная сфера. От их оптимального и пропорционального развития будет зависеть эффективность развития всех сельских территорий Красноярского края.
Социально-экономические преобразования, происходящие в Российской Федерации, принципиально изменили положение с занятостью сельского населения, а также расширили и обогатили содержание самого понятия занятости. Общий экономический кризис в стране и резкое снижение уровня занятости привели к существенному росту безработицы.
Сложность решения проблемы занятости на селе определяется тем, что сельская местность в большей своей части является районом монопроизводства - сферы приложения труда здесь ограничены, а в ряде несельскохозяйственных отраслей, которые находятся на грани развала, число рабочих мест существенно сократилось.
Ситуация усугубляется и почти полным разрушением социальной инфраструктуры, происходящим с 1990 по 2000 г., что также снизило уровень занятости сельского населения.
Становление рыночных отношений на селе находится в зачаточном состоянии, многие рыночные регуляторы, которые действуют в развитых странах, в России пока не работают. И хотя изучение опыта этих стран необходимо и полезно, при решении проблемы занятости в России мы должны использовать свои средства и возможности, основываться на отечественных традициях, учитывать сложившиеся социальноэкономические условия и особенности конкретных регионов.
Необходимо отказаться от старых концептуальных подходов, исходивших из того, что село должно быть донором трудовых ресурсов для городов и крупных промышленных центров, а сельское население должно быть занято в основном в аграрном секторе. Эти подходы устарели и пришли в противоречие с реалиями сельской жизни.
Разработка новых направлений занятости на селе предполагает определение для конкретных территорий приоритетных отраслей сельской экономики и активизацию инвестиций в эти отрасли, выявление структурных сдвигов в занятости населения, разработку программ по сохранению и созданию рабочих мест на селе при условии соединения интересов субъекта и всего общества.
Для Красноярского края приоритетными направлениями развития сельской экономики являются:
• развитие АПК при рациональном сочетании производства сельскохозяйственной продукции и перерабатывающих отраслей, обеспечивающих население региона продуктами питания и выход на внешние рынки сбыта;
• восстановление и создание новых рабочих мест в отраслях социальной инфраструктуры, что позволит привлечь молодежь и особенно женщин;
• развитие рыночной и финансовой инфраструктуры на селе;
• стимулирование развития крестьянских (фермерских) хозяйств и ЛПХ с учетом того, что личное подсобное хозяйство способно принять значительную часть безработных и снизить с их стороны давление на рынок труда;
• поддержка малого и среднего предпринимательства на селе. На районном уровне эти направления должны быть конкретизированы с учетом социально-демографических особенностей территорий и эффективного использования местных ресурсов района.
Пути, условия и методы восстановления аграрного производства предусматривают проведение институциональных преобразований в АПК, создание четких финансово-кредитных механизмов, соответствующих законам рынка; стимулирование экспорта конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции; дифферен-
цированный подход к федеральной поддержке регионов. Осуществление таких мер государственного регулирования позволит преодолеть негативные тенденции нарастания безработицы в сельской местности.
В настоящее время существует острая необходимость поиска новых путей решения экономических и социальных проблем развития сельских территорий в рамках приоритетных направлений политики государства. В ст. 5 Закона «О развитии сельского хозяйства» отмечается, что устойчивое развитие сельских территорий - это стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение её конкурентоспособности, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни.
В то же время органами управления края еще недостаточно полно проработаны механизмы экономического и социального развития сельской местности и в настоящее время требуется разработка научных подходов привлечения рабочей силы в сельскую местность, достижения уровня полной занятости сельского населения, повышения мотивации населения при трудоустройстве в сельской местности, увеличения уровня доходов сельских жителей.
Разработка данных подходов позволит создать платформу для конкретных механизмов повышения занятости населения в сельской местности и целевых программных мероприятий.
Существующая региональная политика управления занятостью сельского населения и привлечения молодых кадров в сельскую местность не способна достичь одну из основных целей государственной аграрной политики - обеспечения устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников. Причиной тому авторы исследования считают малоизученные потребности в рабочей силе, что влечет за собой недостаточный объем финансирования уже существующих мероприятий, направленных на решение поставленных задач.
Пути повышения занятости сельского населения включают следующие основные положения:
• восстановление и увеличение объемов сельскохозяйственного производства и на этой основе восстановление, сохранение и создание новых рабочих мест в сельском хозяйстве при приоритетной государственной поддержке агросферы;
• создание льготных условий для развития альтернативных форм занятости на селе с учетом социально-экономических особенностей территорий и местных ресурсов как важного фактора повышения уровня занятости и доходности сельского населения;
• восстановление и создание новых рабочих мест на объектах социальной и рыночной инфраструктуры, в сфере малого и среднего бизнеса;
• совершенствование нормативно-правовой базы регулирования занятости и социальной защиты безработных граждан с учетом особенностей сельского рынка труда, в частности, включение занятости в личных подсобных хозяйствах в стаж работы и предоставление занятым в ЛПХ социальных гарантий;
• переход к активной государственной политике занятости, предусматривающей повышение информированности граждан и работодателей о конъюнктуре рынка труда на селе, содействие территориальному перераспределению сельских граждан;
• распространение на селе гибкой модели занятости, способствующей сбалансированности спроса и предложения рабочих мест;
• повышение качества рабочих мест - улучшение условий и охраны труда, приближение цены рабочей силы на селе к городскому уровню;
• улучшение положения женщин на рынке труда с учетом их особенной роли в воспроизводстве населения путем предоставления им льгот при найме и увольнении с работы, а также на основе расширения сфер приложения женского труда;
• более активное вовлечение молодежи в состав занятого населения, разработка специальных молодежных программ занятости;
• осуществление мер по гарантированному трудоустройству безработных граждан, которые не могут быть трудоустроены обычным путем, квотирование рабочих мест для них и предоставление возможностей для их временной занятости, направленных на сокращение застойной безработицы на селе;
• реализация целенаправленного комплекса мер по притоку кадров необходимых профессий в депо-пуляционные районы области;
• повышение образовательного и квалификационного уровня кадрового потенциала села в целях повышения конкурентоспособности сельских жителей на рынке труда, формирование системы опережающей подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
• создание единого банка данных вакансий рабочих мест на областном и межрегиональном уровнях;
• осуществление системы мер по усилению социальной поддержки временно незанятых сельских жителей.
Организационное обеспечение политики занятости, воздействие на рынок труда и создание его инфраструктуры должно быть направлено на увеличение количества и повышение качества рабочих мест, улучшение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы путем создания рациональной структуры занятости и повышения информированности населения.
Сложившаяся в настоящее время структура сельской занятости и спрос на рабочую силу больше всего отразились на положении молодежи, так как она существенно дискриминирована. Рост молодежной безработицы в сочетании со старением сельских трудовых ресурсов приводит к деформации половозрастной структуры села (в некоторых поселениях это уже реальность), а также к снижению числа браков и ухудшению криминогенной обстановки.
Все эти факторы требуют разработки как концептуальных, так и рабочих программ молодежной занятости, подкрепленных и законодательно и организационно. В них должна учитываться подготовка специалистов широкого профиля по новым профессиям, улучшение качества рабочих мест, повышение престижности труда, обеспеченность жильем, бытовыми и культурными услугами, целевая поддержка молодых семей льготным кредитованием и т.д.
К молодежным проблемам должны подключаться не только службы занятости, но и комитеты по делам молодежи и образовательные учреждения общего и профессионального образования. Изучая рынок молодежного труда, они могли бы с учетом перспективного спроса готовить молодежь, психологически ориентировать ее на соответствующие специальности и профессии, а также информировать о вакантных рабочих местах и рынке жилья в масштабах области, поскольку районные центры занятости хорошо знают положение дел только на собственной территории.
В повышении занятости молодежи региона большую роль призваны сыграть федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года», а также региональные долгосрочные целевые программы «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Красноярского края на 2009-2011 годы» и «Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности», которые предусматривают стимулирование молодых специалистов, трудоустраивающихся в сельской местности.
Важной задачей государственной политики занятости должно стать повышение профессионального уровня кадрового потенциала села, состояние которого характеризуется тенденцией к разрушению.
Первичным звеном в подготовке кадров является система ранней профессиональной ориентации школьников и молодежи, дополняющаяся затем средним и высшим профессиональным образованием, а также систематическим повышением профессионального мастерства и уровня квалификации работников в течение всей их трудовой деятельности.
В целях ликвидации диспропорции в подготовке рабочих кадров и специалистов для отраслей сельской экономики необходимо разработать программы приоритетного развития различных отраслей производства на территориях субъектов РФ, что позволит системе профессионального образования осуществлять опережающую подготовку кадров с учетом требований рыночной экономики.
Для органичного вхождения аграрного кадрового потенциала в рынок необходимо формирование целостного образовательного комплекса АПК на основе единой кадровой государственной политики. Это сможет обеспечить не только универсализацию, конкурентоспособность и высокое качество подготовки рабочих кадров и специалистов сельского хозяйства, но и способствовать преемственности образовательных учреждений - сельской школы, ПТУ агропромышленного профиля, сельскохозяйственных техникумов и вузов, школ управления АПК, фермерских школ и других институтов послевузовского образования.
При этом приоритет государства в совершенствовании кадрового обеспечения всех сфер сельской экономики должен, безусловно, сохраняться. На федеральном уровне должны быть разработаны новые стандарты, общеобразовательные и профессиональные требования, учитывающие признание рынка труда, необходимость повышения компетентности и деловитости кадров, их мобильность и др.
Следует осуществлять принцип многовариантности и гибкости всех форм обучения на их различных стадиях, а также усилить экономический аспект обучения кадров для села: знакомить будущих специалистов с основами менеджмента, маркетинга, предпринимательства, бухгалтерского учета и аудита.
На базе Красноярского государственного аграрного университета успешно осуществляется подготовка сельских предпринимателей, а также специалистов по переработке сельскохозяйственной продукции, банковской, ипотечной, налоговой, биржевой и аудиторской деятельности, земельному праву, управлению земельными ресурсами, технической эксплуатации транспортных и технологических машин в АПК, кадров для информационно-консультационных служб и др.
Современная социально-экономическая обстановка на селе требует отказа от узкоспециализированной подготовки кадров рабочих профессий. ПТУ должны готовить и ориентировать выпускников на профессиональную мобильность в зависимости от рыночной конъюнктуры. Реализация этого направления требует перехода к новым методам обучения, применения модульной системы контроля знаний и т.д.
Реализация предложенных путей повышения занятости сельского населения создаст, с одной стороны, благоприятную среду для осуществления всех положительных возможностей рыночной экономики. С другой, смягчит отрицательные стороны рыночного саморегулирования, их негативное влияние на сельский рынок труда, снизит уровень безработицы.
Пути повышения занятости сельского населения можно рассматривать при решении таких задач, как:
1. Необходимость проведения комплексной оценки существующей безработицы в сельской местности края по всем отраслям и сферам занятости. В результате изучения данного вопроса необходимо определить в разрезе по муниципальным образованиям Красноярского края потребность в рабочей силе по отраслям и сферам деятельности. Потребность в рабочей силе необходимо определить в виде коэффициента, отражающего отношение количества трудоустроенных в данной отрасли к общему количеству рабочих мест по формуле:
Кп=Кт/Крм,
где Кп - коэффициент потребности в рабочей силе;
Кт - количество трудоустроенных в отрасли;
Крм - общее количество рабочих мест в отрасли.
Необходимость изучения данного вопроса обусловлена тем, что территория Красноярского края включает в себя не только зоны, пригодные для развития сельского хозяйства, но и иные экономически рентабельные производства и услуги, которые также нуждаются во внимании со стороны государства и поддержке в экономическом и социальном развитии.
2. Определение для конкретных территорий приоритетных отраслей экономики с учетом климатических и социально-экономических особенностей, привлечение инвестиций и бюджетных средств в эти отрасли.
Политика регионального правительства в сельской местности направлена на развитие сельского хозяйства, как отрасли, - экономического локомотива, способного развивать сельские территории, лесоперерабатывающую промышленность и добычу полезных ископаемых. Однако спектр направлений экономической деятельности, способных развиваться и создавать дополнительные рабочие места в сельской местности, намного шире приоритетных и поддерживаемых правительством края. По мнению автора, в сельской местности региона слабо развиваются дорожная и строительная отрасли, коммунальное хозяйство, приходят в упадок сферы образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта.
Поддерживая в развитии только агропромышленный комплекс, невозможно добиться комплексного развития сельских территорий, что соответственно негативно отражается на формировании образа сельской местности.
3. Создание единого информационного пространства для доведения сведений о деятельности краевого правительства по реализации планов в сельской местности.
4. Государственная поддержка на конкурсной основе субъектов экономических отношений, способных достичь максимального мультипликативного эффекта, отвечающего основным целям государственной аграрной политики.
Реализация данных путей повышения занятости сельского населения позволит обеспечить гарантии конституционных прав жителей села в области труда и социальной защиты, повысит их материальное положение, улучшит условия труда и жизни.
Разработка программ повышения занятости сельского населения Красноярского края с учетом вышеизложенного должна базироваться не только на анализе современного состояния АПК, но и на среднесрочном и долгосрочном прогнозе развития альтернативных отраслей экономики.
Литература
1. Закон Российской Федерации от 19.04.1991. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 27.12.2009. №367-Ф3).
2. Буланов В.С. Современные проблемы занятости и безработицы. - М., 1996.
3. Зущина Г.М., Султанова Р.М. Занятость и безработица на рынке труда России. - М., 1996.
4. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег // Антология экономической классики. - М., 1994. - Т. 2.
5. КорнейчукБ.В. Экономика труда: учеб. пособие - М.: Гардарики, 2007.
6. Костин Л.А., Зущина Г.М., Султанова Р.М. Рынок труда и теория занятости. - М., 1997.
7. Мумладзе Р.Г., Гущина Г.Н. Экономика и социология труда: учеб. - М.: Кнорус, 2008.
8. Павленков В.А. Рынок труда, занятость, безработица: учеб. - М.: Изд-во МГУ, 2004.
9. Якимова Л.А. Регулирование сельского рынка труда. - Красноярск: Изд-во КрасГАУ, 2006.
10. Якимова Л.А. Управление занятостью трудовых ресурсов села. - Красноярск: Изд-во КрасГАУ, 2006.
11. Рынок труда: учеб. / под ред. В.С. Буланова, Н.А. Волгина. - М.: Экзамен, 2007.