Научная статья на тему 'Стратегические направления повышения занятости сельского населения'

Стратегические направления повышения занятости сельского населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шуваева С.А.

Рассмотрены вопросы основных стратегических направлений повышения занятости сельского населения в регионе, уточнены принципы и особенности региональной политики занятости на сельском рынке труда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегические направления повышения занятости сельского населения»

ников, предоставление им льгот и компенсаций сверх установленных законодательством, предусмотрев их достаточное финансирование.

Такого рода соглашения между указанными субъектами рынка труда позволяют существенно усилить мероприятия, направленные на повышение занятости трудовых ресурсов и одновременно смягчить безработицу, являясь одновременно инновационным механизмом дальнейшего развития социально-трудовых отношений в регионе.

Список литературы:

1. Булочникова, Л.А. Технический прогресс и использование рабочей силы в сельском хозяйстве / Л.А. Булочникова. - М.: Колос, 1973. - 216 с.

2. Евченко A.B. Регулирование территориальной социально-экономической асимметрии в регионе / A.B. Евченко, С.С. Железняков, Д.Б. Зиба-рев. - Курск: КГТУ, 2009. - 250 с.

3. Сонин М.Я. Актуальные проблемы использования рабочей силы / М.Я. Сонин. - М.: Экономика, 1965. -215 с.

4. Эсаулова И.А. Фирменный рынок труда / И.А. Эсаулова // Вестник ГУУ - 2009. - № 20. - С. 245-248.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

© Шуваева С. А.*

Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь

Рассмотрены вопросы основных стратегических направлений повышения занятости сельского населения в регионе, уточнены принципы и особенности региональной политики занятости на сельском рынке труда

Развитие сельской экономики сопровождается функционированием районных муниципальных рынков труда. Они, в свою очередь, должны быть регулируемыми и управляемыми со стороны региональных и местных органов власти. Однако в сфере государственного управления рынком рабочей силы существует ряд нерешенных проблем, в том числе связанных с разработкой рекомендаций по регулированию сельского рынка труда на перспективу.

По нашему мнению, управление занятостью на селе это - процесс целенаправленного позитивного воздействия на трудовые процессы и рабочую силу аграрного сектора в целях эффективного ее использования в рамках конкретного муниципального образования или отдельного предприятия АПК. Механизм управления сельским рынком труда реализуется

* Инспектор по кадрам отдела международных связей, аспирант.

посредством выполнения отдельных функций управления рабочей силой (прогнозирование, планирование, организация, мотивация, регулирование, учет, анализ и контроль), включающий региональный уровень воздействия на трудовые процессы, уровень локальных рынков труда и микроуровень организаций [1, с. 103-107].

На краевом уровне подобными вопросами занято управление государственной службы занятости населения региона. Здесь координируются: возможности местных бюджетов и внебюджетных фондов по управлению трудоустройством, регистрация безработных, их переквалификация, разработка программ занятости населения, выплата пособий по безработице. Существуют и негосударственные структуры занятости (коммерческие биржи труда), в которых сосредоточены вакансии наиболее престижных и оплачиваемых специальностей.

На муниципальном уровне управление занятостью включает законодательное и исполнительное регулирование трудовой деятельности на конкретной территории и на предприятиях в целом [5].

Анализ рынка труда в регионе показал, что предложение рабочей силы в Ставропольском крае за 2007-2009 гг. увеличилось в 1,1 раза. При этом численность безработных возросла с 24,8 до 35,0 тыс. чел., доля уволившихся по собственному желанию составила 27,2 %, мигрантов - 10,6, выпускников общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений - 6,1 % общей численности экономически активного населения. При этом спрос на рабочую силу только в течение 2009 г. снизился на 7,5 %, чему способствовали события, связанные с приостановкой производства, обусловленного финансовым кризисом.

Характерно, что напряженность на рынке труда возросла почти вдвое -об этом свидетельствует увеличение численности незанятых в расчете на 1 вакансию, численность вынувденно незанятых увеличилась в 2,7 раза, продолжительность трудоустройства возросла практически на четверть. Наиболее явно это проявляется на сельском рынке труда, где число рабочих мест и вакансий ограничено.

В настоящее время в информационной базе УГСЗН края существует 12,2 тыс. вакансий (в том числе более трети из них - в сельских регионах, 74,7 % предназначены для рабочих). В то же время безработные не спешат их занять, поскольку основная часть предлагаемых рабочих мест - низкооплачиваемая, либо работодатели предъявляют повышенные требования к профессионализму рабочей силы.

Не случайно возрастает актуальность и значимость государственного управления рынком труда в регионе. В настоящее время краевая и районные муниципальные службы занятости интенсивно заняты поиском свободных рабочих мест и трудоустройством безработных, регистрируют вакансии, осуществляют профессиональную переподготовку, организуют

оплачиваемые общественные работы. Именно этими критериями оценивается эффективность управления занятостью в регионе [2].

В последнее время растет не только количество обращающихся в государственную службу занятости, но и удельный вес трудоустроенных, хотя и незначительно. Поэтому имеются резервы совершенствования этой деятельности на уровне отдельно взятого муниципального образования и прежде всего на локальных рынках труда монопрофильных территорий. При этом требуется проявить больше оперативности в работе по трудоустройству, оптимизировать штаты специалистов служб занятости, повысить их материальную заинтересованность, и особенно - в регионах с высокими кадровыми рисками.

Полагаем, что в сельских муниципальных образованиях большое значение в системе регулирования локальных рынков труда имеет создание новых рабочих мест в сфере малого семейного и аграрного бизнеса, развития подсобных хозяйств населения и фермерских предприятий. Расчеты показывают, что их количественный рост способствует смягчению и предупреждению безработицы: в тех сельских районах края, где ее уровень максимальный, наблюдается более высокая занятость в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах.

Территориальный прогноз рынка труда в Ставропольском крае свидетельствует о необходимости дальнейшего целенаправленного управления локальными рынками рабочей силы, предотвращением безработицы, оперативным предоставлением трудовых услуг населению [3, с. 84-95].

Основными направлениями дальнейшего совершенствования государственного регулирования локальных рынков труда в регионе является комплекс следующих стратегических мероприятий.

Во-первых, это - организация общественных работ с выделением достаточного объема финансирования по отношению к каждой муниципальной территории; расширение инвестиций в развитие человеческого капитала с учетом геомаркетингового подхода; предотвращение угрозы массового высвобождения рабочей силы из отраслей и сфер АПК, включая мониторинг предстоящих и текущих увольнений; широкое привлечение незанятого населения и прежде всего безработных к занятию малым предпринимательством с выделением субсидий федерального, регионального и местного предназначения; создание условий для формирования новых или реконструкции старых рабочих мест в аграрном комплексе.

Во-вторых, требуют своего неотложного решения вопросы законодательного регулирования регионального и локального рынка труда, поскольку отсутствует Федеральный Закон о статусе службы занятости, о формах ее взаимодействия с субъектами районных управленческих структур, работодателями и безработными, с органами образования и учебными заведениями. Кроме того, на данном этапе реформирования локального и

регионального рынка труда необходимо формирование оптимальной геомаркетинговой политики в аспекте территориально-кластерного управленческого подхода в развитии муниципальных территорий.

В-третьих, большое значение в преодолении асимметрии между локальными рынками труда имеет реализация территориальных программ содействия занятости населения. К сожалению, наибольший удельный вес в объеме финансирования приходится сейчас на долю финансирования общественных работ и выплат по безработице - сейчас в регионе приходится выдавать пособие более чем 32,6 тыс. безработным, стоящим на учете в службе занятости (средний размер пособия - 2,8 тыс. руб.).

Считаем, что при разработке программ занятости следует уделять первоочередное внимание преимущественно активным методам управления сельским рынком труда. Они включают в себя меры по содействию эффективного трудоустройства безработных, их профессиональному обучению и переквалификации. Кроме того - это организация и создание новых рабочих мест, развитие предпринимательства и самозанятости вынужденно незанятых лиц.

Совершенствование государственного управления рынком труда в регионе является комплексной программной задачей, от решения и реализации которой во многом будет зависеть эффективность экономики в целом. При этом основным программным документом является региональная программа содействия занятости населения и смягчения безработицы. Эффективность ее определяет результативность функционирования органов и служб по управлению трудом, оперативность местных органов управления [4, с. 29].

Непосредственно под координирующим началом государственной службы занятости края в ближайшей перспективе дополнительно планируется обеспечить рабочими местами более 35,2 тыс. незанятых и безработных. По нашим расчетам, дополнительное вовлечение в производство этой категории работников позволит в течение 2010-2012 гг. увеличить валовой региональный продукт как минимум на 5,9 млрд. руб. В условиях преодоления финансового кризиса (когда численность незанятых в регионе только в течение 2008-2009 гг. возросла в 1,2 раза.) определяющими мероприятиями, способствующими целенаправленному и эффективному воздействию на трудовые процессы, следует признать: организацию опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения (695 чел. - в целом по региону); организацию общественных и временных работ более чем для 17,1 тыс. чел.; содействие развитию малого бизнеса и предпринимательства с вовлечением в систему самозанятости около 2,1 тыс. зарегистрированных безработных.

Первоочередными стратегическими направлениями дальнейшего развития регионального и сельских рынков труда должны быть:

- реализация территориальной государственной политики в области трудоустройства с организацией текущего мониторинга и маркетинговых исследований локальных рынков труда;

- формирование целевой комплексной программы на региональном и муниципальном уровнях по созданию новых рабочих мест на селе с учетом конъюнктурных процессов в аграрной сфере;

- совершенствование экспертной деятельности по анализу законопроектов в области социально-трудовых и аграрных отношений и прежде всего в сфере занятости слабо защищенных категорий населения;

- формирование территориальной и разветвленной муниципальной системы профориентации, включающей введение профессионального отбора с учетом профдиагностики важнейших качеств приоритетных профессий;

- своевременность предложений и реализация превентивных мер по смягчению процесса банкротства предприятий АПК с целью предупреждения негативных социальных последствий;

- разработка и внедрение новых интерактивных технологий профессиональной подготовки и переподготовки незанятых лиц.

По нашему мнению, формирование региональной системы управления сельским рынком труда должно учитывать конкретную экономическую ситуацию в административных районах и соблюдать баланс интересов государства, работодателей и наемных работников в плане обеспечения реализации региональной программы смягчения напряженности на рынке труда, совершенствования инфраструктуры, повышения доходов предпринимателей, развития экономических и социальных составляющих человеческого капитала.

Приоритетными направлениями регулирования рынка труда на селе и повышения занятости в аграрной сфере в настоящее время должны быть: оптимальное перераспределение инвестиций в развитие человеческого капитала между муниципальными образованиями; совершенствование территориального профобучения с использованием технологии модульной системы обучения сельских кадров; привлечение незанятого населения к оплачиваемым общественным работам; создание условий для стимулирования работодателей по организации и сохранению рабочих мест; учет региональных интересов развития экономики территории и его рынка труда.

Определенную позитивную роль может сыграть создание районных муниципальных центров трудовой и социально-психологической адаптации, проведение выездных ярмарок ученических и рабочих мест, организация молодежных, подростковых и других специализированных бирж труда, разработка и внедрение учебных программ по адаптации выпускников учебных заведений на рынке труда.

В этом должен заключаться современный стратегический подход к осуществлению политики регионального управления повышением занятости на селе.

Список литературы:

1. Нечаев Н.Г. Государство в системе современных аграрных отношений / Н.Г. Нечаев. - СПб.: Питер, 2006. - 368 с.

2. О программе экономического и социального развития Ставропольского края на 2010-2012 гг.: Закон Ставропольского края№ 15-кз от 12 марта 2009 г. // Ставропольская правда. - 2009. - 20 марта. - С. 5-8.

3. Региональный рынок труда / Под ред. П.В. Акинина, C.B. Степановой. - Ставрополь: Сервис-школа, 2008. - 368 с.

4. Трунин В.И. Государственное управление занятостью населения на рынке труда России / В.И. Трунин. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2008. - 277 с.

5. Эсаулова И.А. Фирменный рынок труда / И.А. Эсаулова // Вестник ГУУ - 2009. - № 20. - С. 245-248.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.