Научная статья на тему 'Факторы и направления повышения эффективности формирования и использования трудового потенциала экономиким сельских территорий'

Факторы и направления повышения эффективности формирования и использования трудового потенциала экономиким сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельская местность / сельский рынок труда / трудовой потенциал / стратегия развития / экономический рост / инвестиционная активность / эффективная занятость / сільська місцевість / сільський ринок праці / трудовий потенціал / стратегія розвитку / економічний ріст / інвестиційна активність / ефективна зайнятість

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мабиала Жильберт

В статье рассматривается современные проблемы формирования трудового потенциала сельских территорий, обосновываются основные факторы и направления повышения эффективности его использования как составляющего элемента современного направления экономики сельских местностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Фактори і напрямки підвищення ефективності формування та використання трудового потенціалу економіки сільських територій

У статті розглядаються сучасні проблеми формування трудового потенціалу сільських територій і обґрунтовуються основні фактори й напрямки підвищення ефективності його використання як складового елементу сучасного напрямку економіки сільських місцевостей.

Текст научной работы на тему «Факторы и направления повышения эффективности формирования и использования трудового потенциала экономиким сельских территорий»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «Экономика и управление». Том 23 (62). 2010 г. № 3. С. 185-195.

УДК: 331.522.4:63

ФАКТОРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОНОМИКИМ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Мабиала Жильберт

Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины «КАТУ», Симферополь, Украина

E-mail: gilmabiala@>maiLm

В статье рассматривается современные проблемы формирования трудового потенциала сельских территорий, обосновываются основные факторы и направления повышения эффективности его использования как составляющего элемента современного направления экономики сельских местностей.

Ключевые слова: сельская местность, сельский рынок труда, трудовой потенциал, стратегия развития, экономический рост, инвестиционная активность, эффективная занятость.

Постановка проблемы.

Проблема формирования и эффективного использования трудового потенциала сельских территориальных образований является одним из основных факторов экономического роста в сельском хозяйстве, увеличения доходов местных бюджетов, возможности социального развития сельских территорий и повышения уровня жизни их населения.

Повышение эффективности использования трудового потенциала является необходимым условием успешного развития аграрного сектора экономики. Однако в сельской местности сохраняются: вынужденная неполная занятость, теневые формы занятости и оплаты труда, безработица, низкая оплата труда, бедность, в том числе среди работающего населения. Рынок труда в сельской местности значительно уже, чем в городе. Если в конце 90-х годов в уровень занятости в городе и на селе был примерно одинаков, то в 2010 году занятость в городе выросла, снизившись в сельской местности. Неблагоприятные демографические показатели в сельской местности, недостатки социального развития села, отсутствие альтернативной занятости тормозят развитие сельского хозяйства, не позволяя развивать производственную деятельность. При избыточной занятости в сельском хозяйстве в целом, во многих регионах Украины наблюдается дефицит кадров, особенно высококвалифицированных, соответствующих требованиям новых аграрных технологий.

Актуальность решения проблемы формирования и использования трудового потенциала сельских местностей и недостаточная изученность ее отдельных теоретических, методологических и методических аспектов предопределили выбор темы настоящей статьи и, рассматриваемый в ней круг вопросов. Теоретическую и методологическую основу ее написания составили труды зарубежных авторов по проблемам экономики и социологии сельских местностей (Economie и sociologie rurales), рынка труда и занятости населения сел и поселковых общин (Marché и main d'oeuvre rurale). Это обеспечило достоверность приведенных в работе сведений и

послужило основой для обоснования рекомендаций по формированию и эффективному использованию трудового потенциала села.

Цель данной статьи состоит в теоретическом и методологическом обосновании, разработке практических рекомендаций по формированию и использованию трудового потенциала сельских образований экономики. Для достижения этой цели были сформулированы сущность трудового потенциала и особенности занятости сельского населения; определены факторы, влияющие на формирование трудового потенциала аграрного сектора региона; обоснована необходимость корректировки механизма формирования и использования трудового потенциала сельских и поселковых территорий.

Анализ публикации работ по теме исследования. Проблемам рынка труда и совершенствования государственной политики занятости посвящены исследования зарубежных и отечественных ученых: Фредерика Мартина, Мориса Карэла (Департамент сельской экономики университета СТ. Лаврента, Квебек, Канада), Лебайлли Филлипа, Анри Де Фрахан Брюно (Университетский факультет агрономический наук Гемблюкс, Бельгия) [8, 9], Гвидо Ван Хуиленброеска, Люк Д'хаесе (Гентский университет, Гент, Бельгия) [10], Буланова В.С., Волгина Н.А., Карташова С.А., Маркса К., Оуэна Р., Риса А.Е., Самуэльсона П., Элиота Р.Ф., Рыбакова Л.Н. [5] и др. Отдельные аспекты эффективного распределения трудовых ресурсов села и их использования в аграрном секторе экономики рассмотрены в трудах Воловой Е. В. [2], Бондаренко Л.В., Воловской Н.М., Петрикова А.В., Плетневой Т.Г., Родионовой Л.В. [4], Фещенко Н.В., Шатохина А.Г. и др.

Однако изученность проблемы формирования и использования трудового потенциала аграрного сектора экономики нельзя назвать исчерпывающей. Институциональные реформы, проводимые в стране, а также возникающие диспропорции на региональных рынках труда вследствие дифференциации уровней развития и регионов, и местных территориальных образований требуют выработки мероприятий по совершенствованию региональной политики обеспечения занятости в сельской местности, как наиболее «проблемной».

Основные результаты исследования. Понятие трудового потенциала не сводится к трудоспособному населению, или трудовым ресурсам, так как в этом случае не учитываются качественные характеристики работника [1]. В то же время, мнения исследователей, что трудовой потенциал не обладает количественным измерением, а представляет собой совокупную способность общества к труду, считаем «бесполезным» для использования данного термина в управлении.

Трудовой потенциал - это комплексная характеристика количества и качества трудовых ресурсов, определяющая возможности населения по участию в общественно полезной деятельности, это ресурсная категория и инструмент изучения распределения трудовых ресурсов. Проблемы формирования и использования трудового потенциала следует рассматривать как составляющую аграрного сектора экономики, то есть совокупности отраслей, сфер, предприятий,

организаций и учреждений агропромышленного комплекса, обеспечивающих внутрирегиональные потребности населения в продовольственных ресурсах, регулирование процессов обеспечения пищевыми продуктами, способствующих росту резервов межрегионального продуктового обмена [5].

Эффективное формирование трудового потенциала аграрного сектора экономики обеспечивается его балансом, а именно: структурным развитием существующего производственного уклада в продовольственной системе и созданием условий стимулирования творческой инициативы и коммерческих интересов занятых и, проживающих в сельской местности, а также желающих проявить себя в агробизнесе путем организации доступа к финансовым ресурсам инвестиционного, социально-экономического и структурного назначения.

Анализ функционирования продовольственной системы АРК позволил выявить особенности предложения рабочей силы, среди которых высокий уровень предложения; низкая территориальная и профессиональная мобильность населения; отрицательные темпы воспроизводства рабочей силы; старение трудовых ресурсов; низкий уровень жизни особенно сельского населения [3].

Обеспеченность сельских территорий рабочей силой определяется не только исторически сложившимся расселением и национальными особенностями, но и, в значительной мере, условиями труда. Совокупность факторов использования рабочей силы для трудодефицитных и трудоизбыточных хозяйств является единой, однако в трудоизбыточных районах эти факторы должны быть направлены на высвобождение трудовых ресурсов из сельского хозяйства в другие отрасли, повышение производительности труда и снижение затрат на единицу продукции. В трудодефицитных территориях требуется комплекс факторов, способствующих закреплению кадров и их стабильности [4].

В случае необходимости вовлечения на аграрный рынок труда трудодефицитных районов экономически неактивного населения требуется определить его структуру и дать оценку сложности привлечения отдельных категорий экономически неактивного населения на рынок труда (табл. 1).

Проблема занятости решается при создании новых и развитии существующих производств. В условиях реформы местного самоуправления органы власти должны провести поиск и отбор идей развития хозяйственной деятельности сельского населения (рис.1).

Повышение эффективности формирования и использования трудового потенциала аграрного сектора экономики требует создания комплекса программных мер воздействия. Перспективные меры для аграрного сектора АРК представлены на рисунке 2 [3].

Существующая Программа социально-экономического развития действует до 2010 года. Анализ показывает, что данный документ не является «рабочим», его программные действия устарели и требуют определенной корректировки.

Таблица 1

Удельная структура сельского экономически неактивного населения АРК _по категориям (%)_

Категория экономически неактивного населения Годы Степень сложности привлечения на аграрный рынок труда

2000 2005 2006 2007

Экономически неактивное население, всего 100,0 100,0 100,0 100,0

в том числе:

учащиеся дневной формы 42,3 39,7 38,6 38,5 Очень высокая

пенсионеры 17,6 17,8 18,2 18,2 Низкая

лица, ведущие подсобное хозяйство 14,5 18,5 18,3 17,6 Высокая

прочие 4,3 5,6 5,5 5,7 Высокая

ищут работу, но не готовы быстро к ней приступить 1,5 2,3 2,3 2,2 Низкая

не ищут работу 19,8 16,1 17,1 17,8 Высокая

в том числе потому, что отчаялись ее найти 8,4 5,7 5,4 4,9 Очень низкая

Рис. 1. Алгоритм поиска и отбора идей развития хозяйственной деятельности сельского населения в АРК

Рис. 2. Программные меры государственного воздействия на рынок труда в аграрном секторе экономики АРК

В каждом муниципальном образовании должны быть приняты программы социально-экономического развития, причем формирование программ более высокого порядка должно быть проведено с учетом программ низшего порядка. Исходя из общих стратегических целей и задач осуществляется программирование

развития сельского хозяйства, направленное на улучшение продовольственного обеспечения населения и повышение качества жизни сельского населения.

Отдельные аспекты государственного воздействия на формирование и использование трудового потенциала могут быть отражены в программе повышения инвестиционной привлекательности, а также в программе поддержки предпринимательства. Программы занятости и социальной защиты населения реализуются соответственно управлениями занятости и социальной защиты населения, причем особую важность в плане повышения эффективности этих программ приобретает их взаимодействие и дополнение, так как аудитория данных программ - слабо защищенные слои населения, безработные, лица с особым социальным статусом [5]. Дополнительным инструментом является программа целевого заказа на подготовку кадров для агропромышленного комплекса, позволяющая устранить дисбаланс спроса и предложения на аграрном рынке труда, повысить эффективность функционирования аграрной экономики и аграрного образования.

Крупные инвестиционные проекты должны проходить общественную экспертизу на предмет их социальной эффективности. Те проекты, которые преследуют не только экономический, но и бюджетный и социальный эффект должны получать административную поддержку путем предоставления льгот по налогообложению и государственному микрофинансированию [9].

В плане повышения инвестиционной активности следует разработать инвестиционный атлас региона, позволяющий потенциальному инвестору оперативно и эффективно определить сферу применения финансовых средств. Дополнением может стать создание областных и муниципальных комиссий по восстановлению объектов экономики. В процессе исследования выявлено 225 объектов продовольственной системы, которые могут быть переданы предпринимателям, владельцам личных подсобных хозяйств и фермерам для производственного использования. К началу 2008 года производственная деятельность велась уже на 164 таких объектах, при этом создано и восстановлено около 1500 рабочих мест.

Выбранные факторы являются существенными. Коэффициент множественной детерминации показывает, что вариация производительности труда в сельскохозяйственных организациях АР Крым на 74,8% определяется вариацией выбранных показателей.

Наибольшее влияние на вариацию производительности труда оказывает заработная плата работников сельского хозяйства - 35,4%, то есть фактор материальной заинтересованности в условиях аграрного производства в наибольшей степени определяет то, насколько производителен будет труд работника. Рост заработной платы на 230 гривен обеспечивает увеличение валового дохода на одного работника на 334,88 гривен. Другим важным фактором повышения производительности труда является уменьшение задолженности по заработной плате, что определяет 11,2% вариации.

Проведенные исследования функционирования аграрного сектора экономики показали, что:

— уровень получаемой доходности позволяет обеспечить работников приемлемой оплатой труда только при условии соблюдения оптимальной численности работающих;

— в крестьянских и личных подсобных хозяйствах населения проблема трудообеспеченности отсутствует, уровень доходности в расчете на одного работника выше, чем в крупнотоварном производстве, однако решение проблемы продовольственного снабжения не может быть обеспечено без развития крупнотоварного сектора аграрного производства;

— высокие требования к профессионализму ставят вопрос о сертификации знаний и профессиональных навыков специалистов;

— фактор материальной заинтересованности работников в сложившихся условиях хозяйствования позволяет, в большей степени, чем любые другие, повлиять на увеличение производительности труда в аграрном производстве;

— необходима перестройка системы подготовки специалистов и квалифицированных рабочих для сельского хозяйства АР Крым. Главной задачей является в относительно короткие сроки формирования нового типа работника, учитывая неизбежный процесс интеграции и трансформации функций рабочих и специалистов;

— решение проблемы формирования работников нового типа может быть обеспечено становлением системы непрерывного образования на существующей, но не функционирующей системной базе: сельскохозяйственный лицей - колледж -техникум - сельскохозяйственная академия - институт переподготовки кадров агробизнеса - учеба в трудовых коллективах. Это позволит на всех этапах формирования и использования трудового потенциала обеспечить оптимальные условия для правильного выбора профессии, профессиональной адаптации, поддержания высокого уровня мастерства работников [7].

К критериям эффективности региональной политики на рынке труда в аграрном секторе экономики следует отнести индикативные показатели, на основе которых должна строиться система управления рынками труда и образовательных услуг в аграрном секторе, среды которых [1]:

— общее снижение уровня безработицы (по методологии МОТ);

— динамика предпринимательской активности, количества малых предприятий, личных подсобных хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных в трудоизбыточных районах, в том числе безработными и выпускниками образовательных учреждений;

— улучшение структуры официально регистрируемой безработицы, в том числе среди молодежи;

— увеличение заработной платы при сокращении коэффициента вариации по уровню

— заработной платы схожих категорий работников;

— рост затрат предприятий на реализацию социальных программ для работников при одновременном снижении затрат на их поиск и подбор;

— соответствие структуры выпуска специалистов структуре вакансий и

потребностей аграрного рынка труда по группам специальностей (профессий);

Таблица 2

Направления развития системы занятости в аграрном секторе экономики АРК

Направления Преимущества Этапы и мероприятия

развитие традиционных форм занятости сохранение традиционного уклада в сельской местности; формирование современной сельской производственной инфраструктуры выявление наиболее эффективных отраслей сельского производства

развитие видов сельской деятельности небольшие инвестиции при организации и функционировании производства; дополнительная круглогодичная занятость для работников, имеющих сезонную занятость в сельскохозяйственном производстве определение особенностей производства, которые заключаются в творческом характере труда, уникальности производимой продукции, высокой доле ручного труда и т. п.

организация бытового и социально- культурного обслуживания сельского населения. во многих сельских районах социально-бытовая инфраструктуры разрушена, поэтому, наряду с обеспечением занятости, актуальна задача оказания качественных бытовых и социально-культурных услуг. выявление граждан, которые оказывают данные услуги населению, либо могли их оказывать; обучение сельских жителей профессиям, связанным с бытовым и социально-культурным обслуживанием населения.

- расширение масштабов частичной и неполной занятости среди учащихся образовательных учреждений;

- улучшение материально-технического обеспечения производственной и преддипломной практики, закрепление студента за конкретным предприятием, начиная с первого курса обучения;

- повышение доли студентов, обучающихся по целевому набору, в общем контингенте;

- увеличение объемов средств на реализацию региональных программ повышения квалификации работников агропромышленного комплекса;

- увеличение числа и материальной обеспеченности организаций (особенно негосударственного сектора) в сфере подбора, найма, отбора и профессионального развития персонала.

В АРК уровень безработицы составил - 1,74% (в декабре 2009 году). Однако по данным ФНПК [6] уровень безработицы в Крыму снизился на 0,2% до 2,9%. На начало сентября уровень зарегистрированной безработицы в Крыму составил 2,9%,

что на 0,2% ниже соответствующего показателя прошлого года.

В настоящее время численность зарегистрированных безработных в автономии составляет 34,3 тыс. человек. В Крыму сложно трудоустроиться - на одно рабочее место претендуют примерно 5 человек.

Применение отмеченных мер приведет к обеспечению надежной экономической основы создания и сохранения рабочих мест в аграрном секторе экономики, расширяющих сферу эффективной занятости, «рассасыванию» сельской безработицы, наиболее полному использованию трудового потенциала сельских территорий. Именно тогда станет возможным создание гибкого, динамичного, адаптированного к рыночным трансформациям, аграрного рынка труда [1].

Выводы.

Основными тенденциями становления современной институциональной структуры сельского рынка труда и образовательных услуг являются: отсутствие координации деятельности основных участников рынка труда со стороны Управления государственной службы занятости, образовательных учреждений, а также низкая степень использования общих баз данных по имеющемуся трудовому потенциалу в аграрном секторе экономики. Крымские регионы, в значительной степени, самостоятельно разрабатывая и проводя государственную политику занятости, формирования и использования трудового потенциала, существенно отличаются друг от друга в выборе форм, направлений и методов воздействия на рынок труда.

Анализ направлений, активно реализуемых в АР Крым и, определяющих формы и методы укрепления и развития трудового потенциала, показал, что должностные регламенты Управления государственной службы занятости населения позволяют воздействовать лишь на отдельный сегмент рынка труда -официально регистрируемую безработицу.

Выявлены недостатки в выполнении Управлением занятости своих функций, среди которых: отсутствие научного прогнозирования развития экономики и социальной сферы, исследований по проблемам потенциала рынка труда, отсутствие системы целевых индикаторов эффективности использования трудового потенциала, отсутствие в разрабатываемых программах, раздела финансирования инвестиционных проектов.

Проведенные исследования выявили проблему неэффективного использования средств. Обосновано, что около 20% средств расходуется на содержание службы занятости. Статья расходов на эти цели должна быть жестко ограничена рамками 15%, а порядок финансирования должен быть следующим: меры пассивной политики, меры активной политики, затем все остальное. Сохранение и создание новых рабочих мест не должно входить в компетенцию служб занятости, они могут осуществляться в рамках функциональных обязанностей министерств: экономики, промышленности, предпринимательства и инвестиций. Финансовой основой выступают средства, заложенные на реализацию стратегии и комплексной программы социально-экономического развития, отраслевых программ.

Одним из возможных путей снижения социальной напряженности на рынке труда является содействие миграции трудоспособного населения в пределах и за

пределы региона. В трудоизбыточных сельских муниципальных образованиях проведение активных мер в этом направлении предлагается строить на основе централизованного банка вакансий, временных и разовых работ, контрактов, конкурсов, источников инвестиций и кредитных ресурсов. Данный банк должно формировать Управление занятости, объединенное на правах подчиненности с региональным Управлением по труду. Чтобы регион не покидал квалифицированный персонал, лишь в особых случаях следует содействовать трудовой миграции за пределы АР Крым.

Разработанный комплекс теоретических, методических и практических рекомендаций будет способствовать улучшению обеспечения аграрной сферы экономики требуемым количеством и качеством трудовых ресурсов, повышению снабжения населения АРК продовольствием, росту его жизненного уровня.

Список литературы

1. Буланов В.С. Рынок труда: [учебник]; под ред. B.C. Буланова, Н.А. Волгина. - М.: Экзамен, 2000. - 71 с.

2. Воловая Е.В. Совершенствование государственного регулирования регионального рынка труда в аграрном секторе / Е.В. Воловая // Ульяновск-АГРО.- 2007.- № 3.- С. 12-14.

3. Воловая Е.В. Совершенствование региональной политики занятости в условиях реформы местного самоуправления / Е.В. Воловая // Деловое обозрение.- 2006.- № 12.- С.8.

4. Родионова Л.В. Адаптационные стратегии сельского населения на рынке труда в годы реформ / Л.В. Родионова: Материалы III Всероссийского социологического конгресса / под ред. Л.В. Родионовой.- М.: ИС РАН, РОС, 2008.- 128 с.

5. Рыбаков Л.Н. Изучение социально-экономических факторов, влияющих на формирование рынка труда / Л.Н. Рыбаков; под ред. B.C. Буланова. - М.: «Экзамен», 2008. - 580с.

6. Германова Т.В. Рынок труда в системе социально-экономических отношений общества / Т.В. Германова [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.fond-vpv.ru/60.html.

7. Bridier M., Michailof S. Guide pratique d'analyse de projets: Evaluation et choix des projets d'investissement / M. Bridier, S. Michailof. - Belgique: Ed. Economica, 1995. - 320 pp.

8. Frija A. EAAE Congress: People, food and environments / A. Frija, S. Speelman,G.V. Huylenbroeck // Conference. Global Trends and European Strategies. - 2008.- 40 p.

9. Henry de Frahan B. Guide de l'analyse Coûts-avantages des projets d'investissement / B.H. de Frahan // Commission européenne.- Belgique: UCL, 2003.- 68 p.

10. Henry de Frahan B. Manuel d'analyse financière et économique des projets de développement / B.H. de Frahan // Commission européenne.- Belgique: UCL, 1997.- 50 p.

11. Van Huylenbroeck Guido. Market and Rural Policy Institutions to Stimulate Multifunctional Food and Fibre Production full-text available / V.G. Huylenbroeck // The Multifunctional Role of Forests - Policies, Methods and Case Studies, 2008.- 124p p.

Поступила в редакцию 01.12.2010 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Maôiana Жильберт. Фактори i напрямки пвдвищення ефективност формування та використання трудового потенщалу ckohomîkh сшьських територш / Жильберт Мабiала // Вчеш записки ТНУ. Серiя: Економжа та управлшня. - 2010. - Т. 23 (62), № 3. - С. 185-195. У статп розглядаються сучасш проблеми формування трудового потенщалу сшьських територш i обгрунтовуються основш фактори й напрямки тдвищення ефективносп його використання як складового елементу сучасного напрямку економши сшьських мюцевостей.

KnwHoei слова: сшьська мюцевють, сшьський ринок пращ, трудовий потенщал, стратегш розвитку, економiчний рют, швестицшна актившсть, ефективна зайнятгсть.

Mabiala Gilbert. Factors and ways for increasing the efficiency of formation and use of labor capacity of the rural economy's areas / Gilbert Mabiala // Uchenye zapiski TNU. Series: Economy and management. - 2010. - Vol. 23 (62), # 3. - P. 185-195.

The article deals with contemporary problems of labor potential of rural areas and justified the main factors and ways of increasing the efficiency of its use as a constituent element of modern economic trends in rural areas.

Key words: rural areas, rural labor market, labor-building, strategy development, economic growth, investment activity in whole, effective employment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.