Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ШКОЛ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН'

СОЗДАНИЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ШКОЛ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ НАУКА / КОМПЛЕКСНАЯ НАУЧНАЯ ГРУППА / ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шиян В.В., Керимов Ф.А.

Юқори малакали спортчиларни тайёрлаш бўйича кўп йиллик халқаро тажриба спортчиларни узоқ муддатли тайёрлаш тизимини доимий равишда такомиллаштириш зарурлигини ишончли тарзда кўрсатмоқда. Юқори малакали спортчиларни тайёрлаш назарияси ва методологиясини доимий равишда такомиллаштиришнинг асосий ҳаракатлантирувчи кучи энг юқори ютуқларга эга замонавий спорт турларининг изчил ривожланишини таъминлайдиган фундаментал илмий тадқиқот натижалари ҳисобланади.Многолетний международный опыт подготовки высококвалифицированных спортсменов убедительно указывает на необходимость постоянного совершенствования системы многолетней тренировки атлетов. В качестве основной движущей силы постоянного совершенствования теории и методики подготовки высококвалифицированных спортсменов лежат результаты фундаментальных научных исследований, обеспечивающих поступательное развитие современного спорта высших достижений.Many years of international experience in training highly qualified athletes convincingly indicates the need for continuous improvement of the system of long term training of athletes. The main driving force behind the constant improvement of the theory and methodology of training highly qualified athletes are the results of fundamental scientific research that ensures the progressive development of modern elite sports.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шиян В.В., Керимов Ф.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ШКОЛ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН»

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

Доктор педагогических наук,

профессор

В.В. ШИЯН1

1ФГБУ «Центр Спортивной Подготовки» город Москва Россия

Доктор педагогических наук, профессор Ф.А. КЕРИМОВ1

1 Узбекский государственный университет физической культуры и спорта город Чирчик, Узбекистан

Информация для связи с автором:

shiyanw@mail.ru

СОЗДАНИЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ШКОЛ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

Аннотация

Annotation

Многолетний международный опыт подготовки высококвалифицированных спортсменов убедительно указывает на необходимость постоянного совершенствования системы многолетней тренировки атлетов. В качестве основной движущей силы постоянного совершенствования теории и методики подготовки высококвалифицированных спортсменов лежат результаты фундаментальных научных исследований, обеспечивающих поступательное развитие современного спорта высших достижений.

Ключевые слова: спортивная наука, комплексная научная группа, теория и методика спортивной тренировки.

Юкори малакали спортчиларни тайёрлаш буйича куп йиллик халкаро тажриба спортчи-ларни узок муддатли тайёрлаш тизимини доимий равишда такомиллаштириш зарурлигини ишончли тарзда курсатмокда. Юкори малакали спортчиларни тайёрлаш назарияси ва мето-дологиясини доимий равишда такомиллаштиришнинг асосий харакатлантирувчи кучи энг юкори ютукларга эга замонавий спорт турларининг изчил ривожланишини таъминлайдиган фундаментал илмий тадкикот натижалари хисобланади.

Калит сузлар: sport фани, комплекс илмий гурух,, спорт машгулотлари назарияси ва ме-тодикаси.

Many years of international experience in training highly qualified athletes convincingly indicates the need for continuous improvement of the system of long-term training of athletes. The main driving force behind the constant improvement of the theory and methodology of training highly qualified athletes are the results of fundamental scientific research that ensures the progressive development of modern elite sports.

Key words: sports Science, Integrated Research Group, Theory and Methods of Sports Training,

Абсолютной мечтой и вершиной спортивной карьеры любого спортсмена является победа на Олимпийских Играх. Олимпийские чемпионы по праву считаются гордостью нации и примером для подражания мальчишек и девчонок, занимающихся спортом.

Имена Олимпийских чемпионов знают все. Но при этом мало кто знает имена их тренеров и имена специалистов, обеспечивших триумф спортсмена. На этом фоне ведущие педагоги и ученые, обеспечившие подготовку высококвалифицированных тренерских кадров и новые технологии тренировки высококвалифицированных спортсменов, как правило, остаются неизвестными и зачастую вообще никак не поощряются.

Это приводит к оттоку наиболее талантливых ученых и тренеров из РФ или к деформации тренерских концепций, приводящих к поиску и внедрению в практику фармакологических средств, стимулирующих быстрый прогресс спортивных результатов.

Однако, как показывает печальный опыт последних лет, второй путь чреват весьма серьезными последствиями. Более того, необходимо открыто говорить о том, что никакая фармакология не способна заменить правильно спланированный учебно-тренировочный процесс многолетней подготовки спортсменов, особенно в видах единоборств.

На Олимпийских играх редко побеждают случайные спортсмены. Длительный путь к победе может

увенчаться успехом только при наличии целого ряда факторов, способных обеспечить достижение запланированной цели.

В этой иерархии факторов, обеспечивающих стабильные выступления спортсменов, исключительная роль принадлежит тренеру. Именно личный высококвалифицированный тренер, имеющий специальные знания и опыт практической работы способен выявить основные тенденции развития своего вида спорта и подобрать наиболее эффективные средства и методы тренировки спортсмена.

Если провести небольшой исторический экскурс по научно-педагогическим школам, сложившимся в XX веке в области спортивных единоборств, то не трудно заметить, что наибольших успехов советские спортсмены добивались под руководством выдающихся тренеров с учеными степенями и званиями. На примере центрального физкультурного ВУЗа ГЦОЛИФК этот факт выглядит более чем убедительно:

В греко-римской борьбе - профессоров Игуменова В.М. и Громыко В.В.;

В вольной борьбе - профессоров Шахмурадова Ю.А., Миндиашвили Д.Г., Купцова А.П.,.;

В дзюдо - профессора Коблева Я.К.;

В фехтовании - профессоров Тышлера Д.А. и Бычкова Ю.М.;

В боксе - профессоров Градополова К.В., Хромова Н.Д.,

со см о см

со

Ю га t

0 d w

1

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

со см о см

со

го га t

0 Q. W

1

В тяжелой атлетике - профессоров Воробьева А.Н. и Медведева А.С.

Очень важно отметить, что совершенствование отечественной теории и методики подготовки спортсменов, в видах единоборств, происходило не кулуарно (в рамках конкретной спортивной специализации) а в тесном сотрудничестве с ведущими специалистами других кафедр ГЦОЛИФК.

Прежде всего, необходимо вспомнить об основоположниках отечественной теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки -

A.Д. Новикове и Л.П. Матвееве, сформулировавших базовые принципы научно обоснованной системы многолетней подготовки спортсменов.

Нельзя не вспомнить выдающихся специалистов, заложивших прочный фундамент современных представлений о спортивной тренировке, трудившихся на кафедрах ГЦОЛИФК:

- анатомии (М.Ф. Иваницкий, А.А. Гладышева, Б.А. Никитюк),

- биомеханики (Н.А. Бернштейн, Д.Д. Донской,

B.М Зациорский),

- биохимии (Н.И. Волков),

- спортивной медицины (В.Л.Карпман),

- физиологии (М.Е. Маршак, В.С. Фарфель, Я.М.Коц, В.И. Тхоревский) и многих, многих других....

Все это указывает на то, что стабильный уровень высоких спортивных результатов базируется на знаниях и опыте лидеров научно-педагогических школ, по отдельным видам спорта, принимающих активное участие в подготовке тренерских кадров на профильных спортивных кафедрах физкультурных ВУЗов или отраслевых НИИ.

Это положение было реализовано в практику подготовки спортсменов сборной команды на рубеже 60 - 70х годов прошлого столетия в форме организации комплексных научных групп (КНГ) при сборных командах по Олимпийским видам спорта. Штатные научные сотрудники на постоянной основе осуществляли текущий контроль за уровнем подготовленности спортсменов и принимали участие в принятие управленческих решений по разработке стратегии подготовки к главным соревнованиям.

Создание института комплексных научных групп при сборных командах явилось эффективным инструментом совершенствования всей системы многолетней подготовки спортсменов и обеспечило их лидирующие позиции на мировой арене. Этот, апробированный временем опыт подготовки высококвалифицированных спортсменов, может быть адаптирован для условий подготовки спортсменов Республики Узбекистан. Для этого необходимо (в тестовом режиме) создание КНГ по приоритетным видам спорта на базе университета физкультуры или профильного НИИ. Это позволит в сжатые сроки модернизировать научные основы теории и методики тренировки спортсменов, характерные для условий Узбекистана. Эффективная работа такой команды специалистов будет в огромной мере зависеть от ее

неформального лидера, который может создать и возглавить собственную научно-педагогическую школу в избранном виде спорта.

Иллюзорные представления молодых ученых о том, что использование высокотехнологичного научного оборудования может обеспечить прорыв в решении любых задач спортивной тренировки глубоко ошибочны. Современные аппаратно-программные комплексы, безусловно, существенно снижают сроки получения оперативной информации и повышают ее достоверность.

При этом нужно понимать, что никакой железный ящик не сможет творчески обобщить опыт старших поколений и родить новую идею. Для действительного продолжения научного поиска новых идей и практически значимых решений, необходимо отойти от порочной практики защиты никому не нужных диссертаций с сомнительным содержанием и недостоверными результатами. Только глубокое понимание реальных проблем, основанное на практическом опыте и обобщении всего созданного ранее, будет способствовать реальному прогрессу и совершенствованию всей теории и методики подготовки элитных спортсменов.

Эффективная работа сотрудников КНГ может быть реализована при условии решения девяти важнейших организационных вопросов, которые предопределят возможность функционирования всей системы научно-методического обеспечения подготовки высококвалифицированных спортсменов и формирования научно-педагогических школ по видам спорта:

Социальный заказ общества на победы спортсменов республики Узбекистан на крупнейших международных соревнованиях;

Активная законодательная поддержка руководителей государства на решение актуальных проблем совершенствования системы многолетней подготовки спортсменов;

Оперативное решение проблем финансирования всего комплекса мероприятий, необходимых для создания рабочей инфраструктуры, необходимой для системной работы по осуществлению научного и методического обеспечения подготовки ведущих спортсменов;

Создание профильного НИИ как организационной структуры, на базе которой будут развернуты современные научные стенды и штатные комплексные научные группы по приоритетным видам спорта;

Постоянное повышение квалификации тренеров сборных команд и научных сотрудников в ведущих тренировочных и научных центрах путем участия в совместных тренировках, международных исследовательских программах и республиканских проектах;

Изучение и внедрение передового опыта подготовки спортсменов путем привлечения зарубежных тренеров и специалистов к работе со спортсменами сборных команд Узбекистана;

Приобретение современного высокотехнологичного научного оборудования, необходимого для оснащения лабораторных стендов и мобильной аппа-

4

www.fansports.uz

№3-2023

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

ратуры, позволяющей получать срочную информацию о состоянии спортсменов в условиях тренировочной и соревновательной деятельности;

Эффективное использование современных аппаратно-программных комплексов может осуществляться только высококвалифицированными специалистами, прошедшими специальную стажировку и обучение в ведущих научных центрах;

Необходимо предусмотреть создание программы постоянной финансовой поддержки молодых ученых (в форме грантов или заказов на выполнение НИР) по актуальным проблемам теории и методики тренировки спортсменов.

Только комплексное решение всего круга кадровых, организационных и финансовых проблем может обеспечить прорыв в подготовке высококвалифицированных научно-педагогических кадров и создаст условия для достижения стабильно высоких спортивных результатов.

Заключение. Однократная неожиданная победа конкретного спортсмена на Олимпийских играх еще не говорит об уровне развития спорта. Это может быть необычайное стечение обстоятельств, феноменальная одаренность отдельного спортсмена или простое везение. Все это может случиться только один раз в жизни и никак не характеризует степень развития спорта в стране.

Системный прогресс спортивных достижений может быть обеспечен только при условии постоянного внедрения данных современной науки в практическую

работу высококвалифицированных тренеров, способных ставить перед учеными новые задачи и внедрять результаты проведенных исследований в жизнь. При такой организации учебно-тренировочного процесса особая роль будет отводиться сотрудникам КНГ, осуществляющим сбор и анализ данных, полученных при помощи современной диагностической аппаратуры. Такая организация всей системы подготовки высококвалифицированных спортсменов не приведет к мгновенному прогрессу и потребуется время для создания группы специалистов - единомышленников, объединенных в рамках отдельной научно-педагогической школы по конкретному виду спорта. Но это будет не бесполезная работа и она обязательно приведет к победе.

Литература:

1. Абалян, А.Г. Научно-методическое обеспечение спортивных сборных команд России /А.Г. Абалян, А.А. Деревоедов, А.А. Мирош-ников, Н.В. Кубеева, Е.Б. Акимов// - М.: ВНИИФК, 2007. - С. 2-4.

2. Новиков А.А. История и будущее научного обеспечения сборных команд России (к 80-ти летнему юбилею ВНИИФК) Лесной вестник. 2014.- № 2, С. 165 - 166

3. Тимофеев В.Д. Сравнительный анализ моделей научно-методического обеспечения подготовки сборных команд СССР и России. / Тимофеев В.Д., Обвинцев А.А., Зекрин Ф.Х., Зебзеев В.В., Каверин В.Ф. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2022.- №10 (212) С. 437-443

4. Шиян В.В. Научно-педагогические школы ГЦОЛИФК и их роль подготовке высококвалифицированных тренеров и спортсменов в видах единоборств. / Сборник научных и научно-методических статей. М ГЦОЛИФК, 2017.С. 29-36.

5. Шиян В.В. Организационные проблемы научного и методического обеспечения подготовки высококвалифицированных спортсменов / FAN-SPORTGA 2020, №6 С. 3-5.

Педагогика фанлари номзоди, профессор К.Т. ШАКИРЖАНОВА1 Катта укитувчи Е.С. ЛЮЛИНА1

Узбекистан давлат жисмоний тарбия ва спорт университети Чирчик шадри, Узбекистан

Муаллиф билан богланиш учун:

lyulina-80@mail.ru

ОЛИМПИЯ УИИНЛАРИГА ТАИЁРГАРЛИК КУРИШГА БУЛГАН ТАШКИЛИИ-МЕТОДИК ЁНДАШУВЛАР

Аннотация

Annotation

В данной статье рассматриваются организационные и методологические подходы к подготовке к Олимпийским играм последних лет в ведущих странах мира, анализ медалей, завоеванных на Олимпийских играх, и акцентируется внимание на вопросе создания уникальной системы для спорта нашей страны, на основе передового зарубежного опыта.

Ключевые слова: олимпийские игры, медали, подготовка, анализ, результаты, типы подходов.

Мазкур маколада дунёнинг етакчи мамлакатларида сунгги йилларда Олимпия уйинла-рига тайёргарлик куришга булган ташкилий-методик ёндашувлар, Олимпиада уйинларида кулга киритилган медаллар та^лили ёритилган булиб, илгор хорижий тажрибалар асосида мамлакатимиз спортида узига хос булган тизимни яратиш масаласига эътибор каратилган.

Калит сузлар: олимпия уйинлари, медаллар, тайёргарлик, тацлил, натижалар, ёндашув турлари.

Organizational and methodological approaches for preparing to Olympic Games during latest years in eminent states in the world and medal's analytics obtained on Olympic Games as well as are presented in current study. Moreover, focus on especial characteristics on sport preparation system of Uzbekistan based on advanced international experience.

Key words: Olympic Games, medals, preparing, analysis, approaches.

Долзарблиги. Замонавий Олимпия уйинларига миллий терма жамоаларни тайёрлаш ва уларнинг самарали иштирокини таъминлаш мамлакат ривож-ланиши ва унинг тузумининг ижтимоий адамиятини аниклаб берувчи жараёнга айланиб бормокда. Жадон

дамжамияти томонидан умуман спортга ва хусусан Олимпия уйинларига булган кизикиш мунтазам усиб бормовда. Зеро бу уйинлар замонамизнинг мудим спорт ва маданий ходисасидир. Жадонда содир булаёт-ган йирик сиёсий ва ижтимоий-иктисодий узгаришлар

со см о см

со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со га t

0 d w

1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.