Научная статья на тему 'Создание научно-образовательного консорциума учреждений системы общего и профессионального образования и промышленных предприятий в интересах организации и определения содержания предпрофильной подготовки школьников, ориентированных на рабочие профессии'

Создание научно-образовательного консорциума учреждений системы общего и профессионального образования и промышленных предприятий в интересах организации и определения содержания предпрофильной подготовки школьников, ориентированных на рабочие профессии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
432
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНСОРЦИУМ / ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ / РАБОЧИЕ ПРОФЕССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабич Эльвира Александровна, Корякова Анна Александровна

В статье представлены подходы к созданию научно-образовательного консорциума учреждений системы общего и профессионального образования и промышленных предприятий в интересах организации и определения содержания предпрофильной подготовки школьников, ориентированных на рабочие профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабич Эльвира Александровна, Корякова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание научно-образовательного консорциума учреждений системы общего и профессионального образования и промышленных предприятий в интересах организации и определения содержания предпрофильной подготовки школьников, ориентированных на рабочие профессии»

Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 2 • 2015

Инновационные и исследовательские проекты, программы, подходы

Э.А. Бабич, А.А. Корякова

Создание научно-образовательного консорциума учреждении системы общего и профессионального

образования и промышленных предприятий в интересах организации и определения содержания предпрофильнои подготовки школьников, ориентированных на рабочие профессии

Аннотация. В статье представлены подходы к созданию научно-образовательного консорциума учреждений системы общего и профессионального образования и промышленных предприятий в интересах организации и определения содержания предпрофильной подготовки школьников, ориентированных на рабочие профессии.

Ключевые слова:

научно-образовательный консорциум, предпрофильная подготовка школьников, рабочие профессии

Keywords:

research and education consortium, preparation of pre school children, industrial arts

Abstract. The article presents approaches to the development of scientific and educational institutions of the consortium of general and vocational education and industrial enterprises in the interests of the organization and determine the content of pre school training focused on working professions.

Присоединение Российской Федерации к Болонскому процессу привело к утверждению в качестве профилирующей идеи развития образования, идеи непрерывного образования на протяжении всей жизни, важнейшей составной частью которой является непрерывное профессиональное образование.

По прогнозу Роскомстата к 2016 г. коэффициент демографической нагрузки возрастет на 20 % и составит 709 нетрудоспособных на тысячу человек трудоспособного населения. Молодежь не осведомлена или имеет слабое представление о том, что уже через 4-5 лет ей придется взять на себя нагрузку по повышению производительности труда, рентабельности, эффективности и оптимизации производственно-экономической деятельности. Сформированные в предыдущие годы у молодежи в отрыве от фактических потребностей экономики Свердловской области шаблоны «успешной и социально-востребованной» формы занятости создают противоречие с назревающей необходимостью срочного развития индустриальных отраслей, малого и среднего бизнеса. Существующая система профориентации не обеспечивает в достаточной мере формирование у молодежи необходимых для экономики осмысленных мотивов для выбора профессии и получения профессионального образования. При определенной

развитости рынка труда Свердловской области спрос и предложения дисгармоничны. По-прежнему наблюдается серьезное перепроизводство юристов, экономистов, менеджеров при дефиците рабочих и технических специальностей. В Свердловской области не в полной мере используются возможности инновационного развития и широкого внедрения наукоемких производств. Ситуация осложняется катастрофическим снижением числа детских и молодежных центров научно-технического творчества и других организаций, формирующих техническую и инновационную культуру у молодежи. В связи с этим важным направлением развития образования становится осознанный выбор профессии и соответствующего учебного заведения для продолжения образования ко времени окончания основной ступени общеобразовательной средней школы. Время обучения и воспитания в старших классах отводится на адаптацию учащихся в уже выбранной профессии, причем предполагается, что школу они должны заканчивать с квалификационным разрядом по определенной специальности [10].

Для решения вышеизложенных проблем МАОУ СОШ № 167, совместно с Екатеринбургским промышленно-тех-нологическим техникумом им. В. М. Курочкина, Уральским техникумом автомобильного транспорта и профессиональ-

ным училищем № 23, ФГАОУ ВПО РГППУ в рамках работы ФЭП АПКиППРО Минобрнауки РФ [3-7] разработан проект создания научно-образовательного консорциума в интересах организации и определения содержания пред-профильной подготовки школьников, ориентированных на рабочие профессии.

Целью проекта является создание научно-образовательного консорциума учреждений системы общего и профессионального образования и промышленных предприятий Свердловской области в интересах организации и определения содержания предпрофильной подготовки школьников, ориентированных на рабочие профессии [1, 2].

Среди основных задач проекта следует выделить разработку и обоснование новых управленческих и педагогических технологий, позволяющих определить содержание предпрофильной подготовки школьников, ориентированных на рабочие профессии, и опытно-экспериментальным путем проверить их эффективность.

Объектом исследования является процесс предпрофиль-ной подготовки школьников, ориентированных на рабочие профессии.

Предметом исследования являются технологии организации и определения содержания предпрофильной подготовки школьников, ориентированных на рабочие профессии.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что комплекс технологий организации и определения содержания предпрофильной подготовки школьников, ориентированных на рабочие профессии, позволит повысить эффективность обучения школьников рабочим профессиям, если будут:

• разработана и апробирована научно-обоснованная теоретическая модель предпрофильной подготовки школьников, ориентированных на рабочие профессии;

• определены критерии эффективности содержания предпрофильной подготовки школьников, ориентированных на рабочие профессии;

• разработан алгоритм определения содержания пред-профильной подготовки школьников, ориентированных на рабочие профессии.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования требуется решить следующие задачи:

1) разработать теоретическую модель определения содержания предпрофильной подготовки школьников, ориентированных на рабочие профессии, с учетом содержания начального профессионального образования и требований работодателей;

2) определить критерии эффективности содержания предпрофильной подготовки школьников, ориентированных на рабочие профессии;

3) разработать алгоритм определения содержания предпрофильной подготовки школьников, ориентированных на рабочие профессии;

4) опытно-экспериментальным путем проверить эффективность технологии определения содержания предпрофильной и профильной подготовки школьников, ориентированных на рабочие профессии.

Методологическую основу исследования составляют личностно-ориентированный, интегрированный, дифференцированный, квалиметрический подходы к определению содержания предпрофильной подготовки.

Теоретической основой исследования являются:

• исследование сущности интеграции образования (М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, А.Я. Данилюк, Ю.И. Дик, М.К. Енисеев, Н.Я. Коростылева, Ю.Н. Ку-

люткин, В.Н. Максимова, А.А. Пинский, В.Е. Разумовский, Л.В. Тарасов, А.П. Тряпицына, С.Ю. Тюн-ников, В.В. Усанов, Е.Ф. Федорец, С.Е. Швецова и др.);

• основные закономерности развития общего и профессионального образования и стратегии перехода к новым парадигмам образования (Б.С. Гершун-ский, Л.И. Гурье, В.А. Ермоленко, З.Д. Жуковская, И.А. Зимняя, Н.Э. Касаткина, Г.В. Лаврентьев,

A.М. Новиков, А.Н. Орлов, Т.С. Панина, Ю.Н. Семин, Ю.Г. Татур, Е.В. Ткаченко, А.Н. Утехина и др.);

• когнитивно-алгоритмический подход (Б. Блум,

B.П. Беспалько, А.С. Казаринов, В.Г. Королева, Д. Кратволь, Б. Масиа, А.А. Мирошниченко, В.П. Симонов, М.Н. Скаткин, В.М. Соколов, В.С. Черепанов и др.).

В качестве основных методов исследования использо-

ы:

• эмпирические методы (анкетирование, интервьюирование, методы педагогической квалиметрии, педагогический эксперимент);

• теоретические методы (анализ научной литературы по проблеме исследования, аналогия, синтез, системный и сравнительный анализ, обобщение).

Научная новизна проекта заключается:

• в обосновании нового подхода к определению управления и содержания предпрофильной подготовки школьников, ориентированных на рабочие профессии, актуализируемого через преемственность триады: требования работодателей — содержание начального профессионального образования — содержание предпрофильной подготовки в общеобразовательной школе;

• разработке комплекса технологий организации и определения содержания предпрофильной подготовки школьников, ориентированных на рабочие профессии, включающего:

® реализацию профессионального компонента в

общеобразовательных предметах; ® определение содержания предпрофильной подготовки школьников, ориентированных на рабочие профессии;

® отбор содержания предпрофильной подготовки школьников, ориентированных на рабочие профессии, по определенному алгоритму с учетом их образовательных потребностей; ® создание необходимых организационно-содержательных условий для обеспечения предпрофиль-ной подготовки школьников, ориентированных на рабочие профессии;

• разработке процесса организации и определения содержания предпрофильной подготовки школьников на основе алгоритма определения содержания профессионально-ориентированных общеобразовательных предметов с учетом требований практической деятельности по рабочей профессии.

Теоретическая значимость проекта:

• обоснование теоретической модели организации и определения содержания предпрофильной подготовки школьников, ориентированных на рабочие профессии;

• определение критериев эффективности содержания предпрофильной подготовки школьников, ориентированных на рабочие профессии, включающих:

® мотивацию учения по получению рабочей профессии;

® познавательную деятельность при получении рабочей профессии; ® управление познавательной деятельностью для получения рабочей профессии.

Практическая значимость проекта:

• в образовательный процесс будет внедрена педагогическая технология организации и определения содержания предпрофильной подготовки школьников, ориентированных на рабочие профессии;

• будет обеспечено совершенствование профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих на основе партнерства учебных заведений и предприятий по подготовке квалифицированных рабочих.

Теоретическая модель определения содержания пред-профильной подготовки школьников, ориентированных на рабочие профессии, в рамках проекта основана на представлении о том, что для осуществления преемственности триады необходима интеграция содержания второй ступени общего образования, начального профессионального образования и практической деятельности рабочего конкретной профессии.

Основные положения теоретической модели реализации проекта:

• предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующую их самоопределению по завершению основного общего образования;

• к предпрофильной подготовке относится информирование и ориентация учащихся 9-х классов в отношении возможного продолжения их обучения, в частности в системе начального профессионального образования;

• содержание предпрофильной подготовки с точки зрения деятельности консорциума определяется исходя из содержания возможностей участия начального профессионального образования и промышленных предприятий, максимально ориентированных на практическую деятельность в работе учреждений системы общего образования;

• профессионализированная подготовка школьников в условиях консорциума является результатом интеграции общеобразовательной подготовки в образовательном учреждении (ОУ) (предмет «Технология»), профессиональной подготовки в условиях начального профессионального образования и практической деятельности рабочего соответствующей профессии;

• интеграция содержания общеобразовательной, профессиональной подготовки и практической деятельности рабочего соответствующей профессии должна осуществляться с учетом:

® будущей профессии (мотивационный компонент);

® востребованности знаний, умений, навыков рабочего в профессиональной практической деятельности;

• компонентами профессионализированного содержания работы консорциума являются:

® откорректированная профессиональная подготовка (необходимость интеграции профессиональной практической деятельности и профессиональной подготовки возникает в связи с совершенствованием материально-технической базы на производстве);

® профессионализированная общеобразовательная подготовка (предмет «Технология» в ОУ).

Содержание предпрофильной подготовки с точки зрения общеобразовательной школы определяется исходя из образовательных потребностей учеников, их индивидуальных психофизиологических особенностей [2, 8, 9].

В рамках решения проекта планируется создание алгоритма взаимодействия учреждений системы общего, профессионального образования и промышленных предприятий на принципах научно-образовательного консорциума, позволяющего обеспечить:

• выполнение ФГОС основного общего образования по предмету «Технология» для общеобразовательных школ;

• качественное проведение профориентационной работы для учреждений профессионального образования;

• возможность получения рабочей профессии школьниками в период обучения в школе.

Решение задачи предполагает выполнение следующих мероприятий.

1. Включение в число партнеров научно-образовательного консорциума «Рабочие профессии» образовательных учреждений разного типа и вида (общеобразовательная школа, НПО, СПО, ВПО).

2. Разработка нормативной документации, обеспечивающей функционирование научно-образовательного консорциума.

3. Разработка профессиональных модулей по направлениям «Современное производство и профессиональное самоопределение», «Технологии исследовательской и опытнической деятельности»» предмета «Технология» ФГОС.

При реализации данных блоков мероприятий будет обеспечено:

• школьникам 8-9-х классов: профессиональное самоопределение — получение профессии параллельно с обучением в школе;

• общеобразовательным ОУ: реализация предмета «Технология» в соответствии с ФГОС;

• учреждениям НПО, СПО и ВПО:

® мотивированных к обучению абитуриентов; ® введение в образовательную практику новых, усовершенствованных образовательных программ, предусматривающих внедрение прогрессивных форм организации образовательного процесса на ступени получения начального, среднего и высшего профессионального образования.

Ожидаемые продукты:

• образовательные программы предпрофильной подготовки школьников 8-9-х классов;

• комплект нормативных документов по созданию научно-образовательного консорциума.

Предполагаемые эффекты:

1) экономия средств, необходимых для восстановления материальной базы школ;

2) реализация ФГОС по «Технологии» педагогами по профилям, а не одним учителем;

3) наиболее эффективное (увеличение загруженности) использование материальной базы ОУ НПО;

4) изменение в лучшую сторону отношения общества к системе профессионального образования и к рабочим профессиям (при условии создания материальной базы для обучения школьников, соответствующей современным требованиям);

Таблица 1. Дорожная карта (алгоритм реализации проекта)

Неделя/задача 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Разработка нормативной документации научно-образовательного консорциума Согласование проекта Разработка программ Проведение родительских собраний в ОУ проекта по проблеме проекта Переподготовка педагогических кадров

Апробация проекта на базе МАОУ СОШ № 167_

5) разработка системы взаимодействия учреждений общего и профессионального образования в условиях научно-образовательного консорциума.

Срок реализации проекта — 3 года.

Основные риски проекта и пути их минимизации:

• наименование риска: недостаток финансирования;

• способ преодоления: предполагается совместное финансирование проекта: расходные материалы — ОУ (муниципальный бюджет) и лицей им. В.М. Куроч-кина, основные материальные ресурсы и частично и оплата труда педагогов — профессиональный лицей. Разница в потребностях может быть восполнена только за счет внебюджетных средств профессионального лицея им. В.М. Курочкина и заинтересованных промышленных предприятий.

За период реализации проекта школа имеет определенные достижения, к которым можно отнести: стабильные

Таблица 2. Ожидаемые результаты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наименование результата Описание

Выполнение ФГОС основной общей школы по предмету «Технология» Выполнение ФГОС основной общей школы для ОУ Орджоникидзевского района Екатеринбурга

Получение профессиональной подготовки школьниками В период обучения в школе ребенок имеет возможность не только пройти профессиональную пробу и ознакомиться с профессией, но и, выбрав одну профессию, завершить обучение, выполнить квалификационную работу, получить квалификационный разряд, подтвержденный документом установленного образца

Комплект документов Разработаны и апробированы образовательные программы для разных схем профессиональной подготовки школьников, разработаны Положение и договоры, разработаны методические рекомендации и формы отчетности деятельности научно-образовательного консорциума

Таблица 3. Критерии и показатели качества организации предпрофильной подготовки

Показатели входа Вид измерений Показатели выхода

1. Управление процессом: удовлетворенность персонала школы стилем и эффективность управления Анкетирование Показатель удовлетворенности персонала школы стилем и эффективностью управления

2. Выбор дальнейшего обучения учащихся Анкетированный опрос, анализ портфолио Количество учащихся, с помощью предпрофильной подготовки определившихся в выборе направления дальнейшего обучения

3. Выполнение учебного плана и других запланированных мероприятий Анализ выполнения учебного плана: спецкурсов, прикладных курсов по выбору Данные выполнения

3. Социальная эффективность деятельности школы: • удовлетворенность учащихся; • удовлетворенность учителей; • удовлетворенность родителей Статистический материал, анкетирование • Наличие жалоб, заявлений. • Количество и характер конфликтов и трудовых споров. • Процент удовлетворенности качеством предпрофильной подготовки

положительные образовательные результаты обучающихся; создание условий, позволяющих получить обучающимся качественное образование: продуктивное использование и разработка современных образовательных технологий, в основе которых лежит компетентностный подход к обучению; разработка и внедрение элективных курсов предпро-фильной подготовки, ориентированных на рабочие профессии.

В мае 2012 г. для обучающихся 8-х классов школы и их родителей была организована экскурсия в Екатеринбургский промышленно-технологический техникум им. В.М. Курочкина, где им был представлен данный проект и проведена презентация 30 элективных курсов. В сентябре прошло общешкольное родительское собрание и подписание договора о посещении элективных курсов обучающимися 9-х классов на базе учреждений НПО и СПО, входящих в данный консорциум, и проведено анкетирование.

Анкета для родителей 1

1. Какое у Вас образование? (рис. 1)

60 г

40

20

55 %

0

□ Высшее

□ Среднее

□ Среднее профессиональное Рис. 1. Ответы на вопрос 1

2. Кем Вы работаете? (рис. 2) 60 г

40

20

0

□ Рабочие

□ Служащие

□ Руководители

Рис. 2. Ответы на вопрос 2

3. Обсуждали ли Вы с сыном (дочерью) выбор дальнейшего пути продолжения образования? (рис. 3)

100 80 60 40 20 0

□ Да ■ Нет

Рис. 3. Ответы на вопрос 3

4. Нужно ли дополнительное профессиональное образование в школе? (рис. 4)

100 80 60 40 20 0

■ Да

■ Нет

Рис. 4. Ответы на вопрос 4

5. Получение какой рабочей специальности Вы бы посоветовали своему ребенку? Автомеханик, сварщик, электрик.

Таблица 4. Выбор элективных курсов

Элективные курсы Количество выбравших

Я и мой автомобиль 18

Занимательная кулинария 30

Модным быть престижно 20

Тайны успешного торгового бизнеса 27

Карвинг 11

Электрик в доме 19

Основы моделирования причесок 30

Фотография и компьютер 33

В течение года для родителей учащихся 9-х классов проведены совместные родительские собрания с представителями НПО, СПО по темам «Выбор профессии», «Как помочь своим детям в выборе профессии».

Анкета для родителей 2

1. Посещал ли Ваш ребенок элективные курсы, предложенные техникумом им. В.М. Курочкина? Какие? (рис. 5)

Л

•У*

Рис. 5. Ответы на вопрос 1 анкеты 2

2. Использовались ли сведения, полученные на курсах, в домашней обстановке?

Да — 100%.

3. Хотели бы Вы посещать курсы вместе с Вашим ребенком?

Да — 20%; нет — 10%; Да, но нет времени — 70%.

4. Каково Ваше отношение к школьному проекту «Рабочие профессии»?

Мой сын, Меньшиков Иван, 9А класс, определился и будет поступать в техникум им. В.М. Курочкина на специальность «электрик». Спасибо. Нужное и полезное дело.

Содержание элективных курсов имеет четко выраженную практическую направленность и реализуется на основе практико-ориентированных форм и методов организации занятий, которые составляют не менее 70 % всего учебного времени. Основными методами обучения являются познавательно-трудовые упражнения, решение прикладных задач, лабораторно-практические работы, созидательная и преобразовательная деятельность. Важную роль в развитии обучающихся играет проектный метод обучения, придается большое значение формированию практических навыков у обучающихся. Для решения этой задачи значительная роль в организации отводится сотрудничеству с различными предприятиями и учреждениями города с целью знакомства с их деятельностью, где обучающиеся получают возможность ближе ознакомиться с профессиями, содержанием, характером и условиями труда, требованиями к профессионалу. Основны-

1 кв

ми целями элективных курсов являются социально-трудовое становление обучающихся, их профессиональное самоопределение, овладение общетехнологическими и специальными компетенциями, развитие познавательной активности.

Результаты опроса обучающихся 9-х классов, проведенного в ходе реализации проекта, показали следующее:

• 64 % считают, что они получили знания и навыки, которые будут применять в дальнейшей жизни (здесь можно говорить о приобретенных компетенциях, что является одной из основных задач современного школьного образования);

• 13 % обучающихся напрямую связывают свое будущее с полученной подготовкой на элективных курсах;

• высоко оценили уровень преподавания на профиле 87 % обучающихся, 12 % дали среднюю оценку, затруднились ответить — 1 %;

• 67 % обучающихся полагают, что приобретенные в процессе обучения навыки и умения помогут им в жизни в том или ином случае. Это связано, вероятно, с тем, что обучение на всех профилях практико-ори-ентированное, обучающиеся получают много полезной и нужной информации.

Обучающимся 9-х классов по окончании элективных курсов были вручены свидетельства по специальностям «Я и мой автомобиль», «Электрик в доме», «Занимательная кулинария», «Фотография и компьютер», часть девятиклассников продолжает обучение на выбранных курсах.

Литература

1. Бабич Э.А., Корякова А.А. Предпрофильная подготовка школьников: ориентация на рабочие профессии // Профессиональное образование и рынок труда. 2013. № 1.

2. Бабич Э.А., Корякова А.А. Организация предпрофильной подготовки в рамках сетевого взаимодействия МАОУ СОШ № 167 // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 3.

3. Давыдова Н. Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети // Образование и наука. 2013. № 7. С. 66-85.

4. Давыдова Н.Н. Формирование инновационной политики образовательных организаций в рамках научно-образовательной сети // Вопросы управления. 2013. № 6. С. 240-246.

5. Давыдова Н.Н., Синякова М.Г. Фоменко С.Л. Тенденции развития социального партнерства в условиях сетевой кластерной интеграции / / Педагогический журнал Башкортостана. 2014. № 5(54). С. 25-32.

6. Давыдова Н.Н., Синякова М.Г., Фоменко С.Л. Развитие взаимодействия образовательных, профессиональных и общественных организаций в условиях сетевой кластерной интеграции / / Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 5. С. 48-52.

7. Игошев Б.М., Давыдова Н.Н., Симонова А.А., Фоменко С.Л. Образовательный кластер как системообразующий компонент региональной модели непрерывного педагогического образования // Педагогическое образование в России. 2014. № 10. С. 76-82.

8. Фоменко С.Л. Условия и детерминанты профессионального становления и развития педагогического коллектива современной школы // Образование и наука. 2014. № 4. С. 43-55.

9. Шмигирилова И.Б. Проблемы реализации компетентност-ного подхода в школьном образовании // Образование и наука. 2013. № 7. С. 38-49.

10. Щербачева Л.А., Желтова С.Г. Реализация метапредметно-го подхода в образовательном процессе гимназии / / Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 6. С. 12-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.