ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
Элективные курсы: формирование профессиональных интересов и намерений старшеклассников
Предпрофильная подготовка школьников осуществляется сегодня в большинстве образовательных учреждений, в том числе и в Екатеринбургском промышленно-техноло-гическом техникуме. Одним из ее компонентов являются элективные курсы, цель которых — раскрыть потенциал каждого ученика, помочь ему определиться с выбором будущей профессии.
Предпрофильная подготовка как целостная система деятельности включает в себя педагогический, психолого-педагогический, информационный и организационный аспекты. Действуя комплексно, она способствует самоопределению учащихся старших классов относительно выбора профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности.
В нашем понимании компонентами предпро-фильной подготовки школьников являются информационная и ориентационная работа, а также курсы по выбору учащихся. Остановимся более подробно на последнем компоненте.
Курсы по выбору учащегося, или элективные курсы (от лат. екйш — избранный), входят в состав профиля и способствуют углублению индивидуализации профильного обучения. Они обязательны для посещения и подразделяются на предметно-ориентированные (пробные) и межпредметные (ориентационные).
Пробные элективные курсы
В Екатеринбургском промышленно-техноло-гическом техникуме предпрофильная подготовка обучающихся общеобразовательных школ города организована в форме предметно-ориентированных элективных курсов. Посредством данных курсов выявляется интерес ученика к профессии, уточняется его готовность и способности осваивать профессию на повышенном уровне, создаются условия к сдаче экзаменов по выбору, т. е. к наиболее вероятным предметам будущего профилирования.
Учащиеся могут попробовать свои силы в таких сферах профессиональной деятельности, как:
- промышленно-технологическая — курсы «Азбука токарного дела», «Метрология. Стандарты и качество», «Занимательное черчение», «Сварке принадлежит будущее», «Электрик в доме»;
- строительная — курс «Декоративная отделка помещений»;
- информационно-технологическая — курс «Фотография и компьютер»;
- оказания услуг — курс «Дизайн прически».
Обучение через опыт и сотрудничество
Структура курсов разработана по принципу «обучение через опыт и сотрудничество», поэтому все курсы носят практико-ориенти-рованный и краткосрочный (объемом не более 16 академических часов) характер. По своему содержанию элективные курсы представляют собой профессиональные пробы, позволяющие получить опыт деятельности в рамках наиболее общих профессиональных направлений в реальных или модельных условиях с тем, чтобы он смог примерить на себя профессиональную и социально-профессиональную роль.
В течение курса преподаватель раскрывает содержание отдельных тем, подбирает интересные материалы, организует исследовательскую деятельность обучающихся. Большее количество часов направлено на выполнение практических заданий. По окончании обучения ребята выполняют задание, работая в малой группе или индивидуально.
В течение последних трех лет в техникуме такую курсовую подготовку прошли 212 учеников из 13 общеобразовательных школ Орджо-никидзевского района. Статистика показывает ежегодное стабильное повышение интереса к элективным курсам. Так, в 2012 году обучение прошли 22 человека, в 2013 — 64 человека, в 2014 — 100 человек, а в январе 2015 года набор на курсы уже составил 93 человека.
Наблюдается увеличение востребованности таких элективных курсов, как «Декоративная отделка помещений», «Дизайн прически», «Фотография и компьютер».
Анализ результатов анкетирования после окончания курсов показал, что обучающимся (около 50%) подобное знакомство с профессией через апробирование азов профессиональной деятельности помогло в выборе будущей профессии.
Таким образом, можно сделать вывод, что курсы помогают учащимся приобретать знания и опыт освоения той или иной сферы человеческой деятельности, ответственно осуществлять выбор профессии.
ДМИТРИЕНКО Марина Витальевна,
завотделением дополнительного образования Екатеринбургского промышленно-тех-нологического техникума им. В. М. Курочкина, Екатеринбург
Аннотация
В статье раскрывается опыт предпрофильной подготовки в форме элективных курсов Екатеринбургского промыш-ленно-технологического техникума. Отражена направленность курсов, их дидактическая составляющая. Показан результат обучения и заинтересованности обучающихся.
Ключевые слова:
предпрофильная подготовка, предметно-ориентированное обучение, элективный курс, сотрудничество, профессиональная проба.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА № 1/2 2015
27