Научная статья на тему 'Предпрофильная подготовка школьников: ориентация на рабочие профессии'

Предпрофильная подготовка школьников: ориентация на рабочие профессии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабич Эльвира Александровна, Корякова Анна Александровна

На современном рынке труда наблюдается серьезное перепроизводство юристов, экономистов, менеджеров при дефиците рабочих и технических специальностей. Для устранения дисбаланса требуются новые подходы к школьному образованию, прежде всего в части предпрофильной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабич Эльвира Александровна, Корякова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпрофильная подготовка школьников: ориентация на рабочие профессии»

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Предпрофильная подготовка школьников: ориентация на рабочие профессии

На современном рынке труда наблюдается серьезное перепроизводство юристов, экономистов, менеджеров при дефиците рабочих и технических специальностей. Для устранения дисбаланса требуются новые подходы к школьному образованию, прежде всего в части предпрофильной подготовки.

э. а. бабич

директор МБОУ СОШ № 167, Екатеринбург

а. а. корякова

зам. директора по УМР МБОУ СОШ № 167, Екатеринбург

Процесс обучения и воспитания в старших классах может рассматриваться как адаптация учащихся к уже выбранной профессии.

Сегодня учащиеся идут получать начальное профессиональное образование в соответствии с «остаточным принципом»: в школе учиться не может или не хочет, а продолжать образование не получается. Удовлетворительных результатов в системе начального профессионального образования добиться с таким контингентом достаточно трудно, отчего проигрывают и учащиеся, и учебные заведения, и, в конечном итоге, государство. Необходимо создавать систему мотиваций для помощи современному ученику школы в выборе будущей профессии.

уже к моменту окончания основной ступени общеобразовательной школы ученик должен быть готов к осознанному выбору профессии. При таком подходе процесс обучения и воспитания в старших классах может рассматриваться как адаптация учащихся к уже выбранной профессии. Более того, должны быть созданы такие условия, чтобы к моменту сдачи ЕГЭ или ГИА выпускники были готовы к квалификационному экзамену по соответствующей профилю их будущей деятельности рабочей профессии и вместе с аттестатом могли получить первый в своей взрослой жизни профессиональный сертификат.

Проект научно-образовательного консорциума

Для решения вышеизложенных проблем наша школа (МБОУ СОШ № 167) совместно с Екатеринбургским промышленно-техноло-гическим техникумом им. В. М. Курочкина,

Уральским техникумом автомобильного транспорта и Российским государственным профессионально-педагогическим университетом предлагают проект создания научно-образовательного консорциума в интересах организации и определения содержания предпрофиль-ной подготовки школьников, ориентированных на рабочие профессии.

Цель предлагаемого проекта - создание новой схемы взаимодействия общеобразовательных и профессиональных учреждений в форме научно-образовательного консорциума, позволяющего обеспечить:

- выполнение ФГОС основного общего образования по предмету «Технология» для общеобразовательных школ;

- качественное проведение профориентаци-онной работы для учреждений профессионального образования;

- возможность получения рабочей профессии школьниками в период обучения в школе.

Задачи проекта:

- разработка теоретической модели определения содержания предпрофильной подготовки школьников, ориентированных на рабочие профессии, с учетом содержания начального профессионального образования и требований работодателей;

- определение критериев эффективности содержания предпрофильной подготовки школьников, ориентированных на рабочие профессии;

- разработка алгоритма определения содержания предпрофильной подготовки школьников;

- опытно-экспериментальная проверка эффективности предлагаемой модели предпро-

ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

фильной и профильной подготовки школьников.

Для решения поставленных задач необходимо разработать:

- нормативную документацию, обеспечивающую функционирование научно-образовательного консорциума;

- профессиональные модули по направлениям «Современное производство и профессиональное самоопределение», «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» в рамках предмета «Технология» ФГОС.

Прогнозируемые результаты:

- эффективное использование материальной базы участников консорциума;

- изменение в лучшую сторону отношения общества к системе профессионального образования и рабочим профессиям (при условии создания материальной базы для обучения школьников, соответствующей современным требованиям);

- создание системы взаимодействия учреждений общего и профессионального образования в условиях новой формы взаимодействия - научно-образовательного консорциума;

- включение в рабочую программу по предмету «Технология» ФГОС основного общего образования профессиональных модулей по направлениям «Современное производство и профессиональное самоопределение», «Технологии исследовательской и опытнической деятельности»;

- введение в образовательную программу выпускных классов школы элективных курсов подготовки к сдаче сертификационного экзамена на получение профессионального сертификата, разработка процедуры прохождения сертификационных испытаний и порядок формирования независимой сертификационной комиссии из числа работодателей, наделенной полномочиями присвоения рабочей квалификации, подтвержденной документом установленного образца.

Научная новизна проекта:

- обоснование нового подхода к содержанию предпрофильной подготовки школьников, ориентированных на рабочие профессии, в рамках парадигмы: требования работодателей - содержание начального профессионального образования - содержание предпро-фильной подготовки в общеобразовательной школе;

- разработка комплекса технологий организации и определения содержания предпро-фильной подготовки школьников, ориентированных на рабочие профессии;

- разработка процесса организации и определения содержания предпрофильной подготовки школьников на основе алгоритма определения содержания профессионально ориентированных общеобразовательных предметов с учетом требований практической деятельности по рабочей профессии.

В декабре 2012 года учащимся 9-х классов МБОУ СОШ № 167 впервые были вручены свидетельства об окончании элективных курсов «Электрик в доме», организованных Профессиональным лицеем им. В. М. Курочкина (ныне - Екатеринбургский промышленно-технологи-ческий техникум). В марте 2013 года вручены свидетельства об окончании элективного курса «Я и мой автомобиль» школьникам, проходившим обучение в техникуме автомобильного транспорта и сервиса.

В июне этого года начнет работу первый городской оздоровитель-но-профориентационный лагерь «КРУТО», который планируют посещать 20 учеников 7 и 8 классов. Во время первой лагерной смены школьники будут знакомиться с профессиями, которые можно получить в Екатеринбургском промышленно-технологическом техникуме им. Курочкина, посетят профессиональные колледжи Екатеринбурга, совершат экскурсии на предприятия Орджоникидзевского района, примут участие благотворительных акциях и трудовых десантах. В свободное время - футбол, кино, прогулки по любимому городу. Мы надеемся, что в течение лагерной смены у ребят будет с формировано положительное отношение к выбору будущей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.