ПУТЬ В ПРОФЕССИИ -
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА; ГЕОМЕТРИЯ»
Г. В. Белозерцева, А. В. Шаурова, преподаватели Томь-Усинского энерготранспортного техникума
Перед системой СПО стоит задача подготовки специалистов по наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям в соответствии с передовыми технологиями и мировыми стандартами. Для реализации поставленной задачи в Томь-Усинском энерготранспортном техникуме создаются условия, позволяющие широко применять интерактивные методики, современные средства получения и обработки информации.
При решении проблем внедрения и реализации новых профессиональных и образовательных стандартов в ТУ ЭТТ была создана проблемно-творческая группа «Потенциал». В состав творческой группы вошли преподаватели общеобразовательных, общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей (междисциплинарных курсов).
Одним из направлений работы творческой группы «Потенциал» является внедрение и реализация компетентностного подхода. Данный подход требует применения современных образовательных технологий. Это и практико-ориентированные методы обучения; сетевые и дистанционные (электронные) формы обучения; проведение демонстрационного экзамена и проч.
Компетентностный подход основан на принципах, позволяющих определить цели образовательного процесса, организовать и оценить его результаты.
Одной из главных его задач является развитие у обучающихся способности к самостоятельному решению проблем, использование собственного опыта при решении познавательных, нравственных и других проблем.
Компетентностно-деятельностный подход в техникуме осуществляется, в том числе, при использовании интегрированной технологии. Данная технология дает возможность объединять содержание общеобразовательных дисциплин и профессиональных модулей (междисциплинарных курсов) в рамках специальности, использовать различные формы и виды обучения, позволяющие оценить уровень сформированности компетенций.
Г. В. Белозерцева
А. В. Шаурова
ФГОС СОО предусматривает следующие требования к предметным результатам освоения базового курса математики:
• полнота представлений о математике и о месте математики в современном мире;
• целостнось математических понятий и моделей, позволяющих описывать и изучать различные процессы и явления;
• владение методами доказательных рассуждений и алгоритмов в ходе решения задач;
• владение стандартными приемами поиска пути решения.
Проведя глубокий сравнительный анализ ФГОС СОО и стандарта ТОП-50 по специальности 27.02.07 «Управление качеством продукции, процессов и услуг», наша проблемно-творческая группа пришла к следующему выводу: формирование универсальных учебных действий, предусмотренное ФГОС СОО, необходимо развивать в ходе реализации стандарта ТОП-50, т. е. на протяжении всего процесса обучения.
Содержание учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов ФГОС среднего общего образования, а также общих компетенций ФГОС ТОП-50.
Применение интегрированной технологии на занятиях математики обусловлено тем, что необходимо создавать такие условия, при которых обучающиеся должны самостоятельно определить способы и пути получения целост-
«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» №4 (59) 2018
5
Таблица 1
Сравнение результатов освоения учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» в соответствии с ФГОС СОО на соответствие ТОП-50
Результаты освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС СОО ОК ТОП-50
Личностные
Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общими ценностями и идеалами; готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности ОК 3, ОК6
Метапредметные
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; ОК1, ОК2, ОК3, ОК5, ОК9
Предметные
Владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач ОК2, ОК4
ной системной информации о будущей профессиональной деятельности.
К такой форме реализации компетентност-ного подхода проблемно-творческая группа «Потенциал» пришла в ходе деловой игры «Будущее строю сегодня». Результатом деловой игры стал педагогический проект, основанный на внедрении компетентностного и системно-деятельностного подходов через проведение интегрированных занятий в рамках специальности 27.02.07 «Управление качеством продукции, процессов и услуг».
Цель проекта: создание условий для внедрения системно-деятельностного подхода на примере специальности 27.02.07 «Управление качеством продукции, процессов и услуг».
Задачи проекта:
• проанализировать содержание УМД на возможность интеграции;
• составить план проведения интегрированных занятий;
• разработать УМК интегрированного занятия;
• провести анализ результатов с последующей рефлексией;
• провести корректировку деятельности для дальнейшей работы.
Ожидаемые результаты:
• повышение заинтересованности обучающихся в будущей профессии;
• улучшение общей и качественной успеваемости за счет самомотивации, посещаемости, интереса к дисциплине.
В настоящий момент проект находится на этапе реализации. Проанализировано содержание УМД на возможность интеграции учебной дисциплины «Математика» и профессиональных модулей (МДК) специальности 27.02.07. Разработан план проведения интегрированных занятий.
Лабораторная работа «Определение погрешности средств измерений» МДК 01.01 Теоретические основы КК; математика
Практическое занятие «Определение плана двухступенчатого контроля качества» МДК 02.01 Стандартизация; математика
Деловая игра «Применение статистических методов управления качеством» МДК 03.01 Теоретические основы УК; математика
Конференция «Геометрические показатели как составляющая качества готового изделия» Система менеджмента качества; математика
Для оценки сформированности универсальных учебных действий и компонентов ОК в рамках запланированных мероприятий используются следующие методы диагностики:
• опросники;
• диагностические тесты;
• методы экспертной оценки педагогов и самооценки обучающихся;
• технология «Анализ индивидуальной проектной деятельности»;
• алгоритм «Мониторинг групповой работы».
Таким образом, осуществляемый мониторинг выполняет диагностическую (отслеживание уровня развития УУД и ОК) и оценочную
(признание эффективности применяемых УМК для развития УУД и ОК) функции.
Результаты мониторинга будут отражены в педагогическом проекте, который планируется представить на конкурсе педагогического мастерства.
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ
О. В. Гумбрис, преподаватель Кемеровского коммунально-строительного техникума имени В. И. Заузелкова
Профессиональная проба — один из прак-тико-ориентированных форматов профориентации, профессиональное испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, завершенный процесс которого способствует сознательному выбору профессии. Профессиональные пробы могут быть представлены одной из трех форм.
1. Персональный или групповой профориен-тационный проект (например, в формате профессионально ориентированного элективного курса предпрофильной подготовки), который реализуется школой на своей базе.
2. Профессионально-образовательная проба — проводится для школьников на базе организации СПО или вуза (в учебных лабораториях, мастерских, на учебно-производственных полигонах, на специально оборудованных производственных участках партнерских предприятий реальной сферы и т. д.).
3. Работодательская профессиональная проба — организуется предприятием (потенциальным работодателем) и проводится на его производственной базе [1].
Более подробно рассмотрим третий вариант профессиональных проб.
Качество образования — главный механизм для решения целого комплекса социально-экономических проблем. Особое место в этом механизме отводится социальному партнерству профессиональных образовательных организаций с предприятиями.
Социальное партнерство в профессиональном образовании — это система договорных организационных, педагогических и экономических отношений учреждений профессионального образования и работодателей, служб занятости, родителей. Это дает возможность профессиональным образовательным организациям включиться в рыночные отношения и сосредоточиться на обучении конкурентоспособного и мобильного выпускника.
Подготовка современного специалиста по новым образовательным стандартам основывается на всем известной модели взаимодействия субъектов образовательной среды.
Целью профессионального образовательного учреждения является подготовка востребованного на рынке труда специалиста, владеющего новейшими типами оборудования и технологическими процессами, способного к саморазвитию в профессиональной деятельности. Для достижения данной цели необходимо проводить профориентационную работу еще со школьной скамьи. Профессиональные пробы помогают старшеклассникам определиться с будущей профессиональной деятельностью.