дуальные особенности каждого студента, выбор и рекомендации предпочтительного метода оздоровления, реабилитации, оптимизации формы образа жизни;
- профессиональность и научность системы обеспечения биосоциальной профилактики и реабилитации здоровья студентов;
- современный подход с широким внедрением в вузовскую практику новейших био-социальных разработок, основанных на использовании компьютерных технологий;
- доступность, предполагающая предоставление услуг всем нуждающимся по объективным показателям здоровья;
- оптимальное использование мощности и структуры диагностического Центра;
- вариативность видов диагностики, реабилитационной помощи и оздоровительных рекомендаций, обеспечивающая возможность их выбора;
- публичность и объективность в распространении и предоставлении информации и статистических данных о деятельности диагностического Центра, результатах программы по реабилитации и оздоровления студентов.
Л.М.Волкова, В.Ю.Волков, Д.Н.Давиденко
СОЗДАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
Сегодня, к сожалению, состояние здоровья населения России критическое. Основная причина смерти (до 75-80% случаев) наших современников - хронические заболевания (сердечно-сосудистые, опухолевые, системы дыхания, эндокринные). В борьбе с этой группой заболеваний у студентов основное, это профилактический этап.
Суть этапа - укрепление здоровья, с какого бы уровня оно не начиналось. В связи с этим, формирование и укрепление здоровья человека - это не столько задача медицины, сколько задача системы обучения и воспитания, задача всей системы образования.
Особенно актуальна эта задача для специального учебного отделения, где занимаются студенты, имеющие серьезные отклонения в состоянии здоровья. Сегодня в СПбГПУ каждый 5-й студент - это студент, имеющий серьезные хронические заболевания. Так, в 1995г. на 1 студента специального отделения приходилось в среднем 1,4 заболевание, а в 2006г. - уже 3,6 заболеваний.
Сегодня общая численность студентов 1-11 курсов с серьезными отклонениями в состоянии здоровья составляет более 900 человек. Первоочередная задача преподавателей - помочь этим студентам, направить их усилия в нужное русло, ведь в наших руках основной фактор здоровья -
это образ жизни, где решающую роль играет адекватная физическая нагрузка.
Преподаватели отделения пришли к выводу, что для укрепления и сохранения здоровья студента необходимо разработать и внедрить Комплексную Оздоровительную Программу, причем студент в этой программе не только объект целенаправленного воздействия, но и активный субъект социальной жизни.
В основе Комплексной Оздоровительной Программы лежит информационно-тематический комплекс, куда входят различные составляющие информационных технологий (компьютерные программы, аудио пособия, видео фильмы, печатные материалы, разработки), посвященные одной задаче - укреплению здоровья.
В разработанный нами комплекс для студентов специального отделения вошли:
- лекционный курс для студентов «Основы валеологии человека». Мы полагали, что заинтересовать студента, имеющего проблемы со здоровьем, могут, прежде всего, знания на уровне современных достижений науки о возможностях выздоровления, коррекции или компенсации имеющегося у него заболевания;
- курс повышения квалификации для преподавателей специального отделения. Совместно с врачами врачебно-физкультурного диспансера подготовлен материал по особенностям организации учебного процесса по физической культуре со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, специфике формирования групп, показаниям и противопоказаниям использования средств физической культуры при различных заболеваниях, специфике врачебно-педагогического контроля;
- мониторинг физического состояния. Разработана система контроля за физическим развитием, физической подготовленностью и функционированием основных систем жизнеобеспечения студентов;
- компьютерная программа «Здоровье», предусматривающая разработку конкретных рекомендаций для студентов по тренировочно-оздоровительным программам, питанию, повышению резервов здоровья и др. Программа позволяет на базе знаний специалистов-экспертов оценивать и моделировать здоровый образ жизни студента;
- разработка методических рекомендаций для студентов специального отделения по самостоятельным занятиям физической культурой. Разработаны специальные комплексы физических упражнений для самостоятельных занятий при различных заболеваниях, предлагаются программы ходьбы и оздоровительного бега и др.;
- учебные пособия для преподавателей кафедр физического воспитания, посвященные особенностям организации учебного процесса со студентами специального учебного отделения;
- компьютерные программы и электронный учебник, предназначенные для текущего и итогового контроля уровня усвоения теоретических и
методических знаний;
- разработка и внедрение новых эффективных средств и методов оптимизации процесса обучения и укрепления здоровья, основ здорового образа жизни.
Внедрение в учебный процесс студентов разработанного комплекса не только способствовало повышению уровня физического состояния, но и появлению у многих студентов потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. Так, многие студенты старших курсов стали посещать в спортивно-оздоровительном комплексе вечерние факультативные занятия по спортивным интересам, таким как шейпинг, аэробика, тай-бо, хип-хоп, стретчинг, калланетика, оздоровительный бег, занятия на тренажерах, различные виды самообороны, спортивные танцы, массаж, йога и т.д. А наша задача - сделать эти занятия интересными, привлекательными и эффективными.
В.В. Глухое, В. О. Самойлов, В.В. Грызунов, Г.В. Вахрушееа, Т.Ю. Кришталь
ПЕРСПЕКТИВЫ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ БАЗЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
Проблемы сохранения, укрепления здоровья, обеспечения здорового образа жизни, в условиях нарастающей депопуляции населения России, полового диморфизма, неблагоприятной экологической ситуации, на фоне переосмысления ценностных ориентаций в результате социально-экономических реформ, приобретают новое качество, ибо непосредственно затрагивают национальную безопасность. Нестабильная ситуация в обществе, породила двойной "кризис" - экономический и духовный, перерастающий в социальный конфликт, что привело к потере веры в незыблемость традиций права с развитием антивитальных и суицидных тенденций. Поэтому состояние здоровья молодежи является одной из приоритетных задач национальных программ и особое значение придается системе высшей школы, т.к. студенческая молодежь испытывает дефицит знаний в сфере культуры здоровья. Именно с качеством здоровья неразрывно связана успешность самореализации и самоактуализации в условиях рыночной экономики, порождающей кризисный рынок труда (Демин А.Н., 2005).
К сожалению, внутренние установки на здоровый образ жизни у выпускников средних школ не сформированы (Федоров М.П. с соавт., 2005). Свыше 40 % школьников являются постоянными курильщиками, для 70 % респондентов обоего пола потребление алкоголя, курение, ран-