Научная статья на тему 'Инновационные технологии образования и здоровье как основа человеческого потенциала'

Инновационные технологии образования и здоровье как основа человеческого потенциала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волкова Л. М., Волков В. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии образования и здоровье как основа человеческого потенциала»

результатом 4'42"±0'30", что соответствует отличному результату ГОСа и среднему уровню физической работоспособности, определяемое по показателю максимального потребления кислорода (МПК) - 39,9±2,2 - 40,9±2,2 мл/мин/кг.

Выполнение бегового тестового задания (1000м) у всех студенток вызвало трудность и превышает по результатам в 2,2 раза. Уровень физической работоспособности у девушек СПГУПСа и СПбГПУ по показателям МПК определён в нижней границе «среднего» значения.

Исходные значения физического развития студенток младших курсов высшей школы свидетельствуют:

• о несоответствии показателей возрастно-половым нормам физического развития;

• о низком уровне физического и функционального состояния организма;

• образовательный процесс по физической культуре в средней школе не соответствует нормативным требованиям высшей школы по показателям выполнения двигательных тестовых заданий Г осударственного образовательного стандарта 3 поколения.

Таким образом, у девушек, обучающихся на младших курсах высшей школы, выявлены некоторые несоответствия показателей физического развития (индекс Кетле, жизненная ёмкость лёгких, показатель частоты сердечных сокращений, артериальное и пульсовое давление) общепринятым возрастнополовым нормам.

Л.М. Волкова, В.Ю.Волков

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ЗДОРОВЬЕ КАК ОСНОВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Сегодня перед высшей школой ставится весьма ответственная задача по обновлению и совершенствованию технологий образования на базе создания и широкого внедрения инновационных высокоэффективных педагогических методов, обобщения современных технологий и их адаптации для образовательных систем.

Анализ состояния здоровья студенческой молодежи свидетельствует о том, что проблема укрепления состояния здоровья студентов является актуальной. Так, число студентов с ослабленным здоровьем, занимающихся в специальной медицинской группе, составляет, например, в Политехническом университете Санкт-Петербурга более 16% всех студентов, а число студентов, полностью

208

освобожденных от занятий физической культурой около 12% студентов специального отделения.

В последние годы отмечается тревожная тенденция увеличения числа студентов, освобожденных от занятий по физической культуре на длительный срок. Возникает парадоксальная, по нашему мнению, ситуация, когда студенты, более других нуждающиеся в освоении и практическом использовании средств и методов оздоровительной физической культуры, такой возможности в стенах высшего учебного заведения не получают. Вместе с тем сегодня специалисты оздоровительной и адаптивной физической культуры доказывают, что необходимо активно привлекать к физкультурно-оздоровительной деятельности даже инвалидов, способствуя тем самым максимально возможному развитию их жизнеспособности и эффективной самореализации.

Кроме того, Г осударственный образовательный стандарт третьего поколения в области физической культуры к уровню подготовленности лиц, получающих высшее профессиональное образование, требует освоения широкого круга вопросов, связанных с формированием, сохранением и укреплением здоровья. В связи с обновлением содержания учебной дисциплины «Физическая культура» в высших учебных заведениях, сегодня особенно актуально исследование форм и методов оздоровительной и лечебной физической культуры, которые наиболее приемлемы и эффективны в работе по оздоровлению студентов.

В нашем исследовании предпринята попытка модификации физкультурного образования студентов специального отделения, имеющих серьезные отклонения в состоянии здоровья, определения путей практического освоения ими ценностного потенциала физической культуры.

Стимулирующим началом нашей методики стала разработка студентами личностно ориентированной, индивидуальной, комплексной программы оздоровления. Предложенный способ разработки такой программы показал, что только комплексный подход к формированию собственных оздоровительных программ должным образом стимулирует и мотивирует студентов, способствует их оздоровлению. В исследовании определена также динамика морфофункциональных показателей, уровня здоровья, психофизиологических показателей студентов специальной медицинской группы.

В настоящее время значимо усиливается процесс информатизации высшего профессионального образования, в том числе и по физической культуре, ведь именно современные технологии дают реальную возможность значительно поднять эффективность обучения в вузе. Накопленный к настоящему времени опыт различных инноваций в науке и практике, большой вклад в обучающие технологии отечественных и зарубежных школ представляют серьезную базу для обобщения полученных результатов и разработки на этой основе современных образова-

209

тельных технологий.

Сегодня наметилась тенденция перехода от классической дисциплинарно -профессиональной подготовки к мультидисциплинарному, проблемному, личностно-ориентированному, новаторскому образованию. Именно современные информационные технологии образования дают реальную возможность преодолеть противоречия между традиционным, сравнительно невысоким темпом обучения в вузе и постоянно ускоряющимся темпом появления новой научной информации, новых знаний.

На основе накопленного к настоящему времени опыта различных инноваций, изучения вклада в обучающие технологии отечественных и зарубежных школ, преподавателями кафедры физического воспитания и сотрудниками Межвузовского центра по физической культуре СПбГПУ был создано более 20 компьютерных программ, разработаны концепции по созданию и использованию их в образовательном процессе по физической культуре. Кроме этого был разработан электронный учебник по дисциплине «Физическая культура», который рекомендован Научно-методическим советом по физической культуре Министерства образования Российской Федерации для студентов вузов.

В учебнике включено большое количество слайдов, рисунков, фотографий, видеофрагментов, добавлено аудиосопровождение, различные компьютерные программы. Одной из особенностей электронного учебника является то, что он содержит методический материал для оценки и тренировки различных функций, систем организма. Даются различные методики, методы, позволяющие контролировать и развивать те или иные функциональные системы организма студента. Основная целевая установка учебника - широкое внедрение инновационной технологии и повышение эффективности образования в высшей школе.

Каждая тема учебника заканчивается списком рекомендуемой литературы и примерными контрольными вопросами, позволяющими самому студенту оценить уровень своих знаний. Весь электронный учебник записан на один лазерный диск, работает в системе PowerPoint 2000. Начиная с 2003 года, наш компьютерный учебник был внедрен в учебный процесс более чем в 30 вузах Санкт-Петербурга, других городов России, Белоруссии и Украины.

Одной из основных задач физической культуры является сохранение и укрепление здоровья человека. В настоящее время численность студентов с серьезными отклонениями в состоянии здоровья, а также студентов-инвалидов очень высока.

Нами проанализированы результаты медицинского осмотра более 80 тыс. студентов, поступивших в СПбГПУ в период с 2000 по 2012 гг. Исследования показали, что численность студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ), постоянно растет. Например, если в 2000 году число студентов СМГ составляло 10% от всего контингента 1-го курса, то к 2004

210

году оно выросло до 18%, а в 2012 году составило уже 26%. В настоящее время в СПбГПУ на специальном отделении занимается более 900 студентов (преимущественно студенты 1-2-х курсов), у каждого студента в среднем обнаружено более 2-3-х серьезных заболеваний.

Анализ состояния здоровья студентов СМГ в 2012 году свидетельствует, что в настоящее время на ведущее место выходят сложные заболевания сердечнососудистой системы. Значимое место среди этих заболеваний занимают: вегето-сосудистая дистония, пролапс митрального клапана, нарушения сердечного ритма, гипертония, миокардиопатия и др.

По нашему мнению, одним из решающих аспектов учебного процесса студентов в области физической культуры, является целенаправленное формирование глубоких знаний, убеждений и устойчивых привычек постоянно заботиться о своем здоровье, развитие потребности в использовании специальных средств для устранения отклонений в состоянии здоровья, физическом развитии, функциональном состоянии организма. Результатом этого должно стать создание устойчивой мотивации к здоровому и продуктивному стилю жизни, формирование потребности в физическом самосовершенствовании.

Поэтому сегодня важным направлением развития образования в вузе является использование высокоэффективных технологий, которые позволят удовлетворить не только потребности студента в получении всесторонних, универсальных, специальных знаний, но и будут способствовать обучению студента самоанализу, поиску эффективных методик для индивидуального саморазвития и самосовершенствования.

Одним из направлений нашей работы в использовании современных технологий в образовании было и исследование в области генетики человека. Анализ специальной литературы свидетельствует о несомненном вкладе генетических факторов в развитии и проявлении физических качеств человека, в уровне здоровья. Согласно современным положениям генетики, основанным на данных расшифровки структуры генома человека, считается, что именно полиморфизмы (вариации) определяют индивидуальные различия во многих анатомических, физиологических и биохимических показателях.

В рамках исследования, проводимых совместно СПбГПУ и Санкт-Петербургским НИИ физической культуры, была поставлена задача дальнейшего изучения и расшифровки структуры генома человека, исследование его влияния на развитие физических качеств человека, на состояние здоровья.

В работе оценивалось физическое состояние студентов СПбГПУ, были получены новые данные по выявлению предрасположенности студентов к тем или иным видам заболеваний и определению предпочтительных занятий отдельными видами спорта или физическими упражнениями.

211

Объектом исследования явились студенты, занимающиеся по учебной программе «Физическая культура» в режиме обязательных занятий (2 раза в неделю по 1,5 часа). Интерпретация результатов генетического тестирования проводилась с использованием 7-ми генетических маркеров - АСЕ, РРАРА, РРАЯО, РРАЯБ, PGC1A, PGC1B и НША.

В проведенном исследовании у каждого студента выявлены: самооценка уровня здоровья и ведения здорового образа жизни; уровень физического развития; уровень физической подготовленности; уровень физического здоровья; основные заболевания родителей; предрасположенность организма к развитию скоростно-силовых качеств и наращиванию мышечной массы, развитию выносливости; риск развития патологического спортивного сердца при высокоинтенсивных физических нагрузках; риск развития сахарного диабета и риск развития ожирения.

По окончании эксперимента студенты получили конкретные результаты по своему физическому состоянию, индивидуальные рекомендации и консультации преподавателя.

Полученные данные, а также дальнейшее изучение генетической предрасположенности к занятиям спортом и различными системами физических упражнений поможет, по нашему мнению, дать каждому занимающемуся индивидуальные рекомендации по выполнению физических нагрузок, сохранению оптимальной интенсивности и длительности выполнения физических упражнений, определению рационального сочетания режима труда и отдыха, поможет сделать правильный выбор в определении наиболее генетически предпочтительных занятий отдельными видами спорта, физическими упражнениями, а также снизить риск развития различных патологических состояний.

Таким образом, одним из важнейших направлений развития современного образования является широкое использование в учебном процессе высокоэффективных технологий образования, системная интеграция этих технологий образования с научно-исследовательской деятельностью, с удовлетворением потребности личности студента в получении всесторонних, универсальных, а также специальных знаний. Перед высшей школой ставится весьма ответственная задача по обновлению и совершенствованию технологий образования на базе создания и широкого внедрения инновационных высокоэффективных педагогических методов. По нашему мнению, широкое применение высокоэффективных технологий в образовательном процессе, в частности в высшей школе в области физической культуры, дает большие возможности для вовлечения компьютера в качестве нового и динамично развивающегося средства. Эти технологии формируют принципиально отличный стиль работы в новых условиях, которые оказываются более психологически приемлемыми, комфортными, мобилизующими творческие воз-

212

можности и студента и преподавателя, усиливающими их интеллектуальный потенциал, а процесс изучения дисциплины будет способствовать формированию компетенций по овладению методами физического воспитания и укрепления здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.

Волкова Л.М.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Процесс модернизации российского образования, ориентированный на вхождение в мировое образовательное пространство, вызвал изменения в системе высшего профессионального образования. Предполагаются новые содержание и формы, новые подходы к решению задач образования.

Принят новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС-3) в Российской Федерации, который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации высшего профессионального образования учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. ФГОС-3 требует создания условий для здоровой и безопасной жизни субъектов образования, именно охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения в обучающем процессе относится к числу приоритетных задач развития современного образования.

В настоящее время осуществляется переход высшего профессионального образования на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения. Физическая культура представлена в вузах как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности и проблема качества учебного процесса по физическому воспитанию в вузах стоят достаточно остро.

Сегодня, когда технологии и знания обновляются особенно быстро, нецелесообразно готовить узких специалистов в стенах вуза. Поэтому введена широкая бакалаврская про-грамма с последующей специализацией в магистратуре по специальности. Учебный про-граммы должны, с одной стороны, давать студенту достаточные фундаментальные знания, а с другой - соответствовать практическим требованиям, предъявляемым к профессионалам при найме на работу. Это означает, что учебные планы должны сохранять гибкость и отве-чать хорошо сформулированным целям подготовки, происходит смещение акцентов с со-держания подготовки на компетентность выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.