Научная статья на тему 'Некоторые показатели физического развития и физических способностей студентов ЧИЭМ (филиал) СПбГПУ, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе'

Некоторые показатели физического развития и физических способностей студентов ЧИЭМ (филиал) СПбГПУ, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
229
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Валиева В. К., Волкова Т. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые показатели физического развития и физических способностей студентов ЧИЭМ (филиал) СПбГПУ, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе»

Уроки и факультативные занятия по ФК, географии, биологии, истории, медицине.

----------------------------гг----------------------------

____________________________V_____________________________

Предметные олимпиады, конкурсы и викторины.

----------------------------ту----------------------------

__________________________________________________________

Школьные турслеты и соревнования по отдельным видам спортивного туризма.

----------------------------гг----------------------------

____________________________V_____________________________

Выездные спортивно-туристские лагеря и туристские походы.

----------------------------ту----------------------------

____________________________V_____________________________

Выступление команды школы во внешних соревнованиях по спортивному туризму.

Рис. 1 Комплекс мероприятий педагогической технологии основанной на спортивном туризме.

Данная педагогическая технология внедрена в воспитательно-образовательный процесс на экспериментальных площадках МОУ СОШ № 35 и ПУ № 65 в г. Кемерово, где на основании разработанных учебных программ по физической культуре основанных на спортивном туризме для всех возрастных групп и комплексных планов мероприятий проводится педагогический эксперимент по повышению эффективности физического воспитания в образовательных учреждениях среднего и профессионального образования.

В.К. Валиева, Т.И. Волкова

НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ЧИЭМ (ФИЛИАЛ) СПБГПУ, ОТНЕСЕННЫХ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ

Чебоксарский институт экономики и менеджмента (филиал) Санкт-Петербургского государственного политехнического университета,

Чебоксары

Сохраняющиеся негативные тенденции в ухудшении состояния здоровья молодежи, отмеченные даже в некоторых правительственных документах, подтверждаются ежегодным увеличением количества студентов-первокурсников, отнесенных по состоянию здоровья для занятий физической культурой в специальную медицинскую группу (СМГ).

Физическая культура в вузах является единственным предметом, направленным

на сохранение и укрепление здоровья студентов.

Для выявления эффективности результатов занятий физической культурой со студентами в группе СМГ в условиях ЧИЭМ (филиал) СПбГПУ нами (2010/2011 уч. г.) проведено исследование по изучению физического развития, физических способностей и функциональных возможностей сердечнососудистой системы.

В исследовании приняли участие 174 студента СМГ ЧИЭМ (филиал) СПбГПУ (юношей - 50, девушек - 124).

Изучение физического развития позволило констатировать, что у девушек: рост соответствовал средним показателям, а масса, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких и сила кистей были ниже стандартных величин; у юношей: рост расценивался как высокий, масса, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких соответствовали стандартам, показатель же силы был значительно ниже.

Анализ результатов физических способностей студентов свидетельствует о том, что у девушек:

а) показатель гибкости соответствовал среднему уровню, причем у 36% был низким, у 36% был средним, у 14% высоким;

б) скоростные способности соответствовали средним показателям, при этом низкий уровень определялся у 18%, средний - у 18%, высокий - у 64%;

в) скоростно-силовые способности были на низком уровне, при этом средний показатель был у 36% студенток, низкий - у 64%;

г) координационные способности расценивались как высокие, при этом средний уровень был у 9%, высокий - у 91% студенток;

д) силовые способности расценивались как высокие и были средними у 9%, высокими у 91% обследуемых.

У юношей:

а) показатель гибкости соответствовал низкому уровню в 100%;

б) скоростные способности расценивались как низкие у 100% студентов;

в) скоростно-силовые способности определялись как средние, причем у 50% расценивались как средние, у 25% были высокими, у 25% - как низкие;

г) координационные способности расценивались как высокие и у 83% были на высоком, у 17% - на среднем уровнях;

д) силовые способности определялись как низкие у всех испытуемых.

Таким образом, физические способности девушек СМГ оказались низкими только по скоростно-силовым качествам, а у юношей же - по гибкости, скорости и силе, следовательно, в процессе занятий физической культурой преподавателям необходимо уделять должное внимание развитию этих способностей. Одновременно необходимо отметить, что 69,7% студентов-первокурсников при первичном тестировании не справляются с требованиями нормативов средней школы и преподаватели физического воспитания вынуждены в течение 1-11 семестров работать над тем, чтобы привести эти показатели в норму. Исследования выявили, что функциональные показатели сердечнососудистой системы студентов в покое находились на уровне возрастной нор-

мы, в то же время у 58% обследуемых студентов выявлены низкие функциональные возможности сердечно-сосудистой системы в нагрузке. Это настораживает преподавателей физической культуры при приеме контрольных нормативов у студентов специальной медицинской группы, поэтому на практических занятиях с данной категорией студентов мы вводим больше упражнений аэробного характера, тренирующих компенсаторные механизмы сердечно-сосудистой системы.

Из вышеизложенного следует, что регулярные и правильно организованные занятия физическими упражнениями, проводимые со студентами, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе должны быть направлены на повышение и последовательное укрепление уровня здоровья (развитие компенсаторных функций), устранение функциональных отклонений и недостатков в физическом развитии, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды. Все это вместе взятое является фундаментом повышения физической и умственной работоспособности человека и его здоровья в целом.

Венгерова Н.Н.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗМА ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА КАК ФАКТОР, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ПАРАМЕТРЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта (Санкт-Петербург)

На сегодняшний день в системе фитнес- клубов, центров существует значительное количество видов занятий оздоровительной направленности. Многообразие предлагаемых услуг позволяет потенциальному клиента определиться в выборе направления занятий с учётом мотивов и собственных физических возможностей. На фоне естественных возрастных изменений организма женщин вопрос поддержания здоровья и улучшения показателей функционального состояния стоит наиболее остро. В результате исследования путём анкетирования 200 женщин зрелого возраста нами определено, что наиболее актуальным вопросом остается субъективное отношение к своему физическому состоянию. Более половины (53,0%) респондентов высказывают удовлетворение своим физическим состоянием при том, что значительная часть опрашиваемых (78,0%) не удовлетворена показателями общего веса и ведут малоподвижный образ жизни (69,4%).

Учёт индивидуальных возможностей организма женщин зрелого возраста (антропометрические данные [1; 4; 6], показатели типа нервной системы, физического [7; 8] и функционального состояния [2]) позволяет определить содержание двигательных программ для достижения оптимального уровня соматического здоровья. Моделирование и осуществление педагогического процесса возможно при условии конкретизации конечной цели, промежуточного контро- 209 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.