рактеристик радахлорина, интенсивности флуоресценции фотомодифици-рованных радахлорином биологических тканей, его фармакокинетики при введении контрольным и опытным животным с лимфосаркомой Плисса (по данным спектроскопического анализа). С помощью спектрофотомет-рии в видимом и ближнем инфракрасном диапазоне осуществляются определение концентрации и оценка состояния препарата в мышце и плазме крови животных.
Целью данных исследований является оценка перспективы практического применения препарата «Радахлорин» для диагностики и терапии опухолей. Мы предполагаем, что целесообразно применять препарат на ранних стадиях развития опухоли, когда ее размер не так велик. Это отчасти обусловлено и ограниченными по глубине проникновения возможностями лазерной аппаратуры. Известно, что больные чаще обращаются за помощью в случае существенного развития опухоли. Поэтому мы считаем, что флуоресцентную диагностику опухолей необходимо включить в круг обязательных профилактических мероприятий, проводимых в трудовых коллективах. В частности, при наличии в Политехническом университете собственной клинической базы, появились бы возможности для организации кабинета фотодинамической терапии.
Л.М.Волкова, В.Ю.Волков, Д.Н.Давиденко
СОЗДАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА УНИВЕРСИТЕТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ, НУЖДАЮЩИХСЯ В МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ
РЕАБИЛИТАЦИИ ПО ОБЪЕКТИВНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ
ЗДОРОВЬЯ
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
Современный этап развития общества России характеризуется выраженным ухудшением состояния здоровья населения. Здоровыми признается только 14% детского населения, среди современных призывников до 90% признается негодными по состоянию здоровья.
Особенное положение в России занимает наш Северо-западный федеральный округ, который считается одним из наиболее неблагополучных по количественным и качественным характеристикам человеческого потенциала.
За последние 10 лет заболеваемость увеличилась более чем на 100%. Особенно существенно возросли заболевания органов зрения, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и нервной систем, врожденные аномалии и т.д. Отмечается рост онкологических заболеваний, причем самый высокий уровень отмечен именно в Санкт-Петербурге.
Анализ состояния здоровья студентов свидетельствует, что положение очень серьезное, в жизнь вступает «БОЛЬНОЕ ПОКОЛЕНИЕ». Так, в 2005/2006 году в СПбГПУ только на первых двух курсах обучалось более
900 студентов специальной медицинской группы. Часть из них полностью освобождалась от учебно-тренировочных занятий. Парадокс заключается в том, что именно эти студенты в наибольшей степени нуждаются в оздоровлении своего организма.
Развитие у студентов личной заинтересованности в укреплении своего здоровья - одно из перспективных направлений работы. Большую помощь здесь может оказать применение современных компьютерных технологий. Разработка компьютерных оздоровительных программ поможет не только объективно оценить уровень физического состояния студента, но и дать ему конкретные индивидуальные рекомендации по укреплению здоровья, ведения здорового образа жизни. Важно отметить, что единственная кафедра в вузе, которая работает на здоровье - это кафедра физического воспитания.
Помимо использования очевидных средств оздоровления (физические упражнения, двигательная активность), кафедры физического воспитания в состоянии активнее развивать оздоровительную направленность своей работы - более широко использовать средства в формировании физической культуры личности студента, устранить разрыв в работе врача и преподавателя физической культуры вуза по оздоровлению студента, создать и внедрить в работу эффективные курсы повышения квалификации, участвовать в создании диагностического Центра университета для студентов, нуждающихся в био-социальной реабилитации и др.
Нами были поставлены следующие задачи:
- диагностировать один из главных разделов здоровья студентов -уровень физического состояния;
- разработать алгоритмы обследования и методики реабилитации студентов, имеющих хронические отклонения в состоянии здоровья;
- разработать принципы системы научно-информационного обеспечения био-социальной профилактики и реабилитации заболеваний студенческой молодежи;
- оценить эффективность применяемых методик оздоровления студенческой молодежи.
Нами разработаны основные принципы системы обеспечения биосоциальной профилактики и реабилитации заболеваний студенческой молодежи. Ее основные направления:
- гарантированность реабилитационной помощи студентам, нуждающимся по объективным показателям здоровья;
- приоритетность интересов и потребностей студентов, имеющих хронические отклонения в состоянии здоровья;
- комплексный подход к реабилитации с использованием широкого круга методов и методик оздоровления;
- преемственность и согласованность реабилитационных мероприятий, осуществляемых врачом и преподавателем физической культуры в вузе;
- адресность оздоровительных методик, предусматривающих индиви-
дуальные особенности каждого студента, выбор и рекомендации предпочтительного метода оздоровления, реабилитации, оптимизации формы образа жизни;
- профессиональность и научность системы обеспечения биосоциальной профилактики и реабилитации здоровья студентов;
- современный подход с широким внедрением в вузовскую практику новейших био-социальных разработок, основанных на использовании компьютерных технологий;
- доступность, предполагающая предоставление услуг всем нуждающимся по объективным показателям здоровья;
- оптимальное использование мощности и структуры диагностического Центра;
- вариативность видов диагностики, реабилитационной помощи и оздоровительных рекомендаций, обеспечивающая возможность их выбора;
- публичность и объективность в распространении и предоставлении информации и статистических данных о деятельности диагностического Центра, результатах программы по реабилитации и оздоровления студентов.
Л.М. Волкова, В.Ю. Волков, Д. Н. Давиденко
СОЗДАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
Сегодня, к сожалению, состояние здоровья населения России критическое. Основная причина смерти (до 75-80% случаев) наших современников - хронические заболевания (сердечно-сосудистые, опухолевые, системы дыхания, эндокринные). В борьбе с этой группой заболеваний у студентов основное, это профилактический этап.
Суть этапа - укрепление здоровья, с какого бы уровня оно не начиналось. В связи с этим, формирование и укрепление здоровья человека - это не столько задача медицины, сколько задача системы обучения и воспитания, задача всей системы образования.
Особенно актуальна эта задача для специального учебного отделения, где занимаются студенты, имеющие серьезные отклонения в состоянии здоровья. Сегодня в СПбГПУ каждый 5-й студент - это студент, имеющий серьезные хронические заболевания. Так, в 1995г. на 1 студента специального отделения приходилось в среднем 1,4 заболевание, а в 2006г. - уже 3,6 заболеваний.
Сегодня общая численность студентов 1-11 курсов с серьезными отклонениями в состоянии здоровья составляет более 900 человек. Первоочередная задача преподавателей - помочь этим студентам, направить их усилия в нужное русло, ведь в наших руках основной фактор здоровья -