Научная статья на тему 'К вопросу распределения студентов специальной медицинской группы для занятий физической культурой'

К вопросу распределения студентов специальной медицинской группы для занятий физической культурой Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3147
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / STUDENTS / HEALTH / PHYSICAL EDUCATION / SPECIAL MEDICAL GROUP

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сафонова Жанна Борисовна, Шевелева Ирина Николаевна, Кугаевских Валентина Григорьевна, Полозкова Ирина Владимировна, Петрова Галина Андреевна

В статье представлен анализ положений и приказов государственных органов здравоохранения и образования по врачебному контролю и распределению студентов на медицинские группы для занятий физической культурой. Даны основные формы организации физического воспитания студентов с отклонениями в состоянии здоровья в специальных медицинских группах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сафонова Жанна Борисовна, Шевелева Ирина Николаевна, Кугаевских Валентина Григорьевна, Полозкова Ирина Владимировна, Петрова Галина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of the distribution of students of special medical groups for physical training

The article presents the analysis of regulations and orders of state health and education of medical control and distribution of the students at the medical group for physical training. The basic forms of organization of physical education of students with a deviation in the health status of a special medical group are given.

Текст научной работы на тему «К вопросу распределения студентов специальной медицинской группы для занятий физической культурой»

B. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 5. - С. 19-22.

2. Виленский, М. Я. Современные подходы к проектированию гуманитарно-педагогического образования по физической культуре в вузе / М. Я. Виленский, В. В. Черняев // Педагогическое образование и наука : науч.-метод. жур. - 2003. - № 3. -

C. 4-10.

3. Котло, Е. Н. Вариативная форма организации занятий физическими упражнениями в вузе / Е. Н. Котло, С. С. Колесникова, С. А. Котло // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 6. - С. 57-60.

4. Гаттаров, Р. У. Психофизиологический потенциал и уровень здоровья студентов / Р. У. Гаттаров, А. П. Исаев. - Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2005. - 191 с.

5. Афанасьева, И. В. Методика совершенствования профессионально значимых координационных способностей у будущих специалистов-дизайнеров : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. В. Афанасьева. - Малаховка, 2008. - 24 с.

6. Мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности студентов как методология анализа и оценки

продуктивности процесса физического воспитания / Е. В. Го-товцев [и др.] // Ученые записки : науч.-теоретич. жур. - 2012. -№ 1 (83). - С. 40-45.

7. Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи (от 29 декабря 2011 г., № 916) : постановление Правительства РФ // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 1 (ч. II). - С. 39.

ГОРСКАЯ Инесса Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры медико-биологических основ физической культуры и спорта.

МЕДВЕДЕВА Людмила Ефимовна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), декан факультета туризма, рекреации и реабилитации. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 27.02.2014 г. © И. Ю. Горская, Л. Е. Медведева

УДК 378 172 Ж. Б. САФОНОВА

И. Н. ШЕВЕЛЕВА В. Г. КУГАЕВСКИХ И. В. ПОЛОЗКОВА Г. А. ПЕТРОВА

Омский государственный технический университет

К ВОПРОСУ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

В статье представлен анализ положений и приказов государственных органов здравоохранения и образования по врачебному контролю и распределению студентов на медицинские группы для занятий физической культурой. Даны основные формы организации физического воспитания студентов с отклонениями в состоянии здоровья в специальных медицинских группах.

Ключевые слова: студенты, здоровье, физическое воспитание, специальная медицинская группа.

Проблема ухудшения здоровья современного студенчества занимает особое место в исследованиях специалистов различных сфер (медицины, биологии, педагогики, теории и методике физического воспитания, психологии и др.) Это связано с тем, что студенческий возраст — последний этап в организованной системе подготовки конкурентоспособных специалистов, а также задел на воспроизводство будущего здорового поколения [1-4].

В то же время по данным научной литературы и собственным многолетним исследованиям состояние здоровья, физического развития и подготовленности, психологического статуса молодежи

оставляет желать лучшего. Причины сложившейся ситуации различны и не являются предметом обсуждения в данной статье. Одно лишь следует отметить, что число студентов с отклонением в состоянии здоровья неуклонно увеличивается из года в год, о чем свидетельствуют многочисленные исследования, проведенные за последние десятилетия. Так, Иванов А. А. [5] приводит данные о том, что у 100 студентов выявлено 95% различных заболеваний, из них находятся на диспансерном учете 50% и каждый студент по данным медицинского осмотра отнесен к подготовительной и специальной медицинской группе, достаточное количество из них

освобождены от практических занятий физической культурой.

По мнению А. Ю. Лутонина [6], важным вопросом врачебного контроля за занимающимися физическим воспитанием является распределение студентов на медицинские группы для занятий физической культурой.

Критериями для отбора студентов в специальные медицинские группы явилось «Положение о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, утвержденное приказом Министерства Здравоохранения СССР № 1672 от 29.12.1985 года» — «О задачах органов и учреждений здравоохранения по широкому использованию физической культуры и спорта для укрепления и сохранения здоровья населения, профилактике заболеваний». В приказ включался перечень заболеваний, давность и состояние человека на данный момент обследования, согласно которым врач определял медицинскую группу: основную, подготовительную и специальную.

В дальнейших приказах: Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26.07.1994 г. № 777 «Об организации процесса физического воспитания в высших учебных заведениях» и в соответствии с «Приказом о совершенствовании врачебного контроля за детьми, подростками, учащимися и студентами» от 30.08.1998 г. за № 11 36/219/4 студенты с отклонениями в состоянии здоровья или анатомическими дефектами для проведения занятий по физическому воспитанию объединяются в специальные медицинские группы.

Затем Министерством образования Российской Федерации от 01.12.1999 г. был издан приказ № 1025 «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования». Через год, а именно в 1999 году был принят Федеральный закон Российской Федерации «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», целью которого явилось усиление правовой базы укрепления здоровья населения и профилактики заболеваний с применением физкультурно-оздоровительных методик, развитие спорта в стране и создание условий для большей координации совместной деятельности в этом направлении всех заинтересованных организаций.

Министерством здравоохранения Российской Федерации от 20.08.2001 г. был выпущен приказ № 337 (приложение 1—5) «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физической культуры». В число основных пунктов по организации работы отделений и кабинетов лечебной физической культуры, массажа и т.д. было включено осуществление допуска учащихся образовательных учреждений к занятиям физической культурой после медицинского обследования в соответствии с программой того же приказа (приложение 7) и распределения на медицинские группы в соответствии с методическими рекомендациями (приложение 8).

Студенов с отклонением в состоянии здоровья соответственно медицинским показаниям для занятий физической культурой разделяют на две группы: «А» — в рамках академического расписания и «Б» — назначение на лечебную физкультуру в поликлинические кабинеты по месту жительства.

Занятия в группе «А» проводятся по программе физического воспитания соответственно стандарту,

в котором студенты осваивают все ее разделы: легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка и плавание. Последние осваиваются исходя из климатических условий нахождения вуза (север, юг, и т.п.), наличия спортивной базы (лыжной, бассейна и т.д.). Различие заключается в оценке контрольных педагогических тестирований общей физической подготовленности, то есть для студентов специальной медицинской группы нет временных требований и необязательность тех тестов, которые недоступны по состоянию здоровья.

В Федеральном законе Российской Федерации от 04.12.2007 г. № 329 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» — каких-либо рекомендаций по данному вопросу нами не обнаружено. В связи с этим в регионах пользуются старыми положениями либо рекомендациями местного уровня. Так, в Омске на основании данного приказа Администрацией Омской области, Главным управлением здравоохранения был издан приказ, в котором по девяти пунктам предлагалось проведение полного врачебного обследования и необходимых дополнительных, при наличии медицинских показаний, функционально-диагностических и лабораторных исследований с выдачей врачебного заключения об оценке состояния здоровья, физического развития (соответственно стандартам) и допуск к занятиям физическими упражнениями в одной из трех медицинских групп (основной, подготовительной или специальной), а также предложение рекомендаций врачебно-профилактической направленности при необходимости.

В последние годы существенно возрос интерес специалистов к проблеме физического воспитания детей, подростков и учащейся молодежи с различными отклонениями в состоянии здоровья. Однако практика показывает, что научно-методическое обеспечение работы с данной категорией лиц существенно отстает от требований времени и остро нуждается в серьезном методологическом, организационном и практическом обосновании [7, 8] и др.

Возрастающие интенсивность и напряженность современной жизни, связанные с кардинальными изменениями жизнедеятельности студентов, стиль жизни и нарастающая гиподинамия, наличие соматических и других заболеваний накладывает особый отпечаток на репродуктивное здоровье молодежи [9]. В связи с тем, что в определении репродуктивного здоровья населения ведущее место отводится девушкам, своевременное выявление факторов риска и повышение физической активности позволит осуществлять мероприятия по профилактике и коррекции имеющихся нарушений.

Анализ результатов научно-методической литературы и собственных исследований показал, что низкая степень нарушения репродуктивного здоровья выявлена у 19% студенток, средняя — у 54%, высокая — у 27%. Следовательно, 81% исследуемых нуждаются в профилактических и лечебных мероприятиях [10].

В то же время профессиональная нагрузка (вынужденное пребывание за рабочим столом) в современном обществе у большинства популяции способствует развитию факторов риска различных функциональных нарушений и заболеваний позвоночника, о чем свидетельствует за последние годы увеличение числа студентов с данной патологией от 54% до 77% (сколиоз 1 — 11 степени, кифоз, болезнь Шейермана — Мау и остеохондроз). При

этом уже были освобождены от уроков физической культуры в школе 33%, что также подтверждает необходимость разработки и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в рамках учебного процесса [11, 12] и др.

Для студенчества этот фактор наиболее значим, так как их трудовая деятельность сопряжена с огромной психоэмоциональной нагрузкой и хроническим недостатком времени в силу возрастных особенностей их образа жизни.

В известном числе случаев многочисленная патология людей молодого возраста объясняется наследственными аномалиями и, в частности, дисплазией соединительной ткани, приводящими к ее «слабости» со стороны кожи, глаз, опорно-двигательного аппарата, что, в свою очередь, сказывается на снижении уровня приспособительных реакций и резистентности организма [13, 14].

При этом прослеживается недостаточная активность молодого поколения к занятиям физической культурой и спортом с целью совершенствования морфофункциональных показателей, на что обращают внимание В. К. Бальсевич [1]; А. Г. Щедрина [2]; Г. А. Гилев [8] и др. По мнению авторов, данная тенденция связана с тем, что снижение мотивации молодых людей к использованию средств физической культуры в своей жизнедеятельности для укрепления здоровья связано не только с низкой материальной обеспеченностью общеобразовательных учреждений, но и с недостаточной, если не сказать отсутствием у врачей настоятельной направленности детей, подростков и студентов на формирование потребности в занятиях.

В последние годы по данным литературы и нашим исследованиям наметились две тенденции отношения студентов к занятиям физкультурой. Первая — это отказ от занятий в любой форме с тех пор, как было обнаружено то или иное заболевание и дано освобождение от практических уроков физкультуры. Подобное отношение врачей к физи-

ческой культуре формирует определенную психологическую ситуацию, обусловливает ограничения в жизнедеятельности, нивелирует природную активность человека. Вторая — несмотря на запреты врачей, юноши (чаще это касается их) стремятся к занятиям физической культурой и ищут группы, где они смогут самосовершенствоваться физически. Чаще всего это модные соответственно времени течения: длительный бег, атлетическая гимнастика, тхэквондо и другие виды спортивной деятельности. А это, в свою очередь, недопустимо, так как пренебрежительное отношение к рекомендациям врача и бесконтрольные занятия в каких-либо физкультурных группах могут усугубить имеющееся заболевание, привести к нежелательным осложнениям.

Многочисленные публикации по вопросам организации физического воспитания студентов специального отделения, куда направляется этот контингент для занятий физической культурой, указывают на значительные трудности, с которыми встречаются преподаватели. Так их пугают возможные перегрузки и возникновение осложнений имеющейся патологии.

Как правило, не представляется возможным разделение контингента занимающихся по заболеваниям, поэтому преподаватель может объединять их в группы по наиболее важным показателям реактивности организма. Это связано с тем, что исследованиями В. Д. Прошлякова [15] и др. ученых установлена благоприятная взаимосвязь между динамической структурой двигательного акта и качественными особенностями реакций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обмена веществ и энергией.

Отсутствие четких рекомендаций для врачей приводит к тому, что лица с одинаковыми диагнозами попадают в разные группы «А» и «Б», т.е. освобожденных от занятий физической культурой, хотя без глубоких функциональных обследований

Таблица 1

Показатели физической работоспособности студентов СМГ с различными заболеваниями

Показатели Сердечнососудистые Органы дыхания Миопия Желудочно-кишечные Почечные

1 2 1 2 1 2 1 2 1 2

ЧСС в покое 87±3 87±2 86±6 88±8 87±2 85±2 96±5 93±6 86±3 87±4

ЧСС после нагрузки 156±3 84±3* 145±7 150±6 150± 147±3* 158±7 147±7* 163±5 153±3*

Выполненная работа (кгм) 834±38 1095±98* 831±93 923±63* 887±54 1065±60* 961±108 1111±128* 826±29 1066±88*

* — достоверность различий Р < 0,05; 1, 2 — обследования

Показатели физической подготовленности студентов СМГ с различными заболеваниями

Таблица 2

Показатели Сердечнососудистые Органов дыхания Миопия Желудочно-кишечные Почечные

1 2 1 2 1 2 1 2 1 2

Прыжок в длину 212±0,0 238±0,00 218±4 230±6 218±4 232±4 230±7 248±5 214±0,0 235±5

Подтягивания 9±1 12±1 7±1 9±2 8±0,0 11±0,7 8±1 10±0,3 6±1 9±1

Отжимания 25±1 34±2 23±3 32±4 26±1 33±1 26±2 33±3 26±2 33±2

Бег 15,3±0,0 14,3±0,0 16±0,2 16±0,5 15,3±0,3 14,7±0,2 15,3±0,8 14,6±0,7 15,2±0,7 15,0±0,05

* — достоверность различий Р < 0,05; 1, 2 — обследования

не всегда возможно определить ответную реакцию организма на физическую нагрузку.

Существуют неоднозначные мнения специалистов о распределении студентов на учебные группы для проведения практических занятий с учетом патологии, пола, оснащенности местом и спортивным оборудованием кафедр физического воспитания для этого контингента. При этом данные научных исследований и собственных многолетних наблюдений свидетельствуют о том, что в последние годы значительно увеличилось количество студентов, освобожденных от занятий физической культурой на один и более учебные годы.

«Запрет», то есть освобождение от занятий физической культурой, не имеющий под собой достаточных оснований, наносит серьезный ущерб оздоровлению студентов специальных медицинских групп.

Между тем в работах различных авторов представлены многочисленные доказательства эффективности методик, технологий и различных систем физической подготовки, основанных на учете конституциональных особенностей заболевания [16, 17], так как неоправданно «щадящий» режим нагрузок приводит к значительному снижению оздоровительной эффективности занятий.

В основе занятий по физической культуре со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, лежат два направления построения методики. Первое подразумевает оздоровительную, лечебно-профилактическую направленность использования средств физической культуры. При этом оздоровительная направленность предусматривает устранение приобретенных нарушений, предупреждение обострения заболевания, а также формирование компенсаций там, где уже невозможно восстановить утраченные функции. Преподаватель через частные методики лечебной физической культуры может оказать специфическое воздействие на ослабленные болезнью системы организма занимающихся, повышая их функциональные возможности. Научные исследования и практический опыт преподавателей нашей кафедры показали, что, несмотря на остаточные явления некоторых заболеваний, физическая работоспособность занимающихся студентов по рекомендуемым методикам достаточно высокая, а приспособляемость организма растет в результате длительных и целенаправленных занятий, носящих характер тренирующего воздействия (табл. 1, 2).

Второе направление физического воспитания учащихся студентов СМГ состоит в дифференцированном подходе к использованию средств физической культуры в зависимости от характера и выраженности структурных и функциональных нарушений в организме, вызванных патологическим процессом.

Физические тренировки лечебно-профилактического характера могут дать стойкий положительный эффект лишь при соблюдении следующих основополагающих принципов. Применяемые физические упражнения должны быть строго дозированы, доступны по нагрузке и ответствовать режиму двигательной активности при соблюдении основных методических принципов: доступности и индивидуализации, систематичности и постепенного повышения требований. При этом физическая нагрузка не должна быть чрезмерно легкой, так как в данном случае физические упражнения не будут оказывать своего лечебно-тренирующего воздействия. Чрезмерная нагрузка может вызвать утомление и

нанести значительный вред восстановительному процессу. Вот почему при назначении физических нагрузок лечебно-профилактического характера необходимо учитывать клиническую картину нарушений, пол, возраст, давность и сопутствующие заболевания, физическую подготовленность и общее состояние занимающихся.

Библиографический список

1. Бальсевич, В. К. Физическая культура для всех и каждого / В. К. Бальсевич. — М. : Физкультура и спорт, 1988. — 207 с.

2. Щедрина, А. Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты / А. Г. Щедрина. — Новосибирск : Наука, Сибирское отделение, 1989. — 136 с.

3. Виленский, В. Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе / М. Я. Виленский. — М. : Физкультура и спорт, 1982. — 156 с.

4. Кондратьева, М. Н. Сравнительная характеристика физического состояния студентов младших курсов, обучающихся в медицинском вузе : автореф. дис. ... канд. биол. наук / М. Н. Кондратьева. — Петрозаводск, 2011. — 20 с.

5. Иванов, А. А. Технология самооздоровления студента-спортсмена в связи с состоянием предболезни : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / А. А. Иванов. — М., 2012. — 40 с.

6. Лутонин, А. Ю. Физиологические и психофизиологические критерии распределения студентов на медицинские группы для занятий физической культурой : автореф. дис. ... канд. мед. наук / А. Ю. Лутонин. — Рязань, 2009. — 25 с.

7. Болдов, А. С. Формирование интереса к физкультур-но-спортивной деятельности у студентов специальных медицинских групп : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. С. Болдов. — Москва, 2006. - 24 с.

8. Гилев, Г. А. Физическая культура в в вузе — средство социальной защиты студенчества / Г. А. Гилев // Актуальные проблемы сохранения и укрепления здоровья молодежи Сибирского региона : материалы Междунар. науч-практ. конф. 18 — 23 июня 2006. — Иркутск, 2006. — С. 31 — 33.

9. Гаврилова, Л. В. О разработке концепции охраны репродуктивного здоровья населения России / Л. В. Гаврилова Н. Г. Баклаенко, Д. И. Зелинская // Здравоохранение Российской Федерации. — 1999. — № 11. — С. 5 — 20.

10. Шевелева, И. Н. Физкультурно-образовательная технология профилактики нарушения репродуктивного здоровья студенток : автореф. дис. . канд. пед. наук / И. Н. Шевелева. — Тюмень, 2008. — 25 с.

11. Колтошова, Т. В. Вторичная профилактика нарушений функции позвоночника у студентов средствами физической культуры : автореф. дис. . канд. пед. наук / Т. В. Колтошова. — Омск, 2006. — 24 с.

12. Матвеева, Т. В. Комплексная методика физического воспитания студентов специальной медицинской группы со сколиозом : дис. . канд. пед. наук / Т. В. Матвеева. — Тула, 2011. — 160 с.

13. Яковлев, В. М. Восстановительное лечение при дис-плазии соединительной ткани / В. М. Яковлев, Г. С. Дубилей. — Омск, 1996. — 120 с.

14. Мельникова, О. А. Методика дифференцированного обучения плаванию студентов специальной медицинской группы с учетом фенотипа : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. А. Мельникова. — Тюмень, 2007. — 25 с.

15. Прошляков, В. Д. Физические, функциональные и психологические особенности состояния студентов специальной медицинской группы/Физическая культура в профилактике, лечении и реабилитации / В. Д. Прошляков. — 2004. — № 4 (8). — С. 32 — 35.

16. Сафонова, Ж. Б. Физическая культура студентов специальной медицинской группы / Ж. Б. Сафонова, О. А. Мельникова, Т. В. Колтошова, И. Н. Шевелева. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2012. — 135 с.

17. Жмыхова, А. Ю. Коррекционная направленность физической подготовки студентов специальной медицинской группы на основе их морфофункциональных особенностей : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / А. Ю. Жмыхова. - М., 2010. - 219 с.

САФОНОВА Жанна Борисовна, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры физического воспитания и спорта. ШЕВЕЛЕВА Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры физического воспитания и спорта.

КУГАЕВСКИХ Валентина Григорьевна, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта.

ПОЛОЗКОВА Ирина Владимировна, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта. ПЕТРОВА Галина Андреевна, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 03.04.2014 г. © Ж. Б. Сафонова, И. Н. Шевелева, В. Г. Кугаевских, И. В. Полозкова, Г. А. Петрова

УДК 796011 И. В. АВЕРЬЯНОВ

А. И. КУЗНЕЦОВ

о г

Т

и

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,

г. Омск

Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва «Иртыш»,

г. Омск

ПСИХОМОТОРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КАК КРИТЕРИИ ИГРОВОГО АМПЛУА ФУТБОЛИСТОВ 13-14 ЛЕТ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье представлены результаты исследования психомоторных показателей, значимых для повышения уровня технической подготовленности футболистов. Публикация основана на материалах, полученных в ходе исследований, направленных на разработку критериев контроля координационной подготовленности, уточнения и коррекции игрового амплуа. В ходе исследования получены новые сведения об особенностях показателей точности футболистов 13—14 лет, которые могут быть использованы в практике работы тренеров по футболу с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности.

Ключевые слова: футбол, психомоторные способности, параметры точности технических действий, этап специализации, целевая точность, стабилография.

Решение вопросов разработки и научного обоснования методик, позволяющих быстро и качественно повысить уровень эффективности спортивной тренировки на всех этапах многолетней подготовки футболистов, неразрывно связано с внедрением в учебно-тренировочный процесс современных диагностических средств. Применяя компьютерные средства диагностики, специалисты получают данные на основании которых можно определить спектр и сочетание факторов, способных оказать влияние на рост спортивного результата. Для футбола одним из наиболее значимых факторов, определяющих эффективность соревновательной деятельности, является точность (целевая точность, точность передвижений, точность исполнения технических приемов, точность реализации технико-тактических действий и т.д.).

В процесс обеспечения точности в соревновательной деятельности футболистов вовлечены все сенсорные системы, что определяет точность как сложно-координационное качество, состоящее из множества психомоторных компонентов, каждый из которых

требует оценки и изучения. Учитывая сказанное выше, мы можем предположить, что одних педагогических тестов для оценки точности недостаточно так как с их помощью специалисты могут оценить точность в целом, упуская возможность диагностики мелких элементов, составляющих ее структуру. Таким образом, чтобы обеспечить оценку максимального количества показателей, определяющих уровень развития точности, необходимо применение компьютерных методик, позволяющих измерять и интерпретировать полученные данные. Примером подобной методики может являться стабилографи-ческий контроль.

Вместе с тем существует мнение [1], что в современной спортивной науке научно-методические вопросы использования компьютерной стабилогра-фии для совершенствования спортивной техники сложнокоординационных движений изучены недостаточно полно. В этой связи изучение проблемы совершенствования точности в футболе по средствам применения компьютерной стабилографии приобретает особую актуальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.