Научная статья на тему 'Школа оздоровления позвоночника как форма кинезиологического консультирования студентов'

Школа оздоровления позвоночника как форма кинезиологического консультирования студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
185
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПОЗВОНОЧНИКА / КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / STUDENTS / FUNCTIONAL DISORDERS OF THE SPINE / KINESIOLOGY COUNSELING / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Колтошова Татьяна Владимировна, Лисютина Наталья Андреевна, Петрова Галина Андреевна

В статье представлено состояние здоровья позвоночника студентов, факторы риска его нарушений и меры профилактики на основе кинезиологического подхода. Предложенная программа школы оздоровления позвоночника с использованием унифицированного плавания, резистивной и разгрузочной гимнастики позволяет расширить кинезиологический потенциал индивидуально каждого занимающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Колтошова Татьяна Владимировна, Лисютина Наталья Андреевна, Петрова Галина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School of rehabilitation of spine as a form of kinesiological counseling of students

The article presents the health condition of spine in students, the risk factors of its disorders and prevention measures, based on kinesiological approaches. There is developed the school program of rehabilitation of spine with standardized navigation, and resistive unloading gymnastics allows you to extend adhesive potential of each individual student.

Текст научной работы на тему «Школа оздоровления позвоночника как форма кинезиологического консультирования студентов»

подключается «образное» правое полушарие. В то же время опоры (рисунки, схемы, модели), компактно иллюстрирующие содержание, способствуют системности знаний и оперативному их применению.

Библиографический список

1. Миллер, Дж. Магическое число семь плюс или минус два / Дж. Миллер // Инженерная психология. — М. : Прогресс, 1964. - С. 192-225.

2. Бондарко, А. В. Текст. Структура и семантика. В 2 т. Т. 1 / А. В. Бондарко. - М., 2001. - 540 с.

3. Бочарова, С. П. Психология и память / С. П. Бочарова. -М. : Гуманитарный центр, 2007. - 384 с.

4. Михнина, Н. В. Способы структурирования учебного материала как условие развития внимания / Н. В. Михнина // Современные наукоемкие технологии. - 2007. - № 7. -С. 71-73.

5. Шаталов, В. Ф. Психологические контакты / В. Ф. Шаталов. - М. : Б. и., 1992. - 74 с.

6. Цупикова, Е. В. Формирование коммуникативной компетенции студента средствами семасиологии как учебной дисциплины (организационные стратегии обучения) / Е. В. Цупи-кова. - Омск : Изд-во СибАДИ, 2010. - 303 с.

7. Боброва, Т. В. Управление проектами и программами в транспортном строительстве / Т. В. Боброва, М. С. Перфильев. - Омск : Изд-во СибАДИ, 2015. - 84 с.

ЧИСТЯКОВ Юрий Петрович, магистрант гр. См-15Д1 факультета автомобильных дорог и мостов. Адрес для переписки: [email protected] ЦУПИКОВА Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры иностранных языков.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 07.12.2015 г. © Ю. П. Чистяков, Е. В. Цупикова

УДК 378:796:615.825.1

Т. В. КОЛТОШОВА Н. А. ЛИСЮТИНА Г. А. ПЕТРОВА

Омский государственный технический университет

ШКОЛА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ПОЗВОНОЧНИКА КАК ФОРМА КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ

В статье представлено состояние зд оровья позвоночника студентов, фа кторы риска его н арушений и меры профилактики н а основе кинезиологического подхода. Предложенная программа школы оздоровления позвоночника с использованием унифицированного плавания, резистивной и разг рузочной гимнастики позволяет р асширить кинезиологический потенциал индивидуально кажд ог о занимающегося. Ключевые слова: студенты, зд оровье, функциональные н а рушения позвоночника, кинезиологическое консультирование.

Основными показателями здоровья населения являются продолжительность жизни, смертность, как материнская, так и младенческая, заболеваемость, поэтому потенциал человеческих ресурсов любого государства оценивается по данным показателям. При этом Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) из общеизвестных основных факторов риска, неблагоприятно влияющих на здоровье человека (хронических неинфекционных заболеваний, табакокурения, алкоголя, неправильного питания), особую роль отводят низкой физической активности. Вот почему, по мнению Р. А. Потёмкиной (2006), развитие политики социально-средовой поддержки в повышении физической активности различных слоев населения и статуса требует комплексных популяционных подходов, включающих как индивидуальные, так и социально ориентированные стратегии [1].

Следует отметить, что основными участниками в образовании населения по вопросам физической

активности являются представители СМИ, специалисты центров общественного здоровья, участковые и семейные врачи. При этом обращает на себя внимание тот факт, что все предложения по вовлечению здоровых и больных в занятия физической культурой направлены к медицинскому персоналу как высшего, так и среднего звена [2].

Возможно, это связано с тем, что лица, нуждающиеся в медицинской реабилитации, проходят ее сначала в стационаре, а уже затем в условиях поликлиники и на санаторно-курортном этапе. Осуществляют медицинскую реабилитацию врачи и методисты лечебной физической культуры. Но это в основном определенный курс, ограниченный сроком не более 20 дней. И дальше необходимо проведение реабилитационных практик в реально приближенных условиях по месту учебы, работы либо в семье.

Только в последние годы появились рекомендации ВОЗ к привлечению педагогов к разработке программ, направленных на повышение «физкультурной

грамотности», новых учебных планов развития у молодежи и людей второй половины жизни привычек и навыков регулярной физической активности в течение всей жизни, а также пропаганде и созданию условий для занятий физической культурой и спортом по месту учебы и работы [2].

Это подтверждает значимость роли преподавателей физической культуры в повышении двигательной активности на предыдущих ступенях становления молодого поколения.

По данным Государственного доклада о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2004 г., болезни костно-мышечной системы стали одной из наиболее распространенных групп после сердечно-сосудистых.

Так, по материалам 4-го Европейского конгресса по изучению условий труда, каждый четвертый работник жалуется на боли в спине; предъявляют жалобы на боли в мышцах плеча, шеи, верхних и нижних конечностей. Доля работников, предъявляющих такие жалобы, значительно возросла: с 28 % в 1995-1996 гг. до 33 % в 2000-2001 гг. [3].

По данным наших исследований, количество лиц с факторами риска нарушений опорно-двигательного аппарата среди студентов увеличивается до 43 % (2001 -2013 гг.), то есть в геометрической прогрессии [4].

Связь костно-мышечных нарушений верхних конечностей с работой признавалась уже сотни лет назад. Названные отклонения обусловлены как особенностями формирования и развития опорно-двигательного аппарата, начиная с рождения, так и влиянием на эти процессы физического воспитания и двигательной активности, что сказывается неблагоприятным образом на снижении функциональных возможностей организма, повышенной утомляемости, деформации фигуры, возникновении психологических и социальных проблем [4].

Особую тревогу вызывает тенденция к омоложению нарушений функции позвоночника [5]. По данным клинико-диагностического обследования, среди выпускников 9-11 классов, будущих студентов, только 8 % признаны здоровыми; число детей с различными функциональными нарушениями и заболеваниями позвоночника увеличивается до 67% [6-8].

Исследования состояния здоровья студентов, в том числе спортсменов, свидетельствуют, что второе место занимают различные нарушения опорно-двигательного аппарата. В то же время выявлена определенная зависимость между профессией и избирательным поражением позвоночника [9]. Как известно, учебная деятельность связана с психоэмоциональным напряжением и длительным пребыванием студента в определенной «рабочей позе» сидя за столом, что требует постоянного мышечного напряжения плечевого пояса и позвоночника. При наличии уже имеющихся нарушений функции опорно-двигательного аппарата данный фактор может стать причиной прогрессирования обострения либо развития профессионального остеохондроза позвоночника [10].

В связи с этим выраженная стадийность различных нарушений функции позвоночника определяет прерогативу ранних профилактических мероприятий, среди которых одним из приоритетных направлений является разработка педагогических программ, направленных на повышение физической активности лиц любого возраста [11].

При этом следует, что мероприятия могут носить не только медицинский аспект, но и педагогический,

на что указывают в последние десять лет рекомендации экспертов ВОЗ. При этом в зависимости от того, на каком этапе осуществляются действия, направленные на предупреждение событий, выделяют три типа (или уровня) профилактики [12].

Первичная профилактика предполагает вмешательства, направленные на предупреждение возникновения патологии обычно за счет устранения ее причин.

Вторичная профилактика — это вмешательства с целью замедлить или остановить развитие заболевания.

Третичная профилактика — это мероприятия, направленные на предотвращение ухудшения течения или осложнений заболевания, после того как болезнь проявилась.

В литературе по этому вопросу выделяются три основных способа осуществления профилактики: первый — лечебно-профилактическое воздействие медиков на пациента, второй — изменение индивидуального поведения самого человека и третий — проведение мероприятий по улучшению условий жизни и труда населения. В основе профилактики лежит концепция личной ответственности каждого человека за свое здоровье, а главная причина болезней заключается в его собственном поведении, а не в общественной системе.

Одной из перспективных интегрированных технологий профилактической и реабилитационной помощи считается обучение пациентов. В последнее время получили развитие такие формы обучения, как различные школы, основой которых является совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия, направленного на повышение уровня знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни [13].

В нашем случае это могут быть занятия в школе оздоровления позвоночника как у занимающихся различными видами спорта (основное отделение); общеподготовительное (группы ОФП), так и у студентов специального медицинского отделения, то есть использование кинезиологического подхода в физкультурно-оздоровительном образовании студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата. Кроме того, личностный обмен между педагогом и субъектами образовательного процесса позитивно преобразуется в деятельностный процесс.

При этом важен индивидуальный подход к методологии программ с ориентацией на активизацию физической активности соответственно интересам и функциональным возможностям занимающихся [14-15].

В настоящее время общепризнанным является санитарное просвещение и консультирование с применением новых методик. Важнейший среди них — поведенческий подход, направленный на снижение риска дальнейшего развития какой-либо патологии. В конечном счете это не только передача информации, но и практическое обучение навыкам, необходимым для принятия здорового образа жизни, активное участие человека в восстановлении либо поддержании собственного здоровья.

Полностью соглашаясь с мнением авторов, считаем, что данный вид консультирования может быть перенесен на обучение лиц студенческого возраста, имеющих такие же проблемы. При этом интенсивный режим жизнедеятельности (учебной, внеучеб-ной, спортивной деятельности) у современного сту-

денчества чаще всего негативно отражается на состоянии здоровья в целом и позвоночника в частности, что требует поиска и разработки новых технологий повышения двигательной активности этого контингента, выявления кинезиологического потенциала студентов.

Все вышеизложенное свидетельствует о новом подходе к консультированию студентов, разработке стратегии профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата в физкультурно-оздоровительном образовании на основе кинезиоло-гического подхода. В данном случае, на наш взгляд, уместен такой термин, как кинезиологическое консультирование.

В то же время профессиональная нагрузка (вынужденное пребывание за рабочим столом) в современном обществе у большинства популяции способствует развитию факторов риска различных функциональных нарушений и заболеваний позвоночника. Для студентов такие факторы являются наиболее значимыми, так как их «трудовая» деятельность сопряжена с огромной психоэмоциональной нагрузкой и хроническим «недостатком» времени в силу возрастной особенности образа жизни.

В связи с вышеизложенным мы сделали попытку экспериментального осуществления разработки программы теоретико-практического содержания с использованием средств физической культуры (в воде и на суше) в учебном процессе для студентов через профилактическую школу оздоровления позвоночника.

Основной целью явилось повышение знаний студентов о строении и функции позвоночника; факторах риска, усугубляющих состояние и вызывающих обострение процесса; повышении ответственности за сохранение здоровья; мотивации к оздоровлению и соблюдению режима жизнедеятельности; формировании не только организованно-самостоятельных занятий в режиме дня, но и навыков самотестирования, самоконтроля и оказания самопомощи в случае обострения. Необходимость разработки и организации профилактической школы оздоровления позвоночника обосновывалась значительным увеличением случаев нарушений функции позвоночника среди студентов в последние годы, о чем свидетельствуют результаты проведенного нами анализа научно-методической литературы.

Таким образом, на основании полученных данных нами была обоснована и экспериментально разработана профилактическая программа школы оздоровления позвоночника теоретико-практического содержания с использованием как организованных занятий физической культурой, так и самостоятельных, то есть специальных комплексов физических упражнений резистивной и разгрузочной гимнастики, выполняемых в зависимости от режима жизнедеятельности практически в любое время суток.

Предлагаемая программа профилактической школы оздоровления позвоночника базируется на основе образовательного стандарта предмета «Физическая культура» в вузе и состоит из 11 учебных единиц (занятий). Занятия по этой программе проводились в рамках учебного процесса, не нарушая его целостности. Из них четыре учебных единицы отводились на ознакомление с теоретическим материалом по проблеме нарушений функции позвоночника, тестированию статической выносливости мышц спины, брюшного пресса, подвижности позвоночника, а также психофизического состояния и вы-

явления боли по ранговому индексу. Практические занятия были направлены на разучивание и освоение предлагаемых средств физической культуры и соответствовали следующим задачам: развитию и совершенствованию функциональных возможностей организма занимающихся; целенаправленному воздействию на позвоночник, укреплению мышечного корсета, освоению методики резистивной и разгрузочной гимнастики; увеличению и поддержанию на определенном уровне необходимых физических качеств (аэробной выносливости, силы, гибкости), достижению оптимального уровня функционирования организма, обеспечивающего высокую физическую работоспособность и снижение психологической напряженности.

В программе были использованы следующие формы и средства физической культуры: унифицированное плавание, резистивная гимнастика, разгрузочная гимнастика.

Для самостоятельного выполнения физических упражнений в программе профилактической школы оздоровления позвоночника была разработана ре-зистивная гимнастика и включена в программу разгрузочная гимнастика.

Обоснованием резистивной гимнастики явились научные труды И. М. Сеченова (1952); А. Н. Крес-товнокова (1954); М. П. Могендовича (1957), П. К. Анохина (1975) по комплексному влиянию различных видов рецепции на кинестетическое восприятие движений. Основной сутью ее является индивидуальная тренировка, сочетающая строго дозированное сокращение мышц в местах расположения биологически активных точек с одновременным давлением на опору, условно оказывающую пассивное сопротивление, которое дозируется ощущением по мысленному произнесению счета, и затем — дальнейшее расслабление мышц.

В связи с этим для снятия утомления и наиболее быстрой и эффективной перестройки приспособительных механизмов в условиях нарушения функции позвоночника необходимо выполнять упражнения в расслабленном состоянии. Целью их является максимальное снижение тонического напряжения мускулатуры, в связи с чем значительно быстрее проходят восстановительные процессы после напряжения. Способствует этому разгрузочная гимнастика. За основу был взят комплекс разгрузочной гимнастики.

В данной статье не рассматривалось улучшение показателей физической подготовленности, а также положительная субъективная оценка состояния занимающихся по тесту САН и снижение болевых ощущений в спине по ранговому индексу ВАШ, однако выявлен конкретный видимый результат за достаточно небольшой отрезок времени (20 занятий по программе школы оздоровления позвоночника).

Выводы.

1. Разработанная программа школы оздоровления позвоночника студентов на основе кинезиологиче-ского подхода с использованием принципов кинезио-логического консультирования позволила более осознанно студентам отнестись к здоровью и мотивации его сохранения.

2. Включение малых форм физической культуры в виде модернизированной нами резистивной и разгрузочной гимнастики не регламентирует «рабочего дня студентов», а плавание в ластах достоверно увеличивает выносливость мышц спины и брюшного пресса, разгружая позвоночник, и расширяет кине-зиологический потенциал у каждого занимающегося.

Библиографический список

1. Потёмкина, Р. А. Изучение вопросов физической активности в России / Р. А. Потёмкина, И. С. Глазунов, И. С. Пет-рухин // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. — 1998. - № 6. - С. 26-29.

2. Новые направления в изучении факторов риска развития сердечно-сосудистых болезней : докл. науч. группы ВОЗ. — Женева : Всемирная организация здравоохранения, 1994. — 72 с.

3. Денисов, Э. И. Международные и национальные кодексы этики для специалистов по медицине труда / Э. И. Денисов, А. А. Потапенко, П. В. Чесалин // Бюллетень научного совета «Медико-экологические проблемы работающих». — 2004. — № 4. - С. 46-51.

4. Колтошова, Т. В. Спортивно-оздоровительная культура субъектов образовательного пространства вуза : моногр. / Т. В. Колтошова. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2012. - 128 с.

5. Фроленков, А. П. Физическое воспитание студентов специального учебного отделения / А. П. Фроленков, А. В. Ни-кандров. - Л. : ЛГИК, 1991. - 213 с.

6. Long B. et al. Project PACE. Physician Manual. Physician-based Assessment and Counseling for Exercise. Center for Disease Control Health Branch. Atlanta (Georgia) 1992. - 74 р.

7. Ахмерова, С. Г. Здоровый образ жизни и формирование в процессе обучения / С. Г. Ахмерова // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 2001. - № 2. - С. 37-40.

8. Функциональная коррекция сколиотической болезни и ее последствий у девочек 8-16 лет с использованием средств лечебной физической культуры / А. В. Чоговадзе [и др.] // Лечебная физическая культура и массаж. - 2003. - № 1. -С. 36-40.

9. Ячменёв, Н. П. Комплекс оздоровительных воздействий по профилактике сколиозов и остеохондрозов, для умственного труда / Н. П. Ячменёв // Инновационные процессы в высшей школе : материалы IX Всерос. науч.-практ. конф. -Краснодар : Изд-во ГТУ, 2003. - С. 189-190.

10. Епифанов, В. А. Остеохондроз позвоночника / В. А. Епифанов, И. С. Ролик, А. В. Епифанов. - М. : Академический печатный дом, 2000. - 344 с.

11. Челноков, В. А. Остеохондроз позвоночника: перспективы применения физических упражнений / В. А Челноков // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 1. -С. 11-16.

12. Профилактика в детском и юношеском возрасте сердечно-сосудистых заболеваний, проявляющихся в зрелые годы: время действовать : докл. Комитета экспертов ВОЗ : [пер. сангл.]. - М. : Медицина, 1992. - 111 с.

13. Шапиро, И. И. Вторичная профилактика сердечнососудистых заболеваний на уровне амбулаторно-поликлини-ческих учреждений в условиях реформы здравоохранения : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / И. И. Шапиро. - М., 2002. -24 с.

14. Бальсевич, В. К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В. К. Бальсевич. - М. : Советский спорт, 2009. -

220 с.

15. Сафонова, Ж. Б. Физическая культура студентов специальной медицинской группы / Ж. Б Сафонова, О. А. Мельникова, Т. В. Колтошова, И. Н. Шевелева. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2012. - 135 с.

КОЛТОШОВА Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры физического воспитания и спорта. ЛИСЮТИНА Наталья Андреевна, преподаватель кафедры физического воспитания и спорта. ПЕТРОВА Галина Андреевна, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 30.05.2016 г. © Т. В. Колтошова, Н. А. Лисютина, Г. А. Петрова

Книжная полка

Бабушкин, Г. Д. Психолого-педагогические методики в структуре подготовки спортсменов: учеб. пособие / Г. Д. Бабушкин, Б. П. Яковлев. - Омск : Изд-во СибГУФК, 2015. - 228 с.

В учебном пособии представлены методические материалы для организации психологического сопровождения тренировочного процесса в системе многолетней подготовки спортсменов. Предлагается ряд методик для выявления личностных особенностей спортсмена: помехоустойчивости, рефлексивности, потребностей, мышления, интуиции, переносимости спортсменом психических нагрузок, предсоревновательной психологической подготовленности спортсмена, эмоционального выгорания спортсмена, эмоционального интеллекта и др. Предлагается комплекс методик для формирования: позитивного мышления, помехоустойчивости, рефлексивного мышления, мотивации юных спортсменов на основе удовлетворения актуальных потребностей, позитивной Я-концепции спортсмена. Учебное пособие рекомендуется для студентов и магистрантов, обучающихся по направлению «Физическая культура».

Психология физической культуры : учеб. для физкультурных вузов / Под ред. Б. П. Яковлева, Г. Д. Бабушкина. - М. : Спорт, 2016. - 624 с. - Гриф УМО в области физической культуры и спорта.

В учебнике для студентов, обучающихся по направлению 49.03.01 Физическая культура, рассмотрены вопросы общей психологии, психологии физического воспитания, спортивной психологии. Представлены предмет, методы исследования каждой дисциплины. Раскрываются вопросы становления психологии; психики и сознания; психологии личности и деятельности; психологии общения; психологии обучения физическим упражнениям; воспитания в процессе занятий физической культурой; подготовки обучающихся к соревновательной деятельности; спортивной мотивации; психологии обучения и воспитания спортсменов; психологического обеспечения подготовки спортсменов в системе многолетней спортивной тренировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.