УДК 796.011.3:378
И. В. ПОЛОЗКОВА
Омский государственный технический университет
АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТОВ, ОСВОБОЖДЁННЫХ ОТ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ_
В статье рассматривается распределение студентов специальной медицинской группы для занятий физической культурой на «А» и «Б» — освобождённых от практических занятий, отношение их к данной дисциплине. Проведенный анализ состояния адаптационного потенциала подтверждает необходимость поиска технологии использования индивидуально ориентированных средств физической культуры с целью повышения их морфофункционального состояния и улучшения здоровья.
Ключевые слова: здоровье, студенты, освобождённые от практических занятий физической культурой, адаптационный потенциал.
Проблема ухудшения здоровья современной молодежи занимает особое место в научных исследованиях специалистов в области медицины, педагогов и биологов. Это связано с тем, что студенческий возраст — последний этап организованной системы подготовки конкурентоспособных граждан, а также и задел на воспроизводство будущего здорового поколения [1, 2].
По определению ВОЗ [3], здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. В то же время комитет экспертов ВОЗ придаёт большое значение физической активности современного человека. Это в равной мере важно как для всех стран, так и для отдельных популяций. Физическое здоровье определяется комплексом взаимосвязанных факторов: степенью развития основных двигательных качеств; уровнем физического развития; функциональным состоянием органов и систем организма.
О кризисном состоянии здоровья молодого поколения свидетельствуют следующие данные: за последние 10 лет число здоровых выпускников школ уменьшилось с 28 % до 6 %, число подростков, имеющих хронические заболевания, увеличилось с 40 до 75 %. По данным исследований, проведенных в Омском государственном техническом университете, число студентов специальной медицинской группы составляет в разные годы от 27 до 54 % [4].
Во время медицинского обследования студентов соответственно показаниям и уровню состояния здоровья проводится разделение их для занятий физической культурой на две группы — «А» и «В». В группу «А» входят студенты, отнесённые для занятий физической культурой в рамках академического расписания того или иного учебного заведения. В группу «Б» направляют освобождённых от практических занятий физической культурой на один и более учебный год. Следует отметить, что в последнее время значительно увеличилось их число. Зачёты таким студентам ставят за защищённые рефераты по использованию средств физической культуры соответственно заболеванию [5, 6].
Однако, по мнению Г. А. Гилёва [7], на кафедры физического воспитания «обрушивается вал» врачебных справок о полном освобождении студентов от практических занятий, порой без достаточных оснований, то есть дополнительного медицинского обследования. Сложившееся положение наносит серьёзный ущерб оздоровлению молодёжи, так как каждый пятый из них находится в состоянии гиподинамии, благодаря такой справке, что ведёт к проявлению дисгармонии физического развития и снижению адаптационного потенциала организма [8].
Причину роста заболеваемости среди молодёжи учёные объясняют ухудшающейся экологией, снижением уровня благосостояния населения России, дефицитом двигательной активности на фоне высоких требований к учебной деятельности, что отрицательно сказывается на здоровье, функциональном состоянии организма, физическом развитии и подготовленности.
Результаты исследований, проведенных в вузах по тестированию физических качеств, свидетельствуют об отрицательной динамике результатов. Стало ясно, что 30 — 50 % студентов не могут выполнить учебную программу по дисциплине «Физическая культура» в полном объеме. Что же тогда говорить о студентах с отклонением в состоянии здоровья и, особенно, об освобождённых от практических занятий?! Низкий уровень физического и психического здоровья первокурсников вузов является основным препятствием их успешной адаптации к образовательному процессу в высшей школе.
Сложившееся положение со здоровьем, физическим развитием и физической подготовленностью студентов вызывает большую озабоченность и требует поиска эффективных средств и методов их физического воспитания, что и является предметом нашего дальнейшего исследования.
Целью данной статьи, фрагмента проведенного нами исследования явилось выявление адаптационного потенциала студентов специальной медицинской группы «Б», то есть освобождённых от практических занятий физической культурой, как прогностического критерия к оценке состояния
системы кровообращения у данной категории занимающихся.
Методы исследования и организация. Были использованы: анкетирование и интервьюирование по разработанным нами анкетам; определение мор-фофункционального состояния организма; психофизических показателей и определения адаптационного потенциала [9].
В свою очередь, адаптационный потенциал включает в себя понятие гомеостаза — постоянства сохранения показателей внутренней среды, который следует рассматривать как результат деятельности многочисленных функциональных систем или целевую функцию многоуровнего управления в организме.
Многолетний анализ результатов медицинских осмотров в ОмГТУ свидетельствует о том, что значительная часть студентов-первокурсников имеет отклонения в состоянии здоровья. Из них в 2013 — 2014 году 57 студентов 1—2 курсов были отнесены к группе «Б», то есть освобождены от практических занятий физической культурой.
Результаты и обсуждение. Сложившаяся система образования в вузах зачастую не в полной мере позволяет сформировать у студентов стремление к здоровому образу жизни, так как знания о влиянии физической активности в жизнедеятельности не стали их убеждениями. Так, проведённый опрос о значимости физической культуры в жизни студентов группы «Б» по разработанной нами анкете позволил выявить противоречивые данные. С одной стороны, 69 % считают физическую культуру единственным способом быть в форме, 23 % — оценивают её как путь к самореализации. С другой стороны, при выборе способа получения зачёта 84 % опрошенных предпочитают подготовку рефератов практическим занятиям, при этом более 50 % опрошенных считают, что состояние их здоровья зависит от уровня физического развития и физической подготовленности, и только 30 % студентов не согласны с этим мнением. Ещё большее количество опрошенных, 61,5 %, отмечают высокий уровень взаимосвязи своего здоровья с психоэмоциональным состоянием.
При этом 54 % опрошенных готовы получить квалифицированную консультацию по организации и построению самостоятельных занятий по физической культуре, но тем не менее 53 % студентов осознают, что им не хватает силы воли для выполнения хотя бы утренней зарядки.
Несмотря на то что практически все опрошенные студенты получают зачёт по физической культуре в форме написания и защиты рефератов, многие из них, 74 %, проявили потребность к практическим занятиям физическими упражнениями.
Большинство студентов вуза не занимается формированием своего здоровья. Все это является результатом низкой активности личности, поведенческой пассивности и валеологической безграмотности, особенно тех студентов, которые по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе [10]. Проблема в том, что система высшего образования слабо содействует созданию условий для стремления к здоровому образу жизни, и тем самым не решает вопрос повышения уровня здоровья и физической подготовленности студентов, необходимых для осуществления будущей трудовой деятельности.
При организации нашего небольшого исследования мы исходили из того, что в основе формирования физической культуры студентов должен быть выявлен и представлен самим студентом анализ показателей физической и функциональной подготовленности, куда входит и адаптационный потенциал, определяющий в некоторой степени уровень соматического здоровья. Логически вытекает и поиск путей повышения эффективности образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура».
В свою очередь, адаптационный потенциал включает в себя понятие гомеостаза — постоянства сохранения показателей внутренней среды, который следует рассматривать как результат деятельности многочисленных функциональных систем или целевую функцию многоуровнего управления в организме [11].
Для студентов с отклонением в состоянии здоровья и особенно освобождённых от практических занятий физической культурой, данный тезис
№
Таблица 1
Адаптационный потенциал как показатель здоровья
Курс Пол Шкала адаптации
м ж Норма Удовлетворит. Напряжен. Неудовлетворение Срыв адаптации
абс. % абс. % абс. % абс. % абс. %
1 19 2 0,5 - - 16 4,2 1 5,3 - -
16 - - 2 2,5 14 7,5 - - - -
2 12 2 17 2 17 8 66 - - - -
10 - - 2 20 8 80 - - - -
Всего 1 6 4 6 46 1
57
очень важен, так как любой процесс обучения способствует образованию противоречий между:
— конкретным содержанием подготовки будущего специалиста и непрерывным усложнением условий осуществления профессиональной деятельности, требующих высокого уровня здоровья;
— увеличением количества студентов с отклонениями в состоянии физического здоровья и недостаточным вниманием специалистов к данной категории обучающихся;
— целью, поставленной учебной программой и индивидуальным особенностям студента.
Одним из популярных взглядов на здоровье является способность организма приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды, так как адаптационные возможности организма могут рассматриваться как мера здоровья. А состояние здоровья находится в прямой зависимости от адаптационных резервов организма.
Как уже отмечено, число студентов с отклонением в состоянии здоровья неуклонно увеличивается из года в год, а значит, и уровень их физического состояния снижается, что может быть подтверждено выявлением адаптационного потенциала (напряженностью и даже срывом).
Всего в обследовании приняли участие 57 студентов специальной медицинской группы, освобождённых от практических занятий физической культурой первого и второго курса. Из них 19 юношей первого курса и 12 — второго; 16 девушек первого курса и 10 — второго (табл. 1).
Норма наблюдается у четырех юношей (27,5 %) первого и второго курса. Удовлетворительная адаптация у шести студентов (четырех юношей и двух девушек). Напряжение у 46 студентов (24 юноши и 22 девушки).
Заключение. Таким образом, проведенное исследование выявило напряжение адаптационного потенциала у большинства студентов, что свидетельствует о снижении общей работоспособности и необходимом использовании средств физической культуры в учебном процессе студентов, освобождённых от практических занятий, по индивидуальным программам.
Библиографический список
1. Иванов, А. А. Технология самооздоровления студентов-спортсменов в связи с состоянием предболезни : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / А. А. Иванов, М., 2012. - 40 с.
2. Левченко, А. В. Здоровый образ жизни как рефлексивная деятельность / А. В. Левченко // Проблема сущности человека и типа личности : материалы Регион. науч.-практ. конф. - Челябинск : ЧГПУ, 2005. - С. 100-103.
3. Всемирная организация здравоохранения. Основные документы // ВОЗ. - Женева, 1991. - С. 5.
4. Сафонова, Ж. Б. Физическая культура студентов специальной медицинской группы / Ж. Б. Сафонова, О. А. Мельникова, Т. В. Колтошова, И. Н. Шевелёва. - Омск : ОмГТУ, 2012. - 135 с.
5. Лутонин, А. Ю. Физиологические и психофизиологические критерии распределения студентов на медицинские группы для занятий физической культурой : автореф. дис. ... канд. мед. наук / А. Ю. Лутонин. - Рязань, 2009. - 24 с.
6. Казантинова, Г. М. Общая заболеваемость у студентов I курсов / Г. М. Казантинова // Актуальные проблемы и перспективы физического образования : Междунар. науч. конф. -Волгоград : Изд-во Волгоград. гос. с.-х. акад., 2004. - С. 72-75.
7. Гилёв, Г. А. Физическая культура в вузе - средства социальной защиты студенчества / Г. А. Гилёв // Актуальные проблемы сохранения и укрепления здоровья молодёжи Сибирского региона : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 18-23 июня 2006 г. - Иркутск, 2006. - С. 31-33.
8. Соловьёв, В. Н. Адаптация студентов к учебному процессу в высшей школе: дис. . д-ра пед. наук / В. Н. Иванов. -Ижевск, 2003. - 391 с.
9. Баевский, Р. М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р. М. Баевский, А. П. Береснёва. - М. : Медицина, 1997. -236 с.
10. Тимошина, И. Н. Педагогические условия повышения адаптационных возможностей организма студентов с отклонением в состоянии здоровья в процессе адаптивного физического воспитания / И. Н. Тимошина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2011. - № 2. -С. 66-68.
11. Зимкин, Н. В. Физиологическая характеристика особенностей адаптации двигательного аппарата к различным видам деятельности / Н. В. Зимкин // Физиологические проблемы адаптации : тез. IV Всесоюз. симп. - Тарту : ТГУ, 1984. -С. 73-76.
ПОЛОЗКОВА Ирина Владимировна, аспирантка, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта.
Адрес для переписки: polozkowairina @таП.га
Статья поступила в редакцию 13.02.2015 г. © И. В. Полозкова
Книжная полка
ББК 75.7/Б43
Белова, Т. Ю. Легкая атлетика. Техника и методика обучения : учеб. электрон. изд. локального распространения : учеб. пособие / Т. Ю. Белова, О. Г. Ковальчук, Ю. В. Семенова ; ОмГТУ. - Омск : ОмГТУ, 2014.-1 о=эл. опт. диск (CD-ROM). - ISBN 978-5-8149-0572-7.
Учебное пособие написано в соответствии с программой по легкой атлетике и требованиями, предъявляемыми к сдаче экзамена по физической культуре для студентов специализации «Легкая атлетика» технического университета. В нем совершен краткий исторический экскурс в развитие легкой атлетики. Подробно рассмотрены вопросы техники и методики обучения тех видов, которые включены в программу легкой атлетики. Пособие предназначено для студентов всех специальностей технических вузов, преподавателей средних и высших учебных заведений.