УДК 796+378
И.В. Полозкова, I.V. Polozkova e-mail: polozkowairina Н.А. Лисютина, N.A. Lisytina В.О. Васильченко, V.O. Vasilchenko
Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия Omsk State Technical University, Omsk, Russia
К ВОПРОСУ ЗНАЧИМОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, ОСВОБОЖДЁННЫХ ОТ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
THE IMPORTANCE OF PHYSICAL EDUCATION INLIFE OF STUDENTS EXEMPT FROM PRACTICAL LESSONS
В статье представлены вопросы отношения к дисциплине физическая культура студентов с различным отклонением в состоянии здоровья, освобождённых от практических занятий в рамках учебного процесса.
In the article the questions of the relation to the discipline physical education of students with various eviations in the state of health, freed from the practical lessons in the framework of training process.
Ключевые слова: студенты с отклонением в состоянии здоровья, освобождение от физкультуры, мотив, физическое развитие
Keywords: students with a deviation in health status, freed from physical training, motive, physical development
В последнее время вопросы охраны здоровья студенческой молодёжи в России привлекают внимание специалистов различных областей научных исследований: социальной гигиены и организации здравоохранения, теории и методик и оздоровительной и адаптивной физической культуры.
Одной из острейших проблем высшей школы является снижение показателей здоровья у студентов, которые явно отстают от мировых стандартов, ухудшаясь от первого до выпускного курсов.
В связи с расширением направлений профессиональной подготовки, в высшие учебные заведения, наряду со здоровыми студентами, увеличилось число лиц имеющие различные отклонения в состоянии здоровья и инвалидность. При проведении медицинского обследования для занятий физической культурой они, как правило, направляются в специальную медицинскую группу. При этом соответственно показаниям проводится разделение на две группы «А» и «В». В группу «А» входят студенты, отнесённые для занятий физической культурой в рамках академического расписания, того или иного учебного заведения. В группу «В» зачисляют студентов со значительным отклонением в состоянии здоровья и направляют на лечебную физкультуру в поликлиники пот месту жительства. В то же время в последнее время значительно увеличилось количество студентов, освобождённых от практических занятий физической культурой на один и более учебного года. Зачёты таким студентам ставят за защищённые рефераты по использованию средств физической культуры соответственно заболеванию (В.Ф. Прошляков, 2004) и др.
По мнению Г.А. Гилёва (2006) «вал» врачебных справок о полном освобождении студентов от занятий, порой без достаточных оснований, т.е. дополнительного медицинского обследования. Сложившееся положение наносит серьёзный ущерб оздоровлению молодёжи, т.к. каждый пятый из них находится в состоянии гиподинамии, благодаря такой справке, что ведёт к проявлению дисгармонии физического развития и снижению адаптационного потенциала организма. По данным различных авторов 30% студентов относятся к специальной медицинской группе, а в ряде высших учебных заведений этот процент значительно выше (50%).
Причину роста заболеваемости среди молодёжи учёные объясняют ухудшающейся экологией, снижением уровня благосостояния населения России, дефицитом двигательной активности на фоне высоких требований к учебной деятельности, что отрицательно сказывается на здоровье, функциональном состоянии организма, физическом развитии и подготовленности.
Сложившееся положение со здоровьем, физическим развитием и физической подготовленностью студентов вызывает большую озабоченность и требует поиска эффективных средств и методов их физического воспитания.
Проблема формирования положительного отношения к ценностям физической культуры представляется сложным, непрерывным и противоречивым процессом и зависит от различных факторов.
Мотивационно-ценностные ориентации личности на активное, положительное отношение к физической культуре во всех сферах жизнедеятельности отражает сформированную потребность в ней, систему знаний и убеждений, организующих, направляющих на познавательную и практическую деятельность.
С целью исследования мотивов и потребностей к использованию средств физической культуры у студентов освобождённых от практических занятий нами было проведено анкетирование 60 человек на базе Омского государственного технического университета.
Анализ полученных данных позволил выявить, более 50% опрошенных считают, что состояние их здоровья зависит от уровня физического развития и физической подготовленности, и только 30% студентов не согласны с этим мнением. Ещё большее количество опрошенных (61.5%) отмечают высокий уровень взаимосвязи своего здоровья с психо-эмоциональным состоянием.
На вопрос: « занимаетесь ли вы физическими упражнениями в свободное время?» утвердительно ответили 53.8% респондентов. Причём стоит отметить, что большая часть студентов (порядка 70%) придают важное значение этим занятиям. Как правило, это клубы фитнеса (девушки) и бодибилдинга (юноши). Кроме того 54% опрошенных готовы получить квалифицированную консультацию по организации и построению самостоятельных занятий по физической культуре. При этом больше половины респондентов (61%) отмечают, что получают удовольствие, занимаясь физической культурой. Но, тем не менее, 53% студентов осознают что им не хватает силы воли для выполнения утренней зарядки.
Несмотря на то, что практически все опрошенные студенты получают зачёт по физической культуре в форме написания и защиты рефератов, многие из них (74%) проявили потребность к практическим занятиям физическими упражнениями.
Большинство опрошенных (81%) демонстрируют полное отсутствие интереса к соревнованиям, которые проходят в вузе и просмотру телевизионных спортивных программ.
Стоит отметить некоторую противоречивость в ответах респондентов. С одной стороны 69% -считают физическую культуру единственным способом быть в форме, а 23% - оценивают физическую культуру как путь к самореализации; с другой стороны, при выборе способа получения зачёта, 84% опрошенных предпочитают подготовку рефератов практическим занятиям.
На наш взгляд, это связано с тем, что опрошенные студенты были долгие годы освобождены от физической культуры в школе. Это сформировало в их сознании определённую стереотипность отношения к учебным занятиям по физической культуре, что и по сей день не позволяет им полностью раскрыть свои потребности и возможности.
В связи с этим основной задачей наших дальнейших исследований является формирование мотивационно-ценностных ориентаций на положительное отношение к физической культуре студентов с отклонением в состоянии здоровья, освобождённых от практических занятий в рамках обучения в вузе.
При формировании потребностей, ценностных ориентаций и отношений необходимо так организовать реальный процесс физического воспитания студентов, чтобы эти компоненты превращались в проверенные личным опытом реальные мотивы поведения, и явились одним из приоритетов в построении жизненных планов личности.
Библиографический список:
1. Бальсевич, В. К. Физическая культура: молодёжь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 4. - С. 10-12.
2. Афанасенко, Е. Э. Ориентация на физическое совершенствование и здоровый образ жизни как фактор воспитания студентов / Е. Э. Афанасенко // Организация и совершенствование форм физического воспитания В РГСУ : материалы Годичных научных чтений, 22-24 января. - М. : РГСУ, 2006. - С. 12-21.
3. Казантинова, Г. М. Общая заболеваемость у студентов I курсов / Г. М. Казантинова // Актуальные проблемы и перспективы физического образования в вузах : материалы Международной научной конференции / Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия. - Волгоград, 2004. - С. 72-75.