УДК 378.14 ББКЧ51
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ
НА ОСНОВЕ УЧЁТА СПОРТИВНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТУДЕНТОВ
А. А. Сапожников, М. А. Петрова
Российский государственный социальный университет, Москва, Россия
Предлагается анализ организационно-педагогических форм совершенствования физического воспитания на основе изучения мотивационно-ценностных ориентаций и спортивного интереса студентов. Предложен ряд внеурочных форм, оказывающих влияние на мотивацию студентов к учебным занятиям. Оценка и уровень физической подготовленности позволят приобщить студентов к систематическим занятиям.
Ключевые слова: организационно-педагогические формы физического воспитания в вузе, студенты разных факультетов, анкетирование, учебный, организационный и материально-технический блок.
Физическое воспитание формирует систему ценностных ориентаций личности на здоровый образ жизни, обеспечивает мотивационную, информационную, функциональную и двигательную готовность к нему. Оно осуществляется в соответствии с общими и специфическими для него закономерностями и принципами педагогического процесса, влияет на интеллектуальные, психические, морально-волевые и другие качества личности. Физическое воспитание и физическая культура определяют закономерности поддержания и совершенствования физического развития и физической подготовленности студентов как неотъемлемых характеристик здоровья [1; 4-6].
Одной из актуальных проблем современности является тенденция к снижению уровня здоровья населения, отсутствие у людей стремления к здо -ровому образу жизни, сознания его значимости для самореализации и продуктивной профессиональной деятельности [2; 3; 8]. Большинство современных студентов не понимают значимости занятий по физической культуре и спорту. Главным мотивом присутствия студента на учеб -ном занятии остаётся получение зачёта: если в те -чение семестра студент не получит зачёт по физической культуре, его отчислят из университета. Поэтому актуальность проблемы состоит в исследовании мотивационно-ценностных интересов студентов для приобщения к физкультурным занятиям на основе изучения организационно-педагогических форм.
Гипотезой для начала исследования послужило предположение о том, что изучение различных
организационно-педагогических форм совершенствования физического воспитания позволит мотивировать студентов к регулярным занятиям физической культурой и спортом в течение всего обучения в вузе.
Цель исследования — исследовать организационно-педагогические формы физического воспитания в вузе.
Объект исследования — учебно-педагогический процесс физического воспитания в вузе.
Предмет исследования — организационно-педагогические формы занятий по физической культуре.
Результаты исследования. В течение марта-апреля 2015 г. были опрошены 100 студентов Российского государственного социального университета в возрасте 18-22 лет. Для исследования были выбраны 50 девушек и 50 юношей четырёх факультетов.
В результате опроса установлено, что 50 % студентов считают занятия по физической культуре необходимым элементом здоровой культуры студента, 33 % — совокупностью культуры здоровья и получения зачёта и только 17 % опрошенных воспринимают занятия физической культурой как способ получения зачёта.
Также была оценена разница между социальной значимостью культуры здоровья и способом получения зачёта по физической культуре. Она составила 33 %, а между показателями здоровой культурой студента и совокупностью здоровья и зачёта разница достигла 60 %.
В ходе исследования организационно-педагогических форм проведения учебных занятий
106
Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т. 1, N01
Организационно-педагогические формы совершенствования физического воспитания в вузе.
20 % студентов выступили за внедрение формы лекционных занятий, а 80 % — за практическую форму учебных занятий по физической культуре.
Залог повышения качества и популярности учебных занятий по физической культуре, по мнению 77 % студентов, составляет материально-техническая база, 12 % отметили в этом возможность у студентов выбора вида спорта, 11 % студентов считают важным повысить качество преподавания физкультуры в вузе. Анализ студенческих предпочтений в физической активности выявил, что 33 % студентов хотят заниматься в клубах по спортивным интересам, 26 % склоняются к самостоятельным занятиям, 21 % предпочитают занятия физкультурой, 17 % — за активный отдых. Лишь 3 % опрошенных выступают за создание секционных спортивных секций на учебных занятиях по физической культуре.
Результаты исследования показывают, что социальной значимостью учебных занятий физиче -ской культурой для студентов является взаимосвязь между культурой здоровья студента и способом получения зачёта.
Анализ учебно-педагогического процесса физического воспитания в вузе показал, что существующее качество преподавания и отсутствие выбора вида спорта снижают мотивацию студентов к регулярным учебным занятиям физической культурой.
При изучении организационно-педагогических форм физического воспитания на учебных занятиях выявлено, что 80 % студентов посещают занятия по физической культуре [9]. Существующая форма учебных занятий «Физическая культура» вполне приемлема и допустима для современных студентов Российского государственного социального университета. В дополнении к учебным занятиям по физической культуре необходимо учитывать исследуемые организационно-педаго-
Поступила в редакцию 12 ноября 2015 г.
гические формы на основе спортивных интересов, внедряя активный отдых и самостоятельные занятия [7].
Список литературы
1. Афанасенко, Е. Э. Формирование мотивацион-но-ценностного отношения к физической культуре у студентов специальной медицинской группы : ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. Э. Афанасенко. -М. : РГСУ, 2006. - 24 с.
2. Баль, Л. В. Формирование здорового образа жизни российских подростков / Л. В. Баль, С. В. Барканов. - М. : Инфра-М, 2007. - 156 с.
3. Виноградов, П. А. Основам законодательства Российской Федерации «О физической культуре и спорте» — долгую жизнь / П. А. Виноградов // Теория и практика физ. культуры. - 2012. - № 8. -С. 12-15.
4. Виноградов, П. А. Физическая культура и здоровый образ жизни / П. А. Виноградов. - М. : Инфра-М, 2010. - 340 с.
5. Ерёмин, М. В. Средства физической культуры и спорта в профилактике наркомании детей и подростков / М. В. Ерёмин, В. Ю. Карпов, А. С. Махов // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 2. - С. 60-62.
6. Карпов, В. Ю. Физическая культура, спорт и туризм в системе профилактики девиантного поведения детей и подростков / В. Ю. Карпов, М. В. Ерёмин, А. В. Добежин, Г. А. Абрамишвили // Изв. Сочин. гос. ун-та. - 2009. - № 4. - С. 90-97.
7. Махов, А. С. Спортивный клуб в сельской школе : монография / А. С. Махов, М. А. Правдов, А. А. Антонов. - Шуя : Изд-во Шуйс. фил. ИвГУ 2014. - 222 с.
8. Правдов, М. А. Модель открытого физкультур-но-образовательного пространства педагогического вуза : учеб. пособие / М. А. Правдов, А. С. Махов, О. Н. Степанова, Д. М. Правдов, А. В. Корнев и др. -Шуя : Изд-во Шуйс. фил. ИвГУ, 2013. - 124 с.
9. Петрова, М. А. Характерные черты полоро-левых качеств у игроков высокой квалификации в гандболе / М. А. Петрова, Д. В. Федчук. - М. : Акад. имиджелогии, 2015.
Для цитирования: Сапожников, А. А. Организационно-педагогические формы совершенствования физического воспитания в вузе на основе учёта спортивных интересов студентов / А. А. Сапожников, М. А. Петрова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2016. - Т. 1, № 1. -С.106-108.
Physical Culture. Sport. Tourism. Motor recreation. 2016. Vol. 1, no. 1
107
А. А. Сапожников, М. А. Петрова
Сведения об авторах
Сапожников Александр Александрович — студент факультета психологии, социальной медицины и адаптационно-реабилитационных технологий, Российский государственный социальный университет. Москва, Россия. [email protected]
Петрова Маргарита Александровна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и оздоровительных технологий, Российский государственный социальный университет. Москва, Россия. petrovam.a. 0811@gmail. com
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2016, vol. 1, no. 1, pp. 106-108.
Organizational and Pedagogical form Improvement of Physical Education in High School Based on Account Sports Interests Of Students
A. А. Sapozhnikov1, M. A. Petrova2
Russian State Social University, Moscow, Russia [email protected], [email protected]
The article presents an analysis of the organizational and pedagogical forms of improving physical education based on the study motivation and value orientations and sports interest of students. A number of extracurricular forms of influencing the students' motivation to learning lessons. Evaluation and level of physical fitness allow students to attach to systematic studies.
Keywords: organizational and pedagogical forms ofphysical education in high school, the students of different faculties, questioning, learning, organizational and logistical unit.
References
1. Afanasenko E.E. Formirovanie motivatsionno-tsennostnogo otnosheniya k fizicheskoy kulture u stu-dentov spetsialnoy meditsinskoy gruppyi [The Formation of Motivational-value Attitude to Physical Training Students of Special Medical Group. Abstract of thesis]. Moscow, 2006. 24 p. (In Russ.).
2. Bal L.V., Barkanov S.V. Formirovaniya zdorovogo obraza zhizni rossiyskih podrostkov [The Formation of a Healthy Way of Life of the Russian Teenagers]. Moscow, 2007. 156 p. (In Russ.).
3. Vinogradov P. A. Osnovam zakonodatelstva Rossi-yskoy Federatsii «O fizicheskoy kulture i sporte» — dol-guyu zhizn [The Bases of the Legislation of the Russian Federation «On Physical Culture and Sports» — Long Life]. Teoriya i praktika fizicheskoy kulturyi [Theory and Practice of Physical Culture], 2012, no. 8, pp. 12-15. (In Russ.).
4. Vinogradov P.A. Fizicheskaya kultura i zdorovyiy obraz zhizni [Physical Culture and Healthy Lifestyle]. Moscow, 2010. 340 p. (In Russ.).
5. Eremin M.V., Mahov A.S. Sredstva fizicheskoy kulturyi i sporta v profilaktike narkomanii detey i podrostkov [Means of Physical Culture and Sports in the Prevention of Drug Addiction of Children and Adolescents].
Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirov-ka [Physical Culture: Upbringing, Education, Training], 2015, no. 2, pp. 60-62. (In Russ.).
6. Karpov VYu., ErYomin M.V., Dobezhin A.V., Abramishvili G.A. Fizicheskaya kultura, sport i turizm v sisteme profilaktiki deviantnogo povedeniya detey i podrostkov [Physical Culture, Sport and Tourism in the System of Prevention of Deviant Behavior of Children and Adolescents]. Izvestiya Sochinskogo Gosudarstven-nogo Universiteta [Izvestiya Sochi State University], 2009, no. 4, pp. 90-97. (In Russ.).
7. Mahov A.S. Sportivnyiy klub v selskoy shkole [Sports Club in a Rural School]. Shuya, 2014. 222 p. (In Russ.).
8. Pravdov M.A., Mahov A.S., Stepanova O.N., Prav-dov D.M., Kornev A.V. Model otkryitogo fizkulturno-obrazovatelnogo prostranstva pedagogicheskogo vuza [The Open Source Model Athletic-Educational Space of Pedagogical Universities. Training manual]. Shuya, 2013. 124 p. (In Russ.).
9. Petrova M.A., Fedchuk D.V. Harakternyie chertyi polorolevyih kachestv u igrokov vyisokoy kvalifikatsii v gandbole [The Characteristic Features of Sex-role Qualities in Players of High Qualification in Handball]. Moscow, 2015. (In Russ.).
108
Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т. 1, No 1