участников в индивидуальных соревнованиях кроссового и марафонского ориентирования.
2. Основным преимуществом «бабочки», по сравнению с другими способами рассеивания, является возможность более полного использования особенностей местности и планирования длинных и сверхдлинных перегонов с достаточно произвольным расположением самой «бабочки» на местности. Это, с одной стороны, облегчает процесс конструирования соревновательной дистанции, а, с другой - повышает уровень её технической сложности за счет более рационального использования отдельных наиболее интересных участков рельефа.
3. На кроссовой дистанции возможно применение 2-3-х «бабочек», что значительно повышает качество рассеивания и аритмию соревновательной трассы.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. При использовании «бабочки» как способа рассеивания на соревнованиях с общего старта (а также на сверхдлинных дистанциях) рекомендуется планировать более одной «бабочки» (2 или 3 с тремя петлями), причём одну из них в первой части дистанции. Это значительно повышает эффективность рассеивания, так как, например, две «бабочки» с тремя петлями дают 36 вариантов рассеивания.
2. «Бабочка» может использоваться, с одной стороны, как способ рассеивания участников, с другой - как один из приёмов повышения уровня технического совершенства дистанции. Её рекомендуется планировать после перегона значительной длины в насыщенном ориентирами участке местности с затруднённой видимостью и проходимостью, с разнообразными формами рельефа.
3. Необходимо планировать петли «бабочки» различной длины (в среднем от 200 до 600 м), с разным количеством КП и характером ориентирования в плане физической и технической подготовленности для того, чтобы уменьшить вероятность последующего сотрудничества участников, пришедших вместе на опорный КП.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алёшин, В.М. Дистанции в спортивном ориентировании бегом / В.М. Алёшин, В. А. Пызгарев. - Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2008. - 204 с. : ил. - (Серия «Энциклопедия спортивного ориентирования»).
2. Правила соревнований по спортивному ориентированию. - М. : Советский спорт, 2004. - 68 с.
О РОЛИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ И СПОСОБАХ ЕЁ ПОВЫШЕНИЯ
Александр Александрович Горелов, доктор педагогических наук, профессор, Виктор Леонидович Кондаков, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Николаевич Усатов, доцент,
Валерий Николаевич Усатов, ассистент,
Белгородский государственный университет
Аннотация
В статье проводится исследование величины и характера двигательной активности студентов - представителей различных групп здоровья. Анализируются мотивы занятий физической культурой в вузе и причины недостаточного интереса к ним у студентов. Рассматриваются способы повышения уровня двигательной активности студентов. Доказывается влияние двигательной активности на уровни успеваемости и заболеваемости студентов.
Ключевые слова: двигательная активность, образ жизни, уровень успеваемости, уровень заболеваемости, профессиональная подготовка, физическая культура, студенты вузов.
ABOUT THE ROLE OF MOTOR ACTIVITY OF STUDENTS AT HUMANITARIAN
INSTITUTES OF HIGHER LEARNING AND MEANS OF IT’S RAISING
Aleksandr Aleksandrovich Gorelov, doctor of pedagogical sciences, professor,
Viktor Leonidovich Kondakov, candidate of pedagogical science, senior lecturer Aleksandr Nikolaevich Usatov, senior lecturer,
Valeriy Nikolaevich Usatov, assistant teacher,
Belgorod State University
Abstract
The article contains vast investigation on value and nature of motor activity of students at different health groups. Motivation for attending PE lessons at higher education establishments and reasons of lacking interest to them have been examined.The influences of motor activity on the level of educational progress and sickness rate of students have been proved.
Key words: : physical activity, motor activity, life style, level of sickness frequency, physical education, institutes of higher learning, PE lessons.
Одной из непременных составляющих здорового образа жизни является высокая двигательная активность, можно с уверенностью говорить о том, что в профессиональной подготовке будущих специалистов значительную роль играет физическая культура как комплексное средство физического, интеллектуального, нравственного, эстетического развития.
Цель занятий физической культурой в вузе - укрепление здоровья, повышение уровня физической подготовленности и функциональной тренированности студентов, формирование у них основных двигательных умений и навыков, подготовка к будущей профессиональной деятельности, привитие потребности в здоровом образе жизни и в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, повышение уровня двигательной активности.
Однако наблюдения, которые систематически проводятся в средних и высших учебных заведениях г. Белгорода с 1997 г., свидетельствуют, что ежегодно всё большее число учеников школ и студентов вузов освобождаются от занятий физической культурой по состоянию здоровья либо посещают эти занятия в специальной медицинской группе здоровья (СМГ) (рис. 1).
Переход в специальную медицинскую группу здоровья и, тем более, освобождение от занятий физической культурой неизбежно влекут за собой значительное снижение уровня двигательной активности, что подтверждается результатами проведённых исследований. Полученные данные свидетельствуют о том, что двигательная активность студентов, освобождённых от занятий физической культурой, почти в 2 раза ниже, чем у студентов основной группы здоровья.
Возникает своеобразное противоречие: с одной стороны, двигательная активность - одна из непременных составляющих здорового образа жизни, средство укрепления здоровья, с другой стороны, у молодых людей с отклонениями в здоровье показатели двигательной активности снижаются почти в 2 раза, в то время как им особенно необходимо укреплять своё здоровье.
Противоречие заключается также в том, что снижение уровня двигательной активности, являясь результатом снижения уровня здоровья, одновременно является его причиной. Об этом свидетельствуют результаты исследований большинства специалистов [1, 7], а также собственные исследования, проведённые в вузах г. Белгорода. Так, например, количество студентов белгородских вузов, дополнительно занимающихся физической культурой (в секции или самостоятельно), уменьшается пропорционально тому, как увеличивается количество студентов, имеющих отклонения в здоровье различной тяжести (рис. 2).
начальные классы средние классы старшие классы I курс II курс III курс
■ Освобождённые от занятий ФК (группа ЛФК) 2,5 0% 5,5 0% 13,5 0% 14,5 0% 16,20% 18,7 0%
Ш Специальная медицинская группа здоровья (СМГ) 4% 10% 25% 2 5,4 0% 3 2,40% 34%
■ Подготовительная группа здоровья 10% 12% 12% 16,4 0% 14,60% 19,5 0%
■ Основная группа здоровья 8 3,5 0% 7 2,5 0% 4 9,5 0% 43,70% 37% 27,80%
Рис. 1. Распределение учащихся по группам здоровья в школе и в вузе
45,00%
40,00%
35,00°%
30,00°%
25,00°%
20,00°%
15,00°%
10,00°%
5,00°%
0,00°%
Л
I курс II курс
III курс IV курс
■ Основная группа здоровья Ш Под готовительная группа здоровья 4 3,70% 16,40% 37% 14,60% 2 7,80% 19,50%
■ Специальная медицинская группа здоровья (СМГ) 2 5,40% 3 2,40% 3 4%
■ Освобождённые от занятий ФК (группа ЛФК ) 14,50% 16,20% 18,70%
■ Дополнительно занимающиеся ФК 22% 19,50% 1 1 % 7,80% 4%
V курс
Рис. 2. Динамика распределения студентов по группам здоровья и количества студентов, дополнительно занимающихся физической культурой
С целью установления влияния двигательной активности на уровень успеваемости и заболеваемости студентов был проведён анализ экзаменационных ведомостей и медицинских карт студентов, результаты которого представлены на рис. 3.
80%
70%
60%
50%
62%
69%
67%
Основная группа здоровья (средненедельная ДА 38,3 км)
Специальная медицинская группа здоровья (СМГ) (средне-недельная ДА 31,8 км)
Освобожденные от Студенты,
занятий ФК (группа ЛФК) занимающиеся ФК
(средне-недельная ДА дополнительно (средне-22,4 км) недельная ДА 59,7 км)
•учатся на "отлично - хорошо"
-учатся на "хорошо"-"удовлетворительно"
•болеют простудными заболеваниями не менее 1-2 раза в год
Рис. 3. Уровень успеваемости и заболеваемости студентов с разным уровнем двигательной активности
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что студенты, обладающие более высоким уровнем двигательной активности, лучше учатся и значительно реже болеют.
В большинстве вузов РФ физическая культура преподаётся на 1-111 курсах 2 раза в неделю по 2 часа. Эти занятия должны посещать все студенты, не имеющие медицинских противопоказаний, независимо то того, занимаются ли они дополнительно. Однако анализ журналов учёта учебной работы по физической культуре показал, что около трети студентов регулярно пропускают занятия. При этом, как выяснилось в результате анонимного опроса, 34,7% респондентов пропускают их по причине отсутствия интереса.
Мотивы занятий физической культурой, по мнению Н.И. Пономарёва, В.М. Рейзина [6], - главное условие их эффективности. Проведённое в Белгородских вузах исследование показало, что 70% студентов ходят на занятия по физической культуре исключительно, чтобы получить зачёт (экзамен); 20% - чтобы отвлечься от аудиторных занятий; 7% - чтобы убить время; 3% - чтобы повысить уровень физической подготовленности.
Таким образом, можно заключить, что, во-первых, большинство студентов не осознаёт значения физической культуры для своего здоровья и будущего успеха в профессии и жизни, во-вторых, большинству из них (и тем, кто ходит на занятия регулярно, и тем, кто их пропускает) недостаточно интересно то, чем они на этих занятиях занимаются.
Очевидно, что повышение уровня двигательной активности студентов невозможно без формирования у них искреннего интереса к занятиям физической культурой и осознанного желания заниматься дополнительно. С целью определения того, какими конкретно видами физических упражнений хотели бы заниматься студенты белгородских вузов, был проведён опрос в виде анкетирования. Полученные данные свидетельствуют, что для большинства респондентов наиболее привлекательны занятия аэробикой (24%), спортивными играми (20%), плаванием и прыжками в воду (18%). Значительная часть опрошенных (около 40%) отметили, что желали бы заниматься интересующими их видами физических упражнений дополнительно, вне учебного расписания.
Результаты проведённого опроса оптимистичны в том смысле, что свидетельствуют о наличии интереса к двигательной активности и готовности заниматься у большинства студентов. В то же время эти результаты заставляют задуматься о поиске возможностей так организовать работу кафедр физического воспитания, чтобы сту-
денты могли заниматься теми видами физических упражнений, которые им интересны и для занятий которыми они готовы находить дополнительное время.
Грамотно организованные, динамичные, разнообразные, увлекательные занятия физической культурой служат целому ряду перспективных целей. Однако в повседневной студенческой жизни эти занятия способствуют также более быстрому восстановлению работоспособности за счёт чередования умственных и физических нагрузок, что, действительно, имеет значение, поскольку у большинства современных студентов отмечается повышенная утомляемость организма [7]. Именно с целью предупреждения утомления и поддержания высокого уровня работоспособности организма студентов многие вузы вводят на занятиях так называемые «физкультминутки», представляющие собой коротенькие комплексы упражнений (5-7 минут), направленные на ликвидацию негативных последствий неизбежного в процессе учебной деятельности «сидячего» образа жизни. Несмотря на свою небольшую временную продолжительность, «физкультминутки» являются ещё одной формой дополнительных занятий физической культурой и, так или иначе, способствуют увеличению уровня двигательной активности студентов.
С целью определения влияния дополнительных занятий физической культурой (в секции или самостоятельно) и конкретно физкультурных пауз на общий уровень двигательной активности студентов было проведено специальное исследование. Полученные данные позволяют заключить, что использование на занятиях «физкультминуток» увеличивает двигательную активность студентов в среднем на 5%, а дополнительные занятия физической культурой - на 59%.
ВЫВОДЫ
Обобщая результаты проведённых в вузах г. Белгорода исследований, в процессе которых было обследовано около 1,5 тысяч человек, можно сделать вывод о том, двигательная активность является непременным условием здоровья и успешной учебной деятельности студентов. При этом в процессе обучения двигательная активность студентов постепенно снижается, что, в свою очередь, ведёт к снижению уровней их здоровья и успеваемости. Величина двигательной активности зависит, во-первых, от наличия (или отсутствия) в жизни студента дополнительных занятий физической культурой, во-вторых, от того, к какой группе здоровья он отнесён для занятий физической культурой. Одной из причин низкой двигательной активности студентов является то, что занятия физической культурой не представляют для них интереса, в результате чего около трети студентов регулярно их пропускают. Большинство студентов не потеряли интереса к двигательной активности, но желали бы заниматься теми физическими упражнениями, которые им нравятся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горелов, А. А. Анализ показателей здоровья студентов специальной медицинской группы / А. А. Горелов, О.Г. Румба, В.Л. Кондаков // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2008. - Вып. 6. - С. 28-33.
2. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена (основы теории и методики воспитания) / В.М. Зациорский. - М. : Физкультура и спорт, 1970. - 200 с.
3. Зимкин, Н.В. Физиологическое обоснование тренировки / Н.В. Зимкин. - М. : Физкультура и спорт, 1969. - 192 с.
4. Научные основы физической культуры и здорового образа жизни : учеб. пособие / под общ. ред. проф. Д.Н. Давиденко ; СПб ГТУ, БПА. - СПб. : [б.и.], 2001. -348 с.
5. Платонов, В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В.Н. Платонов. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 286 с. : ил.
6. Пономарёв, Н.И. О формировании потребности человека в физкультурноспортивной деятельности (теоретический аспект) / Н.И. Пономарёв, В.М. Рейзин //
Теория и практика физической культуры. - 1988. - № 10. - С. 2-4.
7. Савельева, Л.А. О значении пауз активного отдыха в жизни студентов I Л.А. Савельева, Е.В. Зорченко II Современные дидактические проблемы физической культуры и оздоровительные программы в образовательном пространстве вуза і материалы Междунар. науч.-практич. конф., 25-2б апреля 2008 г. I МВД РФ, Бел ЮИ. - Белгород, 2008. - С. 74-7б.
8. Тер-Ованесян, А.А. Педагогические основы физического воспитания I А. А. Тер-Ованесян. - М. і Физкультура и спорт, 1978. - 203 с.
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
СПОРТСМЕНОВ
Николай Михайлович Горохов, кандидат педагогических наук, доцент, Челябинский государственный педагогический университет (ЧГПУ)
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования ценностных ориентаций спортсменов на сохранение здоровья. В ней представлены системные основы моделирования, модельные характеристики юных спортсменов, внешние и внутренние условия, которые обеспечивают непрерывное повышение спортивных результатов при соблюдении сохраняющей здоровье направленности тренировочного процесса.
Ключевые слова: сохранение здоровья, тренировочный процесс, ценностные ориентации, юные спортсмены-легкоатлеты.
CONCEPT MODEL OF ATHETES’S VALUABLE ORIENTATIONS
Nikolay Mihajlovich Gorokhov, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Chelyabinsk State Pedagogical University
Abstract
This article is dedicated to the problem of athlete’s values in the field of health protecting. It gives a clear view of systematic bases of modeling. It also contains modeling features of young athletes, external and internal conditions that provide the continuous raising of sport results according to health protecting training.
Key words: health protecting, training process, valuable orientations, young track and field athletes.
Проблема формирования ценностных ориентаций, направленных на сохранение здоровья, в теории и методике физического воспитания является составной частью педагогической проблемы формирования ценностных отношений личности к предметам и явлениям окружающей действительности.
При разработке концептуальных основ моделирования ценностных ориентаций спортсменов на сохранение здоровья в процессе тренировочной и соревновательной деятельности мы опирались на труды отечественных ученых и зарубежных специалистов последних десятилетий, в которых утвердился системный подход к изучению сложных процессов и явлений в теории и практике физического воспитания.
Методология системного подхода позволяет рассматривать систему формирования ценностных ориентаций спортсменов-легкоатлетов на сохранение здоровья в процессе спортивной тренировки как совокупность специальных видов деятельности, в рамках которых возможно достижение положительного результата в следующих направленияхі
• овладение спортивной техникой в сложнокоординированных действиях, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности и сохранение здоровья;
• развитие специальных физических качеств и двигательных способностей спортсменов, отвечающих уровню современных требований к физической и психоэмоциональной подготовке;
• совершенствование духовно-нравственной сферы, формирование ценност-