Научная статья на тему 'Формирование познавательной активности студентов на занятиях по физической культуре'

Формирование познавательной активности студентов на занятиях по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
575
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / COGNITIVE ACTIVITY / PHYSICAL EDUCATION LESSONS / THE STUDENT / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасимов Александр Юрьевич

Включение в процесс физического воспитания методики, направленной на формирование познавательной активности студентов, способствует повышению качества учебного процесса, оптимизирует физическое состояние и мотивационно-ценностное отношение к здоровью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герасимов Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS AT PHYSICAL EDUCATION LESSONS

Including the methods, directed to the formation of cognitive activity of students, into the process of physical training enables to increase the quality of educational process and optimizes the physical fitness and value-motivational attitude to health.

Текст научной работы на тему «Формирование познавательной активности студентов на занятиях по физической культуре»

ЛИТЕРАТУРА

1. Ивочкин, В.В. Планирование многолетней подготовки перспективных юных бегунов на средние и длинные дистанции / В.В. Ивочкин // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 1997. - № 4. - С. 28-30.

2. Квашук, П.В. Дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Квашук П.В. - М., 2003. - 49 с.

3. Рожков, С.В. Допустимые уровни тренировочных и соревновательных нагрузок юных бегунов на средние дистанции учащихся учебно-тренировочных групп спортивных школ : автореф. дис. . канд. пед. наук / Рожков С.В. - М., 2008. - 22 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Александр Юрьевич Герасимов, заведующий кафедрой, Новомосковский институт Российского химико-технологического университета

(НИ РХТУ)

Аннотация

Включение в процесс физического воспитания методики, направленной на формирование познавательной активности студентов, способствует повышению качества учебного процесса, оптимизирует физическое состояние и мотивационно-ценностное отношение к здоровью.

Ключевые слова: познавательная активность, физическая культура, студент, учебный процесс.

FORMATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS AT PHYSICAL

EDUCATION LESSONS Aleksander Yurevich Gerasimov, Management faculty,

Novomoskovsk Institute of Russian Chemical-Technological University

Abstract

Including the methods, directed to the formation of cognitive activity of students, into the process of physical training enables to increase the quality of educational process and optimizes the physical fitness and value-motivational attitude to health.

Key words: cognitive activity, physical education lessons, the student, educational process.

ВВЕДЕНИЕ

Цель работы предполагает разработку и апробацию педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования познавательной активности. Основой формирования познавательной активности студентов на занятиях по физической культуре является привлечение их к составлению учебного плана практических занятий в соответствии с их интересами и потребностями. Это позволяет им ознакомиться с принципами и методами физического воспитания, научиться составлять комплексы утренней зарядки и физических упражнений для самостоятельных занятий, ознакомиться с методиками тестирования и использовать их в заданной программе.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ

Исследования по проблеме формирования познавательной активности проводились на базе Новомосковского института Российского химико-технологического университета. Разными методами исследования было охвачено 65 студенток в возрасте 17-18 лет.

В процессе педагогического эксперимента были сформированы три группы: контрольная (КГ) и две экспериментальные (ЭГЬ ЭГ2). КГ занималась по общепринятой программе по физической культуре для студентов, определенной Государственным стандартом. Занятия в ЭГ проводились по авторской программе, направленной на

формирование познавательной активности.

ЭГ были сформированы, исходя из результатов констатирующего эксперимента, по принципу развития ведущих (наиболее развитых) двигательных качеств. В ЭГ1 вошли студентки с преимущественно развитыми качествами гибкости и выносливости [2]. Занятия в этой группе проводились по специализации аэробика. В ЭГ2 вошли студентки с преимущественно развитыми физическими качествами быстрота и ловкость. В этой группе занятия проводились по специализации баскетбол.

Для изучения процесса формирования познавательной активности студенток нами была составлена соответствующая программа исследования с задачами:

- определения сущностных и содержательных характеристик познавательной активности студенток;

- выявления психолого-педагогических условий формирования познавательной активности студенток в процессе физического воспитания;

- разработки практических рекомендаций по использованию средств и методов формирования познавательной активности.

Выделены и сгруппированы следующие приемы формирования познавательной активности студенток: эвристические, суггестивные, интегративные, приемы создающие оптимальные перспективы и педагогические приемы самореализации личности в ситуациях успеха.

Нами была разработана программа (батарея) из 28 тестов [3, 4], которая позволяет выявить изменения, произошедшие у студенток за время эксперимента в морфофункциональном, психофизическом состоянии и познавательной активности (таблица 1).

Таблица 1

Показатели психофизического состояния студенток после эксперимента

ТЕСТЫ М±т 1

К Э1 Э2 К - Э1 К - Э2 Эг Э2

Длина тела 166,4±0,75 167,6±0,8 167,1 ±1,9 1,08 0,34 0,22

Вес тела 56,6±0,83 58,3±0,98 57,8±1,87 1,32 0,59 0,24

Пульс в покое 83,1±1,23 77,6±1,22 77,3±0,9 3,17 3,81 0,2

ЖЕЛ 2772,2±32,1 2755,6±25 2793,5±43,9 0,41 0,39 0,75

АД систолическое 118,1±3,2 121,9±2,7 120,6±4,1 0,91 0,48 0,26

АД диастолическое 74,2±1,56 75,8±0,87 77,6±1,1 0,9 1,78 1,28

АПНОЭ 63,3±1,5 64,7±0,6 66,4±0,8 0,87 1,82 1,7

АПНОЭ на выдохе 41,9±0,89 40,6±0,5 45,2±0,94 1,02 2,55 4,32

ИФИ 2,1±0,2 2,9±0,25 3,4±0,31 2,5 3,52 1,26

Индекс Скибински (1) 19,8±0,87 21,4±0,6 23,5±0,7 3,5 3,31 2,28

Динамометр. кисти (пр.) 27,6±0,91 30,6±0,54 29,3±0,9 2,84 1,33 1,24

Динамометр. (лев.) 24,1±1,1 28,6±0,92 26,2±1,2 3,72 1,29 1,59

Гибкость 59,4±0,86 59,8±0,94 62,7±0,9 0,31 2,65 2,23

Силовая выносливость 33,7±1,13 38,5±1,27 35,2±1,6 2,82 0,61 1,62

Общая выносливость 1833,3±48,4 1850±39,7 2053,4±42,3 0,25 3,42 3,51

Быстрота 9,1±0,05 8,7±0,1 8,9±0,3 3,58 0,66 0,63

Бег 3х10 м 9,4±0,09 9,1±0,1 9,3±0,1 2,23 0,74 1,41

Центральная задержка 0,4±0,01 0,3±0,08 0,2±0,1 1,24 1,99 0,78

Точность пространств. параметров 4,3±0,08 3,9±0,09 4±0,1 3,32 2,34 0,74

Точность мышеч. усилий 3,8±0,1 3,3±0,07 3,6±0,2 4,1 0,89 1,42

Частота движений рукой 33,4±0,3 32,6±0,92 33,5±0,5 0,83 0,17 0,86

Переключение внимания 13,9±0,3 14,3±0,4 12,9±0,3 0,8 2,36 2,8

Оперативное мышление 7,6±0,1 7,3±0,91 7,9±0,09 2,02 2,23 4,22

Реакция на движ. объект 0,3±0,05 0,35±0,01 0,4±0,0,1 0,99 1,96 3,54

Интегральная ловкость 4,6±0,09 4,3±0,1 4,8±0,18 2,23 0,99 2,43

Скрытый период реакции 22±1,35 21,6±0,82 21,9±0,3 0,25 0,1 0,34

Быстрота одиночного движения 0,2±0,006 0,22±0,05 0,21±0,04 2,56 1,39 1,56

Поведенческая активность 438±14,2 489±11,4 499,5±11,5 2,8 3,37 0,65

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Активизирующие методы воспитания познавательной активности в процессе физического воспитания и формы коллективной деятельности применялись в целях увеличения удельного веса активности, самостоятельности самих студентов. Цель коллективной работы выдвигается преподавателем только на подготовительном этапе, где он рассказывает студентам о значении и роли физкультурно-спортивной деятельности в процессе ее осуществления, о правилах участия в деятельности, требованиях к ее участникам. В дальнейшем цели и способы их достижения разрабатываются преподавателем совместно со студентами и по мере формирования их познавательной активности роль преподавателя изменяется в качественно новом плане, от функции руководителя, организатора до функции консультанта, осуществляющего педагогический контроль нравственного содержания принятых студентами решений.

Традиционно контроль в процессе физического воспитания осуществляет только преподаватель. Студенты оказываются в позиции исполнителей и, исходя из психологии исполнителей, отвечают только за себя, за свои собственные действия. Принципиально иная ситуация складывается при изменении нормативных подходов к контролю, а также при участии студентов в управлении процессом физического воспитания. На наш взгляд, система оценок должна основываться не на нормативных показателях, а на динамике изменения показателей физического состояния в процессе обучения. В результате этого устраняются противоречия между преподавателем и студентами, которые вызваны существующей организацией физического воспитания и нормативными требованиями. Проявляется больше взаимопонимания и взаимного доверия, основанного на общности интересов и цели. Студенты становятся соавторами процесса физического воспитания, программы собственной и коллективной физкультурноспортивной деятельности, за выполнение которой чувствуют ответственность.

При такой организации контроля и занятий по физической культуре проявляется очень важная функция воспитания - побуждение студентов к активным, добросовестным занятиям. Студенты нуждаются в признании их усилий, в поддержке товарищей и преподавателя. Это помогает им обрести веру в свои силы и возможности. В процессе обучения и воспитания должна доминировать психология «успеха». В действиях и поступках студентов необходимо постоянно отмечать малейшие достижения как индивидуальные, так и коллективные, побуждая тем самым к дальнейшему совершенствованию нравственных и физических способностей. Важную роль в этом совершенствовании играют самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями.

Занимаясь самостоятельно, студент находится в двойной субъективнообъективной позиции, достигая при определенной насыщенности тренировок вполне реальные общеразвивающие и специальные технические результаты. Их ощутимость, сравнительная явственность рождает особую притягательность к занятиям и содействует развитию ценностных побуждений, в том числе и мотивов самоутверждения. С этим связаны и познавательные перспективы овладения содержанием и средствами физкультурно-спортивной деятельности.

Особое значение для воспитания познавательной активности студентов при самостоятельных занятиях физическими упражнениями имеет самоконтроль. Постоянный интерес к состоянию собственного организма и его реакции на физическую нагрузку уже сам по себе вызывает у студентов познавательную активность. Важную роль играет ведение дневника самоконтроля - это позволяет студентам анализировать и оценивать изменения, происходящие в физическом развитии и состоянии здоровья в процессе занятий физическими упражнениями.

РЕЗУЛЬТАТЫ

После завершения проведенного эксперимента и статистической обработки ре-

зультатов выяснилось (таблица 1), что показатель познавательной активности в экспериментальных группах достоверно выше (р<0,01), чем в контрольной. Кроме того, произошли значительные изменения в морфофункциональном развитии студенток: в состоянии дыхательной и сердечно-сосудистой системы, в развитии физических качеств и психических процессов. Анализ результатов, показанных студентками после окончания эксперимента, подтвердил рабочую гипотезу. Студентки ЭГ1 показали более высокие результаты на достоверном уровне (р<0,05^0,01) в 13 результатах по сравнению с их сверстницами из КГ, а студентки ЭГ2 стали лучше, соответственно, в 10 тестах. Сравнение результатов студенток ЭГ1 и ЭГ2, проведённое после эксперимента, отражает направленность учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию в этих группах. Достоверной разности достигают результаты 8 показателей. Студентки ЭГ 1 опережают своих сокурсниц из ЭГ 2 в выносливости, тогда как последние выше в показателях быстроты и психомоторики.

ОБСУЖДЕНИЕ

Проведенное нами исследование показало, что изменения произошли и в мотивационной сфере. Студентки с желанием выступают соруководителями процесса физического воспитания, с большей ответственностью относятся к учебным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями, переживают за все, что на них происходит, и за всех, кто в них участвует. И такие проявления продиктованы не столько эгоистическими, сколько нравственными мотивами [1].

Нами было проведено анкетирование и опрос студенток в начале эксперимента и по его окончании. Им предлагалось расставить по местам мотивы, побуждающие их заниматься физической культурой. Исходя из полученных результатов, можно судить о характере изменений в системе актуальных потребностей личности (таблица 2).

Таблица 2

Мотивация двигательной деятельности студенток

Содержание актуальных побуждений личности Численность студенток, указавших данный вид побуждений в качестве основного источника их активности на занятиях по физкультуре, % (с указанием рангового места)

Начало эксперимента Окончание эксперимента

Получить зачет по физкультуре 22(11) 16(111)

Быть стройным и гармонично развитым 40(1) 22(11)

Достичь высокого уровня физического совершенства 8(1У) 10(У)

Желание хорошо выступить на соревнованиях за честь группы, факультета 6(У1) 14(1У)

Удовлетворить потребность в движении 10(111) 6(У11)

Желание выполнять физические упражнения 8(У) 8(У1)

Получить знания о физическом состоянии организма и способах его совершенствования 2(УП) 22(1)

Стремление показать (или проверить) свои способности 2(УШ) 2(УШ)

В начале эксперимента доминирующими мотивами занятий по физической культуре выступает стремление сделаться физически красивыми и получить зачет по физическому воспитанию, эти побуждения можно назвать прагматическими и эстетическими. Полученные данные свидетельствуют о том, что эти мотивы остаются достаточно действенными в конце эксперимента, однако, наряду с ними, доминирующую роль начинает играть побуждение получить знания о физическом состоянии организма и путях его совершенствования, то есть развиваются непосредственно познавательные интересы.

ВЫВОД

Проведенное исследование показало, что использование методики воспитания познавательной активности на занятиях по физической культуре способствует повышению качества учебного процесса. Это подтверждается полученными результатами тестирования всех опытных групп и оптимизацией мотивационно-ценностного отношения к физическому воспитанию студенток экспериментальных групп.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ключникова, Н.Н. Психолого-педагогическая технология формирования ценностных ориентаций в процессе профессионального развития студентов технического вуза [Текст] / Н.Н.Ключникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. - 2008. - № 8 (42). - С. 48-53.

2. Козлов, И.С. Методика развития общей выносливости у студенток не физкультурного вуза [Текст] / И.С.Козлов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 9 (43). - С. 30-34.

3. Ретивых, Ю.И. Структура взаимосвязи показателей морфофункционального состояния студентов вуза с различными вариантами осанки [Текст] / Ю.И.Ретивых // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 11 (45). - С. 74-76.

4. Туревский, И. М. Структура психофизической подготовленности человека [Текст] / И.М. Туревский - Тула : ТОНН, 2003. - 208 с.

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБОВ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО РАССЕИВАНИЯ УЧАСТНИКОВ СОРЕВНОВАНИЙ ПО СПОРТИВНОМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ

Маргарита Петковна Георгиева, аспирант,

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ)

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы применения принудительного способа рассеивания участников соревнований в спортивном ориентировании бегом. Установлено, что наиболее эффективным способом рассеивания спортсменов-ориентировщиков на кроссовых и марафонских дистанциях в заданном направлении является «бабочка». В результате анализа полученных данных сформулированы практические рекомендации по применению данного способа рассеивания с целью повышения уровня технического совершенства соревновательных дистанций.

Ключевые слова: спортивное ориентирование, способы рассеивания участников, дистанции заданного направления.

ANALYSIS OF EFFICIENT APPLICATION OF VARIOUS WAYS OF

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

COMPULSORY DISPERSED OF PARTICIPANTS AT ORIENTEERING

Margarita Petkovna Georgieva, the post-graduate student,

Smolensk State Academy of Physical Education, Sports and Tourism

Abstract

Problems of application of a compulsory ways of participants dispersing at orienteering competitions by running are considered. It is established, that the most effective way of sportsmen dispersing on cross-country and marathon distances at set direction is "butterfly". As a result of the analysis of the data obtained practical recommendations on application of the given way of dispersing for the purpose of raising technical perfection for competitive distances are formulated.

Key words: sports orienteering, ways of participants dispersion, distances of set direction.

ВВЕДЕНИЕ

Принудительное рассеивание, то есть искусственное рассредоточение спортсменов по дистанции, применяемое для эстафетных или индивидуальных соревнова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.