Научная статья на тему 'Дополнительные занятия физической культурой как фактор повышения двигательной активности студентов'

Дополнительные занятия физической культурой как фактор повышения двигательной активности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1463
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / УРОВЕНЬ УСПЕВАЕМОСТИ / УРОВЕНЬ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ ВУЗОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Усатов Александр Николаевич, Усатов В. Н.

В статье проводится масштабное исследование величины и характера двигательной активности студентов различных групп здоровья. Анализируются мотивы занятий физической культурой в вузе и причины недостаточного интереса к ним у студентов. Рассматриваются способы повышения уровня двигательной активности студентов. Доказывается влияние двигательной активности на уровень успеваемости и уровень заболеваемости студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Усатов Александр Николаевич, Усатов В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains the extended investigation of value and influence of motion students activity among different health groups. Here motives of exercises on physical training at the university and the reasons of insufficient interest to them among the students are examined. Besides the methods of students motion activity increasing are viewed. The article proves the motion activity influence on the level of study progress and sickness rate of students

Текст научной работы на тему «Дополнительные занятия физической культурой как фактор повышения двигательной активности студентов»

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

А.Н. УСАТОВ, В.Н. УСАТОВ, Белгородский государственный университет

Аннотация

В статье проводится масштабное исследование величины и характера двигательной активности студентов различных групп здоровья. Анализируются мотивы занятий физической культурой в вузе и причины недостаточного интереса к ним у студентов. Рассматриваются способы повышения уровня двигательной активности студентов. Доказывается влияние двигательной активности на уровень успеваемости и уровень заболеваемости студентов.

Abstract

The article contains the extended investigation of value and influence of motion students activity among different health groups. Here motives of exercises on physical training at the university and the reasons of insufficient interest to them among the students are examined. Besides the methods of students motion activity increasing are viewed. The article proves the motion activity influence on the level of study progress and sickness rate of students.

Ключевые слова: двигательная активность, образ жизни, уровень успеваемости, уровень заболеваемости, профессиональная подготовка, физическая культура, студенты вузов.

В настоящее время российское общество вступило в период поступательного развития, в процессе которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и повышение качества жизни людей. Важное место в этом процессе занимают проблемы, связанные с качеством жизни самого человека, его здоровьем, здоровым образом жизни, формированием двигательной (физической) активности.

По утверждению специалистов [3, 4, 8], двигательная активность - один из важнейших компонентов здорового образа жизни человека, в основе которого лежит разумное, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья систематическое использование средств физической культуры и спорта. Термин «двигательная активность» объединяет разнообразные двигательные действия, выполняемые в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом. По мнению ряда ученых [2, 3, 5, 8], высокая двигательная активность является одним из показателей физической подготовленности человека и оказывает положительное влияние на выполнение им профессиональных приемов и действий.

Подготовка человека к профессиональной деятельности начинается в вузе. По сути своей она является интегральным образованием, включающим знания, умения, навыки, соответствующие будущей профессии. При этом доказано, что успех человека в профессии, и в жизни вообще, во многом обуславливается степенью сформированности у него здорового образа жизни. Поскольку одной из непременных составляющих здорового образа жизни является высокая двигательная активность, можно с уверенностью говорить о том, что в профессиональной подготовке будущих специалистов значительную роль играет физическая культу-

ра как комплексное средство физического, интеллектуального, нравственного, эстетического развития.

Цель занятий физической культурой в вузе - укрепление здоровья, повышение уровня физической подготовленности и функциональной тренированности студентов, формирование у них основных двигательных умений и навыков, подготовка к будущей профессиональной деятельности, привитие потребности в здоровом образе жизни и в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, повышение двигательной активности.

Однако наблюдения, которые систематически проводятся в средних и высших учебных заведениях г. Белгорода с 1997 г., свидетельствуют, что ежегодно все большее число учеников школ и студентов вузов освобождается от занятий физической культурой по состоянию здоровья либо посещает эти занятия в специальной медицинской группе здоровья (СМГ) (рис. 1).

Переход в специальную медицинскую группу здоровья, и тем более освобождение от занятий физической культурой, неизбежно влекут за собой значительное снижение уровня двигательной активности, что подтверждается результатами проведенных исследований (рис. 2).

Данные, представленные на рис. 2, свидетельствуют, что двигательная активность студентов, освобожденных от занятий физической культурой, почти в 2 раза ниже, чем у студентов основной группы здоровья.

Возникает своеобразное противоречие: с одной стороны, двигательная активность - одна из непременных составляющих здорового образа жизни, средство укрепления здоровья; с другой стороны, у молодых людей с отклонениями в здоровье показатели двигательной активности снижаются почти в 2 раза, в то время как им особенно необходимо укреплять свое здоровье.

(шШ)

%

90.00

80.00

70.00

60.00

50.00

40.00

30.00

20.00 10,00

Л.

ш

Ш

и,ии- начальные классы,% средние классы, % старшие классы,% I курс, % II курс, % III курс, %

■ Освобожденные от занятий ФК (группа ЛФК) 2,50 5,50 13,50 14,50 16,20 18,70

□ Специальная медицинская группа здоровья (СМГ) 4 10 25 25,40 32,40 34

□ Подготовительная группа здоровья 10 12 12 16,40 14,60 19,50

□ Основная группа здоровья 83,50 72,50 49,50 43,70 37 27,80

Рис. 1. Распределение учащихся по группам здоровья в школе и в вузе

Студенты основной группы здоровья

Студенты СМГ

Освобожденные от занятий ФК

И 8,1 ЕЛ 38,3

4,8 • 1 8,2 31,8

3 з,: ’б 1 22,4

10

—і— 20

”зо”

40

—і— 50

~60~

□ Среднесуточная ДА □ Среднесуточная ДА в дни занятий ФК в зале ■ Среднесуточная ДА в дни занятий ФК на улице □ Средненедельная ДА

км —і 70

Рис. 2. Двигательная активность (ДА) студентов различных групп здоровья

Противоречие заключается также в том, что снижение двигательной активности, являясь результатом снижения уровня здоровья, одновременно является его причиной. Об этом свидетельствуют результаты исследований большинства специалистов [1, 7], а также собственные исследования, проведенные в вузах г. Белгорода. Так, например, количество студентов белгородских вузов, дополнительно занимающихся физической культурой (в секции или самостоятельно), уменьшается пропорционально тому, как увели-

чивается количество студентов, имеющих отклонения в здоровье различной тяжести (рис. 3).

Помимо того, что занятия физической культурой направлены на укрепление здоровья, они также позволяют студентам отвлечься от аудиторных занятий и восстановить работоспособность в течение учебного дня, чего оказываются лишены студенты, освобожденные от занятий физической культурой или пропускающие такие занятия, что неизбежно ведет к накоплению у них усталости и снижению успеваемости.

1аа)

%

45.00

40.00

35.00

30.00

25.00

20.00

15.00

10.00 5,00 0,00

1

I курс, % II курс,

|—| Основная группа 1-1 здоровья 43,70 37 27,80

Подготовительная группа 1—1 здоровья 16,40 14,60 19,50

Специальная □ медицинская группа здоровья (СМГ) 25,40 32,40 34

щ Освобожденные от занятий ФК (группа ЛФК) 14,50 16,20 18,70

|—. Дополнительно 1 занимающиеся ФК 22 19,50 11 7,80 4

Ив

I курс, % IV курс,

л

V курс, %

Рис. 3. Динамика распределения студентов по группам здоровья и количества студентов, дополнительно занимающихся физической культурой

С целью установления влияния двигательной активности на уровень успеваемости и заболеваемости студентов был проведен анализ экзаменационных ведомостей и медицинских карт студентов, результаты которого представлены на рис. 4.

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что студенты, обладающие более высоким уровнем двигательной активности, лучше учатся и значительно реже болеют.

%

Основная группа здоровья (средненедельная ДА 38,3 км)

Специальная медицинская группа здоровья (СМГ)

(средненедельная ДА 31,8 км)

--- Учатся на "отлично"-”хорошо" -------Учатся на "хорошо"-”удовлетворительно"

---Болеют простудными заболеваниями не менее 1-2 раз в год

Освобожденные от Студенты,

занятий ФК (группа ЛФК) занимающиеся ФК (средненедельная ДА дополнительно (средне-22,4 км) недельная ДА 59,7 км)

Рис. 4. Уровень успеваемости и заболеваемости студентов с разным уровнем двигательной активности

В большинстве вузов РФ физическая культура преподается на 1-111 курсах 2 раза в неделю по 2 часа. Эти занятия должны посещать все студенты, не имеющие медицинских противопоказаний, независимо от того, занимаются ли они дополнительно. Однако анализ журналов учета учебной работы по физической культуре показал, что около трети студентов регулярно пропускает занятия. При этом, как выяснилось в ре-

зультате анонимного опроса, 34,7% респондентов пропускают их по причине отсутствия интереса к ним.

Мотивы занятий физической культурой, по мнению Н.И. Пономарева, В.М. Рейзина [6], - главное условие их эффективности. Проведенное в белгородских вузах исследование показало, что 70% студентов ходят на занятия физической культурой исключительно, чтобы получить зачет (экзамен); 20% - чтобы от-

(шШ)

влечься от аудиторных занятий; 7% - чтобы убить время; 3% - чтобы повысить уровень физической подготовленности (рис. 5).

Таким образом, можно заключить, что, во-первых, большинство студентов не осознает значения физичес-

кой культуры для своего здоровья и будущего успеха в профессии и жизни; во-вторых, большинству из них (и тем, кто ходит на занятия регулярно, и тем, кто их пропускает) недостаточно интересно то, чем они на этих занятиях занимаются.

Повысить

Получить зачет (экзамен) 70%

Рис. 5. Мотивы занятий физической культурой студентов белгородских вузов

Очевидно, что повышение двигательной активности студентов невозможно без формирования у них искреннего интереса к занятиям физической культурой и осознанного желания заниматься дополнитель-

но. С целью определения того, какими конкретно видами физических упражнений хотели бы заниматься студенты белгородских вузов, был проведен опрос в виде анкетирования, результаты которого представлены на рис. 6.

Легкая атлетика

Гимнастика

(спортивная/художественная)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол)

Плавание (плавание/прыжки в воду)

Аэробика (ее разновидности)

Атлетическая гимнастика (в т.ч. занятия на тренажерах)

Единоборства (борьба, бокс и т.п.)

Туризм

Настольный теннис, бильярд, дартс, шахматы

2%

11%

6%

4%

7

8°/с

20%

18%

24%

0%

5%

10%

15%

20%

25% 30%

Рис. 6. Виды физических упражнений, которыми бы хотели заниматься студенты на занятиях физической культурой

1

Полученные данные свидетельствуют, что для большинства респондентов наиболее привлекательны занятия аэробикой (24%), спортивными играми (20%), плаванием и прыжками в воду (18%). Значительная часть опрошенных (около 40%) отметила, что желала бы заниматься интересующими видами физических упражнений дополнительно, вне учебного расписания.

Результаты проведенного опроса оптимистичны в том смысле, что свидетельствуют о наличии интереса к двигательной активности и готовности заниматься у большинства студентов. В то же время эти результаты заставляют задуматься о поиске возможностей так организовать работу кафедр физического воспитания, чтобы студенты могли заниматься теми видами физических упражнений, которые им интересны и для занятий которыми они готовы находить дополнительное время.

Грамотно организованные, динамичные, разнообразные, увлекательные занятия физической культурой служат целому ряду перспективных целей. Однако в повседневной студенческой жизни эти занятия способствуют также более быстрому восстановлению

работоспособности за счет чередования умственных и физических нагрузок, что действительно имеет значение, поскольку у большинства современных студентов отмечается повышенная утомляемость организма [7]. Именно с целью предупреждения утомления и поддержания высокого уровня работоспособности организма студентов многие вузы вводят на занятиях так называемые «физкультминутки», представляющие собой коротенькие комплексы упражнений (5-7 мин), направленные на ликвидацию негативных последствий неизбежного в процессе учебной деятельности «сидячего» образа жизни. Несмотря на свою небольшую временную продолжительность, «физкультминутки» являются еще одной формой дополнительных занятий физической культурой и, так или иначе, способствуют увеличению двигательной активности студентов.

С целью определения влияния дополнительных занятий физической культурой (в секции или самостоятельно) и конкретно физкультурных пауз на общий уровень двигательной активности студентов было проведено исследование, результаты которого представлены на рис. 7.

Студенты, не занимающиеся ФК дополнительно и не использующие “физкультминутки"

Студенты,

использующие

"физкультминутки"

Студенты, занимающиеся ФК дополнительно

Студенты, занимающиеся ФК дополнительно и использующие “физкультминутки"

Рис. 7. Динамика средненедельной двигательной активности студентов белгородских вузов

Полученные данные позволяют заключить, что использование на занятиях «физкультминуток» увеличивает двигательную активность студентов в среднем на 5%, а дополнительные занятия физической культурой - на 59%.

Обобщая результаты проведенных в вузах г. Белгорода исследований, в процессе которых было обследовано около 1,5 тыс. чел., можно сделать вывод о том, двигательная активность является непременным условием здоровья и успешной учебной деятельности студентов. При этом в процессе обучения двигательная активность студентов постепенно снижается, что, в свою очередь, ведет к снижению уровня их здоровья и успеваемости. Величина двигательной активности зависит, во-первых, от наличия (или отсутствия) в жизни студента дополнительных занятий физической культурой; во-вторых, от того, к какой группе здоровья он отнесен для занятий физической культурой. Одной из причин низкой двигательной активности студентов является то, что занятия физической культурой не

представляют для них интереса, в результате чего около трети студентов регулярно их пропускает. Большинство студентов не потеряло интереса к двигательной активности, но желало бы заниматься теми физическими упражнениями, которые им нравятся. Наибольший интерес вызывают занятия аэробикой, спортивными играми, плаванием, прыжками в воду. Около 40% студентов готовы заниматься интересующими их видами физических упражнений дополнительно. Дополнительные занятия физической культурой (в секции или самостоятельно) и применение на аудиторных занятиях физкультурных пауз увеличивают двигательную активность студентов в среднем на 65%.

Всё сказанное свидетельствует о необходимости принятия серьезных мер по привитию студентам интереса к различным видам двигательной активности, желания заниматься физической культурой, а также в целом формирования у них установок на здоровый образ жизни.

(шШ)

Литература

1. Горелов А.А. Анализ показателей здоровья студентов специальной медицинской группы / А.А. Горелов, О.Г. Румба, В. Л. Кондаков // Научные проблемы гуманитарных исследований: Науч.-теоретич. журн. -Пятигорск: Изд-во ПГТУ, 2008. - Вып. 6. - С. 28-33.

2. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена (основы теории и методики воспитания) / В.М. Зациорский. - М.: ФиС, 1970. - 200 с.

3. Зимкин Н.В. Физиологическое обоснование тренировки / Н.В. Зимкин. - М.: ФиС, 1969. - 192 с.

4. Научные основы физической культуры и здорового образа жизни: Учеб. пособие / Под общ. ред. проф. Д.Н. Давиденко. - СПб.: СПбГТУ; БПА, 2001. - 348 с.

5. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В.Н. Платонов. - М.: ФиС, 1986. -С. 129-138.

6. Пономарёв Н.И. О формировании потребности человека в физкультурно-спортивной деятельности (теоретический аспект) / Н.И. Пономарев, В.М. Рей-зин // Теория и практика физической культуры. -1988. - № 10. - С. 2-4.

7. Савельева Л.А. О значении пауз активного отдыха в жизни студентов / Л.А. Савельева, Е.В. Зорчен-ко // Современные дидактические проблемы физической культуры и оздоровительные программы в образовательном пространстве вуза: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. 25-26 апреля 2008 г. / МВД РФ; БелЮИ. - Белгород, 2008. - С. 74-76.

8. Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания / А.А. Тер-Ованесян. -М.: ФиС, 1978. - 203 с.

1аа)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.