Научная статья на тему 'Оценка физического развития студентов, освобожденных от практических занятий по физической культуре'

Оценка физического развития студентов, освобожденных от практических занятий по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
269
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Казантинова Г. М., Цуцаева М. В.

Проведенные исследования выявили определенные нарушения физического развития группы студентов, освобожденных от практических занятий по физической культуре. Полученные данные позволяют обосновать методические рекомендации по их обучению физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Казантинова Г. М., Цуцаева М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка физического развития студентов, освобожденных от практических занятий по физической культуре»

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ,

ОСВОБОЖДЕННЫХ ОТ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Г.М. Казантинова, М.В.Цуцаева

ФГОУ ВПО Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия

Проведенные исследования выявили определенные нарушения физического развития группы

студентов, освобожденных от практических занятий по физической культуре. Полученные данные

позволяют обосновать методические рекомендации по их обучению физической культуре.

Изучение состояния здоровья студентов является одним из главных аспектов кадровой политики при подготовке специалистов. Между тем, в

последние годы публикуются сообщения о росте заболеваемости студентов (М.В. Андропова и др., 1999; Т.М. Максимова, 2002; М.Ф.Сауткин, А.Ю. Лутонин, 2002; Г.М. Казантинова, 2004 и др.). Более того, в настоящее время при врачебном контроле стала выявляться группа студентов, которая по состоянию здоровья освобождается от практических занятий по физической культуре. Выделение этой группы студентов диктует необходимость формирования новых методических подходов к преподаванию дисциплины «Физическая культура». В связи с этим обосновано стремление изучить физическое развитие указанной группы студентов. Приведенные данные и определили цель исследования: изучить физическое развитие «освобожденных» студентов, обучающихся в Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии, и полученные данные использовать при обосновании методических рекомендаций преподавания дисциплины.

Для оценки физического развития студентов использованы методы соматоскопии и антропометрии (В.И. Ильинич, 2005). На основании показателей антропометрических измерений вычислялись индексы Брока, Пинье, Кетле. Обследовано 212 человек (128 юношей, 84 девушки) в возрасте 17 - 25 лет, обучающихся в Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии. Все студенты на основании врачебного заключения о состоянии здоровья занимались физической культурой в группе освобожденных от практических занятий.

Данные таблицы 1 показывают, что рост у юношей колебался от 168,7 см до 181,8 см, составляя в среднем 176,1±1,4 см, а у девушек - от 157,7 до 164,3 см, равняясь в среднем 161,9±2,0 см. Следует указать, что среди юношей у 10 человек рост достигал в среднем 191,7±1,5см, а у 11 девушек -172,0±2,0см. Обращает внимание, что более высокими были юноши, поступившие на первый курс в 2005 - 2006 учебном году, а более низкими -студенты 2-го курса, поступившие в академию в 2004-2005 учебном году. Такая закономерность наблюдается и у девушек.

Таблица 1

Показатели физического развития у студентов, занимающихся физической культурой

в группе «освобожденных»

Возраст (лет) Юноши Девушки

Рост (см) Вес (кг) Индекс Рост (см) Вес (кг) Индекс

Брока % Кетле г/см Брока % Кетле г/см

17-18 181,Ш,4 67,4±1Д 67,8±0,9 404±1,0 164,3±1,6 54,812,0 62,1±1,8 328±1Д

19-20 168,7±2,5 76Д±2,8 70,1±1Д 384±1Д 163,9Ы,3 54,3=1=2,1 60,5±1Д 352±1Д

21-25 177,7±1,8 74,7±5,6 70,6±1Д 417±1Д 157,7±1Д 50,7±1,4 56,0±1,0 32Ш=1,0

17-25 176,1±1,4 70,1±3,4 66,4±1Д 381±1,0 161,9±2,0 54,5±1,8 61,2*2,0 338±1,1

Оценка показателей веса установила его снижение у юношей и особенно у девушек по сравнению с теоретическим весом по данным индекса Брока. В среднем у юношей он равнялся 70,1±3,4 кг, а у девушек - 54,5±1,8 кг. Причем оценка веса у студентов в разных возрастных группах показывает, что снижение веса особенно заметно у лиц в возрасте 17 - 18 лет. У юношей и девушек этого возраста дефицит в весе составлял 10 - 14 кг. Вместе с тем следует отметить, что у 8 юношей вес был повышен и достигал в среднем 119,9 кг. При врачебном обследовании у них диагностирован гипоталамический синдром с выраженным нарушением обмена веществ, ожирение III - IV степени. У девушек всех возрастных групп отмечено снижение веса на 8 - 10 кг по сравнению с теоретическим. Кроме того, У 17 девушек средний вес составлял лишь 48±1,2 кг, что было меньше должного на 12 и более килограммов. Большинство из них болеют вегетососудистой дистонией, хроническими заболеваниями ЛОР-органов.

Таблица 2

Показатели индекса Кетле у обследованных студентов разных возрастных групп

Возраст (лет) Уровень Юноши Девушки

% абс. г/см % абс. г/см

норма 10,9 385±14 13,3 343±5

17-18 повышен 18,8 505±9*** 6,0 420±13***

снижен 21,9 зоз±ю*** 34,9 299±8***

норма 11,7 385±14 20,5 351±6

19-20 повышен 20,3 463±12*** 7,2 441±15***

снижен 10,9 340±8* 14,5 306±10***

норма 0,8 371±0 2,4 331±5

21 -25 повышен 3,1 461±15*** - -

снижен 1,6 354±6* 1,2 299±4***

норма 23,4 385±14 36,2 347±12

17-25 повышен 42,2 481±12*** 13,2 431±15***

снижен 34,4 336±8*** 50,6 292±7***

Примечание: *, *** - достоверно при р<0,05, 0,001 в сравнении с нормой

Средние показатели индекса Кетле как у юношей, так и у девушек находились на уровне нижней границы нормы, что не согласовывалось с данными, изложенными выше. Учитывая это, мы провели анализ

индивидуальных показателей. Материал таблицы 2 указывает, что индекс Кетле определялся в пределах нормы лишь У 23,4 % юношей и у 36,2% девушек. У 42% юношей и у 13,2 % девушек он превышал норму и равнялся соответственно 481±12 г/см и 431±15 г/см (р<0,001). Необходимо отметить, что среди юношей этой группы у 13 человек его средний уровень достигал 596±15 г/см, превышая норму более чем на 200 г/см. У 8 из них установлено ожирение III - IV степени нейроэндокринного генеза.

Наряду с этим у 34,4% юношей и 50, 6% девушек индекс Кетле был снижен соответственно до 336±8 г/см и 292±7 г/см (р<0,001). Обращает внимание особенно низкие его показатели у 14 девушек. Средний показатель индекса Кетле у них составляет 277±6 г/см, то есть был ниже нормы более чем на 100 г/см.

Анализ показателей индекса Пинье установил, что крепкое и хорошее телосложение имеют лишь 44,8% юношей и 16,2% девушек (таблица 3). У последних этот показатель был особенно небольшим в возрасте 17-18 лет. Наряду с этим обращает внимание большой процент лиц со слабым и очень слабым телосложением. Так, у юношей он составил 48%, а у девушек - 65,4%, равняясь в среднем соответственно 39,2±1,3 усл.ед. и 33±1,3 усл.ед.

Таблица 3

Показатели индекса Пинье у обследованных студентов разных возрастных групп

Юноши Девушки

Возраст (лет) Степень % абс. усл.ед % абс. усл.ед

1 8,8 6,3±0,7 1,2 4±0

17-18 2 10,4 16,6±1,3 4,9 15,2±1,2

3 32,0 24±1,1 7,5 23,3±1,0

4 16,4 41,5±1,4 39,5 35±1,2

1 6,4 4,1±0,5 3,7 8,6±0,5

19-20 2 14,4 16,2±1,0 7,4 16,2±1,0

3 4,0 23,4±0,6 7,4 22,7±0,5

4 19,2 36,6±1,4 24,7 31,3±1,3

1 2,4 2,0±0 - -

21 -25 2 2,4 15,3±0,7 - -

3 - - 2,5 21±0,5

4 2,4 30,5±1,1 1,2 35±0

1 17,6 4,9±0,4 4,9 7,5±0,6

17-25 2 27,2 16,2±1,2 12,3 15,8±1,2

3 7,2 23,7±1,3 17,4 22,7±1,1

4 48,0 39,2±1,3 65,4 33±1,3

Примечание: индекс Пинье: 1 - крепкое, 2-хорошее, - среднее,

Таким образом, проведенные исследования установили отчетливые нарушения физического развития обследуемой группы студентов. Они проявляются в нарушении росто-весовых показателей, снижении крепости телосложения. Указанные изменения находят свое объяснение в диагностируемых у студентов заболеваниях. Вместе с тем, полученные данные и проведенная оценка их общей заболеваемости позволяет обосновать включение в рабочую программу обучения группы «освобожденных» студентов по дисциплине «Физическая культура» выполнение комплексов физических упражнений «сидя на стуле». Учитывая специфику будущей профессии студентов, проводимые нами комплексы рассчитаны на повышение функциональной активности кардио-респираторной системы, опорнодвигательного аппарата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.